АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственный маркетинг

Читайте также:
  1. Case 2. Маркетингове середовище міжнародних ринків та його аналіз
  2. Аналіз маркетингового середовища підприємства
  3. АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
  4. Бюджет маркетинга
  5. в) государственный герб РФ
  6. Взаимосвязь и различия логистики и маркетинга.
  7. Взаимосвязь и различия логистики и маркетинга. Маркетинг и логистика как источники синергетического эффекта
  8. Виды маркетинга
  9. Визначення маркетингу класичні та сучасні
  10. Вопрос 3. Роль маркетинга в деятельности фирмы. Стратегический и операционный маркетинг.
  11. Вопрос: Ключевые маркетинговые характеристики этапов жизненного цикла страховых услуг
  12. Вопрос: Телемаркетинг, или Особенности продаж по телефону и электронной почте.

Государственным (региональным) маркетингом будем называть систему мер по привлечению в регион или город новых экономических агентов, способствующих процветанию региона в целом. Он может осуществляться в виде маркетинга земли, жилья, зон хозяйственной застройки, инвестиций, туристического маркетинга, и представляет собой действенный инструмент социально-экономического развития региона и города. С чего он начинается? По разному. Однако можно начинать и с брэнда.

 

"Ритм жизни ощути в Турции" - видели? Видели. Это реклама. Рекламируется сама Турция. "Швеция, сделано с умом" - это уже про пылесосы и стиральные машины. "British Style, German Engineering" ("Британский стиль, немецкая технология") - это немецкая (именно так!) реклама автомобилей Rover. Спросите у любого автодилера, какое главное конкурентное преимущество немецких автомобилей - разумеется, то, что они немецкие. Это как презумпция качества. А в самой Германии, между тем, автомобильная пресса только и пишет о том, что их машины уступают японским по всем показателям. Кроме дизайна. Вот вам и британский стиль. Продолжаем.

То, что государство или регион - брэнд, кажется, очевидно сегодня всякому. Место, где можно провести отпуск, мы выбираем, как какую-нибудь колбасу. Да что отпуск - иногда и место жительства. Товары мы любим или не любим за место их производства (помните непопулярные компьютеры "желтой сборки"?), деньги (если их много!) предпочитаем хранить в Швейцарии, и так далее. Очевидно, что у всякого брэнда должна быть соответствующая атрибутика. Наивный человек решит, что логотип государства - это, например, герб или флаг. Ничего подобного, современные государства, продающие себя на рынках инвестиций, туризма, товаров и услуг, ведут себя сообразно рыночным законам - например, разрабатывают логотипы по всем правилам этого искусства.

Самый знаменитый логотип у Испании - солнце работы Жоана Миро. Надо сказать, это очень удачная эмблема: в ней и тепло южной страны, и мощь ее современной культуры и, в конце концов, авторитет и обаяние мировой знаменитости. А вот Германии повезло с логотипом меньше: проект Marke Deutschland, который как раз и пытался объяснить всему миру привлекательность страны поэтов и философов, предложил заменить в немецком флаге удручающую черную полоску на оптимистически-европейскую синюю, а в самой полоске вместо звездочек написать "DE" - как в Интернете. Ничего не получилось, проект закрыли, логотип забыли, а символами Германии по-прежнему остаются Гитлер, сосиски и "Мерседес".

 

Любой уважающий себя брэнд нуждается в PR-поддержке. Китайцы, чтобы навсегда похоронить предрассудки о "желтой сборке", запускают космонавта, а те же испанцы устраивают Олимпиаду, Всемирную выставку и Музей Гуггенхайма в Бильбао. Кстати, с тех пор, как появился этот музей, туристы ежегодно приносят городу полмиллиарда евро.

 

В брэндинге государств нет ничего противоестественного. Это делается по меньшей мере в течение последних двух тысяч лет. Сегодня пытаются свести в единое целое историю с брэндингом, или, если угодно, с разработкой национальной идеи. Государствам таким образом можно показать, как они могут использовать инструменты маркетинга в современном мире, в условиях конкурентной борьбы за туризм, инвестиции, экспорт, влияние, как они могут развивать свои конкурентные преимущества. Новое - это только технология, слова, а идея стара как мир.

Взять, к примеру, Россию или Испанию, или Великобританию - есть масса парадоксальных, совершенно противоречащих друг другу явлений, порождаемых этими странами. Все они связаны между собой в сознании людей, и если кто-то говорит о России, можно одновременно представить себе пять совершенно разных вещей, и некоторые из них будут полностью противоречить друг другу. Задача заключается в том, чтобы добиться в сознании определенной ясности. Возьмем, к примеру, Казахстан или любое другое среднеазиатское государство. На Западе никто не имеет ни малейшего представления об их существовании, и уж тем более никто не способен отличить их друг от друга. Если эти страны хотят привлечь инвестиции и туристов, они должны поработать над отличиями.

Россия - гигантская страна с сильной исторической традицией. С ней связано много позитивного - музыка, литература, смелость, отвага, сила. В отношении к России уважение смешано со страхом. Необразованные люди на Западе вообще не знают о России ничего - многие, наверное, думают, что Сталин до сих пор жив. А образованные люди боятся - они не знают, чего от России ждать. Газеты полны рассуждений о Путине: кто он, либерал или ставленник КГБ, куда он поведет страну, и так далее. За последние два-три года имидж России значительно улучшился, но последние события, история с ЮКОСом отбросили его на годы назад. В общем, ключевые слова в отношении России - страх и загадка. Ну и конечно, уважение к русскому культурному наследию. О чем тут можно говорить? О том, что Россия - это гигантский рынок. О том, что там есть довольно много высокообразованных людей. Российские культурные продукты - литература, кино чрезвычайно высокого качества (говоря о прошедших шестидесяти-семидесяти годах, а не о сегодняшнем дне). Снаружи все не так страшно - российская культура переживает дурные времена, но общее влияние России на мир огромно. Конечно, Россия сегодня не может стать настоящим брэндом, но это едва ли помешает ей привлечь инвестиции. Ну а что касается слов "Сделано в России", с этим, конечно, хуже. Если есть выбор, никто не станет покупать российские товары. При этих словах возникает образ чего-то технически отсталого, уродливого и некачественно сделанного. Ну разве что, кроме продуктов питания и космических технологий.

К ак же в таких случаях исправлять положение? В деле брэндинга многие страны нуждаются в профессиональной помощи извне, это действительно лучше, чем пытаться заниматься этим делом самостоятельно. С другой стороны, есть страны, которые превратить в брэнды совершенно невозможно. Например, Соединенные Штаты. Они производят огромное количество материала: Голливуд, "Макдоналдс", кока-кола, "Intel", "Microsoft", свобода, демократия - а на вершине всего этого империализм, Ирак, война. Все это перемешано в головах у людей и совершенно не поддается контролю. Поэтому, когда Соединенные Штаты попытались запустить брэндинговую программу, у них ничего не вышло. Они имеют настолько значительное влияние на весь мир, что изменить их образ за два года просто нереально.

А можно ли вообще получить хороший брэнд при плохой политике? Конечно нет. Страны Восточной Европы, которые находились за железным занавесом, для западных людей совершенно неотличимы друг от друга. Кто может отличить Словению от Словакии? Вот мы сотрудничаем с Польшей. Там сорок миллионов населения, это самая крупная страна, вступающая в Европейский союз. Очевидно, что внутри Евросоюза Польша станет чрезвычайно влиятельной. И тем не менее ее путают с Венгрией и Чехией.

 

Брэндинг - технология из арсенала корпораций, а корпорации - феодальные структуры, построенные на преданности и лояльности. А мы говорим о демократических или полудемократических государствах, опирающихся на принципы свободы и ответственности... Конечно, брэндинг можно проводить "сверху", но только в тоталитарных обществах. Поэтому в демократических странах необходимо выяснить, что, собственно говоря, страна собой представляет. Что отличает ее от других. Не только такие общие места, как мультикультурализм, дружелюбие, толерантность, а настоящие отличия. А дальше это необходимо обсудить с культурными лидерами, со спортивными лидерами, с политическими лидерами, с лидерами деловой жизни.

Классический пример такой работы - Испания. Посмотрите на Испанию 1975 года - сорок миллионов, бедность, диктатура Франко только что закончилась. Никто не относился к Испании всерьез, на мировой арене она не играла вообще никакой роли. С тех пор многое изменилось. Страна поверила в себя. В стране возникли крупные международные компании, например Rapsol и Telefonica. В Испании появились мода, промышленность, политики мирового уровня - такие как Солана. Стали развиваться туризм, кинематограф, современное искусство. Испанию судят не по тому, чем она была раньше, а потому, что она есть сейчас, - не как тоталитарную богадельню, а как современную страну. Новые члены Евросоюза должны заявить о своей оригинальности, но не по решению диктатора, а по собственной воле.

Многие брэндинговые агентства пытаются применять к государствам тот же подход, что и к корпорациям, - а это полная чепуха, работать с государствами намного сложнее. Например, кто принимает решения? В феодальных корпорациях это делает глава компании - король. А в правительстве? Министерство финансов, министерство по делам туризма, департамент промышленности, премьер-министр, президент - кто? Вот почему все об этом говорят, но мало кто этим действительно занимается.

Если страна далека от современности, необходимо отталкиваться от того, что есть. Брэнд не надо постоянно переделывать. Возможно, надо периодически менять некоторые его стороны. Если есть непреходящие ценности, которые отражают природу этого общества, то могут меняться техники их продажи, но сам товар, эти ценности, останется неизменным. Модно или круто - это способ подачи, а не суть явления. И многого здесь не изменишь. Проблема не в том, как говорить, а в том, что предмет разговора чрезвычайно сложен.

Брэндинг никак не связан с моралью, это технология, которую можно использовать для чего угодно. Эффективнее всего этой технологией пользуются компании. Мобильная связь стремительно распространилась именно благодаря брэндингу, а не просто потому, что это удобная вещь.

Благотворительные организации, если они эффективны, построены, как и любой другой бизнес. Они изымают у людей деньги, которые те потратили бы на покупку товаров, и распределяют эти деньги наиболее разумным и целесообразным способом. Они ведут между собой за эти деньги конкурентную борьбу. И такая организация может сказать, например: 5% доходов мы собираемся потратить на создание брэнда. Это нормально.

В мире должны быть люди, которые атакуют бизнес, лишают его покоя. Если бы компаниям все сходило с рук, они вели бы себя совершенно по-свински, и ни о какой социальной ответственности бизнеса вообще не могло бы быть и речи. Мне очень нравится подход "антибрэндистов". Но мне не нравится их смертельная серьезность - многое из того, что они говорят, это гротескное преувеличение. Как, впрочем, и многое из того, что говорят брэндинговые агентства. Мир, в котором мы живем, построен на манипуляциях. Вы пытаетесь манипулировать мной, я вами, дети манипулируют родителями, даже пес, и тот пытается манипулировать своим хозяином. Это даже не человеческое свойство, а универсальный принцип.

 

Брэндинг в России очень агрессивный, мы не то что в магазин, в концерт ходим за брэндами: не на Бетховена или Малера, а на Гергиева и Зубина Мету. Часто совершенно невозможно выяснить, какую музыку будут играть. Вероятно, потому, что в России брэнд Зубина Меты сильнее брэнда Малера. В странах с менее развитым рынком, например в Индии, люди верят в брэнды гораздо сильнее, чем на Западе. Через двадцать лет в России будет больше конкуренции, вырастет поколение людей, привыкших потреблять предметы роскоши, они переключатся на что-нибудь еще, и появится совершенно тот же тип потребительского поведения, что и у западно-европейцев

Корпорации не занимаются филантропией, они делают деньги и действуют настолько агрессивно, насколько им позволяет закон - и даже более того. Unilever и Procter & Gamble благодаря своей агрессивной рекламе приучили людей чаще мыться и установили современные стандарты гигиены. Конечно, предметы роскоши чрезвычайно важны в таких экономиках, как Россия, где есть очень немного очень богатых людей, и эти люди стремятся всячески демонстрировать свое богатство, и есть очень много бедных. Но со временем ситуация должна измениться, сформируется образованный и разборчивый средний класс. Если, конечно, не изменится политический курс. Вообще сейчас впервые в истории появилось довольно много относительно богатых людей, которым не надо думать о хлебе насущном. Ничего удивительного, что они начинают преклоняться перед брэндами. Наверное, это изменится, но лет через сто, не раньше. Каждое традиционное общество устроено так: высшее сословие - жрецы, потом воины, потом коммерсанты, потом крестьяне. А в нашем обществе коммерсанты стали высшей кастой. Но можно сказать, что на самом деле они никакие не коммерсанты, а жрецы. Американец Джеймс Твитчел в своей книге "Введи нас в искушение" сравнивает брэнды с иконами, а торговый центр - с храмом.

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)