АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государство: сущность и происхождение

Читайте также:
  1. I. Возникновение и сущность антиглобализма
  2. Безработица: сущность, виды и формы, показатели
  3. Бухгалтерский учет, его сущность и функции системы управления
  4. В чем сущность процесса известкования воды.
  5. В чем сущность процесса коагуляции воды.
  6. В чем сущность технологии Nа- катионирования и каковы её результаты
  7. В чем сущность технологии анионирования воды и каковы её результаты
  8. В чем сущность технология Н- катионирования и каковы её результаты
  9. В-2 Издержки. Сущность и классификация.
  10. Волокнистая соединительная ткань. Морфо-функциональная характеристика. Классификация. Клеточные элементы: происхождение, строение, функции.
  11. Вопрос 1 – сущность БУ
  12. Вопрос 1. Сущность стратегического менеджмента.

Тема 12.

п л а н

1. Понятие и признаки государства.

2. Сущность государства.

3. Происхождение государства.

4. Анализ различных концепций происхождения государства.

 

Ведущую роль в политической системе общества играет государство. Обладая властными полномочиями, официально представляя все общество, государство характеризуется рядом признаков:

1) наличие аппарата публичной власти;

2) территориальное деление населения;

3) суверенитет;

4) единая система прав и обязанностей, охраняемых государством.

Кроме названных, отдельные авторы выделяют единое экономическое, информационное, энергетическое, транспортное пространство, единую оборону, внешнюю политику, язык, налоги, особенности культуры и др. «Государство в целом представляет собой единство трех элементов: государство существует постольку, поскольку существуют 1) население государства (нация, государственно-организованный народ), 2) государственная территория и 3) государственная власть».[1] Символы государства: герб, флаг и гимн.

Термин «государство» появляется лишь в XVI веке. В научный оборот его ввел известный итальянский мыслитель Н. Макиавелли (1469-1527). Он использовал для обозначения государства термин «stato» (от лат. «status» - положение, статус). До этого государственные образования именовались – полис, общество, земля, страна, городская община, республика и т.д. «Широкий» подход к понятию государство (Аристотель, Цицерон, И. Кант) отождествляет его с особой формой политической организации общества, «узкий» (Ж. Боден, Т. Гоббс, Р. Моль и др.) – с государственным аппаратом, классовый – с машиной для подавления эксплуатируемого большинства экономически и политически господствующим меньшинством.

Нельзя отождествлять государство только с государственным аппаратом. «Государство – это универсальная политическая организация общества, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма».[2]

Сущность государства связана с его сутью, целью, природой, направленностью функций. Либо государство – это «Я» (как говорил король «Солнце» Людовик XIV), «Левиафан» (Т. Гоббс), монстр, пожирающий своих подданных, либо – государство – это «мы», заботящееся о своих гражданах, их материальном и духовном благосостоянии, обеспечивающее безопасность, социальную и гуманистическую направленность общества.

В настоящее время при рассмотрении сущности государства выделяют 2 основные точки зрения:

1) государство – это орудие угнетения народа в интересах экономически господствующего класса – ему нужно противостоять;

2) современные развитые государства – это государства всеобщего благоденствия, социальной направленности, цель которых - удовлетворение интересов большинства населения, их нужно уважать и поддерживать.

Классовый подход к государству постепенно уступает место теории элит (управленческой, творческой, технократической), где государство рассматривается как выражение интересов не только властной элиты, но и всех слоев общества, основная солидаризирующая сила. Государство – это не столько аппарат политической власти, сколько политико-административно-социально-структурно-территориально организованное общество. Современное государство представляет собой прежде всего особую политическую организацию ассоциацию, интегрированную в единое целое публично-властными отношениями и структурами, направленную на выражение и поддержание интересов большинства народа.

Государство является универсальной организацией для всех проживающих на его территории людей, которая носит властный, политический характер, имеет в своем распоряжении аппарат принуждения, выполняет функцию управления обществом в целях достижения мира, согласия и социального прогресса.

Традиционно, в сущности государства выделяют два аспекта: классовый и общесоциальный. Классовый – связан с защитой интересов экономически господствующего класса. Общесоциальный касается всего населения, либо его большинства и направлен на организацию, порядок, охрану, стабильность, общее благополучие. Кроме этого в разных странах, разные исторические периоды, сущность государства может быть различной: религиозной (например, в мусульманских странах, в период ведения «религиозных» войн), национальной (период борьбы государства за национальную независимость), расовой (в условиях борьбы за господство «титульной» расы: арийской, «желтой», «белой», «черной», «азиатской» и др., социальной (направленной на рост материального и культурного благосостояния народа) и т.д.

Сущность государства зависит от социально-экономических, политических, культурных предпосылок и традиций, исторических внутренних и внешних факторов, но главное от политического режима, т.к. никто лучше народа (источника власти) не знает своей сущности, того, что он хочет. Сущность государства производна от природы власти.

Государство, являясь политической организацией всего общества, решает как классовые, групповые, так и общесоциальное задачи, причем их соотношение носит исторически изменяющийся характер и по мере исторического прогресса все больше наполняется общесоциальным содержанием. Уровень цивилизованности, прогрессивности государства проявляется в состоянии политической и экономической свободы индивидов, уровне их материального и культурного благосостояния. Будучи своеобразным «слепком» развития общества, отражением его сущности, государство выступает как целостный социальный институт, с присущими ему законами и тенденциями.

Возникновение государства является закономерным и прогрессивным этапом развития общества, обусловленным целым комплексом социально-экономических, политических и духовных предпосылок. Государство возникает для того, чтобы организационно обеспечить функционирование производящей экономики, создать условия «замиренной» среды. Государство и право находятся в диалектической взаимосвязи и не могут существовать друг без друга, в результате их возникновение взаимосвязано и взаимообусловлено, хотя имеет и свою собственную специфику.

При этом нужно различать первоначальное возникновение государства от вторичных процессов его появления, путем заимствования или завоевания. «Первичные» государства возникают в благоприятных для земледелия природно-климатических условиях и начинают свою экспансию на территории, где образуются «вторичные» государства. В настоящее время открыта новая форма власти, предшествующая государственной. Это – вождество или чифдом.

Никакие внешние факторы не могли привить государственность тем народам, которые были сами к этому еще не готовы. Государство не является силой, извне навязанной обществу, оно возникает как образование обусловленное преимущественно внутренними причинами.

Учитывая решающую роль объективных предпосылок возникновения государства, не стоит вместе с тем сбрасывать со счетов субъективный фактор, значение которого все более увеличивается.

Появление государства обуславливается:

1) экономическими причинами, связанными с регулированием присваивающей экономики, правовой регламентацией частной собственности, необходимостью организации крупных общественных работ и объединения для этого больших масс людей;

2) социальным расслоением общества на антагонические классы, стремлением экономически господствующего меньшинства сохранить и приумножить частную собственность, закрепить экономическое влияние внешнеэкономическими способами, держать в повиновении эксплуатируемое большинство, поддерживать общественный порядок;

3) потестарная власть, характерная для первобытного общества, в новых социально-экономических условиях потребовала политического, государственного решения вопросов. Экономически господствующий класс только благодаря государству становился политически и юридически господствующим классом (В.И. Ленин);

4) решение не только классовых, но и общесоциальных интересов породило необходимость в особой силе государства, умеряющем столкновения, солидаризирующем, обеспечивающем компромисс частного и общественного, индивидуального и коллективного.

Традиционно выделяют (противопоставляют) восточный и западный, а также синтезный путь формирования государства.

Деление на восточный (азиатский) и западный путь (страны Западной Европы) условно. Можно также говорить об особенностях возникновения государственности в странах Африки, Америки и Австралии, о раннеклассовых государствах, древнеахейских государствах, городах-государствах и др.

Ряд авторов считают, что первичные государства проходят две основные стадии развития. Первая – ассоциируется с древневосточным земледелием, вторая – относится к периоду античного (Древняя Греция, Древний Рим) рабовладения.[3]

К восточному (азиатскому) типу возникновения государства относят наиболее древние государства конца IV – начала III т. до н.э.: Египетское, Шумерское, Ассирийское, Хеттское, а также Древнеиндийские и Древнекитайские государства II тыс. до н.э., которые появляются в благоприятных природноклиматических условиях. Таким путем образовались древние государства не только в Азии, но и Восточной Европе, Африке, доколумбовой Америке. Для данного типа государства характерен длительный плавный переход родоплеменной организации в государственную. В результате объединения племен происходит захват власти родоплеменной знатью, из среды которой выделяется правитель – деспот.

Особенности восточного пути образования государства:

1) необходимость объединения больших масс людей для применения коллективного труда на строительстве каналов, ирригационных сооружений, оросительных систем;

2) частная собственность и классы не сыграли той решающий роли, как при западном пути, напротив, возникновение государства на Востоке само активизировало процесс формирования классов. Господствующий класс узурпировал прежде всего не сами средства производства, а управление ими. Деспотический характер власти распространялся на всех подданных. Поэтому там для чиновника потеря должности означала, как правило, и потерю собственности, а порой и жизни;

3) особая роль коллективной собственности – общинной, храмовой, а также государственной (прежде всего на землю и воду);

4) право органически вытекало из норм религии и морали, требования которых санкционировались государством.

Западный путь формирования государства был обусловлен прежде всего социально-экономическими причинами: совершенствованием орудий труда, ростом производительности труда, появлением прибавочного продукта, частной собственности, классов с противоположными интересами и классовых антагонизмов. Это было средство «спасения» общества, гармонизации, сбалансирования, выражения классовых и общесоциальных интересов. Так формировались государства Древней Греции и Древнего Рима.

Право в Западной Европе идет от обычая к правовому обычаю, затем к законам, договорам, судебным решениям, испытывая на себе сильное влияние идей христианства. Классики марксизма-ленинизма, анализируя западный путь, отмечали, что государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены[4].

Выделяют два основных пути возникновения государственной власти:

- «аристократический»[5] путь через военно-иерархические структуры и династическую монополизацию государственных должностей;

- «плутократический»[6] путь через закрепление политических привилегий экономически господствующего класса.

Следует иметь в виду, что при общих причинах, выделяя главные факторы, не нужно отказываться от комплексности, многообразия, учитывать при этом специфику страны, ее историю, традиции, особенности развития культуры и другие материально-духовные предпосылки.

Синтезный или интегративный путь является «промежуточным», соединяющим в себе признаки восточного и западного. Таким образом формировались государства Германии, Ирландии, России и другие.

Для синтезного пути характерно «… длительное сохранение общинной организации, общинной собственности на землю, органов племенной демократии и правления родоплеменной знати при одновременном складывании имущественного неравенства и зарождении частной собственности».[7] Рабский труд не получил здесь широкого распространения, поэтому государства этого типа возникают как раннефеодальные.

Государство – это особая политическая организация общества, официально его представляющая, обладающая публичной властью и защищающая как классовые, так и общесоциальные интересы.

В отличие от первобытного общества, где власть была потестарной, не отделенной от самого общества, государственная власть носила политический, публичный характер и состояла из особой категории людей, отделенной от общества и профессионально занимающейся управлением.

Существует множество теорий происхождения государства. Среди основных можно выделить следующие:

- теологическая концепция (А. Августин, Ф. Аквинский, Ж. Маритен) подчеркивает особую роль религии и идеи божественного происхождения государства, выделяя концепцию «двух мечей», где религиозная власть имеет приоритет над светской;

- патриархальная теория (Аристотель, Р. Фильмер, Н.К. Михайловский) выделяет ведущую роль большой семьи во главе с отцом-патриархом;

- договорная (Г. Гроций, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо) рассматривает государство как результат договора между народом и властью, когда народ отдает государству часть своих прав, требуя взамен защиту, порядок, процветание;

- теория насилия (Г. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский) абсолютизирует роль войны, захват других народов и чужих территорий путем насилия;

- ирригационная концепция (К.-А. Виттфогель) выделяет особенности возведения ирригационных сооружений в восточных обществах;

- историко-материалистическая трактовка (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) подчеркивает главную роль частной собственности, и антагонических классов с противоположными интересами;

- психологическая (Г. Тард, Э. Фромм, Л.И. Петражицкий) абсолютизирует психологический аспект в образовании государства;

- органическая (Платон, Г. Спенсер) – рассматривает функционирование государства по аналогии с живым биологическим организмом.

В последнее время появилось множество новых теорий, ждущих своего анализа и объяснения.

Абсолютизация, как известно, неизбежно ведет к догматизму и искажает реальную действительность. Только учет всех факторов, анализ исторических особенностей позволяют создать объективную картину данного сложного процесса.

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)