|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Познавательная функция языка в ходе обмена мыслями между людьмиОкружающая нас действительность отражается в голове людей в виде различных форм мысли (в виде понятий и суждений), которые закрепляются и выражаются в языке. При этом необходимо отметить, что сам процесс отражения действительности в голове людей не может быть осуществлен без посредства языка. Последний, закрепляя и выражая наши мысли, является носителем наших знаний об окружающей нас действительности. Словарный состав языка, поступая в распоряжение грамматики, способен выразить и передать любую мысль о предметах объективного мира, их свойствах и отношениях. Язык способен выразить не только наши знания об окружающем нас мире, но и наши отношения к явлениям внешнего мира, к другим людям и к самим себе — к своим поступкам, настроениям и переживаниям. Он способен выражать наши эмоции и волевые побуждения. Язык, таким образом, закрепляет и выражает всю совокупность сложнейших отношений и явлений действительности. Посредством языка мы получаем возможность познавать, усваивать весь опыт, накопленный предшествующими поколениями, успехи их познавательной деятельности; получаем возможность организовать и развивать производство. Посредством языка мы получаем возможность познавать отношения людей друг к другу и в настоящем и в прошедшие исторические эпохи, познавать их чувства и переживания. Язык, закрепляя успехи познавательной деятельности человека и являясь единственно полноценным средством общения, средством обмена мыслями между людьми, дает нам возможность не только организовать общественное производство, наладить общественную жизнь, но и осуществить дальнейшее познание человеком окружающей его действительности, осуществить дальнейший прогресс науки. Закрепляя успехи познания человека, язык позволяет нам овладеть всем тем богатством знаний, которое выработало человечество в прошлом, обеспечивает осуществление духовной преемственности между различными эпохами. Этим самым знания людей, добытые в предшествую- щие эпохи, не являются для нас тайной за семью печатями, а используются нами в процессе прогрессивного развития общества. Огромную роль для познания опыта предшествующих эпох, истории того или иного народа во всей ее многогранности играют памятники письменности, закрепляющие на века всю совокупность знаний, исторических событий, умонастроений и чувств людей и народов минувших времен. «В сокровищницу родного языка,— указывает К. Д. Ушин-ский,— складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости,— словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое» '. «Каждый человек,— пишет А. И. Герцен,— опирается на страшное генеалогическое дерево, которого корни чуть ли не идут до Адамова рая; за нами, как за прибрежной волной, чувствуется напор целого океана всемирной истории...» 2 В. И. Ленин подчеркивал огромную роль добытых в прошлом знаний для формирования мировоззрения человека коммунистического общества, для строительства коммунизма. Эти знания мы получаем от прошлых поколений через язык, через памятники письменности. Необходимо отметить, что для открытия тех или иных законов науки необходимо специально обращаться к анализу истории наук, истории общества. Историю эту невозможно воспроизвести без анализа соответствующих документов письменности. Так, важнейший вывод марксистско-ленинской теории познания о том, что наше знание об окружающем мире постоянно развивается, прогрессирует, что каждый новый этап в развитии наук дает нам новые и более глубокие • знания о предметах действительности, что в процессе познания, в ходе поступательного развития человечества мы движемся от явления к сущности, от сущности менее 1 К- Д- Ушинский, Избранные педагогические сочинения, Учпедгиз, М. 1945, стр. 206. 2 Л. Я. Герцен, Былое и думы, ГИХЛ, Л. 1946, стр. 651. глубокой к сущности более глубокой, к сущности более высокого порядка, что наше познание складывается из относительных истин, в каждой из которых, однако, заключена частица абсолютной истины, предполагает исследование тех результатов познания, которые были достигнуты в предшествующие эпохи и которые были воплощены в языке. Итак, познавательная функция языка в ходе обмена мыслями между людьми состоит в следующем: 1) закрепление познавательной деятельности в языке делает возможным сам факт обмена мыслями между людьми, а следовательно, является необходимым условием существования самой общественной жизни. Через язык человек узнаёт мысли другого человека, посредством языка люди обмениваются своим опытом в ходе производственной деятельности, налаживают совместную работу; 2) посредством языка совершается процесс воспитания и обучения подрастающего поколения. Поскольку язык закрепляет наши мысли о предметах окружающего мира, обучающийся через звуковую и письменную речь овладевает теми знаниями, которые необходимы для того, чтобы участвовать в процессе общественного производства, в процессе любой иной деятельности; 3) закрепляя в языке наши знания, мы имеем возможность передать весь наш опыт будущим поколениям. С другой стороны, овладевая через язык опытом прошлых поколений, мы используем их знания для расширения нашего опыта, для получения новых знаний, для развития общественного производства; 4) поскольку язык закрепляет не только наши знания об окружающем нас мире, но и наши чувства, настроения, переживания, различного рода побуждения, мы через язык узнаём и об этих сторонах психической жизни людей как настоящего времени, так и прошедших эпох. Рассмотрим теперь более конкретно, как происходит закрепление наших знаний в языке и как осуществляется передача знаний в ходе языкового общения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |