АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Альным взаимодействием. Вот почему эту качественно новую ступень природного феномена следует выделить как социальный импринтинг

Читайте также:
  1. A) 1) Объяснить, почему необходим стандарт финансовой отчетности в отношении резервов.
  2. I СТУПЕНЬ. ХАВАНИ 8000руб. II СТУПЕНЬ. РАПИТВИНА 12000руб..
  3. Instagram за пять минут: почему он стал так популярен?
  4. To single out - выделить
  5. VIII. Почему массы во все лезут и всегда с насилием?
  6. VIII. ПОЧЕМУ МАССЫ ВТОРГАЮТСЯ ВСЮДУ, ВО ВСЕ И ВСЕГДА НЕ ИНАЧЕ КАК
  7. VIII. Почему массы вторгаются всюду, во все и всегда не иначе как насилием
  8. А потом он обратился к ним с увещанием в связи с тем, что они смеялись, когда кто-нибудь испускал ветры, и сказал: «Почему некоторые из вас смеются над тем, что делают и сами?»
  9. А ты? Кому ты доверяешь и что надо, чтобы ты доверял? Кому не доверяешь и почему? На каких критериях основано твое собственное решение о доверии и недоверии? Перечисли их.
  10. Адаптация международной рекламы к местным национальным условиям
  11. Алгоритм расчета и условия выплаты премии начальникАМ управлений по розничному бизнесу, советникАМ/заместителЯМ управляющих по розничному бизнесу и территориальным управляющим
  12. Алкоголь как социальный адаптоген.

Бушуев Валерий Степанович

Социальный импринтинг

 

Проведено уточнение сущности интеллекта, культуры, образования и духовности. Это уточнения стало возможным благодаря применению си-стемного подхода. Теперь нужно рассмотреть «пирамиду» перехода от того, что изначально возможно в потенциале, к тому, что определяет реальное самоуправление субъекта.

Изначальное возможное - это «основание пирамиды», из которого ре-альными условиями (факторами) отбирается для последующего сохранения и развития только часть. На различных ступенях действуют разные факто-ры отбора, постепенно «развертывая» те или иные задатки и одновременно сокращая общий объем возможного для проявления.

Исходное основание - генетическая база человека. Она за последние тысячелетия практически не изменилась, хотя в результате социальной и географической мобильности, браков между представителями различных рас, национальностей и различных социальных слоев, возник феномен ак-селерации. Но в принципе генетическая база даже при современном уровне развития цивилизации используется далеко не полностью. Специальные эксперименты показали, что неиспользуемый потенциал развития чрезвы-чайно велик.

Первый фактор отбора - среда обитания. Она дает возможности для развития только части генетического потенциала новорожденного. В част-ности, отравленная питьевая вода, атмосфера, продукты питания, чрезмер-ный уровень шума и т.п. резко сокращают заложенный в генах потенциал здоровья.

Следующий ряд ступеней отбора из ранее имевшегося природного потенциала с одновременным формированием базовых программ проявле-ния этого потенциала происходит по закономерностям особого феномена - социального импринтинга.

Социальный импринтинг - это феномен, заключающий в том, что в строго определенные периоды жизни формируется столь же определенные базовые свойства личности и исходные программы их проявления, формируются на уровне подсознания, а затем, в столь же определенные периоды, на повышенном уровне включается реализа-ция этих программ даже помимо сознания и воли человека.

В зависимости от того, как реальные условия жизни растущего инди-вида будут соотноситься с требованиями социального импринтинга, будет происходить формирование его личности. При этом тот потенциал, кото-2

 

рый вовремя не был задействован, практически атрофируется, отмирает, становится недоступен для последующего востребования.

Следующая ступень сужения «пирамиды» - формирование и развитие интеллекта. Каждый индивид получает развитее только для ча-сти генетически обусловленного интеллектуального потенциала. Эти задат-ки становятся его реальным интеллектом, остальные, не получив своевре-менного развития, отмирают. (См. об этом подробнее: Глен Доман. Гармо-ничное развитие ребенка. - М.: «Аквариум», 1996.)

Реально в жизнедеятельности индивида проявляется только часть его интеллектуальных возможностей. В каждом конкретном случае оказывает-ся различным реально доступное данному индивиду культурное насле-дие и условия для освоения этого наследия наряду с развитием интел-лекта. Живет ли он в заброшенном хуторке, или в условиях большого го-рода: какие книги ему доступны, какие музеи, с какими людьми он может встретиться. - из какого культурного наследия он может выбирать основы формирования и развития собственной культуры. «Оснастить» оказывается возможным только часть интеллекта.

Каждый индивид из потенциально доступного ему выбирает и осваи-вает только относительно небольшую часть. В разной мере осваивает он различные ее компоненты, формируя из них ту или иную систему соб-ственной культуры. На этой ступени «пирамиды» происходит дальнейшее сужение индивидуального потенциала.

Среда последующего обитания дает возможности реализовать ту или иную часть индивидуальной культуры, задействовать персональный интеллект в той или иной его части в той или иной мере, но всегда только часть. Изменение места жительства, круга общения, профессии и места ра-боты позволяет реализовать ту или иную часть его потенциала. При этом происходит и приобретение нового культурного наследия, и дальнейшее развитие соответствующих компонентов интеллекта, но только в той мере, какую допускает уже имеющееся основание.

Следующий фактор «сужения» - состояние в данное время. Это и состояние здоровья, его отношение к работе, взаимоотношения с коллега-ми, домашняя ситуация. Пессимистическая подавленность, переживание безысходности личных перспектив или радостные оптимистические пред-вкушения, вдохновенность разительным образом изменяют проявление ин-дивидуальной сущности.

На выходе оказывается реальная жизнедеятельность индивида - узкая вершина пирамиды с широчайшим основанием.

Попытка выйти на последующем этапе пирамиды за рамки, заданные предыдущим, неизбежно кончается крахом. Каждый предыдущий этап за-дает пределы последующего. Но насколько последующий окажется мень-3

 

ше, насколько полно он реализует возможности, заданные предшествую-щим - это зависит от управления и от самоуправления, от того, насколько полно это управление и самоуправление согласовано с закономерностями формирования и развития личности.

Многое из факторов сужения в сохранении и развитии изначально имевшегося индивидуального генетического потенциала человека не во власти отдельно взятых простых людей.

Но вот осознанное и целенаправленное согласование текущей жизни семьи и детей с закономерностями социального импринтинга может и должно использоваться каждым. Именно с этих закономерностей должен начинаться разговор с человеком, серьезно задумавшемся о создании своей семьи. Это тот материал, с которым надо обязательно знакомить молодых родителей, которые хотят иметь хороших детей. Это обязательно должны знать и использовать все педагоги. Между тем в литературе об этом прак-тически ничего нет, не считая нескольких трудно доступных массовому чи-тателю брошюр, да и о них мало кто знает.

Большинство людей об этом ничего не знают и в реальной жизни действуют в прямом противоречии с этими объективными закономерно-стями, получая при этом и результаты обратные намеченным.

Очень это важно - максимально успеть реализовать возможности са-мых нижних уровней пирамиды. А закономерности социального имприн-тинга начинают проявляться именно здесь. Вот почему так важно знать об этом феномене, чтобы максимально согласовывать практику управления и самоуправления формированием и развитием личности с объективными за-кономерностями. Эта согласованность оказывается одним из центральных звеньев детерминации человеческой судьбы и счастья.

На протяжении долгих веков методом проб и ошибок люди привели многие традиции и обычаи повседневной жизни в существенное соответ-ствие с объективными закономерностями, еще ничего не зная об этих зако-номерностях. Авторитет недостающих знаний заменялся авторитетом опы-та предков, передаваемым через традиции

Переход от натурального хозяйства к общественной экономике, ур-банизация, рост территориальной и социальной мобильности подорвали надежность передачи опыта по наследству, резко ослабили социальный не-формальный контроль за сохранением обычаев и традиций.

Передача норм и принципов организации повседневной жизни, и контроль за их выполнением, и предоставление необходимых условий для соответствующей организации этой жизни все больше отстают от требова-ний объективных закономерностей формирования и развития самых базо-вых, самых глубинных качеств личности вплоть до вхождения в полное противоречие с этими закономерностями. Последствия этого становятся 4

 

все тяжелее и для персональной судьбы, и для семьи, и для общества. Об-ратного пути к передаче необходимого только через обычаи и традиции нет. Теперь это нужно на теоретическом уровне узнавать и в повседневной практике творчески осваивать - без это не будет ни полноты личного сча-стья, ни преодоления кризиса социальных систем самого разного уровня.

Слово импринтинг буквально означает запечатление, впечатывание.

Первыми феномен импринтинга обнаружили биологи, изучавшие развитие птенцов выводковых птиц, птенцов, которые, едва вылупившись из гнезда, могут самостоятельно передвигаться в отличие от гнездовых, беспомощных.

Оказалось, что врожденного образа наседки у птенцов нет. Зато есть программа: признать наседкой первый же движущийся около них предмет, который они увидят под определенным углом зрения (важна не абсолютная величина, а именно угол зрения) в течение первых суток. За этим предме-том надо повсюду следовать, а в случае испуга прятаться под него. Мимо вылупившихся из яиц инкубаторских цыплят таскали на веревочке подуш-ку - и цыплята признали подушку своей наседкой. Но эта программа запе-чатления действует только в течение первых суток, включить ее повторно уже невозможно. Если за первые сутки цыплята не увидели около себя предмета, которое запечатлели бы как наседку - в последующем они не мо-гут признать в качестве таковой никого и ничто.

Доктор биологических наук Б.Ф. Сергеев расширил рамки этих наблюдений. «В наборе генетических программ поведения птиц есть одна, довольно важная. Она включается уже через несколько часов после вылуп-ления из яйца. В ее основе лежит рефлекс следования, то есть у малышей возникает непреодолимая потребность следовать за любым движущимся предметом, и они действительно бегут сломя голову, спотыкаясь и падая, лишь бы не отстать. Каким-то образом «прогулка с лидером», тем более судорожный бег способствуют сосредоточению внимания на преследуемом объекте и обостряют восприятие птенцов, помогая им в кратчайший срок запечатлеть в памяти образ матери, ведь именно она бывает тем подвиж-ным объектом, с которым впервые сталкиваются ее дети. Процесс запечат-ления облегчается тем, что именно к моменту первой прогулки у малышей начинается короткий период обостренного восприятия, когда возможно прочное фиксирование мозгом зрительных образов. Если он упущен, по-теря оказывается невосполнимой (подчеркнуто нами - Б.В.).

Запечатлеть образ родителей важно и для юных млекопитающих. Особенно наглядно это проявляется у некоторых грызунов, у большинства копытных. У собак чувствительный период, в течение которого и форми-руются нормальные социальные контакты, длится с четвертой по десятую неделю их жизни. Вот почему именно в это время щенят отнимают от ма-5

 

тери. Это необходимо для формирования дружеских связей со своим хозя-ином. Если первые 3,5 месяца щенята будут расти в полной изоляции от любых живых существ, у них не возникнет нормальных взаимоотношений ни с людьми, ни со своими сородичами». (Сергеев Б.Ф. Стать гением. - Лениздат., 1991. С.72 - 73.)

Этот феномен и получил название импринтинга.

До сегодняшнего дня этот термин используется практически исклю-чительно в биологии, хотя объективно необходимо использование его за-кономерностей и педагогами, поскольку у человека феномен импринтинга значительно сложнее. Б.Ф. Сергеев пишет, в частности: «Запечатление - обязательное условие индивидуального развития всех высших существ. И человек не является исключением. Для того, чтобы ребенок научился раз-личать человеческие лица, он должен в чувствительный период иметь воз-можность общаться с людьми, видеть их. Такой же период существует и для овладения речью. Если ребенок в течение первых шести лет был лишен возможности слышать голоса людей, наблюдать за речевым общением (а такие случаи известны), позже овладеть речью он не сможет.

Таким образом, запечатление является механизмом экстренной до-стройки врожденных программ поведения (предрасположенность человече-ского мозга к овладению речью тоже генетически запрограммирована), со-здания пусковых механизмов, которые будут в дальнейшем включать, при-водить в действие эти программы, и, наконец, «заучивания» перечня раз-дражителей, при столкновении с которыми эти программы будут запус-каться.» (Сергеев Б.Ф. Стать гением. - Лениздат., 1991. С. 74.)

В данном случае остается всего лишь одна ступень для перехода от человека как биологического существа к субъекту социальной жизнедея-тельности, перехода от импринтинга как биологического термина к соци-альному импринтингу как термину человекознания и обществознания.

Когда находили человеческих детенышей, воспитанных зверями, эти детеныши так и не могли стать личностями и погибали не позднее юноше-ского возраста, хотя внешние условия были вполне нормальными. Факт был давно известен, но удовлетворительного объяснения не имел. Никто не связывал его с феноменом импринтинга. Открытие принадлежит выпуск-нику Московского пединститута Гармаеву Анатолию Цаденовичу.

Началось с его интереса к загадке подросткового “переходного воз-раста”, когда родители утрачивают в глазах подростков былой авторитет и подросток начинает ориентироваться почти исключительно на мнение своих сверстников. По результатам исследований в различных регионах страны от 87 до 93% подростков обнаруживали в этот период большую озлобленность, жестокость, агрессивность по отношению к окружающим, эгоизм по отношению к взрослым. 6

 

За этим стоит и подростковая преступность, особо опасная своей бес-смысленностью, беспричинностью, когда группа подростков может иска-лечить а то и убить случайного прохожего “просто так”. За этим стоит и рост конфликтов между детьми и родителями. Это продолжается около 2 лет (12 - 14 лет у девочек и 13 - 15 у мальчиков), а затем проявление этой обостренной отчужденности прекращается без всяких видимых причин. Очень важно обратить внимание на то, что сами подростки не могут объяс-нить того, что с ними происходит. Они не могут объяснить ни причин сво-ей жестокости, ни причин утраты сочувствия к окружающим. Они не могут объяснить даже сами себе, почему в это время для них так важно мнение сверстников. И если даже очень хотят вести себя иначе, получается все то же. Это похоже на действие какой-то скрытой силы, действующей помимо их сознания и воли. Жестокая агрессивность проявляется в их поведении прежде, чем они успевают что-либо осознать. Точно так же не могут они объяснить и причин нормализации.

Это признали объективной закономерностью подросткового возрас-та, но вопроса о глубинных механизмах этой закономерности никто не ставил.

Гармаева А.Ц. это не удовлетворило: если это объективная законо-мерность возраста, то она должна проявляться практически у всех 100% подростков. А между тем остальные 7 - 13% (в разных регионах исследо-вания выявили разный процент) подростков в этом самом возрасте оказы-ваются на противоположном полюсе по образу своего поведения. Эти под-ростки проявляют такую заботу, такую нежность, ласку по отношению к страшим, что даже любящие родители приходят в изумление: “Наши же дети нас самих учат заботливости, внимательности к окружающим! Дети учат нас доброте. Мы их, конечно же, этому учили, но не с такой же ярко-стью, не было прежде такой силы проявления!» Это тоже продолжается около 2 лет, потом доброта сохраняется, но проявления уже не такие яркие. И в этих случаях подростки также не могут ничего объяснить.

А. Ц. Гармаев оказался достаточно вдумчивым. Его заинтересовало: чем вызваны такие “исключения”? Кто эти подростки, не входящие в столь подавляющее большинство? И почему те, кто оказался «исключением из правила» - на равнодушные, а полярные по типу поведения? Чем вызван этот второй полюс?

Возникло предположение, что данный «особый возрастной период» не единственный, отличающийся качественным своеобразием, что между прохождением таких периодов в развитии личности существует причинно-следственная связь. И надо же было так случиться, что в его руки попали результаты обследования молодых семей по тем же самым регионам. Ока-залось, что такие же цифры характеризуют отношения между собой моло-7

 

дых родителей в период сразу после рождения ребенка. От 87 до 93% со-ответственно - семьи, где родители боролись за то, кто в семье будет глав-ный. Прошла эйфория медового месяца, первого года супружества, навали-лись заботы, многократно усилившиеся с рождением ребенка. И молодая мать, которая больше оказалась привязанной к дому, пытается отстаивать свои права, покушаясь на свободу мужа, а тот пытается защитить свою бы-лую свободу времяпровождения и материальных расходов. А от 7 до 13% - это оказались семьи, в которых усложнение жизни в результате появления младенца вызвало повышенную заботу супругов друг о друге. Муж, обра-дованный появлением первенца, не может всю свою любовь выразить ре-бенку, который в это время больше в матери нуждается, нежели в отце, и все переполняющее его восхищение благодарно обращает на жену. Она же, удивленная тем, что он теперь с ней обращается лучше, чем до рождения ребенка, лучше, чем в первое время семейной жизни, тоже старается как-то закрепить эти отношения, отвечая еще большим выражением своей любви к такому хорошему мужу. Гармаева А.Ц. не могло не заинтересовать столь точное совпадение цифр, прямо таки диктующее вывод: дети родителей, запечатлевшие в первые годы своей жизни новый подъем любви между ро-дителями, в подростковом периоде возвращают это родителям и всем близ-ким с очень большими «дополнительными процентами». Действительно: в тех регионах, где было больше взаимно любящих друг друга родителей, оказалось больше и нежных подростков.

Стал он собирать материалы о народных обычаях организации жизни семьи, о традициях, заветах, выраженных в пословицах, поговорках, сказ-ках, в письменных документах, в песнях. Обнаружились важные явления. Оказалось, что многие выводы, к которым наши предки пришли методом проб и ошибок, они не могли объяснить теоретически, но убедились в их жизненной важности практически. И поскольку от этого зависела жизне-способность рода, они заложили соответствующие нормы в повседневные обычаи и традиции.

Обычай и неукоснительное требование брать в жены женщин только из другого рода (в дальнейшем - в русских деревнях прочно сохранялось стремление брать жен из других деревень, и чем дальше - тем предпочти-тельнее) возник за тысячелетия до того, как генетика дала этому теоретиче-ское обоснование. Уже в наше время после длительных поисков причин бурной акселерации (дети начали все больше превосходить ростом своих родителей, а доспехи могучего рыцаря, взятые из музея, не удалось одеть на среднего по современным меркам человека) ученые обнаружили, что ак-селерация и повышение жизнеспособности детей тем выше, тем дальше от-стоят друг от друга географически места рождения их родителей. 8

 

Эти нормы выбора партнеров для брака стали, таким образом, пере-даваться от поколения к поколению, вбирая в себя все новые ценные находки и уроки, полученные ценой тяжелых трагедий. “Так предки заве-щали, вот так и вы, дети, живите.” Не получившие теоретических объясне-ний природные объективные закономерности продолжали в реальности действовать. Обычаи же обеспечивали соответствие повседневной жизни этим закономерностям.

Но так продолжалось только до тех пор, пока большие перемены в жизни общества не начали разрывать последовательную передачу обычаев предков новым поколениям. Веками эти обычаи давали хорошие результа-ты, но только тем, кто их принял на веру (объяснения все равно не было), в полноте освоил и тщательно исполнял. Теперь вера пошатнулась, контроль старших ослаб, а при урбанизации и вовсе стал ничтожным. Научного же, массово доступного и достаточного убедительного объяснения, обоснова-ния и рекомендаций в духе нового времени выработано не было. И стали быстро множится семейные и личные трагедии: крах семей, рост преступ-ности и даже самоубийств.

Возврата к прошлому нет и не будет, история обратного хода не име-ет. Не будет и передачи обычаев от дедов к отцам и от отцов к сыновьям на одной лишь вере в мудрость предков. Не будет эффективного общинного контроля за повседневным соблюдением давних обычаев.

Повторение этой части материала сделано сознательно в связи с тем, что до сих пор у большинства не только населения в целом, но и у боль-шинства студентов, завтрашней интеллигенции, настрой на максимально творческое освоение знаний такого рода подавляется текущими материаль-ными устремлениями и воздействием слепой стихии рыночных отношений.

Жизненно необходимо для современного общества, для современных семей и для индивидов, стремящихся к сознательному управлению соб-ственным развитием, получить в свое распоряжение выделенные наукой сущности, ранее запечатленные в обычаях прошлого, получить методы со-гласования с этими объективными сущностями повседневной жизни в со-временных условиях.

Собранные А. Ц. Гармаевым материалы и открытие, сделанное на их основе, в значительной мере позволяют это сделать.

Оказалось, что такое системное человеческое качество как личность формируется и развивается также подчиняясь действию закономерностей импринтинга, но более сложного. Периоды длятся не сутки, и даже не ме-сяца, а годы. И формируются в эти периоды не только частные, хотя бы и жизненно важные динамические стереотипы поведения, как у животных и птиц, а самые базовые, самые глубинные качества личности. И механизм того или прохождения этих периодов обусловлен прежде всего соци- 9

 

альным взаимодействием. Вот почему эту качественно новую ступень природного феномена следует выделить как социальный импринтинг.

Этот феномен действует в различных проявлениях на протяжении всей человеческой жизни волнами по 24 года (рождение - 24 - 48 - 72 - 96...) или, если смотреть глубже, спирали - с полуоборотом в 12 лет. В течение полуволны- полуоборота сменяется 5 основных этапов по 2 - 3 года каж-дый, повторяясь после прохождения пика в обратной последовательности.

Импринтинг проявляется и в этапности запечатления важнейших программ жизнедеятельности, и в этапности их актуализации. В первой по-луволне-полуобороте идет преимущественно запись, формирование базо-вых свойств или пополнение ранее записанного на новом витке спирально-го восхождения. В течение второй полуволны формируются, развиваются и закрепляются программы проявления усвоенного ранее.

Есть и связь от начала к концу полуволны - она-то и связывает пери-од от рождения до 3 лет с «загадочным подростковым периодом». И есть связь «по вертикали»: запечатленное в первый период волны актуализиру-ется в своих проявлениях в последнем периоде этой же волны, запечатлен-ное во втором от начала актуализируется во втором от конца и т.д.

Импринтинг - это феномен возникновения, развития и проявле-ния способностей и программ жизнедеятельности животных, заклю-чающийся в том. что в определенные периоды их существования ак-тивизируются способности к формированию определенных свойств и программ жизнедеятельности, закрываясь по истечении этих перио-дов, а в другие. столь же определенные периоды, активизируется их проявление.

Это общее определение импринтинга как феномена.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)