АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мифологическая школа. Основные теории в рамках мифологической школы

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. I. Основные характеристики и проблемы философской методологии.
  3. II. Основные принципы и правила поведения студентов ВСФ РАП.
  4. III. Основные требования по нормоконтролю
  5. WWW и Интернет. Основные сведения об интернете. Сервисы интернета.
  6. А. Основные компоненты
  7. А. Основные компоненты
  8. Актуальность Теории Гласиер
  9. Атмосфера, ее состав, основные последствия антропогенного влияния на атмосферу.
  10. Базовые теории воспитания и развития личности
  11. Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов как основа экономической теории
  12. Билет 8 основные особенности скандинавской мифологии. 9 мифов скандинавской мифологии

Теория литературы (5 курс)

Вопросы к экзамену

1. Мифологическая школа. Основные теории в рамках мифологической школы.

2. Культурно-историческая школа. Научная деятельность А.Н.Пыпина.

3. Сравнительно-историческая школа. Научная деятельность А.Н.Веселовского.

4. «Историческая поэтика» А.Н.Веселовского. Замысел и общая концепция.

5. Теория происхождения литературных родов в понимании А.Н.Веселовского.

6. Теория сюжета и мотива, выдвинутая А.Н.Веселовским.

7. Проблемы поэтического стиля в работе А.Н.Веселовского «Психологический параллелизм в его формах и отражениях поэтического стиля».

8. Психологическая школа в литературоведении. Научная деятельность А.А.Потебни.

9. Теория внутренней формы слова А.А.Потебни.

10. Теория поэтического языка А.А.Потебни. Проблема поэтического и прозаического языка.

11. Различие поэтического и мифологического мышления в трудах А.Потебни.

13. Место русской формальной школы в истории литературоведения.

14. Теория поэтического языка, выдвинутая формалистами.

15. Различие в понимании языка А.А.Потебни и формалистов.

16. Понимание представителями формальной школы искусства как приема.

17. Теория литературной эволюции, обоснованная формалистами.

18. Вклад формальной школы в изучение сюжета.

19. Научная деятельность В.М.Жирмунского. Статья «Задачи поэтики»: принцип взаимосвязи исторической и теоретической поэтик.

20. Научная деятельность М.М.Бахтина. Новый культурологический смысл филологии: идея «текста-монады».

21. Работа М.М.Бахтина «Гоголь и Рабле». Идея Большого времени.

22. Открытие М.М.Бахтиным Достоевского: теория полифонического романа.

23. Понимание М.М. Бахтиным сущности карнавальной культуры и ее специфических форм.

24. Научная деятельность Ю.М.Лотмана. Тартуско-московская семиотическая школа. Ее идеи и участники.

25. Основные понятия структуральной поэтики Ю.М.Лотмана.

26. Ю.М.Лотман о проблеме текста. Текст и художественное произведение.

27. Труды М.Ю.Лотмана о Пушкине и их методологическое значение.

28. Обоснование семиотики литературы в трудах Ю.М.Лотмана.

29. Научная деятельность Д.С.Лихачева. Методологическое значение его работ о «Слове о полку Игореве».

30. Концепция единства русской литературы Д.С.Лихачева.

31. Учение Д.С.Лихачева о внутренней форме художественного произведения.

32. Д.СЛихачев о принципах историзма в изучении литературы.

34.В Герменевтический подход к изучению художественного текста.

35. Понятие герменевтического круга.

36. Рецептивная эстетика. Обоснование субъективности восприятия художественного текста (В.Изер, М.Риффатер, С.Фиш).

37. Р.Барт как теоретик культуры и литературы.

39. Нарратология как новая литературная дисциплина в рамках структурализма и постструктурализма.

41. Современная трактовка функции архетипов в литературе.

42. Мотивный анализ и его принципы.

43. Анализ художественного текста с позиций деконструкции.

44. М.Фуко как классик постструктурализма в литературоведении. Понятия дискурса, эпистемы, истории как архива.

 

Мифологическая школа. Основные теории в рамках мифологической школы.

XIX век был богат литературоведческими школами и направлениями. В начале XIX ст. в немецкой фольклористике и литературоведении возникает мифологическая школа, основанная на эстетике Ф.В.Й. Шеллинга и братьев А. и Ф. Шлегель. Они придерживались мнения, что миф - основной источник поэзии.

В мифологической школе было два направления:
1) демонологический (сравнение сходных по содержанию мифов);
2) этимологический (лингвистическая реконструкция мифа с помощью "палеолитической" методологии). Представителями мифологической школы были А. Кун, В. Шварц (Германия), М. Мюллер (Англия), Ф. Буслаев, А. Афанасьев (Россия).
В XX веке мифологическую теорию развивает швейцарский ученый Карл Густав Юнг, который считал, что в человеческой психике независимо от внешней среды возникают первообразы или архетипы. Они имеют влияние на формирование эстетических взглядов человека.
Продолжением мифологической школы в литературоведении и фольклористике стало неомифологическое направление. Современные исследователи используют достижения психоанализа, теории архетипов Юнга, результаты антропологических исследований Дж. Фрейзера и Леви-Стросса, опыт архетипной критики Н. Фрая. В работе «Анатомия критики" Н. Фрай рассматривает историю мировой литературы как движение по замкнутому кругу, как циркулирования идей.

Успехи современного мифологизма связанные с изучением проблемы "Библия и литература" в трудах И. Бетке, В. Сулимы, В. Антофийчук, А. Нямцу. Результативность приемов этого направления обусловлена ​​универсальностью и вневременным характером мифа. Миф - универсальная модель, которую можно легко спроецировать на любой этап в жизни общества. "Миф, - по наблюдениям М. Моклица, - становится метафорой общественных процессов, используется для постановки своеобразного психологического эксперимента, в результате которого обычно миф становится неожиданно актуальным".

 

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)