АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Читайте также:
  1. Аномалии обновлений при наличии многозначных зависимостей и возможная декомпозиция
  2. В) Композиция и язык трагедии.
  3. Возможная декомпозиция
  4. Возможная декомпозиция
  5. Декомпозиция и ранжирование подцелей программы ресурсосбережения.
  6. Декомпозиция логистических систем
  7. Золотое сечение и композиция цвета
  8. Композиция
  9. КОМПОЗИЦИЯ
  10. Композиция
  11. Композиция 1. Танцы
  12. Композиция 10. В плеере
13.1. Виды композиции пространства в архитектуре. Композиции архитектурного пространства по принципу их организации можно разделить на два вида: пространства, организованные вокруг одного или группы архитектурных элементов; пространства ограниченные элементами по периметру. Первый вид композиции архитектурного пространства назовем неограниченным пространством. так как этот вид организованного пространства не имеет четких материальных границ (рис. 196), второй вид — ограниченным пространством, так как это архитектурное пространство имеет определенные, материально выраженные ограничения (рис. 197). Например, объем церкви Вознесения в Коломенском организует пространство вокруг себя. Это пространство выделилось из общей среды и отличается от нее своей ком- позиционной организованностью относительно данного архитектурного объема. Хотя здесь нет материально выраженной границы между организованным пространством и окружающей средой, зритель может реально представить сферу организованного пространства. Ощущение организованности пространства в такой композиции возрастает в направлении к архитектурному объему и уменьшается по мере удаления от него, поскольку по мере приближения к центру в этой сфере происходит активизация взаимоотношений между объемом и пространством (рис. 198). Подобным образом пространство организуется вокруг церкви Успения в Кондопоге (рис. 199), монастыря Сен Мишель (рис. 200), пирамид Хеопса (см. рис. 52) и др. В двух последних примерах пространство организуется не одним, а несколькими архитектурными элементами, расположенными в ритмическом порядке. В Сен Мишель архитектурные элементы образуют единую объемную композицию, вокруг которой организуется пространство, а пирамиды Хеопса составляют ритмический ряд архитектурных элементов, являющихся ядром этого вида композиции пространства. Принципиально другим видом композиционной организации является пространство площади Вогезов в Париже (рис. 201) или вестибюль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (рис. 202). В этом ряду архитектурное пространство имеет четкие материальные границы. Они определяются архитектурными элементами, ограничивающими пространство по периметру. 13.2. Неограниченное архитектурное пространство. В организации неограниченного архитектурного пространства участвуют: основной (главный) архитектурный объем или группа объемов, вокруг которых организуется пространство и поверхность основания, на кото- рой находится пространственная композиция. Положение основного элемента в неограниченном пространстве определяется по отношению к осям координат, относительно которых

он может занимать основную или промежуточную по значимости позицию, т.е. быть в вертикальном, горизонтальном или наклонном положении.

Для поверхности основания в неограниченном пространстве характерным является ее форма и положение в пространстве. Наиболее распространенная форма поверхности основания — условно плоская (горизонтальная) и условно выпуклая (сложная). Условно плоскую поверхность основания можно видеть в таких примерах, как композиционно организованное пространство вокруг церкви Успения в Кон-допоге {см. рис. 199) или церкви Покрова на Нерли (рис. 203). Условно выпуклую поверхность — в таких примерах, как Сен Мишель и др. (см. рис. 200). Поскольку характер поверхности основания л приемы ее решения в неограниченном и ограниченном пространстве аналогичны, то эти вопросы будут разбираться в соответствующих разделах изучения ограниченного пространства.

Как было отмечено, ощущени организованности неограниченног пространства увеличивается по не правлению к основному архитен турному объему (объемам). Поэтом динамика, напряженность компс зиционной сферы зависит прежд всего от активности решения архк тектурного элемента и взаимодейс! вия его с поверхностью основания Главный композиционный элемен несет в себе одновременно функци: центра и доминанты пространсч венной композиции, так как явля ется, по существу, единственной в* щественной основой для этого вид организации архитектурной фор мы. Актуальность композиционнс го решения основного архитектуг ного элемента зависит от его (pop мы, величины, массивности, поле жения в пространстве, пластическс го выявления. Естественно, что о всех перечисленных факторов

значительной степени зависит взаимодействие основного архитектурного элемента с окружающим его пространством, выразительность всего композиционного построения. Примерами могут служить ажурная форма Эйфелевой башни в Париже (рис. 204) или объем церкви в Кондопоге (см. рис. 199). Развитость по вертикали этих элементов создает динамику не только в них самих, но и влияет на восприятие окружающих пространств. В противоположность этим примерам объем церкви Покрова на Нерли приближается к кубической форме. В нем нет резко выраженного развития в каком-либо направлении. -Соответственно объему и характер неограниченного пространства в этом случае более спокойный, величественный. На примере Андреевской церкви в Киеве (рис. 205) видно, насколько крупная пластика объемов и сложный силуэт активизируют композиционные взаимодействия объема и пространства, придают динамику всей композиционной организации.

Поверхность основания в неограниченном пространстве является важнейшим элементом этого вида композиции. В зависимости от характера поверхности и взаимодействия с основным элементом она может определять характер пространственной композиции. При плоской горизонтальной поверхности основания наиболее распространенные решения основных элементов лежат в пределах, заключенных между решением, когда элемент развит по вертикали и противопоставляется горизонтальной поверхности основания (церковь Успения в Кондопоге), и другим случаем — когда элемент приближается к ра зноразмерной форме (церковь Покрова на Нерли). Превалирование глубинной или фронтальной координаты в основном организующем элементе не способствует композиционному решению неограни-

ченного пространства, так как в этом случае элемент приобретает горизонтальный характер, что делает его инертным на горизонтальной плоскости. При сложной (условно выпуклой) поверхности основания архитектурный элемент (эле-

менты) может подхватить и продолжить общее движение, созданное природным основанием. Например, в замке Сен Мишель все элементы композиции — поверхность основания, архитектурные объемы — находятся в едином движении вверх, начало которому дает рельеф местности (см. рис. 200).

Итак, характер неограниченного архитектурного пространства зависит от особенностей основного композиционного элемента, характера поверхности основания и взаи-

модеиствия этих элементов композиции.

Приемы построения и выявления неограниченного пространства используют основные свойства объемно-пространственных форм и аналогичны приемам организации композиционных элементов в ограниченном архитектурном пространстве.

13.3. Ограниченное архитектурное пространство. В композиции ограниченного архитектурного пространства, участвуют:

поверхность основания;

элементы, ограничивающие пространство по периметру;

поверхность перекрытия (в интерьерах).

Архитектурные пространства этого вида классифицируются между собой по признакам, которые являются наиболее существенными и общими для пространств этого вида, с другой стороны, они позво-

ля ют разделять отдельные композиционные решения на группы в зависимости от параметров этих признаков.

Такими признаками являются: величина, соотношение координат, форма плана, степень замкнутости. Соотношение пространств между собой по величине не требует специальных пояснений (большое пространство — меньшее пространство). Соотношение координат характеризует общие пропорции пространства по трем измерениям. Горизонтальное сечение (план) дает основное представление о форме пространства. Степень замкнутости характеризует связь ограниченного

пространства с окружающей средой.

Эти наиболее существенные признаки, по которым можно рассматривать ограниченное пространство, в методических целях являются необходимыми и достаточными для характеристики, так как они присущи всем группам ограниченных пространств и дают полное представление об их пропорциях, форме и плотности ограничения.

Соотношение координат. Пространственная композиция в архитектуре, как правило, предполагает восприятие ее зрителем в движении. С различных точек зрения композиция пространства воспринимается по-разному. Так, с одной точки зритель может воспринимать всю глубину пространства, с другой — только плоскость элемента, ограничивающего это пространство. Чтобы классифицировать ограниченное пространство по соотношению координат, необходимо его оценивать с наиболее характерной точки восприятия, откуда зритель наиболее ясно воспринимает общий замысел построения композиции и общие пропорции пространства.

По пропорциям ограниченные пространства делятся на следующие основные группы: равноразмерные (рис. 206), глубинные (рис. 207), фронтальные (рис. 208), вертикальные (рис. 209).

Пространство двора палаццо Фарнезе (рис. 210) имеет квадратный план и примерно равную стороне квадрата высоту. Интерьер храма Ники Аптерос в Афинском Акрополе тоже предстазляет собой пространство, приближающееся к кубическому, т.е. равновеликое по трем измерениям.

Улица Зодчего Росси в Петербурге (см. рис. 158) соединяет Театральную площадь (ныне площадь Островского) и площадь Чернышевского. Пространство это характерно тем, что оно при равной величине высоты ограничивающих его кор-

пусов и ширины улицы имеет основное развитие в глубину. Восприятие его направлено по глубинной координате. Подобных примеров в архитектуре немало. К ним относятся такие выдающиеся постройки, как улица Уффици во Флоренции.

Фронтальное пространство имеет основное развитие по фронту. Глубинная и вертикальная координаты в ней имеют подчиненное значение и могут быть близки по величине или равны между собой, но глубинная координата не должна быть слишком малой, так как в

этом случае может исчезнуть пространство. Восприятие зрителя во фронтальном пространстве будет направлено перпендикулярно развитой координате или будет прохо-

дить вдоль фронта. Примером фронтального пространства может быть открытое входное пространство Казанского собора (архит. А. Во-ронихин). Здесь пространство развивается по фронту — наибольшей своей координате. Две другие координаты — в данном случае вертикальная и глубинная — имеют подчиненное значение (рис. 211). Подобных примеров в архитектуре можно найти довольно много, в частности площадь Навона в Риме (рис. 212).

По контрасту с предыдущими примерами пространство, ограни ченное группой небоскребов с адми нистративным зданием в Нью-Йорке (рис. 213), или пространство терьера музея Гугенхейма архит. Райта (рис. 214) имеют наибольшее развитие по вертикали. При этом горизонтальные координаты находятся в контрастном соотношении с вертикальной. Пространства такого

типа могут восприниматься зрителем не только с поверхности основания, но и, как часто бывает в современной архитектуре, при движении снизу вверх и сверху вниз. Такие пространства называются вертикальными.

Форма плана. Расположение в плане элементов, ограничивающих пространство, является одним из важных факторов, характеризующих пространственную организацию. План дает главную характеристику формы пространства. Формы планов архитектурного пространства делятся на две группы: простую геометрическую и сложную геометрическую.

Планы площади Аннунциаты во Флоренции, площади Дофинов в Париже, Капитолия и Пантеона в Риме (рис. 215—218) и другие объединяет простая геометрическая форма: квадрат, треугольник, трапеция, круг и т.д.

Группа планов сложной геометрической конфигурации разделяется Ht. лланы сложной симметрической формы и асимметричной. Примером ограниченного пространства, имеющего план сложной симметричной формы, может служить пространство зрительного зала театра Н. Паганини в Парме (рис. 219). Его сложные криволинейные очертания симметричны относительно продольной горизонтальной оси. Подобным же образом строится в плане пространства площади Дель Пополо в Риме (рис. 220) или церкви Знамени в Дубровицах (рис. 221) и др.

В других планах этой группы форму определяет асимметрия. Сю-

да можно отнести площадь Синьории во Флоренции (рис. 222), площадь Дель Санто в Падуе (рис. 223).

Из современной архитектуры интересны примеры свободных, асимметричных планов, таких, как художественные мастерские в Перу архит. А. Альвареса (рис. 224), индивидуальный жилой дом в Сканд-рии архит. П.Портогези (рис. 225).

Степень замкнутости. По степени замкнутости ограниченные пространства делятся на экстерьер-ные и интерьерные; эти пространства различаются наличием перекрытия в интерьерах и его отсутствием в экстерьерах.

Степень замкнутости экстерьер-ных пространств определяется величиной, массивностью элементов, ограничивающих пространство, интервалами между ними. Чем более массивны элементы, чем плотнее друг к другу они расположены, тем более они замыкают пространство, отделяя его от соседних пространств и окружающей среды

(рис. 226). Примером замкнутого архитектурного пространства может служить площадь Дель-Кампо в Сиене (рис. 227). Здесь массивные элементы плотно окружили пространство площади по всему периметру, замыкая его "в себе".

В противоположность названному пространство Стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге (рис. 228) можно назвать открытым. Оно лишь условно ограничено зданием Биржи и двумя Ростральными колоннами. Интервалы между этими архитектурными элементами превалируют над величиной и массой, создавая возможность свободного перехода пространства в окружающую среду города (рис. 229).

Степень замкнутости интерьер-ных пространств зависит от соотношения массы элементов, его ограничивающих, и величины проемов. Замкнутость интерьера капеллы Роншан (рис. 230) достигается ограничением его по всему периметру массивными стенами с небольшими

световыми проемами. Интерьеры загородного дома Ф. Джонсона в шт. Коннектикут (рис. 231) открыты и активно связаны с окружаю-

щим пространством, остекление лишь условно ограничивает интерь-ерное пространство. Выделенные свойства являются в совокупности

необходимыми и достаточными характеристиками обобщенной модели пространственной композиции, так как дают представление о пропорциях, форме и плотности ограничения пространства. Изменение параметров указанных свойств

приводит к переходу от одного состояния пространственной характеристики к другому.

13.4. Построение и выявление ограниченного архитектурного пространства

а) Композиционные оси. В основе композиции ограниченного архитектурного пространства лежит творческий замысел архитектора, если, конечно, пространство не возникло стихийно. В композиции может быть использован принцип симметрии и асимметрии.

Основу симметричного построения ограниченного архитектурного пространства составляет ось симметрии. Она является главным направлением развития композиции, основой, организующей последовательность движения и восприятия

зрителя. Примером строгой симметричной композиции могут быть пространства площади Капитолия в Риме (см. рис. 217) или клуба им. Русакова в Москве архит. К. Мельникова (рис. 232).

В основе асимметричного построения композиции ограниченного архитектурного пространства лежит ось равновесия. В композиции этого типа она не зафиксирована жестко, так как ее положение опре-

деляется позицией наблюдателя и размещением видимых элементов и окружающего их пространства. Примером асимметричного построения композиции может быть пространство Афинского Акрополя. Здесь целостность и гармоничность достигается на основе динамического равновесия масс элементов, орга-

низующих асимметричное пространство и воспринимаемых зрителем с разных сторон (рис. 233).

Очертание осей в пространственной композиции может быть различным. Так, в композиционном построении площади Капитолия в Риме композиционная ось имеет прямолинейное очертание

(рис. 217). В Ассигнационном банке в Санкт-Петербурге (рис. 234) композиционная ось пространства, относительно которой располагаются все помещения, имеет криволинейное очертание. В египетском храме Луксор (рис. 235) основная композиционная ось представляет собой ломаную линию.

В архитектуре довольно часто встречаются пространственные построения, имеющие несколько композиционных осей. В этом случае направление осей и значение их в композиции может быть различным. В пространстве города Пирей (рис. 236) композиционные оси идут параллельно. Параллельное направление осей не делает их равнозначными. Центральная ось, как правило, является главной.

Композиционные оси могут пересекаться между собой. Композиция площади Согласия в Париже, Цвингера в Дрездене (рис. 237, 238)

имеют пересечение двух осей симметрии в плане под прямым углом. При этом в Цвингере ось, перпендикулярная основному направлению движения, подчеркнула об-

щую симметричность композиции, создав четырехкратное повторение элементов в плане. В площади Согласия ось, перпендикулярная главной композиционной оси Ели-сейских полей, усиливает динамику общего композиционного построения, так как на этой оси строится пространство улицы Руаяль с завершающим объемом церкви Мадлен.

 

 

Композиционные оси могут идти в разных направлениях, исходя из одной точки или пересекаясь с ней.

Лучевое построение композиции пространства лежит в основе градостроительной системы Санкт-Петербурга, Версаля (рис. 239, 240), в интерьере клуба Русакова в Москве (см. рис. 232).

Примером многоосевого построения пространственной композиции может служить площадь Звезды (Де Голля) в Париже (рис. 241). Композиционные оси улиц, выходящих на площадь, пересекаются в ее центре — Триумфальной арке. Пространство построено на строгой симметрии зтих осей. При этом не все оси равнозначны в данной композиции. Ось Елисейских полей является главной, все остальные — подчиненные. Это подчеркнуто размером основной улицы и расположением фасадов Триумфальной арки.

Композиционные оси могут проходить не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной. Например, сложное пространство собора Св. Петра в Риме имеет несколько композиционных осей.

Главная ось, относительно которой строится все пространство собора, пересекается не только осью поперечного трансепта в горизонтальной плоскости, но и осью вертикального объема, которой завершается куполом. В экстерьерном пространстве подобное пересечение вертикальной и. горизонтальной осей можно видеть в композиции пространства ратуши в Торонто (рис. 242). Здесь так же, как и в предыдущем примере, главная ось композиции, относительно которой построено пространство, пересекается с вертикальной осью пространства, ограниченного основными административными зданиями.

Итак, композиционные оси, их расположение, характер очертания и т.д. составляет основу (костяк) архитектурного пространства. Место пересечения осей является важнейшим пунктом пространственной композиции, так как здесь сосредоточивается несколько направлений композиционного развития. Компо-

зиционные оси и место их пересечения во многом определяют расположение композиционного центра и доминанты.

б) Композиционные центры и доминанты. Единство и целостность пространственной композиции основаны на гармонии и соподчине-

нии элементов. Композиционное построение ограниченного пространства развивается подчинением второстепенных элементов основному архитектурному объему и главному композиционному элементу Таким элементом может быть ком позиционный центр1 или доминан та2. Между собой центр и доминан та могут быть совмещены и выражены одним элементом, выражены различными самостоятельными элементами, материально не выраже ны или отсутствуют вовсе.

Рассмотрим несколько приме ров, характеризующих наиболее типичные расположения композиционного центра и доминанты,

Смольный монастырь в Санкт-Петербурге (рис. 243) — сложный пространственный ансамбль, имеющий основные взаимно перпендикулярные оси симметрии. Симметрия-

 

 

ность композиционного построения подчеркнута четырехкратным повторением (относительно осей симметрии) всех основных элементов, ограничивающих пространство. Главенствующий элемент данной пространственной композиции — собор. Это выражается в композиционном решении объема, контрастирующего по своей форме, величине, массе с окружающими сооружениями, и в расположении его в пространстве. Собор находится в центре, на пересечении основных композиционных осей и организует всю пространственную композицию вокруг себя. Таким образом, композиционный центр и композиционная доминанта, расположенные по замыслу архитектора в центре пространства выражены в пространственной композиции одним элементом.

Другой пример: пространство площади Св. Петра в Риме организовано Собором, колоннадой, Египетским обелиском и другими второстепенными элементами

(рис. 244). Конфигурация пространства имеет сложную симметричную форму. Основная композиционная ось идет от главного входа на площадь к собору и пересекается под прямым углом с другой осью, являющейся большей осью симметрии овальной части плана. Композиционной доминантой в этом пространстве является, безусловно, собор Св. Петра. Идейно-смысловое, художественное значение, форма, величина, положение на основной композиционной оси делают его основным композиционным элементом пространства. В отличие от предыдущего примера, где доминанта занимала центральное положение, собор Св. Петра расположен в глубине. Такое размещение доминанты

не только не уменьшило ее роль, а наоборот, подчеркнуло значительность собора, создало динамику в развитии композиции. В то же время композиционный центр пространства не переместился вместе с доминантой вглубь, он остался посредине, в месте пересечения продольной и поперечной осей. Эта ус-

ловная точка, являясь композиционным узлом, организует и ограниченное пространство, и все композиционные элементы вокруг себя. Ее положение закреплено, зафиксировано и выражено архитектурной формой — Египетским обелиском. И хотя строгая форма этого элемента не может спорить со сложными формами собора и колоннады, с их величиной, пластичностью, значение его в пространственной композиции велико — он сосредоточивает вокруг себя пространство. Итак, данный пример показывает, что композиционная доминанта и центр могут быть выражены различными элементами и, находясь на основной композиционной оси, могут иметь разное местоположение, нести различные композиционные функции в пространстве.

В асимметричных композициях доминанта и остальные элементы, ограничивающие пространство, создают сложное динамическое равновесие относительно композиционного центра. Например, площадь Дель Санто в Падуе представляет

собой асимметричную композицию, в которой доминирует собор Сан Антонио (см. рис. 223). Ядром ком позиции является новая статуя Гаттамелата, так как она организу ет вокруг себя пространство площа ди, собирает в ансамбль все элемен ты окружающей застройки. Худо жественное достоинство этой про странственной организации заключается в том, что в ней найдены такие соотношения масс и пространства, определено такое местоположение доминанты и центра, при которых ансамбль существует как единое целое. Асимметрично расположены контрастные массы доминанты, центра и других элементов воспринимаются зрителем в динамическом равновесии с различ-

ных точек площадки и прилегающих улиц.

Расположение центров и доминанты в осевых композициях связано с главными направлениями композиционного развития — осью симметрии или узловыми точками

пространственного построения: с пересечением осей, с изменением направления главного луча. В асимметричных композициях расположение этих основных композиционных элементов связано с созданием динамического равновесия в

пространстве, воспринимаемого с различных точек.

Приемы построения композиции ограниченного архитектурного пространства основаны на использовании какого-либо свойства объ-

емно-пространственной формы, величины, расположения в пространстве композиционных элементов. (Поскольку эти приемы предлагают использование композиционных элементов в общих массах, в обобщенном виде, то вопрос использования массивности элементов в данном разделе не исследуется).

Приемы построения, использующие свойства формы и возможности их изменения заключаются в том, что при создании пространст-

венной композиции изменяется форма элемента, характер стереометрического очертания его формы меняется протяженность форм по трем координатам, получая в результате объемные или линейные формы элементов.

Прием построения, использующий величину как свойство элемента и возможности ее изменения. Как уже говорилось, величина архитектурного элемента может оцениваться по абсолютному размеру,

по отношению форм между собой, по отношению к человеку.

Абсолютный размер архитектурного элемента — его физическая величина, позволяющая сравнивать между собой элементы пространственных композиций.

Отношение форм между собой в одной пространственной композиции позволяет зрителю, не прибегая к сравнению абсолютных размеров, оценить величину каждой формы по отношению к другим.

Отношение величин и композиционного элемента к человеку может характеризовать и абсолютный размер элемента, так как рост человека может быть зрителем воспринят как относительный эталон измерения и масштабность архитектурного решения.

Изменение величины элементов влияет прежде всего на общие пропорции пространства. Например, при одной и той же площади основания ограниченного пространства можно получить композицию, раз-

витую вверх или по горизонтали, и т.д. Величина элементов, ограничивающих пространство, влияет на характер композиции. Зеркальное расположение элементов одинаковой величины относительно глав-

ной композиционной оси делает архитектурное пространство симметричным. Например, площадь Ан-нунциаты во Флоренции

(см. рис. 215), Капитолий и площадь Св. Петра и т.д.

В ратуше в Торонто асимметричность композиции вызвана раз-новеликостью ограничивающих элементов (см. рис. 242).

Изменение по величине элементов, ограничивающих пространство, вызывает ощущение направления движения в композиции. На примере храма Хонсу в Карнаке можно проследить развитие композиции пространства (рис. 245). Архитектура, отражаемая мировоззрению деспотии, создает атмосферу таинственности вокруг святилища. Н.И. Врунов отмечал, что в характере этой композиции определяющими являются два основных

принципа: сужение и затемнение пространства, воспринимаемые зрителем постепенно по мере продвижения его от входа в храм по направлению к святилищу1. "Сужение" пространства происходит за счет уменьшения величины элементов: уменьшения площади основания, высоты несущих конструкций, понижения перекрытия.

Противоположный характер построения композиции можно наблюдать, например, в соборе Св. Софии в Киеве. Здесь за счет увеличения элементов создается композиционное движение от небольших пространств входной части к высокому центральному объему (рис. 246).

Таким образом, с помощью использования приема изменения величины элементов при построении композиции ограниченного пространства можно получить: различные соотношения координат пространственной композиции, симметричное, дисимметричное или асимметричное построение пространства, различный характер построения пространственной композиции — статичный или динамичный.

Приемы построения, использующие возможности различного положения композиционного элемента в пространстве, включают: расположение элементов, ограничивающих пространство по периметру, расположение поверхностей основания и перекрытия, расположение композиционных элементов, расчленяющих пространство.

Приемы расположения элементов, ограничивающих пространство по периметру, могут образовать по периметру единый фронт (см. рис. 247). Например, улица Зодчего Росси в Санкт-Петербурге (см. рис. 160), где фронтальные по-

 

верхности ограничивающих объемов (плоскостей) читаются как единые элементы композиции. Подобным образом ограничиваются пространства площади Дель-Кампо в Сиене (см. рис. 227) и т.д. В этих примерах однотипные элементы, плотно прижатые друг к другу» создают единый фронт, монолитную поверхность, ограничивающую периметр пространства, а каждый элемент композиции является его частью.

Элементы, ограничивающие пространство по периметру, могут

быть сдвинуты относительно друг друга (рис. 248). Например, жилой район Дзардинс Мериги, Канада (архит. Ж. Рой) (рис. 249). Здесь при смещении в плане одних элементов относительно других, сохраняется взаимноперпендикулярное расположение плоскостей объемов.

Элементы, ограничивающие пространство, могут быть повернуты по отношению друг к другу (рис. 250), как это можно увидеть в новых жилых районах Вильнюса (рис. 251).

В архитектуре встречаются примеры, где пространство ограничено элементами, имеющими наклон (рис. 252). Например, зрительные места античных театров (рис. 253) представляют собой наклонную поверхность, ограничивающую пространство.

В предыдущих примерах элементы, ограничивающие простран-

ство, примыкали друг к другу, однако они могут находиться и на расстоянии друг от друга.

Объекты архитектурных сооружений (элементов), ограничивающих пространство, могут непосредственно не соприкасаться с плоскостью основания, а иметь интервалы между элементами и поверхностью основания (рис. 254), как это показано на примерах Префектурного музея изящных искусств (рис. 255). При включении интервала между элементами композиции, создаются условия более активной связи ограниченного пространства и окружающей среды.

Приемы расположения поверхности основания и перекрытия. При построении композиции архитектурного'пространства возможно использование приемов расположения поверхностей основания и перекрытия (в интерьерах).

Наиболее распространенными является горизонтальное положение поверхности основания (рис. 256), как это показано, в частности, на примерах пространственного решения галлереи Онтарио (рис. 257). Горизонтальное положение поверхности основания в организованном пространстве связано прежде всего с удобствами действия и передвижения человека на ней.

В практике архитектуры можно встретить примеры, когда поверхность основания имеет наклонное положение (рис. 258). Примером служат пространство площади Испании в Риме, где поверхностью основания является лестница (рис. 259), площадь Дель-Кампо в Сиене (рис. 260), в которой поверхность основания имеет воронкообразную форму.

Среди произведений архитектуры существуют примеры с более сложной поверхностью основания, в частности основания, расположенные в нескольких уровнях, как это показано на примере, площади Сан Франческо в Ассизи (рис. 261, 262).

Поверхность перекрытия в ин-терьерных архитектурных пространствах может быть: горизонтальной, как в примере пространства галл ерей искусств в Онтарио, Наклонной —Муниципальный музей Курайоси (рис. 263), состоять из нескольких плоскостей, размещенных в разных уровнях, например, в плавательном бассейне (рис. 264).

Приемы членения пространства. С расположением элементов в про-

странстве и их формой связана его относительная целостность или расчлененность.

Архитектурное пространство может быть единым (нерасчлененным) и воспринимается зрителем целиком. Чаще всего это композиции простой геометрической формы плана и несложной формы ограничивающих объемов.

Ограниченное архитектурное пространство может быть расчлененным, если его план или разрез

имеют сложную конфигурацию, т.е. за счет положения в пространстве ограничивающих. элементов

(рис. 265). Примером расчлененного пространства является поселок в Северном Ванкувере (рис. 266), где жилые дома, имеющие в плане сложную конфигурацию, расчленяют пространство. Или пространство здания Верховного суда (рис. 267), в котором элементы расположены так, что членят пространство в вертикальном направлении.

Расчлененность пространства может быть достигнута использованием элементов сложной конфигурации (рис. 268). При подобном построении пространство, заключенное внутри самих элементов, становится неотъемлемой частью общего организованного пространства, которое ограничивают эти элементы.

Ограниченное архитектурное пространство может быть расчленено элементами, расположенными внутри него. Пример такого членения пространства — площадь Ка-

питолия в Риме, которую зрительно расчленяет конная статуя Марка Аврелия (см. рис. 217).

При введении в пространственную композицию членящих эле-

ментов возникает взаимосвязь и взаимозависимость ограниченного пространства и массы элементов, введенных в него. Примеры из практики архитектуры показывают, что соотношение массы введенных элементов и ограниченного пространства лежат в пределах, когда: пространство превалирует; над массой членящих его элементов (рис. 269, например, пространство в композиции, Дворцовой площади главенствует над массой Александрийской колонны (рис. 270); масса членящих (введенных) элементов превалирует над пространством (рис. 271), как это видно, например, в Крепости Астура (рис. 272), в гипостильном зале храма Аммона в Карнаке, где большое место массивных элементов вытесняет пространство (рис. 273).

Следовательно, расчлененность пространства зависит от расположения и формы элементов, ограничивающих пространство, и от наличия членящих элементов.

Используя приемы построения пространственной композиции, в которых изменения формы и величины элементов неразрывно связа-

ны с их расположением в пространстве, можно построить пространство симметричной или асимметричной формы, с различным соотношением координат и степенью замкнутости, создать основные направления композиционного развития с помощью определенного расположения доминант, центров и других элементов, построить целостное или расчлененное пространство, получая вместе с этим определенные пластические решения.

 

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.024 сек.)