АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Действие второе

Читайте также:
  1. II. БРОСОК В ДЕЙСТВИЕ
  2. IV. — Действие призрака субъекта на другого субъекта.
  3. MS EXCEL. Использование электронного табличного процессора excel: построение графиков. Взаимодействие excel с другими приложениями windows.
  4. VII. — Действие призрака на материю.
  5. XV. СВЕРХЗАДАЧА. СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ
  6. Акустическое воздействие транспорта, проблемы ослабления шума
  7. Альным взаимодействием. Вот почему эту качественно новую ступень природного феномена следует выделить как социальный импринтинг.
  8. Биологическое действие радиации.
  9. Биологическое действие радиоактивных лучей
  10. Богословское второе. Против тех, которые покушаются богословствовать, не имея благодати Св. Духа.
  11. Болезнетворное действие на организм физических и химических факторов
  12. Болезнетворное действие факторов внешней среды

 

Обстановка первого действия.

ОЛЕГ и НАТАША входят с улицы, продолжая разговор.

ОЛЕГ. Ты больше не сердишься?

НАТАША. Нет.

ОЛЕГ. Я сам себя не узнаю сегодня. Нервничаю, срываюсь, провоцирую без нужды этого странного старика.... (Обнимает ее.) Ты вправду не сердишься?

НАТАША. Нет. Глупо ссориться в день свадьбы.

ОЛЕГ. Ты не очень весела в этот день.

НАТАША. Мы оба невеселы.

ОЛЕГ. Может, стоит в этом разобраться?

НАТАША. Может, наоборот, как раз не стоит? Выяснение отношений обычно ни к чему хорошему не ведет.

ОЛЕГ. Лучше выяснить их до свадьбы, чем после. Что сейчас тебя гложет?

НАТАША. В день нашей свадьбы ты мрачный, нервный и деловой. Откровенно говоря, меня это... как бы тебе сказать... удивляет.

ОЛЕГ. Я нервничаю потому, что невесела ты.

НАТАША. (Смеется, впрочем, не очень радостно.) Выходит, каждый из нас нервничает потому, что нервничает другой.

ОЛЕГ. Я думаю, у твоего плохого настроения есть и другие причины. Я вообще тебя не всегда понимаю.

НАТАША. Разве можно понять до конца другого человека? Особенно если он не понимает сам себя. Впрочем, что уж во мне такого непонятного?

ОЛЕГ. Твои поступки иногда такие неожиданные...

Пауза.

НАТАША. Скажи честно, ты рад, что мы женимся?

ОЛЕГ. А ты сама-то рада?

НАТАША. Конечно. Наконец это историческое событие свершится.

ОЛЕГ. Ты сама его оттягивала.

НАТАША. Я?

ОЛЕГ. Не я же. Я добиваюсь тебя два года

НАТАША. Положим, ты добился меня почти сразу.

ОЛЕГ. Как женщину, не как жену. Ты внутренне сопротивлялась замужеству все это время. По-моему, сопротивляешься и сейчас.

НАТАША. А тебе я нужна как жена?

ОЛЕГ. Ты сомневаешься?

НАТАША. Женщина часто делает мужчину счастливым, жена - крайне редко.

ОЛЕГ. Что-то во мне тебя не устраивает. Скажи, что? Мне это не дает покоя.

НАТАША. Не придумывай. Меня все устраивает. Ведь ты идеальный жених, лучшего мне не найти. Прямо с обложки журнала: энергичный, красивый, преуспевающий, молодой... К сожалению, слишком молодой. Для меня.

ОЛЕГ. Опять ты об этом... Ты старше меня всего на четыре года.

НАТАША. Для женщины такая разница - просто катастрофа. Все равно, что быть старше вдвое.

ОЛЕГ. Не говори глупостей. Ты выглядишь моложе меня.

НАТАША. Я бы предпочла быть, а не выглядеть. Лет через пять я увяну, а ты будешь в самом расцвете. Что тогда?

ОЛЕГ. Тогда и обсудим эту проблему. (Целует ее.) Скажи, что на самом деле тебя тревожит?

НАТАША молчит.

Может, что-нибудь в отношении секса?

НАТАША. Нет, с этим все в порядке... Хотя, если говорить честно, в постели у меня ощущение, что мы занимаемся именно сексом, а не любовью.

ОЛЕГ. В чем ты видишь разницу?

НАТАША. Я чувствую удовлетворение тела, но не души.

ОЛЕГ. С каких это пор секс должен удовлетворять душу?

НАТАША. Наверное, в этом и есть разница между сексом и любовью.

ОЛЕГ. Несмотря на свой возраст, ты еще веришь в романтику?

НАТАША. Женщина в любом возрасте верит в романтику. А за напоминание о возрасте спасибо.

ОЛЕГ. Не сердись. Просто нам обоим не по восемнадцать. Ты считаешь, что по отношению к тебе я недостаточно нежен?

НАТАША. Дело не в отношении ко мне. У тебя нет нежности внутри. Ты заботлив, внимателен, но это идет не изнутри, понимаешь?

ОЛЕГ. Не очень. Это тебе сильно мешает?

НАТАША. Нет, я с этим мирюсь. Я ведь тоже не идеальна. И, может быть, тоже недостаточно тепла.

Лицо его мрачнеет. Долгая пауза.

ОЛЕГ. Оказывается, у нас есть проблемы.

НАТАША. А ты не знал?

ОЛЕГ. Может быть, и знал, но не придавал им значения.

НАТАША. Я же говорила, что не стоит выяснять отношения.

ОЛЕГ. Нет, почему же. Это было полезно. Есть о чем задуматься.

НАТАША. По крайней мере, между нами не будет ничего недоговоренного.

ОЛЕГ. Но ведь все остается, как мы решили? Мы женимся? Ты не передумала?

НАТАША. Нет.

ОЛЕГ. Вот и хорошо.

Входит Свидетель. На нем нарядный костюм, светлая рубашка и галстук "бабочка"; он гладко выбрит. В его руках поднос с чашками и блюдцами. ОЛЕГ и НАТАША не обращают на него внимания.

СВИДЕТЕЛЬ. Почему бы нам не выпить еще по чашке кофе?

НАТАША. (Пораженная переменой в его облике.) Боже мой, я вас и не узнала! Неужели это вы?

СВИДЕТЕЛЬ. Это, несомненно, я. А может быть, и не я. Трудно сказать.

ОЛЕГ. Вы шикарно выглядите.

СВИДЕТЕЛЬ. Стараюсь быть похожим на образцового официанта.

ОЛЕГ. Вы скорее похожи на жениха.

СВИДЕТЕЛЬ. Вы такая красивая пара, а я, как-никак, ваш шафер. Так что надо соответствовать.

НАТАША. По-моему, ваше лицо мне знакомо. Мы не встречались раньше?

СВИДЕТЕЛЬ. Неужели забыли? Конечно встречались. Полчаса назад я сидел рядом с вами за этим столиком. Только тогда я был небрит.

НАТАША. Нет, я имею в виду еще раньше.

СВИДЕТЕЛЬ. Тогда бы я запомнил ту встречу. Вы очень красивы, а красивых женщин я не забываю.

НАТАША. Донжуан начинает очередную атаку?

СВИДЕТЕЛЬ. Исключительно чтобы не терять форму.

ОЛЕГ. Пусть себе он шутит. Все равно надо как-то убить время.

НАТАША. "Убить время"?

ОЛЕГ. Извини, я выразился неудачно.

НАТАША. Ну что ж, давай убивать время.

СВИДЕТЕЛЬ. Время нельзя убивать. Это все равно что убивать самого себя. Надо наслаждаться каждой минутой бытия.

ОЛЕГ. Чем же вы больше всего любите наслаждаться? Женщинами, конечно?

СВИДЕТЕЛЬ. В том числе и ими.

НАТАША. И сколько их у вас было?

СВИДЕТЕЛЬ. Не пересчитать.

НАТАША. Не хвастаетесь? Ведь это утомительно - порхать от одной к другой.

СВИДЕТЕЛЬ. Вы правы, порой это утомляет. (Пьет.)

НАТАША. Зачем же вы их все время меняли?

СВИДЕТЕЛЬ. На свете столько прекрасных женщин: стеснительных, отчаянных, скромных, огневых, невинных, опытных, говорливых, замкнутых... Разве не хочется познать всех?

НАТАША. Зачем?

СВИДЕТЕЛЬ. Спросите человека моего возраста, сколько раз он занимался любовью со своей женой. Впрочем, и спрашивать не надо. Это легко вычислить. Скажем, два раза в неделю, пятьдесят недель в году... Получается сто раз в год. А за тридцать лет... (Наливает, пьет.)

ОЛЕГ. Три тысячи

СВИДЕТЕЛЬ. Браво. Теперь спросите, сколько из этих трех тысяч любовных актов врезалось в его память. - Один - два, не больше. Все остальное сливается в однообразный, рутинный, бытовой процесс, который в медицинских книжках уныло называется "супружеская жизнь".

ОЛЕГ. А вы читали и медицинские книжки?

СВИДЕТЕЛЬ. Кое-что читал. Разве нарисованная мною картина вас не удручает? Другое дело у нас, донжуанов. Или донов Жуанов? Как правильно? Неважно. У Пушкина, кажется, говорится: "Что если б Дон Гуана вы встретили?" Значит, "дона" можно не склонять и говорить "донжуаны". Так вот, для нас, донжуанов, каждая встреча с женщиной - это яркое приключение. Это схватка. Это победа. Это торжество. Это счастье. Это прелесть новизны. Три тысячи приключений. Три тысячи побед. Три тысячи ночей любви.

НАТАША. (Иронически.) И всегда-всегда у вас это была любовь?

СВИДЕТЕЛЬ. Всегда.

НАТАША. Это невозможно.

СВИДЕТЕЛЬ. Что невозможно - любить три тысячи женщин или любить одну три тысячи раз?

НАТАША. (Невесело рассмеявшись.) И то, и другое. Но продолжайте.

СВИДЕТЕЛЬ. Стоит ли? Признайтесь честно, вам мои истории интересны?

НАТАША. По правде говоря, не очень. Каждая из них - это, так сказать, финал, результат ваших ухаживаний... И результат этот, в общем, всегда более или менее одинаков.

ОЛЕГ. Постель.

НАТАША. Да. Скажите лучше, как вы ухаживаете, как вы побеждаете, как добиваетесь - ведь это самое интересное. А заключительный этап - это физиология.

СВИДЕТЕЛЬ. Если для вас это физиология, мне вас жаль. Для меня это наиболее полное выражение счастья. "Близость" - как прекрасно само это слово...

ОЛЕГ. Еще неизвестно, кто кого побеждает. Как говорится, мужчина преследует женщину до тех пор, пока она его не поймает.

НАТАША. Как хорошо, что ты меня не преследуешь. А то я приняла бы твое меткое наблюдение на свой счет.

ОЛЕГ. (Не отвечая на колкость Наташи, обращается к Свидетелю.) Завоевать женщину вообще не проблема. Проблема в том, как с ней потом расстаться. Скажите, как у вас это получалось?

НАТАША. Хочешь перенять опыт?

СВИДЕТЕЛЬ. А я с ними не расставался.

НАТАША. Как же так?

СВИДЕТЕЛЬ. Фокус.

НАТАША. Объясните все же.

СВИДЕТЕЛЬ. Фокусники своих секретов не раскрывают.

НАТАША. И все-таки скажите: как вам удавалось покорять женщин?

СВИДЕТЕЛЬ. Мы, донжуаны, не задумываемся об этом. Мы просто приходим и берем. Они уже наши. Это получается само собой - легко и радостно.

НАТАША. И все же - есть какой-то особенный секрет? Секрет донжуана?

СВИДЕТЕЛЬ. Есть. И этот секрет, так и быть, я вам раскрою. Чтобы покорить женщину, надо просто ее любить. Вот и все.

НАТАША. Вы так любите женщин?

СВИДЕТЕЛЬ. Да, люблю. Как же можно не любить самое прекрасное, что есть в мире?

Пауза.

ОЛЕГ. Вам, видимо, везло на женщин.

НАТАША. А тебе нет?

ОЛЕГ. А мне нет. Пока не встретил тебя.

НАТАША. Скажите, милый донжуан, а как относится к вашим любовным историям жена?

СВИДЕТЕЛЬ. (Помолчав.) У меня нет жены.

НАТАША. И не было?

СВИДЕТЕЛЬ. Моя жена одна стоила тысячи женщин. Это она научила меня радоваться жизни. Она умела находить радость во всем: и в полевом цветке, и в запахе кофе, и в хорошей книге, и в дружеской беседе... Но она умерла. И я не смог ее спасти.

НАТАША. Почему спасти ее должны были именно вы?

СВИДЕТЕЛЬ. Кто же еще?

Молчание.

НАТАША. Извините. Примите наши соболезнования.

СВИДЕТЕЛЬ. Не стоит. С тех пор прошло уже три года.

Долгая пауза.

НАТАША. Поглядите: луч солнца упал на сосны. Что может быть красивей - золотые стволы и темная зелень!

СВИДЕТЕЛЬ. Да, это прекрасно... Не будем говорить о печальном. Сегодня у вас радостный день. Нам надо веселиться.

ОЛЕГ. Тогда, может быть, продолжим путешествие по вашему донжуанскому списку? Или у вас нет настроения?

СВИДЕТЕЛЬ. Нет, почему же. Я обещал развлекать вас своими приключениями и готов это делать до конца.

НАТАША. Вашим отношениям с женой эти приключения не мешали?

СВИДЕТЕЛЬ. Нисколько. Передо мной обнажались тысячи женщин, красивых и некрасивых, старых и молодых, но ее это нисколько не трогало.

ОЛЕГ. Кстати, до сих пор вы рассказывали о ваших романах только с молодыми женщинами. А были у вас и дамы, так сказать, в возрасте?

СВИДЕТЕЛЬ. Были и в возрасте.

ОЛЕГ. Сколько же было самой пожилой из ваших красавиц? (Наташе.) Тебя не коробят его рассказы?

НАТАША. Меня скорее коробят твои вопросы.

ОЛЕГ. А мне так интересны эти сказки. Прямо тысяча и одна ночь. В буквальном смысле.

СВИДЕТЕЛЬ. Я, как Шахерезада, готов в любой момент прекратить дозволенные речи.

НАТАША. Нет, почему же, продолжайте.

ОЛЕГ. Так сколько ей было лет?

СВИДЕТЕЛЬ. Пятьдесят три. Впрочем, я и сам был уже не так молод.

ОЛЕГ. (Игриво толкает Свидетеля в бок.) Ну, и как? Это было не слишком страшно?

СВИДЕТЕЛЬ. Верьте или нет, но это было чудесно. Волосы ее были уже тронуты сединой, лицо немножко увяло, но тело у нее было молодое и свежее, груди тяжелые и крепкие, и вся она была бесконечная нежность... В любви женщины такого возраста есть что-то материнское, она дает тебе покой, утешение, отраду, ласку... И ты чувствуешь себя одновременно и мужчиной, и ребенком, и любовником, и защитником... Впрочем, все это мои фантазии. Не обращайте на них внимания. Просто вам скучно перед свадьбой, и я вас развлекаю.

НАТАША. Я слушаю и задаю себе вопрос: я завидую вашим женщинам или жалею их?

СВИДЕТЕЛЬ. (Помолчав.) И что вы сами себе отвечаете?

НАТАША. (После паузы, твердо.) Завидую.

ОЛЕГ. Чему ты завидуешь?

НАТАША. Я скажу тебе потом. (Свидетелю.) Скажите, а вам когда-нибудь бывает скучно?

СВИДЕТЕЛЬ. Никогда.

НАТАША. А вашим женщинам с вами?

СВИДЕТЕЛЬ. Лучше было бы спросить их самих.

НАТАША. Но их нет.

СВИДЕТЕЛЬ. (Медленно.) Да, их нет.

НАТАША. Кого же мне спросить?

СВИДЕТЕЛЬ. Тогда спросите снова саму себя. Вам со мной скучно?

НАТАША. Нет.

ОЛЕГ. При чем тут весело или скучно? Ты считаешь, что главная роль мужчины при женщине - забавлять ее? Нет ничего более достойного, более важного?

НАТАША. Я ничего не считаю.

ОЛЕГ. Мужчину выбирают не для развлечения, он не клоун на ковре. Он должен зарабатывать, заботиться, быть опорой семьи.

НАТАША. Не спорю. И все-таки женщине не должно быть скучно рядом с мужчиной.

ОЛЕГ. Ну, а мужчине? Что делать, если мужчине рядом с женщиной скучно? На кого жаловаться? На себя? На нее? (Свидетелю.) Что вы скажете?

СВИДЕТЕЛЬ. (Пожимая плечами.) Ничего. Я плохо знаю мужчин. Я лучше знаю женщин.

НАТАША. Перестаньте хвастаться.

СВИДЕТЕЛЬ. Я не хвастаюсь. Я знаю женское тело лучше, чем знает его любая женщина. Я знаю его беды и страдания. И я знаю женскую душу. Мне исповедовались тысячи женщин. Я был свидетелем стольких женских слез, выслушал столько историй, и стонов, и вздохов, и криков...

НАТАША. (Прерывая.) Постойте!.. Я вспомнила наконец, где я вас видела... Вы врач.

Свидетель не отвечает.

ОЛЕГ. Откуда ты знаешь?

НАТАША. Я была у него на приеме.

ОЛЕГ. (Свидетелю.) Вы врач?

СВИДЕТЕЛЬ. А вы думали, я кто?

ОЛЕГ. Я ничего не думал. Какое мне дело? Подумаешь, врач. Почему бы нет?

НАТАША. Зачем же вы представлялись нам как профессиональный убийца?

СВИДЕТЕЛЬ. Каждый хирург иногда чувствует себя убийцей. Путь к мастерству лежит через горы трупов. Вы представляете ощущение, когда больная умирает у тебя под ножом на операционном столе? Или когда тебе приходится убивать еще не родившегося человека?

ОЛЕГ. Ну, а эти ваши донжуанские истории? Все выдумки?

СВИДЕТЕЛЬ. Все правда.

НАТАША. А я уверена, что неправда.

СВИДЕТЕЛЬ. Почему? По-вашему, врач не может быть донжуаном?

НАТАША. Может, наверное.

СВИДЕТЕЛЬ. Если бы я врал, я делал бы это более искусно, и мои истории были бы более красочны.

ОЛЕГ. Это верно. Признаться, когда я просил вас рассказать о вашем донжуанском списке, я ожидал услышать что-нибудь более экстравагантное.

СВИДЕТЕЛЬ. Например?

ОЛЕГ. Ну, например, о том, как вы занимались любовью на капоте автомобиля или на столе. Сочинять так сочинять.

НАТАША. Олег!

СВИДЕТЕЛЬ. На капоте не случалось. А вот на столе было.

ОЛЕГ. Ага, все-таки было. Ну, так расскажите же! Самое пикантное оставили на десерт.

СВИДЕТЕЛЬ. Что ж, только пусть это будет последний рассказ. Я думаю, нам всем эта игра уже надоела. (Умолкает.)

НАТАША. Ну, что ж вы замолчали? Опять придумываете нам нечто романтическое? Расскажите на этот раз голую правду.

СВИДЕТЕЛЬ. Я рассказываю только правду. Может быть, не всю правду, но ничего, кроме правды. Это было ночью. Пахло хризантемами...

НАТАША. Почему хризантемами?

СВИДЕТЕЛЬ. Потому что стояла осень. Весь стол был в цветах.

ОЛЕГ. Опять ложе из цветов? Повторяетесь, дорогой мой. Впрочем, я понимаю: без цветов на столе было бы жестковато.

СВИДЕТЕЛЬ. Как хорошо, что вы все понимаете с полуслова.

ОЛЕГ. Переходите к делу.

СВИДЕТЕЛЬ. К делу? Вам оно покажется скучным. Я просто держал ее руку и разговаривал с ней. Всю ночь.

ОЛЕГ. И только?

СВИДЕТЕЛЬ. И только. Я вспоминал всю мою жизнь, день за днем. Все, чего я добился, что потерял, о чем жалею, на что надеюсь, что хотел бы изменить, если бы мог начать все сначала. Я признавался ей в любви, я говорил ей тысячи нежных слов, я умолял ее не покидать меня, я клялся, что хочу быть с ней вечно.

НАТАША. (Она слушала с напряженным вниманием.) А она?

СВИДЕТЕЛЬ. А она молчала и слушала. Это была долгая и незабываемая ночь. Наступил рассвет, но мне казалось, что я еще не успел ничего сказать, и никак не хотел с ней расставаться.

ОЛЕГ. И это, конечно, очередная лучшая ночь в вашей жизни.

СВИДЕТЕЛЬ. Нет, не лучшая. (Изменившимся голосом.) А теперь, извините, я должен на несколько минут вас оставить. (Начинает было собирать посуду, но, оставив и чашки, и поднос, выходит.)

ОЛЕГ. Что это с ним?

НАТАША. Не знаю. Почему ты все время его третируешь, дразнишь, задираешь? Что он тебе такого сделал?

ОЛЕГ. Не знаю. Он все время стремится произвести на тебя впечатление. Впрочем, какой мужчина не любит распускать хвост перед красивой женщиной?

НАТАША. Ты пристрастен.

ЛЕГ. Я с первой минуты почувствовал к нему антипатию. Мы несовместимы.

НАТАША. Что верно, то верно.

ОЛЕГ. Я человек дела и действия, а он пустопорожний говорун.

НАТАША. Разница не в этом. Он живет внутренней жизнью, а ты - только внешней.

ОЛЕГ. "Внутренней", "внешней"... Это все слова. Ты сама не знаешь, чего ты от меня хочешь. Что, в конце концов, тебе от меня нужно? Я красив? Сама говоришь, что да. Обеспечен? Да. Заботлив? Да. Люблю тебя? Да. Что еще тебе надо?

НАТАША. Ты просто не хочешь понять, что я пытаюсь тебе сказать.

ОЛЕГ. А ты меня когда-нибудь пыталась понять? Направить? Помочь жить этой самой внутренней жизнью? Разве я виноват, что мне в детстве никто не читал "Фауста" и не водил меня на Чайковского? Я живу в мире акул, где меня в любой момент могут сломать и сожрать, в мире, где надо быть стальным, чтобы выжить, где никто не интересуется ни тобой, ни твоей внутренней жизнью. Я сделал себя сам, и мне теперь уже трудно измениться. Если ты меня любишь, прими таким, каков я есть.

НАТАША. Что я и делаю.

ОЛЕГ. А если я тебе не нравлюсь таким, помоги мне стать другим.

НАТАША. (Берет его за руку.) Успокойся.

ОЛЕГ. Скажи, как все-таки случилось, что ты попала на прием именно к нему? Ведь обычно ты ходишь к своему врачу.

НАТАША. (Неохотно.) У меня были проблемы...

ОЛЕГ. (Удивленно.) Какие еще проблемы?

НАТАША. Несколько месяцев назад я почувствовала легкие боли. Мой врач сказал, что это пустяки, но, чтобы меня успокоить, направил к авторитетному консультанту.

ОЛЕГ. (Кивая в сторону кафе, где скрылся Официант.) К нему?

НАТАША. Да.

ОЛЕГ. (Удивленно-презрительно.) Он - авторитетный консультант?

НАТАША. Представь себе. Профессор или что-то в этом духе.

ОЛЕГ. Странный поворот... И что было дальше?

НАТАША. Он осматривал меня каких-то пять минут и сразу понял, что меня надо немедленно оперировать.. Операция была несложной, но оказалось, что она меня спасла.

ОЛЕГ. Почему я ничего этого не знал?

НАТАША. Ты в это время открывал в другом городе новый филиал. А когда вернулся, я была уже совершенно здорова.

ОЛЕГ. Как ты могла не узнать теперь этого доктора? Ведь он тебя оперировал!

НАТАША. Во время операции я его вообще не могла видеть, а после он заходил, кажется, один раз в палату, а потом передал меня дежурным врачам.

ОЛЕГ. А на приеме?

НАТАША. Он был в халате, шапочке, маске... И, сказать откровенно, не я его осматривала, а он меня.

ОЛЕГ. Очень мило.

НАТАША. То, что есть.

Долгое молчание. ОЛЕГ обнимает НАТАШУ.

ОЛЕГ. Наши планы, надеюсь, не изменились?

НАТАША. (После паузы.) Мои - нет. А твои?

ОЛЕГ. Нет. Безусловно нет.

НАТАША. Вот и хорошо.

ОЛЕГ. Во всем виноват этот проклятый официант или консультант... Уж не знаю, как его назвать.

НАТАША. Он-то тут при чем?

ОЛЕГ. Он взбаламутил тебя своими речами. Ты как-то странно слушала его.

НАТАША. Вовсе не странно. Просто слушала.

ОЛЕГ. Ведь не думаешь же ты, что все его красивые россказни - правда.

НАТАША. Я думаю, что... (Умолкает, затем в сильном волнении тихо вскрикивает.) Боже мой!

ОЛЕГ. Что? Что случилось?

НАТАША. Боже мой, какая я дура! Я только сейчас поняла! Боже, как стыдно! Как мне стыдно!

ОЛЕГ. Что с тобой? Что ты поняла?

НАТАША. Нет у него никакого донжуанского списка!

ОЛЕГ. Так и я про то же говорю. Он все придумал. Я понял это с самого начала.

НАТАША. Ничего ты не понял! Он все время рассказывал нам про одну единственную женщину, которую он любил всю жизнь- про свою жену! А я - бестактная, черствая, наглая дура, я насмехалась над ним, я лезла ему в душу, я дразнила его, я спокойно позволяла тебе выпытывать у него скабрезные подробности!

ОЛЕГ. Но ведь он сам охотно взялся рассказывать...

НАТАША. Ему, видимо, надо было выговориться. Он выпил, у него развязался язык... Он устал держать все это в себе. И у него плохое настроение. Помнишь, он повторял: "Я сегодня в миноре". А может, у него были и другие причины.

ОЛЕГ. Но эта последняя история со столом...

НАТАША. Это же ее похороны, разве ты не понял? Он прощался с нею, - а нам было смешно! Все его истории такие правдивые, такие откровенные и, в то же время, такие чистые, а мы... А мы-то...

ОЛЕГ. Ладно, будет тебе... Успокойся... Теперь уж ничего не поделать.

Нервное молчание.

НАТАША. (Взглянув на часы.) Скоро уже наше время. Ты не хочешь сходить в загс, узнать, как там обстоят дела?

ОЛЕГ. Да, конечно.

ОЛЕГ выходит. Входит Свидетель. Увидев, что Наташа одна, он останавливается поодаль.

НАТАША. Подойдите сюда, пожалуйста. Сядьте.

Свидетель подходит.

Скажите, героини вашего донжуанского списка - это ведь одна и та же женщина?

СВИДЕТЕЛЬ. Вы все-таки догадались...

НАТАША. Ваша жена?

СВИДЕТЕЛЬ. Да.

НАТАША. Я хочу попросить прощения за нашу бестактность. Мне очень неловко и за себя, и за него.

СВИДЕТЕЛЬ. Ничего страшного. Ведь вы не знали...

НАТАША. Зачем вы это придумали?

СВИДЕТЕЛЬ. Не мог же я сознаться, что всю жизнь любил одну-единственную, да еще свою жену.

НАТАША. Почему нет?

СВИДЕТЕЛЬ. Во-первых, это неинтересно, во-вторых, немодно, в-третьих, никто не поверит.

НАТАША. Я бы поверила.

СВИДЕТЕЛЬ. И, кроме того, я не смог бы рассказывать посторонним людям сокровенные вещи о своей жене. О каких-то женщинах из списка - другое дело.

НАТАША. Почему вы не назвались, не напомнили о себе, когда увидели меня сегодня? Зачем надо было представляться официантом?

СВИДЕТЕЛЬ. Я никем не представлялся. Вы попросили кофе - я принес.

НАТАША. Кстати, что это за странное кафе? У него совсем заброшенный вид.

СВИДЕТЕЛЬ. Я купил его после смерти жены и превратил в свой летний домик. Хотелось укрыться здесь от людской суеты, от чувства вины, остаться наедине со своим горем и жить им.

НАТАША. Почему от чувства вины? Чем вы виноваты?

СВИДЕТЕЛЬ. Я же врач. Я должен был первым понять, что у нее рак. Пока оперировал других, не заметил вовремя опасности у нее.

НАТАША. А если бы заметили, ее можно было бы спасти?

СВИДЕТЕЛЬ. Не знаю. Не уверен. (Помолчав.) И вот, когда мне плохо, я прячусь тут.

НАТАША. Это ложное бегство. Она бы этого не одобрила.

СВИДЕТЕЛЬ. Я знаю... Теперь я смотрю на вещи по-другому. Более того, я только теперь начал по-настоящему ценить жизнь. Но почему она бывает так грустна?

НАТАША. Я была у вас в больнице достаточно давно. Как вы запомнили мое имя и даже дату рождения? Ведь вы ежедневно принимаете десятки женщин.

СВИДЕТЕЛЬ. Не таких прелестных, как вы.

НАТАША. Спасибо за комплимент, но вы уже можете расстаться с ролью донжуана. Спектакль окончен.

СВИДЕТЕЛЬ. К сожалению. Я расстаюсь и с ролью, и с вами.

НАТАША. Кроме моей красоты, наверное, есть и более прозаические объяснения вашей превосходной памяти?

СВИДЕТЕЛЬ. Все очень просто. Вскоре после того я увидел вас снова здесь, в поселке. И сразу узнал. Когда вернулся в больницу, посмотрел еще раз в компьютере ваши данные. Так что все объясняется очень просто. (Помолчав.) Почему вы сюда приезжаете? У вас здесь дача?

НАТАША. Не у меня, у моей подруги. Я очень люблю эти места. Я здесь выросла, здесь много для меня очень дорогого. Кроме того, здесь жили и умерли мои родители...

СВИДЕТЕЛЬ. Поэтому и захотели здесь регистрироваться?

НАТАША. Да. Как видите, идея оказалась не очень удачной.

СВИДЕТЕЛЬ. Бракосочетание часто бывает неудачной идеей.

НАТАША. Вам не нравится мой жених?

СВИДЕТЕЛЬ. Откровенно говоря, невеста мне нравится больше.

НАТАША. Еще один комплимент - и я поверю, что вы действительно соблазнитель.

СВИДЕТЕЛЬ. Я им никогда не был, но, увидев вас, захотел им стать.

НАТАША. Вот вы и преподнесли ваш "еще один комплимент".

СВИДЕТЕЛЬ. Когда я говорю с вами, они рождаются без труда.

НАТАША. (Улыбается.) Вы неистощимы.

СВИДЕТЕЛЬ. (Галантно.) Если рядом есть источник вдохновения.

НАТАША снова улыбается. Пауза.

Извините за клоунаду, которую я перед вами разыгрывал.

НАТАША. Зачем вы ее затеяли?

СВИДЕТЕЛЬ. Сказать правду? Только для того, чтобы получить возможность провести два часа рядом с вами, узнать вас ближе, услышать еще раз ваш голос и увидеть вашу улыбку. Правда, сегодня, в день вашей свадьбы, вы невеселы. И улыбались редко, хоть я пытался вас развлекать. Должно быть, я делал это не очень умело.

Входит Олег.

ОЛЕГ. Там все в порядке. Мы скоро можем идти.

НАТАША. Уже?.. (Она растерянна.) Подожди... Мне надо хоть немножко привести себя в порядок.

СВИДЕТЕЛЬ. Вы можете зайти в дом. Дверь открыта. Вас проводить?

НАТАША. Спасибо, я сама.

НАТАША выходит. Пауза.

ОЛЕГ. Не знаю, как себя с вами теперь держать.

СВИДЕТЕЛЬ. А что, собственно, вас смущает?

ОЛЕГ. Ну... Например, я обещал вам заплатить.

СВИДЕТЕЛЬ. Так в чем же дело?

ОЛЕГ. Вы оказались не тем человеком, за кого я принял вас в начале. Оказывается, вы врач. Мне не очень удобно.

СВИДЕТЕЛЬ. Можете смело платить. Врачи любят, когда им предлагают деньги.

ОЛЕГ. Но вы выступали не в роли врача.

СВИДЕТЕЛЬ. Это неважно. Шутам тоже платят, а официантам дают на чай.

ОЛЕГ. Вы серьезно? (Вынимая бумажник.) Сколько вы хотите?

СВИДЕТЕЛЬ. Я пошутил. Я поставил закуску, вы - водку. Мы в расчете.

ОЛЕГ. (Пряча бумажник.) Я вас недооценил. От вас исходит опасность. Не знаю, какая, но опасность. Я сразу ее почуял.

СВИДЕТЕЛЬ. (Пожимая плечами.) Перестаньте об этом думать. Через полчаса мы расстанемся.

ОЛЕГ. Думаю, что ко взаимному удовольствию.

СВИДЕТЕЛЬ. И вряд ли еще увидимся.

ОЛЕГ. Надеюсь, что никогда. Я жалею, что пригласил вас в свидетели.

СВИДЕТЕЛЬ. А я вам за это благодарен.

Входит НАТАША.

НАТАША. Я готова.

СВИДЕТЕЛЬ. Как вы все-таки хороши! Невеста, да и только.

Пауза.

ОЛЕГ. Ну что ж, пойдем?

НАТАША. Пойдем.

ОЛЕГ направляется к выходу, НАТАША нерешительно следует за ним. Свидетель остается на своем месте.

ОЛЕГ. (Свидетелю.) Вы с нами?

СВИДЕТЕЛЬ. Только если это абсолютно необходимо.

НАТАША. Вы же обещали.

СВИДЕТЕЛЬ. Раз обещал, значит, пойду.

Теперь уже все трое идут к выходу. Внезапно НАТАША останавливается.

НАТАША. А где мой букет?

ОЛЕГ. Какой букет? (Увидев фиалки.) Ах, этот... Минутку. (Отводит Свидетеля в сторону).

ОЛЕГ. Скажите, где тут ближайшая цветочная лавка?

СВИДЕТЕЛЬ. У станции.

ОЛЕГ. Далеко отсюда?

СВИДЕТЕЛЬ. Минут пять ходьбы. Вам каждый укажет дорогу.

ОЛЕГ. (Наташе.) Подожди меня немного. Я скоро вернусь. (Уходит.)

СВИДЕТЕЛЬ. Я думал, вы забыли о моих фиалках.

НАТАША. Нет, не забыла.

Пауза.

НАТАША. (После долгого колебания принимает не простое для себя решение.) У нас осталось всего несколько минут. Можно поговорить с вами откровенно?

СВИДЕТЕЛЬ. Разумеется.

НАТАША. Вы обещаете говорить правду и не удивляться тому, что скажу я?

СВИДЕТЕЛЬ. Обещаю.

НАТАША. Я вам нравлюсь? Только серьезно.

СВИДЕТЕЛЬ. (Помолчав.) Вы это знаете. Очень.

НАТАША. А вы мне.

СВИДЕТЕЛЬ. Я рад, что вы преодолели свою неприязнь.

НАТАША. Вы меня не поняли. Вы мне... Я вас... Я бы все время хотела быть с вами.

СВИДЕТЕЛЬ. Я не понимаю.

НАТАША. Что тут понимать? Мне хочется быть с вами. Разве я высказалась неясно? Мне хочется быть с вами.

СВИДЕТЕЛЬ. Зачем?

НАТАША. (Стараясь говорить шутливо.) Чтобы прибавить к вашему списку еще одну победу.

СВИДЕТЕЛЬ. Я не гонюсь за количеством.

НАТАША. А качество, я вижу, вас не устраивает? (И, так как ее собеседник не находится, что ответить, она решительно добавляет.) Я хочу быть с вами. Что тут непонятного?

СВИДЕТЕЛЬ. (Удивленно.) Вы хотите быть со мной после вашей свадьбы?

НАТАША. Да. После нашей свадьбы. С вами.

СВИДЕТЕЛЬ. Сначала надо мной потешался ваш жених. Теперь вы.

НАТАША. (Все еще стараясь прикрыть смущение шутливым тоном.)Я делаю вам формальное предложение. Вообще-то, было бы лучше, если бы это сделали вы, но разве от вас дождешься?

СВИДЕТЕЛЬ. (Взволнованно.) Не смейтесь надо мной.

НАТАША. (Серьезно.) Я и не думаю смеяться. Я... Я люблю вас.

СВИДЕТЕЛЬ. Давно?

НАТАША. Всю жизнь.

СВИДЕТЕЛЬ. Мы знакомы час или полтора. Вы родились полтора часа назад?

НАТАША. Почти что так. Я заново родилась. Я только теперь поняла, что искала вас всю жизнь.

СВИДЕТЕЛЬ. Почему вдруг? Что я такого сделал, чтобы вас завоевать?

НАТАША. (Улыбаясь.) А донжуаны и не прилагают никаких усилий. Они просто приходят и берут. Помните, кто это сказал?

СВИДЕТЕЛЬ. Эту глупость сказал я. Но не обязательно ее повторять.

НАТАША. Вы заметили, что в своих рассказах вы все время повторяли слово "нежность"? Так вот, я с вами буду очень нежной. Я умею быть нежной. Я хочу быть нежной. Когда в этой нежности нуждаются. Я буду нежной и нужной.

СВИДЕТЕЛЬ. Знаете, что? Вы тоже донжуан. Донжуан в юбке. Против вас трудно устоять.

НАТАША. Вот и хорошо. И не пытайтесь больше сопротивляться.

СВИДЕТЕЛЬ. Давайте прекратим этот разговор.

НАТАША. Я знаю, вы все еще не можете забыть свою жену, но поймите, нельзя жить одной памятью, одним только прошлым, одним только чувством вины. У вас впереди может быть и должна быть долгая счастливая жизнь. Такой человек, как вы, ее заслуживает.

СВИДЕТЕЛЬ. Думаете, она возможна? После того, как я не спас свою жену...

НАТАША. Но зато вы спасли меня. Может быть, это судьба?

СВИДЕТЕЛЬ. Не знаю...

НАТАША. Нам обоим дается шанс, не будем же упускать его. Другого случая может не быть. Любите меня хотя бы вполовину того, как вы любили вашу жену, и с меня будет довольно. Я тоже хочу испытать это счастье. Пусть я буду для вас хотя бы ее тенью.

СВИДЕТЕЛЬ. Такая женщина, как вы, не может быть чьей-то тенью.

НАТАША. Я не стану с ней соперничать. Я знаю, это невозможно. Я буду просто вас любить.

ССВИДЕТЕЛЬ. Вы меня совершенно не знаете. Я замкнутый человек с тяжелым характером.

НАТАША. Я тоже не сахар.

СВИДЕТЕЛЬ. Я очень много работаю. По ночам меня часто вызывают в больницу. Иногда я просто там ночую. Вам будет скучно.

НАТАША. Скучно? С вами?

СВИДЕТЕЛЬ. Не со мной, а без меня.

НАТАША. Что еще вы наговорите на себя?

СВИДЕТЕЛЬ. Я однолюб. Это трудно выдержать.

НАТАША. Я постараюсь.

СВИДЕТЕЛЬ. Все это, конечно, звучит романтично, но... я намного старше вас.

НАТАША. И мне это нравится.

СВИДЕТЕЛЬ. Сначала я вас долго разыгрывал, теперь вы меня.

НАТАША. Вы все еще отказываетесь понять, что я действительно хочу быть с вами вместе всю жизнь.

СВИДЕТЕЛЬ. Хоть я все еще немножко пьян, но не настолько, чтобы поверить в это безумие.

НАТАША. А мне надоело быть разумной.

СВИДЕТЕЛЬ. Иногда это все-таки не мешает.

НАТАША. Если мы будем думать, размышлять, рассчитывать, проверять, мы можем все погубить. Есть люди, которые заходят в воду медленно и осторожно, а я люблю нырять, разом, с головой...

СВИДЕТЕЛЬ. (Помолчав.) Наташа, вы мне очень нравитесь. Но не будем принимать скороспелых решений, о которых потом вы первая пожалеете.

Пауза.

НАТАША. Ну что ж... Значит, я вам просто не нравлюсь. Извините, что я была так настойчива... А счастье было так близко, так возможно...

СВИДЕТЕЛЬ. Оно невозможно, Наташа. Простите. (Выходит.)

НАТАША остается одна. Возвращается ОЛЕГ с роскошным букетом белых лилий.

ОЛЕГ. (Вручая Наташе букет.) Это тебе.

НАТАША. Спасибо.

ОЛЕГ. Что с тобой?

НАТАША. Ничего.

ОЛЕГ. (Берет ее за руку.) Ну что, пойдем?

НАТАША. Куда?

ОЛЕГ. Как "куда"? Расписываться.

НАТАША. (Кладет букет на стол.) Подожди. Я должна тебе что-то сказать.

Пауза.

ОЛЕГ. Ну?

НАТАША. Я не думаю, что тебе стоит на мне жениться.

ОЛЕГ. Можно узнать, почему?

НАТАША. Потому что... Потому что я тебя не люблю.

ОЛЕГ. С каких пор?

НАТАША. Не знаю. Наверное, давно. Может быть, никогда не любила.

ОЛЕГ. Почему ты говоришь мне это только сейчас?

НАТАША. Наверное, потому, что только сейчас это поняла.

ОЛЕГ. Зато я ничего не понимаю. Мы с тобой были вместе два года. И, по-моему, нам было хорошо. У нас есть общее дело...

НАТАША. Нет, Олег. Я поняла, что нельзя выходить замуж за человека, с которым можно жить. Надо выходить замуж за того, без которого жить нельзя.

ОЛЕГ. Как ты могла переменить решение так внезапно?

Наташа молчит.

Ну хорошо, если ты передумала, отложим регистрацию. А пока мы можем просто жить вместе, как и раньше.

НАТАША. Нет, Олег. Мы расстанемся. Сейчас. Сразу. Так будет лучше нам обоим.

ОЛЕГ. Тебе - может быть, но не мне. Я сойду без тебя с ума.

НАТАША. Поверь мне, я не та женщина, которая тебе нужна.

ОЛЕГ. Но почему, почему?

НАТАША. В этом и есть наша проблема, что ты не понимаешь, почему. Ты заботливый, ты меня любишь по-своему, но мы разные.

ОЛЕГ. Ты окончательно решила?

НАТАША. Окончательно. Ты знаешь, я целый день думала - почему я так нервничаю? Почему так напряжена? И теперь только мне стало ясно - где-то внутри я чувствовала, что совершаю ошибку.

ОЛЕГ. Ты совершаешь ошибку сейчас.

НАТАША. (Обнимая его.) Извини.

СВИДЕТЕЛЬ возвращается из дома.

СВИДЕТЕЛЬ. Простите... Я не помешал?

НАТАША. Нет, нисколько.

ОЛЕГ. (Свидетелю.) Спасибо за вашу готовность помочь, но регистрация не состоится. Мы передумали. (Берет плащ, достает ключ от машины.) Наташа, поехали.

СВИДЕТЕЛЬ. (Наташе, удивленно и обрадовано.) Вы отказались выйти за него замуж?

ОЛЕГ. (Раздраженно.) Какое вам дело, кто отказался? Я же сказал: свадьбы не будет, вот и все. (Хочет увести Наташу.)

СВИДЕТЕЛЬ. Нет, свадьба будет.

Олег останавливается и с удивлением смотрит на Свидетеля. Свидетель походит к Наташе и становится на одно колено.

СВИДЕТЕЛЬ. Наташа, я предлагаю вам руку и сердце.

ОЛЕГ. Он опять паясничает.

НАТАША. (Поднимает Свидетеля и становится с ним рядом.) Я согласна.

ОЛЕГ. Это еще что за спектакль?

НАТАША. (Продолжая держать Свидетеля за руку.) Это не спектакль.

ОЛЕГ. Ты хочешь выйти замуж - за него?!

НАТАША. Да.

ОЛЕГ. (Свидетелю.) И вы это подтверждаете?

СВИДЕТЕЛЬ. Я на этом настаиваю.

ОЛЕГ. Когда вы успели сговориться?

СВИДЕТЕЛЬ. Я не обязан вам ничего объяснять.

ОЛЕГ. (С угрожающим видом приближается к Свидетелю, который сохраняет полное хладнокровие.) Мне хотелось проучить тебя, как только мы встретились, но не поздно сделать это и сейчас.

НАТАША. Олег, прекрати! Не все проблемы решаются кулаками.

ОЛЕГ. А это мы сейчас увидим.

СВИДЕТЕЛЬ. (Решительно шагнув ему навстречу.) Тихо, друг мой. В чем дело?

ОЛЕГ. (Чуть сбавив тон.) Вы украли у меня невесту.

СВИДЕТЕЛЬ. Я все время был у тебя на глазах. Разве я делал ей какие-нибудь намеки и предложения?

ОЛЕГ. Нет, но если бы не все эти ваши рассказы, все было бы в порядке.

СВИДЕТЕЛЬ. Не я предложил это развлечение. Пеняй на себя.

ОЛЕГ. (Мрачно.) Да, я обещал заплатить за эту забаву и заплатил. Дорого заплатил.

СВИДЕТЕЛЬ. Остынь. Прими удар как мужчина.

ОЛЕГ. Вам легко говорить...

СВИДЕТЕЛЬ. Я люблю эту женщину, но, тем не менее, согласился быть вашим свидетелем. Я сидел с вами, я улыбался, я строил из себя шута, и в то же время мысленно каждую минуту навсегда прощался с нею. Думаешь, мне было легко? Теперь пришла твоя очередь быть свидетелем. Так держи и ты себя в руках.

ОЛЕГ. Мне? Вашим свидетелем? Вы с ума сошли! Может быть, вы попросите меня быть свидетелем не только вашего счастья, но и вашей свадьбы?

НАТАША. Нет, это было бы слишком жестоко. (Помолчав.) Но если ты сам примешь такое решение, я буду очень рада.

Пауза.

ОЛЕГ. (Он совершенно подавлен.) Наташа, опомнись. К чему такая спешка?

НАТАША. Я боюсь, что он передумает.

ОЛЕГ. Что ж... Видимо, мне и вправду остается только вести себя как мужчине. Ты действительно хочешь, чтобы я был свидетелем?

НАТАША. Да.

ОЛЕГ. Что ж, если ты настаиваешь...

НАТАША. Спасибо.

НАТАША, взяв фиалки, берет Свидетеля за руку.

Пойдем. Пойдем скорее. Я так долго ждала этой минуты.

 

ЗАНАВЕС

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.115 сек.)