|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Джагфар Тарихы, готы и гунныСуществует свод Булгарских летописей 17 века Бахши Имана Джагфар Тарихы (Оренбург, 1993 г.) в трёх томах. DJAGFAR TARIHI - Turkic World В нём много поразительных подробностей о событиях от незапятных веков. Сообщения этого источника находят всё больше подтверждений, а потому отмахнутся от него уже нельзя. Надо только помнить, что свод летописей создавался в конце 17 века в момент вооружённого противостояния Москве татар, башкир и других народов. Поэтому в тексте могут быть некоторые поздние вставки, преувеличивающие роль и значение древнего государства булгар и принижающих Москву и русских вообще. Оригиналы летописей подверглись при этом литературной обработке, создающей в отношении государства Булгар и его правителей более благоприятное впечатление. Это касается также описания хода монгольских завоеваний самого Булгара и Руси. Но это явно позднее раскрашивание не должно нас смущать, а тем более отбрасывать чуть ли не единственный на сегодня источник сведений по Вятке той поры. При внимательном прочтении истину достаточно легко отделить от вымысла. Изучение летописи только началось, но уже сейчас можно почерпнуть из неё много нового. Слухи о булгарских летописях ходили ешё в 19 в. Тогдашние историки считали их существование и сохранение в веках очень вероятным. Неисключено, что некоторые фрагменты этих текстов были в распоряжении Татищева и Лызлова. Но так как это был особый взгляд на события прошлого, позже их уже не использовали. История Джагфара вышла из небытия на волне обновления нашего общества в начале 90-х вместе с сотнями других ранее сокрытых или запрещенных книг. Её появление вызвало шок и панику в среде историков, а у многих реацию открытой ненависти. Слишком всё изложенное в ней неожиданно подробно и реально. Остальные заинтересованные историки и краеведы судорожно пытаются переосмыслить и приспособить свои прежние гипотезы. Большинство открыто не афишируют этого, но в их новых работах чувствуется незримое присутствие «булгарского следа». Открывающая свод История Гази-Бараджа (1 том), наиболее законченная и целостная его часть. Она была создана Булгарским эмиром сразу после завоевания Волжской Булгарии монголо-татарами. Дед Гази Бараджа – Арбат, из правящего дома правителей Булгар, – был воеводой Москвы. Азан, отец Гази Бараджа, в течение 19 лет жил и воспитывался в Москве. В 1182 году князь Всеволод взял Азана с собой в поход на Волжскую Булгарию, с целью посадить его на Булгарский трон. В дальнейшем он участвовал в сложной политической борьбе владимирских и булгарских правителей. В 1229 году его сын Гази Барадж перешёл на сторону монголов и стал участником совместных походов на Русь и Запад (под именем Бурундай), получив за это от Монгольского хана титул эмира булгар. Свой поступок он пытается оправдать желанием сохранить государство и народ. В аналогичной ситуации оказался русский князь Ярослав Всеволодович. Характерно, что оба эти исторические лица при новой власти пожили недолго, и умерли в один год (1246). Дальнейшие записи более отрывочны и похожи на позднюю обработку устных преданий и сохранившихся письменных свидетельств. Некоторые места, возможно, являются переложением неизвестных нам источников (в частности, описание Куликовской битвы и взятия Москвы Тохтамышем). Некоторые важнейшие события, происходившие на территории Булгарии или вблизи её границ, обрисованы очень скупо или отсутствуют вообще (битва на Кондурче 1391 года). Очень схематично описаны ханы Орды, в частности, Батый. Такие провалы говорят о глубокой редакции текста. До нас дошли только куски свода переведённого на русский язык человеком не лишённым писательских способностей. Сам документ, якобы, исчез в стенах НКВД. В целом текст написан с националистических, отчасти антирусских позиций, что вызывает некоторую аллергию и умолчание «солидных» историков. Доверять этому источнику можно с оговорками и только после проверки хотя бы части изложенных фактов. В общем, не более чем Вятской «Повести». К сожалению ситуация вокруг этого документа сразу стала скандальной и политизированной. Дело в том, что некоторые силы пытаются использовать его в своих, нельзя исключить, неблаговидных целях. В частности, булгарофилов обвиняют в стремлении расколоть татарское национальное движение. В сознании татарского народа давно уже борются две основные линии, два взгляда на историю и судьбу татар-казанцев: одни считают себя потомками Волжских булгар, другие – Ордынцев (монголо-татар). На мой взгляд, правы обе стороны, в 13–15 веках в судьбах народов и государств Восточной Европы и Азии произошли коренные сдвиги, многое изменилось, в том числе, этнический тип и культура населявших эти огромные территории народов. Но одновременно с этим многое сохранилось от древности. Русский народ не исключение. Вопрос об Арсании также стоит остро. В Советский период существовало официальное мнение о единственном русском государстве – Киевской Руси, которое в 11 веке распалось на княжества, а впоследствии было вновь собрано в Российскую империю. Существоание Новгородской республики признавалось отчасти и нехотя. Третий русский центр связывали с Ростово-Суздалем, а затем Владимиром и Москвой. Арсании при таком раскладе места не остается. Киев теперь не наш, а потому на роль «городов русских» стали выдвигать Новгород Великий и, с некоторой опаской, Старую Ладогу. При этом неизбежно оживились разгромленные при Советской власти «норманисты». Встаёт из небытия и призрак Арсании…
Далее будут приведены все отрывки из Джагфар Тарихы, касающиеся Вятки. Знакомство с этим важнейшим и уникальным для нас источником (летопись Гази-Бараджа, 1 том ДТ) на первых порах (дабы подготовить читателей к восприятию оригинального текста) будем проводить в изложении известных историков. Начнём с происхождения булгар и хазар.
По В. Бартольду, Болгары – тюркский народ “неизвестного происхождения”. Считают, что пришли они из Азии, и на короткое время осели в Азовских степях. Впервые в источниках упоминаются в 555 году среди народов, “которые живут в палатках и питаются мясом и рыбою”. Византийцам в 585 году было известно, что болгары и хазары – “братья”, более того, их языки схожи, а другие, тоже тюркские, народы не понимают ни тех, ни других. Считается, что прямым наследником этого языка является чувашский (язык этот – тюркский, но его ни татары, ни турки не понимают). Истахри: “Язык хазар ни турецкий, ни персидский и не связан с языками никаких других народов”. Наиболее вероятно, что язык основной группы хазар относился к той же обособленной группе тюркских языков, которая представлена старобулгарскими надписями и современным чувашским языком. Но хазарское государство было многонационально. Никаких письменных документов хазарского языка не сохранилось. Согласно ал-Фихрист, хазары писали бил-ибранийа, т. е. по-еврейски (“еврейским алфавитом”). Согласно Фахр ад-Дину Мубарак-шаху (1206), хазары пользовались алфавитом, “принадлежащимрусам” и состоящим из двадцати одной буквы, которые писались отдельно, слева направо. В. В. Бартольд (О письменности у хазар) упоминает поездку к хазарам миссионеров со славянским апостолом Кириллом-Константином во главе (IX в.) и допускает возможность, что греческий алфавит остался у хазар даже после их обращения в иудейство. На двух черепках сосудов (в районе Азовского моря) недавно обнаружены надписи, буквы которых греко-русские, но язык их еще не удалось расшифровать. Политически Хазария рассматривается как остаток западной части древнетюркского царства (Туран). «Тайная история татар и Великого переселения народов» http://bayar.ws/
«На сегодняшний день о происхождении булгар достоверно ничего не известно. Это имя, предположительно, получили первыми несколько племён, выходцев из оседлых и кочевых народов Сев. Кавказа, Прикаспия и Причерноморья. По сообщению Ибн-Русте булгары Идели состояли из трех ветвей. Первая называлась берсула, вторая – эсегель (эскел), а третья – булгар. Были и другие, например, сувар. Первоначально булгары упоминались под своими племенными именами, но ещё до расселения на Балканы все одинаково стали называться булгарами. Кто они сакалибы? Их связывают по созвучию с предками славян, которых именовали склавинами. Сергей Кляшторный выдвигает свою версию о происхождении термина царь саклабов, принятую в среде булгар, но связывает славян с именьковской культурой Татарстана, которую считает славянской (что вполне возможно),и к нему возводит происхождение титула царя булгар и сакалиба. Народ эскель – возможно, это и есть самоназвание какой то части аланских асов или донских алан, переселившихся на новые места вместе с булгарами. В пользу такого сопоставления говорит топонимика Татарстана. От народа сувар, так же как и от берсула (барсил),история ничего кроме топонима не сохранила. Потомки средневековых алан или асы и сегодня выделяются среди татар своей яркой кавказской наружностью. В татарском, как известно звук «а» дает «э», как в слове «нафта» -«нефть», то есть « аскал-эскель ». Что касается перехода звука «а» в «о», то это произошло не раньшеXIII - XIV веков. Тогда река Дан приобрела современное звучание Дон. По форме аскал соответствует этнониму царских скифов сколот, где «-от» – аффикс множественного числа (ср. паралат, авхат, сармат). Упоминаемое в летописи Гази-Барадж название местности « Саклан », очевидно, происходит от слова скол – аскал». По общепринятому мнению, древние булгары – потомки сармат. Это круглоголовые европеоиды. Но поволжские булгары имели заметные отличия. В них проглядывали черты не только местного финноугорского населения, но и пришлого северокавказского, то есть узколицего длинноголового, идентичного древним кавказцам и средневековым «аланам». Аланы осели в лесостепной зоне рек Оскол, Северский Донец и Дона. Выбор этих местбыл предопределен тем, что горный ландшафт этих краев имел определенное сходство с кавказским. Используя рельеф местности, они построили в неприступных местах замки из тесаных камней. Во внутреннем дворе замка помещали цитадель (замки Салтово и Маяцкое находятся в зоне проживания алан). Территория вокруг этих замков застраивалась домами, которые образовывали многочисленные селения. Могильники алан располагались вне селений и на склонах гор. По старому обычаю аланы хоронили своих сородичей в катакомбах, которые представляли собой семейные усыпальницы. Антропологическое изученныеостанков свидетельствуют, что донские аланы внешне ничем не отличались от кавказских алан. Но они называли себя не аланами, а асами (этноним «ас» имеет не менее древнее происхождение). Дожили здесь до татаро-монгольского нашествия. Один из князей донских асов Качир-укуле оказал упорное сопротивление монголам и его имя попало в историю. Какая-то часть этих алан переселилась впоследствии вместе с булгарами на Среднюю Волгу. Сохранившаяся в этих местах топонимика, типа Оскол, – аланская. Можно считать булгар в основной массе - потомками древних иранцев. Различия между языком, который весьма вероятно имел гуннское происхождение, и сарматским обликом нового этноса делает затруднительным объяснение происхождения булгар». Конец цитат. 3. 3. Мифтахов «Курс лекций по истории татарского народа» http://s155239215.onlinehome.us/turkic/11Miftakhov/ContentsRu.htm
«В незапамятные времена территорию между Волгой и Уральскими горами населяли первопредки Тюркоязычных и Ираноязычных народов. Соответственно предки Тюркоязычных народов поклонялись духу огромного быка по кличке Тюрк, а предки Ираноязычных народов – духу Луны в образе волка по имени Син. О глубочайшей древности пастушества в Поволжьи и Приуральи косвенно говорят культ быка Тюрк, а также название одного из Синдийских родов сабан – пастух… Род Дуло. Это был самый многочисленный и могущественный среди Имэнцев род. Многие выдающиеся правители булгар были именно из этого рода. Название произошло от наименования шапки полусферической формы с меховой опушкой. Такую шапку называли дуло. Поскольку подобные шапки шили и носили представители этого рода, то за ним и закрепилось это название. Со временем род Дуло стал господствующим среди Имэнцев. Он имел собственное знамя: чалмовидный войлочный шар красного цвета, прикрепленный к древку копья. Над шаром развивались разноцветные ленты. Прародиной Имэнцев была Месопотамия. После переселения в районы Поволжья род Дуло разделился на две части. Одна часть осталась в Поволжье, а со временем вместе с Синдами направилась в Месопотамию. Другая часть направилась вместе с другими родами Имэнцев (именьковцев) на восток и обосновалась на территории Монголии, на берегах реки, которую Имэнцы назвали Дуло. Сейчас она называется Тола. Впоследствии эта часть рода Дуло вошла в хуннскую этносистему и стала известна как дулаты. Во II в. н.э. под натиском китайцев дулаты откочевали в район северных подножий восточного Тяньшаня. Около 164 г. наиболее сильная часть дулатов ушла вместе с другими родами северных хуннов на запад, в северный Кангюй».
Тормэны В 1 томе ДТ сказано так: древний род правителей булгар был истреблён кытаями, спасса только один мальчик, которого «приютил и вырастил царь масгутов Мар. Он получил имя Газан, женился на дочери Мара, а род свой Дуло стал называть и Мардуан-Дуло». З . Массагеты, саки(саксы) М.: «Масгуты (по Геродоту – массагеты). Род масгутов обосновался в Приуралье». «Газан отбросил хинцев за реку Кубан-су и на ней утвердил свое знамя – войлочный шар красного цвета с разноцветными лентами на копье. Это было масгутское изображение алпа Ельбегена – крылатого змея, которому поклонялись хоны. В стране Идель, у реки Агидель движение хонов (гуннов) на время прервалось, ибо здесь было также государство хонского рода Буляр». Предки булгарской династии вместе с присоединявшимися к ним племенами постепенно перекочёвывали на запад и к середине 4в. дошли до Аг-идели (р. Белая, приток Камы и ее продолжение Волга). На левом берегу Волги существовало княжество Буляр. Далее идет рассказ, из которого можно заключить, что отношения с булярским князем поначалу были прохладные.Создание войска-орды и полукочевого государства на ее основе идет по нарастающей, как снежный ком она вбирает в себя на своем пути племена и народы, остальных - давит. ДТ о происхождении народов: «А от булгар ходивших в Самар (Месопотамию), пошли урусы, а от ширских (донских) таргизцев – мурдасы... А агачиры были изгнаны из Мисра арабами и ушли в Сакланскую степь... Но здесь их недружелюбно встретили колы, которые превратили их в своих рабов... А оставшиеся в Самаре асы под названием асских булгар тоже, в конце концов, ушли в Яна Идель на озеро Кабан и в Азербайджан, где воссоединились с тамошним булгарами – тюрками... Потом персы переселили тысячу тюрков Яна Иделя, частью которого был Арман, в Хорасан... Потом пришла из Турана часть масгутов, ушедшая от остальных в степь Танг-Алан («Каменная Поляна») и получившая поэтом прозвище «алан» («полян»). А наши, испортив «Танг» в «Сак», стал называть их сакланами. И эти сакланы, присоединив к себе мурдасов и агачиров, разбили их врагов – колов и овладели степь побежденных... А их стали называть также кара-масгутами, в отличие от их сородичей – ак-масгутов, оставшихся в Тюркистане. А степь кыпчаков, простиравшуюся от Сулы до Агидели, стали именовать Сакланом..., а всех потомков асов, живших в ней – сакланами или аланами…Позднее на Бури-чай (Днепр) пришли из Садума (Скандинавии) альманцы (германцы) племени галидж (готы) и потеснили сакланов, которых называли по имени вождя Уруса «урусами». А потеснили потому, что сакланы затеяли войну с частью булгар, переселившихся из Азербайджана в Бурджан (Приазовье)». З. М.: «Массовое переселение хуннских племен к западу от Волги было связано с движением хуннского племени хунугур, в котором господствующее положение занимал род буляр. В начале IV в. хунугуры покинули район Тарбагатая под предводительством Булюмара из рода буляр. Сначала хунугуры хотели закрепиться в районах Семиречья (возле оз. Балхаш). Когда это им не удалось, они двинулись дальше на запад и прибыли в Среднее Поволжье. Это произошло примерно в 329 г. К этому времени утиги остались без правителя. Последний правитель княжества Буляр Джока-Утиг погиб вместе со своими сыновьями в битве со скандинавами. Поэтому утиги признали своим правителем Булюмара. Княжеством Буляр он правил 30 лет. Зима 359—360 г. выдалась суровой, от сильных морозов трескались деревья, птицы падали на лету. Весной и летом не было дождей. Началась бескормица. Падеж скота привел к голоду. Чтобы спасти свой народ от вымирания, Булюмар повел племя хунугуров на запад от Волги. Вместе с хунугурами ушла часть утигов, хотов и гуннов, проживавших в Прикаспийской низменности. Византийские и латинские историки их называли общесобирательным наименованием гунны. Гунны перешли Волгу в 360 г.
Сарматия
Продвижению гуннов на запад попытались воспрепятствовать аланы. Аланы — это предки современных осетин, потомки кара-сакланов (западных сакланов, некогда отделившихся от синдов-урцев). Аланы во главе со своим князем Боз-Урусом применили обычную сарматскую тактику ведения боя.Их воины-всадники были защищены кольчужной броней, вооружены мечами. Аланы прикрепляли длинные копья к конской шее с помощью цепочки. Это давало возможность вложить в удар копьем силу мчавшегося коня. Аланы легко сокрушали пехоту противника, вооруженную легкими луками. Натиск хуннов был настолько мощным и яростным, что аланы не выдержали и стали в панике отступать на запад. Вместе с аланами стали уходить и другие этносы, жившие в районах Северного Кавказа. Началось так называемое Великое переселение народов».
Сарматия
Гунны — народ, образовавшийся во II—IV вв., вероятно, путём смешения тюркоязычных хунну и угорских племен Приуралья и Приволжья. Племенная группа алтайского типа (тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские языки), вторгшаяся в 70-х годах IV в. н. э. в Восточную Европу в результате длительного продвижения к западу от границ Китая. (ВИКИ). ДТ: «Пойти на запад кана заставила бескормица. Вынужденно оставив свою ставку в государстве Идель или Старом Туране, Булюмар со своими... переправился через реку Агидель, называемую башкортами Атилем – в честь масгутского героя Атилле или Атилькуша. Здешние кара-масгуты, которых называли также сакланами, попытались воспрепятствовать этому, но были разбиты и во главе со своим бием Боз-Урусом бежали на Бури-чай (Днепр). Но булгары, (ранее) подчинявшиеся кара-масгутам, примкнули к Булюмару при поднятии им родного асского стяга Бараджа в виде войлочного шара красного цвета с пучком разноцветных лент над ним... Урус попытался выбить садумцев с берегов Бури-чая, но был разбит и убит. Тогда сакланы-урусы подчиняются хонам и склоняют Булюмара к нападению на галиджийцев». Из приведённых отрывков можно видеть, что скандинавы на момент прихода с востока хонского правителя Булюмара в 360 г. уже давно властвовали на Днепре.Булгары тогда жили в Приазовье. Столь раннее появление скандинавов не противоречит археологии, если под племенем галидж понимать готов (халидж – по арабски залив, пролив, канал, также море, как часть океана, галиджийцы – заморские люди). Юго-восток Скандинавского п-ва назывался Шведская Готия. Собственно шведы-свеи жили чуть севернее. Во втором веке готы, пройдя через земли западных славян-венедов, появились на нижнем Днепре ( Ред. от В.Т.- Но «Сага об Инглингах» сообщает, что готы (массагеты, саксы) пришли из Средней Азии (Турана)). Здесь они обосновались на 200 лет до прихода гуннов. Сарматия
Из ВИКИ: Столицей готского государства Ойум (гот. Aujom, «речная область», «страна вод») в скандинавском фольклоре считался город на Днепре Данпарстад. В саге о Хервёр столичным назван «речной дом» — Археймар. Остготы жили в Крыму и степях Приазовья между Днепром и Доном. Конунг племени остготов Германарих соединил под своей властью германские племена Причерноморья и соседние сармато-аланские племена. Археологическими исследованиями установлено, что в начале IV в. отдельные группы носителей черняховской культуры (связывают с остготами) начали продвигаться на север от реки Стугны, вытесняя население киевской культуры, что соответствует описанным Иорданом войнам остготов с венетами (возможные предки днепровских полян).
Остготы оставили в Причерноморье Черняховскую археологическую культуру, памятники которой встречаются от Румынии до Курской обл. Наземные или частично углубленные большие германские дома столбовой конструкции. Сожжение или ингумации головой на С. От сарматов (алан-антов) готы заимствовали «звериный стиль». В 4в. вестготы стали переходить в арианство. В славянский язык попали некоторые слова готов (хлеб, меч, буква, лекарь, художник …). Есть и обратные заимствования.
http://www.softhawkway.com/zmievy_valy.htm Змиевы валы - укрепления остготов? http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:East_europe_3-4cc.png карта культур Европы 3-4 в. http://www.lib.utexas.edu/maps/historical/shepherd_1911/shepherd-c-045.jpg карта «Готы и Гунны» Существование родственных булгарам «сакланов-урусов» на правобережье Волги в 4в. может объяснить происхождение «русов-тюрок», упоминаемых много позже арабами. О происхождении самого имени русы существует такое мнение http://ulfdalir.narod.ru/literature/articles/seville.htm: «Следует вспомнить и свидетельство епископа Кремоны Лиудпранда о походе князя Игоря на Константинополь в 941 г., где было отмечено, что некий северный народ греки именуют oo; ("рыжие"), "мы же по местонахождению именуем норманнами. Ведь на немецком языке (lingua Teutonum) nord означает "север", a man – "человек", поэтому-то северных людей и можно назвать норманнами" (25). Параллелью к этому известию является сообщение ал-Мас'уди (сер. X в.): 'Византийцы нарекают их (русов. – Т. К.) русийа, смысл этого [слова] – "красные, рыжие"'. У северных народов встречается заметное количество рыжеволосых, но дело не только в них. Недостаток пигмента в коже северян приводит к заметному покраснению лиц и тел от различных причин (жара, физическое напряжение, гнев, алкоголь). Прилив крови к поверхности кожи у жителей северных областей обусловлен несколько отличной от южан системой охлаждения тела. В сухом и жарком климате охлаждение происходит в основном за счет потоотделения. Во влажном климате это малоэффективно. Поэтому у северян охлаждение в жару идет за счет повышения температуры поверхности тела путем интенсивного притока крови. Поэтому можно сделать вывод, что под русами южные народы, в частности византийцы, (исключительно брюнеты) понимали выходцев с севера с характерным типом внешности. Так как это были в основном воины и торговцы, название «русы» стало позже применяться и к восточноевропейским викингам различного происхождения. Неслучайно Фадлан обратил внимание на красноту лиц русов. Русами в таком понимании могли быть и приехавшие зимой в Булгар торговцы из страны Вису (или Ару) в рассказе Гарнати. Историк Иорданв первой половине VI века писал: "После того как король готов Геберих отошел от дел человеческих, через некоторое время наследовал королевство Германарих, благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам. Немало Древних писателей сравнивали его по достоинству с Александром Великим. Покорил же он племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков, меренс, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, колдов. Славный подчинением столь многих [племен], он не потерпел, чтобы предводительствуемое Аларихом племя герулов, в большей части перебитое, не подчинилось — в остальной своей части — его власти... Хотя быстрота их часто позволяла им ускользать в сражении от иных противников, однако и она уступила твердости и размеренности готов: по воле судьбы они [элуры] также, наряду с остальными племенами, покорились королю гетов Германариху. После поражения герулов Германарих двинул войско против венетов, которые, хотя и были достойны презрения из-за [слабости их] оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог попускает и множество вооруженных подступает. Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, — именно при перечислении племен, — происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха. Умом своим и доблестью он подчинил себе также племя эстов, которые населяют отдаленнейшее побережье Германского океана. Он властвовал, таким образом, над всеми племенами Скифии и Германии, как над собственностью. Спустя немного времени, как передает Орозий, взъярилось на готов племя гуннов, самое страшное из всех своей дикостью… Германарих, король готов, хотя, как мы сообщили выше, и был победителем многих племен, призадумался, однако, с приходом гуннов. Вероломному же племени росомонов, которое в те времена служило ему в числе других племен, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени [росомонов], по имени Сунильду, за изменнический уход [от короля], ее мужа, король [Германарих], движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав ее к диким коням и пустив их вскачь. Братья же ее, Сар и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного. Узнав о несчастном его недуге, Баламбер, король гуннов, двинулся войной на ту часть [готов, которую составляли] остроготы; от них везеготы, следуя какомуто своему намерению, уже отделились. Между тем Германарих, престарелый и одряхлевший, страдал от раны и, не перенеся гуннских набегов, скончался на сто десятом году жизни (есть несколько версий его смерти). Смерть его дала гуннам возможность осилить тех готов, которые, как мы говорили, сидели на восточной стороне и назывались остроготами». 1. Гольтескифы – вероятно, остатки скифов, возможно, Голядь на Оке. 2. Под Тиудами понимают Чудь, но это не та чудь, которой звали предков эстонцев, так как эсты упомянуты отдельно, как отдалённейший народ на побережье «Германского океана». Тиуды – это «огерманенный» Прикамский народ. 3. Инаункс? 4. Васинабронки? 5. Меренс – меря? 6. Морденс – мордва? (мурдасы в ДТ?) 7. Имнискар – мари? 8. Роги – руги, германцы юга Балтики. 9. Тадзанс? 10. Атаул (тюрки?) 11. Навего? 12. Бубеген? 13. Колды – колы в ДТ? 14. Росомоны. 15. Венеды – славяне. 16. Эсты – эстонцы. 17. Герулы – германское племя.
Под росомонами можно узнать урусов-сакланов из ДТ, перешедших на сторону гуннов. «Росо-мон» буквально может означать «красный мужчина». Вероятно, русы-северяне входили в рыцарское окружение Германариха и попытались совершить переворот. Имя Сунильда германское, насчёт её братьев такой уверенности нет: «В этническом плане в росомонах видят иранцев-роксолан (иногда просто алан), русов-славян, но чаще всего германцев: готов, герулов, ругов, бургундов и др». http://www.novgorod.ru/read/information/history/clauses/rosomony_priilmenia/rosomony_priilmenia_3 В списке Иордана нет Булгар. Возможно, это испорченное Бурджан (ДТ) – бурган – Бубеген. Имя «булгары» распространилось на запад от Волги хонами-гуннами вместе с перешедшим на их сторону народом, находившимся до того под властью урусов-росомонов. Мифтахов полагает, что имя «булгар» происходит из языка шумер. По ДТ часть предков булгар ушла с Поволжья в Мессопотамию. «Свободные самарцы называли себя словом "бал" или "бул", означавшим "господин". Людей сословия воинов, набиравшихся из скотоводов, называли "булгар", то есть "господин-воин", так как "гар" означало "воин" и "богатырь", … собственно булгары – шумеры-воины – в последствии переселившиеся на Кавказ». Нельзя исключить, что булгарами звался народ проживавший непосредственно на берегу Волги (волгари). Первое упоминание о булгарах в синхронном источнике содержится в анонимном латинском хронографе 354 года, где в списке племен и народностей Причерноморья и Прикаспия (потомков Сима, семиты) на последнем месте называются Vulgares, что на латинскомможет означать «простолюдины». Название «Волга» у степных и южных народов не встречается, скорее всего, оно северного происхождения. Возможна связь с «Валгалла» скандинавов. В тюркских языках звук «В» отсутствует, а в заимстованных ими из других языков словах обычно заменяется на «Б». Булгарские племена имели различные собственные названия. Возможна связь этнонима Булгар с культом волка у прабулгар (волчьи люди). Возможно, имя распадается на две части, например, от германского волк-вулф и гар-гард (волчий город). Схожую версию выдвигал Татищев. В русских летописях упоминается «Великий город» булгар на Волге (Вели-град). Добавлю к этому, что в работе http://bulgarizdat.ru/book103.shtml высказывается гипотеза о древней связи булгар и русов, - разделение произошло много позже по вероисповеданию. З. М.: «В 375 или 376 г. хунны подошли к Дону. Здесь они столкнулись с остготами. Во главе их стоял король Германарих. Готы появились в Северном Причерноморье во второй половине II в. Остготы (остроготы) кочевали между Днестром и западным берегом Дона, а вестготы (везеготы) обитали в Валахии, Молдавии и современной Бессарабии. Благодаря случаю хунны перешли через Керченский пролив, обмелевший от снесенного Доном ила, на Крымский полуостров и с тыла ударили по остготам. Разбитые остготы ушли на запад». Для закрепления территории между Волгой и Доном гуннам понадобилось 15 лет. Переправа через крупную водную преграду на враждебный берег была для гуннов затруднена. Поэтому они использовали неожиданный фланговый удар. Вики: Около 370 г. у низовьев Дона появились гунны и бросились на богатые владения остготов. Германарих храбро повёл войска против гуннов, но был разбит. После убийства Германариха в 375 г. двумя представителями племени росомонов его преемник Витимир-Винитарий (победитель венедов) напал на страну подвластных гуннам антов и приказал распять их вождя Боза, его сыновей и 70 старейшин; вскоре после этого Витимир отчаянно сражался с гуннами, но тоже был разбит и пал на поле битвы. Полководцы Алатей и Сафрах отступили с уцелевшими остготами и сыном Витимира к Днестру, под прикрытие лагеря вестготов; остальные остготы покорились гуннам, которые оставили их жить на прежних местах. Многие остготские военачальники встречаются среди полководцев Аттилы, который совершал свои походы вместе с остготами. ДТ: «Сын хонского кана Алып-би с корпусом из булгар и хонов сокрушил садумцев (скандинавов, точнее, остготов, племя галидж) и заставил их бежать в Алтын Баш и Рум. Затем Алып-би со своими булгарами, пережившими в Азербайджане немало неприятностей от румцев, переправляется через Сулу и у города Дэрэ разбивает 80-тысячное румское войско. Румский кан Балын убежал в свой дворец, но был окружен и сожжен хонами, которые таким образом расправлялись с вождями врагов. Когда дворец сгорел, Алып-би въехал на пепелище и обнаружил канскую корону. Он взял ее и привез отцу, который назвал себя каном, но внезапно умер на пиру по случаю победы. Алып-би стал каном образовавшейся в Саклане Хонской державы и почил в свое время на горе Куян-тау или Кук-Куян. Перед смертью Кан-Дэрэ, как его еще называли, велел поставить на своей могиле огромный знак рода Дуло - “балтавар”. А выглядит он так:;, где знаком отмечается топор, а знаком U - лук. Эти предметы считались булгарами символами царской власти. На месте погребения Кан-Дэрэ поселились урусы, почитавшие его за разгром своих врагов - садумцев, и образовали селение Аскал». Готы под натиском гуннов стали уходить на запад и громить Римскую Империю. Через сотню лет в 485г. германцы и готы установили владычество над Римом. Своего могущества Гуннская держава достигла при внуке Алыпбия Атилле, совершившем несколько известных походов в Зап. Европу. ДТ: «Внук Алып-би, сын Айбата, кан Атилле Айбат по прозвищу Аудан (Аудон) Дуло, пошел на альманцев и фарангов за то, что их царь отравил свою жену - сестру кана. Разбив сильнейшее альманское племя галидж так, что часть его бежала по морю Кук дингез на острова Садум и Галидж (Скандинавия и Британия?), Атилле ночью осадил столицу фарангов Алтын Баш. Она получила свое название (Золотая голова) по причине золотых куполов своих домов (храмов). Но утром взошло солнце, и сверкание золотых крыш ослепило булгар. Устрашенные булгары бежали прочь, не разбирая дороги, и влияние их после этого пошатнулось. Атилле, которого ульчийцы звали Мышдаулы, умер при отступлении в земле альманцев, и держава распалась. Три сына Атилле, три брата - Иллак, Тингиз и Бел-Кермек, вместе с булгарами и ульчийцами укрепились против фарангов в лагере, но были разбиты. Иллак пал в бою, а Тингиз и Бел-Кермек с булгарами получили право выйти из лагеря. Они ушли к устью Бури-чая и по пути потеряли Тингиза, убитого из засады галиджийцами. При прорыве через эту засаду Бел-Кермек впервые велел поднять в качестве знамени красный стяг асов с полумесяцем на древке. От Бел-Кермека пошел род булгарских царей, которых называли либо канами, либо балтаварами, ибо слово “балтавар” приобрело смысл “вождь”». З. М.: «Бел-Кермек с булгарами обосновался в северокрымских степях между Крымским перешейком и устьем Днепра (Данапр, гунны ее называли Вар, а булгары— Бури-чай). Закрепившись на этой территории, Бел-Кермек объявил о создании здесь княжества под названием Алтыноба, т.е., Золотая ставка или Золотое кочевище. Так названо было в память об осаде Атиллой Алтын Баша, т.е. Рима». После смерти Атиллы (453 г.) созданный им союз племен распался. В 454 – 455г. германские племена гепидов, ругов, герулов восстали. Произошла решительная битва на р. Недао (Недава, приток Савы). "В ней можно было видеть и гота, сражающегося копьями, и гепида, безумствующего мечом, и руга, переламывающего дротики в его ране, и свева, отважно действующего дубинкой, а гунна - стрелой, и алана... с тяжелым, а герула - с легким оружием". - Иордан. Гунны воевавшие в Европе были разнородного происхождения (германцы, римляне, скифы и т. п.).* По ДТ булгары закрепились в Северном Причерноморье, а близкородственные им хоты - в нижнем течении Дона, утиги - в нижнем и среднем течении Кубани.
К концу 4в. Черняховская культура (синтез остготов, алан и венедов) исчезает, но одновременно с этим в среднем Поволжье в районе устья Камы появляется близкая к ней Именьковская культура. В последние годы большинство исследователей связывает происхождение Именьковской культуры (существовала примерно с 380 по 680 гг.) с носителями культур Поднепровья и Северного Причерноморья - пшеворской, зарубинецкой, черняховской. Это позволяет говорить о переселении в Прикамье части населения из разгромленного гуннами государства остготов. Именьковцы принесли в Прикамье культуру развитого пашенного земледелия с рожью в качестве озимой культуры. На рубеже 7-8 столетий основная масса именьковских поселений и могильников прекращает свое существование. Поселения, как показывают раскопки, не были разгромлены или сожжены. Их материалы свидетельствуют, что большая часть именьковского населения в силу каких-то причин покинула земли Среднего Поволжья, но часть могла остаться**. Большинство городищ именьковцев располагалось вдоль правых берегов нижней Камы и Волги. На этой же территории есть могильники конца 4–начала 5 веков с богатыми воинскими захоронениями. В работе http://zhurnal.lib.ru/l/lurxe_e_w/helme.shtml дана краткая характеристика рыцарских шлемов того времени. Упомянут Тураевский могильник в районе Елабуги), а также Первомайский могильник 4-5в. у подножия Чуршинского городища, где, вероятно, жили захороненные в могильнике рыцари, так как на городище найден соответствующий вещевой материал. Обратите внимание на карту: находки шлемов, - красные кружки, - только на нижней Каме и Вятке - и более НИГДЕ на территории России. «Сходство прикамских и вендельских шлемов уже давно общепризнанно, и активно используется для прикладных целей - например, для реконструкции скандинавского защитного вооружения». Вендельские шлемы: Швеция и Готланд, рубеж VI-VII вв., нач. VII в. Большинство вендельских шлемов имеют богато декарированные в зверином стиле надбровья. Прикамские шлемы: один можно отнести ко второй группе позднеримских шлемов (готских); один похож на сасанидские 5в.; один (кон. 4 - нач. 5 вв.) похош на Вендель; у остальных сходство с вендельскими и одновременно сарматскими (Причерноморскими 2-3в.). «Большинство исследователей сходятся во мнении, что некрополи в бассейнах Южной Камы и Вятки оставлены некой немногочисленной группой пришлого населения, в той или иной степени ассимилированной местным населением, и считают возможным "скорее предположить ее европейское, нежели азиатское происхождение". На основании аналогий с причерноморским материалом (например, пряслица и удила из Тураевского могильника), В. Ф. Геннинг предполагает связь этого населения с черняховской культурой. Сходной точки зрения придерживается и Р. Д. Голдина, связывающая воинские захоронения на территории прикамских могильников с "мигрантами-черняховцами". Исследовательница выделяет две волны пришлого "юго-западного" населения: III- начала IV вв. и кон. IV - нач. V вв. Вторая волна миграции, возможно, связана с нашествием гуннов. В этих погребениях содержатся различные типы наступательного и защитного вооружения, не имеющего прототипов в местном материале. Преимущественно мужские, богатые на оружие ("на каждое мужское захоронение приходилось 13,5 единицы оружия", отмечает Голдина) и прочий инвентарь (в т.ч. конские уздечки). Размеры ям больше, чем в местных некрополях. Голдина вспоминает цитату из готского историка Иордана о короле Германарихе: "Немало древних писателей сравнгивали его по достоинству с Александром Великим. Покорил же он племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков, меренс, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, колдов". М. Б. Щукин отмечал, что, "если верить Иордану, Германарих оперировал где-то в глубинках лесной зоны Восточной Европы" - что имело стратегический смысл для готского короля, если вспомнить о Балто-Волжском торговом пути, по которому в Европу шли серебро с Востока и пушнина из Прикамья. Р. Д. Голдина находит и другое объяснение возможного "интереса" германского и степного населения к лесному миру. Причиной его могло стать нашествие гуннов, вытеснивших это условно германское население с занимаемых им ранее мест. Трудно судить, насколько европейское происхождение имели прикамские шлемы. Собственно, кроме Тар. 6 и Тураевского 7/1 а, в которых чудится нечто римское (римско-германское), остальные шлемы вполне могли быть заимствованы непосредственно у аланов - вместе с головами, их носившими, или отдельно, в качестве трофеев или платы за что-либо. Такая версия кажется даже в чем-то более правдоподобной. Но для нас очень интересно вот что. Что бы не происходило в Прикамье на рубеже IV и V вв., оно во многом повторилось через 200 лет, на другой окраине Европы. М. Б. Щукин считал, что начало вендельского периода в Скандинавии не может не быть связано с возвращением части готов, изгнанных из Римской империи, на историческую прародину. Вот и еще один сквозный мотив, развивать который мешает только одно незначительно обстоятельство - ни в Прикамье, ни в Скандинавии нет типичных для готов шпангенхельмов (шлемы зап. Европы). Местные формы шлемов выходят непосредственно из синтеза позднеримских и сарматских шлемов, совершившегося, по-видимому, в смешенном германо-сарматском (военном) обществе. Учитывая исключительность находок шлемов, следует обратить внимание, что серии шлемов, обладающих сходными признаками, в V в. встречаются в Прикамье, в VI в. - в Англии (Саттон Ху, Бенти Гренж), а в кон. VI - нач. VII вв. - в Средней Швеции. Кажется возможным предположить если не сходные исторические условия, то хотя бы миграции более или менее тождественных групп населения. Традиционно (Геннинг, Голдина, Щукин и др.) эти группы населения связываются с готами и черняховской культурой. Но тогда остается вопрос, почему же готы, носители "центральной" традиции, приносили с собой на переферию ойкумены другой, "периферийный" набор шлемов? Возможно, имеет смысл предположить более интенсивное влияние сарматских и сармато-германских смешанных групп». Это же, но более осторожно высказал Г. С. Лебедев в "Эпоха викингов в Северной Европе". «Обычно английские памятники рассматривают как производные от среднешведских; однако детальный анализ основных компонентов культурного комплекса, представленного в Саттон Ху и памятниках «вендельской культуры» позволяет в ряде аспектов допустить если не независимое развитие, то, по крайней мере, опору на некий общий, континентальный источник». На мой взгляд, воины-готы в период своего пребывания в Причерноморье, испытавшие влияние сарматов, а также алан и гуннов, под натиском последних с частью населения Остготии перебрались в Прикамье и основали здесь новое государство. Спустя некоторое время, их потомки попали Северную Европу .*** В скандинавских сагах древней родиной правителей-конунгов называют область Свитьод, которую по описанию саг можно поместить в бассейн Дона или даже севернее. При этом в сагах встречается герой германо-скандинавского героического эпоса по имени Атли, сопоставимый с историческим королем гуннов Аттилой.**** http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/shuvalov/shuv001.htm Из приведенных фактов просматривается некоторая идентичность высшего военного сословия готов, гуннов и североевропейцев. Известные факты связи Скандинавии и Прикамья могут объяснятся родством их военных элит.***** Примечание*. О путешествии европейцев в страну восточных гуннов: http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prisc/frametext.htm «В деревнях нам доставлялось продовольствие, притом вместо пшеницы - просо, а вместо вина - так называемый по-туземному «мед»; следовавшие за нами слуги также получали просо и напиток, добываемый из ячмени; варвары называют его «камос» (kamon)». Мёд – славянский хмельной напиток. Камос (заменяющий его более дешевый напиток для слуг) – это кумышка-самогон (от схожего по виду кумыса). То есть, самогоноварение было известно у восточных гуннов. По описанию путешественника, данные народы несомненно принадлежат не кочевникам-гуннам, а местным племенам гуннами завоеванными, среди которых были и славяне и финны. Этакий Гунский Союз ССР. Примечание**. Волжская Болгария, как об этом можно судить по археологическим данным, была государством полиэтничным, в культуре которого органично слились как привнесенные болгаро-тюркские, так и местные финно-пермские и отчасти - славянские черты. Причем финно-пермский компонент оказывался явно преобладающим. Как считают казанские археологи, этнический облик ранней Волжской Болгарии определялся носителями финно-пермского этноса при политической доминанте пришельцев-болгар. Некоторые допускают, что часть именьковцев осталась проживать в новом государстве. По ДТ (см. ниже) они были изгнаны. Примечание***. http://badaew.narod.ru/goldina.htm. «В составе прикамских и вятских комплексов вооружения есть различия. В Прикамье чаще встречаются панцири, кольчуги, мечи, косы. В то же время, наконечники стрел и топоры чаще находят в бассейне Вятки. В бассейне Вятки оружие из погребений со шлемами в основном местных типов – костяные наконечники стрел, втульчатые и небольшие проушные топоры. Кроме того, в этих захоронениях обычно находят большое число украшений костюма, что характерно для местного населения. В Прикамье же большинство пряжек, наконечников ремней и бус относятся к ремням портупеи и украшениям ножен мечей и кинжалов, украшения костюма немногочисленны. Набор вооружения также отличается от местного: почти нет наконечников стрел, имеющиеся же 3 экземпляра (железные втульчатые) не характерны для местного вооружения. В рядовых мазунинских погребениях редки топоры, в захоронениях со шлемами их иногда встречается до 6 штук, причем иных типов, чем местные. Однако, несмотря на различия, сходство погребений со шлемами позволяет предположить их происхождение из одного источника. В настоящее время можно говорить лишь о том, что в 4в. в Прикамье проникает небольшая, хорошо вооруженная группа населения (возможно, военный отряд). Наличие специфических черт в вооружении (топоры центрально-европейских типов, шлемы с нащечниками, кольчуги, панцири) позволяет скорее предположить ее европейское, нежели азиатское, происхождение. Часть пришлого населения была уничтожена либо очень быстро ассимилировалась в бассейне Вятки. Во всяком случае, следы мигрантов там быстро исчезают. Другая часть мигрантов в Прикамье до второй половины 5 в. cохраняла своеобразие духовной и материальной культуры. Однако, и здесь идет процесс ассимиляции, отразившийся и в материалах Тарасовского могильника». http://den-king.livejournal.com/21809.html дополнения http://asgard.tgorod.ru/libri.php?cont=_vendel1 Вендельские шлемы Германарих покорил Чудь и др. северные народы, для чего в городках Прикамья обосновались остготские гарнизоны. С появлением гуннов ничего в принципе не изменилось, произошла лишь смена властной верхушки и её ближайшего воинского окружения. Возможно, в Прикамье гунны прислали своих представителей; к европеоидам готам добавились монголоидные воины с востока. Однако, переферийное расположение этого региона стало привлекательным для уставшего от непрерывных войн, мобилизаций и набегов населения Остготии. В конце 4в. в Поволжье появляются переселенцы с низовий междуречья Дона и Днепра, будущие именьковцы. Во всей Готской Швеции (включая о. Готланд) было найдено 12 вендельских шлемов, тогда как в Прикамье – 18, во многом схожих. Нужно учесть также, что до нас дошла лишь часть данных захоронений, большинство было разграблено, а некоторые могут быть еще не открыты. Из этого можно заключить, что воинское сословие Прикамья было достаточно многочисленным. Иначе как объяснить разбросанность погребений на сотни км по берегам Камы и Вятки? Разумеется, со временем воинская культура пришельцев видоизменялась под влиянием местных традиций, произошел переход на иные виды оружия и доспехов. Неисключено, что жены воинов были финно-угорки. Об этом свидетельствуют характерные украшения в параллельных женских захоронениях, в частности, привязанные к особой рамке на груди шило и нож (схоже с описанием Фадлана). Население средней Вятки 6–9 веков относят к особой Еманаевской культуре неопределенной этнической принадлежности. Наличие такого населения объясняет тот факт, что страна Баджанаков (сер. 9в.) появилась далеко от реки Вятки в верховьях ее притока Чепцы. Интересно, что культурные различия мужского и женского населения Вятки наблюдаются вплоть до 15в. Это можно объяснить только непрерывным притоком мужчин извне. В 5 веке на средней Вятке Худяковская культура сменяется Еманаевской (конец 5–9 века). Среди пос. преобладают мысовые городища с однорядовой системой укреплений Еманаевское (на пр. бер. Пижмы), Чижевское (Киров), Кривоборское (20км от устья Чепцы) и др.. Городища, как правило, одноплощадочные, малых размеров, в большинстве занимают площадки более ранних ананьинско-пьяноборских городищ (ананьинская культура). В период Е.К. усиливаются контакты юж. групп древнеудм. нас. с древнемарийскими и именьковскими племенами. Для периода Е.К. традиционны устойчивые культ. связи с поломско-ломоватовским населением (верх. Чепцы). В X в. н.э. Е.К. сменяется культурой развитого средневековья – кочергинской. http://www.ihist.uran.ru/index/ru/ency/encyclopaedia,%C5,682.html Учитывая эти факты, а также прослеживаемые связи Прикамья и Скандинавии, начиная с 7в., колонию воинов-готов на Каме и Вятке можно рассматривать как один из центров зарождения викингов. «Последние раскопки в местах захоронений викингов показали, что отнюдь не все викинги были светловолосыми великанами. Находили могилы знатных викингов, ДНК которых прямо указывало, что хозяин скелета родился где то в самой Монголии. Особенно много таких находок на острове Готланд». http://www.mlove.ru/forum/topic7968.html (По сообщению канала Дискавери). Напомню, что некоторые скелеты (черепа) из рассматриваемых могильников 5в. на Каме также имеют монголоидные (гуннские?) черты. Примечание****. 1.«Сага об Инглингах» сообщает, что к северу от Черного моря лежит страна «Великая Свитьод» (Suidiod), где течет река Танаис или Танаквисль, впадающая в Черное море, а «местность у ее устья называлась тогда страной ванов». «Страна в Азии к востоку от Танаквисля называлась тогда Страной асов..., а столица страны называлась Асгард», где и правил Один. Другое древнескандинавское сочинение, «Какие земли лежат в мире», рассказывает о том, что Великая Свитьод лежит на восток от Танаквисля, т.е. Дона, и о том, что из Великой Свитьод (обычно переводимой как «Великая Швеция»), заселялась Малая Свитьтод — Швеция скандинавская. Еще в одном анонимном географическом описании Великая Свитьод отождествляется со Скифией. Согласно «Саге об Инглингах», Одину и его жене было пророчество о величайшей славе, которую он обретет на севере. Оставив в Асгарде братьев Ве и Вили, он отправился в путь. Достигнув страны саксов, он оставил там трех сыновей, Вегдег стал править восточными саксами, Бельдег или Бальдр — Вестфалией, а Сиги — будущей страной франков. Далее Один направился в Ютландию, где поставил правителем сына Скьельда, а сам перебрался в Швецию, и ее прежний правитель Гюльви добровольно уступил ему власть. Еще был совершен поход на север, и конунгом Норвегии Один поставил сына Сэминга. В любой стране, куда приходили асы, наступали мир и процветание. Асы взяли себе местных жен и женили детей. Один стал править в Швеции, основав г. Сигтуну, весь народ платил ему подати, он защищал страну и совершал жертвоприношения, чтобы обеспечить всеобщее изобилие. Умер он от болезни и был причислен к богам. Хотя, в общем-то имеются и неясности. В одном месте саги сказано, что при Одине оставался сын Ингви, который стал конунгом Швеции, и от которого пошел род Инглингов, в другом — что после Одина правителем стал его сподвижник ван Ньерд, а потом последовательно правили сын Ньорда Фрейр, внук Фьельнир, правнук Свейгдир. Свейгдир дал обет найти старый Асгард, побывал в «стране турок» и Великой Свитьод, где встретил сородичей — его поездка продолжалась пять лет. http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/02110042.htm Е. Х. - Асгард (город асов, мифологических предков викингов) это, предположительно, Азов. Массагеты в Туране
2. Что означает само слово "Свитьод"? Поскольку ответа на этот важный вопрос нет, попробуем дать его. Сначала отметим, что готы называли себя "гут-тиуда", то есть дословно "народ гутов". Огласовку "у" в самоназвании этого народа имеет надпись IV века н.э. на кольце из Пьетроассы (нынешняя Румыния). В античных источниках можно встретить и "готов" и "гутов". Важно слово "тиуда", "тиуд". Так называл Иордан чудь ("ч" не было, использовалась"т"). Чудь - это народ. То же слово, без всяких изменений, мы находим в том же регионе, где побывали и готы. Сви-тьод. Вторая часть названия земли у древнескандинавских географов означает "народ". Тождество действительно полное, если учесть, что вместо мягкого знака использовалась буква "и". Что касается скандинавского написания diod, более звонкого, то оно узнается в названии народа годьод в тех же сочинениях древних географов. Народ годьод переселился в Скандинавию. Готам был известен культ асов. Годьод - это скорее всего гут-тиуда, гот-тиуда, то есть готы, пришедшие в Западную Европу после сражений в Причерноморье, в которых они потерпели поражение (Щербаков В. И. Века Трояновы. Дорогами тысячелетии. М., 1988, с. 92). http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_ty/scherv03.htm?30/32 Примечание*****. О появлении групп причерноморских сарматов в Прикамье в 6в. свидетельствут поясные накладки Харинского типа (п.Харино на верхней Каме вблизи от верховий Вятки). Встречаются и на Вятке. «Итак, полихромная поясная гарнитура, выполненная с использованием зерни и филиграни, была распространена на протяжении всего существования культуры харинского типа. Она характерна как для ранних погребений, отражающих культуру первых харинских переселенцев, так и для поздних комплексов, отражающих уже смешение харинцев и местного приуральского населения. Крайне стандартизированная полихромная гарнитура поздней группы несомненно является результатом массового импорта. Однако этот импорт был целенаправленным, не затрагивающим соседние регионы. Он был рассчитан только на позднехаринское население, которое, вероятно, видело в этих изделиях традиции своих предков. Иначе трудно объяснить анахронизм и монокультурность поздней харинской полихромии. По-видимому, полихромная гарнитура являлась неким культурным маркером, позволявшим самоиндефицироваться харинскому населению среди соседей и сохранять связь с культурой, носителями которой были первые переселенцы. Чтобы не “расствориться” среди инородного окружения, харинцы пытались сохранить свои традиции. Это, по-видимому, и стало причиной существования в Приуралье до конца VI в. отголосков стиля Варна - Кара-Агач, основное распространение которого приходится на конец IV - первую половину V в.». Под харинскими понимается группа очень сходных по погребальному обряду и материальной культуре памятников, включающая курганные могильники Ломоватовской культуры (харинский этап) в Верхнем Прикамье (Генинг, Голдина, 1973), Неволинской культуры (бродовский и верх-саинский этапы) в Сылвенско-Иренском поречье (Голдина, Водолаго, 1990), могильник Качка на Средней Каме (Schmidt, 1927), а также курганные могильники бассейна р. Вычегды (Савельева, 1979; Ашихмина, 1988; Ашихмина, 1989; Васкул, Овчинников, 1999) http://www.archaeology.ru/ONLINE/Ovchinnikov/harino.html текст http://www.archaeology.ru/ONLINE/Ovchinnikov/pic_02.htm карта http://www.chronologia.org/xpon7/im/7n18-073.jpg Эрмитаж, V-VIII вв. Ломоватовская культура. Харинский и бродовский могильники. ХАРИНСКАЯ КУЛЬТУРА. Археологическая культура эпохи раннего средневековья (5-7 вв.). Представлена яркими курганными захоронениями, характеризующими культуру и погребальный обряд населения края в эпоху Великого переселения народов. Крупнейшие курганные некрополи – Бурковский, Митинский, Харинский, Бродовский, Усть-Качка, ранняя часть Верхсаинского и поздняя часть Мокинского могильников. В невысоких курганных насыпях встречаются от одного до 13 захоронений. Могильники сильно пострадали от браконьерских раскопок. Преобладающий обряд захоронения – трупоположение, но довольно часто встречается кремация трупов. В погребениях найдены предметы вооружения (мечи, кинжалы, копия, наконечники стрел), остатки поясной гарнитуры, бусы из стекла, янтаря, сердолика, серебряные и золотые украшения. Погребальному инвентарю иногда сопутствовал монетный материал, состоящий из серебряных драхм сасанидских шахов Пероза, Кавада, Хосрова I и т. д. http://enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1803977679 Остатки древних медных копей (песчаниковых руд Пермских отложений) были обнаружены близ д. Тюм-Тюм Уржумского района Кировской области (Збруева А.В., 1952). Бронзолитейное и железоделательное производство обнаружено на Еманаевском городище. Изредка находки слитков встречаются на харинских и неволинских могильниках. Медь (бронза) была на Вятке местного производства. Можно видеть, что пришельцы с юга (бежавшие от различных степняков востока после 4в.) селились в глухих местах, – на верхней Каме (сарматы-харинцы) и Чепце (печенеги-баджанаки). Средняя Вятка и низовья Камы уже были заняты остготами и сопутствующими им племенами, сформировавшими Именьковскую культуру. Разновидность последней была и на Вятке. В археологических культурах существует понятие «звериный стиль», – украшения на предметах с использованием животной стилистики. Пермский звериный стиль (Чудские образки) — бронзовая художественная пластика VII в. до н.э. — XII в. н.э. Распространен от Камско-Вятского бассейна до водораздела Енисея-Оби. Изделия из бронзы в Пермском зверином стиле называли в прошлом Чудскими богами, так как по ареалу находки совпадают с распространением легенд о чуди. Известны также следующие звериные стили: Скифо-сарматский, Черняховский, Вендельский. Всвязи со всем сказанным можно поставить такой вопрос: нет ли взаимосвязи у всех перечисленных культур? Историк прошлого А. Спицын относил все нерусские городища Прикамья к Чудским. «На городищах чуди обнаружено много тиглей и льячек для отливки металлических изделий. Здесь также были найдены: костяные наконечники стрел, ложки, вязальные иглы, особенные лопаточки, стеклянные бусы, каменные пряслица, бронзовые украшения, подвески и бляшки чудского типа, железные ножи, наконечники стрел, молотки и некоторые серебряные предметы (колечки, бляшки и др.) В районе пижемских городищ также найдены различные серебряные вещи, обычные для чудских чепенких городищ предметы: серебряные блюда, витые ожерелья, медные браслеты, лапчатые подвески, пряжки и пронизки. Подобные находки обнаружены не только на Пижме, но и в бывших Яранском и Уржумском уездах…В Вятской губернии чудские поселения расположены по верховьям Камы, по Чепце - до ее среднего течения и по Пижме… Судя по находкам монет, время процветания верхнекамских и чепепких чудских поселений относятся к Х-ХП вв. И, следовательно, совпадает с расцветом болгарской (Волжско-Камской) культуры вообще». По мнению Спицына, чудь, проникшая на Пижму, смешалась с вотяками». http://azaryj.narod.ru/Native/nashkraj.html Ныне чудь считают мифическим народом. Но после приведенных выше свидетельств, можно полагать, что первоначально это было автохтонное население Волго-Камья, тиуды Геродота. Поселившиеся среди них потомки остготов (и, вероятно, гуннов), как представительная часть этого народа, так же получили название Чудь. Раскопки многих городищ Прикамья начали производить еще в 19в. Однако уровень археологии того времени был низок, как наука она только зарождалась. Поэтому датировка чудских находок очень приблизительна, многие вообще пропали за сотню лет. Кроме того, существует концепция изначального преобладания в Прикамье и на Вятке финноугорского населения, а конкретно, предков нынешних удмуртов, коми и марийцев. Остальные группы народов и племен, оставивших свидетельства своего проживания, считаются незначительным и случайным явлением. Археологические работы на Вятке проводились фрагментарно, а их результаты обработаны лишь отчасти, что затрудняет использование их данных. В завершении этой темы выскажу такую гипотезу. По ДТ продвижение на запад хонов в поисках новой родины задержалось в 4в. на левобережье Волги, где существовало государство Буляр. ДТ: «Последний утигский правитель Буляра Джокэ-Утиг имел неосторожность сжечь гнездо Бараджа в угоду своей жене – мурдаске, потребовавшей от него возвести на этом месте город. В огне погибли все дети Бараджа (дракона), кроме одного, а сам он улетел на другое место и сказал на прощание Джокэ-Утигу: «Я всегда был покровителем хонов – и останусь им. Но ты за свое злое деяние умрешь от укуса моего последнего сына, а все твои дети будут убиты». Но этот бек не только не испугался, а, наоборот, по новому совету своей жены, занялся поисками хинских сокровищ в могилах своих предков. И вот когда он раскопал одну могилу, то из земли вместо человеческих останков явились кости лошади. Это был предупреждающий знак Тангры, но Джокэ-Утиг не внял этому предупреждению и продолжал копать. Тогда из-под костей выполз Змей, сын Бараджа, и укусил бека, отчего тот немедленно скончался. Его дети стали враждовать между собой, а затем, не желая передавать власть кому-либо одному из них, взяли и отдали царство Булюмару... Когда кан пошел дальше, они увязались за ним и все кроме Баксу, погибли в боях. Баксу, опасаясь проклятия Бараджа взял в жены тридцать девушек и заимел от них семьдесят сыновей. Но однажды в земле анчийцев (приднепровских антов) на него напали галиджийцы (готы) и убили его вместе со всеми сыновьями». Утиги по ДТ одно из племен вошедших в союз булгар. Рассказ о Барадже (крылатом драконе) совпадает с легендой об основании Казани (см. ниже). (Далее просвечивает легенда о смерти Вещего Олега из ПВЛ.) Это даёт основания предположить, что главный город правителя утигов был где-то в Прикамье. В таком случае, приведенный рассказ об утигах можно совместить с могильниками 4-5в. остготов. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.073 сек.) |