АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Урок 31

Чем вызвана необходимость "скольжения?"

К настоящему моменту времени вы значительно про­двинулись в своих занятиях, развили в достаточной сте­пени восприятие и понимание для того, чтобы быть гото­вым использовать один из самых эффективных инстру­ментов из арсенала скорочтения - технику "скольжения". Зачем и в каких случаях нужно использовать технику "скольжения?" В каких случаях она может быть полезна, а в каких - нежелательна? Существуют ли различные ва­рианты техники скольжения? Давайте рассмотрим эти вопросы. Начнем с того, что опытные читатели всегда в некоторой степени "скользят" по тексту. При этом они не обращают никакого внимания на несущественные связующие слова типа: и, а, или, но, есть, был, является, вообще, кроме того, наверное и т.д. Вы сами, если уже увеличили скорость чтения на 25 про­центов и более, или, если ваша скорость больше, чем 350 слов/мин., часто применяете эту технику, даже не заме­чая этого.

Например, давайте рассмотрим следующий отрывок:

Это случилось в августовскую ночь, в 2 часа, в приго­роде Сан-Франциско. Человек вышел из бара и сел в свой автомобиль, затем он поехал в северном направлении со скоростью 80 км. в час. До того, как полиция смогла оста­новить пьяного водителя, он врезался в другой автомо­биль. В результате аварии шесть человек попали в боль­ницу.

Затем удалим из него все несущественные, связующие слова, получим:

августовскую ночь, 2 часа, пригороде Сан-Франциско. Человек вышел бара, сел автомобиль, поехал северном направлении скоростью 80 км. час. До того, полиция смог­ла остановить пьяного водителя, врезался автомобиль, результате аварии шесть человек попали больницу.

Произошла ли потеря смысла? Несмотря на телеграф­ный стиль изложения, смысл отрывка сохранился, хотя 20 слов (приблизительно 40 процентов) из 54 были уда­лены.

Процентный состав несущественных слов может ме­няться от предложения к предложению, от строчки к строч­ке, от материала к материалу, но такова уж природа язы­ка, что это число не может быть меньше 20 - 30 процен­тов.

Поэтому, если вы читаете быстро и эффективно, то вы опускаете, по крайней мере, 20 процентов материала, даже не задумываясь об этом. Во всех упражнениях на восприятие фраз вам необходимо было игнорировать не­значительные слова для того, чтобы реагировать на зна­чение фразы в течение одной фиксации. И в упражнени­ях на периферическое зрение вы снова, возможно, нео­сознанно, "скользили" по материалу, концентрируясь толь­ко на ключевых словах - словах, выражающих основные мысли и идеи.

Легкое "скольжение" - с ним вы уже знакомы, так как неоднократно пользовались этим приемом в течение не­дель, работая над этой книгой, или лет, если вы были до­статочно опытным читателем до того, как взяли в руки эту книгу- Вы и сейчас, если читаете достаточно быстро, слегка "скользите", читая эту страницу.

Но существуют две другие степени "скольжения":

- частичное "скольжение", при котором вы пробегаете по тексту, выделяя центральную тему, детали, проясняю­щие данную тему и столько дополнительного материала, сколько вы считаете необходимым.

- полное "скольжение", при котором вы выделяете толь­ко суть текста, опуская все детали, все иллюстрации, при­меры, статистику, и ограничиваете себя первыми строч­ками абзацев, иногда лишь выхватывая и другие предло­жения.

Легкое "скольжение" происходит рефлекторно, почти автоматически. Частичное и полное "скольжения" выпол­няются сознательно и целенаправленно, в зависимости от сложности текста и ваших целей.

Следует ли "скользить?" Вряд ли можно себе предста­вить эффективное чтение романа, длинной статьи, рас­сказа или научно-популярной книги без "скольжения" по какой-либо части текста. Опытный читатель не применя­ет технику "скольжения" при чтении таких текстов, чей стиль так великолепен, или детали настолько важны, что читатель не хочет или не может себе позволить упустить ни единого слова.

(Несущественные связующие слова, как мы уже гово­рили, опускаются рефлекторно, за исключением тех слу­чаев, где требуется дотошное въедливое чтение, напри­мер, при чтении юридических документов, контрактов или при работе редактора и корректора).

Опытные читатели, прочитывающие несколько журна­лов и книг в неделю (не считая одной и более ежеднев­ных газет), или те люди, чья профессия требует постоян­ного чтения, часто пользуются приемом частичного "сколь­жения" и находят, что они при этом

Не теряют ничего существенного.

Следует ли "скользить"? Конечно, стоит. Обязательно пользуйтесь этим приемом, если вы ограничены во вре­мени, если это позволяет сложность материала и соот­ветствует целям вашего чтения. Пользуйтесь "скольжени­ем" с чистой совестью, так как хорошо отработанная тех­ника "скольжения" ни в коем случае не приведет к потере основных мыслей. А в некоторых случаях частичное "скольжение" может улучшить понимание. Если вы рабо­таете с материалом, сильно перегруженным незначитель­ными деталями, где основная идея ясно не выражена и существует вероятность ее потери, то частичное "сколь­жение" полезно, даже необходимо для выделения и удер­жания главного смысла текста.

Полное "скольжение" является эффективным приемом только при определенных обстоятельствах. Если ваше время настолько ограничено и вы располагаете только не­сколькими минутами для прочтения длинной статьи, ис­тории или главы из учебника, из которых вы хотите "вы­жать" только основное значение, голый сюжет или основ­ные принципы, то вам необходимо применять технику полного "скольжения". Вы потеряете вкус, атмосферу, де­тали и многое другое - но это вещи, в которых вы не нуж­даетесь, которых вы не хотите или которыми готовы по­жертвовать при определенных обстоятельствах.

Такой прием может быть полезен как средство просмот­ра материала. Когда необходимо освежить в памяти ка­кие-либо важные моменты, например, перед экзаменом или докладом, полное "скольжение" может помочь эффек­тивному вспоминанию за минимально короткое время, с минимумом затрат, с максимумом успеха.

Поскольку вы стремитесь развить полезные для чте­ния качества настолько, насколько позволяют ваши воз­можности, вы захотите научиться эффективно "скользить", чтобы пользоваться этой техникой всякий раз, когда бу­дете ограничены временем, или этого будут требовать об­стоятельства.

Возможно, вам придется изменить свое отношение к литературе перед тем, как вы овладеете техникой сколь­жения.

Чувствуете ли вы себя виноватым, если не читаете каж­дого написанного автором слова?

Рассматриваете ли вы каждого автора, как непревзой­денного стилиста?

Считаете ли каждую мысль, каждое предложение, каж­дый абзац бесценным и крайне важным?

Или вы настолько сомневаетесь в своей способности к пониманию, что считаете необходимым прочтение каж­дого слова?

Или, наконец, может быть, вы слишком консерватив­ны в своем подходе к материалу, чтобы сокращать его или полагаться на приемы, экономящие время?

Я сомневаюсь, что вы ответите на эти вопросы поло­жительно после всех упражнений, направленных на вы­деление сути, которые вы выполнили - но даже если это так, то приведенные ниже примеры "скольжения" по тек­сту, безусловно, убедят вас.

 

Принципы "скольжения"

 

Что такое "скольжение"? "Скользить" по тексту означа­ет выделять из него суть, или, образно выражаясь, сни­мать сливки.

Таким образом, "скольжение" - это процесс извлече­ния основного смысла материала без полного прочитывания, он представляет собой разумное, избирательное опускание несущественных и маловажных на данный мо­мент деталей..

Читая эту книгу, вы также можете "скользить" по тексту в тех местах, где считаете это необходимым. Слегка "скользите" также при чтении романов и научно-популяр­ной литературы для того, чтобы сэкономить время. Если вы уже пробовали "скользить" самостоятельно, без полу­чения детальных указаний и инструкций, то вы психоло­гически и интеллектуально подготовлены к началу интен­сивного использования данной техники.

Когда вы научитесь легко отличать основные идеи от деталей, чувствовать образ мысли автора, то сможете успешно применять технику "скольжения" такого уровня, какой вы определите сами.

Уровень "скольжения" определяет, какую часть мате­риала вы прочитываете, а какую опускаете, причем вы оп­ределяете это сами, в зависимости от сложности текста и ваших целей.

Некоторые произведения настолько глубоки и сложны, имеют такой прекрасный стиль, что "скользить" по ним не­возможно (за исключением легкого рефлекторного "сколь­жения", о котором уже упоминалось).

Другие, наоборот, настолько растянуты и бессодержа­тельны, что было бы пустой тратой времени не "сколь­зить" по такому материалу.

Третьи следует читать тщательно, даже медленно в ме­стах, требующих пристального внимания, и "скользить" там, где это позволяет материал.

Таким образом, "скольжение" - это инструмент, кото­рый следует использовать выборочно. Вы используете его, когда хотите, когда вам это необходимо, или когда вас вы­нуждает к этому недостаток времени, или когда позволя­ет характер материала. "Скольжение" можно сравнить с пятой передачей, которую вы включаете всякий раз, ког­да этого требуют обстоятельства.

При "скольжении" необходимо следовать следующим принципам:

1. Читайте часть каждого абзаца, достаточную для того, чтобы понять, содержит он основные идеи или второсте­пенные детали. Это могут быть одно -два первых пред­ложения или несколько первых слов.

2. Если по первой строчке (или первым строчкам) аб­заца вы понимаете, что он содержит основную идею или представляет для вас интерес, читайте его полностью.

3. Или, наоборот, если окажется, что абзац содержит только детали, которые иллюстрируют, поддерживают или уточняют то, что вы уже знаете, пропускайте его.

4. Иногда основная идея текста выражается в конце одного из абзацев. Поэтому может возникнуть необходи­мость прочитывать также последние одно или два пред­ложения каждого абзаца.

5. Попробуйте почувствовать образ мысли автора. Все операции, которые выполняются при скольжении, состо­ят в опускании несущественных мелочей и выделении ло­гической структуры произведения. Образно говоря, вы отделяете скелет от плоти. И именно логическая структу­ра, скелет интересуют вас, когда вы выполняете полное "скольжение". Когда вы выполняете частичное "скольже­ние", вы дополнительно прочитываете детали, которые считаете важными, и которые представляют для вас ин­терес

6. Когда вы "скользите" на различных уровнях, вы час­то полностью не читаете предложения. Если вы твердо уверены в том, что далее хочет сказать автор, переходи­те к следующему предложению.

7. Тщательно читайте все абзацы, содержащие основ­ные идеи. Первые несколько абзацев обычно (но не все­гда) являются вводными, а заключительные абзацы час­то резюмируют основные идеи, которые выразил автор. Поэтому обращайте на них особое внимание. И, конечно, центральные абзацы могут быть важными - если вы по­няли образ мысли автора, то у вас не будет трудностей с отысканием центральных идей.

8. Следите за своим пониманием, чтобы определить, не меняется ли стиль изложения материала.

Указывают ли первые слова абзаца на его второстепенность? Затем переходите к следующему абзацу.

Или, наоборот, эти слова указывают на выражения, по­вторения или расширения основной идеи? Или наметил­ся сдвиг от введения к развитию, или от фактов к выво­дам? Или автор переходит от причины проблемы к ее ре­шению, или от описания обучения или эксперимента к результатам и открытиям? Если это так, читайте абзацы тщательно. "Скользите" и "скользите" снова, когда дохо­дите до абзацев, содержащих второстепенную, незначи­тельную информацию.

"Скольжение", как уже упоминалось - это извлечение сути материала без его полного прочитывания. Для того, чтобы решить, какие части материала читать, а какие опус­кать, вам необходимо чувствовать образ мысли автора и знать, что является важным для вас в этом тексте, а что несущественным.

 

 

Книги по скорочтению и развитию памяти
http://www.yugzone.ru/lib.htm

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)