|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Путь Пуха
К тому времени, когда речка добралась до края Леса, она выросла в настоящую Реку. И, сделавшись взрослой, она перестала прыгать, скакать и вертеться, как вначале, в детстве, а двигалась плавно и медленно. Ведь теперь она знала, куда идет, и говорила себе: «Спешить незачем. Когда-нибудь все там будем».
Перейдем к рассмотрению принципа, который является, пожалуй, самым характерным элементом «даосизма в действии». Этот принцип известен под названием «У Вэй». Он же служит отличительной чертой «Пуха в действии». В английском языке такого понятия, в общем-то, не существует, а между тем давно уже пора его выделить и как-то назвать. Назовем его «Путь Пуха». Термин «У Вэй» буквально переводится «не делая», «не стараясь», «не изобретая». Говоря точнее, этот принцип требует действовать ненасильственным путем, не принуждая других, не преследуя корыстные и эгоистические цели. Не случайно слово «Вэй» складывается из иероглифов, обозначающих когтистую лапу и обезьяну: ведь принцип «У Вэй» подразумевает невмешательство во Внутреннюю Природу вещей, поведение, лишенное хитроумия и жадного обезьянничания. Принцип «У Вэй» действует подобно воде, обтекающей камни на своем пути, и согласуется с ритмом, заданным природой, а не старается добиться своего любыми средствами в кратчайшие сроки, что приводит обычно к короткому замыканию в цепи природных явлений. Обратимся за примером к Чжуан-цзы:
В ущелье Лю есть водопад, низвергающийся с высоты нескольких тысяч футов. Фонтан брызг, поднимаемый им, виден за несколько миль. В бурлящем внизу водовороте не увидишь ни одного живого существа. Однажды Конфуций любовался водопадом, стоя на некотором удалении от него, и вдруг заметил старика, барахтавшегося в бурном потоке. Кликнув своих учеников, Конфуций бросился на помощь. Но к тому времени, когда они добежали до водопада, старик уже выбрался из воды и спокойно шел по берегу, что-то напевая. Конфуций поспешил к старику. — Нужно обладать поистине сверхъестественной силой, чтобы спастись из этой пучины, — сказал он. — Ты же на вид обыкновенный человек. Должно быть, ты знаешь какой-то чудесный секрет? — Нет у меня никакого чудесного секрета, — ответил старик. — Просто я начал учиться этому еще в детстве, а в дальнейшем совершенствовал это умение. Постепенно мне удалось развить его достаточно хорошо, и теперь я уверен, что спасусь в любых обстоятельствах. Весь секрет в том, чтобы не сопротивляться потоку, превосходящему тебя по силе, а погружаться, когда он тянет вниз, и всплывать вместе с ним на поверхность, — вот и все.
Усвоив принцип «У Вэй», мы будем жить в согласии с собственной Внутренней Природой и с законами окружающего мира. Мы будем действовать с минимальной затратой сил. Природа живет по этому принципу, и потому она никогда не ошибается. Ошибки (реальные или воображаемые) — удел человека с перегруженным мозгом, который вечно пытается что-то изменить в естественном ходе событий вместо того, чтобы учиться и находить поддержку. Но не таков Винни-Пух, самый малостарательный медведь из всех, какие нам когда-либо встречались.
— И как только тебе это удается, Пух? — Что удается? — Добиваться своего, не прилагая никаких усилий. — А я ничего не добиваюсь, — сказал Пух. — И тем не менее все, что ты ни задумаешь, у тебя получается. — Оно получается как-то само собой, — ответил он. — Подожди-ка. Это напоминает мне одно место в «Дао дэ цзин», — заметил я, доставая книгу с полки. — Вот оно. Тридцать седьмой чжан. В переводе это звучит примерно так: «Дао ничего не делает, но ничего не остается несделанным». — Это похоже на загадку, — сказал Пух. — Это значит, что Дао не вмешивается в естественный ход событий, а дает им возможность развиваться предопределенным порядком, и желаемые результаты достигаются сами собой, естественным путем. — Понятно, — сказал Пух. — По-китайски этот принцип называется «Вэй У Вэй» — «делай, не делая». Из него следует принцип «Дзы жань» — «само по себе», согласно которому все происходит само собой, спонтанно. — Ага, понятно, — сказал Пух.
Классическим примером, демонстрирующим, что такое Путь Пуха, можно считать событие, произошедшее во время игры в Пушишки. Пух, Пятачок, Кролик и Ру бросали шишки и палочки в речку с одной стороны моста и бежали на другую сторону, чтобы посмотреть, чья палочка выплывет первой. И вот однажды они ждали какое-то время, как вдруг из-под моста выплыл... Иа-Иа.
— Я не знал, что ты тоже играешь, — сказал Крошка Ру. — Я не играю, — ответил Иа. — А что же ты там делаешь? — спросил Кролик. — Можешь отгадывать до трех раз, Кролик. Рою землю? Неправильно. Прыгаю по веткам молодого дуба? Нет, неправильно. Жду, чтобы мне кто-нибудь помог выбраться из реки? Теперь правильно! Дайте Кролику время подумать, и он всегда все отгадает!
И тут Пуху пришла в голову идея. Если они будут бросать в реку камни, то от них пойдут волны, и они прибьют Иа-Иа к берегу. Кролик согласился, что это неплохая идея. Иа-Иа так не показалось.
— А вдруг мы случайно попадем в него? — тревожно спросил Пятачок. — Или вдруг мы случайно не попадем в него! — сказал Иа. — Обдумай все эти возможности, Пятачок, прежде чем вы начнете развлекаться. Но Винни-Пух уже притащил самый большой камень, какой только мог поднять, и склонился над водой, держа его в лапках. — Я его не брошу, а просто уроню, Иа, — объяснил он. — И тут уж я не промахнусь, то есть я хочу сказать, что я не попаду в тебя. Ты можешь на минутку перестать вертеться, а то меня это сбивает? — Нет, — сказал Иа. — Мне нравится вертеться. Кролик почувствовал, что пора ему взять на себя командование. — Ну, Пух, — сказал он, — когда я скажу «Пора!», ты можешь пускать камень. Иа-Иа, когда я крикну «Пора!», Пух пустит свой камень. — Большое спасибо, Кролик, но я полагаю, что это я узнаю и без тебя. — Пух, ты готов? Пятачок, отодвинься немного от Пуха, ты ему мешаешь. Ру, чуть-чуть назад. Все готовы? — Нет, — сказал Иа. — Пора! — крикнул Кролик. Пух отпустил камень. Раздался громкий всплеск, и Иа-Иа исчез. Момент был волнующий, особенно для наблюдателей на мосту. Они глядели во все глаза... И даже вид палочки Пятачка, которая выплыла чуть-чуть впереди Кроличьей палочки, не так развеселил их, как вы могли бы ожидать. А потом — как раз в тот самый момент, когда Пух уже начал думать, что, наверно, он выбрал неправильный камень, или неправильную реку, или неправильный день для своей Идеи, — что-то серое появилось на прибрежной отмели... Постепенно оно становилось все больше и больше... и наконец стало ясно, что это Иа-Иа выходит из воды. С дружным воплем они кинулись с моста; они тащили, и тянули, и подталкивали Иа, и вскоре он встал на твердую почву. — Ой, Иа, до чего же ты мокрый! — сказал Пятачок, пощупав его. Иа отряхнулся и попросил кого-нибудь объяснить Пятачку, что происходит, когда вы находитесь в воде довольно долгое время. — Молодец, Пух! — великодушно сказал Кролик. — Да, нам с тобой пришла в голову неплохая Идея!
Умники, как всегда, успех приписывают себе. На самом же деле успех достигается не благодаря умничанию, а благодаря мудрости тех, кто всматривается в окружающий мир и следует его законам. Действуя по принципу «У Вэй», человек вставляет круглые колышки в круглые отверстия, а квадратные — в квадратные. Никаких усилий, никаких препятствий. Тот же, кто ничего не хочет знать, кроме своих желаний, пытается силой запихнуть круглые колышки в квадратные отверстия и наоборот. Большой Ум пытается изобрести хитроумный способ засовывания колышков в отверстия, для которых они не предназначены. Знание пытается разработать теорию, объясняющую, почему круглые колышки не подходят для квадратных отверстий, а квадратные — для круглых. Принцип «У Вэй» не предполагает ничего подобного. Он даже не задумывается о задаче, которую ему предстоит выполнить, а просто выполняет ее. И вид у него при этом совсем не озадаченный.
— Что-нибудь не ладится, Пятачок? — Да вот, банку никак не открыть... Крышку... заело. — Ну-ка, дай-ка... Да, действительно... Пух, может быть, ты сможешь открыть? (ХЛОП) — Спасибо, Пух, — сказал Пятачок. — Как это у тебя так здорово получается? — спросил Тигра. — Очень просто, — объяснил Пух. — Сначала поворачиваешь крышку до тех пор, пока она уже больше не поворачивается, потом набираешь побольше воздуха и, выдыхая его, поворачиваешь дальше. Вот и все. — Дай я попробую! — вскричал Тигра, кидаясь на кухню. — Где-то тут была банка соленых огурцов... Ага, вот она. — Тигра, — произнес дрогнувшим голосом Пятачок, — может быть... я не знаю... — Не дрейфь, Пятачок, все будет в порядке! — сказал Тигра. — Смотри, я поворачиваю, и... (ТРАХ!) — Ладно, Тигра, — сказал я. — Теперь подбери, пожалуйста, огурцы с пола. — Она выскользнула у меня из лап, — оправдывался Тигра. — Ты слишком сильно старался, — сказал Пух.
А когда стараешься слишком сильно, ничего не получается. Напрягите руку и быстро схватите ею что-нибудь, а потом для сравнения повторите то же самое, расслабив руку. Или попробуйте поработать некоторое время, напряженно думая. Когда человек слишком долго и старательно думает, все получается у него неловко, неестественно — сплошной Конфуз. Животные в лесу никогда напряженно не думают, они просто существуют. Подавляющее же большинство людей могло бы сказать о себе, перефразируя известного западного философа: «Я думаю, следовательно, мне не избежать Конфуза». Приглядитесь к жизни в городе и в лесу — и, возможно, у вас возникнет вопрос, почему это человек возомнил, что он — Высшее Животное.
— Высшее, чем что? — спросил Пух. — Не знаю, Пух. Я долго и старательно думал над этим, но так ничего и не придумал. — Если бы люди действительно были Высшими Животными, — сказал Пух, — они, наверно, навели бы порядок в мире. — Вот именно, — согласился я.
В течение многих столетий человек так Усовершенствовал свой мозг, что он стал непреодолимой преградой между ним и окружающим миром, в котором действуют естественные законы. Мозг все время так напряженно думает, что быстро изнашивается, размягчается и слабеет. Такой мозг, даже если он развит очень хорошо, неэффективен. Он мечется взад-вперед и не может сосредоточиться на том, о чем ему надо думать в настоящий момент. Мчась в автомобиле по запруженной городской магистрали, он воображает, что находится в бакалейном отделе, и размышляет над списком необходимых покупок. А потом удивляется, растет число несчастных случаев на дорогах. Когда живешь в согласии с принципом «У Вэй», несчастных случаев на дорогах практически не бывает. Затруднения время от времени возникают, но в конце концов они разрешаются. И не нужно изо всех сил стараться их преодолеть, нужно просто дать им возможность разрешиться самим — как это случилось, например, во время поисков Козявки. Козявкой, как вы помните, звали для краткости Сашку-Букашку. Однажды, по дороге через куст можжевельника, он потерялся. Как и почему это произошло, никто не видел. Были организованы Поиски, руководимые и направляемые, естественно, Кроликом. Все до одного были включены в состав поисковой группы и прямо с ног сбились, разыскивая Козявку. Единственным, кто не участвовал в суматохе, был, разумеется, Пух.
— Ой! — пискнул кто-то. «Странно, — подумал Пух. — Я сказал „Ой!", а сам не ойкал!» — Спасите, — сказал тоненький, писклявый голосок. «Это опять я, — подумал Пух. — Со мной случился Несчастный Случай, и я упал в колодец, и голос у меня стал писклявый и разговаривает сам собой, потому что я что-то себе повредил. Плохо дело!» — Спасите-помогите! — снова пискнул Голосок. — Ну вот, пожалуйста! Я не собирался этого говорить, а вот говорю! Значит, это Очень Несчастный Случай! Тут Пух решил проверить, сможет ли он сказать то, что собирается, и громко произнес: — Очень Несчастный Случай с Медвежонком Пухом. — Пух! — пискнул Голосок. — Это Пятачок! — крикнул Пух радостно. — Где ты, Пятачок? — Внизу, меня придавило, — сказал Пятачок придавленным голосом. — Придавило? Чем?
И когда, наконец, вопрос с внутренним голосом был выяснен...
— Пух! — закричал Пятачок. — Там кто-то лезет по твоей спине! — Я так и думал, — сказал Пух. — Это Козявка! — крикнул Пятачок.
С теми, кто идет Путем Пуха, подобное случается сплошь и рядом. Все, что должно быть сделано, делается в должное время и должным образом. Объяснить, почему так происходит, невозможно, можно только продемонстрировать на каком-нибудь примере вроде вышеприведенного. По крайней мере, так бывает в том случае, если вы действуете в соответствии с естественным ходом событий, а не препятствуете ему, возомнив, что знаете лучший путь. Все, что должно произойти, произойдет своим чередом, если только вы не помешаете этому. Впоследствии, оглянувшись назад, вы и сами признаете это и поймете, что, как бы вы ни старались, лучше У вас все равно не получилось бы, а если бы вы старались вовсю и приложили максимум усилий, то лишь испортили бы все. Другим примером, подтверждающим, что все складывается наилучшим образом само собой, может служить празднование дня рождения Иа-Иа, организованное Пухом и Пятачком. Когда Пух узнал, что у Иа день рождения, то подумал, что надо что-нибудь ему подарить. Он пошел домой, чтобы захватить для Иа-Иа горшок с медом, а по дороге встретил Пятачка и рассказал ему об этом. Пятачок решил, что подарит Иа воздушный шарик, который остался у него с его собственного дня рождения. Пока Пятачок бегал за шариком, Пух успел взять горшок с медом и теперь нес его Иа-Иа. Но очень скоро он почувствовал, что сильно проголодался, и решил, что пора подкрепиться.
Он сел на землю и снял крышку со своего горшка. — Как хорошо, что я взял его с собой, — сказал он. — Немало медведей в такой жаркий день и не подумали бы захватить с собой то, чем можно немножко подкрепиться!.. — А теперь подумаем, — сказал он, в последний раз облизав донышко горшка, — подумаем, куда же это я собирался идти. Ах да, кИа. Винни-Пух не спеша встал. И тут он вдруг все вспомнил. Он же съел Подарок!
Или, по крайней мере, большую его часть. Но, на счастье, у него оставался сам горшок. И поскольку он как раз проходил мимо Дремучего Леса, то решил зайти к Сове, чтобы она написала поздравление для Иа. Ведь горшок, хоть и пустой, был и сам по себе очень недурен.
Тем временем Пятачок успел сбегать к себе домой и, захватив воздушный шарик для Иа-Иа, понесся во весь дух, крепко прижимая воздушный шарик к груди, чтобы его не унесло ветром. Пятачок ужасно спешил, чтобы поспеть к Иа-Иа раньше Пуха; ему хотелось первым преподнести ослику подарок, будто он, Пятачок, сам вспомнил про его день рождения, без всякой подсказки. Он так спешил и так задумался о том, как Иа-Иа обрадуется подарку, что совсем не глядел себе под ноги... И вдруг его нога попала в мышиную норку, и бедный Пятачок полетел носом вниз: БУМ!!!
М-да... После того, как Пятачок шлепнулся на воздушный шарик Иа-Иа, тот стал уже не совсем... и даже совсем не...
— Воздушный шар? — сказал Иа-Иа. — Ты сказал — воздушный шар? Это такие большие, красивые, яркие, их еще надувают? Песни-пляски, гоп-гоп-гоп и тру-ля-ля? — Нуда, но только... понимаешь... я очень огорчен... понимаешь... когда я бежал, чтобы поскорее принести тебе его, я упал. — Ай-ай, как жаль! Ты, наверно, слишком быстро бежал. Я надеюсь, ты не ушибся, маленький Пятачок? — Нет, спасибо, но он... он... Ох, Иа, он лопнул. Наступило очень долгое молчание. — Мой шарик? — наконец спросил Иа-Иа. Пятачок кивнул. — Мой деньрожденный подарок? — Да, Иа, — сказал Пятачок, слегка хлюпая носом. — Вот он. Поздравляю тебя с днем рождения. И он подал Иа-Иа резиновую тряпочку. — Это он? — спросил Иа, очень удивленный. Пятачок кивнул. — Мой подарок? Пятачок снова кивнул. — Шарик?
В этот момент появился Винни-Пух.
— Я принес тебе подарочек, — сказал он радостно. — Есть у меня подарочек, — отвечал Иа-Иа. Тем временем Пух перебрался через ручей и подошел к Иа-Иа. Пятачок сидел немного поодаль, хлюпая носом. — Вот он, — объявил Пух. — Это — Очень Полезный Горшок. А на нем знаешь чего написано? «Поздравляю с днем рождения, желаю всего-всего хорошего. Твой Пух». Вот сколько всего написано! И в него можно класть что хочешь. Держи.
Вскоре Иа-Иа обнаружил, что воздушный шарик, который был теперь намного меньше Пятачка, в любой момент легко входит в Очень Полезный Горшок и с такой же легкостью выходит из него. С обычным неуправляемым воздушным шаром это было бы абсолютно невозможно.
— Мне очень приятно, — радостно сказал Пух, — что я догадался подарить тебе Полезный Горшок, куда можно класть какие хочешь вещи! — А мне очень приятно, — радостно сказал Пятачок, — что я догадался подарить тебе такую Вещь, которую можно класть в этот Полезный Горшок! Но Иа-Иа ничего не слышал. Ему было не до того: он то клал свой шар в горшок, то вынимал его обратно, и видно было, что он совершенно счастлив!
Таким образом, все сложилось как нельзя лучше. На высшей ступени «У Вэй» человек действует инстинктивно, не задумываясь. Как сказал Чжуан-цзы, ум, усвоивший принцип «У Вэй», «течет, как вода, отражает, как зеркало, и повторяет, как эхо».
Совсем как Пух. — Кхм, кхм. Повторяю: совсем как Пух. — А? — сказал Пух, внезапно просыпаясь и падая со стула. — Кто как совсем? — Что течет, как вода, отражает, как зеркало, и повторяет, как эхо? — А, загадка! — сказал Пух. — Сколько попыток ты мне даешь? — Ну, не знаю... Там будет видно. — Что же это может быть? — пробормотал Пух. — Течет, как вода...
Соблюдая принцип «У Вэй», вы будете согласовывать свои действия с обстоятельствами и прислушиваться к тому, что подсказывает вам ваша интуиция. Вы будете рассуждать примерно следующим образом: «Еще не время делать это» или: «Лучше, наверное, сделать это вот так...» Люди начнут говорить, что вы обладаете Шестым чувством или каким-то секретом, тогда как на самом деле вы просто поступаете в соответствии с обстоятельствами. Что вполне естественно. Странно, когда люди поступают иначе. И что самое удобное — вам не надо постоянно ломать голову над каверзными вопросами и принимать мучительные решения. Решения приходят сами. Винни-Пух, к примеру, мучился однажды над проблемой: к кому пойти в гости? Он мог пойти к Иа-Иа, которого не видел со вчерашнего дня, или к Сове, которую видел позавчера, или же к Кенге и Ру, с которыми не виделся уже совсем давно. И какое же решение он принял? Он уселся на камень посреди реки и спел песенку. Затем он поднялся, еще немного побродил, размышляя, не зайти ли к Кролику, пока не очутился у дверей собственного дома. Он зашел к себе, подкрепился и пошел к Пятачку. Это и значит идти Путем Пуха. Никаких проблем. Ни суеты, ни маяты...
— Ручей? — спросил Пух. — Что — ручей? — Отгадка. Ручей течет, как вода, отражает, как зеркало... — Но он не повторяет, как эхо. — Нет, повторяет, — возразил Пух. — Ну, в общем-то ты недалек от истины... — Дай мне еще немного времени, — попросил Пух.
Иллюстрацией применения принципа «У Вэй» в решении конфликтов может служить китайское искусство кулачного боя «тайцзицюань», в ходе которого боец стремится вымотать противника, направляя его энергию либо в сторону от себя, либо на нападающего, тем самым ослабляя его боевой дух и способность к сопротивлению. Силу побеждают, не противопоставляя ей другую силу, а поддаваясь ей.
— Течет, как вода, отражает, как зеркало... — бормотал Пух, шагая из угла в угол. — Ты слишком усердно думаешь, Пух, — сказал я. — Я подскажу тебе немного, — может быть, это поможет. — Хорошо бы, — сказал Пух. — А то эта загадка уже начинает мне надоедать. — Так слушай. Чтобы решить ее, нужно дать своим мыслям течь свободно и отражать все окружающее. Понятно? — Нет. — Ну тогда я не знаю, как еще тебе помочь. — Дай подумать... Течет, как вода... — завел он опять.
Принцип «У Вэй» проявляется в единоборстве «тайцзицюань» подобно тому, как ведет себя плавающая пробка, если ее ударить. Чем сильнее по ней бьешь, тем глубже она погружается; чем глубже она погружается, тем выше выпрыгивает обратно. Так, не тратя энергии, пробка может довести вас до полного изнеможения. Принцип «У Вэй» учит нейтрализовать силу, а не вступать с ней в борьбу, тушить огонь водой, а не огнем же, как это зачастую делается.
— Знаю! — воскликнул Пух. — Это пробка! — Отгадка? — Да. Повторяет, как эхо! — с триумфом произнес он. — Но разве она течет, как вода, и что-нибудь отражает? — М-да... — сказал он. — Не подходит. — Знаешь, — сказал я, — я подскажу тебе ответ, чтобы ты не мучился: это Путь Пуха. — Где? — спросил Пух. — Отгадка: Путь Пуха. — А-а... — протянул он. И добавил: — Это не очень интересная загадка. — Так загадай интересную сам. — С удовольствием, — сказал Пух. — Что это такое: все белое с черным и в то же время красное? — Вот уж не думал, что ты эту загадку загадаешь. — Ты что, знаешь ее? — удивился он. — Разумеется. Всем давным-давно известно, что это газета. — А вот и нет, — сказал Пух. — Нет? Тогда, может быть, стыдливая зебра? — Нет. — Тогда... Уж прямо не знаю, что. — Сдаешься? — спросил Пух с надеждой. — Сдаюсь. Что белое с черным и в то же время красное? — Пингвин, пережарившийся на солнце! — Дурацкая загадка, — сказал я. — Ну уж, по крайней мере, поумнее твоей, — парировал он. — Хорошо. Тогда вот тебе другая загадка. Это будет уже нечто противоположное Пути Пуха. Кто бегает целый день, и все без толку? — Кролик? — Ну, в частности, и Кролик. А вообще... — А-а, знаю. Это...
Но об этом в следующей главе.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.027 сек.) |