|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНТРАПУНКТ
НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ФУНКЦИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
Музыка постепенно брала на себя задачу смыслового и эмоционального обобщения происходящего на сцене. Функции музыки в сценических жанрах многозначны. Каждый подобранный музыкальный фрагмент, то есть любая музыка в спектакле выполняет, как правило, несколько функций одновременно. Выражая, например, переживания героя, музыка может в то же время эмоционально предвосхитить последующий этап действия, отразить авторское отношение к персонажу или происходящему событию. Вместе с тем можно наметить некоторые общие функции, которые присущи театральной музыке вообще. Эти общие функции в той или иной степени свойственны как сюжетной, так и условной музыке. ИЛЛЮСТРАТИВНОСТЬ Одна из общих функций музыки в спектакле — иллюстративность. Давно было замечено, что музыка может эмоционально соответствовать происходящему на сцене. Под иллюстративностью понимают прямую связь музыки со сценическим действием: персонаж получил радостное известие — напевает веселую песенку или танцует под звуки радиоприемника; музыка за сценой изображает картину бури, шторма; драматически звучащая музыка выражает драматическую ситуацию на сцене и т. п. Разговор влюбленных на фоне музыки, иллюстрирующей ситуацию, может иметь иной характер, чем если бы он проходил без этой музыки. Музыка фактом своего присутствия сразу же включает частное действие на сцене в сложную систему морально-этических отношений между людьми. Иллюстративная музыка может помочь зрителю полнее прочувствовать сценическое действие, дополнить и разнообразить впечатление от видимого на сцене.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНТРАПУНКТ Музыка может звучать в контрасте с различными компонентами представления, с оформлением, с действием. В этом случае режиссерская музыка движется по внутренней, скрытой линии содержания, по подтексту. Музыка в таких случаях не тупо раскрывает состояние героя, а своим эмоциональным содержанием как бы противоречит ему, выражая чувства, диаметрально противоположные тем, что герой переживет в данный момент. Музыка сообщает зрителю то, о чем открыто словами не говорится. Использование контрастирующей музыки — наиболее острый и сильный прием, музыка в этом качестве способна показать самую суть вещей. В одном случае музыка может идти как бы вразрез с действием, как, например, в спектакле «Гибель эскадры» (ленинградский Большой драматический театр имени М. Горького), где в последней сцене матросы покидают свой боевой корабль под ликующую музыку. Благодаря этому зритель воспринимает остро трагический момент эмоционально сильнее. На экране показаны ужасающие последствия расстрела мирных жителей на оккупированных территориях, а за кадром звучат упоительные вальсы Й.Штрауса. Финал спектакля «Три сестры», когда сестры провожают уходящий из города полк, прощаются со своими мечтами, а в это время звучит ликующий марш полкового оркестра. Музыка может контрастировать и с оформлением, как это имеет место в уже упоминавшемся спектакле «Без вести пропавшие». На сером расплывчатом фоне тень колючей проволоки фашистского лагеря смерти, где-то в глубине сцены раздаются короткие автоматные очереди, а в зале порхают беззаботные мелодии полек Й. Штрауса.
Для контрастного контрапункта обычно используется условная музыка, но иногда и сюжетная может выступать в этом качестве. В приведенном последнем примере вальс Штрауса принял на себя функцию режиссерской музыки без слов раскрывающей суть происходящих событий. Контраст с действием может выражаться и через песню, которую исполняет герой. Например, солдат идет на смерть, на расстрел и в это же время насвистывает озорную мелодию старой солдатской песни «Соловей, соловей, пташечка», потому что он любит жизнь. Эта песня перед смертью есть жизнеутверждение, сила жизни, в то время как что-то другое, более серьезное, торжественно пропетое перед смертью, звучало бы похоронным маршем. Придавая частному, единичному явлению общее значение, музыка осуществляет идейно-эмоциональное обобщение не только отдельной сцены, но и часто всего спектакля. Особенно ярко это проявляется в финальных сценах, в которых музыка как бы подытоживает, эмоционально обобщает события, основную идею произведения. В качестве обобщающей обычно выступает условная музыка, так как она более свободна и самостоятельна и потому обладает, как правило, большими возможностями в плане ассоциативном, чем сюжетная. Контрастный принцип художественного оформления, в том числе и музыкального, получил в театре самое широкое распространение.
АССОЦИАТИВНОСТЬ Прямая ассоциативность или контрастный контрапункт — это крайне противоположные пределы. Музыка может быть и не иллюстративной, и не явно контрастной. Такое ее соотношение с действием, которое можно назвать «ассоциативным», нередко оказывается наиболее плодотворным. Не совпадая прямо с характером действия, музыка может раскрыть его скрытые стороны, и в этом случае она требует от зрителя ассоциативного домысливания, а значит, усиливает его внимание и соучастие в происходящем.
Следует всегда иметь в виду, что любая музыка, включенная в спектакль, всегда выражает авторское отношение (драматурга, режиссера, композитора) к отдельному персонажу, группе персонажей и сценическому действию, с которым эта музыка связана. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |