|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лет - эмпирические поиски своего места с среде разных ви-дов занятостиДрамкружок, кружок по фото, А мне еще и петь охота! - писала Агния Барто об этом возрасте. Это время, когда ребенок записывается в несколько кружков, хвата-ется за множество разнообразных дел, увлечений, тут же бросает и прини-мается за еще большее количество новых. А учеба подождет, надоела она. Оценки его уже больше не интересуют, разве что как навязанное искус-ственно условие приема в желаемый кружок. Так старательно учился, та-ким авторитетом была учительница - и все ушло куда-то, к огорчению учителей и родителей, не знающих объективных закономерностей этого периода, знающих только внешние проявления без понимания глубинной сути и без умения эту суть использовать в качестве опоры при работе с детьми. 33
Здесь опять же есть две крайности. Родителям так хочется чего-то определенного, полезного для буду-щего. Заинтересовался ребенок музыкой - ему покупают дорогой инстру-мент и хотят, чтобы он эти большие затраты оправдал. А ему уже надоело. Он теперь пробует рисовать. Но родители силой принуждают его продол-жать заниматься музыкой, не подозревая. что формируют этим принужде-нием своего рода иммунитет к музыке. Можно человека привести в лес, ткнуть в кучу грибов, заставить собирать и тащить. Он набьет корзину и притащит. Но после этого по своей воле за грибами уже идти не захочет. Другая крайность: родители начинают тешить своего любимца. А он “прыгает” с одного увлечения на другое, ни в чем не стараясь разобраться по сути. Формируется и развивается верхогляд. Здесь требуется очень уважительное внимание, доброжелательное сочувствие, помощь в попытках вникнуть в суть, иногда даже участие “за компанию”, но пробовать ребенок должен сам. Пробовать до тех пор. пока не убедится - это не то, что ему действительно подходит. Только после достижения такого понимания можно переходить к другому, обязательно используя полученный опыт, а не наугад - “только бы другое.” А потом возможен и возврат на более полном опыте. Обязательно доводить дело логического осознанного результата. Переходы возможны и необходимы, но не потому, что “надоело”. Попробовал, убедился, осознал полученный опыт - можно продолжать по-иск. Вот такой результат должен быть у любого увлечения. Хочешь пробо-вать - пробуй, но обязательно доведи до логически ясного результата. С 12 лет волна проявления феномена социального импринтинга идет как бы в обратную сторону, этапы повторяются в обратной по-следовательности. Но теперь речь идет не столько о запечатлении, сколько о закреплении и развитии запечатленного в новых действиях. То, что до этого времени не запечатлелось в своих глубинных основа-ниях, атрофируется. В это время даже вопреки воле и желанию ак-тивизируется на уровне подсознания и заставляет совершать неожи-данные даже для самого индивида действия то, что сформировалось и закрепилось на предыдущих этапах. 12 - 14 лет. Повторяется этап возраста 10 - 12, когда человеку надо попробовать, найти свое место среди разных по сущности и рав-ных по возрасту. Авторитет взрослых в это время падает. Взрослые нужны - они часть обстановки, дающей возможности для действий. Но авторитет - уже не они, а сверстники. Усиленно проявляется запечат-ленное и возрасте 10 - 12, и в возрасте 0 - 3 года. Если человек ощущал тогда обиду, свою или своих близких, особенно матери, то сейчас он не-вольно ожидает таких действий со стороны других и старается их упре-дить по принципу “лучшая защита - это нападение”. 34
Он прибегает к грубости раньше, чем возникнет повод к этой грубо-сти. От 87 до 93% подростков в это время становятся очень жестокими, беспощадными, насмешливыми по отношению к взрослым. По отношению к сверстникам устанавливается жесткая иерархия: подчиняться сильней-шему и отыгрываться на слабейшем. (Не здесь ли “пересадочная станция” к “неуставным отношениям” в армии?) Но 7 - 13% подростков как бы “выламываются” из этого жесткого диктата. Им очень важно в это время проявить свою заботливость, внима-ние, нежность. Большинство сверстников способны встречать проявление этих качеств насмешкой, в лучшем случае - снисходительным равнодуши-ем как самооправдание собственной неготовности к таким действиям (зе-лен виноград!). А взрослые - ни родители, ни учителя - в подавляющем большинстве случаев не готовы ни к тому, ни к другому. Отсюда трагедии подростковой любви, не понятой ни сверстниками, ни взрослыми. Отсюда же резкое обострение проблемы “отцов и детей” и отсюда проблемы под-ростковой преступности. В это время с подростком нельзя работать один на один: он перестает слышать авторитет взрослого. “Внутренний голос” под-талкивает его поступить наоборот, чтобы “отстоять свою независимость”. В это время очень эффективна работа с группой подростков при условии уважительной адресации к внутригрупповой иерархии без выделе-ния отдельных индивидов взрослым (они их выделят сами!). Такой взрос-лый становится очень большим групповым авторитетом, и подростки гото-вы его всячески защищать, как необходимый им компонент среды обита-ния их группы. Это может быть тренер спортивной команды, это может быть руководитель театральной студии, а может оказаться и преступник-рецидивист. Сегодня эта ситуация повторилась на религиозной основе: “Белое братство Марии Цвигун”, “Богородичная церковь” и ряд других религиоз-ных сект умело использовали объективные закономерности, действующие в этом возрасте - готовность подростков индивидуально противостоять роди-телям и учителям и ориентированность группы подростков на взрослого-лидера. Мощно проявляется запечатленное в возрасте от рождения до 3 лет и в предыдущем периоде (10 -12 лет), когда тщеславные родители пыта-лись сделать из своего дитяти будущего спортсмена, музыканта, матема-тика - и все помимо его устойчивого желания, доводя временные его увле-чения до абсурда. Это возраст, когда гибнут многие хорошие ростки, начавшей проби-ваться необычной нежности, заботливости, стремление не ко влюбленно-сти, а к любви. Когда жесткий стиль отторжения взрослых и беспощадная борьба за иерархические места в подростковой группе на накладывается на 35
психофизиологические процессы этого возраста - получается еще более трагичное положение, особенно с девочками. 14 - 17 лет - активизируется запечатленное в периоде 7 - 10 лет. Школьники вдруг снова начинают прилежно учиться. Но не все а только те, кто более или менее нормально прошел период 7 - 10 лет, кто душевно не покалечен в начальных классах, кому повезло с личностью первого учи-теля. Но в это время учеба уже иная. Здесь начинает особенно интенсив-но развивается или ослабевает способность абстрактно-логического мышления. Интеллектуальный потенциал общества погибает максимально в это время. Будущее науки определяется в этом периоде. В это время по-лучает развитие или отмирает склонность к философским размышлениям, к абстракно-теоретическому мышлению. Увы: в большинстве случаев и учи-теля, и родители к этому опять же не готовы. 17 - 19 лет - «возвращается» возраст 5 - 7 лет. То был возраст об-ретения внутренних сил устойчивого нахождения в трудовом процессе - в истинном или ложном. Теперь индивид активно реализует внутреннюю готовность к роли труженика или имитатора бурной деятельности. Ис-тинный трудовой процесс начинается не с проектов, а с осознания нужды близкого, с сочувствия, с сопереживания. В народе давно было известно, что девушек надо выдавать замуж именно в этом возрасте: в семью брали работницу, помощницу родителям мужа. Это совпадало с тем периодом, когда девушке надо проявить подготовленность к труду. Муж брал храни-тельницу, которая должна была без подсказки сама видеть: кому и что нужно. А если еще в 18 лет она становилась матерью, получая дите, нуж-дающееся в особых ее заботах - просыпался комплекс того, что женщину делает человеческой матерью, не биологической роженицей, не кормили-цей, а Матерью. Женщина в это время должна состояться как Мать и как работница. И нужно это прежде всего ей самой, но нужно и ее семье, и обществу. Еще один аспект социального импринтинга в период 17 - 19 лет: восхождение от послушания к почитанию. В возрасте 5 - 7 лет фор-мировалась способность и внутреннее устремление к послушанию, внешне нередко проявлявшееся через парадоксальное поведение. Те, кто прошел тот возраст нормально, кто научился не подчинению, не покорности, а именно послушанию (избави бог, говорят в народе, от покорной жены и от властного мужа! Покорная жена - как податливая трясина на болоте, а властный муж детей или тиранами вырастит, или забитыми ничтожества-ми.), те, кто прошел успешно, осваивают в этом периоде следующую ступень межличностных отношений - почитание. Дети к почитанию еще не способны, они могут учиться только послушанию. Очень важен для возраста 17 - 19 лет авторитетный человек. отделенный от молодых 36
значительным возрастным промежутком, очень нужен человек, которого можно почитать. На Руси такими почитаемыми были старцы-отшельники, святые подвижники, на Кавказе - седые старейшины, в Сред-ней Азии - главы родов. Это может быть почитание мудрецов, как в той же Японии или в Китае. В этом плане особое значение приобретает полная семья, имеющая 3 - 4 поколения. При этом лучше, если старые люди живут отдельно, но со-всем рядом, как и дети должны иметь отдельную комнату, хотя бы одну на всех. Быт старших должен быть не на глазах молодоженов, но они должны находиться достаточно близко для возможности проявления постоянно за-боты о них. Это надо не старикам. Это надо молодым родителям и их же-нам, особенно это нужно молодоженам. Должно быть почитание, которое увидят, почувствуют и впитают в подсознание малые дети - внуки и пра-внуки этих стариков. Увы: у нас точка в 19 лет оказывается самой трагичной. Максимум психических заболеваний, нервных срывов и максимум самоубийств груп-пируется вокруг этой возрастной точки. Несостоявшееся почитание очень часто приводит к тому. что человек начинает проявлять эту внутреннюю потребность на недостойном человеке. Юноши в 19 лет в армии. Им необходимо доверительно открыться, чтобы затем опереться на мудрость старшего. Он пытается доверительно обра-титься к командиру, и... от прежней его веры в людей, в добро, в справед-ливость может после этого ничего не остаться. Не лучше получается ситу-ация с девушкой, лучшие чувства которой оказываются в это время обма-нутыми, которую в это время предали... 19 лет - это переломная точка - снова возврат к поиску смысла жизни. Жил человек, профессию выбрал, место жительства, работу. семью, возможно создал, и вдруг снова обостряется вопрос: а в чем он - смыл жиз-ни вообще и для меня, в частности? Все заново: то ли я выбрал? то ли де-лаю: так ли живу? И вообще: кто я? каков я? А парни в это время оказыва-ются в армии. В армии философствование не поощряется. Девушки не только встретили свою первую любовь, а некоторые и семью создали. И если девушка вышла замуж в 18 лет, если она уже состо-ялась как работница, откликающаяся на чью-то нужду, если она в 19 лет стала матерью, если она почитает главу большой полной семьи, то в 19 она обретает полноту смысла жизни. 19 - 21 - человек снова «возвращается» к возрасту 3 - 5 лет. Тогда обретение представлений о смысле жизни шло через игру и не опира-лось на существенные абстрактные, философские обобщения. Теперь это уже не в игре, а в сложной и противоречивой жизни, с грузом пе-режитых разочарований и неудач. И если нет надежной семейной опоры, 37
нет почитаемого мудреца - груз может оказаться непосильным. Тут-то и обращаются к различным сектам, к “деловым властителям жизни”, отбра-сывая остатки сдерживающих “моралей”. Самое большое количество начи-нающихся нервных расстройств и психических заболеваний приходится на этот период. Беда, если реальные условия жизни вступают в противоречие с теми смыслами и целями, для которых он личностно открыт, особенно, если период с 3 до 5 лет прошел недостаточно эффективно в плане обрете-ния навыков выделения главных смыслов деятельности в обобщенном ви-де. Пациенты 19 лет - самые трудные для психиатров и психотерапевтов. Но зато уже если человек к этому времени имеет надежную опору, если для женщины в это время смыслом ее жизни становится прогресс ду-ховности ее семьи - в личностном плане это уже несокрушимо в дальней-шем. Обращение к биографиям показало, что практически все женщины, последовавшие за декабристами в Сибирь, оптимально прошли все эти пе-риоды в силу сложившихся ранее обстоятельств. Давно нет уже тех жен-щин, а память об их подвиге люди хранят как величайшую духовную цен-ность культурного наследия предков. И дело не в том, что они больше лю-били своих мужей - некоторые не так уж и любили. Но они не могли иначе. Сохранение и проявление верности мужьям было неотъемлемой частью их смысла жизни, этого требовало их подсознание, не поддающееся корректи-вам, требовало как сохранения верности самим себе. Верность самому себе как основное условие самосохранения - или отсутствие потребности сохранять верность кому бы то ни было и чему бы то ни было - пожизненный выбор окончательно закрепляется именно в этом периоде. А если к девушке в это время только свататься начали? У нее уже определился в меру ее развитости и благоприятности обстоятельств ее смысл жизни, у жениха - свой. Внешне оба красивы, состоятельны, внешне смысл жизни не проявляется, да не всегда столь уж четко и ощущается на уровне сознания. Чем не пара? Создается семья. И уже в рамках семьи об-наруживается глубинное несоответствие по самому главному в личности. И обнаруживается, что в один и тот же возок семейной жизни оказались впряжены Лебедь и Щука... По отдельности оба хороши, вот только взаимосоответствия нет. А их насильно пытаются удержать вместе теми или иными способами. Пар в котле нагнетается, а потом - взрыв. Этот взрыв даже может и не проявить-ся внешне - все внутрь уйдет. Тем разрушительнее это будет для личности. Вот тогда и близкие спохватываются запоздало... 38
21 - 24 года - это период “юношеского младенчества”. Это время, когда на поверхность всплывает все, что ребенок запечатлел в тече-ние 6 месяцев до рождения и 3 лет после рождения: и образ валяюще-гося на диване бездельника-отца, обидчика маминого, это и столкновения “ты меня не уважаешь! Ты меня не любишь, не бережешь, я тебе не домра-ботница!” И с другой стороны: “Я мужчина или не мужчина? Кто все-таки в семье главный?” Нашла коса на камень, полетели искры... И все это не преднамеренно, не сознательно - подсознание воле не подчиняется. Слова вылетают прежде, чем человек успевает их продумать и прочувствовать. Мимика изменяется прежде осознания вспыхнувшего чувства обиды и негодования. И начинают калечить собственных детей, чтобы те “передали эстафету” в свои 21 - 24. Вот почему после 21 года девушка считалась непригодной для начала семейной жизни - разве что какой-нибудь отпетый неудачник возьмет, не подумав. В крайнем случае, говорилось, жди, пока не пройдут следующие три года - 24 - 27. Там она снова обратится к смыслу жизни. Но 28 лет - уже не лучший возраст для рождения первенца (по анатомо-физиологическим и гормональным аспектам). А у нас так оно и получается: пока институт окончит, пока с жильем устроится, пока зарплата установится, потом молодым «для себя пожить хочется» - время и упущено, да и здоровье уже не то. А потом остаток жизни носят своего единственного ребенка по врачам, постоянно страдая от его неврозов. Сегодняшнее общество, особенно по городам, устроено так, что реальная жизнь людей противоречит требованиям объективных законо-мерностей социального импринтинга. После 24 лет начинается следующая волна с теми же периодами в той же их последовательности, но в несколько иных формах. Отличия связаны с тем, что развитие продолжается на основе ранее сформированных ка-честв, выполняющих теперь роль фундамента для последующего развития глубинного, подсознательного, и на основе уже приобретенного жизненно-го опыта, сформированной культуры, служащих теперь фильтрами для со-знательного восприятия новой информации. Итак: рассмотрение этапов феномена социального импринтинга показывает, что можно вполне целенаправленно и эффективно фор-мировать и развивать духовность новых поколений, обеспечивая на каждом из этапов условия жизнедеятельности и взаимодействие ин-дивида с этими условиями в соответствии с объективными законо-мерностями этого феномена. Это не утопия, а задача, реально выполнимая на основе систем-ного подхода к интеграции воздействия на жизнь людей религии, фи-лософии, науки, традиций и всех уровней социального самоуправления 39
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |