|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Три основных вида суждения и их специфические особенностиСуждения многообразны, как многогранно мышление, отражающее многообразие мира. Логика разделяет суждения на различные однородные группы. Мы остановим внимание лишь на следующих трех видах: суждение-сообщение, суждение-вопрос, суждение-побуждение. Этим трем основным видам суждений соответствуют три основных вида предложений: повествовательное, вопросительное и побудительное 1. Суждение — это процесс постиже- 1 В порядке обсуждения автор пытается обосновать точку зрения, что вопрос и побуждение можно считать специфическими формами суждения.— Ред. ния предмета мыслью. Различные формы суждения — отдельные звенья, моменты этого процесса. Суждение-сообщение устанавливает 'наличие или отсутствие некоторого признака, свойства, состояния, отношения у предмета или явления. Субъектом этого суждения является мысль о каком-либо предмете, а предикатом — мысль о признаке, состоянии, свойстве и отношении. Эти суждения можно разбить на два вида: 1) суждения как утверждение или отрицание какого-либо признака, свойства и т. д. у предмета мысли; 2) суждения, в которых только предполагается наличие или отсутствие признака и т. д. у предмета. Эти суждения в логике называются догадками. предположениями, проблематическими суждениями. Мы их будем называть вероятными суждениями, отличая их от суждений о реальной возможности и реальной вероятности. Так, суждение «вероятность встречи явления А и В равняется половине» является в нашем смысле не суждением 'вероятности, а суждением о вероятности, т. е. обычным суждением, в котором нечто утверждается или отрицается. В вероятных суждениях связкой является не утверждение или отрицание, а особая форма связки, включающая в себя и утверждение и отрицание. Вероятное суждение не является ни утвердительным, ни отрицательным. Каждое вероятное суждение одновременно и утверждает и отрицает наличие какого-либо признака: «S вероятно Р». Отрицание этого суждения даст 'не новое суждение вероятности, а отрицательное суждение — «5 не есть Р». В результате отрицания вероятного суждения изменяется качество* связки, а именно связка вероятного суждения заменяется отрицательной связкой. Это еще раз подтверждает положение, что вероятность в данном случае есть форма связки в суждении. Как мы уже сказали, особенность вероятной связки состоит в том, что в ней утверждение сопряжено с одновременным отрицанием, утверждение как бы борется с отрицанием: «вероятно» — это значит может быть есть, а может быть не есть. Вероятность выражает степень нашего познания связей явлений, она свидетельствует о том, что достоверно нам неизвестно, существует ли или не существует та связь явлений, которая утверждается в нем. Вероятность возникает вследствие недостаточности нашего знания связи явлений на данной ступени развития познания, в этом смысле вероятность в нашем суждении свидетельствует о наличии определенного субъективного момента. Мыслящий субъект 'предполагает наличие связи, в существовании которой он твердо не убежден. Но из этого отнюдь не следует, что вероятность, проблематичность суждения чисто субъективна и не имеет никаких объективных основ, не отражает объективный мир и связи, существующие в нем. В определенном смысле в отношении вероятного суждения также можно говорить о его соответствии или несоответствии действительности, а следовательно, его истинности или ложности. Высказывание о вероятности того или иного события (той или иной связи явлений) в истинном суждении основывается на объективных предпосылках, на реальной возможности. Так, например, суждение «в забеге на 100 м, вероятно, первым окажется спортсмен Петров» будет ложным, если известно, что спортсмен Петров вообще в нем не участвует или этот забег не состоится, или Петров не имеет никаких реальных данных, чтобы победить. А это значит, что вероятность также может или соответствовать или не соответствовать действительности, т. е. быть или истинной (истина как вероятность) или ложной. В некоторых формах умозаключения вероятное суждение выступает в качестве обосновывающего знания (в некоторых формах аналогии и неполной индукции), а это означает, что такое суждение отражает действительность с той или иной степенью точности. Суждение вероятности, поскольку с. ним имеют дело многие отрасли современной науки (физика и др.), привлекает все большее внимание философов и логиков. На существовании этих суждений пытался и пытается спекулировать современный логический позитивизм, в недрах которого возникло направление — «логика вероятностей», адептами ее являются Мизес, Рейхенбах. Представители этого 'направления суждениям вероятности придают значение первоначальных и основных, а достоверные суждения считают производными, специальными. Достоверное суждение рассматривается этой логикой как частный, предельный случай вероятного суждения '. 1 Так, например, Рейхенбах пишет: «Научная философия, напротив, отказывается принять какое-либо знание физического мира, как эбсолютно определенное. Ни отдельные явления, ни законы, контро- Сведение всех эмпирических суждений к суждениям вероятности сопровождается у современных позитивистов отрицанием какой-либо их объективной значимости. Сначала все суждения объявляются вероятными (достоверность—крайний случай вероятности), а потом отрицают соответствие суждения вероятности какому-либо объекту. Суждение вероятности отражают те же самые объекты действительности, что и достоверные суждения, вероятность в суждении есть средство познания объективного мира, способ выражения результатов познания объекта на данном уровне развития знания. Вероятное суждение не дает завершенную истину, но оно путь к ней. Не истинность подчинена вероятности, а вероятность является одной из форм достижения достоверного знания. Высказывание вероятного суждения имеет большое значение в науке. Так, характер вероятного суждения носит основное положение всякой научной гипотезы. Но наука не останавливается на формулировании вероятных, проблематических, суждений, она стремится получить достоверное знание о закономерных связях явлений. Вероятное и достоверное суждения взаимосвязаны'друг с другом, в процессе развития нашего знания одно суждение переходит и становится другим. Так, вероятное суждение переходит в достоверное, когда гипотеза подтверждается. Для суждения вероятности не безразлично, какое суждение приходит на смену ему: утвердительное или отрицательное. Когда на смену суждению вероятности приходит утверждение, то это означает его подтверждение. Утвердительное суждение не отрицает истинность вероятного, а развивает ее, превращает ее из вероятной в достоверную. Достоверное суждение «5 есть Р» развивает и подтверждает истинность суждения «S вероятно Р», а суждение «S не есть Р» отрицает истинность его. Достоверное суждение (или совокупность их) служит основанием для высказывания нового вероятного, проблематического, суждения. Нередко в процессе умозаключе- лирующие их, нельзя установить с достоверностью. Принципы логики и математики представляют единственную область, в которой достоверность достижима, но эти принципы являются аналитическими и пустыми. Достоверность неотделима от пустоты: нет синтетического априори» (Н. Reicheneach, The Rise of Scientific Philosophy, 1951, p. 304). Такого же взгляда придерживается, как мы уже показали, Айер. ния из достоверных посылок мы получаем в выводе только вероятное суждение (например, умозаключения по аналогии и неполной индукции); таким образом, достоверные суждения служат основанием для вероятных, которые требуют проверки и доказательства. Различие между достоверными и вероятными суждениями не абсолютно. Всякое суждение как развивающаяся мысль содержит некоторый элемент вероятного, приблизительного. Агностицизм и релятивизм субъективистски понимают самое вероятность, отрицая ее объективное содержание, превращая все наше познание в целом в вероятное, по их мнению, чисто субъективное. Решая вопрос об истинности или ложности суждения вообще и в особенности вероятного суждения, мы не должны вырывать его из той системы суждений, в которой оно возникало в действительном научном познании. Вероятное суждение, возникшее в процессе развития познания, включает в себя в той или иной форме те достоверные суждения, на базе которых оно возникло, а это значит, в нем есть уже достоверные моменты. Так, например, в суждении «эта соляная кислота, полученная из поваренной соли, вероятно, слабо концентрирована» не все подвергается сомнению, а только та часть его, в которой говорится о слабой концентрации. Так как суждение вероятности высказывается нами для того, чтобы пойти в познании дальше того, что достоверно установлено, то познавательная ценность, а значит и истинность, его не уступает познавательной ценности предшествующих достоверных суждений. Так как истина — это процесс отражения действительности, то в этом процессе проблематическое суждение занимает одно из центральных мест. Вероятное суждение непосредственно связано с другой формой суждения — вопросом. Предполагая что-либо в предмете, мы ставим проблему, задачу исследования, которая решается в дальнейшем развитии суждения. На базе утверждений (отрицаний) и предположений рождаются вопросы, толкающие исследователя на выявление новых сторон, свойств в предмете. Вопрос вытекает не только из предположений, но и из других форм суждений — сообщений. Например, формулируя разделительное суждение: «Л есть или В, или С», тем самым и ставят вопрос: «Что есть Л?». Традиционная логика исключала вопрос из сферы суждения, а вместе с тем нередко из логики вообще. Среди советских логиков резко противопоставляет вопрос и суждение профессор П. С. Попов '. П. В. Таванец в отличие от П. С. Попова признает наличие суждения, утверждения или отрицания, в вопросе, хотя и не считает его суждением. Академик В. В. Виноградов, подходя к этой проблеме со стороны лингвистики, также отходит от традиционной логики и в трактовке логической природы вопросительных предложений и их отношения к суждению 2. Спорить о том, является ли вопрос формой суждения или самостоятельной формой мысли, может быть, бесполезно, ибо все зависит от того, что мы будем понимать под суждением. Можно дать очень узкое определение суждения, исключив из него не только вопрос и побуждение, но и вероятные суждения, в которых утверждение и отрицание не носят чистого, непосредственного характера. Более широкое толкование суждения, включающее в себя вопрос и другие формы мысли, имеет предпочтение перед узким истолкованием его не только в том смысле, что вопрос тем самым включается в сферу логических исследований, но, как нам представляется, и в том, что создаются предпосылки для более глубокого понимания как связей вопроса с другими формами суждения, так и понимания его специфики. Нередко исключение вопроса из суждения связывалось с отрицанием того, что вопрос * См. П. С. Попов, Суждение и предложение, «Вопросы синтаксиса современного русского языка», Учпедгиз. М 1950, стр 20, 21. а Примечательно следующее его высказывание: «Вопросительные предложения, выражающие запрос или требование определить то или иное действие, событие, предмет и т. п. с точки зрения качества, количества, времени и т. д., бывают очень различны по содержанию, по форме и по своим модальным значениям. Основные их типы чредполагают наличие лежащего в основе их суждения (хотя и с не вполне определенным предикатом). Многие типы вопросительных предложений фактически выражают утверждение или отрицание.. Ведь и в вопросе что-то высказывается, сообщается и понимается. Вопрос тоже может быть истинным и ложным. Каждый вопрос исходит из ряда допущений, которые являются или истинными, или южными. Искомый предикат в вопросе не раскрыт. Но и в прямом вопросе содержатся свернутые (имплицитные) или неопределенные предикаты обеспечивающие самую возможность указать на искомый предика-'-' (В. В. Виноградов, «Синтаксис русского языка» акад А А Шахмчтс'» «Вопросы синтаксиса современного русского языка», стр. 84) Мышление является формой отражения действительности, формой познания объективной истины. Общность вопроса с тем, что по традиции называется суждением, на наш взгляд, более существенна, чем отличие их друг от друга. Иногда утверждают, что включение вопроса в суждение стирает специфику мысли-вопроса. Но это не так. Включение мысли-вопроса в суждение не только не стирает особенностей вопроса, но создает все возможности для выяснения этих особенностей, выяснения как связей, так и отличий вопроса от других форм суждений. В истории логики были попытки включения вопроса в суждение, но они были неудачны. Во-первых, они основывались на идеалистическом истолковании суждения вообще и вопроса в частности, а во-вторых, искажали сущность и структуру самого вопроса. Мы считаем, что мысль-вопрос имеет все общие признаки суждения. Во-первых, мысль-вопрос является формой отражения действительности; содержанием вопроса, как и других форм суждения, в конечном счете является объективный мир. Во-вторых, вопрос, как и всякая другая форма суждения, может быть истинным или ложным. Хотя, разумеется, истинность или ложность вопроса отличается от истинности или ложности суждений-сообщений. В-третьих, вопрос, как и всякое другое суждение, представляет собой некоторую связь мыслей, отражающую объективно существующие связи явлений действительности. В-четвертых, всякий вопрос имеет субъектно-преди-катную форму, т. е. всякий вопрос имеет субъект, предикат и связку. Наконец, мысль-вопрос реально существует, как и суждение вообще, в форме предложения. На основе этого мы рассматриваем мысль-вопрос как одну из многообразных форм, ступеней в развитии суждения. Но ограничиться вскрытием общего, что есть у вопроса с другими формами суждения, нельзя, необходимо еще выяснить специфику вопроса, как формы суждения, ее отличие от других форм, в особенности от суждения-сообщения; это сделать тем более необходимо потому, что еами мысли-вопросы многообразны. В отличие от суждения-сообщения основное назначение суждения-вопроса состоит не в сообщении готовой мысли, а в стремлении говорящего выяснить нечто, побудить собеседника или себя к сообщению и развитию мысли. Но так как вопрос не может производиться без всякого осно- вания, без какого-либо предшествующего знания, то в содержании вопроса можно выделить две части, тесно связанные между собой. - Основу всякого вопроса составляет суждение-сообщение, которое является базой вопроса, трамплином для | того прыжка в знании, который намечается вопросом. Так, например, вопрос «на какой улице в Москве находится музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина?» основывается на суждении-сообщении «музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина находится в Москве». Но суждение-вопрос содержательнее этого суждения-сообщения, ибо оно содержит в себе еще запрос о чем-либо (побуждение в удовлетворении потребностей в определенных сведениях). При этом в суждении-вопросе указывается: какие элементы мысли являются неизвестными, в каком направлении будет дальше развиваться суждение-сообщение. Эти два момента в суждении-вопросе: суждение-сообщение и запрос, находятся в такой взаимной связи, что только присутствие обоих их дает мысль-вопрос. Если не будет суждения-сообщения, лежащего в основе вопроса, то нельзя построить никакого вопроса, а при отсутствии запроса о чем-либо смешно говорить о мысли-вопросе. В нашей литературе имеется тенденция при анализе мыс-.ли-вопроса обращать внимание только на запрос, как на наиболее характерную и специфичную часть вопроса. Конечно, запрос создает оригинальность этой формы мысли, •но при анализе мысли-вопроса мы должны брать ее в целом, как она в действительности существует. Обращая внимание только на один запрос, нельзя понять сущности суждения-вопроса. Один запрос «куда?» так же не составит мысли вопроса, как «туда» — суждения-сообщения. Запрос «куда?» образует некоторую законченную мысль-вопрос только тогда, когда известно, куда спешишь, идешь, едешь и т. д. -Одно «куда?» не мысль-вопрос, а вопросительное слово в словаре. В вопросительных предложениях для выражения запроса используются специальные грамматические и логические средства, как-то: вопросительные местоимения и частицы, особый порядок слов в предложении, своеобразная вопросительная интонация. Лингвисты обыкновенно делят вопросы на два типа: 1) местоименные и 2) неместоименные. Первые «побуждают собеседника к такому ответу, который расширяет знание вопрошающего, сообщает о том, чего не содержится в вопросе. На этом основании эти вопросы называются исследовательскими, познавательными. Неместоименные вопросы называются так потому, что в них не входят вопросительные местоимения. Роль этих вопросов — проверить то, что известно. Ответы на эти вопросы не расширяют познания вопрошающего: это — утверждение или отрицание (да или нет). Эти вопросы называются также подсказывающими: все содержание ответа дано в вопросе. Так называемые «полные ответы» вопрошаемого могут создать иллюзию знаний. Вопрос выражается или частицами (ли, разве, неужели) или одной интонацией» '. Против лингвистического деления вопросов на местоименные и неместоименные трудно что-либо возразить. Однако никак нельзя согласиться с тем, что одни носят исследовательский характер и побуждают собеседника к ответу, расширяющему знание, а другие не расширяют знания вопрошающего, а только проверяют его. В действительности, всякий вопрос побуждает нас к ответу, расширяющему наше знание. Когда мы спрашиваем: «Пойдете ли вы сегодня в лес?», то в этом вопросе не содержится какой-то один определенный ответ. Если бы ответ был полностью известен в самом вопросе, то необходимость в вопросе отпала бы, он был бы излишен. На данный конкретный вопрос может быть не два, как утверждает Пе-терсок, ответа (или пойду, или не пойду), а по крайней мере три: «он пойдет сегодня в лес», «он не пойдет сегодня в лес», «он, вероятно, пойдет сегодня в лес», и спрашивающему совершенно неизвестно, какой из этих трех ответов он получит. Следовательно, ответ на поставленный вопрос и в данном случае расширяет познание вопрошающего, дает конкретный ответ, который не был известен ему. Деление вопросов на местоименные, и неместоименные является лингвистическим, а не гносеологическим, оно дает возможность уяснить особенности грамматической. 1 М. Н Петерсон, Лекции по современному русскому литературному языку, М. 1941, стр. 94—95. структуры вопросительного предложения, а не логической структуры суждения-вопроса и его место в процессе познания. Формы вопроса и функции его многообразны. В разных вопросах вопросительность имеет различный характер. На примере неместоименных вопросов можно показать, насколько разнообразны они по своей семантике. Вопрос может носить нейтральный характер. Тогда спрашивающий в равной мере ожидает как утвердительный, так и отрицательный ответ. («Он поехал в Ленинград?») Но этот же самый вопрос спрашивающий может посредством интонации поставить так, чтобы чувствовалось, какой ответ он больше ожидает: утвердительный или отрицательный. Тогда вопрос из нейтрального превратится в предположительный. В удостоверительном вопросе. («Значит, он уехал в Ленинград?») ожидается подтверждение, хотя и не исключается отрицание. В вопросительных восклицаниях («Как можно так утверждать?») и в различных формах псевдовопросов (удивлениях: «Неужели это может случиться?», риторических вопросах: «Какой капиталист откажется от получения прибыли?») собственно вопроса становится все меньше; в риторическом вопросе нет запроса, вопрос сохраняется как форма, придающая суждению-сообщению особую эмоциональную окраску. Таким образом, мы видим, что различные формы вопроса по своей семантике дальше или ближе стоят к суждению-сообщению, выполняя различные функции в мышлении. С логической точки зрения, все вопросы можно разделить на две группы: 1) суждение-вопрос, в котором запрос входит как элемент предиката; 2) суждение-вопрос, в котором запрос составляет связку суждения. Разберем логическую структуру первого вида суждения-вопроса. Его отличие от суждения-сообщения состоит в том; что он в предикате содержит запрос, например, «куда уехал вчера твой брат?». В основе этого вопро-. са лежит суждение-сообщение «твой брат вчера уехал». «Твой брат» — S, «вчера уехал» — Р, связка утвердительная «есть». В этом суждении вопрос «куда?» относится к «уехал», он показывает, в каком направлении будет развиваться предикат суждения-сообщения «уехал». Поэтому структура суждения-вопроса «куда уехал вчера твой 11* Мышление 309 брат?» представляется следующим образом: «Твой брат» — 5 «вчера уехал куда?» — Р, связка — утвердительная — «есть», а само суждение можно выразить так: «Твой брат вчера уехал куда?». Как видно, специфичность данного суждения-вопроса и его отличие от суждения-сообщения, лежащего в его основе, состоит в своеобразии предиката, в котором содержится не только мысль о тех признаках, свойствах, состояниях, действиях предмета, наличие или отсутствие которых уже установлено в предмете, но и направленный запрос о свойствах, состояниях и т. д. предмета, наличие или отсутствие которых не определено у предмета. Л. Д. Гржегоржевский ' называет тот член вопроса, который требует изъяснения в ответном предложении, изъясняемым, а вопрос, указывающий направление изъяснения, — неизвестным изъясняющим членом. В нашем примере «уехал» — изъясняемый член, а «куда?» — неизвестный изъясняющий член, который играет основную роль в развитии суждения, в образовании нового суждения-сообщения. В суждении-сообщении, полученном в результате ответа, вопрос (неизвестный изъясняющий член) заменяется определенным признаком, свойством, состоянием, отношением и т. д..(известным изъясняющим членом). На наш вопрос можем получить ответ: «Мой брат уехал вчера на дачу». Суждение-вопрос богаче и содержательнее суждения-сообщения, лежащего в его основе, но беднее по содержанию нового суждения-сообщения, полученного в результате ответа на вопрос. 1. «Твой брат вчера уехал»—первое суждение-сообщение, на основе которого строится вопрос. 2. «Твой брат вчера уехал куда?» — суждение-вопрос. В предикате появляется вопрос «куда?», который относится к «уехал» и показывает направление развития предиката. 3. «Твой брат вчера уехал на дачу» — новое суждение-сообщение, полученное в результате ответа на вопрос. «Куда?» в предикате заменяется указанием конкретного места («на дачу»). 1 См. Л. Д. Гржегоржевский, Краткий очерк сочетания вопросительных предложений с двумя и тремя «неизвестными» членами и происходящих от этих вопросительных ответных предложений с двумя и тремя «неизвестными» и «известными» членами, Спб. 1913. Из сравнения этих трех суждений можно уяснить место суждения-вопроса в развитии нашего знания. Путем суждений-вопросов происходит движение от одного суждения-сообщения, менее конкретного и содержательного, к другому, более конкретному и содержательному. С помощью вопросительного местоимения ставится вопрос о любом интересующем нас элементе мысли, отражающем определенные явления действительности. Суждения с вопросом в предикате, могут быть выражены в предложении и без местоимений. Запрос может выражаться другими средствами, например логическим ударением, интонацией: «Твой брат вчера уехал на дачу?». В основе этого вопроса лежит суждение-сообщение «твой брат вчера уехал». Кроме того, спрашивающему известно также, что он может уехать на дачу. Следовательно, данное суждение-вопрос строится на более содержательном знании, чем вопрос «Куда уехал вчера твой брат?», а потому и сам вопрос конкретнее. Структуру этого суждения-вопроса можно представить так: «Твой брат» — S, «вчера уехал на дачу?» — Р, связка — утвердительная — «есть». В этом суждении тоже в предикате запрос, причем более конкретный, чем «куда?», ибо высказывается предположительно место, куда он мог уехать. Проанализируем четыре суждения: 1) «Твой брат вчера уехал». 2) «Твой брат вчера уехал куда?» 3) «Твой брат вчера уехал на дачу?» 4) «Твой брат вчера уехал на дачу». Для формирования суждения-вопроса (3) недостаточно суждения-сообщения (1). Чтобы спрашивать, на дачу ли уехал некто, нужно знать о существовании такой возможности. Следовательно, суждение-вопрос (3) конкретнее и содержательнее суждения-вопроса (2). Все четыре суждения отличаются друг от друга только предикатами, в двух суждениях в предикатах вопросы: в одном (2) абстрактный вопрос (куда?), в другом конкретный (на дачу?). Один вопрос выражается в форме местоименного вопросительного предложения, а другой — неместоименного вопросительного предложения. С точки зрения логической структуры, они почти не отличаются друг от друга, нельзя называть один исследовательским, а другой подсказывающим. Оба они требуют такого ответа, который не содержится и не может содержаться в самом •и ** вопросе. Суждение-вопрос (3) хотя более конкретно, но и на него могут быть различные ответы, которых не предполагает спрашивающий. На вопрос: «Твой брат уехал вчера на дачу?», можно ответить: «Нет, в командировку в Ленинград». Как абстрактный, так и конкретный вопрос можно ставить о любом элементе мысли-суждения: «Твой брат вчера уехал на дачу?», «Вчера уехал твой брат на дачу?», «Твой брат уехал вчера на дачу?». Эти суждения-вопросы отличаются друг от друга теми суждениями-сообщениями, которые лежат в их основе. Так, в основе суждения-вопроса «вчера уехал твой брат на дачу?» лежит суждение «твой брат уехал на дачу», а не «твой брат вчера уехал». Вопрос в суждении может быть только в предикате, но не в субъекте. На первый взгляд может показаться, что в суждениях: «Твой брат уехал вчера на дачу?» или «Кто уехал вчера на дачу?», вопрос заключен в субъекте суждения. Но это только кажется, в действительности же и вопрос, и ответ на него не могут находиться в субъекте. Для доказательства проанализируем суждение «кто вчера уехал на дачу?». В основе этого суждения-вопроса лежит суждение-сообщение «уехал вчера на дачу». Субъектом этого суждения является «уехал» (или «отъезд», а предикатом «вчера на дачу». Структуру суждения «кто вчера уехал на дачу?» можно представить так: «уехал» — субъект, а «вчера на дачу кто?» — предикат. В суждении «твой брат вчера уехал на дачу?» вопрос «твой брат?» также входит в предикат. Ответы на эти вопросы также.войдут в предикаты. Так как суждение (4) образовалось в результате ответа- на вопрос «кто уехал на дачу?», то ответ «твой браг» входит не в содержание субъекта, а в содержание преди- ката суждения. На этом примере мы еще раз можем убедиться в том, что субъект и предикат суждения подвижны, что анализировать структуру суждения надо в системе знаний, а не изолированно. Можно по-разному представить структуру одного и того же суждения «твой брат уехал вчера на дачу». Субъектом этого суждения можно считать и «твой брат» и «уехал», в зависимости от того, как образовалось это суждение, в результате ответов на какие вопросы. Ответ на вопрос всегда составляет элемент предиката, а это значит, что и сам вопрос относится к нему. Вообще всякое суждение-сообщение образовалось в результате ответа на какой-то вопрос, и структуру его можно понять, зная, как образовалось это суждение, т. е. анализируя систему суждений. С развитием суждения происходит развитие как предиката, так и субъекта. Собственно предикат суждения должно составлять только то, что получено в результате ответа на последний вопрос, именно то новое, что получено в результате ответа на этот вопрос, а то, что было получено как ответ на предыдущие вопросы, переходит в субъект. Поэтому с обогащением предиката суждения обогащается и субъект. 1) «Твой брат — уехал». ~S~~ Р 2) «Твой брат уехал — на дачу». "— s~~~~~ ^~Р 3) «Твой брат уехал на дачу — вчера». 5~' ~~Р 4) «Твой брат вчера уехал на дачу — с сыном». "~ ~S~ ~ Р Когда в результате ответа на вопрос получен новый предикат, то предикат предшествующего суждения переходит в субъект. Предикат — это новое в суждении. «На дачу» — этот предикат утверждается не просто о твоем брате, а об уехавшем твоем брате, а «вчера» — этот предикат утверждается о твоем брате, уехавшем на дачу. Предшествующее суждение представляет собой субъект нового суждения. В этом смысле и можно говорить, что всякое суждение сложно, ибо субъект всякого суждения представляет собой свернутое предшествующее суждение. Многие лингвисты говорят о так называемых сверх-фразных единствах—периодах, выделяемых красной строкой, разделах, параграфах, главах и даже целых произведениях '. Эти сверхфразные единства выражают какую-то цельную мысль; анализируя эту мысль, мы можем найти в ней и свой субъект и свой предикат, которые будут сами состоять из ряда суждений. Но эту мысль можно выразить и одним суждением, которое объединяет группу суждений в одно целое. Например, имеется группа суждений, каждое из которых получено самостоятельно, в результате наблюдения за предметом: «Летит». «Самолет». «Реактивный». «На Восток». «Советский». Эти суждения можно потом объединить в одно, подводя итог наблюдению: «Советский реактивный самолет летит на Восток». Здесь как субъект, так и предикат состоят из суждений. Так можно рассматривать любое суждение. В другом типе суждения-вопроса запрос образует связку суждения. Сюда входят неместоименные вопросы, которые в лингвистике еще называются общими. Общими они называются именно потому, что относятся к предложению в целом, т. е. касаются основного акта предикации, в отличие от частных, когда вопрос касается только части предиката. Например: «Твой брат уехал вчера на дачу?». Структура этого суждения отличается как от суждения-сообщения, так и от рассмотренных выше суждений-вопросов. От суждения-сообщения она отличается тем, что целью этого суждения является не сообщение какой-то 1 «Несомненно, однако,—пишет Л. А. Булаховский,—что даже фраза не есть то наибольшее целое, в котором сознанию обнаруживаются словесные массивы. Если не говорить о таких наибольших словесных организациях, какими являются целые произведения слова — статьи, повести, романы и под., внешнее оформление которых тоже должно быть подчинено некоторому единству в содержании и в избираемой форме (разбивка на части, их заглавия и под),— то нужно учитывать во всяком случае наличие тех больших, чем фразы, но еще обыкновенно отчетливо схватываемых единств словесного выражения, в которых налицо бывают конкретные приметы синтаксического характера,— так называемые сверхфразные единства. Практика издавна считается с их существованием. Их внешним выражением на письме служит красная строка, отделяющая одно такое единство от последующего; однако достаточно часто встречаются и такие сверхфразные единства, когда и красная строка оказывается знаком лишь внутреннего членения большего единства» (Л. А. Бцлаховский, Курс русского литературного языка, т. I, изд. 5, Киев 1952, стр. 392). определенной мысли, а запрос. В отличие же от суждений-вопросов, с которыми мы имели дело раньше, в этом суждении предикат определен («уехал вчера на дачу»), в нем нет вопроса. Вопрос ставится не о каком-то отдельном элементе предиката (никакого нового элемента мысли в предикате не предполагается вопросом), а о связке суждения — будет ли она утвердительной или отрицательной. На вопрос «твой брат уехал вчера на дачу?» возможны ответы суждения-сообщения: «Да, мой брат уехал в^ера на дачу» и «нет, мой брат не уехал вчера на дачу», и «вероятно, мой брат уехал на дачу». В одном суждении связка утвердительная, в другом — отрицательная, а в третьем — вероятная. Таким образом, в процессе развития суждения, в переходе от вопроса к ответу вопросительная связка переходит или в утвердительную, или в отрицательную, или в вероятную. Связка-вопрос — специфическая форма связки, отличающаяся не только от утверждения или отрицания, но и от вероятной связки. Существовало мнение ', согласно которому вопрос идентичен проблематическому, вероятному суждению. Например, вопрос «твой брат уехал вчера на дачу?» и суждение «твой брат, вероятно, вчера уехал на дачу?» якобы ничем не отличаются друг от друга. В действительности же дело обстоит не так, это два разных суждения, хотя и близких друг другу. Целью одного суждения является сообщение о вероятности совершения какого-либо события, целью же второго — запрос, стремление точно установить, совершилось ли данное событие или нет. Причем вероятное суждение служит основой данного суждения-вопроса, и его можно получить в ответе, когда вопрошаемый знает об этом событии столько же, сколько спрашивающий. Сам вопрос-суждение содержательнее этого ответа, ибо, предполагая данное суждение, оно включает еще запрос, стремление получить точный ответ. Следовательно, вопросительная связка в суждении возникает при переходе от вероятного суждения к достоверному. Для всякого суждения-вопроса характерным является переход от одного законченного суждения-сообщения к другому. Но этот тип суждения-вопроса отличается от ранее рассмот- 1 См. В. Н. Карпов, Систематическое изложение логики, Спб. 1856. 315 ренного нами тем, что в то время, как там мы стремимся перейти от одного предиката к другому, более содержательному, здесь мы намечаем пути перехода от одной связки (вопросительной) к другой (или утвердительной, или отрицательной), обеспечивающей достоверное знание. Вопросительная форма связки имеет свое грамматическое выражение. Вопросительные частицы (ли, неужели), ударение и интонация — вот те языковые средства, с помощью которых в предложениях находит свое выражение эта форма связки. Два основных типа суждений-вопросов отличаются друг от друга и в решении проблемы истинности. Истинность вопроса выступает в форме правомерности постановки его и определяется посредством истинности того суждения-сообщения, которое лежит в основе вопроса. Суждение-вопрос «сколько у собаки копыт?» — ложно, ибо ложно утверждение, лежащее в его основе («собака — копытное животное»). Ложный вопрос направляет развитие нашего суждения по бесплодному пути, не обеспечивающему всестороннее и полное отражение действительности, и, наоборот, истинный вопрос развивает дальше содержание нашего суждения, верно отражающего действительность, приводит нас к новому суждению-сообщению, глубже и точнее постигающему мир. Различие между двумя типами суждений-вопросов в отношении истинности состоит в том, что в одном основой является суждение как утверждение или отрицание, а в основе другого лежит вероятное суждение-сообщение, истинность или ложность которого в свою очередь, как мы уже отмечали, опосредована другими достоверными суждениями-сообщениями. В первом случае мы идем от одного суждения-сообщения, носящего достоверный характер, к другому, по возможности достоверному, во втором случае — от суждения вероятности к достоверному суждению. На вопрос «твой брат уехал вчера на дачу?» может быть ответ «вероятно». В таком случае от утвердительного суждения «твой брат вчера уехал» мы придем к суждению вероятности «твой брат вчера уехал, вероятно, на дачу». В последнем суждении субъектом является «твой брат вчера уехал», «на дачу» — предикат, а «вероятно» — связка. Это еще раз подтверждает нашу мысль, что все суждения-сообщения, лежащие в основе вопроса, в новом суждении, полученном после ответа, перейдут в субъект, а предикатом будет только то, что получится в результате ответа на вопрос, в данном случае «на дачу». Этот ответ нельзя представлять в форме такого суждения-вероятности: «Твой брат, вероятно, вчера уехал на дачу» (предикат «вчера уехал на дачу»), так как в таком случае пропадает то достоверное знание, которое служило основой вопроса («твой брат вчера уехал»). В суждении же «твой брат, вероятно, вчера уехал на дачу» под сомнение ставится все: и «уехал», и «вчера», и «на дачу», хотя вопрос касался только «дачи» и вероятность должна относиться только к ней, а все ранее установленное перейти в субъект. Вопросы имеют огромное значение в науке. Принижение роли вопроса в познании действительности характерно для логиков современного позитивизма, утверждающих, что наука состоит только из положений, которые подтверждаются посредством логического вывода или эмпирического испытания. Вопросы же не входят в состав науки. Исключает вопросы из сферы логического исследования Карнап. «Наше исследование,— пишет он,— относится только к повествовательным предложениям и оставляет в стороне все предложения другого рода, т. е. вопросительные, повелительные и т. д....» ' Отрицает всякое познавательное значение вопросов Герберт Фейгль2, который выделяет следующие виды предложений: 1) логически правильные предложения; 2) логически неправильные; 3) фактически верные; 4) фактически неверные; 5) эмоциональные. Первые два вида предложений являются истинными или ложными в силу их формы и не связаны ни с какими фактами. Истинность или ложность фактических суждений устанавливается через непосредственное наблюдение; точнее, о них нельзя говорить, истинны они или ложны в смысле соответствия объективной действительности, а правильнее говорить.— подтверждаются или не подтверждаются накопленной суммой благоприятных или неблагоприятных наблюдений. Последний вид предложений обращен только к чув- 1 R. Carnap, Introduction to Semantics, p. 14. 2 См. Н. Feigl, Logical Empiricism, «Twentieth Century Philosophy», New York 1947, p. 383. ствам и не имеет никакого познавательного значения. Сюда относятся живописные, фигуральные, метафорические выражения, восклицания, междометия, слова похвалы и порицания, призывы, просьбы, повеления, приказания и вопросы. Все эти формы мысли, в том числе и вопросы, выводятся за пределы научного мышления. Стремление построить систему науки, в которой бы не находил никакого места вопрос как форма движения познания, порочно в своей основе. Оно основывается на извращенном понимании процесса научного мышления. В действительности вопросы входят в содержание науки. Правильная постановка вопроса имеет огромное значение в развитии научного знания. Вопрос — одна из форм познания и раскрытия предмета. Нет такой науки, которая бы обходилась без постановки вопросов (проблем). Правильная постановка вопро.са есть результат сложной мыслительной деятельности. Вопрос логически следует из всего предшествующего анализа предмета. Для правильной постановки вопроса огромное значение приобретает определение основной тенденции в развитии предмета, его противоречия. Тов. Мао Цзэ-дун пишет: «Вопрос — это противоречие в явлении, и там, где существует неразрешенное противоречие, существует и вопрос. Поскольку существует вопрос, ты должен стать на одну сторону и выступать против другой, следовательно, поставить вопрос. Ставя вопрос, надо прежде всего исследовать и изучить в общих чертах две его основные стороны, иначе говоря, две стороны данного противоречия, и только тогда можно будет понять, в чем состоит характер противоречия. Это процесс выявления вопроса» '. Чтобы плодотворно поставить вопрос, надо подвести итоги всего предшествующего познания предмета, выяснить, какой вопрос возможно и необходимо поставить в данном случае, на данном уровне развития знания, какая существенная сторона предмета необходима для познания. Правильно поставить вопрос — это уже в значительной мере определить его решение. Но постановкой вопроса не заканчивается анализ предмета. Чтобы решить вопрос, надо тщательно изучить его. «Для разрешения же вопроса,— пишет Мао Цзэ-дун,— требуется еще систематическое, тщательное исследование и изучение его. Это про- 1 Мао Цзэ-дун, Избранные произведения в четырех томах, т. 4, Издательство иностранной литературы, М. 1953, стр. 106. цесс анализа.. При -постановке вопроса тоже следует прибегать к анализу, ибо в противном случае в хаотическом нагромождении явлений не удастся обнаружить, в чем состоит вопрос, то есть в чем кроется противоречие. Однако, говоря о процессе анализа, я имею в виду систематический, глубокий анализ. Часто бывает так, что вопрос поставлен, но его нельзя разрешить именно потому, что еще не выявлена внутренняя связь предметов и явлений, именно потому, что вопрос еще не подвергся такому процессу систематического, тщательного анализа, а поэтому полного представления о вопросе еще нет, синтезировать еще нельзя, а следовательно, нельзя и по-настоящему разрешить вопрос»1. Анализ вопроса включает в себя уяснение противоречия, на решение которого направлен вопрос. Прежде чем решать вопрос, надо предвидеть, что может дать решение этого вопроса, т. е. надо выяснить характер самого вопроса. Уже при постановке вопроса определяется способ его решения. Из истории КПСС известно, что подъем рабочего движения в России в начале XX века ставил вопрос о создании единой централизованной партии рабочего класса. Возник вопрос, с чего начать построение единой партии рабочего класса. Постановка вопроса предполагает анализ создавшегося положения в рабочем движении после I съезда партии, выявление основного противоречия в рабочем движении (основную опасность на данном этапе представляла организационная и идейная неразбериха). Поставив этот вопрос, В. И. Ленин дал анализ его, обосновал, почему возникает он, как нужно подойти к ответу, какие возможны ответы и какой ответ является правильным. Он показал, что решение этого вопроса неразрывно связано с другим, чрезвычайно важным вопросом: какая партия нужна рабочему движению, на каких принципах она должна быть построена. Первым шагом построения партии должна быть организация общерусской политической газеты, которая и поможет уяснить принципы построения социал-демократической партии. Следующей разновидностью суждения является побуждение. 1 Мао Цзэ-дун, Избранные произведения в четырех томах т 4 стр. 106—107. > > Традиционная логика обычно с побуждением поступала так же, как и с вопросом,— исключала его из суждения на том основании, что в нем нет непосредственного утверждения принадлежности или непринадлежности какого-либо признака предмету. Из советских логиков так трактует сущность побуждения П. В. Таванец. Сходство суждения и побуждения П. В. Таванец устанавливает по следующим пунктам: 1) побуждение, как и суждение, выражается в предложении; 2) побуждение, как и суждение, высказывается в отношении чего (кого)-либо; 3) побуждение, как и суждение, есть мысль, известным образом отображающая действительность, и в отношении его можно ставить вопрос, правильно оно или неправильно. «Различие, — пишет П. В. Таванец, — между суждением и побуждением выражается прежде всего в том, что побуждение, в отличие от суждения, непосредственно не утверждает (и не отрицает) что-нибудь о чем-либо, а побуждает что-либо (кого-либо) к чему-либо» '. На основании только этого различия он и отказывает побуждению в достоинстве суждения. Но черты сходства, которые справедливо устанавливает П. В. Таванец между суждением и побуждением, существенны. Различия между суждением и побуждением возникают лишь в результате чрезмерно узкого понимания суждения, ограничения сферы суждения явно выраженным утверждением или отрицанием. Побуждение имеет все существенные признаки суждения: 1) побуждение есть связь мыслей, отражающая объективно существующие связи в мире; 2) побуждение имеет субъектно-предикатную форму; 3) в отношении побуждения можно ставить и решать вопрос об истинности или ложности. Но побуждение — специфическая форма суждения, отличная как от суждения-сообщения, так и от суждения-вопроса; особенность побуждения состоит в том, что его целью является не сообщение достигнутого, законченного знания, а побуждение собеседника, но не к ответу на поставленный вопрос, а к определенному действию. Побуждение к определенному действию возможно только на определенной основе, какой является суждение-сообщение, составляющее существенную часть всякого по- 1 П. В. Таванец, Суждение и его виды, стр. 26. 320 буждения. Так, в основе побуждения «закройте форточку!» лежит суждение-сообщение «форточка открыта». Но основой побуждения является не только это суждение-сообщение, но еще ряд других, в частности убеждение, что в комнате достаточно свежего воздуха и дальше держать форточку открытой нецелесообразно, другими словами, побуждение вытекает из ряда суждений-сообщений. Но даже вся сумма этих суждений-сообщений не исчерпывает всего содержания побуждения, ибо основная цель его состоит не в том, чтобы передать все эти суждения-сообщения, а побудить на их основе кого-либо к определенному действию, которое указывается побуждением. Субъектно-предикатная форма в побуждении имеет свои специфические особенности. Субъектом выступает мысль о том лице, к которому обращено побуждение, предикатом — мысль о действии, которое необходимо этому лицу совершить, связкой — указание, что данное действие относится к тому лицу, мысль о котором составляет субъект суждения-побуждения. Например, в суждении «закройте форточку!» субъектом является мысль о том лице, к которому обращено это побуждение, мысль об этом лице не находит часто выражения в отдельном слове во внешней речи (как в данном примере), но она уясняется из ситуации и контекста; предикатом — само побуждение «закройте форточку!», а связкой—указание, что это побуждение относится к данному лицу, она тоже не выражена специальным словом. Своеобразие суждения-побуждения состоит не только в специфичности предиката, но и в специфичности его субъекта. Субъект — всегда мысль о лице или совокупности таких лиц, которые могли бы совершить действие, желательное тому, кто обращается с побуждением. Суждение-побуждение имеет свою специфику и в отношении решения вопроса об истинности или ложности его. Решая вопрос об истинности побуждения, мы прежде всего должны установить истинность или ложность тех суждений-сообщений, которые входят в побуждение и на основе которых оно строится. Если эти суждения-сообщения ложны, то побуждение нецелесообразно, не соответствует объективной необходимости и, следовательно, ложно, если же эти суждения-сообщения истинны, то побуждение соответствует объективным связям явлений в действительности, и, следовательно, оно истинно. Так, на- пример, побуждение «закройте дверь!», когда она и так закрыта, ложно, не соответствует объективным связям. Это же побуждение будет ложным, не соответствующим создавшейся ситуации, если мы видим, что открытая дверь необходима: в нее проносят мебель или какие-либо другие вещи. Таким образом, когда решается проблема истинности или ложности суждения-побуждения, то устанавливается истинность или ложность тех суждений-сообщений, которые лежат в его основе, и в связи с этим решается вопрос о соответствии или несоответствии данного побуждения создавшейся объективной ситуации, связи явлений, объективной необходимости и т. д. Если побуждение соответствует сложившейся объективной ситуации и верно ее отражает, намечает такие действия, необходимость которых вытекает из этой ситуации, то оно истинно, если же оно не только не соответствует, а, наоборот, противоречит объективной ситуации, намечает такие действия, которые не необходимы и, больше того, противоречат этой ситуации, тогда суждение-побуждение ложно. В соответствии побуждения объективной ситуации, в отражении им ее и состоит специфичность постановки и решения проблемы истинности или ложности его. , Суждение п предложение Суждение как форма мысли существует и развивается только в форме языка. Формой существования суждения является предложение. Вопрос об отношении суждения как формы мысли к предложению как грамматической форме привлекал издавна внимание как логиков, так и лингвистов. Правильное решение этого вопроса логикой затруднено тем, что лингвисты до сих пор не дали еще ответов на многие вопросы учения о предложении и его видах, нет согласия между лингвистами даже в определении самого понятия предложения, больше того, нередко среди них раздаются юлоса, что предложение вообще нельзя определить и нет даже необходимости его определять. Но всякий лингвист тем не менее старается дать определение предложения '. 1 Приведем несколько определений предложения: «Есть одно очень общее и потому неясное определение предложения в речи, в ко- Рассматривая эти определения, мы можем найти в них нечто общее, а именно: предложение служит для выражения определенной единицы мысли. Но что это за мысль, какова ее форма? Лингвисты по-разному отвечали на этот вопрос. Ф. Буслаев весьма просто решал его: слова являются названием общих понятий или представлений, «суждение, выраженное словами, есть предложение-» 1, умозаключению соответствует сложное предложение. При этом суждение он понимал в традиционном смысле, как формальная логика того времени. Ф. Буслаев устанавливал полное тождество между структурой суждения и структурой предложения, растворяя последнее в первом; кроме суждения, он ничего иного не видел в предложении. Концепция Ф. Буслаева была подвергнута критике со стороны так называемого психологического направления в грамматике. В решении вопроса об отношении предложения к суждению психологисты исходили из положения, что каждый язык имеет свою особую логику, причем явления языка нужно объяснять не логикой общечеловеческого мышления, а индивидуальной логикой самого языка. Один из представителей психологического направления — Штейн-тором наиболее могут сходиться различные в других отношениях взгляды на природу предложения, а именно определение, по которому предложение в речи является выражением цельной мысли в слове или в словах». (Ф. Фортунатов, О преподавании грамматики русского языка в средней школе. «Русский филологический вестник», т. LIII, № 1, вып. 1, Варшава 1905 г., стр. 65). «Предложение это единица речи, воспринимаемая говорящим и слушающим как грамматическое целое и служащая для словесного выражения единицы мышления» (А. А. Шахматов, Синтаксис русского языка, изд. 2, Учпедгиз, Л. 1941, стр. 19). «Понятие предложения употребляется в синтаксисе в двух смыслах: более широком — законченной мысли, выраженной словами (в таком смысле употребляется еще и термин фраза), и в более узком — синтаксической единицы, характеризующейся наличием сказуемого» (Л. А. Булаховский, Курс русского литературного языка, т. I, изд. 5, Киев 1952, стр. 269). «Предложение — это грамматически оформленная по законам данного языка целостная (т. е. неделимая далее на речевые единицы с теми же основными структурными признаками) единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли» (В. В. Виноградов, Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения. <Вопросы языкознания» № 1, 1954 г., стр. 3). 1 Ф. Буслаев, Историческая грамматика русского языка, Синтаксис, изд. 5, М. 1881, стр. 8. таль ' считал, что языковые и логические категории абсолютно несовместимы и относятся друг к другу как понятие круга и красного. В результате такого отрыва грамматических категорий от логических Штейнталь пришел к выводу, что язык является своеобразным мышлением, развивающимся согласно только ему одному присущим законам и категориям, которые изучаются грамматикой2. А некоторые психологисты (Пауль) стали даже утверждать, что действительным объектом лингвистики является изучение языка и логики индивидуума. Многие русские языковеды находились под влиянием психологического направления в лингвистике и проводили его в трактовке семантики предложения. Так, Потебня, критикуя отождествление суждения и предложения, писал: «Грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением. Названия двух членов последнего (подлежащее и сказуемое) одинаковы с названиями двух из членов предложения, но значения этих названий в грамматике и логике различны. Термины «подлежащее», «сказуемое» добыты из наблюдения над словесным предложением и в нем друг другом не заменимы. Между тем для логики в суждении существенна только сочетаемость или несочетаемость двух понятий, а которое из них будет названо субъектом, которое предикатом, это для нее, вопреки существующему мнению, должно быть безразлично... Категории предмета и его признака не нужны для логики, для которой и то, и другое — только понятия, совокупности признаков. Тем менее возможно вывести из логического суждения прочие члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение» 3. В этом высказывании Потебни наряду с правильными мыслями о том, что грамматические предложения не тождественны суждению, подлежащее и сказуемое предложения — грамматические, а не логические категории и т. д., имеются и неправильные положения, а именно: неверно понимание сущности суждения как сочетания понятий. Нельзя согласиться с утверждением Потебни, что категории предмета и его признака не логические, а грамма- 1 См. Н. Steinthal, Grammatik, Logik und Psychologie, Berlin 1855, S. 221—222. 2 Ibid, S. 224. 3 А. Потебня, Из записок по русской грамматике, т. I—II, Харьков 1888, стр. 61. тические. Сам Потебня склонен считать, что предложение выражает не логическое, а психологическое суждение. Сущность этого акта мысли, отличного от логического суждения, Фортунатов определяет как связь двух представлений — господствующего и подчиненного: «Психологическое суждение заключает в себе, следовательно, три элемента, но в выражении психологического суждения в речи, хотя бы и в полном, сознание связи между представлениями, образующими отдельные части суждения, понятно, не может выражаться отдельно и входит в выражение одной из этих частей. Поэтому и в психологическом суждении, рассматриваемом по отношению к выражению его в речи, мы можем различать два элемента: первую часть психологического суждения и вторую в открываемом мыслью отношении ее к первой части. Вторая часть психологического суждения в ее отношении к первой части может быть называема психологическим сказуемым, а первая, предполагаемая такою второю частью, — психологическим подлежащим...» '. Субъект психологического суждения — представление или комплекс представлений, появляющийся в сознании говорящего или слушающего первым, а психологический предикат — то содержание, которое примыкает к этому первому представлению, другими словами, субъектом является представление, на которое говорящий обращает внимание слушающего, а предикатом — то, что слушающий должен мыслить об этом представлении. Правильно указывая, что содержание предложения не тождественно логическому суждению, представители психологического толкования семантики предложения доводят до абсурда субъективный момент в нем. Суждение выступает у них не как форма отражения объективного мира, а как сочетание представлений, определяемое волей человека. Концепция психологистов оказывается направленной не столько против крайностей формально-логического понимания предложения и его отношения к суждению (Буслаев и др.), сколько против материалистического истолкования сущности суждения. 1 Ф. Фортунатов, О преподавании грамматики русского языка в средней школе. «Русский филологический вестник», т. LIII, № 1—2, Варшава 1905, стр. 67—68. Концепция психологического суждения как семантической основы предложения приводит к отрыву мышления от языка. Примером такого явного отрыва мысли от языка могут служить взгляды на отношение суждения и предложения Д. Овсянико-Куликовского, выделявшего три стадии в развитии мысли: 1) психологическое суждение, 2) предложение, 3) логическое суждение. Психологическое суждение предшествует языку вообще, предложению в частности. Эта форма мысли свойственна мышлению животных и детей в раннем возрасте. Словесное предложение — более высокая форма мысли '. Если в психологическом суждении члены его (субъект и предикат) являются психологическими образами, то в предложении они приурочиваются к известным грамматическим категориям. Так, подлежащее психологического суждения наряжается в форму имени существительного в именительном падеже и из образа как суммы известных впечатлений превращается в понятие вещи, предмета или субстанции, становясь подлежащим словесного предложения. «Сказуемое в свою очередь, — пишет Овсянико-Ку-ликовский, — уже не только образ, приведенный в предикативную связь с подлежащим, но опять-таки образ упорядоченный, приуроченный к категории вещи или к категории признака. Наконец, связка преобразуется в ту более или менее отвлеченную категорию отношения, которая апперцепируется так называемым «вспомогательным глаголом» (есть, быть, являться и проч.)»2. В словесном предложении цельные образы психологического суждения распадаются на части. Так, образ, составляющий подлежащее психологического суждения, распадается в предложении на подлежащее в собственном смысле и его определение, а сказуемое психологического суждения — на сказуемое, дополнения и обстоятельства. 1 «Словесное предложение, — пишет он,— сравнительно с психологическим суждением есть явление гораздо более сложное и в то же время более совершенное, высшее. Оно есть психологическое суждение, осложненное речью, переработанное силою языка» (Д Овсяника-Куликовский, Очерки науки о языке «Русская мысль», кн XII, М 1896, стр 12) 2 Д Овсянико-Куликовский, Очерки науки о языке «Русская мысль», кн XII, стр 14. Высшей ступенью в развитии мышления является логическое суждение, которое, по мнению Овсянико-Куликовского, еще более отвлеченно и рационально. При превра щении словесного предложения в логическое суждение важную роль играет развитие в известном направлении понятия предикативной связи'. Концепция Д. Овсянико-Куликовского о трех стадиях развития мышления насквозь идеалистична и чрезвычайно далека от правильного изображения развития мышления. Основным пороком ее является отрыв мышления от языка: мышление возникает вне языка и стремится к такой форме, которая была бы свободной от него. Эта концепция является логическим завершением психологического, субъективно-идеалистического истолкования семантики предложения психологистами, резко противопоставляющими мысль, содержащуюся в предложении, суждению. Выделение представителями этого направления наряду с логическим субъектом и предикатом и грамматическими подлежащим и сказуемым еще психологических субъекта (подлежащего) и предиката (сказуемого) ведет к отрыву содержания предложения от объективного мира. Субъективный, психологический момент, имеющийся в семантике предложения, возводится ими в главный, решающий и единственный, — а это прямая дорога к субъективному идеализму. Проблемы теории предложения приковывали внимание А. А. Шахматова, который также иногда склонялся к психологическому истолкованию сущности мысли, содержащейся в предложении. При определении предложения он считал чрезвычайно важным выяснить, что выражает предложение, какую форму мысли. «Соглашаясь вообще, — говорил Шахматов,— что предложение, как факт грамматический', должно найти грамматическое определение, я думаю, однако, что в таком определении должно быть прежде всего выражено отношение словесной формы к соответствующему психологическому акту. Определение предложения, как и всякой вообще словесной формы, должно исходить из того, что слова — это знаки для выраже- 1 <.. Логическое мышление зарождается в недрах грамматического и постепенно растет и крепнет по мере развития этого последнего в направлении все усиливающейся отвлеченности связки и возрастающей глагольности сказуемого» {Д Овсянико-Куликовский, Очерки науки о языке сРусская мысль», кн. XII, стр. 27) ния мысли. Поэтому, определение предложения должно прежде всего установить — для какого именно психологического акта оно является знаком, а кроме того, указать, чем именно предложение отличается от других словесных форм: отдельных слов, словосочетаний, речи, языка вообще» '. Стремясь решить эту задачу, Шахматов выдвигает понятие коммуникации как психологической основы предложения. Коммуникация — простейшая единица мышления, состоящая «из сочетания двух представлений, приведенных движением воли в предикативную (т. е. вообще определяющую, в частности зависимую, причинную, генетическую) связь» 2. Понятие коммуникации шире понятия суждения в его традиционном понимании 3. Коммуникация, как и суждение, имеет субъект и предикат; господствующее представление является субъектом, а зависимое от него — предикатом. Оценка учению Шахматова о предложении вообще и коммуникации как его смысловой основе дана в статье академика В. В. Виноградова ««Синтаксис русского языка» акад. А. А. Шахматова» 4, в которой правильно вскрывается сущность шахматовской теории предложения. Прежде всего правильно указывается на идеалистическое толкование Шахматовым сущности коммуникации, которая рассматривается не как форма отражения действительности в сознании человека, а только как связь представлений безотносительно к связи явлений в природе 1 Цит. по статье Е. С. Истриной «Вопросы учения о предложении по материалам архива А. А. Шахматова». См. «А. А. Шахматов», Сборник статей и материалов, изд. Академии наук СССР,М.—Л. 1947,стр.323—324. 2 Л. Л. Шахматов, Синтаксис русского языка, стр. 19. 8 «К коммуникациям относятся не только пропозиции или суждения, но и всякие иные сочетания представлений, умышленно, с тою или иною целью приведенных нами в связь, например, сочетания, нашедшие себе выражение в словах, как дома ли отец^ уходите! выпить бы чего, посидел бы ты с нами! Эти сочетания отличаются от суждения тем, что в них представления приведены в связь нарочитым актом не для утверждения чего-либо или отрицания, а в одном случае для вы-нуждения собеседника к тому, чтобы он высказал суждение, сочетав оба названных в вопросе представления, в другом случае для вынуж-дения или побуждения собеседника произвести то или иное действие (уходите! посидел бы ты с нами), в третьем — для обнаружения желания говорящего (выпить бы чего)». (А. А. Шахматов, Синтаксис русского языка, стр. 19—20.) 4 «Вопросы синтаксиса современного русского языка», стр. 75, и обществе. «...Психологический акт коммуникации, — пишет А. А. Шахматов, — приходится признать результатом сложного процесса, состоящего вначале из движения воли, направленной к сообщению собеседнику сочетавшихся двух представлений, а затем в психическом анализе этих представлений...» '. Субъективно-идеалистическое истолкование Шахматовым коммуникации вытекает из понимания им логики (в его терминологии—психологии) мышления и ее отличия от синтаксиса мышления. По его мнению, логика имеет в виду индивидуальное мышление и строит свои обобщения, исходя из наблюдения над проявлением душевной жизни отдельной личности, а синтаксис имеет дело с нормами, обязательными для каждого говорящего на этом языке, если он хочет быть понятым. Такое понимание логики мышления исключает всякое объективное содержание любой мысли и коммуникации в частности. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.041 сек.) |