АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как готовить речь?

Читайте также:
  1. Важнее всего тщательно подготовиться...
  2. Готовиться к лекции в среду, на тему: Финансовое право, как отрасль права.
  3. Как подготовить родителям ребенка к детскому саду
  4. Как самим приготовить ребенку фруктовый сок?
  5. На овощных отварах можно готовить супы-пюре.
  6. Подготовить топографическую основу. Координатные оси оцифровать в масштабе 1:1000. Нанести по координатам пункты полигонометрии.

Письменная речь готовится в черновиках, исправлениях текста, устная речь продумывается во внутреннем диалоге, либо также прописывается. Очень часто надо быстро отреагировать на ситуацию и произнести речь – нет времени писать ее или долго обдумывать. В таком случае необходимо быстро сориентироваться, почувствовать аудиторию, примерно представлять тему и содержание речи. Но и здесь оратор должен быстро проиграть в воображении возможную речь, стараясь предвидеть действие своих слов, быстро подготовить внутренне интонацию, эмоцию, стиль речи.

Классическая схема обучения ораторскому искусству требует речь написать, исправить, переписать, выучить наизусть, а затем тренироваться в ее произношении. Умение писать формирует литературный стиль оратора и постепенно заставляет складно и выразительно говорить (неслучайно это выражение: «говорит, как пишет»). «Перо, - отмечал Цицерон, - наилучший наставник красноречия». Современная напряженная жизнь информационного общества лишь вносит коррективы, не отменяя требований подготовки речи. Подготовка же может, например, состоять в том, что выступление пишется, а затем письменный текст кладется в карман пиджака и никому не показывается…

Наконец, весь подготовленный материал надо произнести. Демосфен, великий древнегреческий оратор, считал произношение главным требованием в ораторской речи. И действительно, иных ораторов, несмотря на важность темы, невозможно слушать именно вследствие недостатков произношения, а иных выступающих, несмотря на мелкотемье, слушать приятно – они «очаровывают» публику какими-то низкобаритональными красотами (на НТВ было несколько передач о красноречии, где некоторые психологи искренне доказывали публике, что сила и мощь красноречия состоят в сексуальном воздействии на воображение публики очаровывающих «низких» тембров).

Голосоведение действительно должно быть таким, чтобы привлекать внимание аудитории. Для этого не надо кричать, а подчас даже напротив, невысокой громкостью заманивать аудиторию к слушанию речи. Дело не всегда и в дикционной четкости. Конечно, речь должна быть понятной, но слушатели должны как бы несколько напрягать слух, следя за мыслью выступающего.

Очень важно следить за ритмом и темпом речи. Молодые люди, как правило, плохо говорят вследствие быстрого темпа речи, отчего мысли скользят, не успевая закрепиться у слушателей. Люди постарше осознают: для того, чтобы заставить себя слушать, не надо «частить», надо держать внимание значимым молчанием, потому что речь осмысливается в паузах. «Пауза – великое проявление мастерства» (А.К. Шнейдер).

Наконец, ничто так не украшает речь (в том числе и поздравительную), как богатство интонации и разнообразные тембры голоса. Однообразная интонация тягостна для слуха, и надо сказать, что чем человек внутренне богаче, тем богаче интонации его речи.

О впечатлении слушателей от тембра голоса, составляющего основную красоты звучащей речи, никто не сказал лучше Ломоносова: «иной голос подобен колокольному звону, иной – тележному скрипу, иной – скотскому реву, иной – соловьеву свисту, иной подходит к какому-нибудь музыкальному инструменту». Каждый ритор должен знать возможности своего голоса – и здесь дело вовсе не в каких-то отменных природных дарованиях: «иной ступает всей ступней, а шаги его едва слышны, другой крадется на цыпочках, а под ним пол дрожит» (В.О.Ключевский). Так что необходимо учиться выступать так, чтобы привлекать внимание слушателей как содержанием речи, так и голосовой энергетикой, включающей комплекс средств звукового воздействия.

 


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)