|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Рецензент: Иванова А. А
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ТОНКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Им. М. В. ЛОМОНОСОВА Кафедра истории и права Л. В. Степнова, В. В. Горохов, А. Г. Смирнова Источники по истории России. (IX – нач. XX в.в.) Учебное пособие Москва 2002 ББК 63.3 /2/ я 73 Рецензент: Иванова А. А. Степнова Л. В., Горохов В. В., Смирнова А. Г. Источники по истории России. – Учебное пособие. ИПЦ МИТХТ, 2002, стр. 76.
Учебное пособие предназначено для студентов I курса всех направлений и всех специальностей дневной формы обучения. В хрестоматию включены фрагменты важнейших источников по истории России. К ним прилагается перечень вопросов, которые помогут студентам лучше разобраться в данном материале и использовать его в ходе изучения курса.
Утверждено библиотечным Советом МИТХТ им. М. В. Ломоносова
С МИТХТ, 2002 Что такое исторический источник?
Исторические источники – это все, что непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества, т. е. все, созданное ранее человеческим обществом и дошедшее до нас в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, которые позволяют судить о прошлом, о нравах, обычаях, языке народов. Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без их изучения невозможно научное познание истории развития общества. Все источники условно делятся на несколько групп – письменные, вещественные, этнографические, лингвистические, устные и кино-, фоно- и фотоматериалы. Историки используют также данные археологии, географии, антропологии и др. Наиболее массовую группу составляют письменные исторические источники, как рукописные (на камне, бересте, пергаменте, бумаге и пр.), так и печатные более поздних периодов. Они различаются по своему происхождению (материалы государственных, вотчинных, фабрично-заводских, ведомственных, личных и др. архивов), содержанию и назначению (статистико-экономические материалы, юридические акты, делопроизводственные документы, законодательные памятники, дипломатическая и военная документация, судебно-следственные дела, периодическая печать и др.). Повествовательные источники – летописи, хроники, исторические повести и пр. передают исторические события в том виде, как они преломились в сознании их авторов. Сведения таких источников часто менее достоверные, однако они представляют собой связный рассказ об исторических событиях. Классификацией, изучением происхождения, авторства, достоверности, полноты исторических источников занимается источниковедение.
Тема 1. Киевская Русь. Документ 1.
Из «Повести временных лет»
Много времени спустя расселились славяне по Дунаю, где ныне земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по земле и назвались своими именами, где кто на каком месте поселился. Так, одни, придя, поселились на реке Морава и прозвались моравами, а другие назвались чехами. И еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских и поселились среди них, притесняя их эти славяне перешли и поселились на Висле. И прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи – лютичи, иные – мазовшане, иные – поморяне. Так же и эти славяне пришли и поселились по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, поскольку селились в лесах, а еще другие поселились между Припятью и Двиной и назвались дреговичами, иные расселились по Двине и прозвались полочанами по реке, которая впадает в Двину и называется Полотой. Те же славяне, которые поселились около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами (славянами), и построили город, и назвали его Новгородом. А другие расселились по Десне, и по Сейму, и по Суме и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, и грамота его прозвалась славянской. Документ 2.
Ибн-Хордадбе о русских купцах
Что же касается купцов русских, - они же суть племя из славян, - то они вывозят меха выдры, черных лисиц и мечи из дальнейших концов Славонии к Румскому (Черному или Средиземному) морю, и царь Рума (Византийский император) берет с них десятину. А если желают, то ходят на кораблях по реке Славонии (Волге), проходят по заливу хазарской столицы, где владетель ее берет с них десятину. Затем они ходят к морю Джурджана (Каспийскому) и выходят на любой им берег; диаметр же этого моря 500 фарсангов. Иногда же они привозят свои товары на верблюдах в Багдад. Документ 3.
Ибн-Русте об обычаях и образе жизни славян
Страна славян – страна ровная и лесистая; в лесах они и живут. Они не имеют ни виноградников, ни пашен. Из дерева выделывают они род кувшинов, в которых находятся у них ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается. Это называется у них сидж, и один кувшин включает в себя около 10 кружек его. Они пасут свиней наподобие овец. Когда умирает кто-либо из них, они сжигают труп его. Женщины их, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица… Все они идолопоклонники. Более всего сеют они просо. Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: «Господи, Ты, который снабжал нас пищей (до сих пор), снабди и теперь нас ею в изобилии». Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиною в два локтя, лютня же их осьмиструнная. Хмельной напиток изготовляют из меду… Рабочего скота у них мало, а верховых лошадей имеет только один упомянутый человек. Вооружение их состоит из дротиков, щитов и копий; другого оружия не имеют… Холод в их стране бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу, наподобие крыши христианской церкви, и на крышу накладывает земли. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, зажигают огонь и раскаляют камни на огне до красна… В таком жилье остаются до весны. Царь объезжает их ежегодно… Поймает царь в государстве своем разбойника, велит или задушить его, или же отдает его под надзор кого-либо из правителей на отдаленных окраинах своих владений…
Документ 4.
Договор Игоря с греками (945 г.)
В лето 6453 (945 г.) прислали Роман, и Константин, и Стефан послов к Игорю возобновить прежний мир (911 г.)… Привели русских послов, и велели говорить и писать речи обеих сторон на грамоте (пергаменте): «… Если кто из русских замыслит разрушить эту дружбу, то крещеные из них да примут за то месть от Бога и от Перуна, да не защитятся они щитами своими и иным своим оружием, и да будут они рабами навеки в будущей жизни. Великий князь Русский и бояре его пусть посылают в Грецию к великим царям Греческим сколько хотят кораблей с послами и купцами, как установлено для них… Если убежит раб от Руси, то раба следует поймать, поскольку Русь пришла в страну нашего царства, если раб бежал от святого Мамы; если же убежавшего не обнаружат, то пусть наши христиане дадут присягу Руси по своей вере, а не христиане по своему закону, и пусть тогда Русь берет на нас (греках) цену раба, как установлено прежде, по две шелковых ткани за раба…»
Документ 5.
Повесть временных лет об осаде Корсуня Владимиром и крещении Руси
В 988 году пошел Владимир с воинами на Корсунь, город греческий, и заперлись корсуняне в городе… Корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу (в лагерь Владимира), так написав на стреле: «Из колодца, который за тобой от востока, идет вода по трубе (в город); раскопай и перейми (воду)». Владимир, услыхав это, взглянул на небо и сказал: «Если это сбудется, крещусь сам». Тот час велел копать поперек труб и перехватил воду. Люди изнемогли от жажды и сдались… Епископ Корсунский… крестил Владимира… Когда Владимир пришел в Киев, повелел ниспровергнуть кумиры, - одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в Ручей (Почайну)… И приволочивши Перуна, ввергли его а Днепр… После этого Владимир послал по всему городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идет против меня…». Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры. Церковь св. Василия поставил на холме, где стоял кумир Перуна и другие церкви, где приносили жертвы князь и люди. И начал Владимир ставить по городам церкви и попов, а людей заставлял креститься по всем городам и селам. И стал брать у нарочитых людей их детей и отдавать их в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мертвым…
Вопросы и задания к документам: 1. Прочитав документы 1-3, составьте краткий рассказ о расселении древних славян, их обычаях и нравах. 2. О чем свидетельствуют фрагменты договора 945 г., приведенного в документе? Какие юридические нормы он фиксировал? Что он говорит о религиозных верованиях славян? 3. Прочитав документ о крещении Руси, объясните, какие, на Ваш взгляд, объективные и субъективные факторы определили принятие Русью восточного христианства? Как восприняли крещение сами киевляне? Почему?
Тема 2. Русские земли в XII – XV вв. Документ 1.
«Повесть временных лет» о Любеческом съезде (1097 г.)
В 1097 году пришли Святополк, Владимир, Давыд Игоревич, Василько Ростиславич, Давыд Святославич и брат его Олег и съехались в Любече для установления мира, говоря между собой: «Зачем мы губим русскую землю, учиняя распри между собой? А половцы нашу землю разоряют и рады, что между нами междоусобия. С этих пор будем все единодушны и храним землю русскую, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк – Киевом, отчиной Изяславовой, Владимир – Всеволодовой, Давыд, Олег и Ярослав – Святославовой, и кому Всеволод раздал города: Давыду – Владимир, Ростиславовичам же: Володарю – Перемышль, Васильку – Теребовль». И на том целовали крест: «Если отныне кто будет против кого, на того будем все и крест честный». Сказали все: «Пусть будет на него крест честный и вся земля русская». И давши клятву, пошли каждый к себе. Документ 2. Поучение Владимира Мономаха О поведении князя.
В доме своем не ленитесь, но за всем сами смотрите: не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы не осмеяли приходящие к вам дома вашего, ни обеда вашего. Выйдя на войну, не ленитесь, не полагайтесь на воевод, не передавайтесь ни еде, ни питью, ни спанью; и сторожей сами наряжайте и ночью, всюду кругом нарядив воинов, тоже ложитесь, а вставайте рано. Оружия сразу с себя не снимайте: по небрежности внезапно человек погибает. Остерегайтесь лжи, пьянства и блуда, ибо в этом душа погибает и тело. Когда едете по своим землям, не позволяйте отрокам зла делать ни своим, ни чужим, ни в селах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать. Куда ни пойдете, где ни остановитесь, напоите, накормите бедного. Более чтите гостя, откуда к вам ни придет, простого ли, знатного ли, или посла, если не можете подарком, то пищей, питьем: они, проезжая, будут прославлять человека либо добрым, либо злым по всем землям… Что доброго вы умеете, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь…
Документ 3. Из «Русской правды»
52. Если закуп убежит от своего господина, не расплатившись с ним, то становится его холопом; если же он пойдет на заработки открыто (с разрешения своего господина) или пойдет к князю и судьям с жалобой на господина, то за это не превращать его в холопа, но дать ему суд. 53. Если у господина пашенный закуп погубит своего коня, то за это он не платит господину; но, если господин дал закупу плуг и борону, за что взыскивает с него купу, то за их порчу или утрату закуп должен платить господину… 55. Если господин обидит закупа (уменьшит его надел земли или отнимет его скот), то обязан все ему возвратить и за обиду заплатить ему 60 кун (1,2 гривны). Если господин взыщет с закупа денег (больше, чем было условлено), то обязан возвратить излишне взятые деньги, а за обиду заплатить закупу 3 гривны штрафа… 59. А на свидетеля-холопа (в суде) ссылаться нельзя, но если не будет свободного свидетеля, то в крайнем случае можно сослаться на боярского тиуна, а на других не ссылаться. А в малой тяжбе (по небольшому иску) можно, в крайнем случае сослаться на закупа… 84. А за убийство холопа или рабыни виры (штрафа) не платят; но если они будут убиты без всякой вины, то убийца должен заплатить за холопа или рабыню их стоимость господину, а князю 12 гривен судебной пошлины. 85. Если смерд умрет, не имея сыновей, то все его имущество идет князю, если у смерда будут малолетние дочери, то выделить им часть имущества; если его дочери замужем, то не выделять им ничего 86. Если же умрет боярин или дружинник, то имущество не идет князю, если у них не будет сыновей, то имущество возьмут дочери… 102. Холопство бывает трех видов: если кто купит свободного человека хотя бы за полгривны… 103. А второе холопство: кто женится на рабыне… 104. А вот третье холопство: кто станет у господина тиуном или ключником без договора…
Документ 4.
Никоновская летопись о походе Батыя на Русь в 1237 году.
В ту зиму пришли из восточных стран лесом на Рязанскую землю безбожные татары с царем Батыем… Они отправили своих послов к рязанским князьям, требуя у них десятины от князей и людей доспехами и конями… Князья ответили: «Когда нас не будет, то все будет ваше». 21декабря татары взяли город Рязань, весь сожгли, убили князя Юрия Игоревича, его княгиню, перебили других князей, а мужчин, женщин, детей, похватав, одних рассекали мечами, других убивали стрелами и бросали в огонь; а некоторых, схватив, связывали, взрезывали грудь и вынимали желчь. Татары предали огню много святых церквей, пожгли монастыри и села и забрали их имущество… Документ 5.
«Софийская вторая летопись» о конце татарского ига в 1480 году
К великому князю пришла весть, что царь Ахмат доподлинно идет на него со всей своею ордою – с царевичами, уланами и князьями, а также и с королем Казимиром в общей думе; король и повел царя на великого князя, желая разорить христиан… Великий князь, взяв благословение, пошел на Угру… Царь же со всеми своими татарами пошел по Литовской земле, мимо Мценска, Любутска и Одоева и, дойдя, стал у Воротынска, ожидая помощи от короля. Король же ни сам не пришел, ни помощи не прислал, потому что у него были свои дела: в это время Менгли-Гирей, царь Перекопский, воевал Волынскую землю, служа великому князю… А татары искали дороги, где бы им тайно перейти реку и идти спешно к Москве. И пришли они к реке Угре, близ Калуги, и хотели перейти ее вброд. Но их устерегли и дали знать сыну великого князя. Великий же князь, сын великого князя, двинулся со своим войском и, пойдя, стал у реки Угры на берегу и не дал татарам перейти на эту сторону… Царь убоялся и побежал с татарами прочь, потому что татары были наги, босы и ободрались… Когда же царь приехал в Орду, то был там убит ногайцами…
Вопросы к документам: 1. Что обсуждалось на Любеческом съезде? Какие решения были приняты? Как изменилось положение после этого съезда? 2. На основании документа 2 покажите, какие черты прививал Владимир Мономах своим потомкам? Чем можно объяснить общий замысел этого документа? 3. Проанализируйте основные положения из «Русской правды», приведенные в документе 3. Покажите на конкретных примерах характер социального расслоения в русском обществе в это время. Как, по-Вашему, изменилась социальная структура в эти годы по сравнению с X веком? В каком направлении она эволюционировала? 4. Прочитайте документ 4. На каких условиях татары были согласны «не трогать» Рязанскую землю? Выполнили бы они свое обещание? Чем Вы можете объяснить отказ рязанских князей от предъявленных условий? 5. На приведенном материале в документе 5 покажите сложные внешнеполитические факторы: как способствовавшие, так и препятствовавшие успеху русских в противостоянии с татарами в 1480 г.
Тема 3. Россия в XVI веке.
Документ 1.
С. Герберштейн о власти московского государя Василия III
Властью, которую он применяет по отношению к своим поданным, он легко превосходит всех монархов мира. Он докончил также то, что начал его отец: отнял у всех князей и других властелинов все их города и укрепления. Во всяком случае, даже родным своим братьям он не поручает крепостей, не доверяя им. Всех одинаково гнетет он жестоким рабством, так что если он прикажет кому-нибудь быть при его дворе или даже идти на войну, или править какое-нибудь посольство, тот вынужден исполнять все это на свой счет. Исключение составляют юные сыновья бояр, то есть знатных лиц с более скромным достатком; таких лиц, придавленных своей бедностью, он обыкновенно ежегодно принимает к себе и содержит, назначив жалованье, но неодинаковое. Документ 2. Иван Пересветов. Первая Челобитная Правда в московском государстве.
Говорит волоский воевода с великими слезами про ту веру християнскую русского царства и просит у Бога всегда умножения веры християнския от восточнего царства, от русского царя благоверного великого князя, Иоанна Васильевича всеа Русии. Тем ся царством русским и ныне хвалит вся греческая вера и надеются от Бога великаго милосердия и помощи Божия свободиться русским царем от насильства турецкого царя иноплеменника. И говорит волоский воевода: Такое царство великое, силное и славное и всем богатое царство Московское, есть ли в том царстве правда? Ино у него служил московитин Васка Мерцалов, и он того вопрашивал: Ты гораздо знаешь про то царство московское, скажи ми подлинно. И он стал сказывати Петру, волоскому воеводе: Вера, государь, християнская добра, всем полна, и красота церковная велика, а правды нет. И к тому Петр-воевода заплакал и рек так: Коли правды нет, то и всего нет… И в каком царстве правда, в том и Бог пребывает и помощь свою святую велику давает, и гнев Божий не воздвигается на то царство… Ныне пишут мудрые мыслители и докторы о благоверном цари великом князи Иоанне Васильевиче всеа Русии, что он будет мудр и введет правду в свое царство…
Документ 3. Из судебника Ивана Грозного (1550 г.)
87. А кто сорет межу, или грань ссечет, из царевы и великаго князя земли, или у боярина, или у монастыря, или боярской у монастырьской у боярского: И хто в тех межу сорет, или грань ссечет, ино того бити кнутьем, да истцу на нем взяти рубль. А хрестьяне меж собя, в одной волости или в селах, хто у кого межу переорет или перекосит, ино волостею или поселскому имати на нем за боран два алтына. 88. А хрестьяном отказыватися из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дня осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в полех за двор рубль да два алтына, а в лесах, где десять верст до хоромного лесу, за двор полтина да два алтына. 98. А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся и те дела в сем Судебнике приписывати.
Документ 4.
Никоновская летопись об отмене кормлений (1556 г.)
… Царь и великий князь Иоанн Васильевич всеа Русии з своею братиею и з бояры приговорил о кормлениях и о службе всем людем, как им вперед служити; а по се время князи, бояры и дети боярские сидели по кормлениям, по городам и по волостем, для расправы людем и всякого землям устроения, и собе от служеб для покоя и прикормления. На которых городех и волостех были в кои лета наместники и волостели, тем градом и волостем расправу и устрои делати, а от всякаго их лиха обращали на благое, а сами были доволны оброкы свои и пошлинами указными, что им государь уложил… Повеле царь и государь во городах и волостях разчинити старосты, и сотские, и пятидесятские, и десятские, со страшным и грозным запрещением заповедь положити, чтобы разсуждати в разбоях и татьбах всякие дела, и отнюдь бы никоторая вражда не именовалася, также ни мзда неправедная, ни лживое послушество. А на кого промеж себя такого лиха найдут, таковых велел казням предавати; а на грады и волости положити оброки по их промыслам и землям, и те оброки збирати в царскую казну свою дьяком; а бояр, детей боярских и всех воинов устроил кормлениями праведными уроки, ему же достоит по отечеству и по дородству, а городовых в четвертый год, а иных в третий год денежным жалованьем.
Документ 5. Из «Домостроя»
Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением; жены мужей своих вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с тем охотно соглашаться и исполнять по его наставлению: и прежде всего иметь страх Божий и пребывать в телесной чистоте, как уже впереди указано было. Поднявшись с постели, умывшись и помолясь, женкам и девкам работу указать на день, каждой – свое: кому дневную пищу варить, а кому хлебы печь ситные и решетные, - да и сама бы хозяйка знала, как муку сеять, как квашню затворить и замесить и хлебы скатать и испечь: и кислые, и пышные, и выпеченные, а также калачи и пироги… А всякий бы день у мужа жена спрашивалась и советовалась обо всем хозяйстве и напоминала, что следует; а в гости ходить и к себе звать, и пересылаться, с кем разрешит муж, а коли гостья зайдет или сам где будет, сесть за столом – лучшее платье надеть и беречься всегда хмельного питья… Вопросы и задания к документам: 1. Почему Герберштейн считал власть московского государя более сильной, чем у других властителей? 2. Чем Вы можете объяснить рассуждения Пересветова о соотношении правды и богатства государства? Что понимал он под правдой? 3. Что нового по сравнению с Судебником 1497 г. содержится в судебнике Ивана Грозного? 4. С чем была связана необходимость отмены кормлений? 5. Составьте картину быта и нравов, царивших в XVI в. в русской семье. Тема 4. Россия в начале нового времени. XVII в. Документ 1. Из боярского приговора о беглых крестьянах (1606 г.) Лета 7114 февраля в 1 день (1 февраля 1606 г.), по государеву, цареву и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии (Лжедмитрия I) слову, бояре приговорили: которые бояре и дворяне и дети боярские, и владычних и монастырских вотчин, бьют челом государю о суде и беглых крестьянах, до 110 году (1602 г.), до голодных годов за год, на посады и в государевы в дворцовые села и в черныя волости, и за помещиков и за вотчинников, во крестьяне и в холопи, и тех приговорили, сыскивая отдавати старым помещикам. А которые крестьяне бежали во 110 и во 111 году (1602 – 1603 гг.), в голодные годы, с животы, а прожитии было им мочно, а пришли за иных помещиков или за вотчинников житии во крестьяне и в холопи, и тех сыскивая отдавати старым помещикам и вотчинникам… А про которого крестьянина скажут, что он в те голодные лета от помещика или от вотчинника сбрел от бедности, что было ему прокормиться не мочно, и тому крестьянину житии за тем, кто его голодные лета прокормил, а истцу отказати: не умел он крестьянина своего прокормити в те голодные лета, а ныне не пытай… А на беглых крестьян, по старому приговору, дале пяти лет суда не давати. Документ 2. Из крестоцеловальной записи Василия Шуйского (1606 г.) Божией милостию мы, великий государь, царь и великий князь Василий Иванович всеа Русии, щедротами и человеколюбием славимаго Бога и за молением всего священного собора, и по челобитью и прошению всего православного християнства, учинилися есьмя на отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, его же даровал Бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими Леты и до прародителя нашего великого князя Александра Ярославовича Невскаго на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на Суздальской удел разделишась, не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати… И поволил есми яз, царь и великий князь Василий Иванович всеа Русии целовати крест на том, что мне, великому государю, всякого человека не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, дворов, и животов у братии их, и у жен и у детей не отъимати, будет которые с ними в мысли не были, также и у гостей, и у торговых, и у черных людей, хотя которой по суду и по сыску дойдет и до смертные вины, и после их у жен и у детей дворов, и лавок, и животов не отъимати, будут они с ними в той вине неповинны; да и доводов ложных мне, великому государю, не слушати, а сыскивати всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи, чтоб в том православное христианство без вины не гибли; а кто на кого солжет, и, сыскав, того казнити, смотря по вине того: что был взвелнеподельно, тем сам осудится. На том на всем, что в сей записи написано, яз царь и великий князь Василий Иванович всеа Русии, целую крест всем православным християнам, что мне, их жалуя, судити истинным праведным судом, и без вины ни на кого опалы своея не класти, и недругам никому в неправде не подавати, и от всякого насильситва оберегати. Документ 3. Из речи Козьмы Минина перед нижегородцами Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде все государство ныне находится и какой страх впредь, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов или татар впасть. Через которое не токмо имения, но и живота своего многие уже лишились, и впредь наипаче все обстоятельства к тому, паче же ко утеснению и разорению предложит. А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале междо главными государственными управители произошедшая злоба и ненависть, которые, забыв страх Божий, верность к отечеству и свою честь и славу предков своих, един другаго гоня, неприятелей отечества в помощь призвали чужестранных государей, тот польского, другой шведского. Иные же различных воров, чернецов, холопей, Козаков и всяких бездельников царями и царевичами имяновав, яко государям крест целуют. А, может, кто еще татарского или турецкого для своей такмо малой и скверной пользы избрать похочет… Может кто сказать: что мы можем зделать, не имея ни денег, ни войска, ни воеводы способнаго? Но я мое намерение скажу. Мое имение, все, что есть, без остатка готов я отдать в пользу и сверх того, заложа дом мой, жену и детей, готов все отдать в пользу и услугу отечества. И готов лучше со всею моею семьею в крайней бедности умереть, нежели видеть отечество в поругании и от врагов в обладании… Документ 4. Из введения к Соборному уложению (1649 г.) … Указал государь, по совету с патриархом Московским и всея Руси, и бояре приговорили выбрати из стольников, и из стряпчих, и из дворян московских и из жильцов, из чину по два человека; также всех городов из дворян и из детей боярских взяти из больших городов опричь Новагорода, по два человека; а из Новгородцев с пятины, по человеку; а из меньших городов по человеку; а из гостей трех человек; а из гостиные и суконные сотен по два человека; а из черных сотен и слобод, и из городов и посадов по человеку, добрых и смышленых людей, чтобы его государево царственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердити, и на мере поставити, чтобы те все великия дела, по нынешнему его государеву указу и соборному уложению, впредь были ничем нерушимы. Документ 5. Из Новоторгового устава (1667 г.) 42. На Москве и в городех всем иноземцам никаких товаров врозь не продавать; а будет учнут врозь продавать, и те товары имати на великого государя. 56. А буде которые иноземцы похотят товары свои от города возить к Москве и в иные города, и им платить с тех заморских товаров у Архангельского города проезжих пошлин по гривне с рубля золотыми и ефимками для того, что русские люди и московские иноземцы пятину и десятину и всякие подати платят и службы служат, а иноземцы ничего не платят. 61. А Московским купецким людям в порубежных во всех городех и на ярмарках торговати с иноземцы всякими товарами вольно…
Вопросы к документам: 1. Сравните документ 1 с аналогичными документами конца XVI – начала XVII вв. В чем сходство и в чем принципиальное различие между ними? 2. Почему в своей крестоцеловальной записи Василий Шуйский постоянно ссылается на кровное родство с Рюриком, Александром Невским, Римским императором? Какие положения этого документа Вам представляются наиболее значимыми, почему? 3. В чем видит К. Минин причины ослабления государственности в России и как предлагает исправить положение? 4. На основании документа 4 покажите социальный состав и примерный удельный вес различных социальных категорий участников Земского Собора 1649 г. 5. Какие права на торговлю по Новоторговому уставу имели иностранные купцы: иностранцы, живущие в Москве и имевшие разрешение на торговлю; русские купцы? Чем можно объяснить такую градацию?
Тема 5. Россия в XVIII веке - веке модернизации и просвещения. Документ 1. Из Указа Петра I о единонаследии (1714 г.) 1. Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться оным в род таким образом: 2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хочет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную, тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имениями, которые должен отец их или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет по своей воли, кроме одного, который в недвижимых наследником будет… То же разумеется и о дочерях.
Документ 2. Генеральный регламент или устав (28 февраля, 1720 г.) Его царское величество, всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение воспринять изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного исчисления приходов, и поправления полезной юстиции и полиции, ради возможного охранения своих верных подданных, и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, такоже коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения пошлин и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие государственные коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Воинская, Адмиралтейская, Камор-, Юстиц-, Ревизион-, Коммерц, Штатс-контор-, Берг- и Мануфактур-коллегии. Гл.III. О назначенных к сиденью днях и часах. Коллегиям сидение свое иметь во всякой неделе, кроме воскресных дней, и Господних праздников, и государских ангелов, в понедельник, во вторник, в среду, в пятницу, а в четверток обыкновенно президентам в Сенатскую палату съезжаться, в самые кратчайшие дни в шестом часу, а в долгие – в восьмом часу, и быть по пять часов. А ежели важные дела случатся, то долженствует, несмотря на помянутое время и часы, съезжаться за час до судей, а за всякий раз небытия месяц, а за час недосидения – неделя вычета жалованья. Гл. V – О докладах в коллегии. Сколь скоро коллегиум соберется, хотя и не все, но большая часть членов: то доносит и чтет секретарь все в надлежащем порядке, а именно: перво публичные государственные дела, касающиеся его царского величества интереса, потом приватные дела… Гл. IX – О свободных днях от трудов. Коллегии имеют среди лета отдохновения от трудов и при том свободу на четыре недели ехать летним увеселением забавляться; однако ж всем членам вдруг отлучиться не надлежит, також де надлежит коллегиям декабря от 25, января до 7 дня, В Великий пост первую и страстную, сырную и светлую недели от дел, кроме самых нужд, иметь свободу. Гл. XXIII – О камор аудиенции (или судейского правления) Каморы аудиенции коллегий надлежит добрыми коврами и стулами убрать, и стол, при котором коллежные члены сидят, добрым сукном покрыть, и пред всяким членом чернильнице со всею принадлежностию, и над столом балдахину, и на стене добрым часам поставленным быть; вышеупомянутый стол стоит посредине каморы. Секретарский стол на правой, а нотариусов протокольный стол на левой стороне; однако ж ни в какой коллегии престол для его величества не поставляется. Гл. XXV – Надзирание на поступки служителей. Президенты и вице-президенты имеют смотреть, чтоб служители в коллегиях, канцеляриях и конторах должность свою знали; и хотя главное дело в том состоит, чтоб каждый свое дело знал и верно и прилежно оное отправлял, то, однако ж, надлежит, чтоб вышние над поступками и обхождением подчиненных своих служителей надзирание имели и каждого к добродетели и достохвальному любочестию побуждали, чтоб безбожного жития не имели, также пития и игры, лжи и обманства удерживали, и чтобы в одежде чисто содержались, а в обхождении недерзостно поступали. Буде же увещание и обучение не поможет и надежды ко исправлению не будет, то такого служителя наказать отнятием чина или весьма отставить. Документ 3. Из Регламента (Устава) Главного магистрата (16 января 1721 г.) Глава XIV. О власти магистратской. … Магистраты губернаторам и воеводам не должны подчинены быть в том, что до градского суда и экономии касается, також не надлежит ни гражданскому ни военному начальнику, гражданина к своему суду (в канцелярию) показывать; но надлежит на такого мещанина в магистрате бить челом, и по гражданским правам у гражданского начальства суда на него искать… А ежели кто из магистрата в вверенной ему службе покажет тщательное радение, и во все время содержит себя честно, таковым позволяется его царскому величеству бить челом, которые по заслугам могут быть пожалованы шляхетством…
Документ 4. «Кондиции» императрицы Анны Иоанновны (1730 г.) … Обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного верховного тайного совета согласия: 1. Ни с кем войны не всчинять. 2. Миру не заключать. 3. Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать. 4. В знатные чины, как в стацкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного Тайного Совета. 5. У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать. 6. Вотчины и деревни не жаловать. 7. В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного Тайного Совета не производить. 8. Государственные доходы в расход не употреблять… И всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать. А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской. Документ 5. Из указа Анны Иоанновны «О прикреплении рабочих к фабрикам и заводам и о даровании фабрикантам права ссылать рабочих в дальние города и на Камчатку» (7 января 1736 г.) … 1. Всех, которые по ныне при фабриках обретаются, и обучались какому-нибудь мастерству, принадлежащему к тем фабрикам и мануфактурам, а не в простых работах обретались, тем быть вечно при фабриках… 2. Впредь на тех фабриках и мануфактурах всяким мастерствам обучать и в мастера производить из детей вышеписанных, отданных им вечно. 3. Которые по ныне на тех фабриках и мануфактурах были в черных работах, тех всех отдать, чьи они были.. 4. Которые при нынешней при фабриках переписи показали, что из каких чинов отцы и дети их, не знают, чем ныне быть по тому ж при фабриках…
Документ 6. Из указа Елизаветы Петровны о праве помещиков ссылать крепостных крестьян в Сибирь (13 декабря 1760 г.) … Поскольку в Сибирской губернии и Иркутской провинции, в Нерчинском уезде, состоят к поселению и хлебопашеству весьма удобные места, которых к заселению государственный интерес требует. Того ради Правительственный Сенат приказали: 1) Кто из помещиков пожелает своих людей и крестьян, так же и женский пол, которые вместо должных по своим званиям услуг, воровством, пьянством, и прочими непристойными предерзостными проступками, многие вред, разорения, убытки и беспокойства приключают; таковых за оные непотребства, однако ж годных к крестьянской и другой работе, летами не старее 45 лет, отдавать к объявленному поселению…
Документ 7. Из манифеста о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству Петра III (18 февраля 1762 г.) … 1. Все находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать, сколь долго пожелают, и их состояние им дозволит, однако ж военные ни во время кампании, ниже пред начатием оной за три месяца от увольнения из службы… просить да не дерзают 4. … Кто ж, будучи уволен из нашей службы, пожелает отъехать в другие европейские государства, таким давать нашей иностранной коллегии надлежащие паспорты… 9. … Мы нашим императорским словом наиторжественнейшим образом утверждаем, на всегда сие свято и нерушимо содержать в постановленной силе и преимуществах… Документ 8. Наказ Екатерины II «О комиссии по составлению проекта нового уложения (1767 – 1768 гг.) 9. Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе, власть не может действовать сходно с пространством столь великого государства. 10. Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно. 11. Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим. 33. Надлежит, чтобы законы, поелико возможно, предохраняли безопасность каждого, особо гражданина. 34. Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам. 36. Общественная или государственная вольность не в том состоит, чтоб делать все, что кому угодно. 39. Государственная вольность в гражданине есть спокойство духа, происходящее от мнения, что всяк из них собственною наслаждается безопасностию: и чтобы люди имели сию вольность, надлежит быть закону такову, чтоб один гражданин не мог бояться другого, а боялися бы все одних законов. 222. Самое надежнейшее обуждание от преступлений есть не строгость наказания, но когда люди подлинно знают, что преступающий законы непременно будет наказан. 250. Гражданское общество, так как и всякая вещь, требует известного порядка; надлежит тут быть одним, которые правят и повелевают, а другим, которые повинуются. 295. Не может земледельство процветать тут, где никто не имеет ничего собственного. 296. Сие основано на правиле весьма простом: «Всякий человек имеет более попечения о своем собственном, нежели о том, что другому принадлежит; и накакого не прилагает старания о том, в чем опасаться может, что другой у него отымет». 299. Не худо бы было давать награждение земледельцам, поля свои в лучшее пред прочими приведшими состояние 496. Гонение человеческие умы раздражает, а дозволение верить по своему закону умягчает и самые жестокие сердца и отводит их от заматерелого упорства, утушая споры их, противные тишине государства и соединению граждан. Документ 9. Жалованная грамота дворянству (21 апреля 1785 г.) 1.Дворянское название есть следствие, исключающее от качества и добродетели наличествовавших в древности мужей, отличавших себя заслугами, тем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное. 2. … да и пребудет навеки благородное дворянское достоинство неотъемлемо наследственно и потомственно тем честным родам, кои оным пользуются… 8. Без суда да не лишится благородный, окромя своими равными… 12. Да не судится благородный, окромя своими равными… 15. Телесное наказание да не коснется благородного. 20. … Во всякое таковое Российскому самодержавию нужное время, когда служба дворянства общему добру нужна и надобна, тогда всякий благородный дворянин обязан по первому позыву от самодержавной власти не щадите ни труда, ни самого живота для службы государственной. 26. Благородным подтверждается право покупать деревни. 27. Благородным дозволяется иметь фабрики и заводы по деревням… 37. Нашим верноподданным дворянам жалуем дозволение собираться в той губернии, где жительство имеют и составить дворянское общество в каждом наместничестве и пользоваться правами, выгодами, отличностями и преимуществами… 39. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избрать губернского предводителя дворянства той губернии… 40. Десять заседателей (Верховного земского суда и заседатели Советного суда, уездного суда и Нижнего земского суда) выбираются через всякие года дворянством всех уездов… Документ 10. Из Манифеста императора Павла I о непринуждении крестьян работать в воскресные дни (5 апреля 1797 г.) Закон Божий научает нас седьмый день посвящать Ему; почему в день настоящий, торжеством веры христианской прославленный, и в который мы удостоилися воспринять священное миропомазание и царское на прародительском престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим пред творцом и всех благ подателем подтвердить во всей империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресеные дни принуждать крестьян к работам… Вопросы к документам: 1. В чем Вы видите смысл принятия Петром I указа о единонаследии? В чьих интересах он был принят? 2. Какие новые нормы устанавливал Генеральный регламент? 3. Чем можно объяснить тот факт, что утверждение самодержавия и предоставление относительно широких прав магистратам приходится на один и тот же год? 4. Какие последствия могло иметь следование Анной Иоанновной требованиям подписанных ею кондиций? 5. Дайте оценку указу Анны Иоанновны о закреплении рабочих за фабриками и мануфактурами. 6. Можно ли считать решение Елизаветы Петровны о ссылке провинившихся крестьян в Сибирь, отвечающим интересам освоения Сибири? 7. Какие социальные последствия имело принятие Манифеста о вольности дворянской? 8. На основе анализа документов эпохи Екатерины II раскройте понятие «просвещенного абсолютизма». 9. О чем свидетельствует принятие Павлом I указа о запрещении принуждения крестьян к труду по воскресным дням? Чьим интересам он отвечал, а чьим нет?
Тема 6. Россия в первой половине XIX века. Документ 1. Член Негласного комитета П. А. Строганов о возможной реакции в обществе на ограничение полного произвола крепостников (1801 г.) … Что может быть причиною опасного волнения? Или партия, или недовольные лица. Какие у нас к тому элементы? Народ и дворянство. Что такое это дворянство, каков его состав, каков его дух? Дворянство у нас составилось из множества людей, сделавшихся дворянами только службою, не получивших никакого воспитания, все мысли которых направлены к тому, чтобы не постигать ничего выше власти императора, ни право, ни закон, ничто не может породить в них идеи о самомалейшем сопротивлении. Это сословие самое невежественное, самое ничтожное и в отношении к своему духу – наиболее тупое; вот приблизительная картина Большей части нашего сельского дворянства. Те же, которые получили несколько тщательное воспитание, немногочисленны и по большей части проникнуты духом, нисколько несклонным противодействовать каким бы то ни было мерам правительства. Дворяне, усвоившие настоящее понятие о справедливости, будут сочувствовать предположенной мере; прочие же, хотя в большинстве, не подумают ни о чем, а только поболтают. Большая часть дворянства, состоящего на службе, к несчастью, ищет в исполнении распоряжений правительства свои личные выгоды, и очень часто служит, плутуя, но не сопротивляясь. И так – одна часть нашего дворянства живет по деревням, пребывая в глубоком невежестве, а другая – на службе проникнута духом вовсе неопасным. Значительных собственников нечего бояться… Документ 2. Из указа о свободных хлебопашцах (1803 г.) 1. Если кто из помещиков пожелает отпустить, благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке, или и целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу: то сделав сними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам (императору)… 2. Таковые условия, сделанные помещиком с его крестьянами и у крепостных дел записанные, сохраняются как крепостные обязательства свято и нерушимо. По смерти помещика законный его наследник, или наследники, вступают во все обязанности и права, в сих условиях означенные… 9. Поелику крестьяне таковые имеют недвижимую собственность: то и могут они входить во всякие обязательства; и указы 1761 и 1765 годов, запрещающие крестьянам без дозволения их начальств вступать в условии, на них не простираются…
Документ 3. Из «Конституции» Н. М. Муравьева (1821 – 1822 гг.) 16. Крепостное состояние и рабство отменяются. Разделение между благородными и простолюдиными не принимается – поелику оно изображение гордости и высокомерия и противно христианской вере – по которой все люди братья, все рождены благо, ибо рождены по воле Божией – все рождены для блага и все просто люди, ибо все перед ним слабы. 17. Всякий имеет право излагать невозбранно свой мысли и чувства и сообщать их посредством печати своим соотечественникам… 24. Право собственности, заключающее в себе одни вещи, священно и неприкосновенно. Церковные земли остаются навсегда за ними. 25. Земли помещиков остаются за ними… Особый закон определит вознаграждение, которое обязаны им сделать поселяне, которые вздумают оставить свое селение и переселиться в другое место – за временное прервание в порядке получения доходов, с возделываемой сими поселянами земли… 30. Военные поселения немедленно уничтожаются… 32. Разделение людей на 14 классов отменяются…
Документ 4. Из «Русской правды» П. И. Пестеля … 1. Если у помещика имеется 10000 десятин земли или более, тогда отбирается у него половина земли без всякого возмездия… 2. Если у помещика имеется менее 10000, но не менее 5000 десятин земли, тогда за отбираемую половину земли дается ему возмездие, состоящее в таком числе десятин, чтобы итог возмездной земли и за ним остающейся земли составлял всего-навсего 5000 десятин 3. Если у помещика имеется менее 5000 десятин земли, тогда ему дается за отбираемую для волости землю такое же точно число десятин возмездной земли. 4. Число десятин возмездной земли может быть выдано из казны помещику деньгами или натурою. Если выдаваться будет деньгами, то ценность определится показанием волости или помещика…
Документ 5. С. С. Уваров о теории официальной народности (1843 г.) … Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на нее, как на залог счастия общественного и семейного. Без любви к вере предков, народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего ПРАВОСЛАВИЯ, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова. САМОДЕРЖАВИЕ составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия. Эту истину чувствует неисчислимое большинство подданных вашего величества: они чувствуют ее в полной мере, хотя и поставлены на разных степенях гражданской жизни и различествуют в просвещении и в отношении к правительству. Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать в народное воспитание и с ним развиваться. Наряду с сими двумя национальными началами находится и третье, не менее важное, не менее сильное – НАРОДНОСТЬ. Вопрос о народности не имеет того единства, как предыдущий; но тот и другой проистекают из одного источника и связуются на каждой странице истории русского царства. Относительно к народности все затруднение заключалось в соглашении древних и новых понятий; но народность не заставляет идти назад или останавливаться, она не требует неподвижности в идеях. Государственный состав, подобно человеческому телу, переменяет наружный вид свой по мере возраста; черты изменяются с летами, но физиономия измениться не должна. Документ 6. Из указа Николая I об обязанных крестьянах (1842 г.) 1. Повинности крестьян, в пользу помещиков, могут быть определены в договорах денежным оброком, произведениями, обрабатыванием помещичьей земли, или другою работою. 2. В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору обязанностей, они понуждаются к тому земскою полициею, под руководством уездных предводителей дворянства и под высшим наблюдением губернского правления. 3. Крестьяне, по надлежащем утверждении заключенных между ними и помещиками договоров, принимают название обязанных крестьян… 6. Помещики учреждают в селениях обязанных крестьян вотчинное управление и имеют высшее наблюдение за сельскою в них полицею и за исполнением законов о сельском благоустройстве; им принадлежит также право суда и расправы в проступках и маловажных преступлениях обязанных крестьян и первоначальный разбор взаимных между ними тяжб и споров…
Вопросы к документам: 1. Прочитав документ, выразите свое согласие или несогласие с позицией П. А, Строганова. Объясните. 2. На основе указа о свободных хлебопашцах (док. 2) покажите ограниченность действий властей в решении аграрного вопроса и объясните ее причины. 3. Сравните приведенные в документах 3 и 4 позиции Муравьева и Пестеля в решении аграрного вопроса. Какой из этих подходов, с Вашей точки зрения, был более реалистичным и почему? 4. На какие политические традиции опиралась уваровская триада (документ 5)? Выполнила ли она, по-Вашему, возлагавшуюся на нее политическую и идеологическую миссию? 5. Посмотрите на положения указа Николая I об обязанных крестьянах (док. 6). Чем он отличался от документов по крестьянскому вопросу, принятых при Александре I?
Тема 7. Россия во второй половине XIXвека. Документ 1. Граф П. Д. Киселев о крестьянской реформе (1857 г.) … Я всегда полагал и ныне полагаю, что крестьянская земля должна оставаться (с вознаграждением помещиков) в полной и неотъемлемой собственности крестьян. Это условие я почитаю важнейшим при освобождении крестьян; оно составляет главное ручательство в спокойном достижении желаемой цели. Крестьяне не поймут освобождения без родной земли, и если смягчение крепостного состояния их польстит, то отобрание земли изменит первое впечатление и даст делу оборот совсем иной. Уступка за деньги усадебных мест с домами есть скрытый выкуп личности… Документ 2. Записка П. П. Гагарина Александру II (1857 г.) … Простые соображения и правильный взгляд на исторические права крестьян и помещиков приводят к заключению, что в самодержавной империи нашей свобода может быть только лично дарована крестьянам, без прав на землю, и должна состоять в личном их ограждении от притеснений землевладельцев… Дарование помещикам права освобождать крестьян целыми селениями без условий и без земли, есть мера самая благодетельная, т.к. она упрочивает за помещиками право поземельной собственности и оставляет крестьян под тем влиянием, с которым они свыклись и которое охраняло общий порядок в государстве… Документ 3. Из записки М. Н. Позена Александру II (1857 г.) … Основные пункты манифеста должны быть следующие: 1. Крестьяне всех наименований в государстве уравниваются во всех гражданских правах и несут одинаковые государственные повинности. 2. Личное крепостное право навсегда отменяется и не может существовать ни под какою формою. 3. Крестьяне крепки земле, на которой теперь поселены. Из них все, поселенные на собственной земле, пользуются ею на общем владельческом праве – бесплатно; поселенные же на чужих землях обязываются платежем за них оброка, деньгами или работою… 6. На отвод земли, определение годового платежа и оценку работ назначается один общий срок по всему государству. 7. До истечения сего срока сохраняются настоящие отношения между помещиками и крестьянами. 9. …Уплата за землю на ответственности целого общества. Документ 4. Из записки А. М. Унковского Александру II (1857 г.) … При освобождении крестьян с землею, с отделением их совсем от помещика, т. е. с уничтожением всяких взаимных их обязательных отношений, свобода крестьян, даже при большей или меньшей крепости их земле, неоспорима; помещик, получив за крестьян с землею капитальный выкуп деньгами или облигациями, по возможности награжден, а исполнение крестьянами обязанностей перед правительством обеспечивается землею, отдаваемою в собственность. Вот единственное и верное средство освободить крестьян не словом, а делом, не постепенно, а разом, единовременно и повсеместно, не нарушить ничьих прав, не порождая ни с какой стороны неудовольствий и не рискуя будущим России. Справедливость требует, чтобы при таком освобождении крестьян помещики были вознаграждены как за землю, отходящую из их владения, так и за самих освобождаемых крестьян. Документ 5. Из проекта Ю. Ф. Самарина (1858 г.) … Очевидно, что окончательная развязка существующих ныне отношений между помещиками и крестьянами требует непременно безусловной отмены обязательной барщины; удержав ее хотя бы в самом незначительном размере, мы впали бы опять в переходное положение. Барщина действует убийственно на крестьян, балует помещиков, мешает развитию сельского хозяйства – все это неоспоримо, и никто искреннее нас не желает ее упразднения; тем не менее, мы думаем, что внезапная и обязательная отмена ее повлекла бы за собой большие неудобства… По этим причинам следовало бы, пока не установится само собою равновесие между предложением и запросом на вольный труд – этот почти небывалый у нас товар, оставить помещику право на несколько обязательных рабочих дней, как вспомогательную повинность лет на 10 или 12. Документ 6. Из речи Александра II в Государственном совете (28 января 1861 г.) Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества… Откладывать этого дела нельзя. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства... Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, - сделано, если же вы найдете нужным в чем-нибудь изменить или добавить представленную работу, то я готов принять ваши замечания; но прошу только не забывать, что основанием всего дела должно быть улучшение быта крестьян и улучшение не на словах только и не на бумаге, а на самом деле… Документ 7. Из Положения о земских учреждениях (1 января 1864 г.) 1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяется настоящим положением. 7. Земские учреждения в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить из круга указанных им дел… Документ 8. Из Судебных уставов (20 ноября 1864 г.) 1. Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, судебным палатам и правительствующему сенату в качестве верховного кассационного суда. 7. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели 24. Выборы мировых судей производятся на уездных земских собраниях. 81. Присяжные заседатели избираются из местных обывателей всех сословий… Документ 9. Из Городового положения (16 июня 1870 г.) 1. Попечение и распоряжение по городскому хозяйству и благоустройству предоставляются городскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением – губернатору, на точном основании правил настоящего положения. 9. Городское общественное управление в постановлениях и распоряжениях своих не может выходить из круга указанных ему дел… Документ 10. Из Устава о воинской повинности (1 января 1874 г.) 1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности. 4. Денежный выкуп о воинской повинности и замена охотником не допускается. 5. Вооруженные силы государства состоят из постоянных войск и ополчения. Сие последнее созывается лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени. Документ 11. Из речи К. П. Победоносцева в Совете Министров (8 марта 1881 г.) … В России хотят ввести конституцию, и если не сразу, то по крайней мере, сделать к ней первый шаг… А что такое конституция? Ответ на этот вопрос дает нам Западная Европа. Конституции, там существующие, есть орудие всякой неправды, орудие всяких интриг… Россия была сильна благодаря самодержавию, благодаря неограниченному взаимному доверию и тесной связи между народом и его царем… Так называемые представители земства только разобщают царя с народом… В такое ужасное время надобно думать не об учреждении новой говорильни, в которой произносились бы новые растлевающие речи, а о деле. Нужно действовать! Документ 12. Б. И. Чичерин о правлении Александра III Лишенный от природы способностей, с натурой несколько грубою и необтесанною воспитанием, получив образование самое скудное и совершенно не приготовленный к делу, он вступил на престол после страшного события (гибели отца), которое помутило все его мысли и перевернуло всю его душу… Природная наклонность к грубой силе, с привычкою к безграничной власти, проявлялась в более и более беззастенчивой форме. Это не был подавляющий и всеохватывающий гнет Николая; после великих реформ Александра II это было уже притупленное орудие, которое обращалось на мелкие притеснения и уродливые искажения того, что было сделано предшественником. Но дело свое оно совершило. Россия выходит из этого царствования внутренне расстроенною, нравственно приниженною, умственно недоумевающею. Что сулит ей будущее?
Вопросы к документам: 1. Сравните документы 1-5, покажите их общие и отличительные черты. 2. К позиции какого движения оказался наиболее близок итоговый вариант проекта отмены крепостного права, о котором говорил император 28 января 1861 г. (док. 6)? 3. В чем Вы видите очевидный шаг вперед в принятии реформ 60 – 70-х годов. (док. 7 -10)? А в чем видна их ограниченность? 4. В чем причины усиления революционного движения в начале 80-х гг. – в реформировании самодержавного строя (док. 11), или в ограниченном характере такого реформирования? 5. Согласны ли Вы с оценкой царствования Александра III, приведенной в высказывании Б. Н. Чичерина? Тема 8. Россия в конце XIX – начале XX века. Документ 1. Из беседы императора Александра III с цесаревичем Николаем. Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия. Падение исконной русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междоусобиц. Будь тверд и мужественен, не проявляй никогда слабости. Выслушивай всех, в этом нет ничего позорного, но слушайся только самого себя и своей совести. В политике внешней держись независимой позиции. Помни – у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней прежде всего покровительствуй церкви.
Документ 2. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.087 сек.) |