|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
БЛОК №1.2. Образование Древнерусского государства и его первые князьяВ результате объединения восточнославянских племен начался процесс образования Древнерусского государства. По поводу образования Древнерусского государства было много ожесточенных научных споров. Более 200 лет назад в исторической науке возникла так называемая "норманнская проблема". (1,2) Дело в том, что древнейшие русские летописи упоминают о призвании в 862 г. в славянские земли князей-варягов. Так в русских источниках именуются жители Скандинавского полуострова. Их называют и по-другому - норманны. (3) По поводу "призвания варягов" и образования Древнерусского государства острые идеологические дискуссии начались позже - в XVIII веке после преобразований Петра I и создания Академии наук. В первые десятилетия существования Академии ее членами становились в основном ученые иностранного, как правило, немецкого, происхождения. (4) Именно немецкие исследователи Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер стали основоположниками норманнской теории, согласно которой русская государственность была привнесена извне. (5) Ее основателями назывались не славяне, а пришельцы - скандинавы, бывшие якобы носителями более высокой культуры. (6) В этот же период получила распространение и альтернативная теория - антинорманнизм. Его основателями можно считать М.В. Ломоносова и В.К. Тредиаковского. Ломоносов справедливо называл славян древним народом, чья история началась задолго до прихода варяжских князей. Большинство историков XIX века в той или иной степени были сторонниками норманнской теории. Вопрос о достоверности летописного сообщения ставился довольно редко, а дату призвания варягов считали началом русской государственности. В исторической науке XX века норманнская теория подверглась серьезной критике. Непримиримым ее противником выступил крупный отечественный ученый, автор многих книг по истории Древней Руси Б.А. Рыбаков. (7) В настоящее время большинство исследователей (А.Л.Юрганов) не отрицают определенного влияния норманнов на развитие русской государственности, но его степень, по их мнению, не стоит преувеличивать ( (8,9,10) См. Таблицу 4. «Теории возникновения государства восточных славян»). (11) Вожди восточнославянских племен назывались князьями. О родословной и потомках племенных князей (в летописях упоминается только князь племени древлян Мал) ничего не известно. (12) Русские князья и цари вели свою родословную от варяжского князя Рюрика( (13-17) См. таблицу 5. «Рюрик»). В предании о варяжских основателях династии русских князей нет ничего необычного, так как правители всех времен и народов считали почетным иметь в своих родословных знатных иностранных предков. Сведений о жизни и деятельности Рюрика очень мало. Гораздо больше мы знаем о его ближайших наследниках. (17) После смерти княжившего в Новгороде Рюрика варяги появились и на Днепре. (18) Первый правитель Древней Руси, о котором сохранилась достоверная информация, - Олег( (18-21) См. таблицу 6. «Олег»). Согласно "Повести временных лет" он приходился родственником Рюрику. (22) Захватив в 882г. Киев, Олег сделал его столицей и назвал "матерью городов русских". Так возникло объединенное государство восточных славян, получившее в исторической науке название Киевская Русь. (23) Олег удачно воевал с могущественной Византией, дважды (в 907 и 911 г.) он совершал походы на Константинополь. Готовясь к походам, Олег собирал значительное войско, которое состояло из славян, варягов и представителей других народов. Их итогом стали два выгодных для Руси договора с греками. (24) Наследником Олега стал Игорь (по некоторым сведениям, сын Рюрика) ( (25,26,27) См. таблицу 7. «Игорь»). При нем продолжался процесс включения в состав единого Киевского государства различных племенных союзов. (28) С помощью дружины князь осуществлял полюдье - периодический объезд подвластных земель с целью сбора дани. (29) Однажды полюдье закончилось трагедией. В 945 г. киевский князь с дружиной посещал племя древлян. После того как дань была заплачена, Игорь покинул земли племени. Затем дружинники стали упрекать своего князя, что взято было мало. Игорь решил вернуться и потребовать еще дани. Совет племени отказался удовлетворить княжеские требования: "Повадится волк к овцам, то перетаскает всех, если не убить его". Возмущенные древляне убили князя и сопровождавших его дружинников. Этот трагический эпизод свидетельствует о том, что в то время размер собираемой дани не был четко определен. (30) Первой известной нам женщиной-правительницей на Руси была вдова ИгоряОльга. По некоторым сведениям, Ольга родилась недалеко от Пскова в семье простых людей. Летописи сохранили яркий рассказ о мести княгини за убитого во время полюдья мужа. Древляне предложили Ольге стать женой своего князя Мала. В первый раз послы древлян были заживо закопаны в землю, во второй - сожжены. Затем дружинники Ольги перебили древлян на поминальном пиру. И в конце концов по велению княгини столицу непокорного племени Искоростень спалили. Возможно, летописный рассказ носит характер легенды или дополняет действительность домыслами. Но несомненно, что эта талантливая женщина сумела удержать власть над Киевом и всей Русью. (31,32,33) При Ольге размеры дани были регламентированы («уроки»), и ее стали свозить в специально отведенные места («погосты»). (34) Ольга - первая из русских, принявшая христианство. Произошло что в 957 г. в Константинополе. Русская Православная церковь причислила Ольгу к лику святых. ( (35) См. таблицу 8. «Ольга»). Сын Игоря и ОльгиСвятослав Игоревич был талантливым полководцем. Большую угрозу для Руси представляли воинственные племена печенегов, жившие в Северном Причерноморье, и давний враг славян - Хазарский каганат. Святослав разбил хазар и подчинил себе Волжскую Булгарию. Его власть признали многие народы Кавказа. (36) В 968 г. Святослав совершил свой первый поход на Дунай и завоевал ряд принадлежавших Византии крепостей. Во втором походе (969) он воевал на Балканах против Византии в союзе с болгарами. После битвы при Доростоле войска Святослава были вынуждены покинуть Балканы. (37) Возвращаясь из дунайского похода, Святослав был убит печенегами. ( (36-37) См. таблицу 9. «Святослав»). (38) Вскоре после гибели Святослава Игоревича между его сыновьями началась междоусобная война. Победителем из нее вышел Владимир. Имя князя Владимира - одно из самых значимых в русской истории. Древнерусские книжники называют этого князя равноапостольным. По православной традиции так именуют святых, послуживших распространению христианства. Родоплеменные культы языческих богов изжили себя. ( (39) См. таблицу 10. «Языческие боги»). Русь нуждалась в религии с единым богом и единым вероучением. "Повесть временных лет" сохранила легенду о выборе будущей религии. Выслушав богословов разных конфессий и сравнив богослужения, Владимир остановился на греческой вере. В исторической памяти русского народа князь, крестивший Русь, остался как Владимир КрасноеСолнышко. ( (40-44) См. таблицу 11. «Владимир»). Монотеистическая религия призвана была укрепить власть великого князя. Будучи умным и дальновидным политиком, Владимир не мог не понимать, что принятие христианства укрепит международное положение Руси и будет способствовать ее приобщению к византийской культуре. Христианство возникло на территории Римской империи. Становление христианского вероучения происходило на семи Вселенских соборах, проходивших с IV по VII в. В конце IV в. империя распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (Византия). В 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование. В результате этого распада произошло размежевание восточной и западной христианских церквей. Основные богословские расхождения концентрировались на вопросе: "от кого исходит Дух Святой?". Богословы восточной церкви говорили, что Святой Дух исходит от Отца, а богословы западной - от Отца и Сына. Затем к богословским прибавились территориальные и экономический споры. (Окончательный раскол (схизма) произошел в 1054 г. В христианской религии образовалось два основных течения: католицизм и православие. Позднее, в XVI в., возникло протестантство.) Осуществлению планов князя Владимира способствовали политические обстоятельства. В Византийской империи вспыхнул мятеж полководца Варды Фоки. Византийские императоры-соправители Василий II и Константин VIII обратились к киевскому князю с просьбой о военной помощи. В обмен на такую услугу князь Владимир потребовал от императоров отдать за него замуж их сестру принцессу Анну. Императоры согласились, но при условии крещения Владимира. Дружина князя приняла участие в подавлении мятежа, но греческие правители не сдержали своего слова. Тогда Владимир осадил город Корсунь (он находился в черте современного Севастополя) и вынудил византийцев исполнить обещание. В Корсуни Владимир и принял крещение. Его примеру последовали бояре и дружинники. Затем князь Владимир обратил в христианство свой народ ( (45-46) См. таблицу 12 «Причины и значение принятия христианства»). В летописях упоминаются 12 сыновей князя Владимира, управлявших отдельными территориями. (47) В 1014 г. один из сыновей - Ярослав, княживший в Новгороде, - отказался платить дань киевскому князю. Это, естественно, вызвало гнев Владимира, и он объявил о походе на земли непокорного сына. Однако войны между Владимиром и Ярославом не случилось, так как старый князь вскоре умер. После смерти отца началась междоусобная война между его наследниками. Ее жертвами стали братья Борис и Глеб, убитые по приказу старшего брата Святополка. Эти два сына Владимира первыми из русских были официально причислены Русской православной церковью к лику святых. (47) Победителем в борьбе за власть стал Ярослав, прозванный Мудрым. При Ярославе Мудром Древнерусское государство достигло наивысшего могущества. (48) О силе и международном авторитете Руси свидетельствует родство киевского князя с королевскими домами Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе, а его сын - на дочери византийского императора. Дочери Ярослава были выданы замуж за французского, норвежского и венгерского королей, внучка - за германского императора. (49) В 1030 г. Ярослав совершил успешный поход в Прибалтику, где основал г. Юрьев (ныне г. Тарту). Еще одним важным событием стал разгром печенегов в 1036 г. Долгие годы этот кочевой народ совершал набеги на русскую землю. После победы Русь на некоторое время обезопасила себя от вторжения кочевников. В эту эпоху Киев стал одним из красивейших городов Европы. ( (47-50) См. таблицу 13 «Ярослав Мудрый»).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |