АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ЗАПОВЕДНИК

Читайте также:
  1. Августа. Скнасен – музей ремесел.
  2. Алматинский государственный университет им. Абая
  3. АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
  4. В заповеднике сказок
  5. В чем отличие правового режима заповедника от природного заказника
  6. в) государственный герб РФ
  7. Вятка, заповедник сказок, резиденция Кикиморы -
  8. Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ
  9. Глава IV. Государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации
  10. Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов
  11. Государственный аппарат в годы гражданской войны
  12. Государственный аппарат в период Великой Отечественной войны


«РОДИНА В. И. ЛЕНИНА»

 

 

432063, г.Ульяновск, ул.Ленина, 98,

тел. /факс (8422) 32-63-62,

E-mail: zapoved@mv.ru

www.zapovednik.mv.ru

ПРЕСС-РЕЛИЗ

 

7 февраля 2013 г. в 14.00 в музее «Симбирское купечество» открывается выставка "Разные, но не чужие", посвящённая народам Поволжья.

 

На выставке представлены предметы домашнего обихода, детали национального костюма, образцы вышивки народов Симбирской губернии из фондов музея-заповедника и частных собраний.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Ещё первобытные люди начали украшать свою одежду орнаментами из жил и шерсти животных, что стало первым предназначением вышивки как эстетического украшения и послужило дальнейшему развитию данного рукоделия. Историками зафиксировано, что первые вышивки появились в Древнем Китае в VI-V веке до нашей эры на шелковых тканях.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14 - 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Вышивкой украшали буквально всё: предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти); праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др.

Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы.

Орнаменты бывают геометрические, растительные и сюжетные. По технике выполнения - вышитые, тканые, набивные и вывязанные.

Язык орнамента многообразен. Он играет роль социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством выражения народного мировоззрения. Несомненна связь орнамента с верованиями. Архаичные узоры (квадрат с четырьмя точками) как знак засеянного поля, плодородия встречается в вышивке на свадебных одеждах и полотенцах низовых чуваш, в мордовской (эрзянской) вышивке. Часть верований и представлений русского народа была общей с древними верованиями и представлениями других поволжских народов.

Ромбический орнамент присущ всем народам Симбирского края. Причины кроются в древних общих корнях. Но, рассматривая орнаменты народов, тесно проживающих друг с другом, нельзя исключить и их взаимовлияния в технике исполнения и сюжетном построении. Хотя каждому народу в орнаменте присуще и свое национальное осмысление. Так геометрический ромбовидный орнамент на чувашских головных полотенцах - сурпанах выполнен всеми цветами радуги, он полифоничен. Татарские полотенца, ткани украшались ромбовидным орнаментом, выполненным закладной техникой ткачества. Браная техника на татарских полотенцах была перенята у русских мастериц. Ромбовидный орнамент симбирских мишарей имел свои национальные особенности. Это, прежде всего, умение вовлечь в "работу" фон, поверхность украшаемого изделия. Пространство между орнаментом само звучит как орнамент.

Обрядовые предметы лучше сохранили традиционные народные орнаменты. Так русские свадебные полотенца донесли до нас мотив восьмиконечной звезды, несущей функцию оберега.

Наличие орнамента у всех народов русских, татар, мордвы и чуваш служило отличием праздничной одежды от будничной. Орнамент дольше, чем костюм народа, сохранял свои традиции.

В Среднем Поволжье отличительной особенностью используемых в вышивке материалов были шерстяные и шелковые нити. Среди орнаментов преобладали геометрические.

Орнамент дольше всего сохраняет национальную специфику, древние традиции. Устойчивость орнамента на одежде связана с его смысловым значением. Как справедливо было замечено В. Стасовым "древний орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений".

 

Выставка продолжит работу до 6 марта 2013 г. по адресу: г. Ульяновск, ул. Ленина, 75а; тел. для справок: 41-26-77


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)