АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Примечания к первой главе

Читайте также:
  1. Афганистан в системе региональных отношений после Первой мировой войны
  2. Б. Земский собор и реформы первой половины правления Ивана Грозного
  3. Билет № 40. Общая характеристика книжного дела в России в первой половине 19 в
  4. БОЛГАРИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  5. Болгария, Сербия и Черногория накануне Первой мировой войны (Военно-политические и экономические последствия Балканских войн).
  6. В данной главе подробно описывается как избавиться от трех вредных привычек при чтении, которые значительно снижают скорость понимания.
  7. В основе великих и кровавых потрясений первой половины XX столетия БИЛАСЬ ИДЕЯ.
  8. В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ IXв. ЗАВОЕВАНИЕ АРАБАМИ КРИТА И СИЦИЛИИ
  9. В пятой главе объясняется, как можно понять больше из того, что вы видите, и за меньшее время.
  10. В этой главе вы узнаете, что способны читать примерно на пятьдесят процентов быстрее, чем вы делаете это сейчас.
  11. В этой главе рассказывается о применении медицинской аппаратуры. Посоветуйтесь со своим лечащим врачом, прежде чем испытывать на собственном теле подобные устройства.
  12. В этой главе...
1 Уильямсон Г. СС — инструмент террора. Смоленск, 1999. С. 4. Вернуться назад к тексту
2 Не по Грину. Вернуться назад к тексту
3
Эрнст Крик, первым в XX веке популяризировавший идею «Третьего рейха»
Артур Мёллер Ванден Брук — пророк и предтеча «Третьего рейха»

Третий рейх — неофициальное название Германской империи 1933—1945 годов, в период существования в этой стране однопартийного национал-социалистического режима. Само понятие «Третий рейх» (обычно переводимое на русский язык как «Третья империя» или оставляемое без перевода) правильнее было бы переводить как «Третье Царство» (реминисценция дилогии классика норвежской литературы Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» о римском Императоре Юлиане Отступнике, причем под «Третьим Царством» имелось в виду Царство, в котором бы соединились материя и дух, вопреки философии, разделившей мир на «низкое» царство Плоти и «высокое» царство Духа). Эта мысль была подхвачена в 20-е годы XX века немецким философом и педагогом, оберштурмбаннфюрером СС Эрнстом Криком (Ernst Krieck) и развита в концепцию создания гармоничного единства, призванную перевоспитать европейского человека, столетиями терзающего себя фантомами дуалистической морали (см.: Авдеев В.Б., Иванов A.M. Создатель расовой педагогики Эрнст Крик. М., 2004). В 1923 году консервативный революционер (младоконсерватор) Артур Мёллер Ванден Брук (1876—1925), издатель журнала «Гевиссен» (Совесть), в котором печатался Эрнст Крик, опубликовал книгу под названием «Третий рейх», хотя и навеянную эсхатологической, историко-философской идеей Крика о «Третьем Царстве», но, в отличие от Крика, пропагандировавшую реально-политическую концепцию «Третьей империи», на базе сочетания национальной и социалистической идей. При этом Мёллер Ван ден Брук, как и многие до и после него, считал Первым рейхом основанную франкским королем Карлом Великим и восстановленную германским королем Отгоном I Великим «тысячелетнюю» Священную Римскую империю (800—1806), а Вторым рейхом — Германскую империю под главенством прусской династии Гогенцоллернов (1871 — 1918). Вернуться назад к тексту

4 Возможно, нынешний читатель порядком подзабыл, что в 90-х годах XX века лидер Либерально-демократической партии России, шестидесятилетие которого совсем недавно было пышно отпраздновано в Московском Кремле (нередко облачавшийся в защитный армейский или серый милицейский мундир с погонами полковника), любил появляться на общественных мероприятиях в сопровождении «лейб-гвардии» в темно-синей форме и малиновых беретах (очень напоминавшей обмундирование охранников немецкой сети магазинов «Херти»), в окружении знамен с изображением восходящего солнца и надписью «Закон», увенчанных серебристым взлетающим «соколом Жириновского», и иракского государственного флага, якобы подаренного ему Саддамом Хусейном. Вернуться назад к тексту
5 Личные дела чинов СС в Третьем рейхе выглядели совершенно иначе, да и черную форму эсэсовцы весной 1945 года (время действия сериала) давно уже не носили, «нордической» считалась внешность, а не характер! — но все это было совершенно неважно перед лицом эстетического момента. Вернуться назад к тексту
6 К числу германских народов, происходящих от общих предков (древних германцев), относятся их прямые потомки — немцы, англичане, голландцы, фламандцы, датчане, исландцы, норвежцы и шведы. Но, кроме того, древние германцы оставили глубокий отпечаток во французской, итальянской и испанской культуре, основав свои государства на землях распавшейся Римской империи. Так, остготы и лангобарды создали первые средневековые королевства в Италии. Вестготы основали свои королевства на юге Франции и в Испании (в последней существовало также королевство свевов — предков нынешних немецких швабов). Испанская провинция Андалузия (прежняя Вандал узия) получила свое название от другого германского племени — вандалов, основавших там свое королевство. На территорию бывшей римской провинции Галлии переселились германские племена франков и бургундов, первые из которых дали свое имя этой стране (с тех пор именуемой Францией), а вторые — одной из ее нынешних провинций (Бургундии). Во всех этих случаях именно германские племена дали бывшим римским провинциям новое национальное самосознание. Аналогичную роль, как мы увидим далее, сыграли северные германцы-норманны в отношении нашей страны, дав ей свое племенное название — «Русь», по которому и населяющие ее славянские, финно-угорские и балтские племена, ассимилировавшие пришельцев-норманнов, стали именоваться «русью», «руссами», «русичами», «русскими». И нам, нынешним русским, наследникам славы древних викингов, этого родства совершенно нечего стыдиться! Вернуться назад к тексту
7 Происходящий от древних «тевтонов» эпитет «тевтонский» стал в Средние века синонимом слова «германский», а в более узком смысле — слова «немецкий». Поэтому, к примеру, духовно-рыцарский Немецкий орден (средневерхненем.: Teutscher Orden; верхненем.: Deutscher Orden) именуется также Тевтонским (лат.: Ordo Teutonicorum). Вернуться назад к тексту
8 О находившейся на Скандинавском полуострове прародине готов напоминают сохранившиеся доныне названия острова Готланд («земля готов») и современных шведских провинций «Эстерготланд», то есть «земля восточных готов» (остготов-остроготов, овладевших в 410 году по Р.Х. «вечным городом» Римом и основавших свое королевство в Италии), и «Вестерготланд», то есть «земля западных готов» (вестготов-визиготов, основавших свое королевство на Иберийском полуострове и положивших начало испанской государственности). Да и сами названия «Балтика», «Балтийское море» происходят от готского рода Балтов (наряду с другим родом — Амалами-Амелунгами), правившего этим древнегерманским племенем, которому было суждено сыграть столь выдающуюся историческую роль на рубеже двух эпох — античности и Средневековья. Не случайно шведские короли стали официально титуловаться «королями шведов (свеев), готов и вандалов» — народов, как-никак, дважды за 50 лет взявших Рим (готы — в 410, вандалы — в 478 году по Р.Х.). Вернуться назад к тексту
9 В Дании был даже учрежден особый наградной крест для добровольцев, сражавшихся в «зимней войне» на стороне Финляндии против советских агрессоров. Вернуться назад к тексту
10 Об этой былой зависимости Дании от средневековой римско-германской империи говорит ее сохранившееся поныне название — «Дан марк» — Датская марка (Германской империи). Вернуться назад к тексту
11 Примеры «братства по оружию» всех вышеперечисленных народов имели место и на более ранних этапах истории. Так, например, шведское войско ярла Биргера (впрочем, современные историки сомневаются в том, что сам Биргер участвовал в этом походе), совершившее типичный для викингов морской рейд на Новгород (1240) и разбитое славнейшим из потомков первого русского князя Рюрика Ютландского — Святым Благоверным князем Александром Ярославичем на Неве, состояло, кроме собственно шведов, из норвежцев (мурманов) и финских народностей (впрочем, и в войске Александра было немало финно-угров — ладожан, карел, ижорцев и пр.). В Ледовом побоище (1242) тому же Александру Невскому противостояло войско, состоявшее не только из ливонских рыцарей Немецкого (Тевтонского) ордена, но и датских «королевских мужей», а главным образом — из эстов («чуди белоглазой», как русские звали эстонцев за «нордические» светло-серые или светло-голубые глаза, в отличие от чернявой «чуди заволочской» — финно-угорских народностей Приуралья — данников Господина Великого Новгорода Еще в 1221 году немецкий епископ Риги Альберт фон Буксгевден признал власть датского короля Вальдемара над Ливонией и Эстляндией (Эстонией). В 1223 году этот датский король-крестоносец дозволил немецкому ордену меченосцев («бедных рыцарей Христовых в Ливонии») продолжить натиск на восток, с тем чтобы они были верны датской короне и помогали расширять датские владения к югу от Ревеля, именовавшегося эстонцами Таанни Линна («датская крепость») — будущего Таллинна. Иными словами, Александр Невский — потомок родича древних датских королей, с их древней эмблемой — золотым львом на алом стяге! — фактически сражался на Чудском озере с войском вассалов датского короля (хотя и состоящим преимущественно из эстов и немцев)!Вернуться назад к тексту
12 Шлемы исторических викингов были круглой или, чаще, конической формы (совершенно правильно ассоциирующейся в наших представлениях со «шлемом древнерусского воина»). Крылатые шлемы норманнов (как и германцев вообще, да, похоже, и кельтов — пусть простят нас авторы «Астерикса и Обеликса»!) суть плод воображения романтически настроенных художников и поэтов XVIII— XIX веков. Что же касается шлемов с рогами, то норманны пользовались ими исключительно в ходе религиозных церемоний и в торжественных случаях (подобно тому, как их потомки — средневековые рыцари — никогда не надевали в бой свои парадные и турнирные шлемы, от крыльев, рогов и прочих пышных нашлемных украшений которых ничего бы не осталось в первом же настоящем бою, в котором — в отличие от проводившихся по строгим правилам турниров — противники разили друг друга куда попало, а не только по предписанным турнирным кодексом местам)! Вернуться назад к тексту
13 Древненорв.: «одр» (odr) — священный экстаз-ярость (корень «одр» связан с именем Одина); нем.: «вут» (Wut) или «вуот» (Wuot) — слово, имеющее аналогичное значение (и входящее в имя Вуотана-Вотана). Вернуться назад к тексту
14 Некоторые из викингов воображали, что в бою превращаются в волков, и потому именовались «ульфхединами» (Ulfhednar) — «людьми-волками», соответствовавшими немецким «верфольфам» и славянским «волкодлакам», другие — что в бою превращаются в медведей, и потому именовались «берсерками» (Berserkr) — «людьми-медведями». Впрочем, значение слова «берсерк» толкуется двояко — либо как «медвежья шкура», либо как «(воин) без шкуры», поскольку многие «берсерки» в ярости кидались в бой без доспехов и даже без рубах, обнаженные по пояс. Как говорится в «Саге об Инглингах», берсерки «шли (в бой. — В.А.) без кольчуг и иных доспехов», «грызли края своих щитов» и «были сильны, как медведь или вепрь (дикий кабан. — В.А.)». Берсерки «убивали людей, но ни огонь, ни железо не могли причинить им вреда». Согласно другим сагам, 12 берсерков — сыновей конунга Канута (Кнута) — даже плавали на особой ладье отдельно от других викингов, чтобы в ярости боя не поубивать «под горячую руку» их вместе с неприятелями. Были среди викингов и воины, воображавшие себя дикими вепрями («люди-кабаны» (Svinfylkingar), сражавшиеся в особом боевом построении, называвшемся «свинфюлькинг» («кабанья голова») и имевшем форму клина, на острие которого находились два самых опытных и сильных викинга, именовавшихся «рылом» («рани»). Кстати, в форме «кабаньей головы» было выстроено и датско-немецко-эстонское войско ливонских рыцарей в Ледовом побоище 1242 года («великая свинья» русских летописей, так и писавших: «Немцы же и чюдь пробишася свинею сквозь полкы»). Помните, уважаемые читатели, незабвенную книгу Натальи Кончаловской «Наша древняя столица»? «Назывался этот строй «головой кабаньей»… Отвалилось от хребта все кабанье рыло» и т.д. Вернуться назад к тексту
15 Крылатое выражение немецкого философа и поэта Фридриха Ницше. Вернуться назад к тексту
16 Исландский викинг, открывший Гренландию, отец открывателя Америки (Винландии) Лейфа Лёва Эйриксона. Вернуться назад к тексту
17 Вопреки широко распространенному, но оттого не менее ошибочному мнению, глаза у Адольфа Гитлера (в отличие от «великого диктатора» Аденоида Хинкеля в исполнении Чарльза Спенсера Чаплина) были не темные, а голубые. Вернуться назад к тексту
18 Ойкуменой античные греки и римляне именовали обитаемую часть «круга земного». Вернуться назад к тексту
19 Горка Булга — предводитель кочевников-угров (венгров, мадьяр), побежденных римско-германским императором Оттоном I Великим, под хоругвью с образом Архистратига Небесных Воинств Архангела Михаила, в битве на Лехе близ Аугсбурга в 955 году; после битвы Горка Булга (оказавшийся христианином греко-православного обряда, да еще получившим от константинопольского василевса сан патрикия Византийской империи!) был казнен вместе с самыми знатными венграми (повторив судьбу хана- кагана других кочевников — авар, разбитых при сходных обстоятельствах столетием раньше Карлом Великим). Вернуться назад к тексту
20 В отличие от саг — героических сказаний, являющихся не стихотворными, а прозаическими произведениями и, несмотря на изрядную долю «поэтического вымысла», считавшихся самими норманнами повествованием о подлинных событиях. Вернуться назад к тексту
21 По своим функциям норманнские скальды соответствовали древнегерманским скопам, кельтским бардам и древнегреческим аэдам и рапсодам. Вернуться назад к тексту
22 На четырех ногах Слейпнир скакал в посюстороннем, а на других четырех — в потустороннем мире. Вернуться назад к тексту
23 Древки копий делались преимущественно из ясеня (причем не только у норманнов и прочих германцев, но, например, и у древних греков — вспомним хотя бы «пелионский ясень» — копье непобедимого белокурого и голубоглазого — ну, чистый ариец! — героя Ахиллеса). Название «Мирового древа» нордической мифологии, пронизывающего все три мира (мир богов-асов Асгард, мир людей — Мидгард и подземный мир — Утгард), ясеня «Иггдрассиль», что означает буквально: Копье Игга (Игг — одно из прозвищ Одина). В действительности картина мира древних северных германцев была, естественно, сложнее, включая в себя, кроме Асгарда — мира асов-азов (якобы пришедших из Азии, по некоторым сказаниям — с Кавказа) и тех богов более раннего происхождения — ванов, — что живут вместе с асами, — Мидгарда и Утгарда, также: Гель (Хель) — царство мертвых и сил вселенского разрушения; Льосальфгейм — мир белых (светлых) альвов-эльфов (полубогов и обожествленных духов предков); Свартальфгейм — мир черных альвов-эльфов (они же цверги-дверги-гномы-карлики, часто враждебные людям); Ванагейм (мир ванов, враждебных асам); Ётунгейм (мир великанов-исполинов — первобытных сил слепого Хаоса); Муспельгейм (сфера космического Жара и Огня) и Нифльгейм (сфера космического Тумана и Льда). Именно из двух последних космических полярностей вещества-энергии зародилась Вселенная, которой, вместе с богами и людьми, предстояло погибнуть в конце времен в последней вселенской битве «Рагнарёк», «Сумерки богов» или «Гибель богов». Этим мы ограничимся, ибо данная книга посвящена не религии, исповедуемой древними викингами, а истории дивизии СС Викинг, чины которой вовсе не были язычниками и не верили в древнегерманских богов. Вернуться назад к тексту
24 Нем.: Nordische List Вернуться назад к тексту
25 Вильгьяльм (как он именуется в исландских сагах). Вернуться назад к тексту
26 Древненорв.: Hrolf; по одним источникам, Рольф был норвежцем, по другим — датчанином. Вернуться назад к тексту
27 По-древнерусски имя киевского князя произносилось именно «Володим е р» (по аналогии с другими именами древнегерманского происхождения, писавшимися и озвучивавшимися по-разному, напр.: Теодемер-Теодемар, Сиг(и)мар-Сигимер, Кнодомар-Кнодомер и т.д.), а не в церковно-славянском (фактически, сербо-болгарском) варианте «Владимир», «Тиудемир»; также как «ворог» (а не «враг»), «шелом» (а не «шлем»), «ворон» (а не «вран»), «город» (а не «град»), «порох» (а не «прах») и т.д.Вернуться назад к тексту
28 Так, главный герой «Саги об Олаве (Олафе) Трюгвасоне», конунг Олав (будущий святой), попавший в плен к язычникам-эстам, встречает у них своего дядю, Сигурда Эйриксона, приехавшего кастам из Хольмгарда (Новгорода) как посланец Вальдемара конунга (князя Владимира Святославича) для сбора податей (см.: Мусин A. Milites Christi Древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб., 2005. С. 204). Вернуться назад к тексту
29 Именно в разгар битвы с эстами на месте, где впоследствии был основан Ревель-Таллинн, в руки предводителю датских крестоносцев конунгу Вальдемару (далекому потомку князя Киевского Владимира Святого и правнуку другого князя Киевского — Владимира Мономаха!), по легенде, упал в руки прямо с неба первый «Даннеброг» — флаг Дании с белым крестом на красном поле!Вернуться назад к тексту
30 Древние германцы-готы, осевшие в Прибалтике, именовали своих восточных соседей финно-угров эстами, или эстиями («восточными»), а их страну — Эстляндией (Эст ланд — «Восточная страна»). Вернуться назад к тексту
31 Вообще лев является самой распространенной геральдической фигурой в странах Северной Европы. Именно львы украсили собой гербы Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, Эстонии, Англии, Шотландии, Бельгии, Люксембурга, Нидерландов. Да и древнерусский восстающий лев на щите Святого Феодора Стратилата из Ростовского евангелия 1321 — 1327 годов (см.: Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. М., 2002. С. 72) — золотой на красном поле! Вернуться назад к тексту
32 Лат.: A furore normannorum libera nos Domine. Вернуться назад к тексту
33 Лат.: furor teutonicus. Вернуться назад к тексту
34 Кстати, многие норманны (например, варяги, служившие византийским василевсам-автократорам, англосаксонским королям или русским князьям) принимали христианство еще до официального введения его в качестве официальной религии королями своих стран. Так, знаменитый викинг Лейф Эйриксон, первооткрыватель Америки, будучи христианином, первым делом установил на земле «Винланда» Святой Животворящий Крест (подобно Христофору Колумбу, Эрнандо Кортесу, Франсиско Писарро и другим европейцам, вторично «открывшим» Америку через много столетий после норманнов). Да и в русских летописях подчеркивается, что «мнози бе бо варязи христиане». Именно мученическая гибель варяга, отказавшегося отдать своего сына киевским язычникам в жертву Перуну, была одной из причин, побудивших князя Владимира Святославича принять Святое Крещение. Вернуться назад к тексту
35 Дат.: Fra kurerna bevare oss milde Herre Gud! Вернуться назад к тексту
36 Именно «норманнами» продолжают именовать сами себя на своем языке прямые потомки средневековых норманнов — современные норвежцы (норв. nordmen), именовавшиеся в древнерусских летописях «нурмане» или «мурмане». От этого этнонима, кстати, происходят название средневековой русской шапочки «мурмолки» (искаженное «мурманка» — такие шапочки носили норманны-варяги, составлявшие немалый процент среди бояр, княжьих дружинников- гридей и купцов древнерусских городов и диктовавшие горожанам свою моду), а также название нашего северного порта Мурмана-Мурманска. Вернуться назад к тексту
37 Или: Рурик (Рорик, Рерик), пришедший княжить в Новгород с верной дружиной (древнесев.: tro var — тру вар, или тру варинг — дружина вар ягов, то есть викингов, принесших своему князю-конунгу клятву- вар) и всем своим домом (древнесев.: sine hus — сине хюс), то есть «со всем своим домом (чадами и домочадцами)». Не знавший языка норманнов позднейший летописец-славянин принял «верную дружину» и «домочадцев» Рурика за его братьев— Трувора и Синеуса (никогда в действительности не существовавших и никаких следов после себя не оставивших («Труворово городище» — бывший укрепленный лагерь не брата, а верной дружины Рюрика). Вернуться назад к тексту
38 Старонорв.: gaard; ср. славянское «град». Вернуться назад к тексту
39 Старонорв.: Hell (отсюда современное английское ругательство-проклятие «go to hell!», буквально: «отправляйся в преисподнюю!»).Вернуться назад к тексту
40 Макеев А., Бычков Р. Огненное Православие. М., 2004. С. 70. Вернуться назад к тексту
41 Там же. С. 70. Вернуться назад к тексту
42 У англосаксов — «керлы» («сеорлы») это понятие, в общем, совпадало с норманнским понятием «бонды» (bondir). Вернуться назад к тексту
43 Частичка «тинг» сохранилась и по сей день в названиях современных парламентов североевропейских стран. Так, парламент в Дании называется «фолькетинг» («народный тинг»), в Норвегии — «стортинг» (правилнее: «стуртинг», то есть «великий тинг»), в Исландии — «альтинг» (то есть «всеобщий тинг» — так, кстати, именовалось всеисландское народное собрание еще в эпоху викингов, нам это известно из исландских саг). И только в Швеции парламент именуется на «немецкий» манер — «риксдаг» (что является прямым переводом-калькой немецкого слова «рейхстаг»). Вернуться назад к тексту
44 Не случайно Вотан (Один) в музыкальной драме Рихарда Вагнера «Золото Рейна» (первой части его знаменитой тетралогии «Кольцо Нибелунга») поет: «Древко моего копья хранит договоры» (нем.: Vertraege schuetzt meines Speeres Schaft). Вернуться назад к тексту
45 Норманнский термин «конунг» (которому у континентальных германцев соответствовал термин «кунинг», производный от слова «куни», то есть «род»), первоначально обозначал старейшину рода (соответствовавшего древнеславянскому князю). Но со временем родоплеменные вожди у «северных людей» стали именоваться «герсирами» (hersir), а название «конунг» стало обозначать военного вождя-гёвдунга (hoevdung). От слова «кунинг» происходит современное немецкое «кёниг» («царь, король») и английское «кинг» с тем же значением, от древненорвежского «конунг» — современное норвежское, датское и шведское «конге» («царь, король»). Вернуться назад к тексту
46 Согласно авторитетному мнению виднейшего отечественного скандинависта современности, безвременно ушедшего от нас Г.С. Лебедева (1943—2003), автора (изданного посмертно) капитального труда «Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси» (СПб., 2005), ярлы и карлы (бонды, то есть свободные крестьяне) в эпоху викингов были абсолютно равноправными сословиями, несмотря на то, что ярлы, гордившиеся знатностью рода, как правило, возводили свое происхождение к асам, или азам («богам, пришедшим на Север Европы из Азии, в частности, из «Трои» или с Кавк- Аза»), преимущественно — к Одину. При этом следует учитывать, что, по поверьям северных германцев, асы и боги более раннего «поколения» —- ваны были смертны — в отличие от истинного Бога (Год, Гуд, Гюд — слово одинакового корня со словом Добро, Благо) — Творца Неба и Земли, видимым же всем и невидимым, которого они почитали под именем Христа (Криста, Кристра) или Белого Христа. Поэтому, когда викинг — герой исландской саги — говорит, после сожжения врагами своего родового святилища с фигурками асов и ванов: «Я думаю, это вздор — верить в богов», он имеет в виду следующее: «Я думаю, вздор — верить в то, что асы являются бессмертными Богами — создателями мира». Вернуться назад к тексту
47 Кстати, именно отсюда происходят навигационные термины «штирборт» (дословно: «рулевой борт») и «бакборт» (буквально: «борт за спиной), то есть борт, к которому обращена спина (бак) кормчего. Вернуться назад к тексту
48 Вообще-то слово «драккар» («драконы») является формой множественного числа от слова «дракон» (старонорвежское: «драке», немецкое: «драхе»), но традиционно употребляется в русском языке для обозначения ладьи викингов в единственном числе.Вернуться назад к тексту
49 Иногда паруса ладей викингов были не алыми, а полосатыми (обычно белыми с красными полосами). Вернуться назад к тексту
50 Согласно сохранившимся в Исландии и дошедшим до наших дней сборникам норманнских мифов и сказаний — стихотворной «Старшей Эдде» и прозаической «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона — «отцу богов» Одину (Вотану) служили два черных ворона — Хугин (олицетворяющий силу интеллектуальной мысли) и Мунин (олицетворяющий силу памяти, то есть интеллектуальной рефлексии), к чьим голосам он постоянно прислушивался, выведывая от них все более глубокие тайны. Говоря словами самого Одина (в «Речах Гримнира» из «Старшей Эдды»): Хугин и Мунин Над миром все время Летают без устали… В течение дня вороны Одина облетали весь подлунный мир, после чего возвращались к престолу своего повелителя, садились ему на плечи и сообщали обо всем увиденном и услышанном задень. Любопытно, что континентальные германцы (в частности, немцы) даже после перехода в Христианство сохранили эти представления, хотя и перенесли их (включая двух воронов-информаторов) на историческую личность — римско-германского императора-крестоносца Фридриха I Барбароссу (а порой — на внука Барбароссы — Фридриха II Гогенштауфена). Вернуться назад к тексту
51 Впрочем, судя по некоторым сведениям и иллюстрациям (см., напр., переведенную недавно на русский язык книгу французского автора Ива Коа «Викинги, короли морей», с. 47), викинги выступают под знаменем с изображением черной «мертвой головы» на красном поле. Это представляется особенно любопытным в свете того, что «викинги XX века» — чины дивизии СС Викинг — также, подобно всем эсэсовцам, использовали «мертвую голову» в качестве эмблемы! Вернуться назад к тексту
52 Струги = ладьи. Вернуться назад к тексту
53 «Червленый» (от крошечных червячков-кошенили, дававших соответствующую краску и соперничавших с морской улиткой- багрянкой) означает «алый», «красный», «багряный» — обычный цвет, в который окрашивали свои щиты норманны, в том числе и варяги, давшие свое имя Руси. Не зря в «Слове о полку Игореве» говорится: Дети бесовы кликами (кривыми саблями- клыками, или клычами.В.А.) поля перегородили, А храбрые русичи перегородили червлеными щитами. Вернуться назад к тексту
54 То есть воронами (в описываемое время князь Владимир Киевский еще не был крещен и потому, как прямой потомок норманна Рюрика, пользовался традиционным «языческим» стягом с вороном Одина). Вернуться назад к тексту
55 Таким образом, скорость ладьи викингов в VIII—X веках в 1,5 раза превышала скорость каравеллы, на которой Христофор Колумб достиг берегов Америки в конце XV века! Вернуться назад к тексту
56 Любовь викингов к «морским коням» не уступала их любви к коням обычным, сухопутным. Они очень ценили лошадей и были отличными наездниками. Останки коней нередко находят в захоронениях знатных норманнов. Вернуться назад к тексту
57 В эпосе норманнов немецкому герою Зигфриду соответствовал Сигурд, убийца дракона Фафнира. Вернуться назад к тексту
58 Для справки: в описываемое время имя короля, известного нам как «Людовик» или «Людвиг», произносилось (и писалось): Хлодвиг или Хлуодвиг. Вернуться назад к тексту
59 Нем.: Ludwigslied. Вернуться назад к тексту
60 Мёд (нем.: Met) и пиво (сканд.: oel, англ.: ale — эль, древнерус: ол) были напитками общими для всех северных народов, не знавших виноделия вследствие сурового климата своих родных стран. Вернуться назад к тексту
61 Сходную характеристику дает и «Повесть временных лет» отцу «конунга Вальдемара» —-Владимира Святого — Святославу Киевскому, «идеальному викингу» из рода Рюриковичей, названным современным историософом Романом Багдасаровым берсерком, для которого без войны — не жизнь, а чисто поле — дом родной: «И легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походе же не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину, и, зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подстелив потник, с седлом в головах. Такими же были и все прочие воины его». Вернуться назад к тексту
62 Исл.: Heimskringla. Вернуться назад к тексту
63 Варяг — в скандинавских языках «варинг» (вэринг), по-гречески: «варанг» — воин, дающий клятву-присягу (вар) служить предводителю дружины, в которую вступает (конунгу, «морскому королю», древнерусскому князю, византийскому василевсу-императору и проч.). См.: Шанский Н. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1971. Вернуться назад к тексту
64 В качестве примеров типичного морского похода викингов (vikingtog) можно привести походы киевских князей-варягов Аскольда (Гаскульда, Скьольда) и Дира (Тюра) на Царьград (Константинополь), спасенный только бурей, разметавшей ладьи нападавших (в честь этого события все православные христиане доныне празднуют день Покрова Пресвятой Богородицы, оградившей столицу Христианской империи Своим Покровом); походы на Царьград Олега-Хельги (и его военачальников-варягов Карла, Руала, Свена, Фарлафа, Гуди, Вуефаста и др., чьи подписи — первые засвидетельствованные в истории подписи первых русских людей! — сохранились под заключенным с византийцами договором!) и Рюриковичей Игоря (Ингвара) и Святослава (и его военачальников-варягов Свенельда-Свангильда, Асмуда, Икмора и Свенкела); упомянутый выше поход на Корсунь (Херсонес) сына Святослава — Владимира Киевского и пр. Вернуться назад к тексту
65 Так, князь Владимир Красное Солнышко (эпитет будущего Крестителя и Просветителя Руси, уподоблявший его самому Христу — Солнцу Правды) помог благочестивым византийским василевсам Василию и Константину подавить мятеж Варды Фоки и усилил императорскую варяжскую гвардию за счет шеститысячного русского «ограниченного контингента». Зять сына Владимира — Ярослава Мудрого («конунга Ярицлейва Вольдемарссона»), обязанного властью своей нанятой в Швеции варяжской дружине (сканд.: гирд, древнерус: гридь), и в особенности ее предводителю Эймунду — в дружине Ярослава служил даже слепой варяг Акун (Гакон)! — женатого на шведской королевне Ингигерде, — будущий король норвежский Гаральд Гардрада (Грозноволосый), известный также как Гаральд Суровый, много лет служил в варяжской гвардии благочестивых василевсов Византии, бился с арабами в Южной Италии и на Сицилии, после чего женился на дочери Ярослава — Елизавете и сделал ее королевой Норвегии, В 1066 году конунг Гаральд Норвежский погиб в морском походе на Англию в битве близ города Йорк, потерпев поражение от короля англосаксов Гарольда Годвинсона (всего через несколько дней после победы над норвежцами под Йорком разбитого и убитого в сражении с другим потомком викингов — Вильгельмом Нормандским — при Гастингсе). Гаральд Прекрасноволосый считается «последним викингом». Вернуться назад к тексту
66 На первостепенное значение именно торговых путей в становлении государств указывают сами их названия —- например, древнее название Норвегии (Нор вегр — «северные пути») или нашей страны — Эстервегр («восточные пути»), лишь позднее, с возведением вдоль этих путей многочисленных торговых городов измененное на Гардарики («страна городов»). Вернуться назад к тексту
67 Потомков Карла Великого (Шарлеманя). Вернуться назад к тексту
68 Начало образования «руси» в качестве особого элитного этносоциального слоя относится ко времени первых славяно-скандинавских контактов (конец VIII — начало IX века). Гипотеза В.А. Брима, выводящая социоэтноним «русь» из древнесеверного drots (по версии Е.А. Мельниковой и В.Я. Петрухина — rops) через финское ruotsi. Вернуться назад к тексту
69 «Скрелингами» («карапузами») рослые викинги именовали не только гренландских эскимосов, но, по своеобразной «инерции мышления», также встреченных ими в Винландии (Винланде) североамериканских индейцев, наверняка отличавшихся куда более стройным телосложением. Вернуться назад к тексту
70 Крик Э. Формирование человека. Преодоление идеализма/ Под ред. В.Б. Авдеева и A.M. Иванова. М., 2004. С. 98—99. Вернуться назад к тексту
71 Мусин A. Milites Christi… С. 22. Вернуться назад к тексту
72 Крик Э. Формирование человека… С. 99. Вернуться назад к тексту
73 Именно этой секирой Святого Олава (Олафа) по сей день грозит врагам Норвегии золотой коронованный лев на червленом щите норвежского государственного герба (кстати, щит такой формы именуется в геральдике норманнским или варяжским)! Сказанное об Олаве Святом в полной мере относится и к другому пламенному адепту «Церкви Воинствующей» — Крестителю Руси Святому Равноапостольному князю Владимиру Киевскому — пославшему своего дядю Добрыню и тысяцкого Путяту крестить упорно косневший в язычестве Новгород — согласно «Повести временных лет», Добрыня крестил новгородцев огнем, а Путята мечом. Впрочем, это неудивительно, учитывая происхождение князя Владимира от воинственного варяга Рюрика Ютландского. Вернуться назад к тексту
74 Хотя «дух дальних странствий» продолжал владеть и христианскими владыками норманнов — достаточно вспомнить морские походы Рожера Сицилийского и Робера Гвискара на арабов и византийцев. Или поход норвежского короля Сигурда Крестоносца в Святую землю для борьбы с врагами Креста и поклонения святыням Иерусалима. Вернуться назад к тексту
75 То есть длинноголовыми (длинноголовость считалась признаком «нордического» происхождения). Вернуться назад к тексту
76 Исходя из аналогичных соображений, сформированному в 1941 году на территории бывшей Югославии русскому добровольческому полку СС было дано название Варяг (ведь варягами на Древней Руси именовали тех же викингов); в приказах Гиммлера упоминалась даже 45-я пехотная (гренадерская) дивизия СС Варяги, или Варэгер (нем.: Waraeger) — см.: Залесский К. СС: Охранные отряды НСДАП. М., 2004. С. 223 (но о боевых действиях русских «варягов» в составе цепой дивизии (в отличие от полка СС Варяг на Балканах, описанных в военных мемуарах А. Делянич «Вольфсберг-373», отрывки из которых были опубликованы в сборнике «Война и судьбы», № 2, составители Н.С. Тимофеев и Д.С. Бобров. Невинномысск, 2003) сведений до нас не дошло). Название Варэгер (Варяги) носила также состоявшая из датчан и норвежцев боевая группа Ваффен СС, на базе которой, с включением в ее состав кадров 5-й дивизии СС Викинг, была в 1943 году сформирована «скандинавская» 11-я дивизия СС Нордланд. Вернуться назад к тексту
77 Впрочем, чины дивизии Викинг чаще всего запечатлены на сохранившихся фотографиях не с этим (вероятно, достаточно трудоемким в изготовлении и непростым с точки зрения опознания) петличным знаком, а с «визитной карточкой» СС — сдвоенными рунами сиг (совуло). Вернуться назад к тексту
78 Поэтому текст марша бригады Эргардта содержал слова: Коловрат на стальном шлеме, черно-бело-красная ленточка, Нас именуют бригадой Эргардта. (Hakenkreuz am Stahihelm: schwarzweissrot das Band, Die Brigade Ehrhardt werden wir genannt). Вернуться назад к тексту
79 У нас более распространено «фонетическое» написание: гаул я йтер

 


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)