|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
II. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П. СорокинаВсё значимо и значительно в трудах мыслителя Питирима Александровича Сорокина. Особое место в них занимает концепция социальной и культурной динамики, которую он рассматривает применительно ко всем важнейшим аспектам жизни и культуры западного общества. Человек, живя в обществе, является неотъемлемой его частью. Человек и общество взаимосвязаны, они оказывают воздействие друг на друга. Всё то, что происходит с обществом, оказывает своё влияние на человека. Рассматривая всё происходящее в обществе в динамике, П.А.Сорокин на основе обширных доказательств констатирует кризис всех важнейших аспектов жизни, уклада и культуры западного общества. Он подчёркивает в своей четырёхтомной монографии “Социальная и культурная динамика“ (1937–1942): “Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра” [5, 427]. Питирим Александрович Сорокин отмечает, что “войны и революции не исчезнут, а, напротив, достигнут в ХХ веке беспрецедентного уровня, станут неизбежными и более грозными, чем когда бы то ни было ранее; что демократии приходят в упадок, уступая место деспотизму во всех его проявлениях, что творческие силы западной культуры увядают и отмирают и т.д.” [5, 427]. Кризис западного общества, по мнению П.А.Сорокина, это не просто неурядицы в обществе, а это серьёзное явление, потому что затрагивает одновременно почти всю западную культуру и общество. Это – “кризис почти всей жизни, образа мыслей и поведения, присущих западному обществу. Если быть более точным, этот кризис заключается в распаде основополагающих форм западной культуры и общества последних четырёх столетий” [5, 429]. Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которой пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну и главную, ценность. Доминирующие черты изящных искусств и наук такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета) — все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимозависимы: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации. Рассматривая состояние западного общества П.А.Сорокин обращает наше внимание на то, что “теперешние наши трудности происходят от разрушения чувственной формы западной культуры и общества, которая началась в конце XII века и постепенно заменила собой идеациональную форму средневековой культуры. В период своего восхождения и расцвета она создала наиболее великолепные культурные образцы во всех секторах западной культуры. В течение этих веков она вписала наиболее яркие страницы человеческой истории. Однако ни одна из конечных форм, ни чувственная, ни идеациональная, не вечна. Рано или поздно ей суждено исчерпать свой созидательный потенциал. Когда наступает этот момент, она начинает постепенно разрушаться и вовсе исчезает. Так случалось несколько раз в истории основных культур прошлого; то же происходит и сейчас с нашей чувственной формой, вступившей нынче в период своего заката. Таков масштаб сегодняшнего кризиса. Однако это не означает полного исчезновения западной культуры и общества, но тем не менее предвещает одну из величайших революций в нашей культурной и социальной жизни” [5, 435]. Исторический процесс рассматривается П.Сорокиным как последовательная смена трех социокультурных систем: симритуалистической (идеальной); сенсуалистической (чувственно); идеалистической. Современное состояние западной культуры П.Сорокин оценивал как кризисное. Нынешний чувственный тип социокультуры, считал он, обречен на закат, так как он повинен в деградации человека, превращении ценностей в простые релятивные конвенции. Выход из этого состояния, новое возрождение общества русский социолог видел в формировании общества на основе идеального типа ценностей, базирующегося на принципах альтруистической любви и этики солидарности. П.А.Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и региональной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, техническими расстройствами, ожесточением, циничными восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникли и укрепились в катастрофические для кого-либо общественные эпохи. Прокомментируйте содержание данного закона с позиции современного общества. Находит ли он подтверждение? Сорокин сформулировал социальный закон общества в бедствии: «закон поляризации» религиозной и моральной жизни ("закон позитивной и негативной поляризации").Он полагал, что в нормальных условиях большинство населения не является ни «слишком безгрешным», ни «слишком грешным», однако в ситуации общественной катастрофы оно склоняется к поляризации, когда некоторые члены общества становятся более криминальными и менее религиозно настроенными ("негативная поляризация"), тогда как другие, напротив, становятся более религиозными и менее криминальными ("позитивная поляризация"). Примерами "негативной поляризации" может быть рост эгоизма и самоубийств, ожесточения, тупая покорность судьбе, криминальные деяния и т.д. "Позитивная поляризация", по Сорокину, проявляется в росте творческих усилий и альтруизма, в жизни по моральным заповедям, увеличении неинституализированной религиозности, возникновении и развитии пацифистских и насильственных ассоциаций, во взаимном проникновении и интеграции разных мировоззренческих ориентаций. Войны, катастрофы, эпидемии и т.д. – все это как раз и есть те самые критические события, которые «раскрывают» человека с позиции личности, открывая тем самым, все благородные и низменные черты человека. Закон «моральной и религиозной» поляризации в период катастроф являются полной противоположностью утверждения Фрейда, что бедствия и разочарования порождают только агрессию,и в противоположность утверждению что мы учимся страдая, закон поляризации признает возможность и того и другого морально-эстетического следствия. Сорокин подчёркивает момент поляризации, то есть жестокого разделения в обществе в период социальных потрясений не только по классовым, религиозным, этническим разлличиям,но и на более глубоком уровне сознания. Общественные катаклизмы высвобождают в человеке и в обществе агрессивные начала. Таким образом, можно сделать вывод, что закон справедлив. Этот закон будет работать в обществе, так как есть множество людей с волевыми качествами, которые могут поддерживать социум в локальных и глобальных катаклизмах. Заключение. П.А. Сорокин вошёл в историю как один из самых выдающихся в области социологии мыслителей XX в. В «Социальной и культурной динамике» Сорокин анализирует развитие культур народов, разрабатывает теорию ценностей. Понятие «ценность» выступает как одно из важнейших в его социологии. С помощью этого понятия объясняется поведение индивидов и социальных групп, их взаимодействия по самым разным направлениям. Большое значение придаётся общечеловеческим ценностям, на основе которых возможно сотрудничество народов. Именно к этому всегда призывал П. Сорокин как учёный и общественный деятель. П. Сорокин, разработав свою систему, выступил против социологии, субъективизма и психологизма. Его основной тезис о тои, что социальное поведение основано на психофизических механизмах, предполагает исследование как поведения, так и его побуждений. Он считает необходимым изучение деятельности индивидов, что позволяет увидеть их ценности, нормы. Литература: 1.Голенкова З.Т., Акулич М.М, Кузнецов В.Н. Общая социология. Учебное пособие./под ред. Голенковой З.Т., М., Гардарики, 2005. 2.Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 3.Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ.- М.: Политиздат, 1992.- С. 427-504. 4. Сорокин Бондаренко В.М. Питирим и социокультурные тенденции нашего времени./Социологические исследования. 1999 №.6/. 5.Сорокин П.А. Человек, Цивилизация, Общество. М., 1992.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |