АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Поэзия Великой Отечественной войны

Читайте также:
  1. I.4.3.Изменение государственного управления на основе новой Конституции СССР в предверии второй мировой войны
  2. I.5.1.Изменение государственного управления под влиянием начавшейся в 1939 г. второй мировой войны
  3. I.5.2.Феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне
  4. I.6.1.Кризис административно-командной системы в условиях завершения восстановления народного хозяйства после окончания Отечественной войны.
  5. III. Творческая часть. Страницы семейной славы: к 75-летию Победы в Великой войне.
  6. III. Творческая часть. Страницы семейной славы: к 75-летию Победы в Великой войне.
  7. А) стихийные бедствия, терроризм, войны
  8. А.Н.Сысин, его роль в развитии отечественной гигиены и в становлении сан-эпид.службы в России
  9. АВСТРО-БУРГУНДСКАЯ ОСЬ И ПОСЛЕДНИЕ ВСПЫШКИ МЕЖДОУСОБНОЙ ВОЙНЫ
  10. Армия в первый период войны. Лафайет
  11. Б) Формирование отечественной социологии права в советский период
  12. Беларусь в начальный период Великой отечественной войны. Оборонительные бои летом 1941 г. Эвакуационные мероприятия.

Развернутый план для самостоятельного изучения и список обязательных текстов

 

1. Период войны как особое состояние мира. Общие чер­ты литературы военных лет.

Объясните смысл родо-жанровой перестройки в литературе военных лет и место поэзии в ней.

11. Назовите жанрово-стилевые тенденции в поэзии и их различия, выделив характерные жанры.

1. Публицистический стиль (клятва, плакат, воззвание). Покажите миромоделирующую функцию жанра на материале стихов: особенности выражения авторской позиции, образ национального мира: пространственно-временная организация, основные образы и мотивы (призыва и воззвания, ненависти и мести), характер реализации конфликтной системы, лексико-семантические, синтаксические и ритмико-интонационные особенности.

Тексты: М. Исаковский Священная война, К. Симонов «Убей его!», А. Яшин Клятва, А. Сурков «Детей не ждет тепло родного крова», «Человек склонился над водой»; П. Шубин Наша земля, А. Твардовский Клятва над кровью, А. Ахматова Мужество.

 

2. Повествовательные жанры (баллада, рассказ, разговор, история, легенда). Причины востребованности и поэтика баллады: тематические разновидности (баллада о дружбе, баллада о подвиге, баллада о предательстве), особенности субъектно-объектной организации – соотношение субъекта речи и объекта изображения, сочетание конкретности и символического обобщения. Способы раскрытия внутреннего мира личности, героическое и трагическое, трансформация жанровых черт баллады (интрига и фабула, фантастика и сверхъестественное, трагическое и героическое). Онтология войны в балладах А. Недогонова (Гильза, Баллада о железе, Гнездо).

Тексты: А. Твардовский Рассказ танкиста, Баллада об отречении, «Зачем рассказывать о том»; С. Гудзенко Баллада о дружбе, Л. Ошанин Баллада о Сергее Кускове, Баллада о смерти, Волжская баллада, Баллада о матери; И. Уткин Баллада о Заслонове и его адьютанте; М. Исаковский Старик; В прифронтовом лесу, Девичья песня, К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; Сын артиллериста и др.

 

3. Исповедальные жанры (письмо, диалог и внутренний монолог, дружеское послание). Назовите особенности стилевой тенденции: изображение духовного мира личности, адресаты лирики, поэтика женского образа и эстетика любви, формы воплощения авторского сознания, ритмико-интонационная структура.

Тексты: О. Берггольц Сестре, «Я буду сегодня с тобой говорить»; К. Симонов Открытое письмо, «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша»; А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь»; И. Уткин «Если я не вернусь дорогая», «Стою в смятеньи у порога», «Ты пишешь письмо мне»; М. Исаковский «Враги сожгли родную хату».

4. Поэзия «фронтового поколения» (границы понятия ). Особенности эстетики: реабилитация натурализма, романтические коллизии и физиологическое изображение человека на войне, исследование социальных противоречий, разрушение жанровой системы и поэтика фрагмента, усложнение образности, тема жизни и смерти, идея жертвенности и избранничества поколения, особенности психологизма.

Тексты: П. Коган Лирическое отступление; С. Гудзенко Перед атакой, Мое поколение, Подрыв­ник, «Мы не от старости умрем», «Я был пехотой в поле чистом»; С Орлов «Его зарыли в шар земной», «Когда под пулями лежишь»; А. Межиров «Воспоминания о пехоте», «Человек живет на белом свете», «Десант­ники», «Музыка», «Медальон», «Я хочу сообщить»; М. Дудин «Соловьи»; Б. Слуцкий «Есть!», «Воссоздать сумею ли, смогу», Кельнская яма.

 

111. Общие черты поэзии: образы-архетипы и их роль в создании национального образа мира, мотивы песни и дороги, образы детей, особенности изображения природного мира. Общие мотивы поэзии: героизма и предательства, женской верности, детства ивойны, мести и ненависти, от­каза от индивидуального счастья, воинского братства, муж­ской дружбы и жертвенности во имя нее.

«Вечные темы» в поэзии К. Симонова (цикл «С тобой и без тебя»).

Экзистенциальные мотивы в поэзии О. Берггольц: быт и бытие в цикле «Твой путь».

Образы культуры в поэзии Д. Кедрина («Колокол»).

 

1У. Песня как основной жанр поэзии военных лет. Массовая советская песня и песня военных лет. Проблема типологии, особенности поэтики жанра.

 

У. Образ войны в творчестве поэтов «старшего поколения». Цикл А. Ахматовой «Ветер войны»; стихи о войне Б. Пастернака («Ожившая фреска», «Смерть сапера»).

 

 

Литература

 

Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны: Проблематика. стиль. Поэтика. М. 1987.

Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л. 1990. (Глава о стихах военных лет).

Акаткин В. Александр Твардовский и время. Служение и противостояние: Статьи. Воронеж, 2006.

Есаулов И. Сатанинские звезды и священная война // Но­вый мир. 1994. № 4.

История русской литературы XX века (20—90– годы). Основные имена. М., МГУ. Учебное пособие, 1998.

История русской советской поэзии. 1941 —1980. Л., 1980. Гл. 1,2.

История русской литературы ХХ века (20 – 50-е годы): Литературный процесс. Учебное пособие. М.: МГУ, 2006.

«Идет война народная…». Литература Великой Отечественной войны (1941 – 1945). М.: ИМЛИ РАН, 2005.

Казак В. Лексикон русской литературы ХХ века. М., 1996.

Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой: Тайны ремесла. М., 1997.

Кузьменко Ю. Советская литература вчера, сегодня, за­втра. М., 1981. Гл. «Эпос Великой Отечественной».

Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. П. Современная русская литература. В 3-х кн. М., 2001. Кн. I.

Лейдерман Н.Л. От мифов о войне к правде о человеке // Урал. 1995. № 10 – 11.

Македонов А. Творческий путь А. Твардовского. М., 1981.Гл. 5.

Мусатов В. В. История русской литературы пер. пол. XX века (Советский период). М., 2001.

Пьяных М. Эпос и лирика воюющей России (Ал. Твардовский и О. Берггольц) // Звезда. 1995. № 5. С. 166 – 174.

Поэтический пантеон победной войны. М., 2005.

Павловский А.И. Советская философская поэзия: Очерки. Л., 1994.

Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. М., 1991.

Синявская Е. Литература фронтового поколения как исторический источник // Отечественная история. 2002. № 1. С. 101 – 109.

 


 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)