АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Алиса Соломон

Читайте также:
  1. Мориарти Л. Что забыла Алиса : роман / Пер. с англ. Т. Камышниковой. – М. : Иностранка, Азбука-Аттикус, 2015. – 544 с.
  2. По путеводной нити изречения Новалиса
  3. Соломонов дом

Немецкая общественная активистка, реформатор и одна из основоположниц социальной работы как академической дисциплины. Роль её в развитии немецкого института социальной работы в свое время была оценена столь высоко, что именем Алисы назвали университет, парк и площадь в Берлине; вдобавок к этому, Саломон удостоилась собственной почтовой марки.

 


Алиса Саломон была третьей из восьми детей (и второй из дочерей) Альберта (Albert) и Анны Саломон (Anna Salomon). Девочкам из богатых семей в то время было не принято давать хоть сколько-нибудь серьезное образование; даже желания самой Алисы – а она уже в детстве мечтала стать учительницей – не убедили её родителей. Лишь в 1893-м Саломон сумела взять свою жизнь в свои собственные руки – по собственному признанию, тогда она будто бы родилась заново.

В 1900-м Алиса вступила в ряды Федерации Женских Ассоциаций Германии (Bund Deutscher Frauenvereine). Через некоторое время Саломон выбрали заместителем председателя Гертруды Баумер (Gertrud Bäumer); этот пост Алиса сохранила до 1920-го. Участницы BDF занимались поддержкой нуждающихся, брошенных и одиноких матерей; одной из главных проблем современного общества они считали чрезмерное количество брошенных или игнорируемых родителями детей.

В период с 1902-го по 1906-й Саломон изучала экономику в Университете Фридриха-Вильгельмса (Friedrich-Wilhelms University) в Берлине; соответствующего формального образования у Алисы на тот момент не было, однако опубликованных в различных источниках статей для поступления вполне хватило.

Свою докторскую степень Алиса получила в 1908-м – диссертация её была посвящена проблема неравной оплаты мужского и женского труда. В 1908-м же Саломон основала Социальную женскую школу (Soziale Frauenschule). В 1932-м заведение было переименовано в Школу Алисы Саломон; сейчас оно известно как социально-педагогический колледж Алисы Саломон (Alice-Salomon-Fachhochschule für Sozialarbeit und Sozialpädagogik Berlin).

В 1920-м Алиса оставила BDF – от движения её отпугнули усиливавшиеся в нем антисемитские настроения. Через пять лет Саломон создала академию - Deutsche Akademie für soziale und pädagogische Frauenarbeit. Лекции в этой академии читали крупнейшие ученые того времени – вроде Альберта Энштейна (Albert Einstein), Карла Густава Янга (Carl Gustav Jung), и Хелен Вебер (Helene Weber).

В конце 20-х и начале 30-х годов организация опубликовала 13 статей о социальном и экономическом состоянии страны. В 60 лет Алиса получила почетную докторскую степень в Берлинском Университете (Berlin University) и Серебряную Государственную Медаль от Прусского государственного министерства.

В 1933-м в стране к власти пришли нацисты. Алиса – с её еврейским происхождением – была для них настоящими бельмом на глазу; довольно быстро её лишили всех регалий и организовали её увольнение со всех занимаемых должностей. Через некоторое время Саломон вызвали на допрос в гестапо; вскоре Алису изгнали из страны. Новый дом Саломон нашла себе в Нью-Йорке; немецкого гражданства и двух докторских степеней её лишили нацисты – это, впрочем, ничуть не помешало Алисе продолжить помогать нуждающимся женщинам. В 1944-м она уже была полноправной американской гражданкой; годом позже Саломон назначили почетным президентом Международной Женской Федерации (International Women's Federation) и Международной Ассоциации Школ Социальной Работы (International Association of Schools of Social Work).

Скончалась Алиса Саломон в Нью-Йорке, в 1948-м.

 

Развитие идей социальной помощи в трудах ученых стран Европы и Америки

Научно-теоретическое осмысление форм помощи нуждающимся с самого начала как бы "группировалось" по разным уровням практики социальной работы, в частности, на уровне индивида, группы и семьи, организации, общины и общества.
Особую роль в развитии теории социальной работы на Западе при исследовании практики социальной работы на уровне индивида оказали теории З.Фрейда, Б.Ф.Скиннера и Ж.Пиаже.
Скиннер Бурхус Фредерик
(1904-1990) является представителем бихевиоризма. В работах "Поведение организмов" (1938), "Наука и человеческое поведение" (1953), "Вербальное поведение" (1957), "Куммулятивная запись" (1961), "Обстоятельства подкрепления" (1969), "О поведении" (1974) и других он рассматривает проблемы, связанные с управлением поведения людей. Он считал, что важно учитывать такие три фактора, как, во-первых, событие, которое вызывает определенную реакцию человека; во-вторых, саму эту реакцию (ее характер, форму и т.п.); в-третьих, последствия.
Пиаже Жан (1896-1960) в своих ранних работах "Речь и мышление ребенка" (1926), "Детская концепция мира" (1929) и других основной упор делает на проблемы, связанные с социализацией ребенка, считая ее главным фактором интеллектуального развития индивида. В 20-е гг. взгляды Ж.Пиаже на социализацию близки представителям французской социологической школы (Э. Дюркгейму, Л.Леви-Брюлю и др.). На первых этапах развития практики социальной работы исследования Ж.Пиаже активно использовались социальными работниками.
Группа как специфический феномен также привлекает внимание специалистов из разных сфер социального знания. "Ключевыми" теориями в начале становления социальной работы как науки были теории Курта Левина, Джоржа Хоуманcа и Алвина Зандера.
Левин Курт
(1890-1947) был одним из первых, кто начал специально исследовать малые группы ("Принципы топологической психологии" (1936), "Психология XV-XX столетия" (1946) и др.), являющиеся сферой интересов и тех социальных работников, которые понимали важность учета социально-психологических факторов при работе с клиентом.
Хоуманс Георг Каспар (1910-1989). Его работу "Человеческая группа" (1950) рассматривают как веху в социологическом подходе к группе, потому что в ней давалось рационалистическое объяснение многих предыдущих представлений о групповом влиянии. Социальные работники, изучавшие эту книгу, получили основание для выявления контактов клиента с группой как определенного уровня социальной работы.
Относительно недавно в социальной работе была признана важность организационного уровня как самостоятельного уровня ее практики. Рассмотрение управленческих аспектов как определенной специализации в структуре социальной работы было связано с необходимостью подготовки специалистов в области управления, менеджмента, организации социальных служб. Эти моменты в теории социальной работы и раньше, и сейчас опираются на науки об управлении. Большой вклад в развитие этих наук внесли М.П.Фоллетт, Ф.Селзник, В.Мертон, М.Залд, Е.Гоффман, Р.Кантер и др.
Социальные работники активно используют идеи Р.Мертона о том, что многие люди связывают свои интересы с общностью, в которой они проживают ("Значение влияния: изучение внешнего влияния и коммуникативного поведения в локальном сообществе" (1949).
Залд Майер (1931) в работе "Политическая экономия общественных организаций" (1973) рассматривал перспективы социальных наук в исследовании функций сотрудников социальных служб. Взгляды М. Залда помогают социальным работникам обращать внимание на такие вопросы: каков механизм получения социального статуса, каким образом происходит использование имеющихся ресурсов и т. п.
Гоффман Эрвин (1922-1982) в книге "Представление себя в повседневной жизни" (1959) высказывает идеи о том, что "все в мире играют", что мы все постоянно "представляем" себя другим, а они нам - себя. Ролевая теория, рассматриваемая в этой книге, вошла в лексикон социальных работников.
Наибольшую известность среди социальных работников получила книга Э. Гоффмана "Приют" (1961). В этой работе он изучает действенность "совокупных институтов" и высказывает идею о становлении движения "деинституализации" при оказании помощи слоям, у которых возникают различные проблемы.
Исследователи, занимающиеся изучением структуры власти, социальных законов, подчеркивают важность влияния на социальную работу, наряду с социологическими и психологическими теориями, политических наук.
Социальные работники, занятые в сфере социальной политики и общественных организаций, проявляют большой интерес к проблемам социального законодательства, разработке социальных программ и действенной помощи через различные социальные службы представителям разных социальных групп.
Особая роль в разработке этих проблем и их использовании в социальной работе принадлежит специалистам Чикагской школы. В Чикагском университете с 1900 г. осуществляется подготовка специалистов в области социальной работы и социологии. Объектом их научных исследований становятся бродяги (Н. Андерсон. Бродяги, 1923), трущобы (Х.Зонбах. Золотой берег и трущобы, 1929). Их исследования позволили соединить различные концепции, теории и формы "вмешательства" в жизнь представителей групп социального риска. В дальнейшем в течение длительного периода это способствовало развитию практики социальной работы в этой сфере.
В основе социетального уровня социальной работы лежит структурно-функциональный подход, который предполагает понимание общественной жизни в виде множества взаимодействий людей, их бесконечных переплетений. Для анализа этих взаимодействий недостаточно указать на систему, в которой они происходят. Важно найти еще и устойчивые элементы в самой системе, определить аспекты, случаи "относительно стабильного в абсолютно подвижном", что должно быть рассмотрено в качестве структуры. Операции, роли этой структуры обычно и характеризуются как функции.
Это обстоятельство тем более важно подчеркнуть, что структурно-функциональный подход в социологии опирался на концепции М. Вебера, Э. Дюркгейма, В. Парето, А. Маршалла, сыгравших в первой половине XX в. заметную роль в эволюции общественной мысли. Это было связано с их стремлением выявить элементы нового подхода, которые бы позволяли преодолеть утилитаристские и позитивистские интерпретации человеческого бытия в обществе.
Исследованием социальных изменений занимался К.Маркс. Марксистская социологическая теория опирается на известные положения об определяющей роли экономики, способа производства, экономического базиса в социальном прогрессе, в социальной дифференциации общества, на материалистическое понимание истории и характера самоорганизации общества. При этом движущей силой социально-исторического развития признается борьба классов, конфликт между которыми в силу различия их социально-экономического положения неизбежен, пока не будут взяты под контроль в интересах трудящихся стихийные силы конкуренции и эксплуатации, порождаемые частной собственностью на средства производства. Важнейшей целью справедливого преобразования общества в марксистской социальной философии и социологии признается построение общества без эксплуатации, где будет достигнута социальная однородность, возможность свободного всестороннего развития каждого человека.
Важную роль в развитии социальной работы во всем мире сыграли четыре женщины, представляющие два основных направления социальной работы: психосоциальную или "клиническую" социальную работу, как ее называли раньше, и структурную социальную работу, или работу, ориентированную на социальное окружение клиента.
Джозефин Шо Лоуэлл (1843 - 1905) была членом благотворительной организации в Нью-Йорке. По своим взглядам она была социал-дарвинисткой. Так, она считала, что причины бедности кроются в характере самих бедных людей. В связи с этим Джозефин занималась исследованием характера бедных людей. Много сил она отдала административной работе, изучала положение женщин, принимала участие в женском движении, движении "сеттельмента", которое она подробно описала.
Ричмонд Мери (1861 - 1928) занималась социальной работой с 1889 года первоначально в качестве помощника благотворительной организации в Балтиморе. В 1917 г. она публикует свою, ставшую впоследствии знаменитой, книгу "Социальные диагнозы". Ее часто называли "матерью социальной терапии", и этому разработанному ею методу социальной работы была суждена долгая жизнь.
Рейнолдс Берта (1883 - 1978) свою социальную работу начала в детском приюте в Бостоне, в котором было много цветных детей. Эта практика укрепила ее мнение, что менять необходимо не личность, а общество. Берта увлекалась марксизмом, подвергла сомнению существующую экономическую структуру общества.
Она считала, что социальный работник - это своего рода инструмент для социального контроля, и он должен сохранить статус-кво. Б.Рейнолдс относилась к поколению социальных работников, получивших специальную социальную подготовку, она профессионально занималась психоанализом. В своей деятельности она пыталась объединить теорию и практику.
Адамс Джейн (1860 - 1935) скептически относилась к благотворительности. Джейн символизировала "новую современную женщину". Ее работа в рамках движения "сеттельмента" была высоко оценена, и в 1931 г. она получила Нобелевскую премию.

 

 

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)