АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальный импринтинг - это то же самое применительно к социальным качествам и программам жизнедеятельности человека

Читайте также:
  1. III. Обучение по образовательным программам
  2. А теперь самое важное
  3. Абу Лайс дает фетву по такому пониманию. То же самое, что человек делает намаз без омовения и в наджасе
  4. Алкоголь как социальный адаптоген.
  5. Альным взаимодействием. Вот почему эту качественно новую ступень природного феномена следует выделить как социальный импринтинг.
  6. Бахолдина В.Ю. Происхождение человека. Находки, термины, гипотезы. М.: Фолиум. 2004.
  7. Безопасность жизнедеятельности
  8. Безопасность жизнедеятельности
  9. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
  10. Безопасность как одна из основных потребностей человека.
  11. Био-психо-социальный ущерб
  12. Болевые точки человека. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Принципиально важно, что социальный импринтинг действует пре-имущественно на уровне подсознательного.

Это противоречит общераспространенному мнению, нарастающему еще со времен эпохи Возрождения, когда культ науки, культ разума по-двигли людей к убеждению о возможности все узнать, все понять, все рас-считать - и построить все желаемое на земле Тогда возник огромный крен в сторону стремления все логически понять, рассчитать и волевыми действи-ями изменить, тогда стало опасно недооцениваться подсознательное. Про-мышленная революция, установление господства рыночных отношений, а затем и научно-техническая революция стали еще более вытеснять чув-ственно-эмоциональное, резко увеличивая крен в сторону формально-логического.

Социальный импринтинг действует, прежде всего, с основным ак-центом на чувственно-эмоциональное. Человек умом может знать и пони-10

 

мать, что так поступать не полагается, не надо бы, но ему уж очень хочет-ся, так хочется. что и не удержаться. Во многих случаях он просто не отда-ет себе отчет в том, почему ему именно этого так хочется: “Душа горит, просит, и ничего с собой не могу поделать!”

Чтобы последующий рассказ ввести в общие представляемые рамки, сделать материал более обозримым, сначала без расшифровки очень кратко назовем все этапы первой волны, а потом уже рассмотрим каждый из них подробнее.

На протяжении последних 6 месяцев до рождения происходит формирование общей установки на эмоциональное восприятие мира и вза-имоотношений с ним.

От рождения до 3 лет - запечатление программ эмоционального реагирования на изменения в окружающем мире и уточнение, детализация программ обобщенного восприятия этого мира. В это время формируются и развиваются способности и особенности восприятия добра и зла, благо-дарности и обиды, признательности и равнодушия, нежности и грубости, сопереживания, сочувствия и брезгливой отстраненности. До 3 лет на эмо-циональном уровне начинается прорастание или отмирание, если не полу-чит развития, способности любить. Это специфически человеческая спо-собность - любить, а не просто влюбляться (способность влюбляться идет от биологии, от животного мира, способность любить - от социального, от сугубо человеческого мира). Несколько позднее будет показано, что это противоположные состояния индивида. Внешне похожие, но сущностно противоположные, полярные. Будет показано, как эти полярности соотно-сятся с переходом к состоянию ненависти.

С 3 до 5 лет через игру формируется и развивается воображение, фантазия, и через них формируется способность различать форму и смысл. Игра - это всего лишь форма. В это время формируется и разви-вается способность индивида видеть “сверхзадачу по Станиславскому”. (Для актера недостаточно правильно произносить нужные слова, делать предписанные жесты, изображая какого-то героя - ему нужно обязатель-но участвовать в решении сверхзадачи, которая в тексте пьесы не обо-значена.) В этом периоде во время игр развивается или отмирает заро-дыш ориентации жизнедеятельности индивида на главный смысл жизни: зачем я живу? Вот тут и записываются программы: “жить, чтобы есть” или “есть, чтобы жить” - что ради чего? где основной акцент?

С 5 до 7 лет формируются внутренние душевные силы для устойчи-вого нахождения в истинном трудовом процессе. В это же время формиру-ется программа послушания как форма и глубинный принцип межчелове-ческих отношений - не подчинения, а именно послушания. 11

 

С 7 до 10 лет формируются и запечатлеваются внутренние основа-ния, внутренние силы устойчивого нахождения в процессе учебы.

С 10 до 12 лет - период формирования программ нахождения и узна-вания, оценки собственного места в структуре различных видов деятельно-сти и социальных отношений.

12 лет - это пиковая крайняя точка на уровне освоения. Затем этапы повторяются в обратном порядке.

С 12 до 14 лет - период самоутверждения на применении освоенно-го. В 10 - 12 лет он это вбирал, запечатлевал, а теперь это активно проявля-ется вовне. Теперь нужно не просто найти и узнать свое место - теперь необходимо утвердить за собой это место, оградить его от помех, от пося-гательств.

14 - 17 лет - «повторяется» период 7 - 10, но теперь на абстрактно-теоретическом мышлении с выходом на философские обобщения и на фор-мирование картины мира в целом. В периоде 7 - 10 лет самым близким че-ловеком должен был стать учитель. В 14 - 17 лет - в период выхода на аб-стракции, на философию, на проблематику Космоса, Земли, человечества - учителя могут быть и заочные.

17 - 19 лет - включение в трудовую жизнь и освоение социального почитания старших. Это «повтор» возраста 5 - 7 лет. Только там было по-слушание, здесь же - почитание.

19 - 21 - время перехода на новую ступень осмысления жизни, осмысления уже пройденного пути, время формирования стратегического целеполагания для своей предстоящей жизни.

21 - 24 - период “юношеского младенчества” или эмоциональное са-моутверждение из подсознания.

Брошюра Гармаева А. Ц. Этапы нравственного становления ребенка. М., 1991. уже стала библиографической редкостью.

На феномене социального импринтинга основаны интересные работы Ленинградского отделения российского фонда “Земля и дети” под руко-водством А. С. Валявского, уже выпустившего две брошюры о своей рабо-те: Этическая педагогика. Сборник избранных работ Валявского А. С. Вып. 1. Санкт-Петербург. 1993.; Вып. 2. Санкт-Петербург. 1994. В 1998 г. С-Петербургское издательство «ФОЛИО-ПРЕСС» выпустило большую книгу А.С. Валявского «Как понять ребенка.»

Хорошо описан период до трех лет в работе одного из основателей фирмы “СОНИ”, основателя Ассоциации раннего развития и школы “Обу-чение талантов” Масару Ибука “После трех уже поздно” М., 1992.

А теперь рассмотрим выделенные этапы формирования и развития личности несколько подробнее. 12

 

В самом начале есть особый период, не повторяющийся в дальней-шем, но влияющий на всю последующую жизнь.

По последним данным формирование личности. а не только биоло-гических качеств, начинается через 3 месяца после зачатия (См., напри-мер: Андре Бертин. Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях. СПб. 1992.)

Эксперименты показали, что в этот период ребенок запоминает голос не только матери, но и отца, не только голос, но и песни их. Новорожден-ный помнит все это.

В течение последних 6 месяцев внутриутробного развития ребенок запечатлевает тип эмоционального реагирования на изменения в окру-жающем мире, запечатлевает программы реагирования своей матери, у ребенка формируется установка, предварительная готовность к эмоцио-нальному восприятию мира и взаимодействию с ним.. Что такое хорошо и что такое плохо, добро и зло, приятно и неприятно, уверенность и тревож-ность, беспокойство, ласка и грубость, страх или радость - начало освоения сущностей, обозначаемых этими словами, происходит именно в этот пери-од.

Новорожденный уже знает, ждали его с радостным нетерпением или со страхом и досадой, колеблясь: не сделать ли аборт, не убить ли его? Ан-дре Бертин на основе большого экспериментального материала рассказыва-ет именно об этом, а также и о том. как воздействовать на формирование личности еще до рождения младенца.

Это объясняет многое в особенностях проживания ребенком уже пер-вых недель в родительском доме. Одни новорожденные сразу же ведут себя очень спокойно, постоянно пребывают в хорошем настроении, узнают отца как мое надежное существо в этом добром мире, как человека, приносяще-го радость матери., Другие в тех же внешних условиях плаксивы, по любо-му поводу и без внешних поводов капризничают, часто испуганно вздраги-вают во сне, часто просыпаются по ночам и не дают спать своим родите-лям, создавая тем самым очень нервозную обстановку в семье.

Это молодые родители получают то, что они сами же и заложили в психику ребенка в течение последних 6 месяцев его внутриутробного раз-вития.

Согласно древним обычаям требовалось, чтобы родители ждали ре-бенка с радостью, в спокойной уверенности за свою семью, чтобы будущая мама это время не подвергалась никаким сильным эмоциональным воздей-ствиям. У нее должно быть углубленно сосредоточенное на будущем ре-бенке состояние. Она должна чувствовать себя под надежным крылом му-жа и свекрови, именно свекрови - та сама женщина, теплее, ласковее с бу-дущей мамой, и еще не родившийся ребенок это запечатлеет. Малейшая 13

 

небрежность, обида, нанесенная будущей маме в эти 6 месяцев нестираемо запечатлеются в психике новорожденного и могут обернуться крупными неприятностями в последующей его жизни. Будущей маме запрещалось даже участие в больших праздниках в роли болельщицы - никаких сильных потрясений! Даже большая, бурная радость, восторг будущей матери про-тивопоказаны. Почему сильные огорчения противопоказаны - понятно. А почему противопоказаны сильные радости? Современные знания позволя-ют это объяснить. Оказывается, психика построена по двоичному принци-пу. Информация передается в двоичном коде «да - нет». В мозгу при воз-буждении очага возбуждения происходит иррадиация - распространение возбуждения на окружающие области за счет того, что более дальние участки тормозятся, утрачивают активность. Более того: после этого воз-буждения наступает торможение, апатия большие, чем были до начала воз-буждения. В мозгу есть два центра, которые известный психотерапевт Вла-димир Леви назвал областями «рая» и «ада». Есть участки мозга, куда нель-зя вживлять электроды. Малейший сигнал, наведенный на такой электрод (а избежать наводки различными электрическими полями практически не-возможно) вызывает катастрофу психики - адские мучения, а затем гибель от шока. Это участки «ада».

Если же вживить электрод в участок «рая» и подать импульсы, то наступает состояние эйфории, райского блаженства, при котором утрачи-вают субъективное значение все остальные внешние сигналы. Все заслоня-ется стремлением снова и снова получать эти импульсы, несущие предель-ное наслаждение, недостижимое в нормальной жизни.

В биологическом эксперименте крысам вживили такие электроды. А в клетке установили рычаг, при нажатии на который в электрод посылался соответствующий импульс. Крысы оставили все: они сидели и колотили лапками по рычажку до тех пор, пока не падали в изнеможении. Едва при-дя в себя, снова тянулись лапкой к рычажку. Ни еда, ни питье, ни половые партнеры - ничего больше не существовало для крыс кроме заветного ры-чажка. В итоге - гибель от истощения.

Известна пословица: «Рано пташечка запела - как бы кошечка не съе-ла.» Когда человек с утра очень весел, поет, прыгает - в течение дня может оказаться достаточно пустяка, чтобы повергнуть его в глубокую меланхо-лию, достаточно малейшей неудачи, чтобы у него опустились руки. В. Леви называет это «принципом маятника». Если вы очень далеко отвели маятник в одну сторону, а удержать долго нельзя, то в другую сторону от качнется не меньше. Из этого следует, что если вы хотите утешить человека в глубо-кой печали, то не спешите с попытками его обрадовать - сначала успокой-те. Нельзя маятник без поломки прямо переместить в противоположное по-ложение, минуя нулевую точку. Во почему в состоянии глубочайшей де-14

 

прессии, большого горя целительной оказывается не веселая, а немного грустная спокойная музыка: она возвращает маятник к точке покоя, а через нее он по инерции движется в положительную сторону. Иногда нужно, чтобы кто-то тебя не радовал, а просто посидел с тобой. Посидел и помол-чал - наступает успокоение как преддверие радостной активности.

Люди методом проб и ошибок многое нашли. Будущей маме запре-щались бурные эмоции, сильно действующие зрелища, чтобы чрезмерно не раскачивать маятник психики, поскольку это ведет к потере устойчивости формирующейся психики младенца. Запрещались резки громкие звуки в присутствии беременной, запрещался длительный, монотонный раздража-ющий шум. От этого зависело: родится оптимист или пессимист. Или мла-денец с тревогой будет ждать неприятностей от окружающего мира, или он родится с доверием к миру, который его ждет, который ему будет рад.

Будущей маме нужны тихие, спокойные радости, приносящие умиро-творение и уверенность в благополучном будущем. Женщина должна без страха перед родами или перед будущими материальными трудностями, перед возможными трудностями домашнего хозяйства и ухода за малышом ждать своего первенца.

Если родители, желающие еще сами пожить в свое удовольствие. по-ка молодые, колеблются: пускать ли еще не родившегося в жизнь или пре-рвать беременность - они уже начинают калечить его психику. И не только физиологически оправдан запрет на аборты после трехмесячной беремен-ности.

Очень хороший ленинградский учитель Е. Ильин в свое время при изучении творчества Льва Толстого обязательно проводил со старшекласс-никами урок на тему “Как надо ждать ребенка”.

Есть хорошая книжечка Лены Никитиной “Я учусь быть мамой”. И адресована она не только женщинам, но и их близким. Не роженицей, не кормилицей, не няней - а именно мамой. Это роль социальная: без любяще-го и умеющего исполнять переданное в заветах предков мужа эта роль трудно исполнима.

Устроит новорожденный потрясение семейных основ или семейные радости каждого дня - это закладывается ситуацией проживания его мамой 6 месяцев до его рождения.

Сегодня в числе прочих известны два факта. Для того, чтобы младе-нец нормально включился в новый мир, его сразу же после выхода на свет на до приложить к материнской груди. Не потому, что он рождается таким голодным. Очень много вреда принесло людям распространение такой практики в роддомах. При которой обмыв новорожденного, уносили его, пока роженица не придет в себя и не окрепнет. Там его кормят из соски. А матери дают иногда даже несколько дней спустя. На это обратил внимание 15

 

Б. Никитин, который объяснил первую часть этого. Оказывается, у млеко-питающих, к которым относится и человек, после рождения детеныша мо-лочные железы выделяют сначала не молоко, а особую жидкость - молози-во. Она выделяется только первые несколько часов. И первое, что должен получить новорожденный - не молоко, а вот это молозиво. Это нужно, что-бы нормально запустить действие пищеварительного тракта. Если ребенок в первые часы жизни получил молозиво, у него начинает нормально рабо-тать пищеварительный тракт и уже не будет диатеза, с которым столько мучаются сегодня молодые родители. Несколько часов спустя молозиво пропадает, и выделяется уже обычное молоко. Молоко научились хранить, консервировать и даже заменять, а молозиво - нет. Нет в роддоме молозива, и замены ему нет. (Подробнее об этом можно прочитать в книгах супругов Никитиных.)

Не менее молозива важно воздействие биополя матери. Это сущ-ность, которую сегодня уже не отрицают, хотя единой интерпретации еще не выработано. Когда ребенка сразу после рождения прикладывают к груди матери, он жизнь в новом мире начинает в материнском биополе. Попадая в привычное биополе, ребенок выходит из только что пережитого потрясе-ния, из стрессового состояния прежде, чем начнутся необратимые измене-ния в глубине психики и стрессовые эффекты в теле. Более того: сочетание сосания и нахождения в биополе устанавливает гармонию между биологи-ческими и психическими процессами. О важности гармонизации как про-цесса ранее уже было много сказано.

Народные обычаи предписывали маме в первые же часы, в первое же кормление разговаривать с дитем. При выполнении этого условия в после-дующие месяцы он лучше сосет, лучше спит, меньше беспокоится. Дело в том, что когда мама разговаривает, изменяется ее состояние, что немедлен-но изменяет и действующее на младенца биополе. Г.Н. Сытин открыл воз-можность через подбор определенных текстов для произнесения изменять биополе человека, которое, в свою очередь, изменяет многие биологиче-ские и психические процессы. (См.: Сытин Г.Н. Животворящая сила. По-моги себе сам. - СПб.: ТОО «Лейла», 1993.)

Говорящая с дитем мама приобретает иное биополе, а оно действует напрямую на обоих. Ранее уже было сказано, что когда будущий отец еще до рождения ребенка находится рядом с мамой, разговаривает с ней и с бу-дущим потомком, поет для них - это запечатлевается даже еще не родив-шимся ребенком. Запечатлевается не в сознании - оно этого еще не может. Запечатлевается в подсознании, что не менее важно. Вот почему так важно любить будущих мам - дети иные рождаются. Это проявление объективных причинно-следственных природных связей. Жизнь начинается на такой ба-16

 

зе, что многое невозможно увидеть и услышать, начинается на базе чув-ственно-эмоциональной сферы подсознания.

Следующий период - от рождения до 3 лет. Это время более пол-ной записи программ эмоционального реагирования на изменения в окружающем мире. Если до рождения ребенок запечатлевал эмоцио-нальное восприятие мира мамой и принципы ее ответного эмоцио-нального реагирования, то теперь помимо типа эмоции запечатлева-ются и формы выражения через голос, мимику, жесты. В предыдущий период формировалась установка на мир: каков он? что от него ожи-дать? Теперь формируется основа ответных реакций.

Вот мама оказалась перед чем-то неприятным. Как она отреагирует - или ответной злобой, или беспомощным плачем,. или трусливым бегством. или спокойным терпением, или добрая мама покроет неприятность своей любовью, исправляя ошибку другого человека? Как она эту свою эмоцио-нальную реакцию выразит словами, с какой интонацией, с какой мимикой, с какой скоростью она будет говорить, насколько громко, с какой скоро-стью у нее будут в это время движения и какие именно? Это запечатлеется в подсознании ребенка. Он запечатлевает начальное и ответное эмоцио-нальные состояния со связью между ними.

В основном запечатлевается женский тип реагирования. До 3 лет ребенок почти полностью мамин. Но есть две точки - 1,5 и 2,5 года. В этих точках ребенок как бы отворачивается от мамы и весь обращает-ся к отцу. Не надолго - от 2 недель до 2 месяцев. Но за это время природа требует запечатлеть мужской тип реагирования, мужские формы вы-ражения отношений к тем или иным переменам. В этом время запечат-леваются обобщенные образы мужчины и женщины как таковых и их различие между собой.

Соответственно обычаи требовали, чтобы ребенок в это время увидел отца за мужским занятием в мужском виде - на коне с оружием, в поле за плугом, в лесу с ружьем или топором, на воде с сетью. Ребенок должен увидеть: чем отец занимается, кто такой настоящий мужчина, как он себя ведет. Он должен запечатлеться образ настоящего мужчины со специфиче-скими мужскими эмоциями - более сдержанными во внешних проявлениях, хотя и не менее глубокими по сути.

Мать он и так много видит во время домашних ее забот даже и сего-дня. А вот отец сегодня нередко запечатлевается в памяти малыша как без-дельник, валяющийся на диване или просиживающий перед телевизором. Папа ничего не делает, мама за ним ухаживает, а он только ворчит или храпит - не нужный он человек! И не объяснить ребенку, что папа на рабо-те очень устает, зарабатывая средства для жизни семьи. Ну как вы годова-лому объясните, что такое зарплата? Ребенок запечатлевает не слова, а прежде всего программы эмоционального реагирования на перемены в 17

 

окружении. Запечатлеваются интонация, частота произнесения, мимика, жесты. Важно и то, что запечатление в сознании идет через фильтры пред-шествующего опыта, а в подсознании запечатлевается хотя и медленное, но напрямую, безо всяких фильтров. Потом мы удивляемся тому, что многие современные мальчишки, особенно сыновья матерей-одиночек, не имеют в себе образа настоящего мужчины: они или инфантильно женственны, или по принципу маятника утрированно грубы и жестоки. Удивляемся тому, что девушки пытаются подражать парням в куреве, водке, матерщине, а в глубине души презирают «мужиков, которым только одного от женщины и нужно...». Они эти образы до своего трехлетнего возраста запечатлели.

Важно знать, что ребенок запечатлевает не только то, что он непо-средственно видит и слышит, а и то, что чувствуют, переживают мать и отец, запечатлевает их состояние через биополе.

Вот почему следует считать преступлением перед формирующейся личностью небрежное обращение с кормящей матерью. Маму отругали в соседней комнате за закрытой дверью. Она слезы вытерла, улыбку изобра-зила перед тем, как дверь открыть, и идет кормить малыша. А он запечат-левает ее внутренне возмущение незаслуженной обидой и ее ощущение собственной беспомощности. Так отняли у него часть оснований для ува-жения женщин в последующей его жизни - не жалости или сострадания, а именно уважения, признания их особой силы и достоинства. Кто об этом знает? А ведь эти закономерности действуют независимо от чьего бы то ни было осознания.

В сознании память подросших не воспроизводит этих картин, а в подсознании восприятие мужского и женского идет от того времени. Обобщенные образы мужчины и женщины, типы их поведения запечатле-ваются в этом периоде, чтобы затем стать основой собственного поведения выросшего индивида.

Надо, чтобы ребенок запечатлел отца как труженика, заботника, за-щитника, стратега, как надежную опору уверенности и спокойствия окру-жающих. Иначе вырастет парень с женским типом поведения или с идеа-лами “крутости”. Иначе вырастет девочка с пренебрежительным отноше-нием к мужчинам как таковым или со страхом перед ними. Вырастают “борцы за права женщин”, являющиеся на самом деле мужененавистница-ми.

Вот почему выросшие без отца дети в дальнейшем с таким трудом строят собственные семьи, семьи ненадежные, поскольку создатели их за-ранее предрасположены к разводу, хотя сами этого и не осознают. Дети ма-тери, которая была в доме и за женщину, и за мужчину, чаще других пред-расположены или к подавленности психики, или к агрессивности поведе-ния. 18

 

Еще раз повторим: запечатлевается не то, что ребенку пытаются в это время сообщить и объяснить, а то, что он реально видит, какой он слышит окружающую среду. Запечатлевается это на уровне подсознания, а оно “фильтров” не имеет - запечатлевает медленно, но без корректировок.

Кто за кем в доме ухаживает? Кто о ком заботится? Ребенку важно это правильно воспринять. До 3 лет формируется способность сочувствия, сопереживания. Формируется представление: добро или зло составляет ос-нову человека? В это время психика становится на одну из трех точек зре-ния: человек для людей, люди для человека или каждый просто сам по се-бе. От этого будет зависеть основа будущей личности: жизнь с людьми и для людей, использования людей в качестве подручных средств или инерт-ная нейтральность. Формируется духовность или атрофируются ее основы.

До 3 лет формируется способность любить. Не влюбляться, а именно любить, проявляя таким образом свою духовность. Влюбляться и живот-ные умеют - и лебеди, и волки, создающие пару на всю оставшуюся жизнь. А любить - это человеческое.

Но если до 3 лет эта способность не сформирована соответствующи-ми условиями, то потом будет уже поздно. Как бы страстно ни влюбился человек в дальнейшем - любить он уже не сможет. Страсть удовлетворит - а что потом? - Потом ревность и собственное стремление к разнообразию.

Отсюда первый вопрос к будущему супругу - получил ли он способ-ность любить в возрасте до 3 лет?

Человек почти не помните своего детства до 3 лет, но оно живет в его подсознании и корректирует всю последующую жизнедеятельность до по-следних ее дней.

Это даст себя знать в “трудном подростковом возрасте” с 12 до 14 и в периоде “юношеского младенчества” с 21 до 24 лет. То, что было запечат-лено до 3 лет на уровне подсознания, теперь из подсознания будет задавать эмоциональную направленность поведения. Даже силой воли это не удаст-ся контролировать достаточно устойчиво.

Если в раннем детстве теперешней супруги ее мама была обижена на бросившего семью мужчину, то теперь такое эмоциональное состояние ка-залось бы беспричинно будет проявлять выросшая девочка. Она с опереже-нием будет ожидать подобного поведения от своего мужа. Даже сама себе она не сможет полностью этого объяснить. Даже объяснениям со стороны не может полностью поверить. Такое состояние повышенной подозритель-ности и опережающей агрессивности и хорошего мужа может постепенно спровоцировать.

Потому и был обычай в народе: не брать замуж девушек старше 21 года. Это были “перестарки”. Теперь надо было ждать, пока им исполнится 27, то есть ждать прохождения периода 24-27, на котором первый этап со-19

 

циального импринтинга повторяется, хотя и в ином виде. А после 27 лет рожать первенца уже поздновато.

Базовое свойство “нежность”, базовая потребность проявлять свою нежность в качестве основы, на которой зиждется человеческая способ-ность и потребность любить, формируется именно до 3 лет. В последую-щие годы она только дополняется и развивается.

Способность любить (а любовь - состояние прежде всего именно эмоциональное) формируется и развивается именно в этом возрасте. И образцы эмоциональных программ любящих мужчины и женщины впеча-тываются в подсознанием именно до 3 лет. Не чувствовавший рядом с собой любящих людей не способен будет и сам впоследствии в полноте любить - сможет только влюбляться, а это, совсем другое состояние. Задатки, не получившие своевременного превращения в способности, от-мирают.

Индивид, не получивший в это время способности любить, в даль-нейшем может влюбляться, может изображать состояние любви, но ис-кренне любить не сможет. Будет еще один период “повторения” в возрасте с 24 до 27 лет, когда подсознание снова откроется для запечатления этих способностей. Но это опоздание может иметь и трагические последствия.

Следующий период - от трех до 5 лет. Переход от игры-манипулирования к ролевым играм, в ходе которых формируется спо-собность видеть внутренний смысл за внешними действиями. Начало формирования способности ориентироваться на обобщающие смыслы вплоть до смысла жизни. Запечатление направленности главного век-тора устремлений и жизнедеятельности: я для людей или люди для меня. Дети начинают играть на другом уровне, чем прежде. Их уже не удо-влетворяет одиночное манипулирование с погремушками, блестящими штучками неизвестного назначения. Их еще не интересует спорт. Они начинают играть во взрослых, играть в жизнь взрослых людей. Они стре-мятся к играм-моделям, стремятся моделировать внешнюю деятельность взрослых, играя в дочки - матери, в больных и врача, в шоферов, водителей поезда, продавцов и покупателей, во все виды взрослой жизни, о которых получили внешнее представление.

А. Ц. Гармаев описывает, как дети в детском саду азартно играют в магазинную очередь. Игра так и называется “А мы в очереди поссорились”. Придумали ее сами дети, как и большинство игр в этом возрасте. Распре-деляются роли: продавщица и покупатели. Самому малоуважаемому в группе отводится роль нарушителя, который пытается “купить” без очере-ди. Он пытается пролезть, выпросить товар у продавщицы, оттолкнуть де-вочек, остальные шумят на продавщицу, запрещая ей продавать без очере-ди. Потом появляется самый большой и толстый мальчик с громким голо-20

 

сом - директор магазина. Он оттаскивает нарушителя, делает строгое вну-шение продавщице - и очередь снова плавно движется, покупая “товар” - игрушки на бумажки - “деньги”. А “директор” с важным видом удаляется.

Вот в это время и запечатлевается способность задумываться над смыслом жизни. Людям, которые в этом возрасте не задумывались над смыслом жизни пока еще в форме игры, впоследствии трудно понять, что это такое. Для них пустыми словами будет смысл, стоящий за внешне выраженными формами. Пустым и никчемным покажется во-прос: зачем ты живешь? чего ради добиваешься достижения конкретных целей?

Дружба и сочувствие, эгоизм и склонность к насилию - все это про-растает здесь. Хорошие воспитатели по склонности детей к определен-ным играм безошибочно узнают характеристики их родителей, не загляды-вая ни в какие анкеты и ни о чем не спрашивая. Если у ребенка есть выбор - он будет стремиться изображать родителей и тех взрослых, которые ему наиболее понравились, тех, кто произвел на него наибольшее впечатление.

Если ребенка в это время лишить ролевых игр со сверстниками и с серьезно играющими взрослыми - он никогда впоследствии не сможет пол-ностью отдаваться игре, не сможет смотреть на игру иначе, нежели на пу-стую забаву. У него не получат развития такие качества как воображение, фантазия и стремление к творчеству. Исполнителем, копировщиком он сможет быть, творцом - нет.

И для того, чтобы как-то это компенсировать, очень часто люди с из-ломанным детством став взрослыми, пытаются это наверстать, попадая при этом нередко в неудобное положение. Один американский фильм о взбун-товавшейся против повседневной рутины творческой от природы личности с этого и начинается. Высокопоставленный банковский служащий по пути на работу вдруг сворачивает к магазину игрушек, накупает кучу свертков, везет их домой, расставляет по квартире фигурки различных зверей и с ве-личайшим азартом начинает за ними охотиться с детским ружьем...

Известный американский психотерапевт Эрик Берн, основатель так называемого трансакционного метода, написал две книги, которые так и назвал: “Игры, в которые играют люди” (психология человеческих взаимо-отношений) и “Люди, которые играют в игры” (психология человеческой судьбы). У нас они изданы под одной обложкой - Лениздат, 1992. “Игра - это серьезно!” - есть и такая книга. Это действительно серьезное продол-жение на социальном уровне объективной закономерности влияния игры на развитие высших животных. (Посмотрите, как меняется неизменная вроде собачья и кошачья взаимовраждебная природа у котенка и щенка, с первых дней выросших вместе и вместе игравших). 21

 

Игра в это время строится на фантазии, на воображении, на внешнем выражении эмоций. Тем самым в этот период ускоренно формируется и развивается чувственно-эмоциональная часть интеллекта в творческой ее направленности. В дополнение к уже упоминавшейся способности видеть внутренний смысл за внешними проявлениями это оказывается важнейшей составной частью формирования будущей интеллигентности.

В это время противопоказаны ролевые игры-противоборства (не-большой элемент противоборства без жестокости допускается только как часть действий защитника добра, защитника близкого человека или иного живого существа). Нежелательны игры-состязания, игры в конкуренцию. Не имеют в этот период ценности и игры, при которых может появиться зависть к победителю, неприязнь к сопернику. В играх должны моделиро-ваться помощь, забота, защита, сотрудничество.

Сказки в этот период играют роль предварительного сценария, пред-варительной тренировки воображения. И не случайно абсолютное боль-шинство народных сказок для детей этого возраста имеет счастливый ко-нец. Не случайно все эти сказки обязательно добрые. Игра в добро или во зло не может проходить бесследно: маска, надетая даже на короткое время, имеет способность прирастать и становиться лицом души.

Родители заблаговременно должны быть готовы к организации именно ролевых игр в этот период развития собственных детей и к участию в этих играх на равных. Реально большинство молодых родителей оказы-вается к этому не готовы. Они пытаются компенсировать это, усаживая ре-бенка перед телевизором. Но наши телевизионные программы на это не рассчитаны хотя бы по времени и продолжительности детских передач. Кроме того пассивный просмотр, несмотря на переживаемые эмоции, в принципе не может заменить самостоятельных активных ролевых дей-ствий, не говоря уже о тренировке воображения и фантазии.

Следует предостеречь от очень распространенного заблуждения. Считается, что дети, ломающие в этот период игрушки своими намерен-ными действиями, а не нечаянно, отрывающие руки, ноги и даже головы у кукол, безобидно удовлетворяют свое естественное любопытство, пытаясь разобраться во внутреннем устройстве. На самом деле они незаметно для себя тренируются в отождествлении живого с неживым, в равнодушии, в небрежном отношении к вещам и к потребительски жестокому обращению с живым.

Любознательность этого периода нужно не гасить, а направлять на понимание причинно-следственных связей процессов окружающей жизни с конечным выходом на смысл человеческих действий по сохранению и при-умножению добра. Способность удивляться (а удивление возникает при осознании выхода встреченного феномена за пределы ранее известных 22

 

причинно-следственных связей) надо всячески развивать именно в этот пе-риод. Нужно сохранять приоритетность понимания над запоминанием и обязательную ориентацию, хотя бы и с большим опосредованием, на ко-нечное изменение в противостоянии добра и зла, созидания и разрушения, упорядоченности, гармонии и беспорядка. Набор фактов, включая знания о внутреннем устройстве различных объектов окружающей действительно-сти ребенок должен получать без встречи с разрушением. И не надо сме-шивать любознательность как предисловие доброй, заботливой деятельно-сти с праздным любопытством без ответственности за последствия.

Сегодняшним родителям некогда играть. И в былые времена им бы-ло не проще. Но тогда семьи были многодетными. Общение с детьми сосе-дей дополняло остальное. В результате жизнь детей в большей мере, неже-ли сейчас, соответствовала закономерностям этого периода социального импринтинга.

А мы пытаемся некоторое время спустя вести с ними запоздалые разговоры о смысле жизни, удивляясь низкой эффективности своих внуше-ний.

Если в предыдущий период закладывалась эмоциональная основа жизнедеятельности, то теперь в дополнение к прежним способностям фор-мируется направленность их поведения с главным выбором между помо-щью или насилием, между противоборством или сотрудничеством.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)