|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Девиз - «Назад к вещам», не подвергать забвению жизненный мирЭдмунд Гуссерль 1859-1938. Литература: Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Гуссерль и феноменологическое движение. Математик, логик, философ «Феноменология внутреннего сознания времени» «Кризис», «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология». «Философия как строгая наука». «Картезианские размышления». Противник психологизма. Последователь Канта в теории познания. Понимание - есть постижение смысла. Феноменология - учение о феноменах. Обычно - феномен - явление постигаемое в чувственном опыте. У Гуссерля: феномены - это возникающие в сознании, смыслы предметов. Это - исходная установка всей философии Г. Гуссерль избегает крайностей противопоставления Субъекта Объекту. Он полагает, что субъективизм ведёт к психологизму. Объективизм ведёт к натурализму, где знание и сознание есть пассивное отражение действительности, реальности. Необходимо избежать крайности, поскольку это привело европ. Цивилизацию к кризису, забвению человека, его жизненного мира. Выход в последовательном феноменологизме. Феноменологический метод — коперниканский поворот в философии 20 века. Г. начинает с единичного опыта. «Мы должны спрашивать у самих вещей. Назад к опыту, к созерцанию, которое одно может дать нашим словам смысл и разумное содержание».
Его основные концепции (идеи теории, методов познания):
1. Естественная установка - «Эпохе» - воздержание от поспешных суждений. Ничего не должно приниматься в качестве несомненных. 2. Феноменальность — всякое психическое переживание — феномен — то что является в сознании. И интенция — направленность на предмет (когитум — то на что направлено сознание субъекта + когитация — работа самого сознания). 3. Феноменологическая редукция- (возвращение, отодвигание назад, от сложного к простому) - переход от феноменов через оыт переживаний к началам чистого сознания, например научным идеализациям. 4. Эйдос, эйдетическая редукция - смысл постигнутый умом, но при сохранении образа, вида вещи.
Феномен — не есть вещь, предмет, существующая сама по себе, вне сознания, но самообнаружение, самополагание вещи в потоке сознательных переживаний Феномен - это структура сознания, в котором дан и Объект и Субъект. Они слитны. Сознание всегда направлено на Объект - т е, оно интенционально, «сознание всегда сознание о чем то» и имеет дело с его смыслом. Основная проблема — проблема значения и смысла.
Феноменология даёт гарант от сползания к крайностям науки. Девиз - «Назад к вещам», не подвергать забвению жизненный мир. Следовательно, девиз феноменологии – «обращение к самим вещам», очищенным от словесных нагромождений. Чтобы создать философию реальности, необходимо оттолкнуться от “неопровержимых данных”: в фундамент философского здания могут быть положены только “стабильные очевидности”. “Без очевидности нет науки”, – скажет Гуссерль в "Логических исследованиях". Следует искать нечто настолько самоудостоверяющее, что нельзя отрицать. Эта феноменологическая интенция должна была быть реализована через описание “феноменов”, которые предстают сознанию после осуществления “эпохе”, т.е. после заключения в скобки наших философских воззрений и убеждений, связанных с нашей естественной установкой, которая навязывает нам веру в существование мира вещей. Необходимо “воздерживаться от суждений”= “epoche” – греческий термин, близкий по смыслу понятию “adoxia” Пиррона, – то, что не требует суждения), пока не будут найдены последние аподиктические и неопровержимые “данные”. Эти данные феноменологии находят в сознании: существование сознания непосредственно очевидно. Теперь возникает вопрос: как вещи и факты являются нашему сознанию? Они являются типичными модусами, и эти модусы суть эйдетические сущности. Феноменология – наука о сущностях, а не о фактах. Феноменолога не интересует та или иная моральная норма, его интересует, почему она – норма. Изучить обряды и гимны той или иной религии, несомненно, важно, но еще важнее понять, что такое религиозность вообще, что делает разные обряды и несхожие песнопения религиозными. Феноменологический анализ вникает в состояния стыда, святости, любви, справедливости, угрызений совести, но всегда с точки зрения сущности. Суть же открывается исследователю тогда, когда он наблюдает свой объект незаинтересованно, когда он бежит от предубеждений, банальностей и самолюбования, когда умеет видеть и интуитивно улавливатьуниверсальное, благодаря которому факт таков, каков он есть. Мы отличаем текст магический от научного, но каким образом они отличимы, если нет сущностного различия, что такое магия и что такое наука? Теперь если мы согласимся, что феноменология – наука, основанная на анализе и описании сущностей, то поймем, в чем ее отличие от психологического и позитивистского анализа. В отличие от психолога, феноменолог интересуется не частными фактами, а универсальными сущностями. В феноменологии есть две ветви: идеалистическая и реалистическая. Первая представлена Гуссерлем, ибо, вернувшись к вещам, он в конце пути нашел единственную реальность – сознание. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |