АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

шитье , колты , чернь , скань , зернь , перегородкой частая эмаль , скоморохи , доместики

Читайте также:
  1. Зазор между перегородкой и потолком величиной 15-30 мм проконопачивают просмоленной паклей и заделывают раствором.
  2. Построение расчетного спектра изоляции воздушного шума тонкой однослойной перегородкой.
  3. Скільки повинно бути натискань і вдувань за хвилину при проведенні зовнішнього масажу серця?
  4. Частая беседа, Вриндаван, 28 июня 1977 года.
  5. Чернь и власть
  6. Эмаль по алюминию

Культура Киевской Руси и Галицко - Волынского княжества

план

Общая характеристика периода Киевской Руси. Влияние христианства на развитие

Древнерусской культуры.

Культура Киевской Руси как синтез язычества и византийского влияния.

2.1. Язык, письменность, образование, научные знания и литература.

Градостроительство и архитектура.

Скульптура, живопись, декоративно - прикладное искусство.

Музыкальное искусство.

Социокультурные процессы и художественные достижения Галицко - Волынского княжества.

Словарь

Теоцентризм, дружинная культура, протоукраинских язык, старославянский язык,

Кириллица, глаголица, софийская азбука, школа книжного учения, монастырская школа, школа

Грамоты, годувальництво, жития, патерики, апокрифы, Псалтырь, летописи, былины, детинец,

Окольный град, должностей, культовая архитектура, оборонная архитектура, мозаики, фрески, рельефы,

шитье, колты, чернь, скань, зернь, перегородкой частая эмаль, скоморохи, доместики.

2. Культура Киевской Руси как синтез язычества и византийского влияния.

2.1. Язык, письменность, образование, научные знания и литература.

Язык - одно из крупнейших культурных достижений этноса, самая примета этнической

общности, поэтому выяснить происхождение определенного народа невозможно без исследования происхождение его языка. В Киевском государстве одновременно существовало два языка (диглоссия).

В повседневном обиходе население пользовалось живым разговорным языком, который

сформировалась в VII - XI вв. после распада праславянского языка на основе старокиевских (полянских) говоров. Этот язык одни ученые называют протоукраинских, другие - древнерусской. Протоукраинских (древнерусская) язык использовался не только в быту, а и в официально - деловой, политической и культурно -образовательной сфере: на нем писались различные документы, грамоты, летописи, в частности «Русская правда», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха».

Второй, литературной (книжной) языком Киевской Руси стала старославянский

(церковнославянский) язык, созданный на основе староболгарского Кириллом и Мефодием. Она использовалась в религиозной сфере - церковной службе, богослужебных книгах. Старославянский язык признавался наряду с греческим и латинским как орудия духовной культуры.

Итак, в Киевской Руси активно взаимодействовали два литературных языка – древнерусская (протоукраинских), которая функционировала в светских кругах, и старославянский (церковнославянский), обслуживавший потребности религии. Оба языка были мощным орудием духовной культуры и объединяющим фактором в государстве, обе обслуживались кириллическим письмом.

Письменность в дохристианские времена была распространена в завнишньо - политической, экономической и торговой сферах. Важнейшим источником письменности языческих времен являются договоры Руси с греками 907, 911, 944, 970 гг Олега, Игоря и Святослава, содержание которых сохранился в «Повести временных лет». Подобные документы, по традиции византийской дипломатии, писались в двух экземплярах: на греческом языке и на языке народа, которому заключался мир, то есть древнерусской (протоукраинских), предположительно, пользовалась греческими или латинскими

буквами и специальными славянскими (ж, ч, ш, щ). В договорах много свидетельств существования письменности на Руси. Да, речь идет о том, что русские послы и купцы, которые направлялись в Византии, должны были иметь писаные грамоты от киевского князя. Упоминается и обычай писать грамоты - завещания для тех, кто идет на военную службу. Кроме договоров князей, оригинальными памятниками древнерусского (праукраинского) письма были многочисленные надписи на предметах домашнего обихода - горшках, литейных формах, голосника, корчагах, что свидетельствует о распространении письменности среди простого люда.

Например, в Гниздовскому кургане, расположенном неподалеку от Смоленска, был

найден керамическая посуда Х в. с надписью «гороухща» или «Гороунша», т.е. для

хранения горчицы или горчичного масла.

После введения христианства, в Киевской Руси утверждается кириллическая система письма, созданной в 60 - х гг IX в. греко - болгарские просветители братья Кирилл и Мефодий для перевода с греческого языка богослужебных книг на один из славянских (староболгарский). На основе греческого алфавита была создана глаголицу и кириллицу. С Болгарского царства эта письменность была перенесена и на Русь. Некоторые исследователи считают, что славяне имели письмо к кириллице (протокириллицей), о чем свидетельствуют найденные на стенах Софии Киевской граффити. Эта азбука (иногда ее называют софийской) проще от кириллицы - имеет 27 букв, среди которых 23 греческих и 4 славянских (Б, Ж, Ш, Щ). И в летописи есть запись о том, что Кирилл и Мефодий нашли в Корсуни (Херсонесе) Евангелие и Псалтырь, написанные русским

языке. Постепенно кириллическое письмо вытеснило старую письменность, кириллицей написаны все известные нам достопримечательности ХИ и последующих веков: «Остромирово Евангелие», «Изборники» 1073 и 1076 лет, «Слово о законе и благодати», «Мстиславово Евангелие» Итак, возникновение письменности у восточных славян способствовало два главных фактора: появление государства и проникновения на восточноевропейские территории христианства. Введение христианства вызвало настоятельную потребность и в образованных священниках, и в книгах, следовательно, дало мощный толчок развитию образования. Можно сказать, что в Х -ХI вв. письменность перерастает в образование. Развитие образования в Киевской Руси основывался на использовании собственных традиций и болгаро - византийского опыта обучения. в княжение Владимира Великого и Ярослава Мудрого (978 - 1054 pp.). школьное образование становится частью государственной и церковной политики Киевской Руси. Образовались такие типы школ:

- Школы «книжного учения» - государственные школы повышенного типа для подготовки детей княжеской знати к деятельности в различных сферах государственной, культурной и церковной жизни, здесь изучали языки - греческий и латинский, канонические книги, «семь свободных искусств» - т.е. основы грамматики, риторики, логики, арифметики, геометрии, астрономии и музыки; примером таких школ были школа Владимира (988 г.), Дворцовая школа Ярослава Мудрого

(1037) при Софийском соборе, которая имела международное значение. По некоторым в идомостямы, в школе Ярослава учились дети английского короля Эдмунда железнобоких, венгерский королевич Андрей, преемник датского престола Герман, норвежский конунг Харальд, сын норвежского короля Олаф и другие иностранцы, сами князья были чрезвычайно образованными, например Владимир Мономах знал 5 языков: греческий, латинский, немецкий, венгерский и польский.

- Монастырские школы - согласно студитский уставом, который требовал, чтобы монахи жили в общежитиях и учились грамоте, при монастырях с ХI в. открывались школы, которые делились на внутренние (для будущих монахов) и внешние (для мирян);

- Школы грамоты - существовали преимущественно в городах, в них учили детей бояр, купцов, зажиточных ремесленников основном на средства родителей; изучали чтение, письмо, счет и хоровое пение;

- Женские школы - школы для девочек, где обучали грамоте, письму, рукоделию; примером таких школ есть женская школа, открытая Анной Всеволодовной (сестрой Владимира Мономаха) при Андреевской церкви в Киеве (1086). Позже такие школы были открыты в Суздале, Полоцке и других городах. Ряд источников свидетельствуют высокую образованность женщин, особенно в княжеских верхах;

- Кормильство - форма домашнего воспитания детей княжеской знати. князья

подбирали для малолетних княжичей (в возрасте 5-7 лет) кормильцев среди воевод и знатных бояр, живших в отдельных волостях. Кормильцы были за наставников и управляющих, в их обязанности входило умственное, нравственное и военно - физическое воспитание, привлечение к государственных дел, военного и политического жизни, изучение языков. Большинство детей простонародья воспитывалась в семьях, где они учились сельскохозяйственной труда, домашней работы, ремеслу, изредка их отдавала мастеру для овладения ремеслом, они могли изучать еще и грамоту и хоровое пение. Распространенной формой обучения была также самообразование.

Для обучения использовали стихотворные азбуки, привезенные из Болгарии; Псалтири,

Апостол, апракосни Евангелия; как учебники использовали также переведенные с греческого языка «Физиолог» (популярная зоология), «Шестоднев» (о создании Ситу), «Христианскую топографию»Козьмы Индикоплова (география).

Для углубления образования служили библиотеки, организовывались при монастырях и

церквях. Первая и самая была основана в 1037 Ярославом Мудрым в Софии Киевской.

В библиотеке хранились богослужебные книги, а также литература по мировой истории, географии, астрономии, философские и юридические трактаты, государственные документы. Всего в библиотеке насчитывалось до 900 томов рукописных книг - грандиозное для средневековья количество. А весь фонд Руси насчитывал 130-140 тыс. томов. При библиотеке была книгописной мастерская - скрипторий, где переписывались и переводились книги. Кроме книгописцев и переплетчиков, над книгой работали переводчики, художники, ювелиры, мастера, которые изготовляли пергамент.

Книги были очень дорогие, украшенные миниатюрами, золотом, серебром, драгоценными камнями

Книги, которые выходили из мастерских Софийского собора, стали основой других библиотек - Печерского и Выдубицкого монастыря. Кроме Киева, библиотеки были основаны в Чернигове, Переяславе, Галиче, Владимире и др..

К сожалению, монголо - татарское нашествие и княжеские междоусобицы привели к большому руины. С тех времен до сегодня остались считанные экземпляры библиотеки Софии. Самые известные: Реймское евангелие (XI в.), которое дочка Ярослава Мудрого Анна вывезла из Киева во Францию ​​, на этой книге составляли клятву французские короли, а в настоящее время дают клятву президенты Франции, Остромирово евангелие (1056-1057), два Изборника 1073 и 1076 гг Мстиславово евангелие (XII в.)

Появление и распространение письменности и просвещения на Руси положительно повлияли на процессы развития здесь научных знаний. Сердцевиной тогдашней науки была теология (богословие). но оно связывалось не только с мыслями святых отцов Церкви, но и античных философов

(Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля и др.).. Опираясь на теологию и мифологию,

тогдашняя наука разрабатывает также другие отрасли знания - историю, право, естествознание, математику, астрономию.

Математика на Руси имела прикладной, прикладной характер. Знания по математике

использовались при строительстве и в торговле. Актуальной была проблема мер

длины, объема, веса. Использовались средства, данные человеку от природы: ладонь, пядь (расстояние между вытянутыми большим и средним пальцами), локоть, сажень (расстояние между вытянутыми руками). Делались хронологические вычисления при составлении церковных календарей и пасхалий. В «Русской правде», например, подавались расчеты приплода скота на сотни тысяч. Кроме знания четырех правил арифметики, на Руси знали и дроби, проценты, вычисляли площадь круга.

Древние русичи имели знания по химии, а именно - химические свойства материалов,

использовали при изготовлении изделий из стекла (ожерелье, браслеты, посуда, оконное стекло), разноцветных эмалей, глазурей для керамики и полихромных плиток, черни (смеси для украшения изделий из серебра, смальты для мозаик и др.).. Знания по химии использовались также в металлургии, при окраске тканей, обработке кожи, меха, изготовлении различных напитков. Был известен и греческий огонь - легковоспламеняющаяся вещество, которое использовали в при обороне городов.

Развивались в Киевской Руси и знания по физике. В одном из «Шестоднев» упоминаются четыре составляющие: земля, огонь, вода, воздух, то есть по сути русичи знали о четырех состояния вещества - твердое, жидкое, газообразное, плазма.

Важное место в системе научных знаний принадлежало астрономии, но этот срок был тогда такой смысл, что сейчас вкладывается в понятие астрологии. Летописи свидетельствуют, что в Киевской

Движении наблюдали за такими небесными явлениями, как солнечные и лунные затмения, кометы, болиды, северное сияние, метеориты и атмосферные явления. Их трактовали как божественные знамение, но описание явлений был реалистичным. По астрологическим трактатом, помещенных в Изборнике, в центре Вселенной находилась Земля, вокруг которой об ерталося несколько небесных сфер - Солнце, Луна, и еще пять планет.

Образованные люди Киевской Руси обладали определенными географическими знаниями. Им были известны три части света: Европа, Азия и Африка. Они хорошо знали географию своего государства.

Например, в Начальной летописи перечислены все славянские племена Восточной Европы и географическое их проживания. Названы реки Дунай, Днепр, Днестр, Двина, Буг, Десна, Сула, Припять, Волга, Ока, Шексна и озера Ильмень, Нево, Белое. Подробно описан путь «Из варяг в греки». Развития географических знаний способствовали переводы таких иностранных географических трудов, как «Хроника» Георгия Амартола, хронограф Иоанна Малалы, «Космография» Козьмы Индикоплова и др..

Особое внимание в русичей привлекала наука о живой природе, то есть основы биологии, которая обладавшая описательный характер. Считалось, что весь мир и все живое было создано Богом в течение шести дней. Главным источником знаний оставалась сама природа, а также высокий уровень развития земледелия (знания селекции, обработки почв, прививки растений) и животноводства (большая и мелкий рогатый скот, домашняя птица). Сведения об экзотической флоре и фауну (пальмы, смоковницы, львов, верблюдов, слонов, носорогов, обезьян, скорпионов) древнерусские книжники черпали из византийских источников.

В Киевской Руси был достаточно высокий уровень медицинских знаний, которыми обладали народные целители - волхвы, знахари, прорицатели. Но в ХI -XII вв. место знахаря занимает лечец, или врач

(как правило, из монахов). Лечили молитвой (до святого Пантелеймона, заместителя медицины и врачей), зельем (лекарственными растениями), применяли различного рода процедуры (кровопускание, компрессы, повязки и т.д.). Среди самых известных врачей были лаврские монахи Дамиан и Агапий. При Печерской лавре был госпитальный монастырь, процветала аптечная дело. Внучка Владимира Мономаха Анна составила лечебник «Мази», в котором рассказывается о гигиене тела, влияние климата на организм, о сне, бани, пищу, различные болезни и лечения ран.

Появление литературы в Киевской Руси была важным явлением культурной жизни. Возникла она на почве устной народной словесности, славянской мифологии, а также вследствие усвоения после введения христианства византийско - болгарского литературного опыта. До наших дней дошли два вида памятников древнерусской литературы: переводные и оригинальные.

Переводная литература Киевской Руси представлена ​​произведениями разных жанров и разного направления, среди которых:

- Библейская литература (похвальная, гимны Богу, Богородицы, святым, в частности

каноны, кόндакы, икос, акафисты; переводы Ветхого и Нового Заветов, в частности Псалтырь, Четвероевангелие, Апостол; воспевание и восхваления христианских святых - жития; сборники рассказов о подвигах пустынников, монахов - патерики; неканонизированных переводы на библейские темы, близкие к житийной литературы - апокрифы, например, Хождение Богородицы по мучениям, Похвала пророку Илии);

- Естественно - научная литература (переводные энциклопедические книги, в частности анонимный «Физиолог», «Шестоднев» Иоанна Экзарха, «Христианская топография» Козьмы Индикоплова);

- Историческая литература (переводы византийских хроник Иоанна Малалы, Георгия

Амартола, в которых интересные рассказы со времен сотворения мира и факты сочетаются с библейским преданиям);

- Повести (прозаические повествования, самые популярные среди которых «Александрия» о жизни и подвиги Александра Македонского).

На основе переводной литературы, а также под влиянием устного народного творчества

формируется оригинальная литература Киевской Руси.

1. Жития - это жизнеописания святых мучеников и князей, которые стали жертвами княжеских усобиц, например, «Жития Бориса и Глеба», «Житие Антония Печерского», «Житие княгини Ольги» и др.. В отличие от византийских, они приобретали светский характер, изображали государственных деятелей.

2. Проповеди, в частности «Слово о законе и благодати», произнесенное примерно 1050 в Софии митрополитом Иларионом. Это своеобразный манифест самосознания русского народа, утверждения самостоятельности Киевского государства и церкви.

3. «Поучение Мономаха» - образец популярного в средневековой литературе жанра

наставлений и одновременно жизнеописание; оригинальное произведение, в котором Владимир Мономах (годы правления 1113-1125) высказывает мысли общегосударственного, политического и морального характера, учит своих детей быть умными правителями, защищать интересы Руси, бороться с княжескими междоусобицами, самим учиться и распространять образование, собственной поведением подавать пример другим.

4. Героическая поэма «Слово о полку Игореве» (1185 - 1187) - выдающаяся достопримечательность Киевской Руси, непревзойденный шедевр мировой литературы. Поражение русичей в борьбе с половцами 1185 послужила автору поводом для жгучих размышлений о судьбе родной земли и народа, о необходимости всенародного единения для отпора врагам. Произведение переведен на многие языки мира. 1985 по решению ЮНЕСКО отмечалось 800- летие «Слова».

5. Сборник рассказов об истории и монахов Киево - Печерского монастыря нач. XIII в. -

«Киево - Печерский патерик». В его основе лежат легенды и предания об особой

святость монастыря, места, где она создана, подчеркивается значение монастыря как

центра культуры. Среди тех, кого прославлял патерик - монах Агапит, первый известный

русский врач, с именем которого связывают основание больницы при монастыре.

6. Паломническая литература. Паломничество - это хождение к святой земле, в Палестину, в Гроба Господня. Самой известной достопримечательностью паломнической литературы начала XII в. есть «Житие и хождение Даниила, русской земли игумена», написанное игуменом одного из черниговских монастырей Даниилом, который посетил святые места и описал все увиденное – топографию средневековой Палестины, библейские легенды.

7. Историческая литература. Летописания - оригинальный вид литературы, которого не знала ни одна страна Западной Европы. Летописи - это исторические произведения, в которых рассказ велась по годы («годами») и которые содержали не только краткие записи, но и целые новеллы, переводы и легенды об отдельных исторических событиях. В отличие от западноевропейских хроник, писались латыни, летописи велись на родном языке, близким к народному, были достоянием как княжеской элиты, так и широкой общественности образованного населения. Они читались, переписывались на протяжении многих веков, так и дошли до нашего времени. Традиция летописания сложилась в Киеве в Х ст.

Основой древнерусского летописания является «Повесть временных лет» - летописный свод начале XII в., заключенное монахом Киево - Печерского монастыря Нестором. Это историко - художественное произведение, освещающее историю восточных славян и княжеской власти, утверждение христианства на Руси, содержит рассказы о возникновении славянской письменности и др.. записи подаются порично, при этом используются переводы, рассказы, повести, легенды.

Важное культурно -историческое значение имеет «Киевская летопись», заключен игуменом Матвеем в Выдубицком монастыре в начале. XII в., Который продолжает «Повесть временных лет» и охватывает события 1118-1200 гг Главная тема летописи - Киев и Киевская земля, борьба за стольный град между Мономаховичами и Ольговичами, призывы к единению в борьбе против иностранных завоевателей.

Уникальным памятником исторической литературы является «Галицко - Волынская летопись» (XIII в.), посвященный истории Галичины и Волыни, охватывает события 1201-1292 годов. В нем дано описание деятельности князя Даниила Галицкого, помещенные рассказы о Куремсину рать, войну с польским королем Болеславом, приход на Русь орд Ногая и Телебуга, повесть о Владимира Василькович.

Не вызывает сомнений, что в Киевской Руси была распространена и устная словесность,

частности календарно - обрядовая поэзия, эпические рассказы, сказки, легенды, предания, былины, которые дошли до нас в фольклорных произведениях. Но из-за отсутствия письменных памятников (кроме причитаний, плачей, былин), в которых бы они были зафиксированы, нельзя достоверно говорить о том, какие сюжеты и образы являются достижением Киевской Руси, а какие более древнего или позднего

происхождения. Среди наиболее значительных достижений устной словесности Х -XI вв. - Былинный эпос.

В былинах воплощены патриотические идеи, борьба народа за независимость, представление о героях - богатырях, наделенных мудростью, силой, красотой. Таковы былинные герои Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Ставр Годинович, Микула Селянинович, сведения о которых сохранились в летописях и даже в граффити на стенах Софийского собора. История сохранила также имена народных певцов былин - Бояна, Митуса, Ора, упоминания о которых встречаются в «Слове о полку Игореве» и «Повести временных лет».

2.2. Градостроительство и архитектура.

Обращая внимание на архитектуру, следует подчеркнуть, что древняя Русь была деревянной,

а русичи были народом - плотником. Деревянными были и первые церкви в Киеве. с установлением раннефеодального государства формируется определенный тип застройки городов, имел трехуровневую структуру:

- Детинец и верхний город, где был княжеский двор, жилья дружинников и бояр,

укрепленная крепость, церковный двор.

- Окольный град, где жила большая часть городского населения. Жилье бедноты -

однокамерные дома площадью до 20 м, Которые сводились с помощью каркасно – столбовой конструкции обмазывалась глиной и билилась подобно украинской хаты.

- Должностей, окраина, заселенная ремесленниками и торговцами с рядами магазинов и мастерских. Правила застройки городов были изложены в так называемой «Кормчей книге» - сборнике законов, содержавший как византийские, так и русские правила застройки городов. Город имел линейную систему застройки - вдоль путей, ручьев, рек. По назначению архитектура подразделялась на жилую, культовую и оборонную.

Каменное (каменный) строительство на Руси началось после принятия христианства в

988 г. С тех пор распространяется культовая архитектура - строительство храмов, стали

символом утверждения новой религии. Всего за период с Х в. по 40-е гг XIII в. на Руси было построено около 10 тыс. храмов.

В ранний период храмостроительства доминирует византийская традиция с крестово – купольной конструкцией, когда прямоугольное помещение разбивалось столбами на удлиненные нефы, интерьер украшался мозаиками и фресками, разукрашивался мрамором. Типичные черты этого стиля имела Десятинная церковь в Киеве, сооруженная в 989-996 гг византийскими мастерами по заказу Владимира Великого; Спасо - Преображенский собор в Чернигове, построен 1031 - 1036 рр. сыном Владимира - Мстиславом и др.. Постепенно византийское влияние ослабевает, во времена Ярослава Мудрого архитектура приобретает национальных черт. Памятником этого периода шедевр средневековой архитектуры Софиевский собор в Киеве, заложенный 1037 вроде Константинопольской Святой Софии.

Храм является огромной пятинефную крестово - купольной постройкой с 13 куполами и крещатым подкупольной пространством. По размеру он превышал византийские храмы, поскольку был «Русской митрополией», главным храмом Киевской Руси. Он стал не только религиозным, но и политическим и культурным центром: здесь происходили церемонии посвящения на великокняжеский престол, принимали иностранных гостей, при соборе было основано библиотеку и скрипторий. это единственный собор периода Киевской Руси, который сохранил древнюю архитектуру и самый ком кс

мозаик и фресок XI в., является памятником мирового значения, поэтому в 1990 г. занесен ЮНЕСКО в Список всемирного культурного наследия. Храм имел богатое внутреннее убранство: его мозаика имела 177 оттенков, что создавало богатый колоритный ансамбль, на стенах было много фресок со сценами мирской жизни - охота на диких зверей, народные гуляния, игры скоморохов. Внутри собора над центральным куполом - большое мозаичное изображение Марии Оранты - Богоматери, молится.

Во второй половине XI в. культовое строительство распространяется во многих древнерусских городах - Полоцке, Новгороде, Чернигове, Переяславле. В этот период строятся Успенский храм Печерского монастыря (1078), Михайловский Златоверхий храм (1108), Михайловский собор Выдубицкого монастыря.

В XII в. формируются собственные архитектурные школы - киевская, черниговская, Переяславская, галицкая. В строительной технике исчезают византийские традиции смешанной кладки, архитектура больше похожа на романской, в интерьере исчезает мозаика, уступая место фресковой росписям. К памятникам этого периода относятся в Киеве: храм Федоровского монастыря (1131), церковь Богородицы Пирогощи на Подоле (1132), Кирилловская церковь (1146), в Чернигове: Борисоглебский собор (1128), Успенский собор (1160), Пятницкая церковь (нач. XIII в.) И др..

В начале XIII в. Киев теряет значение центра государства, и монументально - русское

строительство переносится на западно - русские земли. В архитектуре этого времени ощутимые признаки романского стиля (Николаевская и Пятницкая церкви во Львове, Успенский собор в Владимире -Волынском, церковь Пантелеймона в г. Холм)

Наряду с культовой, важное место занимала оборонная архитектура - городские ворота,

надвратная башни, ворота, валы, крепости. Киев был окружен валами и деревянными стенами высотой до 16 м. Вход в город был возможен только через каменные ворота - Львовские, Лядские и парадные Золотые. Защищали Киев также крепости - Вышгород с севера, Белгород с запада, Васильев с юга и ряд застал вдоль Днепра. На Киевщине и Уманщине сохранились оборонительные укрепления - змею валы.

С появлением стенобитных устройств все чаще возводят высокие каменные стены, башни, крепостные башни с бойницами (оборонительные укрепления Галича, Каменца, Дрогобыча, Луцка).

2.3. Скульптура, живопись, декоративно - прикладное искусство

С культовой архитектурой связаны такие виды искусства Киевской Руси, как живопись

(мозаики, фрески, иконопись, книжная миниатюра) и резьба (рельефы).

Восточно церковь, преследуя язычество, запретила объемную скульптуру,

поэтому пластическое искусство развивалось в виде рельефов и барельефов. Рельеф (фр. relief, от лат. relevo - поднимаю) - это скульптурная композиция выполнена на плоскости и связана с фоном. Различают высокий рельеф (горельеф) и низкий (барельеф). для рельефов использовали мрамор или розовый шифер, из которых изготовляли резные плиты с орнаментальным и тематическим оформлением. Такими плитами украшали парапеты хоров Софиевского и Михайловского Златоверхого соборов, Киево - Печерского монастыря. Историческую и культурную ценность представляет саркофаг Ярослава Мудрого (XI в.), Что хранится в Софийском соборе. Он изготовлен из белого мрамора, покрытый растительным орнаментом с христианской символикой. В XII в., Когда сложились местные художественные школы, скульптуру широко использовали в декоре фасадов сооружений. интересным образцом черниговской пластики является капитель Борисоглебского собора с изображением семаргла

(мифического птахособакы), хотя наиболее распространенным орнаментом был акант, заплетенный в корзины.

Барельефная скульптура была распространена и в миниатюрных иконах, которые вырезали из розового шифера. Шедевром миниатюрной каменной пластики является икона «Уверование Фомы», которая хранится в Киевском историческом музее.

С культовой архитектурой связан и монументальная живопись в форме мозаик и

фресок. Мозаичные изображения выкладывали из разноцветной (177 оттенков) смальты (сплава свинца и стекла) на полу и стенах. Мозаиками основном украшали вогнутые и выпуклые поверхности - апсиды, купола, своды, арки. Мозаиками украшены алтарь и купол Софиевского собора, в частности в круглом медальоне - поясное изображение Христа - Пантократора (Уседержателя) (d = 4,1 м), Марии Оранты (d = 5,45 м). технология изготовления разноцветной смальты была очень сложной и дорогостоящей, особенно золотой смальты, а именно искусство требовало большого умения. Поэтому более распространен был фресковая роспись, который выполнялся минеральными красками по сырой штукатурке. Цветовая гамма древних фресок строилась на сочетании темно - красных, желтых, оливковых, белых тонов и голубого фона. Фрески были своеобразной «Библией для неграмотных»: на них три цикла изображений - евангельские, библейские и житийные. На западной части храма подано светский роспись (Ярослав Мудрый и его семья), что не было характерно для византийского канона. Сохранились несколько фресок Михайловского Златоверхого собора, разрушенного в 30 - х гг ХХ в.; Фресковая комплекс Кирилловской церкви, отличается большей яркостью цветов и динамизмом («Страшный суд», «Ангел срывает небо», «Святые воины»).

Вместе со строительством храмов развивался культовый станковая живопись, в частности

иконопись. Если мозаики и фрески демонстрировали триумф христианства, то иконы были Поклонная, к ним молились, надеялись найти исцеление. Образы, воплощенные в иконах,считались образцом моральной чистоты и одухотворенности. Первые иконы были завезены из Византии и Болгарии, но в XI в. появились собственные иконописные школы. Известной иконописной мастерской была Печерская, где творили первые русские иконописцы - Григорий и Алимпий (конец XI - нач. XII в.). Первой русской иконой считают икону Дмитрия Солунского, написанную на заказ Изяслава Ярославича, когда он отстаивал свое право на великокняжеский престол, поэтому святой изображен с мечом, символом власти. произведений древнерусской иконописи сохранилось очень мало, большинство из них хранится в Третьяковской галерее в Москве: «Ярославская Оранта», «Св. Борис и Глеб», «Благовещение», «Дмитрий Солунский», «Владимирская Богоматерь» и др..

Высокого уровня достигло декоративно - прикладное искусство Киевской Руси,

объясняется развитием ремесел, торговли. Изделия из металла, дерева, кости, камня, глине не просто удовлетворяли потребности людей, но и украшали их жизни. Характерным для произведений прикладного искусства был растительный орнамент, в отличие от геометрического византийского.

С принятием христианства возникают новые формы в искусстве, в частности художественное шитье (шитье золотом, серебром, шелком различных предметов религиозного обихода, а также одежды). При Андреевском монастыре внучкой Ярослава Мудрого Анной была основана школа, где обучали искусству шитья золотом и серебром. Ткачество было известно славянам с древних времен. Женщины пряли пряжу из льна и конопли, изготавливая полотно на кроснах.

Грубое полотно называлось скатертью, а позже начали изготавливать тончицю, паволоку, а также разнообразные пряжки ткани - полавочники, скатерти, убрусы.

Высокой эстетикой и техникой исполнения поражает ювелирное искусство - изготовление

серебряных и золотых браслетов, колец, диадем, колтов, пряжек, пуговиц, нагрудных крестов, медальонов и других украшений, а также разнообразной посуды, конской сбруи, оружия.

Ювелирным мастерам были известны различные техники работы с металлом: чернь, инкрустация, чеканки (чеканка), скань (создание узора из тонких металлических нитей), зернь (напайки мелких металлических шариков), техника перегородчатой ​​эмали, филигрань.

Художественное творчество русских мастеров высоко ценили и в других странах. Так, немецкий монах Теофил (XI век), изучавший художественные ремесла разных стран, ставил Киевскую Русь на второе место в мире после Византии, впереди Италии, Франции, Германии и Англии. Он считал, что путь совершенствования эмали и черни открыла Русь. Распространенным видом прикладного искусства было ковки и чеканки золота, серебра, меди и др.. металлов. Прекрасным образцом этого искусства есть ворота Суздальского собора (XIII), где наряду с библейскими изображены языческие существа, стерегут вход. с кузнечного выделилась Оружейная дело - изготовление оружия для князя и его войска - мечей, копий, щитов, шлемов, кольчуг, луков, снаряжение для всадников. Это была уникальная оружие, изготовлена ​​с помощью сложной металлургической техники с применением в отделке драгоценных металлов. В XI-XII вв. Киевская Русь становится главным поставщиком оружия в Северную и Центральную Европу, а также на восток, в Арабский Халифат.

2.4. Музыкальное искусство Киевской Руси

В Киевской Руси существовали три музыкальные культуры разного происхождения и назначения - народная, профессиональная (инструментальная) и церковная музыка (церковные песнопения).

Записей народной музыки периода Киевской Руси не существует, воспроизвести ее невозможно.

Происходит она с языческих времен и связана с календарно - обрядовой поэзией (колядками, щедривками, веснушками, русалиями, купальскими песнями), с трудовой деятельностью (обжиночные песни), брачно - семейными отношениями (свадебные песни) и даже со скотоводством, охотой, вищунством. Носителями народного искусства были скоморохи, которые сочетали качестве актера, танцора, певца, музыканта - инструменталиста, акробата. они были постоянными участниками народных развлечений, праздников, торжественных событий; нередко их приглашали в боярских и княжеских дворов, хотя церковь осуждала это.

Князья содержали при дворе профессиональных музыкантов - инструменталистов, певцов, танцоров. На одной из фресок Софийского собора изображен большой придворный

оркестр из 11 музыкантов. Музыка сопровождала также ратные походы княжеских боевых

жен. Особую роль здесь играли трубы и бубны.

Богатство и разнообразие инструментов свидетельствуют о высоком уровне музыкального

искусства. В Киевской Руси были распространены такие инструменты: струнные - гудок, дерг, лютня, гусли; духовые - рога, трубы, трубы, свистки, свирели, дудки, жалейка, волынки, органы; ударные - бубны, тарелки, колокольчики, погремушки.

На музыкальной культуре Киевской Руси сказалось влияние Византии, откуда пришла церковная музыка, гимнография, система нотации и записи музыки. Чрезвычайно распространился церковный пение, в котором господствовали жанры канона и кондаки. Его основой стало восьмигласся, когда каждый из восьми гласов (ладов) имел свои мелодические формулы, напевы, тексты. церковное пение

был монодичнои, акапело (без музыкального сопровождения), имел два стиля – Кондакарное (сольный, с достаточно сложной мелодикой, рассчитанной на профессиональное выполнение) и знаменательный (хоровой, речитативный, ему присуща величество, универсальность, удобство записи).

В Киевской Руси появились центры обучения пению. Это, в частности, большой хор и школа при Десятинной церкви, двор деместикив - певцов - солистов, которые были одновременно дирижерами и учителями пения. Важную роль в формировании и распространении музыкальной традиции играла Киево -Печерская лавра. Среди известных мастеров церковного пения следует назвать деместика и

песенника Стефана.

Древним видом музыкальной культуры является дзвонна музыка. Звонами сообщали о нашествии врага, пожары, военные победы, созвали народное вече.

Итак, культурное развитие Киевской Руси находился на высоком уровне, более высоком

ряда европейских государств. Культурный бум вызвали процессы построения, принятия

христианства и собственная культурная традиция. Древнерусская культура занимала значительное место в культурной жизни Европы, выступала частью единой средневековой цивилизации.

3. Социокультурные процессы и художественные достижения Галицко - Волынского княжества.

Культура Галицко - Волынского княжества - составная часть истории Древней Руси

периода феодальной раздробленности. В 30 - х гг XII в. в результате феодальной раздробленности Киевская Русь распалась на отдельные земли (княжества).

В 1199 г. волынский князь Роман укротил боярскую верхушку и объединил Галицию и

Волынь, в 1202 г. он овладевает Киевом и становится великим князем. Центром своего государства он выбрал близкий к западным границам Галич. Наивысшего развития Галицко – Волынское княжество достигло в 30 - 60 гг XIII в. при правлении Романова сына - Даниила Галицкого.

Это было одно из крупнейших княжеств периода феодальной раздробленности, в его состав входили галицкие, Перемышльского, звенигородские, теребовлянские, владимирские, луцкие,

Белзским и холмские земли, а также территория современного Подилляи Бессарабии. Галицко - Волынское княжество считают первой этнической украинским государством. оно пришло в упадок из-за отсутствия прочной княжеской власти и чрезмерно сильной боярской аристократии, в 1349 Галичина была захвачена соседней Польшей, а Волынь - Литвой.

Культура Галицко - Волынского княжества имела тесные взаимосвязи с культурой других

земель Древней Руси, что объясняется единством экономических и политических интересов княжеских династий, предыдущим культурным достоянием. Вместе с тем Галицко – Волынское княжество имело тесные культурные взаимосвязи со странами Западной Европы, оказалось в торговли и дипломатии. Оно находилось под влиянием различных культурных традиций – Киевской Руси и Византии, Западной и Центральной Европы и азиатского Востока.

Ведущую роль в культурной ржи страны занимала Волынь, а именно г. Владимир, который прославился благодаря деятельности князя Василька, большого книжника и философа, как сказано в летописи. Вторым по значению был Галич, известный своим митрополичьим собором, церковью св. Пантелеймона, а также памятниками литературы - Галицко - Волынская летопись и

Галицким Евангелие.

Ярким проявлением высокого уровня культуры была архитектура края. определяющим было культовое строительство. Причем на раннем этапе, когда княжество находилось в составе киевского государства, искусство и архитектура развивались в русле традиций киевско - византийского стиля. Но начиная с XII в. все ярче проявляются местные

особенности - строятся церкви из белого камня с широким применением рельефных

украшений, что характерно было для романского стиля, который господствовал в Европе в XI - XII вв. В одном только Галиче было не менее 30 монументальных сооружений. В 1157 г. Ярославом Осмомыслом был возведен Успенский собор - третий по величине собор Киевской Руси, величайшая святыня и украшение княжеского Галича, яркий образец галицкой белокаменной архитектуры. К сожалению, сохранился от него лишь фундамент. До наших дней сохранилась только церковь св. Пантелеймона, построенная 1200 г., в которой можно увидеть такие признаки романского

стиля, как восьмигранные колонны с капителями, которых не было в древнерусском отделке. В XIII - XIV вв. закладывается ряд новых городов и замков, мощными среди которых были Луцк, Острог, Кременец, Олесько, Хотин, Белгород - Днестровский, Холм, Львов (1256). Для строительства замков Даниил Галицкий приглашал лучших мастеров из Европы. Определенные изменения происходят и в возведении оборонительных сооружений (стен, башен, башен), которые строятся из камня. Древнейшая среди них - крепость Тустань вблизи Львова (IX -Х вв.), А

также оборонительные укрепления Каменца, Дрогобыча, Луцка.

Иконопись Галицко - Волынского княжества развивался под русско - византийским

влиянием, однако изображение более реалистичные, яркие, жизнерадостнее. Например, икона Юрия - змееборца (кон. XIV - нач. XV), найденная вблизи Дрогобыча и сохраняется в Львовском государственном музее украинского искусства; Красиловская Богородица (XIII). О высокий уровень иконописи в Галиции свидетельствует тот факт, что после захвата Львова польским королем Казимиром в 1349 он пригласил львовских художников разрисовывать свой ​​дворец в Кракове. Новыми в Галицкой Руси были литые оловянные и бронзовые иконы.

Развивалась фресковая и мозаичная живопись, хотя мозаичные панно не сохранилось. но

появляются витражи, которые называли римским стеклом и которые являются свидетельством романского, даже готического стиля. Развивается и рельефная пластика. Во всех древнерусских землях были известные галицкие изразцы с рельефными изображениями, сохранились до наших дней. Весомой литературным памятником был Галицко - Волынская летопись, которая под

влиянием западноевропейских хроник имел характер целостного биографического произведения. Рассказ то забегает вперед, то возвращается назад.

Итак, Галицко - Волынскому княжеству принадлежит почетное место в формировании украинской культуры, укреплении ее связей с культурами других западноевропейских стран.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.025 сек.)