АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОЛНОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ПАРФЕНИЯ ЛАМПСАКИЙСКОГО

Читайте также:
  1. I. Житие
  2. I. Житие и творения
  3. I. Житие и творения
  4. АСКЕТИЧЕСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА СИНАЙСКОГО
  5. Борьба с ересью архиепископа Геннадия и преподобного Иосифа Волоцкого.
  6. Вопрос № 10. В каких случаях проводится внеочередное полное техническое освидетельствование ПС?
  7. ГЛАВАV: ПАДЕНИЕ КИТАЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ЕЕ ПОЛНОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ
  8. Делай, имея полное представление о том, что делаешь.
  9. ДР-3. Полное исследование функции с построением графика.
  10. Духовное завещание преподобного Серафима Вырицкого
  11. ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
  12. ЖИТИЕ ПРАВЕДНОГО СИМЕОНА ВЕРХОТУРСКОГО

Со­имен­ный дев­ству[1], свя­той Пар­фе­ний ро­дил­ся в Ме­ли­то­по­ле[2]. Отец его, по име­ни Хри­сто­фор, был диа­ко­ном од­ной из церк­вей это­го го­ро­да. Пар­фе­ний с дет­ства не был на­учен гра­мо­те, но, слу­шая в хра­ме Бо­же­ствен­ное Пи­са­ние, он мно­гое из него так хо­ро­шо изу­чил, что мог срав­нять­ся со вся­ким ис­кус­ным книж­ни­ком. В юно­сти он ча­сто хо­дил на од­но, неда­ле­ко рас­по­ло­жен­ное, озе­ро и, ло­вя там ры­бу и про­да­вая ее, вы­ру­чен­ные день­ги раз­да­вал ни­щим. С са­мых юных лет он был ис­пол­нен бла­го­да­ти Бо­жи­ей; во­сем­на­дца­ти же лет он, при­зы­ва­ни­ем пре­свя­то­го име­ни Хри­сто­ва, стал из­го­нять из лю­дей бе­сов и тво­рить мно­гие чу­де­са.

По­сле то­го, как сла­ва о свя­том Пар­фе­нии ста­ла рас­про­стра­нять­ся меж­ду людь­ми, Филипп, епи­скоп ме­ли­то­поль­ский, при­звал его к се­бе. Ис­сле­до­вав о свя­том юно­ше, все, что он слы­шал и удо­сто­ве­рив­шись во всем этом, он по­ди­вил­ся его доб­ро­де­те­ли и Бо­жи­ей в нем бла­го­да­ти и ве­лел на­учить его книж­но­му ис­кус­ству. По­том вско­ре епи­скоп Филипп на­зна­чил свя­то­го Пар­фе­ния, во­пре­ки его же­ла­ния, пре­сви­те­ром и по­ру­чил ему по­пе­че­ние над од­ним из хра­мов. В сане пре­сви­те­ра свя­той Пар­фе­ний еще бо­лее под­ви­зал­ся в доб­ро­де­те­лях. По­лу­чив от Гос­по­да су­гу­бую бла­го­дать свя­то­сти и чу­до­тво­ре­ния, он ис­це­лял вся­кие бо­лез­ни и име­нем Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста со­вер­шил мно­го пре­див­ных чу­дес. Сре­ди та­ких чу­дес­ных зна­ме­ний, меж­ду про­чим, бы­ло сле­ду­ю­щее.

Од­на­жды, на пу­ти, встре­тил чу­до­твор­ца некий че­ло­век, ко­то­ро­му ка­кой-то юно­ша вы­ко­лол глаз; боль­ной глаз ви­сел на ще­ке, и че­ло­век тот, стра­дая и пла­ча, под­дер­жи­вал его ру­кою. Свя­той Пар­фе­ний, взяв вы­ко­ло­той глаз в ру­ку, вло­жил его в свое ме­сто и про­мыл во­дою; через три дня боль­ной со­вер­шен­но ис­це­лел.

В дру­гой раз од­на жен­щи­на, одер­жи­мая лю­тою и неиз­ле­чи­мою бо­лез­нью на те­ле сво­ем, при­шла к свя­то­му Пар­фе­нию и про­си­ла у него ис­це­ле­ния; ко­гда пре­по­доб­ной со­тво­рил на че­ле ее крест­ное зна­ме­ние, она тот­час же по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние.

Раз свя­той Пар­фе­ний от­пра­вил­ся по­се­тить од­но­го боль­но­го; ко­гда он шел, близ до­ма неко­е­го вель­мо­жи, боль­шая со­ба­ка, со­рвав­шись с при­вя­зи, устре­ми­лась на свя­то­го и, бро­сив­шись пе­ред­ни­ми ла­па­ми на пле­чи, хо­те­ла уку­сить его в ли­цо. Но свя­ти­тель, ду­нув на нее, со­тво­рил крест­ное зна­ме­ние, и в то же мгно­ве­ние пес из­дох: по­сле то­го свя­той Пар­фе­ний сбро­сил его с плеч сво­их.

Услы­шав о по­доб­ных чу­де­сах, ар­хи­епи­скоп ки­зи­че­ский Ахил­лий при­звал к се­бе свя­то­го Пар­фе­ния и по­ста­вил его епи­ско­пом ламп­са­кий­ским[3]. При­быв во вру­чен­ную ему епи­ско­пию, Пар­фе­ний на­шел всех жи­те­лей ее пре­дан­ны­ми нече­сти­во­му ел­лин­ско­му идо­ло­слу­же­нию, хри­сти­ан же в то вре­мя бы­ло там весь­ма неболь­шое чис­ло. Доб­рой пас­тырь Хри­стов весь­ма скор­бел о том. Он преж­де все­го стал уве­ще­вать, об­ли­чать и умо­лять сво­их па­со­мых; ука­зы­вая им путь ис­ти­ны и со­вер­шая име­нем Хри­сто­вым чу­де­са, он ис­це­лял боль­ных и тем при­во­дил мно­гих к по­зна­нию ис­тин­но­го Бо­га. Уви­дев, на­ко­нец, что жи­те­ли то­го го­ро­да в ве­ре пре­успе­ва­ют, а идо­ло­слу­же­ния от­вер­га­ют­ся, свя­той Пар­фе­ний за­ду­мал ра­зо­рить на­хо­див­ши­е­ся там сквер­ные ка­пи­ща, а вме­сто них по­стро­ить бла­го­леп­ные свя­тые хра­мы Бо­жии. Для се­го свя­той Пар­фе­ний от­пра­вил­ся к ве­ли­ко­му ца­рю Кон­стан­ти­ну, дабы ис­про­сить у него на это власть. При­ня­той бла­го­че­сти­вым и хри­сто­лю­би­вым ца­рем с че­стью и очень лю­без­но, свя­ти­тель Хри­стов по­лу­чил от него же­ла­е­мое: свя­той Кон­стан­тин ве­ли­кий дал ему свою цар­скую гра­мо­ту на ра­зо­ре­ние идоль­ских ка­пищ и при этом, вру­чив пре­по­доб­но­му мно­го зо­ло­та на со­зи­да­ние свя­тых Бо­жи­их церк­вей, от­пу­стил его с ми­ром.

Воз­вра­тив­шись в Ламп­сак; свя­ти­тель Бо­жий Пар­фе­ний тот­час же раз­ру­шил до ос­но­ва­ние все ка­пи­ща и по­сре­ди го­ро­да вско­ре воз­двиг об­шир­ной и пре­крас­ной храм Бо­жий; он сам при­ни­мал уча­стие в его по­стро­е­нии и сво­и­ми ру­ка­ми по­мо­гал стро­и­те­лям.

В то вре­мя, как стро­ил­ся сей храм, к свя­то­му Пар­фе­нию при­шел некий че­ло­век, имев­ший в се­бе ду­ха нечи­сто­го; бес уже дав­но все­лил­ся в него, но он не мог по­нять се­го. И вот сей, одер­жи­мой бе­сом, че­ло­век, при­сту­пив к свя­то­му Пар­фе­нию, стал при­вет­ство­вать его лас­ко­вы­ми сло­ва­ми. Свя­ти­тель же Хри­стов, за­ме­тив при­сут­ствие в нем ду­ха нечи­сто­го, воз­дер­жал­ся от при­вет­ствия.

То­гда, по­срам­лен­ной в сем че­ло­ве­ке, бес ска­зал свя­то­му:

— Я те­бя же­лал ви­деть, от­то­го и при­вет­ство­вал те­бя; от­че­го же ты не от­ве­тил на мое при­вет­ствие?

— Вот ты ви­дел ме­ня, и так — что же те­бе нуж­но? — от­ве­тил ему на это свя­той Пар­фе­ний.

— Я уви­дел и узнал те­бя, — ска­зал бес.

— Ес­ли бы ты, уви­дев, дей­стви­тель­но узнал ме­ня, — от­ве­чал свя­той Пар­фе­ний, — то ты вы­шел бы из се­го Бо­жье­го со­зда­ния.

На это бес ска­зал:

— Мо­лю те­бя, не вы­го­няй ме­ня из мо­е­го жи­ли­ща, в ко­то­ром я так дав­но оби­таю.

— А как дав­но ты на­хо­дишь­ся в этом че­ло­ве­ке? — спро­сил свя­той.

— С са­мо­го дет­ства его, — от­ве­чал бес, — и до сих пор ме­ня ни­кто не за­ме­тил, один толь­ко ты; и те­перь, как я ви­жу, ты из­го­ня­ешь ме­ня; но ес­ли так, то ку­да же ты по­ве­лишь мне отой­ти?

— Я дам ме­сто, где те­бе по­се­лить­ся, — от­ве­чал свя­той Пар­фе­ний.

— Ду­маю, что ты непре­мен­но по­ве­лишь мне вой­ти в сви­ное ста­до, — ска­зал бес.

— Нет, я ука­жу те­бе че­ло­ве­ка, в ко­то­ром и оби­тай, толь­ко из это­го вой­ди, — от­ве­чал свя­той Пар­фе­ний.

— Но дей­стви­тель­но ли ты хо­чешь это сде­лать, или толь­ко так го­во­ришь, — ска­жи мне об этом? — спро­сил бес свя­то­го Пар­фе­ния.

— Я те­бе прав­ду го­во­рю, — ска­зал свя­ти­тель, — что знаю че­ло­ве­ка, в ко­то­ром, ес­ли хо­чешь, мо­жешь оби­тать, — толь­ко из это­го вой­ди ско­рее.

По­сле это­го бес, убеж­ден­ной сло­ва­ми свя­то­го, стал про­сить, чтобы он ука­зал ему та­ко­го че­ло­ве­ка.

То­гда свя­той Пар­фе­ний, от­крыв уста свои, ска­зал бе­су:

— Вот этот че­ло­век: вой­ди и оби­тай во мне.

Диа­вол, как бы опа­лён­ной ог­нём, воз­звал на это:

— Увы мне! ес­ли ты, по­сле столь дол­го­го вре­ме­ни, вы­го­ня­ешь ме­ня из по­сто­рон­не­го че­ло­ве­ка, то ка­ко­го же зла ты мне не сде­ла­ешь, ес­ли я все­люсь в те­бя? и как я вой­ду в дом Бо­жий?

Ока­зав это, бес скрыл­ся в ме­стах пу­стын­ных и непро­хо­ди­мых; че­ло­век же тот, по бла­го­да­ти Бо­жи­ей, стал здо­ро­вым и вос­хва­лил Гос­по­да.

По­сле то­го, как са­мое зда­ние церк­ви бы­ло уже го­то­во, свя­той Пар­фе­ний стал за­бо­тить­ся о со­ору­же­нии в ал­та­ре пре­сто­ла, дабы на нем со­вер­шать Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию.

В это вре­мя он на­шел в од­ном из ра­зо­рен­ных идоль­ских ка­пищ боль­шой ка­мень; по сво­е­му ви­ду он был очень удо­бен для по­стро­е­ние свя­то­го пре­сто­ла, и вот свя­ти­тель Хри­стов при­ка­зал ка­мен­щи­кам об­де­лать его по­луч­ше и при­го­то­вить для со­вер­ше­ния на нем свя­той тра­пезы.

Ма­сте­ра, устро­ив и при­го­то­вив этот ка­мень, как сле­ду­ет, воз­ло­жи­ли его на по­воз­ку и впряг­ли в нее силь­ных во­лов, чтобы от­вез­ти его в цер­ковь.

Диа­вол, возъ­ярив­шись за взя­тый из ка­пи­ща ка­мень, устра­шил впря­жен­ных во­лов, и они вне­зап­но так быст­ро устре­ми­лись, что их ни­кто не мог сдер­жать. Шед­ший око­ло них и управ­ляв­ший ими воз­ни­ца, по име­ни Ев­ти­хи­ан, дей­стви­ем бе­сов­ским, упал на­вз­ничь под ко­ле­са, и тя­же­лая от кам­ня ко­лес­ни­ца, пе­ре­ехав через упав­ше­го, раз­дро­би­ла ко­сти и раз­да­ви­ла его; и воз­ни­ца тот­час же умер.

Узнав об этом, свя­ти­тель Бо­жий Пар­фе­ний ска­зал:

— Диа­воль­ская зло­ба со­тво­ри­ла сие, но, о диа­вол, не пре­пят­ствуй Бо­жье­му де­лу!

Тот­час же вос­став, он взял с со­бою быв­ших с ним бла­го­че­сти­вых му­жей и по­спеш­но по­шел на то ме­сто, где про­изо­шел этот несчаст­ной слу­чай. Уви­дев труп мерт­ве­ца, он пре­кло­нил свои свя­тые ко­ле­на на мо­лит­ву и со сле­за­ми, при­леж­но стал так мо­лить­ся Гос­по­ду:

— Бо­же все­мо­гу­щий, по­да­тель жиз­ни и смер­ти, Ты ве­да­ешь, по­че­му злоб­ный враг коз­ня­ми сво­и­ми на­нес смерть Тво­е­му со­зда­нию; но, о Пре­б­ла­гий, как все­гда, так и ныне, со­тво­ри злое на­ме­ре­ние его тщет­ным и воз­вра­ти жизнь ра­бу Тво­е­му Ев­ти­хи­а­ну и тем яви ве­ру­ю­щим непо­бе­ди­мую Твою си­лу, — ибо Ты един Бог и Те­бе по­до­ба­ет сла­ва во ве­ки. Аминь.

В то вре­мя, как свя­той Пар­фе­ний еще про­из­но­сил эту мо­лит­ву, мерт­вый в ви­ду все­го на­ро­да, ожил и вос­клик­нул:

— Сла­ва Те­бе, Хри­сте Бо­же, что Ты и мерт­вых воз­став­ля­ешь!

И тот­час же, став здо­ро­вым, как и преж­де, он по­гнал во­лов и до­вез на них ка­мень до са­мой церк­ви.

То­гда все ви­дев­шие это чу­до и вне­зап­ное вос­кре­ше­ние мерт­во­го, воз­да­ли сла­ву и хва­лу Пре­бла­го­му Бо­гу, и ста­ли ото­всю­ду при­но­сить бо­ля­щих и страж­ду­щих от нечи­стых ду­хов, и они все, по мо­лит­ве свя­то­го Пар­фе­ния, бла­го­да­тью и си­лою Бо­жи­ею, ис­це­ля­лись; и в это вре­мя по­чти уже ни­кто не при­бе­гал ко вра­чеб­но­му ис­кус­ству, так как счи­та­ли его со­всем ненуж­ным, и на­род пе­ре­стал об­ра­щать­ся ко вра­чам, ибо все бо­лез­ни, во имя Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, без­мезд­но ис­це­лял свя­ти­тель Хри­стов.

Меж­ду ины­ми боль­ны­ми свя­той Пар­фе­ний в три дня ис­це­лил одер­жи­мую бе­сом дочь неко­е­го Ди­о­ни­сия, из цар­ско­го ро­да, по име­ни Даф­ну.

В дру­гой раз он ис­це­лил дочь смирн­ско­го кня­зя Ма­ма­лия, по име­ни Агал­ма­тию; она то­же бы­ла одер­жи­ма бе­сом и ча­сто ва­ля­лась по зем­ле; изо рта ее ис­те­ка­ла пе­на, а са­ма она ка­за­лась ино­гда как бы мерт­вою.

Свя­ти­тель Пар­фе­ний по­мог так­же од­ной знат­ной жен­щине, по име­ни Зо­и­ле, ко­то­рая ра­нее бы­ла одер­жи­ма ду­хом неве­рия, что ее силь­но со­кру­ша­ло.

Од­на­жды при­ве­ден был к свя­то­му угод­ни­ку Бо­жию юно­ша, сын пре­сви­те­ра, по име­ни Ни­кон; он был так­же одер­жим силь­но му­чив­шим его бе­сом. Ро­ди­те­ли, по­верг­ши сы­на сво­е­го к но­гам свя­то­го Пар­фе­ния, мо­ли­ли его, чтобы он сжа­лил­ся над ним и из­ба­вил его от нечи­сто­го бе­са.

То­гда Свя­ти­тель Хри­стов ска­зал им:

— Ваш сын не до­сто­ин ис­це­ле­ния, и злой дух дан ему в на­ка­за­ние, так как он от­це­убий­ца: ведь вы са­ми, ча­сто пре­тер­пе­вая от него по­ру­га­ние и оби­ды, в го­ре­сти ду­ши сво­ей мо­ли­лись, чтобы он на­ка­зан был Гос­по­дом; и так, оставь­те его в этой бо­лез­ни, — это на­ка­за­ние нуж­но для него.

Они же, как ча­до­лю­би­вые ро­ди­те­ли, скор­бя серд­цем о сво­ем сыне, со сле­за­ми на гла­зах, воз­зва­ли к свя­то­му:

— По­мо­лись Бо­гу о нем, свя­ти­тель Бо­жий, да из­ба­вит­ся он от лю­то­го диа­во­ла!

То­гда бла­жен­ной Пар­фе­ний, ви­дя сле­зы ро­ди­те­лей, сжа­лил­ся над ни­ми; он по­мо­лил­ся усерд­но Гос­по­ду, и бес тот­час вы­шел из юно­ши. Ро­ди­те­ли же, уви­дев сы­на сво­е­го здо­ро­вым, воз­вра­ти­лись в дом свой, вос­хва­ляя и бла­го­слов­ляя Бо­га.

При­ве­де­на бы­ла так­же к свя­ти­те­лю Бо­жию Пар­фе­нию некая жи­тель­ни­ца го­ро­да Ари­сва, по име­ни Алек­сандра; жен­щи­на эта, си­лою диа­во­ла, бы­ла одер­жи­ма как бы ду­хом ка­кой змеи: она ино­гда ши­пе­ла на по­до­бие это­го га­да и в это вре­мя мно­гих умерщ­вля­ла. Свя­ти­тель Хри­стов, из­гнав из нее зло­го ду­ха, ис­це­лил ее и здо­ро­вою ото­слал к род­ным.

В дру­гой раз свя­той Пар­фе­ний, воз­ло­же­ни­ем сво­ей ру­ки и мо­лит­вою, ис­це­лил од­ну при­ве­ден­ную к нему ро­ди­те­ля­ми де­ви­цу, дочь ави­де­ний­ско­го граж­да­ни­на Си­но­дия, ко­то­рая так­же бы­ла одер­жи­ма бе­сом и ски­та­лась по го­рам.

Со­тво­рил угод­ник Бо­жий в то же вре­мя чу­до и над од­ним во­и­ном, по име­ни Ак­са­ном. Все чле­ны се­го че­ло­ве­ка бы­ли рас­слаб­ле­ны, но свя­ти­тель Хри­стов, омыл его во­дою и со­тво­рив над ним мо­лит­ву, от­пу­стил его здо­ро­вым.

Че­ло­век некий, по име­ни Алан, ро­дом си­ри­ец, под вли­я­ни­ем оби­тав­ше­го в нем зло­го ду­ха, уда­вил­ся в со­здан­ной свя­тым Пар­фе­ни­ем церк­ви и мерт­вым ви­сел в при­тво­ре огла­шен­ных; узнав об этом, Свя­ти­тель по­шел к тру­пу его и, мо­лит­вою сво­ею из­гнав из него диа­во­ла, вос­кре­сил его из мерт­вых. Ев­тро­пий, жи­тель Па­реи, — го­ро­да, на­хо­дя­ще­го­ся меж­ду Ламп­са­ком и Ки­зи­ком, при­вел к свя­то­му Пар­фе­нию свою бес­но­ва­тую же­ну. Свя­ти­тель Хри­стов, ду­нув в ли­це страж­ду­щей и со­тво­рив мо­лит­ву над ее го­ло­вой, тот­час же ис­це­лил ее.

Так­же угод­ник Бо­жий ис­це­лил и дру­гую бес­но­ва­тую жен­щи­ну, по име­ни Ака­кию, при­ве­ден­ную к нему из се­ле­ние Фе­леи.

В то же вре­мя свя­той Пар­фе­ний ис­це­лил некую Евхе­рию, су­пру­гу вель­мо­жи Ага­пи­та; по­мо­лив­шись над нею и на­по­ив ее свя­тым еле­ем, он тот­час же ис­це­лил ее, а пе­ред этим, отрав­лен­ная, она же­сто­ко стра­да­ла и му­чи­лась от смер­то­нос­но­го яда.

Некий юно­ша, по име­ни Мак­сим, из го­ро­да Ви­за, пре­бы­вая в Ламп­са­ке, слу­жил од­но­му из диа­ко­нов. За­хво­рав од­на­жды бо­лез­нью же­луд­ка, он не мог вы­ле­чить­ся и умер. Ро­ди­те­ли, узнав о смер­ти сы­на сво­е­го, при­шли из Ви­за в Ламп­сак, чтобы по­греб­сти его; взяв там с од­ра те­ло Мак­си­ма, они с пла­чем по­нес­ли его в цер­ковь и по до­ро­ге до­ло­жи­ли его на том са­мом ме­сте, где дол­жен был прой­ти свя­ти­тель Бо­жий Пар­фе­ний. По­дой­дя к это­му ме­сту и уви­дев ле­жа­ще­го мерт­ве­ца и пла­чу­щих ро­ди­те­лей его, угод­ник Бо­жий про­сле­зил­ся и, пре­кло­нив ко­ле­на, по­мо­лил­ся о нем Бо­гу, — и тот­час же Мак­сим ожил и, под­няв­шись, сел и на­чал го­во­рить. Свя­той же Пар­фе­ний про­стер к нему ру­ки, под­нял его и воз­вра­тил ро­ди­те­лям здо­ро­вым. Все жи­те­ли это­го го­ро­да весь­ма ди­ви­лись столь пре­слав­но­му чу­ду и про­слав­ля­ли Гос­по­да.

При­не­се­ны бы­ли так­же к свя­то­му угод­ни­ку Бо­жию — диа­ко­нис­са Фе­о­фи­ла, из се­ле­ние Асер­мии, и вме­сте с нею, из то­го же се­ле­ния, от­ро­ко­ви­ца Ру­фи­на; они обе бы­ли рас­слаб­ле­ны си­лою бе­сов­скою. Пар­фе­ний, окро­пив их свя­тою во­дою и по­мо­лив­шись над ни­ми, обе­их их ис­це­лил.

Так­же угод­ник Хри­стов, мо­лит­вою сво­ею, увра­че­вал неко­е­го Фе­ла­сия, един­ствен­но­го сы­на пре­сви­те­ра Ила­рия; сей боль­ной, по дей­ству са­та­ни­ну, был рас­слаб­лен умом.

В дру­гой раз он ис­це­лил некую ни­щую ста­ри­цу, по име­ни Кал­лио­пу, и с нею от­ро­ко­ви­цу Ки­ри­а­кию; они обе стра­да­ли от нечи­стых ду­хов; дав им де­нег на про­пи­та­ние, он ото­слал их здо­ро­вы­ми.

Кро­ме этих и мно­гих дру­гих неска­зан­ных чу­дес свя­то­го, меж­ду про­чим, про­изо­шло и сле­ду­ю­щее.

В дом, в ко­ем при­го­тов­ля­лись цар­ские пор­фи­ры и оде­я­ние для цар­ских са­нов­ни­ков, все­лил­ся диа­вол и при­чи­нял ра­бо­та­ю­щим мно­го вре­да: он уни­что­жал их ра­бо­ты и устра­шал при­ви­де­ни­я­ми. От это­го все бы­ли в ве­ли­кой пе­ча­ли, а при­став­ни­ки над ни­ми бо­я­лись цар­ско­го гне­ва и да­же каз­ни за на­прас­ную тра­ту столь мно­гих то­ва­ров. Свя­ти­тель Бо­жий Пар­фе­ний, узнав об этом, по прось­бе при­став­ни­ков, тот­час при­шел сю­да и за­клял бе­са страш­ным и свя­тым име­нем Хри­сто­вым. Из­го­ня­е­мый бес во услы­ша­ние кри­чал и го­во­рил, что ка­кой-то Бо­же­ствен­ной огонь го­нит его в ге­ен­ну ог­нен­ную; и с тех пор в этом до­ме пре­кра­ти­лись все коз­ни диа­воль­ские.

В дру­гой раз нечи­стый дух стал ме­шать ры­ба­кам: ко­гда они опус­ка­ли се­ти свои в во­ду, им, по на­ва­жде­нию диа­воль­ско­му, все­гда ка­за­лось, что в них по­па­ло мно­же­ство ры­бы, но ко­гда с ве­ли­ким тру­дом они вы­тас­ки­ва­ли свои се­ти на бе­рег, они не на­хо­ди­ли в них ни од­ной ры­би­цы; и так ры­ба­ки на­прас­но тру­ди­лись дол­гое вре­мя. Это про­ис­хо­ди­ло не толь­ко в Ламп­са­ке, но и во всех окрест­ных го­ро­дах и мест­но­стях той стра­ны. И вот к свя­то­му Пар­фе­нию со­бра­лись ото­всю­ду ры­ба­ки и про­си­ли, чтобы он по­мо­лил­ся о них Бо­гу, дабы их труд не был на­прас­ным. Ко­гда же угод­ник Бо­жий со сле­за­ми мо­лил­ся о них Гос­по­ду, ему от Бо­га бы­ло от­кры­то, что эти коз­ни ры­ба­ки пре­тер­пе­ва­ют от диа­во­ла. И тот­час же свя­той, вос­став, по­шел и обо­шел все бе­ре­га и при­ста­ни, тво­ря мо­лит­вы и про­го­няя ото­всю­ду гнез­дя­ще­го­ся в во­дах диа­во­ла; по­том он ве­лел ры­ба­кам за­ки­нуть пе­ред ним в во­ду се­ти. Ко­гда они это с ра­до­стью ис­пол­ни­ли, то, по мо­лит­вам свя­то­го, до­бы­ча их бы­ла так ве­ли­ка, что от мно­же­ства ры­бы ед­ва мож­но бы­ло вы­та­щить на зем­лю се­ти, и с тех пор, как и преж­де, улов ры­бы у них был все­гда оби­лен.

Ко­гда од­на­жды, во вре­мя лов­ли ры­бы, свя­той Пар­фе­ний си­дел у Ка­тап­те­лий­ской при­ста­ни, — в се­ти к ры­ба­кам по­па­ла од­на боль­шая ры­ба, на­зы­ва­е­мая фин­нос (ту­нец). Вы­ско­чив из се­ти, она упа­ла к но­гам свя­то­го. Осе­нив ее крест­ным зна­ме­ни­ем, он по­ве­лел ее раз­ре­зать и раз­дать бра­ти­ям для съе­де­ния во сла­ву Бо­жию.

По­том свя­ти­тель Хри­стов ис­це­лил од­но­го хро­мо­го че­ло­ве­ка, по име­ни Кал­ли­ста, ко­то­рой по­сле се­го стал хо­дить, как сле­ду­ет.

Ис­це­лил он так­же в это вре­мя и дру­го­го че­ло­ве­ка, по име­ни Лез­вия; с ног до го­ло­вы он был по­крыт стру­пья­ми, так что ни в чем не от­ли­чал­ся от про­ка­жен­но­го: по­ма­зы­вая его свя­тым еле­ем и мо­лясь над ним в про­дол­же­ние трех дней, свя­ти­тель от­пу­стил его здо­ро­вым.

Од­на­жды свя­ти­тель Бо­жий Пар­фе­ний, по нуж­дам цер­ков­ным, от­пра­вил­ся во Фра­кию; при­быв в го­род Ирак­лию[4], он по­се­тил там силь­но бо­ля­ще­го в то вре­мя ар­хи­епи­ско­па Ипа­ти­а­на, и бе­се­дуя с ним, спра­ши­вал о при­чине его бо­лез­ни. В ту же ночь Гос­подь от­крыл угод­ни­ку Сво­е­му Пар­фе­нию, что ар­хи­епи­скоп Ипа­ти­ан стра­да­ет тяж­кою бо­лез­нью по при­чине сво­е­го среб­ро­лю­бия и ску­по­сти, так как он при­сво­я­ет се­бе ве­щи и име­ние да­же ни­щих и убо­гих.

Утром свя­той Пар­фе­ний сно­ва при­шел к ар­хи­епи­ско­пу и ска­зал:

— Во­стань, ве­ли­кий ар­хи­ерей, ведь ты одер­жим не те­лес­ною немо­щью, но на­ка­зы­ва­ешь­ся по сво­ей ду­шев­ной немо­щи: от­тря­си ее от се­бя, и ты бу­дешь здо­ров.

На это бо­ля­щий от­ве­тил:

— Я и сам со­знаю се­бя греш­ным, по­че­му и на­ка­зы­ва­ет ме­ня Гос­подь, но, про­шу те­бя, по­мо­лись обо мне, да очи­щусь я от без­за­ко­ний мо­их.

То­гда свя­той Пар­фе­ний ска­зал ему:

— Ес­ли кто со­гре­шит пред ближ­ним, то не бу­дет ли услы­ша­на мо­лит­ва его, но ты со­гре­шил пред Бо­гом: — итак, что при­над­ле­жит ни­щим, воз­вра­ти то Бо­гу, и ты бу­дешь здо­ров и ду­шою и те­лом.

Рас­тро­ган­ной эти­ми сло­ва­ми, ар­хи­епи­скоп ска­зал:

— От­че, я со­гре­шил пред Гос­по­дом мо­им, — Он же есть пра­вед­ной Су­дия!

И тот­час же, при­звав к се­бе эко­но­ма, он при­ка­зал при­не­сти со­бран­ное им от иму­ще­ства убо­гих се­реб­ро. Уви­дев, как его мно­го, он мо­лил свя­то­го Пар­фе­ния, чтобы он от­дал всё это ни­щим. Но угод­ник Бо­жий по­со­ве­то­вал ему, чтобы он сам роз­дал то, что при­над­ле­жит убо­гим.

То­гда боль­ной ар­хи­епи­скоп при­ка­зал по­ло­жить се­бя на по­воз­ку и ве­сти к церк­ви свя­той му­че­ни­цы Гли­ке­рии: там, со­брав ни­щих и убо­гих, он им роз­дал всё свое се­реб­ро. Бла­гой же и пре­ми­ло­сти­вый Бог, не пре­зрев­ший двух лепт вдо­ви­цы и слёз блуд­ни­цы и при­няв­ши рас­ка­я­ние мы­та­ря, — при­нял по­ка­я­ние и се­го ар­хи­епи­ско­па и через три дня со­вер­шен­но ис­це­лил его. Свя­той же Пар­фе­ний, об­хо­дя еже­днев­но церк­ви Ирак­лии, со­вер­шал в них свои обыч­ные мо­лит­вы. Од­на­жды он во­шел в некую цер­ковь; здесь он уви­дел ле­жа­щим од­но­го со­вер­шен­но ис­сох­ше­го боль­но­го че­ло­ве­ка. Уми­ло­сер­див­шись над ним, свя­ти­тель Бо­жий пре­кло­нил свои ко­ле­на и со сле­за­ми по­мо­лил­ся о нем пре­бла­го­му Бо­гу; по­том, вос­став от мо­лит­вы, он по­ма­зал бо­ля­ще­го свя­тым елее м, и тот­час же ис­це­лил его и, по­ста­вив на но­ги, по­ве­лел ему ид­ти. И ис­це­лен­ной, вос­хва­ляя Гос­по­да, по­шел к се­бе до­мой со­вер­шен­но здо­ро­вым.

Узнав об этом необы­чай­ном чу­де, ирак­лий­ские граж­дане, ка­ки­ми бы они неду­га­ми и бо­лез­ня­ми ни бы­ли одер­жи­мы, сте­ка­лись к угод­ни­ку Бо­жию, и все си­лою Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, по мо­лит­вам свя­ти­те­ля, воз­вра­ща­лись здо­ро­вы­ми.

В то вре­мя, как свя­той Пар­фе­ний бла­го­да­тью и си­лою Хри­сто­вою со­вер­шал сии чу­де­са, ис­це­ляя раз­лич­ные бо­лез­ни, — при нем на­хо­дил­ся ар­хи­ди­а­кон Ирак­лий­ской церк­ви; его зва­ли так же, как и ар­хи­епи­ско­па, Ипа­ти­а­ном.

Сей ар­хи­ди­а­кон, ви­дя со­вер­ша­е­мые Пар­фе­ни­ем чу­де­са, при­пал од­на­жды к но­гам угод­ни­ка Бо­жия и со сле­за­ми на гла­зах пе­ре­дал ему, что по при­чине за­су­хи, на его се­ле по­гиб­ли по­се­ян­ные се­ме­на и вся­кая рас­ти­тель­ность, и ни­вы, и са­ды, и ви­но­град­ни­ки.

— Чест­ной от­че, — умо­лял он его при этом, -пой­ди ту­да, по­смот­ри на всё ис­сох­шее там и по­мо­лись Бо­гу, да по­даст Он дождь зем­ле, чтобы спас­лась от го­ло­да вся на­ша мест­ность.

Свя­той Пар­фе­ний с по­спеш­но­стью по­шел на ни­вы, в са­ды и ви­но­град­ни­ки и, уви­дев, как всё по­се­ян­ное и все са­ды за­сох­ли, про­сле­зил­ся и, пре­кло­нив ко­ле­на, со сле­за­ми на гла­зах дол­го мо­лил­ся Че­ло­ве­ко­люб­цу Бо­гу, про­ся Его, да по­даст Он дождь на зем­лю и да про­зябнет вся­кая рас­ти­тель­ность.

Бог, ис­пол­ня­ю­щий во­лю бо­я­щих­ся Его, еще во вре­мя мо­лит­вы свя­то­го, по­крыл небо дож­де­вы­ми об­ла­ка­ми, и по­шел силь­ной дождь, на­по­ив зем­лю до изоби­лия.

Остав­шись на ночь вме­сте с ар­хи­ди­а­ко­ном на се­ле его, свя­ти­тель Пар­фе­ний всё вре­мя про­вел в мо­лит­вах, утром же он ска­зал ар­хи­ди­а­ко­ну:

— Брат, будь осто­ро­жен к се­бе, ведь ты зна­ешь, что ар­хи­епи­скоп твой был на­ка­зан от Бо­га тяж­кою бо­лез­нью за его среб­ро­лю­бие; ны­неш­нею же но­чью Гос­подь мне от­крыл, что чрез несколь­ко дней он прейдет от сей вре­мен­ной жиз­ни, а ты вме­сто него бу­дешь ирак­лий­ским ар­хи­епи­ско­пом; и так, знай, что нуж­но все­гда за­бо­тить­ся о ни­щих, ибо сие уми­ло­стив­ля­ет Бо­га боль­ше все­го.

По­том свя­той Пар­фе­ний, бла­го­сло­вив ни­вы, са­ды и ви­но­град­ни­ки ар­хи­ди­а­ко­на и сво­ею мо­лит­вою и бла­го­сло­ве­ни­ем со­тво­рив их пло­до­нос­ны­ми, воз­вра­тил­ся в го­род, и там от­пра­вил­ся преж­де все­го к ар­хи­епи­ско­пу, дабы, при­вет­ство­вать его, и по­том от­плыть на ко­раб­ле в путь. Ар­хи­епи­скоп, лю­без­но встре­тив угод­ни­ка Бо­жия, об­ло­бы­зал его, и ко­гда они се­ли и ста­ли бе­се­до­вать друг с дру­гом, — свя­той Пар­фе­ний ска­зал ему:

— Из­ве­щаю те­бя, свя­ти­тель, что чрез несколь­ко дней ты, оста­вив те­ло, отой­дешь ко Гос­по­ду, ибо те­бя при­зы­ва­ет Хри­стос, Ис­тин­ный Бог наш; ты же, от­хо­дя к Бо­гу, как мне от­крыл Гос­подь, оста­вишь пре­ем­ни­ком сво­им доб­ро­го Ипа­ти­а­на, ар­хи­ди­а­ко­на тво­е­го.

Ар­хи­епи­скоп от­ве­тил на это:

— Да бу­дет во­ля Гос­под­ня!

И, об­ло­бы­зав друг дру­га свя­тым це­ло­ва­ни­ем, они рас­ста­лись. Свя­той Пар­фе­ний, от­пра­вив­шись из Ирак­лии, чрез несколь­ко дней при­был в свой го­род Ламп­сак; а ар­хи­епи­скоп Ирак­дий­ский, чрез несколь­ко вре­ме­ни сно­ва раз­болев­шись, по­чил о Гос­по­де, вме­сто же него был по­став­лен Ипа­ти­ан, быв­ший ар­хи­ди­а­кон, — и так ис­пол­ни­лось про­ро­че­ство свя­то­го.

Ко­гда на­ста­ло вре­мя жат­вы и со­би­ра­ние вся­ких пло­дов, ар­хи­епи­скоп Ипа­ти­ан от­пра­вил­ся в свои по­ме­стья, на ни­вы и ви­но­град­ни­ки, ко­то­рые преж­де ис­сы­ха­ли от без­до­ж­дия, и на­шел на них ве­ли­кое изоби­лие пло­дов, — боль­ше всех преж­них лет: — то бы­ло по мо­лит­вам и бла­го­сло­ве­нию свя­то­го Пар­фе­ния. Ар­хи­епи­скоп, на­пол­нив боль­шой ко­рабль пше­ни­цею, ви­ном и вся­ки­ми пло­да­ми, от­пра­вил­ся в Ламп­сак к чу­до­твор­цу, дабы при­не­сти ему бла­го­дар­ность за его бла­го­сло­ве­ние.

Свя­той Пар­фе­ний при­нял ар­хи­епи­ско­па лю­без­но, но при­ве­зён­ных да­ров не за­хо­тел при­нять, ска­зав:

— Бла­го­да­ри Бо­га за всё, а сие раз­дай бра­тии.

По­сле до­воль­но про­дол­жи­тель­ной и лю­без­ной бе­се­ды со свя­тым, ар­хи­епи­скоп Ипа­ти­ан, воз­вра­тив­шись к се­бе до­мой, по по­ве­ле­нию свя­то­го, роз­дал бра­ти­ям сво­им мно­же­ство пше­ни­цы, ви­на и вся­ких пло­дов, и до са­мой сво­ей кон­чи­ны ис­по­ве­ды­вал пред все­ми те ве­ли­кие чу­де­са Бо­жия, ка­кие Гос­подь со­тво­рил чрез ра­ба Сво­е­го Пар­фе­ния.

Та­ким об­ра­зом угод­ник Бо­жий и ве­ли­кий чу­до­тво­рец — свя­той Пар­фе­ний, сияя в рав­но­ан­гель­ном жи­тии, об­ра­тил мно­гих от идо­ло­по­клон­ства к ис­тин­но­му Бо­гу и ис­це­лил мно­же­ство недуж­ных от раз­лич­ных бо­лез­ней; на­ко­нец, он сам раз­бо­лел­ся и при­зы­ва­е­мой от Гос­по­да, скон­чал­ся ме­ся­ца фев­ра­ля, в седь­мой день, по­чив с ми­ром в ста­ро­сти ма­сти­той. Ко­гда в окрест­ных го­ро­дах и се­лах узна­ли о чест­ном пре­став­ле­нии свя­то­го, ото­всю­ду стек­лись на по­гре­бе­ние его ар­хи­ереи, — ирак­лий­ский, ки­зи­че­ский, ме­ли­то­поль­ский, па­рий­ский и мно­гие дру­гие епи­ско­пы и свя­щен­ни­ки. Все они, как буд­то сго­во­рив­шись, при­бы­ли в го­род Ламп­сак и устро­и­ли свя­то­му слав­ное по­гре­бе­ние; с пе­ни­ем псал­мов и дру­гих пес­ней ду­хов­ных, они по­ло­жи­ли чест­ное те­ло близ со­бор­ной церк­ви, в со­здан­ной им ча­совне[5].

И по­да­ва­лись у гро­ба свя­то­го Пар­фе­ния мно­гие ис­це­ле­ние недуж­ным: не толь­ко в жиз­ни сво­ей, но и по пре­став­ле­нии сей без­мезд­ный и чу­до­твор­ный врач — про­ка­жен­ных очи­щал, бе­сов от лю­дей из­го­нял; и ныне он вра­чу­ет и ис­це­ля­ет ду­ши и те­ла на­ши мо­лит­ва­ми сво­и­ми, бла­го­да­тью же Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, Ему же со От­цом и Свя­тым Ду­хом да бу­дет сла­ва во ве­ки, аминь.

 

При­ме­ча­ния

[1] От греч. сло­ва «пар­фе­нос», что зна­чит «де­ви­ца», «дев­ствен­ни­ца».

[2] Ме­ли­то­поль — один из го­ро­дов Ми­зии, се­ве­ро-за­пад­ной про­вин­ции Ма­лой Азии.

[3] Ламп­сак — зна­чи­тель­ной, ос­но­ван­ной фе­о­кей­ца­ми, го­род Ми­зии, в се­ве­ро-за­пад­ной об­ла­сти Ма­лой Азии.

[4] Ирак­лия — один из го­ро­дов Фра­кии, об­ла­сти в Ви­зан­тий­ской им­пе­рии, в се­ве­ро-во­сточ­ной ча­сти Бал­кан­ско­го по­лу­ост­ро­ва.

[5] Свя­той Пар­фе­ний скон­чал­ся в 318 го­ду.


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.)