|
||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
в современном гражданском государствеВ Западной Европе такие масштабные изменения, которые происходили в пост-коммунистических странах, не осуществлялись одновременно, так как то или иное уже сформировавшееся государство и нация, скорее, предшествовали созданию демократии и рыночной экономики, а не наоборот. Более того, демократические переходы в Латинской Америке и Южной Европе были в значительной степени просто изменениями политического режима, и не более того (Motyl 1997, р. 53). Ситуация в посткоммунистических государствах является существенно иной. Только небольшое число их являются моноэтническими. Большая же часть посткоммунистических государств имеет существенные национальные меньшинсм-ва, очень часто им угрожает сепаратизм, они нуждаются в определении того, что есть «мы», и находятся в поиске основы для национальной интеграции. Очень часто им необходимо добиваться международного правового признания существующих границ и за очень короткий период времени заново вырабатывать конституционно-правовые рамки своего развития. Как правило, у них отсутствует развитое
гражданское общество, недостаточно хорошо функционируют политические институты, и не хватает внутреннего национального единства. Маргарет Канован принадлежит к тому небольшому количеству политологов, которые убедительно показывают, что четкая национальная самоидентификация является необходимым условием существования либерального демократическою государства всеобщего благосостояния (см.: Canovan 1996). Данный фактор в значительной степени игнорируется современной политологией, которая предполагает, что для этого дос гаточно наличие территориально очерченного политического сообщества (т.е. гражданской нации). По мнению же Канован, именно потому, что либеральные демократии требуют для своего существования наличие государства и политического сообщества, вопрос национальной самоидентификации является центральным для политической теории. Вопрос же возникновения политического сообщества в значительной степени обходится в существующей теоретической литературе, и это, возможно, является одним из факторов, объясняющим ту неохоту, с которой транзитологи обсуждают проблему создания нации саму по себе, а не в связи с проблемами развития государственности. Национальная самоидентификация создает коллективную силу, возникает чувство «мы», а также мощное ощущение единства, стабильности и легитимности. Такая коллективная сила «мы» позволяет осуществлять политическую мобилизацию и политическое представительство, подвигает людей на высшие жертвы во имя политического сообщества, которое базируегся по своему происхождению как на современных, так и на этно-культурных и исторических факторах. Тезис о наличии четкой национальной самоидентификации как предпосылки либеральной демократии также предполагает признание определенных границ. «Народ», который конституирует политическое сообщество в тех или иных территориальных рамках, не ставит под сомнение линию этой границы. Демократизация при отсутствии согласия о конкретных границах данной политической единицы не может достигнуть консолидации (Dahl 1989, р. 207). В своей знаменитой статье Д.А. Растоу утверждает, что стабильные демократии для своего существования требуют не только здоровой экономики и высокого уровня доходов на душу населения. Они также нуждаются в том или ином консенсусе но поводу определенных ценностей и убеждений, на основе когорых возможно достигнуть единства политического сообщества, фиксировать внешние границы и композицию постоянного гражданства. В демократии, следовательно, по мнению Д.А.Растоу, большинство граждан «не должно иметь сомнений или делать мысленных оговорок относительно того, к какому политическому сообществу они принадлежат)) (Растоу 1996, с. 7). Национальное единство, убежден Растоу, означает, что «необходимо изначальное чувство сообщности, причем желательно такое, которое бы молчаливо воспринималось как нечто само собой разумеющееся и, соответственно, стояло над просто мнением и просто согласием» (Растоу 1996, с. 15). Данная ситуация определенно отсутствует во многих бывших советских государствах. Во многих государствах бывшего СССР коммунистические партии так до сих пор и не приняли идею легитимности существования своих новых незави- симых государств и вместо этого стремятся реинтегрировать их в какой-то новый союз. Такая политическая конфигурация не наблюдалась в предшествующих переходах к демократии или за пределами бывшей Советской империи вообще. В Беларуси такие просоветские политические силы захватили власть в 1994 году и остановили процесс экономических и политических преобразований (см.: Eke and Kuzio 2000). В Украине просоветские силы поддерживаются как минимум четвертью электората, и левые силы при своем объединении могут набирать до 40% голосов в свою поддержку (как это произошло во втором раунде президентских выборов в ноябре 1999). В России коммунисты и националисты, которые также не признают легитимность существования Российской Федерации, всегда имеют до 50% голосов на всех выборах 1990-ых годов. Современные либеральные демократии являются также государствами с достаточно высоким пропорциональным налогообложением. Канован в этой связи утверждает, что «социальная справедливость будет политически возможной только в государстве с высокой степенью общественной солидарности», в котором политическое сообщество существует прежде всего как «сообщество необходимых обязательств» (Canovan 1996, р. 28). Такого рода «сообщество необходимых обязательств» требует наличие взаимного доверия, разделяемой всеми национальной идентичное™ и общей лояльности. Дэвид Миллер также утверждает, что чувство «доверия» необходимо для успешного функционирования любой демократии (MSHer 1996). Разделяемая всеми национальная идентичность (или «национальность», в терминах Миллера) является предпосылкой достижения таких важных политических целей, как социальная справедливость и делиберативная демократия. Доверие же требует солидарности не просто внутри различных групп, но и поверх их, и это, в свою очередь, зависит от общей идентичности как раз такого типа, который обеспечивается той или иной национальной принадлежностью. Каждое общество требует такого рода базовых ценностей для достижения согласованного государственного устройства. Как правило, такого рода ценности не являются морально нейтральными, ибо они тем или иным способом неизбежно очерчивают модель определенного поведения, базирующуюся на ценностях коренной нации. В постсоветских государствах, как правило, отсутствуют такого рода всеобщие ценности, которые являются фундаментом всеохватывающей социеталь-ной культуры и национальной идентичности политического сообщества. Период перехода от коммунизма является, следовательно, также ареной антагонистических дебатов о том, каким образом определить те ценности, которые должны стать основой социетальной культуры вновь возникающих политических сообществ. Напротив, данный процесс в значительной степени затруднен унаследованными региональными разделениями и наследием царской и советской национальной политики, которые часто разбавляли титульную нацию многочисленными русскими мигрантами. Современные либеральные демократии, таким образом, в значительной степени зависят от силы коллективной идентичности, которая генерируется национальной (партикуляристской по своему происхождению) лояльностью, несовмес-
172
тимой с универсалистскими установками либерализма. Тем не менее, проблема национального единства всегда являлась корнем любой политики, как мы это видим и в случае постсоветских транзитов. Как точно заметил А. Мотыль, «национализм связывает нации с внутренней сущностью современных государст, и утверждает, что вес нации должны иметь свои собственные политические организации для того, чтобы осуществлять администрирование и принуждение в рамках определенного географического пространства» (Motyl 2000, р. 80). Это предположение не может быть истинным по отношению к тому национальному единству, которое было унаследовано странами Центрально-Восточной Европы и большинством постсоветских государств. Из 22 посткоммунистических европейских государств только три (Чехия, Сербия и Российская Федерация) унаследовали инфраструктуру бывших метрополий. Другие посткоммунистические государства наследовали некую степень государственности (Польша, Венгрия, Болгария, Румыния) или были включены в состав других государств (как ГДР). Государства-преемники СССР образуют смешанную группу. Только три государства Балтики могут опереться на традиции существования собственного национального государства между двумя мировыми войнами, а их титульные нации не оказались разделенными. Однако два из них - Латвия и Эстония - унаследовали от советского периода значительное количество русскоговорящих меньшинств, которые затрудняют процесс национальной интеграции. Таким образом, постсоветские государства в своем большинстве начали процессы демократизации и маркетизации в условиях отсутствия ряда значительных национально-государственных характеристик, которые являются необходимыми условиями успешной реализации проекта создания рыночной экономики и либеральной демократии. Роль гражданского национализма в посткоммунистических транзитах Существует ли какая-нибудь связь между национальной идентичностью и гражданским обществом? Если можно установить такую взаимосвязь, то мы можем утверждать, что она оказывает то или иное влияние на процесс демократического транзита. Слабая национальная идентичность ведет к слабому гражданскому обществу и, следовательно, оказывает негативное воздействие на результат демократического квадротранзита, о котором мы говорили раньше. Демократическая консолидация приводит к крепкому гражданскому обществу, которое помогает развитию чувства национальной солидарности внутри данной политической единицы, при одновременном укрощении и маргинализации этнического национализма, Сила гражданского общества и национальной идентичности являются, следовательно, тесно взаимосвязанными. Националистическая мобилизация против коммунизма была выше в тех регионах, где существовал более высокий уровень национальной идентичности (три государства Балтики, Западная Украина, Польша). Территории со слабой национальной идентичностью (например, Восточная Украина, Беларусь, Центральная Азия) не играли существенной реши в националь- но-демократическом движении перестроечной эпохи и всегда выступали в качестве бастионов поддержки просоветских политических партий. Напротив, регионы, которые демонстрировали крепкую национальную идентичность (например, Западная Украина и три государства Балтики), в целом, воспроизводили центрально-европейскую модель разрыва с коммунистическим прошлым и быстрого старта политических и экономических реформ. Такой быстрый и радикальный разрыв весьма повышал скорость проводимых реформ и общий успех «четырехсоставного» процесса перехода (Bunce 1999, р. 790). Таким образом, быстрый разрыв с прошлым оказался возможным только в регионах с крепкой национальной идентичностью, которая обычно рассматривалась коммунистическим режимом в качестве признака определенной неблагонадежности. В поспсоммунистическом мире такой путь оказался возможным только в Центрально-Восточной Европе, трех государствах Балтики и Западной Украине, где гражданский национализм всегда занимал сильные позиции. В остальной части бывшего СССР не произошло такого решительного разрыва, если не считать таковым этнический национализм, который ведет к коллапсу государства (Грузия) (Nodia 1996). Вот именно чувство национальности как раз и «обеспечивает ту согласованность и единство, которые во всех других отношениях отсутствуют в гражданском обществе подобного рода» (Shils 1995, р. 118). В инклюзивных политических сообществах, к которым относятся большинство западных либеральных демократий, все их жители являются 1ражданами и, следовательно, являются членами гражданской нации. В такого рода инклюзивных государствах, где доминирует гражданский национализм, понятие нации и фажданского общества совпадают между собой. Предоставление определенного гражданства как раз и предполагает, что данный гражданин становится членом гражданской нации (политического сообщества) и принимает определенную «национальность» (которая обычно определяется в качестве титульной или коренной), преобладающую над всеми другими внутри территориальных границ данного сообщества. Каким образом отсутствие нации влияет на гражданское общество? Э. Шилз убежден, что без нации не может быть и гражданского общества. Отсутствие национального единства, которое создается гражданской нацией, таким образом, непосредственно воздействует на гражданское общество. Без той или иной гражданской нации данное государство не обладает необходимыми предпосылками для создания гражданского общества, действенной конституции, законодательства и гражданства именно потому, что ядром гражданского общества является «доминантная нация». Но каким будет гражданское общество, если «доминантная нация» сама по себе является глубоко расколотой, как в некоторых постсоветских государствах? Это другая существенная помеха, с которой встречаются эти государства на пути к построению гражданского общества. Соответственно, разделенная титульная нация (Украина, Беларусь, Казахстан) затрудняет процесс национальной интеграции и, как следствие, развитие (ражданского общества. Регионы со слабой идентичностью также в наибольшей степени «ностальгируют» по прежнему комму мистическому
режиму в течение периодов социально-экономического кризиса, из которого некоторые постсоветские государства, такие, как Россия и Украина, вышли только на рубеже 2000 года. Распад империй ведет к распространению множественных идентичностей, которые отнюдь не способствуют развитию гражданского общества и национальной интеграции. Русскоязычные украинцы и русские, со слабой национальной идентичностью, пассивны в период между очередными выборами и остаются главной опорой украинской делегативной демократии (Kubicek 2000). Гражданское общество, соответственно, более активно в Западной Украине, где национальная идентичность является более сильной и граждане принимают активное участие в политике как в ходе самих выборов, так и в период между ними. Взаимоотношение между гражданским обществом и национальной идентичностью находится в центре процесса демократического транзита в посткоммунистических государствах. Гражданский национализм весьма кстати оказывается именно другом, а не внутренним врагом гражданского общества. Когда они оба противостоят деспотическому режиму и/или колониальному господству, они являются естественными союзниками, как тот инклюзивный гражданский национализм, который можно найти в любой либеральной демократии. Рхли национализм является этническим, эксклюзивным и интегральным, вероятнее всего, он будет противостоять i-ражданскому обществу. Вместо того, чтобы отрицать любую роль национализма как такового и, следовательно, обсуждать процесс демократического перехода только в трех измерениях (Kubicek 2000; Wilson 1997), исследователи должны установить, как национализм и идентичность могут быть мобилизованы через гражданские (а не тгнические) связи для того, чтобы усилить - а не подавить - гражданское общество. Транзитологи зачастую, возможно, не очень желают возвратить проблемы нации в анализ демократических транзитов наряду с проблемами государственности именно потому, что национализм весьма часто определяется в качестве союзника требований этнического превосходства и ксенофобии. Однако отрицание центральности проблемы создания нации для посткоммунистических транзитов противоречит тесным взаимоотношениям между гражданским обществом и этнокультурными факторами во всех современных гражданских государствах (Kuzio 2001). Без общей идентичности и групповой солидарности, которая предполагает чувство доверия, социальная мобилизация во имя целей политико-экономической модернизации в принципе невозможна. Атомизированное и регионально разделенное население, цинично разочарованное в своей способности воздействовать на перемены, а также недостаток доверия по отношению к другим гражданам той же самой страны вряд ли способствуют как созданию живого гражданского общества, так и социальной мобилизации во имя целей развития государства (Kubicek 2000). Национальное единство и инта-рация, следовательно, играют центральную роль в поддержке гражданского общества и генерировании процесса модернизации. К новым теоретическим рамкам для лосткоммунистической «транзитологии» При обсуждении проблем трудной сочетаемости различных «одновременных переходов», исследователи, в основном, имеют в виду создание рыночной экономики во время демократизации, однако редко обращаются к трудностям сочетания строительства современного государства и гражданской нации с задачами демократизации и маркетизации. Я же утверждаю то, что нежелание интегрировать проблемы государственности и создания нации в исследования демократизации не дает возможности получить полное представление о сложной комплексности переходного процесса: • Поставторитарные транзиты в Латинской Америке и Южной Европе, в ос • Постколониальные транзиты в государствах бывшего СССР и некоторых юго Таблица 1 Д емократические т ранзиты в с р а внительной перс п екти ве_______________
ДВОЙНОЙ ПЕРЕХОД (демократ*! шипя / маркетнэацня)
Латинская Америка и Южная Европа, Польша, Венгрия и Чехия Несколько исследователей уже дают более сложную картину постсоветских транзитов, указывая не только на одновременность политических и экономических реформ, но и на создание политических и государственных институтов при одно-
временном достижении национального единства. Демократический процесс предполагает наличие политических единиц, которые включают в себя как определенное территориально ограниченное государство, так и гражданскую нацию, ибо все современные гражданские государства имеют в себе как 1ражданскуто, так и этнокультурную основу. Исследователи же, которые настаивают на исключительно «тройном переходе», как правило, молчаливо исходят из тоа>, что существует реальные образцы чистого типа современных гражданских государств (см.: Kuhicek 2000; Wiison 1997). На практике либеральные демократии были созданы только лишь внутри национальных государств, и поэтому любые дискуссии о государственности - как дополнительном измерении посткоммунистических транзитов -должны быть расширены за счет включения проблем создания нации. Если же мы прислушаемся к высказанным выше советам, то общая последовательность посткоммунистических транзитов должна быть такая: сначала строительство государства и нации, потом установление рыночной экономики и только потом переход к демократии. Вместо этого, мы имеем протекание всех четырех процессов одновременно (Bunce 1999, р. 774; Offe 1991, pp. 871-872). Как утверждает К. Оффе, «этот подъем являегся революцией, которая не имеет исторического прототипа, это революция без революционной теории» (Offe 1991, р. 866). Многие исследователи приходят сейчас к выводу о том, что именно слабое i ь фажданского (а не этнического) национализма оказываег существенное негативное воздействие на постсоветский процесс демократического транзита. Мобилизация в поддержку экономической и политической модернизации в условиях отсутствия гражданского национализма является практически невозможной. В странах с развитыми национальными идентичностями, как, например, в Польше, гражданский национализм был важным элементом, способствующим проведению местных реформ в рамках большой национальной цели «возвращения в Европу». В незрелых государственных образованиях, где новые нации создаются на обломках мультинациональных государств или империй, как, например, в бывшем Советском союзе или Югославии, национализм намного чаще принимает этническую (напр., Грузия, Молдова, Чечня), а не гражданскую форму. Этнические чистки чаще всего происходят в неконсолидированных демократиях, ибо демократические переходы очень часто становятся спусковым крючком «некоторых самых кровавых в мире межнациональных столкновений» (Snyder 2000, р. 16). Демократизация на своих ранних стадиях очень часто провоцируег стремление элит или определенных слоев, особенно если существовала угроза их положению, использовать этнический национализм для сохранения своих позиций и/или пребывания их государств в «институционально слабом и манипулятивном состоянии» (Snyder 2000, р. 54-55). В других государствах, как, например, в Беларуси, слабость самой национальной идентичности как таковой делает как гражданский, так и этнический национализм невозможным, что приводит к стремлению этой страны реи итерироваться в свою бывшую имперскую метрополию. В условиях отсутствия легитимизирующей идеологии политико-экономических реформ, сторонникам демократических преобразований очень часто недостает способности мобилизовать население в свою поддержку, и это провоцирует атаку на них со стороны представителей крайних флангов политического спектра - этнических националистов и коммунистов, которая может закончиться крушением реформ. Создание фажданскоЙ нации является, следовательно, центральным элементом процесса политико-экономического перехода, который, предпочтительнее всего, должен быть осуществлен до начала демократизации. «В по-сткоммупистическом мире стабильная демократия была достигнута и испытала триумф только том, где были решены проблемы создания прочной нации» (Roeder 1999, р. 860). Филипп Рёдер совершенно справедливо замечает, что из-за того, что национальные революции оказались во многих пост коммунистических государствах незавершенными, они сталкиваются с серьезными проблемами в процессе своего политического и экономического перехода. Если национальное государство имелось еще до коммунистического правления (как, например, в Эстонии, Латвии, Польше, Болгарии), демократизация, скорее всего, пройдет гораздо быстрее. «Собственно говоря, консолидированная нация в качестве основного ядра современного государства является важнейшей предпосылкой так же, как и точным определителем, успешности демократизации в течение первой декады посткоммунистического перехода» (Roeder 1999, р. 863). Таким образом, когда мы обсуждаем процессы перехода к демократии в посткоммунистических государствах, нам необходимо обратить внимание не только на проблемы государственности, как утверждают К. Оффе, Ф. Рёдср и некоторые другие исследователи, но и на вопросы, связанные с проблемами создания нации, -формирования национальной идентичности, национального единства, регионализма и национальных меньшинств. Все они влияют на судьбу демократического перехода. Заключение В данной статье представлены три основных положения. Во-первых, переходы в постсоветских государствах и бывших югославских республиках являются более сложными и всеохватывающими. Фактически, они требуют более глубокой степени изменений, чем те, которые произошли ранее в Латинской Америке и Южной F.b-ропе, а также в большинстве государств Центрально-Восточной Европы. Переходы в этих трех регионах были поставторитарными и сводились преимущественно к изменению политического режима. По отношению к более ранним транзитам в Латинской Америке и Южной Европе уместно определение «двойного перехода» (демократизация и маркетизация). Во-вторых, очень небольшое количество исследователей (К. Оффе, X. Линц и Л. Степан) уже расширили концепцию «двойнгн о перехода», выработанную на латиноамериканском и южноевропейском материале, до трех измерений. Однако их версия стремится объединить проблемы государственности и создания нации в одно третье дополнительное измерение переходного процесса. Я же утверждаю, что более глубокое понимание процесса демократического транзита в постсоветских государствах и республиках бывшей Югославии может быть достигнуто за
Щ
счет разделения двух указанных проблем на два самостоятельных измерения -третье и четвертое. Все это я называю квадротранзитом. Хотя они являются тесно взаимосвязанными явлениями, однако проблемы государственности поддаются гораздо более быстрому разрешению (грамотной работой законодательной и исполнительной власти), чем консолидация национальной идентичности в людском разуме и сердце. Решение первой задачи может занять десятилетия, последней же -жизнь нескольких поколений. Двадцать семь государств простились с коммунизмом в начале 1990-ых, для некоторых это был выход из тоталтаризма и имперскою прошлого, для других это был разрыв с мультинациональными федерациями, и лишь для некоторых это означало движение от уже относительно либерализированных государственных образований и консолидированных национальных государств. «Исторические факторы, следовательно, приводят к совершенно различным результатам, которые, в свою очередь, создают противоположные пути постсоциалистического развития» (Вшке 1999, р. 790). Когда мы имеем дело с вопросами перехода в посткоммунистических государствах, исследователи должны понять, что для тех постсоветских государств и бывших югославских республик, которые наследовали как слабые государства, так и ^сформировавшиеся нации, обсуждение должно происходить в концептуальных рамках четырех измерений транзита. Переходы же к демократии в таких постсовегских государствах должны быть, следовательно, определены как «четы-рехсоставные». ЛИТЕРАТУРА I. Растоу Д.А. Переходы к демократии: попытка динамической модели // Полис. - 1996. -№5. -С. 5-15. Bunce, Valerie (1995), "Should Transitologists be Grounded?" Slavic Review, Vol. 54(1), 111-127. Bunce, Valerie (1999), "The Political Economy of Post-Socialism," Slavic Review, Vol. 58(4), 754-793. Canovan, Margaret (1996), Nationhood and Political Theory, Cheltenham: Edward Elgar. Dahl, Robert A. (1986), Democracy, Liberty, and Equality. Oslo: Norwegian University Press. Dahl, Robert A. (1989), Democracy and Us Critics. New Haven: Yale University Press. Eke, Stephen and Taras Kuzio (2000), "Sultanism in Eastern Europe. The Socio-political Roots of Aiidioritarian Populism in Belarus," Europe-Asia Studies, Vol. 52(3), 523-547. Hall, John A. (1996), "In Search of Civil Society" in J.A. Hall (cd), Civil Society. Theory. History, Comparison. Cambridge: Polity, pp. 1—31. Karl, Terry L. and Philippe C. Schmitter (1995), "From an Iron Curtain to a Paper Curtain: Grounding Transitologists or Students of Postcommunism?" Slavic Review, Vol. 54(4), 965- 987. 10. Kubicek. Paul (2000), Unbroken Ties. The State, Interest Associations, and Corporatism in Post-Soviet Ukraine. Ann Arbor, Mich.: University of Michigan Press.
Kuzio, Taras (1998), "Ukraine: A Four-Pronged Transition" in T. Kuzio (ed.), Contemporary Ukraine. Dynamics of Post-Soviet Transformation. Armonk, N.Y.: M.E Sharpc, pp. 165-180. Kit/.io, Taras (2000), "The National Factor in Ukraine's Quadruple Transition," Contemporary Politics, Vol. 6(2), 143-164.
13. Kuzio, Taras (2001a), "Nationalising States or Nation Building: A Review of the Theoretical 14. Kuzio, Taras (2001b), "Identity and Nation Building in Ukraine. Defining the 'Other ", 15. Linz, Juan J. and Alfred Stepan (1996), Problems of Democratic Transition and 16. Linz, Juan J. and Alfred Stepan (1997), "Problems of Democratic Transition and 17. Miller, David (1996), On Nationality. Oxford: Clarendon Press. 18. Motyl, Alexander J. (1997), "The Non-Russian States" Freedom Review, Vol. 28(1), 50-60. 19. Motyl, Alexander J. (2000), Revolutions. Nations. Empires. Conceptual Limits and 20. Munck, Gerardo L, (1997), "Bringing Postcommunist Societies into Democratization 21. Nodia, Ghia(I996), "How Different are Postcommunist Transitions?" Journal of Democracy, 22. O'Donneli, Guillermo, Philippe С Schmitter and Lawrence Whitehead (1986), Transitions 23. Offe, Claus (1991), "'Capitalism by Democratic Design?', Democratic Theory Facing the 24. Przeworski, Adam (1995), Sustainable Democracy. Cambridge: Cambridge University Press. 25. Roeder, Philip G. (1999), "Peoples and Slates after 1989: The Political Costs of Incomplete 26. Schmitter, Philippe C. and Terry L. Karl (1994), "The Conceptual Travels of Transitologists 27. Shlls, Edward (1995), "Nation, Nationality, Nationalism and Civil Society," Nations and 28. Skopcol, Theda (1985), "Bringing the State Back In: Strategies of Analysis in Current 29. Snyder, Jack (2000), From Voting to Violence. Democratization and Nationalist Conflict.
30. Terry, Sarah M. (1993), "Thinking About Post-communist Transitions: How Different Are 31. Wilson, Andrew (1997), Ukrainian Nationalism in the 1990s. A Minority Faith. Cambridge: (Перевод с англ. А. Фисуна)
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.) |