|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Естественные (природные) причины конфликтовТекст данного раздела основан исключительно на работах Конрада Лоренца (1903-1989 гг.), австрийского биолога, лауреата Нобелевской премии 1973 года за исследования агрессии. К.Лоренц – основатель этологии, науки о поведении животных. Человеческое поведение, в том числе и агрессивность, рассматривается в его работах с позиций этолога. Основная идея. Общественная жизнь человека обусловлена двумя факторами: инстинктами и культурой. Причем они находятся во взаимодействии. Инстинкты и культура образуют самую сложную систему, какую можно себе представить. Формы собственно человеческой (социальной, культурной) агрессивности возникают как результат эволюционного развития видов. Для того чтобы наглядно показать эту эволюцию, К.Лоренц выделяет четыре типа общественной организации: анонимная стая, общественный порядок без любви, союз (большая семья), общественная организация, основанная на узах личной дружбы и любви. Эти четыре типа различаются по степени возрастания агрессивности поведения от менее выраженного в анонимной стае к более выраженному в общественной организации, основанной на узах личной дружбы и любви. Анонимная стая самая примитивная форма сообщества. Особи данного вида реагируют друг на друга сближением (насекомые, улитки, косяки рыб). Для таких стайных существ характерно отсутствие какой-либо агрессивности, а вместе с тем и какой-либо личной привязанности. Связь между личной привязанностью и агрессивностью закономерна. Мы ее увидим во всех типах общественной организации. Общественный порядок без любви имеет место тогда, когда особи соединяются на долгое время и даже на всю жизнь без возникновения личных связей (ящерицы, утки-кваквы, аисты). При таком порядке агрессия наблюдается, но она случайна. Союз (большая семья) представлена в природе крысами. В таком союзе имеет место борьба одного сообщества с другим при полном отсутствии агрессии внутри стаи. Общественная организация, основанная на узах личной дружбы и любви – это то сообщество, где основополагающим принципом существования является агрессия. Обратите внимание: вышеупомянутая закономерность в данном типе организации, к которой относится и человек, проявляет себя в полной мере. Где дружба и любовь, там и агрессия, причем внутривидовая агрессия. К.Лоренц внутривидовую агрессию определяет как первичный инстинкт, направленный на сохранение вида. И как таковая внутривидовая агрессия выполняет следующие функции: 1. Равномерное распределение особей данного вида по его жизненному пространству, для чего существует маркировка в виде либо цвета, либо запаха, либо звука, либо символа (у человека). 2. Половой отбор, который осуществляется в поединках, когда отбираются наиболее перспективные с точки зрения потомства самцы. 3. Защита «семьи», охрана потомства. В тех сообществах, где о потомстве заботится один пол, он как раз и наиболее агрессивен. 4. Поддержание рангового порядка, когда каждый из совместно живущих знает, кто сильнее его, а кто слабее, так что каждый может без борьбы отступить перед более сильным. Благодаря этой функции появляются элементы научения, приобретает ценность индивидуальный опыт, а значит и особи преклонного возраста. Важно отметить: внутривидовая агрессия у животных не преследует цели уничтожения собрата по виду, а существует исключительно для сохранения и укрепления вида. Инстинкт агрессии полезен и необходим, - пишет К.Лоренц, но одновременно и опасен. Механизм торможения как раз и служит для того, чтобы свести на нет эту опасность. Причем, чем действеннее естественное оружие, которым располагает вид, тем действеннее, надежнее механизм защиты. Аналогичным образом формируется и механизм торможения агрессии в культурно-историческом развитии народов. К механизмам торможения относятся все табу, законы на скрижалях Моисеевых у иудеев, трубка мира у североамериканских индейцев. Когда мы входим в комнату, то вежливым взглядом или жестами даем понять, что приняли к сведению других, т. е. выполняем некий ритуал, предотвращающий возможную враждебность. Однако, природа, изобретя такой механизм, не может позволить в целях сохранения вида снизить накал агрессии, посему использует эту энергию. Везде, где наблюдается ритуал умиротворения, выявляется связь с индивидуальностью партнера, возникают различия между «своим» и «чужим», появляется дружба и любовь. Необходимо отметить, что наблюдаемое сходство поведения человека и животного может быть лишь функциональным, формальным, но, отнюдь не сущностным. У человека ритуалы и символы не коренятся в наследственности, а передаются традицией. Каждое новое поколение, каждый индивид должен их освоить заново путем обучения. Вот почему у человека такой длинный период первичной социализации. В этом смысле у животных нет символов, а научение ограничивается самыми простыми вещами. Эти особенности Homo sapiens, по мнению К.Лоренца, предопределили особенности человеческой агрессии. У человека отсутствует достаточно сильное оружие, принадлежащее телу, с помощью которого он мог бы убивать крупных животных. В силу этого у него нет и тех механизмов торможения, которые удерживают “хищников” от применения естественного оружия против собратьев по виду. “Естественную беспомощность” человек компенсирует разумом, с помощью которого изобретается и производится искусственное оружие. Тогда нарушается равновесие между сравнительно слабыми запретами и сравнительно слабыми возможностями. Восстановить утраченное равновесие призвана мораль как система представлений о должном поведении. Но она, увы, консервативна по сути своей. Разум же продолжает неустанно с нарастающей скоростью изобретать все более «дьявольские» способы убийства своих соплеменников. Теперь над филогенетически возникшим организмом с его врожденными инстинктами возвышается Монблан культуры. С его высоты природа человеческая кажется чем-то мелким и незначительным, чем можно пренебречь или отнести к явлениям культуры. Между тем «природа» никуда не исчезает и не может исчезнуть. К.Лоренц, в частности, описывает феномен «боевого энтузиазма», ошибочно относимый к культуре и, считающийся проявлением морали. В действительности человеком в этом случае владеет внутривидовая агрессия в ее древнейшей несублимированной форме. Недаром при воодушевлении по спине пробегает «священный трепет», осанка становится напряженной, голова гордо поднимается, а подбородок вытягивается вперед, куда-то исчезают разум и мораль. И тогда человек готов калечить и убивать своих собратьев по разуму. Правда, его действия могут быть оправданы, он даже может стать национальным героем, получать награды, оставить о себе память, оказаться образцом для подражания.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |