АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РГАДА. Ф. 1209. Опись 3. № 17151

Читайте также:
  1. Древнерусская иконопись в художественном мире Н. С. Лескова (анализ произведения по выбору)
  2. Живопись
  3. Живопись
  4. Живопись
  5. Живопись
  6. Живопись
  7. Живопись
  8. Живопись
  9. Живопись
  10. Живопись
  11. Живопись и иконопись в 12 веке
  12. ЖИВОПИСЬ ТОЛЬКО ДЛЯ ЗРЕНИЯ

Висленевы в 1558 – 1606 годах.

В Записных книгах Новгородской приказной избы сохранились списки с меновных записей и грамот на поместья детей боярских Великого Новгорода за 1555 – начало 1560-х годов. Среди них есть документация о размене поместий в Бежецкой пятине между Нустроем Александровичем Висленевым и Афанасием Матвеевичем Зиновьевым в 7066 (1558 году), что было утверждено в Москве 1 сентября 1559 года. При этом, Неустрой получил 2,5 обжи (25 четвертей) земли в деревне Коковино, в Богородицком погосте на Белой, смежно со своими прежними владениями.

В десятне денежной раздачи 1606 года, сделанной, возможно, по указу царя Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия I - имя государя, как ни странно, в преамбуле десятни не указано), упомянуты несколько Висленевых. Верстание проводилось по порядку, установленному при царе Иване Грозном в 1570-х годах: из новиков верстали в «первые деньги», из первых – в другие, из других – в свершенные. Необычно большими были только прибавки к поместным окладам, явно не обеспеченные реальным земельным фондом.

Ишук Брагин сын служил, видимо, довольно давно, так что уже имел денежный оклад «свершеные 13 рублев», и ему лишь повысили оклад до высшей статьи – свершенные 14 рублев. Зато поместный оклад увеличили в полтора раза – с 400 до 600 четвертей.

Вьялица Афанасьев сын служил меньше, - видимо, это только второй или третий смотр после его верстания, потому что по прежнему смотру он имел «деньги новые» по одной из низших статей – в 7 рублей (низшая была 6). По верстанию 1606 года получил «деньги другие», и сразу 11 рублей. Зато поместный оклад был увеличен также на 200 четвертей, с 350 до 550.

Михаил Иванов сын служил еще меньше, поскольку имел «деньги первые» семь рублей (даже не «новые»). По верстанию 1606 года получил «деньги другие» 10 рублей. Поместный оклад был увеличен вдвое – с 250 до 500 четвертей.

Однако это далеко не всё. Дело в том, что среди поручиков за разных помещиков упоминается Иван Висленев. Причем упоминается только на первых 100 листах (это около 400 имен) целых 28 раз, то есть, фактически, он выполнял роль окладчика. Однако среди окладчиков Иван Висленев не указан, и в тексте десятни (даже среди отставных) его имени нет. Если принять во внимание, что Иван Висленев был в это время губным старостой, то это всё объясняет: он не участвовал в боевой службе и мог не упоминаться в десятне, однако как окладчик и поручитель вполне годился.

Кроме того, Ишук Висленев упомянут в качестве поручителя 10 раз (на те же 100 листов). Ни Андрей, ни Михаил не упоминаются ни разу. Это – дополнительный аргумент в пользу того, что Иван Висленев – это один из старейших помещиков Бежецкой пятины.

 

РГАДА. Ф. 1209. Опись 3. № 17151.

Л. 71.

Грамота о Неустрое Олександрове сыне Висленева да о Офоне о Матфееве сыне Зиновьева, а велено им полтретьи обжи на полтретьи обжи по цареве государеве грамоте и по их меновным записем розписати.

От царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии в нашу отчину в Великий Новгород дьяком нашим Шепеле Овинову да Ивану Матфиеву. Бил нам челом Неустрой Олександров сын Висленева да Офоня Матфиев сын Зиновьева, а сказывают, что деи нашим жалованьем, а своих поместий обжами менялись полюбовно, Неустрой деи Висленев променил Офоне Зиновьеву в Бежитцкой пятине // (л. 71 об.) в Покровском да в Николском погосте своего поместья деревню Заречье Евятерево да деревню Меншое Шалимово, в обеих полтретьи обжи, для того, что те деревни отошли от Неустроева поместья дватцать верст, а пришли деи те обжи к Офониным Зиновьева деревням смежно. А против деи того выменил Неустрой его поместья в той ж пятине в Богородицком погосте на Белой деревню Коковино, полтретьи обжи, к своему поместью смежно. Да и записи деи меновные в той их мене промеж ими есть. А те деи их меновные обжи землею и пашнею и всякими угодьи и доходом ровны, и нам бы их пожа- (л. 72) -ловати, велети за ними те их меновные обжи в книгах розписати по рознь по их меновным записем. И ож будет так, как нам Неустрой да Офоня били челом, а нашим будет жалованьем, а своих поместей обжами менялись полюбовно, и записи будет меновные в той их мене промеж ими есть, и Неустроевы будет полтретьи обжи отошли от его поместья дватцать верст, а пришли будет смежно к Офониным деревням, а Офонины будет обжи пришли к Неустроеву поместью смежно, и пригож будет те их меновные обжи за ними розписати, и вы б те их меновные обжы сыскали писцовыми и отделными (л. 72 об.) и приправочными книгами и нашими посылными грамотами и всякими сыски. Да будет по книгам и по сыску те их меновные обжи землею и пашнею и всякими угодьи и доходом ровны, и нашей будет службе и всяким нашим податем в той их мене убытка не будет, и вы б Неустрою Висленеву и Офоне Зиновьеву велели стати перед собою и записи меновные велели им перед собою положити. И скажют перед вами Неустрой и Офоня, что оне нашим жалованьем, а своих поместей обжами менялись полюбовно, и записи меновные в той их мене промеж ими есть, и нашие будет службе и всяким нашим податем (л. 73) в той их мене убытка не будет, и вы б те их меновные обжи велели за ними в книгах розписати по их меновным записем, а с росписных книг велели списати книги противень слово в слово, да те книги с своими приписми запечатов прислали к нам на Москву ненароком с ыными с меншими делы. А того бы есте берегли накрепко, чтобы однолично живущими на пустые обжи, а худыми на лутчие наддачи для не меняти, и нашей бы службе и всяким нашим податем в той мене убытка не было. А будет чего для теми обжами меняти не доведетца, и вы б о том к нам отписали, чтобы нам было ведомо.

Писана на Мо- (л. 73 об.) -скве, лета 7060 осмаго, сентября в 1 д.

Л. 73 об.

Список з записи меновные слово в слово.

Се яз, Офонасей Матфеев сын Зиновьева, променил есми Неустрою Александрову сыну Висленева царева государева жалованья, своево поместья в Богородицком погосте на Белой деревню Кокувино, полтретьи обжи, со всем угодьем, куды ис тое деревни ходил топор и коса и соха, со всем угодьем по старине. А выменил есми у нево на ту деревню царева государева (л. 74) жалованья, ево поместья в Покровском да в Ыванском да в Николском на Волочке на Дершкове деревню Заречье Вятерево, две обжи, да деревню Шалимово Меншое, полобжи, со всем угодьем по старине, куды изс тех деревень ходила коса и соха и топор, и со всеми угодьи по старине. А менялися есмя меж собя полюбовно, полтретьи обжи на полтретьи обжи впрок без розмены. И мне у Неустроя Офонасью в ту деревню в Коковино и в угодья тое деревни не вступатца и моим тетем, о росписи мне Офонасью царю государю бити челом и у росписи ставитца. А не учну яз, Офонасей, царю государю о росписи (л. 74 об.) бити челом и у росписи ставитца, или учну с Неустроем розмениватца, или учну в ту деревню вступатца и в угодья тое деревни Коковина, ино на мне на Офонасье Неустрою взяти по сей записи и на моих детех за убыток и за волокиду десять рублев московская денег.

А на то послуси: Офонасей Олексеев сын Тургенев да Филип Яковлев сын Мякинин да Семен Ширяев сын Румянцов.

А сю меновную запись писал Офонасей на собя сам, лета 7060 шестаго.

А назади записи пишет:

Послух Офонасей руку приложил.

Послух Семен руку приложыл.

К сем к росписным книгам Офонасей Матфиев сын Зиновъев руку приложил и мена мне Офонасью люба.

Л. 75.

Список з записи слово в слово з другие, и в записи пишет.

Се яз, Неустрой Александров сын Висленева, променил есми Офонасью Матфееву сыну Зиновьева царева государева жалованья, своего поместья в Покровском погосте да в Ыванском да в Николском на Волоке на Дершковедеревню Заречье Вятерово, две обжи, да деревню Меншое Шалимово, полобжи, со всем угодьем, куды ис той деревни ходил топор и соха и коса, со всем по старине и со всем угодьем. А выменил есми у Офонасья на те деревни царева государева жалованья, его поместья в Богородицком погосте на Белой деревню Коковино, полтретьи обжи, со всем угодьем, (л. 75 об.) куды ис тое деревни ходил топор и соха и коса со всем по старине. А меняли есмя меж собя полюбовно, полтретьи обжи на полтретьи обжи, впрок без розмены собе и своим детем. И мне, Неустрою, у Офонасья в те деревни не вступатца, в деревню в Заречье Вятерево да в деревню в Меншое Шалимово и в угодья тех деревень и моим детем. О росписи. И мне, Неустрою, о росписи мне, Неустрою, царю государю бити челом и у росписи ставитца. А не учну яз, Неустрой, царю государю о росписи бити челом и у росписи ставится, или учну ф те деревни вступатца и в вугодья тех деревень Заречья и Шалимова, (л. 76) ино на мне на Неустрое Офонасью взять по сей записи и на моих детех за убыток и за волокиту десять рублев московская денег.

А на то послуси: Офонасей Олексеев сын Тургенева да Филип Яковлев сын Мякинина да Семен Ширяев сын Румянцов.

А сю меновную запись писал Неустрой на собя сам, лета 7000 шездесят шестаго.

А назади у записи пишет:

Послух Офонасей руку приложил.

Послух Семен руку приложил.

К сим росписным книгам Неустрой Александров сын Висленева руку приложил и мена мне Неустрою люба, как в сей записи писано.

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)