АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

От Я-сообщения к Я-позиции

Читайте также:
  1. АДАПТИВНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
  2. ВОПРОС 5.
  3. Как дети из нас «вьют веревки»
  4. Как я сползла по стеночке
  5. Три основных вида суждения и их специфические особенности
  6. Я-сообщение: к опыту освоения

 

Мы уже видели, что техники Активного слушания и Я-сообщения помогают «погасить» или ослабить обострение негативных эмоций. В то же время они не исключают их причин. Причины лежат глубже, в общей позиции и установках как взрослого, так и ребенка.

 

Маленькие дети – невольные эгоцентрики «от природы». Неумелые и слабые, они нуждаются в заботе, уходе и постоянном внимании. Заботу и внимание они требуют и, как правило, получают. Это естественно и закономерно. В то же время, такая «расстановка сил» содержит потенциальную опасность: у ребенка может создаться впечатление, что он – «центр мира». В благоприятных случаях это мироощущение меняется с возрастом. Иногда ребенок приходит к настоящему открытию: оказывается, есть другие люди со своей жизнью, нуждами и заботами. Вот как это описывает Л. Н. Толстой.

 

Мне в первый раз пришла в голову ясная мысль о том, что не мы одни, то есть наше семейство, живем на свете, что не все интересы вертятся около нас, а что существует другая жизнь людей, ничего не имеющих общего с нами, не заботящихся о нас и даже не имеющих понятия о нашем существовании…

…Когда я глядел на деревни и города, которые мы проезжали, в которых в каждом доме жило по крайней мере такое же семейство, как наше, на женщин, детей, которые с минутным любопытством смотрели на экипаж и навсегда исчезали из глаз, на лавочников, мужиков, которые не только не кланялись нам, как я привык видеть это в Петровском, но не удостаивали нас даже взглядом, мне в первый раз пришел в голову вопрос: что же их может занимать, ежели они нисколько не заботятся о нас? И из этого вопроса возникли другие: как и чем они живут, как воспитывают своих детей, учат ли их, пускают ли играть, как наказывают? и т. д.

Такого рода моральная перемена, – заключает Толстой, – произошла во мне в первый раз во время нашего путешествия, с которого я и считаю начало моего отрочества (выделено мною. – Ю. Г.)

 

Преодоление эгоцентризма продолжается в течение всего детства (заметим, в описании Толстого «открытие» случилось на одиннадцатом году жизни мальчика). Однако оно происходит не само собой, а в результате встреч и даже столкновений с жизнью других людей. Родитель несет на себе груз ответственности: он может способствовать – или помешать формированию правильного отношения растущего человека к миру, к себе и другим людям. Если воспользоваться метафорой, он должен правильно «поставить» мировоззрение ребенка, как «ставят руку» начинающему пианисту.

Что для этого нужно делать? Прежде всего, уметь заявлять о себе. Родителю нужно внимательно, особенно перед лицом ребенка отслеживать свои интересы и потребности, ведь в первые годы жизни ребенка он для него главный «другой».

Иными словами, родитель должен умерять свою натуральную заботу и в определенных точках воспитания выдвигать на первый план себя, давая ребенку шанс и, больше того, тренируя его на внимании к себе! И это будет настоящая, существенная забота о нем, а именно, о его моральном развитии.

 

Важно умерять свою натуральную заботу о ребенке, «тренировать» его на внимании к себе!

 

Возьмем историю из жизни одной семьи.

 

Мать семейства перегружена домашними делами, крутится целый день, не получая помощи и внимания от мужа и двух взрослых детей: дочери-старшеклассницы и сына-студента. Наконец, не выдержав, она бросает упрек: «Я вот все кручусь, с ног падаю, а вам хоть бы что!». На что получает в ответ: «А мы думали, тебе это нравится! Вроде сама хочешь! А трудно – не делай!»

 

Можно догадаться о продолжении этой сцены – еще бо́льшая обида матери, усиление доводов и оправданий, повышение голоса с обеих сторон…

Желание увидеть помощь, поддержку и, может быть, услышать слова благодарности, посещало мать давно, но она молчала. Ее обида копилась, и теперь стала источником конфликта. Упреки в форме Ты-сообщений, как мы знаем, не доходят до сознания «адресатов», и взаимное недовольство раскручивается по спирали. Высказанные гораздо раньше слова, что ей трудно, что она устала и чувствует несправедливость в распределении домашней нагрузки, могли бы быть услышаны и изменить всю ситуацию. Хочу напомнить:

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)