АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Менталитет

Читайте также:
  1. По смысловому содержанию пословиц и поговорок можно судить о менталитете нации.
  2. Становление Норвежского менталитета

Какие из всего сказанного мы можем сделать выводы о скифском менталитете?

У царя и у раба менталитет разный. У земледельца и воина тоже. Однако, придётся обобщать, иначе не выйдет.

Начнём с "национальности". Считается, что скифы были иранцами. Да, их иранизм сказывается в образе жизни, языке, культуре. В конце концов, в свойственному Востоку беспрекословному подчинению вождю. Но сами скифы почему-то от своих иранских корней отнекивались – среди всех их легенд, которые нереально изложить в этой книге, я едва ли нашёл несколько, которые связывают их с ценностями Востока. К тому же они считали, что произошли то ли от Зевса и дочери реки Борисфен, то ли от сына Геракла – Скифа. А потому назвать их мировоззрение восточным трудно.

Да и какие они, сами подумайте, иранцы? Может они и были ими до того, как в 623 году до н.э. отправились в поход на мидян. А вернувшись кем стали? За это время от скифских жён и бог весть каких рабов (логично предположить, что праславян среди них было большинство) возникло целое поколение – с тех пор слово "скиф" стало показателем принадлежности не к скифскому этносу, а к скифскому государству. В общем, это закономерно – и скиф, и римлянин, и американец – не национальность, а прежде всего ментальность. Не так ли?

Вернёмся к скифам. Что определяло их образ жизни? Разбой и война. Они были храбрыми воинами, талантливыми полководцами – не только силой, но и хитростью побеждали всех, кто стоял у них на пути. Однако к ним вполне можно применить и термин "организованные бандиты". "28 лет владычествовали скифы в Азии и своей наглостью и бесчинством привели все там в полное расстройство". Только в Азии? А в "праукраинских" степях разве они не устроили "беспредел"? Собирали, видите ли, со всех дань и тащили все, что попадалось. Увы, этот их образ жизни укрепил архетип бедности в менталитете живущих на их территории оседлых земледельческих племён.

Богатые скифские мужи владели табунами скота, имели многочисленных рабов. Вместе с рабами самые тяжёлые повинности исполняли обедневшие родственники. Но обычные скифы к богатству не стремились. Их образ жизни можно назвать "разумным аскетизмом" – они вынуждены были ограничивать себя минимумом вещей, необходимых им для жизнедеятельности.

Слово скиф переводится с древнегреческого языка как "хмурый, недоброжелательный". Наверное, действительно они такими и были. Во всяком случае, довольно хмурой выглядит их керамика – она тусклая, бесцветная, вы вряд ли захотели бы держать такую у себя на столе. А потому, богатые скифы предпочитали пользоваться керамикой греческой.

Скажем прямо: слово "недоброжелательный" – определение мягкое. Скиф – это символ жестокости. Римский поэт Овидий так пишет о скифах: "Они вряд ли заслуживают называться людьми, они злее чем дикие волки. Они не боятся закона, право у них уступает силе, а меч побеждает справедливость" Ещё можно понять то, что убив врага, скиф пьет его кровь – этим он "всасывает его силу". Можно оправдать и то, что головы убитых в бою противников скифский воин приносит царю – иначе не получить ему своей доли награбленного. Но даже учитывая жестокие нравы того времени, трудно представить без отвращения, как скиф вытирается человеческой кожей, изготавливает из неё плащи или, содрав её вместе с ногтями, мастерит чехол для своего колчана. Тем более за пределами человеческого понимания находится их традиция коллекционировать черепа собственноручно убитых родственников.

Хотя, нам легко судить их со своей колокольни. Интересно, если бы скифы узнали как мы живём, что бы они сказали? Наверное, долго бы, очень долго, смеялись.

Продолжим. Любили ли скифы выпить? В какой-то степени да. Каждый скифский правитель в своем округе раз в год устраивал праздник вина, однако пить могли не все, а только уважаемые люди – убийцы. А серийные убийцы, как особо отличившиеся, имели право выпить целых два кубка. Нам бы их хватило, разве что, на лёгкий аперитив. В общем, пьяницами скифы не были и осуждали эллинов за вакхические исступления. Зато скифы любили побаловаться наркотиками. Помните, что рассказывал Геродот? Конопляные семена они бросали на раскаленные камни, от семян поднимался сильный дым и пар, и наслаждаясь этим дымом, скифы громко вопили от удовольствия.

Религиозные воззрения скифов, как считается, отражены на знаменитой пекторали из кургана Толстая Могила, гордости Национального музея драгоценностей Украины. На ней три уровня: первый – реальный, под ним – "корни жизни", и третий – мрак демонов. Собственно, трехъярусное деление мира характерно для всей индоевропейской религии. И даже доиндоевропейской, к примеру, трипольской.

Со слов Геродота скифы почитали древнегреческих богов. На самом деле боги у них были свои. Просто Геродот провёл, как это было принято у эллинов, понятную его соотечественникам аналогию. Возможно скифский Папей и был родственен Зевсу, но, возможно, и персидскому Ормузду; богиня любви Аргимпаса являлась аналогом может быть Афродиты, а может её более давней восточной предшественницы Астарты (Иштар), с культом которой скифы познакомились в Сирии. К тому же, что-то не очень верится, что верховной богиней скифов была Табити-Гестия – покровительница домашнего очага, семейного счастья, гостеприимства. У скифов и домов-то не было. А как они "ценили" гостеприимство мы знаем хотя бы из примера сервировки под соусом мидийскому царю его сына.

И, всё же, огромнейшее влияние на скифов античности очевидно. Собственно, в причерноморских степях они появились лишь тогда, когда туда прибыли греки. И, живя с ними бок о бок, поддерживая не только торговые, но и семейные отношения, создавая эллино-скифские поселения, скифы перенимали у греков их обычаи, традиции, нравы. И, несомненно, менталитет. Ведь не только простые граждане, но и цари (Скил), и даже целые племена (каллипиды) попав под привлекательную ауру Эллады, впитывали в себя магию величайшей цивилизации того времени, её ценности и архетипы.

Признавали скифы многих богов. Но святилища ставили лишь одному – покровителю войны Аресу. Именно он был их главным кумиром. Именно ему они приносили самые почётные, человеческие жертвоприношения, поклоняясь единственному своему фетишу – мечу. Кстати, не припомните ли, что в настоящее время возвышается над куполами Киево-Печерской лавры? Искренне рад, что менталитет киевлян, которые этот фетиш и на дух не переносят, не совпадает со скифскими воззрениями тех, кто его туда водрузил.

Ни театров, ни библиотек, ни художественных галерей у скифов не было. Что же им всё это, на тележках возить, что ли? Но "золото скифов" – бесспорный мировой феномен. Такие шедевры могли приобретать у греческих мастеров люди, обладающие тонким художественным вкусом, высокой эрудицией, мудростью.

На фоне безусловного главенства в религии скифов меча-Ареса, невероятно любопытен и загадочен следующий нюанс: на скифских золотых изделиях чаще всего изображена богиня любви – Аргимпаса. Вот, оказывается, кого в действительности почитали скифские цари и их подданные.

Воины народ неприхотливый, болеть не привычны. Наверное поэтому у скифов столь своеобразное отношение к медицине. Греки лечились по заветам Гиппократа, праславяне – травами и другими народными средствами. Чем же оздоравливались скифы? Ясно чем – отрубанием головы. По их представлениям, лишь это средство из всех лекарств самое верное. Причём от всех болезней. А тех лекарей, которые неправильно назначали эту физиотерапевтическую процедуру, запихивали в кучу хвороста и сжигали. Вот так-то. Жестоко, но справедливо.

Закончим размышления о ментальности скифов, пожалуй, обрядом их погребения. Так уж заведено – чем выше начальник, тем помпезнее похороны. Нормально. Но зачем же при этом отрезать себе уши, делать надрезы на теле, царапать до крови лоб, прокалывать руки? Ладно, погребали они вместе с царём наложницу, виночерпия, повара, конюха, телохранителя, вестника и прочих крайне необходимых на том свете помощников. А через год, зачем-то, вновь совершали погребальный обряд: отбирали пятьдесят самых красивых юношей, пятьдесят лучших коней и сами знаете, что с ними делали. Простых усопших скифы сорок дней возили на телеге для того, чтобы с ними попрощались все родственники. Позвольте, но ведь целых сорок дней... на солнце... Ах да, скифы, народ не брезгливый.

В общем – что ж это выходит, кроме военной дисциплины, храбрости, смекалки, неприхотливости, высокого художественного вкуса царей в скифском менталитете больше ничего хорошего нет? Лишь плохое – жестокость, "беспредел", хамство, наглость, угрюмость, недоброжелательность, страсть к коллекционированию черепов?..

Есть кроме этого в скифском менталитете то, что достойно самого высокого уважения.

Скиф – это символ свободы, независимости, неподчинения чужакам. Ментальность скифа – это ментальность орла, птицы сильной, безжалостной, вольной.

Скиф никогда не оставлял на поле боя раненного товарища, а попавшего в плен выкупал ценой собственной жизни. Скиф никогда не оставлял в беде свою семью, свой народ, свою страну. Он органически не мог быть предателем.

Скиф не оставлял хама без ответа, и делал так, чтобы тот до конца дней этот ответ вспоминал.

И, судя по огромному количеству золотых изображений Афродиты-Аргимпасы, у скифов было всё в порядке с любовью.

Ментальность украинцев имеет хоть какую-то схожесть со скифской?

В полной мере мировоззрение скифа проявило себя в ментальности казака-запорожца. По сути, это один типаж – жёсткий гордый воин с развитым чувством собственного достоинства. Ему плевать на закон – он свободен, независим, неприхотлив, не подчиняется чужим авторитетам, не боится вступить в бой с превосходящим по силе противником. Он наёмник, член военного протогосударственного образования. Главное его занятие – война, разбой, походы на чужие, в том числе и дальние, территории. Побеждает он не столько силой, сколько тактикой и смекалкой. Он верный товарищ, не привычен болеть, богат после набегов, но богатство своё не ценит, транжирит и пускает "по ветру". Он безжалостен, "дик", жесток, славу и честь добывает в битвах, и позор грозит малодушному. Он "свершает таинства Вакха", а свершивши, "как одержимый, безумствует". И, в конце концов, он весьма любвеобилен, однако внешне проявлять свой романтический нрав считает поступком, недостойным мужчины.

 

Содержание Продолжениe >>>> Где купить книгу

 

 

У этого термина существуют и другие значения, см. Скифы (значения).

У этого термина существуют и другие значения, см. Скиф (значения).

Скифы — экзоэтноним греческого происхождения, применявшийся к группе народов, обитавших в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири в эпоху античности. Древние греки называли страну, где обитали скифы, Скифией.

В наше время под скифами в узком смысле обычно понимают ираноязычных кочевников, занимавших в прошлом территории Украины, Молдавии, Южной России, Казахстана и части Сибири. Это не исключает иную этническую принадлежность некоторых из племен, которых античные авторы также называли скифами.

Информация о скифах происходит преимущественно из сочинений античных авторов (особенно «Истории» Геродота) и археологических раскопок на землях от низовий Дуная до Сибири и Алтая. Скифо-сарматский язык, а также производный от него аланский язык, входили в северо-восточную ветвь иранских языков и, вероятно, был предком современного осетинского языка[1][2], на что указывают сотни скифских личных имен, названий племен, рек, сохранившихся в греческих записях.

Позднее, начиная с эпохи Великого переселения народов, слово «скифы» использовалось в греческих (византийских) источниках для наименования всех совершенно различных по-происхождению народов, населявших евразийские степи и северное Причерноморье: в источниках III—IV веков нашей эры «скифами» часто называются и германоязычные готы, в более поздних византийских источниках скифами назвали восточных славян — русь, тюркоязычных хазар и печенегов, а также родственных древнейшим ираноязычным скифам алан.

Василий Абаев, вслед за Марром, возводил этноним skuta к *skul-ta, где *skul (*skol) он считал «каким-то важным термином доиранского населения юга России». Но К.Т.Витчак и С.В.Кулланда объясняют скифское самоназвание так: Σκόλοτοι < *skula-ta < *skuδa-ta < *skuda-ta (т.е. "лучники", с закономерным переходом *d > *l в скифском). Причем форма *skuδa-ta бытовала в VII веке до н.э., когда греки начали контактировать со скифами (оттого и греч. Σκύϑαι). Тогда же состоялся ассирийский поход скифов - оттого и ассир. Ašgūzai или Išgūzai. К V веку до н.э. - времени визита в Ольвию Геродота, уже произошел переход > *l.

В английской Википедии в параграфе про этимологию слова написано, что Освальд Семереньи возводит этноним к некоему архетипу *skuza. Это утверждение непонятно, т.к. на самом деле он опять же приходит к *skuδa-ta < *skuda-ta.

Сколоты — самоназвание скифов по Геродоту. Почти 25 веков назад Геродот применил его в следующем контексте:

По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший — Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.

Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.

Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев — царя — племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами

— Геродот. История. IV.5 — 6

Вместе с тем зачастую игнорируются другие принципиально важные свидетельства Геродота

IV.7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет (примерно 1514—1512 гг. до н. э.; комментарий). Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы. Если кто-нибудь на празднике заснет под открытым небом с этим священным золотом, то, по мнению скифов, не проживет и года. Поэтому скифы дают ему столько земли, сколько он может за день объехать на коне. Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил её, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось (не добывалось) золото. В области, лежащей ещё дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению.

8. Так сами скифы рассказывают о себе и о соседних с ними северных странах. Эллины же, что живут на Понте, передают иначе (претендуя на более глубокую память:комментарий). Геракл, гоня быков Гериона (чаще — коров), прибыл в эту тогда ещё необитаемую страну (теперь её занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.

9. Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашёл некое существо смешанной природы — полудеву, полузмею Богиня со змеями(родоначальница скифов известна по ряду античных изображений: коммент.) Верхняя часть туловища от ягодиц у неё была женской, а нижняя — змеиной. Увидев её, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у неё, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла, а он с удовольствием бы удалился с конями. Наконец женщина отдала коней со словами: «Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?». Так она спрашивала. Геракл же ответил на это: «Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь мое желание».

10. С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом. Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей — Агафирс и Гелон не могли справиться с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И в память о той золотой чаше ещё и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это только и сделала мать на благо Скифу).

11. Существует ещё и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населенная скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам). С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своем, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишенных родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть ещё и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.

12. И теперь ещё в Скифской земле существуют киммерийские укрепления и киммерийские переправы; есть также и область по имени Киммерия и так называемый Киммерийский Боспор. Спасаясь бегством от скифов в Азию, киммерийцы, как известно, заняли полуостров там, где ныне эллинский город Синопа. Известно также, что скифы в погоне за киммерийцами сбились с пути и вторглись в Мидийскую землю. Ведь киммерийцы постоянно двигались вдоль побережья Понта, скифы же во время преследования держались слева от Кавказа, пока не вторглись в землю мидян. Так вот, они повернули в глубь страны. Это последнее сказание передают одинаково как эллины, так и варвары.

— Геродот. История. IV.7 — 12

Отсутствие в легенде о происхождении скифов от Геракла, в частности, «золота» указывает на её большую древность по сравнению со сказаниями самих скифов о временах Таргитая. При этом по одной из версий скифы существовали и до Геракла, которого обучал стрельбе из лука скиф Тевтар.

По мнению ряда современных лингвистов, «сколоты» является формой иран. *skuda-ta- «лучники», где -ta- являются показателем собира­тельности (в том же значении -тæ- сохранилось в современном осетинском). Примечательно, что самоназвание сарматов «Σαρμάται» (Sauromatæ), как считает Я. Харматта, имело то же значение[3].

Переход древнеиранского *d в скифское l как характерная черта скифского языка подтверждается и другими скифскими словами, например:

Вместе с тем существуют и иные научные версии этимологии этих ононимов — из других индоевропейских, тюркских, угорских и семитских языков.

Подоснову ранней индоевропейской, включая скифскую, культуры активно изучают сторонники Курганной гипотезы. Формирование сравнительно общепризнанной скифской культуры археологи относят к VII веку до н. э. (Аржанские курганы)[5]. При этом существует два основных подхода к толкованию её возникновения. Согласно одному, основанному на так называемом «третьем сказании» Геродота [6], скифы пришли с востока, изгнав, что может археологически интерпретироваться как приход из низовий Сырдарьи, из Тувы или каких-либо других районов Центральной Азии (см. пазырыкская культура).

Другой подход, который также может опираться на сказания, записанные Геродотом, предполагает, что скифы к тому времени обитали на территории Северного Причерноморья как минимум несколько веков, выделившись из среды преемников срубной культуры [7].

Мария Гимбутас и учёные её круга относят появление пращуров скифов (культур одомашнивания лошадей) к 5 — 4 тыс. до н. э. По другим версиям этих пращуров связывают с иными культурами. Они предстают и потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшихся начиная с XIV в. до н. э. с территории Поволжья на запад. Другие полагают, что основное ядро скифов вышло тысячи лет назад из Средней Азии или Сибири и смешалось с населением Северного Причерноморья (включая территорию Украины). Идеи Марии Гимбутас простираются в направлении дальнейшего исследования истоков происхождения скифов.

[править] Образование государственности

Начало сравнительно общепризнанной истории скифов и Скифии — VIII век до н. э., возвращение основных сил скифов в Северное Причерноморье, где до этого веками правили киммерийцы (Гомеры в ряде источников).

Киммерийцы вытеснены скифами из Северного Причерноморья к VII веку до н. э., и походами скифов в Малую Азию. В 70-х гг. VII в. до н. э. скифы вторгались в Мидию, Сирию, Палестину и, по характеристике Геродота, «господствовали» в Передней Азии, где создали Скифское Царство — Ишкуза, но к началу VI века до н. э. были вытеснены оттуда. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе.

Основная территория расселения скифов — степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна. Скифы разделялись на несколько крупных племен. По сообщению Геродота, господствующими были царские скифы — самое восточное из скифских племён, граничащее по Дону с савроматами, занимали также степной Крым. Западнее их жили скифы-кочевники, а ещё западнее, на левобережье Днепра — скифы-земледельцы. На правобережье Днепра, в бассейне Южного Буга, близ города Ольвия обитали каллипиды, или эллино-скифы, севернее их — алазоны, а ещё севернее — скифы-пахари, причём Геродот указывает на земледелие в качестве отличия от скифов трёх последних племён и уточняет, что если каллипиды и алазоны выращивают и едят хлеб, то скифы-пахари выращивают хлеб на продажу[8]. По Геродоту скифы в совокупности все называли себя «сколоты» и делились на четыре племени: паралаты («первейшие»), авхаты (занимали верховья Гипаниса — Южного Буга), траспии и катиары.

Тесные отношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля скифов скотом, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс классообразования в скифском обществе. Известно о существовании у скифов союза племён, который постепенно приобретал черты своеобразного государства раннерабовладельческого типа во главе с царём. Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Происходило выделение военной аристократии, дружинников и жреческой прослойки. Политическому сплочению скифов способствовала их война с персидским царём Дарием I в 512 до н. э. — во главе скифов были три царя: Иданфирс, Скопас и Таксакис. На рубеже V—IV вв. до н. э. царь Атей устранил других скифских царей и узурпировал всю власть. К 40-м гг. IV в. до н. э. он закончил объединение Скифии от Азовского моря до Дуная.


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)