АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Свастика и современность

Читайте также:
  1. Ведическая культура, современность и будущее человечества.
  2. История и современность в романе Л. Юзефовича «Журавли и карлики».
  3. Свастика в гитлеровской Германии
  4. Свастика в различных культурах
  5. Свастика и христианство
  6. Свастика как элемент беларуской культуры
  7. Свастика на Руси
  8. Свастика — происхождение
  9. Современность: глобальный кризис и угроза расчленения России.
  10. Что обозначает Свастика
  11. Этрусские города и памятники архитектуры. Реконструкция и современность.

Естественно, с течением времени яркость любого символа в человеческой памяти угасает. Тем не менее, в первой половине XX века можно было наблюдать интенсивное расширение круга использования свастики. В частности, в этом плане особенно выделяются Соединённые Штаты Америки и Канада. Свастика часто изображалась как символ удачи и благополучия на открытках. Кроме того, в начале 20-х годов американской Скаутской организацией был принят значок, которым награждался каждый, сделавший доброе дело для скаута. Носитель этого значка был другом всех скаутов и всегда мог рассчитывать на их помощь. Любопытно, что Баден-Пауэлл, глава Скаутского движения, был неплохим знатоком истории свастики и даже упоминал о ней в связи с исчезнувшей Атлантидой. Свастика некоторое время была рисунком одной из нашивок армии США. Она по сей день украшает площадь перед Филадельфийским Музеем Искусств.

Достаточно любопытны и даже несколько забавны следующие примеры. В 1920-х годах компания «Coca-Cola» выпустила брелок с рекламой своего напитка в бутылках. Форма этого изделия достаточно нетрадиционна для пищевой промышленности, не правда ли?. В канадском городе Эдмонтон в 1916 году существовала женская хоккейная команда, униформа которой не может не вызвать улыбку. Кроме того, в этой стране было как минимум 3 хоккейные команды под названием… «The Swastikas» — «Свастики»! Канада вообще необычная страна… Там даже возможен приезд в Свастику. Неудивительно, ведь так называется один из небольших городов. В программе известного американского цирка Барнума можно было увидеть группу клоунов под названием «The Pinheads» («Булавочные головки» или «Дурачьё»). Казалось бы, ничего примечательного, но на их сценических костюмах мы видим… свастику. Предположительно снимок относится к тридцатым годам нашего столетия.

Известный писатель Редьярд Киплинг рисовал правую свастику на своих книгах в качестве герба, а издательство «Игнис» в Варшаве поместило левую свастику в свой логотип. На этой фотографии изображена Джеки Бувье, будущая Джеки Кеннеди, в праздничном костюме, связанном с культурой американских индейцев.

Всё это говорит о том, что символ был не только не забыт, но и получил в первой половине века осовремененное значение вкупе с весьма и весьма необычными вариантами использования. Далее на линии времени для свастики наступает период очернения и утраты первоначально глубоко позитивного значения. Подробнее свастичная символика Третьего Рейха рассмотрена в главе «Свастика в гитлеровской Германии». В конце века свастика почти не используется. Условно этот маленький ручеёк, оставшийся от большой реки Памяти, можно разделить на два направления: политическое и историко-культурное (мы не относим несознательное изображение свастики к значимым явлениям, хотя и частично рассматриваем в данной главе). К сожалению, некоторые политические организации, имеющие не всегда благополучную репутацию в обществе, в качестве своей символики выбирают свастичные варианты, что на подсознательном уровне вызывает у людей негативные ассоциации. В ряду таких организаций можно упомянуть Русское Национальное Единство, Ирландскую Республиканскую Армию, движение Африканского Сопротивления и Националистическую рабочую партию Аргентины (НРПА). Однако следует помнить, что формирование мнения о любой организации лишь на основе того, что её эмблема так или иначе связана со свастикой является ошибочным. Это символ обладает неоспоримо большим потенциалом, который может использоваться по-разному. Мы призываем судить о тех, кто изображает свастику на эмблемах, логотипах, рисунках, где угодно, на основании их поступков, принципов, убеждений, слов, политических программ, а не на основании того, что визуальная сторона их деятельности содержит применение свастичной символики.

Древняя традиция живёт и сегодня, и порой в самых несовместимых свои ипостасях. Естественно, после незаслуженной дискредитации свастики в середине XX века круг её использования сократился до ничтожных размеров. Но это не значит, что символ Солнца забыт. В наше время, скажем, в России существует множество общин, возрождающих Веру Предков, занимающихся популяризацией архаичного культа, и вполне естественно, что символом многих из них стал Отец-Солнце, символ Небесного огня Многие клубы, реконструирующие одежды, быт и оружие средневековья, также используют свастику в той или иной форме как элемент возрождаемой ими культуры. Существуют также достаточно парадоксальные и забавные примеры. Часть из них касаются логотипов некоторых компаний. Так, например, свастикоподобный рисунок можно видеть как на торговой марке американской фирмы Columbia, занимающейся производством зимней одежды (1), так и в эмблемах беларуских туристических фирм, таких как Optitec-tour (2), Белфер (3) и некоторых других. Кроме того, нечто похожее присутствует и в логотипе АО «Белстрахинвест». Естественно, эти логотипы не претендуют на сознательность и понимание изображённого, но это удачный пример того, как живуча генетическая память человека.

Воистину, XX век — время курьёзов. Это в значительной степени касается и свастики. Взгляните, например, на фотографию леса под Берлином. Деревья посажены таким образом, что осенью и весной взгляд, скользящий сверху по кронам деревьев, наталкивается на нечто до боли знакомое. Такая посадка лесонасаждений — дело рук фанатичного приверженца Гитлера в 1930-х годах. Правда, эти деревья уже вырублены… Похожая ситуация сложилась летом 1998 года на поле под Нью-Джерси. Там была обнаружена свастика, образованная выкошенными растениями. Маловероятно, что она имеет отношение к политике, однако мотивы неизвестных создателей остались тайной. Возможно, она имела сакральное значение, связанное с прошедшим солнцестоянием. К ряду таких забавных примеров можно добавить рисунок тротуара на одной из улиц Минска…

Это может показаться странным, однако свастика и солярные символы вообще имеют гораздо более непосредственное отношение к истории культуры, чем это кажется на первый взгляд. Дело в том, что ещё древнейшие философские трактаты, например, индийские Веды, рассматривали историю не как линейную систему, что является её традиционным, библейским пониманием (путь от сотворения мира до Страшного суда — прямая линия), а как спираль, круговой образ, поскольку развитие мира понималось как спиральное, круговое, при котором каждый новый виток истории человечества включает часть предыдущего и вводит нечто новое, доселе отсутствовавший элемент. Как спираль, так и свастика рассматривались древними как символы цикличности, круговорота. Свастика может быть рассмотрена как дальнейшее развитие спиралевидной символики. На рисунке приведены свастично-спиральные символы, собранные со всех концов света — Дагестан (1), Чечня (2), Америка (3), Испания (4).

Огромное количество родов, племён, народов, конфессий, партий, даже государств и отдельных людей придавали свастике всевозможные значения, символизировали ею целый ряд принципов мироздания, призывали с её помощью благосклонность судьбы, защищали себя свастикой от нечистой силы, отдавали дань уважения ушедшим предкам — и всё это при помощи одного знака. Его потенциал удивителен. Этот знак — то немногое, в чём ещё живет дух самых далёких поколений, их мировоззрение и философия. Этот удивительный символ связывает собой каменный век и современность, прокладывает незримый мост между всеми континентами и культурами, объединяет великие культуры Земли. Это говорит о том, что значение рассмотренной символики гораздо глубже, чем общепринятое, а восприятие свастики и подобных символов как «фашистских» абсолютно нелогично и противоречит конкретным историческим фактам — разве может разъединять то, что является общим? Разве может символ удачи нести насилие, а символ вечного круговорота — смерть? Проследив путь становления и развития одного лишь элемента в культуре, мы совершили экскурс во времени и пространстве, охватили в одной работе целые материки и народы. Данную работу можно считать попыткой оправдать древнейший символ, попытка очистить незаслуженно запятнанную репутацию великого культурного феномена, воплощения Солнца, жизни, удачи и благополучия, данного человеку свыше и сопутствовавшего ему на протяжении всей его истории. К сожалению, для русского человека ситуация сложилась таким образом, что свастика вызывает совершенно однозначную ассоциацию. Но всё-таки есть надежда на то, что когда-нибудь в сознании людей коловрат вновь станет олицетворением счастья и благополучия, знаком внутренней и внешней гармонии. Одно поколение сменяет другое, рушатся и рождаются государства, но тот, кто чтит традиции своих предков, не забывает от своих корнях, сохраняет древнюю культуру — тот бессмертен.

Эпилог

Напоследок хотелось бы предоставить слово профессиональным юристам. Здеь приводится фрагмент документа, написанного Виктором Илюхиным, председателем Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Российской Государственной Думы. Документ называется «Замечания и предложения к проекту федерального закона «О запрещении нацистской символики и литературы»":

Знаковая символика проистекает из древних верований и сопровождает становление общества и его культуры на различных этапах. А поэтому, запрет той или иной символики — элемент культурного геноцида общества или отдельных его групп. Статьи 1 и 2 предлагаемого законопроекта как раз и преследуют цель запретить символику, которая сопровождала культуру многих народов Евразии и которая до настоящего времени присутствует в русском искусстве. Ссылка на то, что эта атрибутика присутствовала в нацистской Германии — лишь повод для разрушения культурного пространства России. Рунические письмена на несколько тысяч лет старше Адольфа Гитлера. Символика не имеет какого-либо отношения к действиям тех или иных партий. Например, под знаменем Христа совершались кровавые «Крестовые походы», а позднее под теми же знамёнами практически полностью было уничтожено коренное население Америки, но никому и в голову не приходит запретить образ Христа или знак креста. И это понятно, ибо названные символы — культурные образцы средневековой европейской культуры. Другой пример. Под знаменем триколора движение «Демократическая Россия» обобрало граждан своей страны, выдворило элиту страны — учёных из исследовательских институтов на рынки, обрушило промышленность государства, развалило его безопасность. Тем не менее, какова бы ни была судьба этого движения в будущем, ни при каких условиях не может быть запрещён и не будет запрещён триколорный флаг России. С 1698 года он навсегда в реестре знамён Российского государства. Ещё более нелепым являются требования запрета разновидностей той или иной символики. Если убрать отдельные линии из контуров наградных крестов Российской Империи налицо предстанет так беспокоящая разработчиков законопроекта свастика. Она может померещиться и в других культурных образцах социо-культурного пространства России.

Из газеты «Советская Россия»

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.018 сек.)