|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Бел. нац.-культ. идентичность как проблема художест. и научного осмысленияОсобенности бел к-ры постсоветского периода определяются реалиями слома советского типа к-ры и гос-ва и переходом к нац-культурным суверенным моделям развития, а так мировым контекстом динамики к-ры, который в целом характеризуется актуализацией национальных, этнических форм бытия, что нашло выражение в тенденциях и движении национальной дифференциации и сепаратизме. Если время перестройки и нач 90г можно обозначить как период, отличающ. радикализмом нац движения и нац-культ установок, сер90 до конца90 — время спада радикальных нац настроений и переореентации ценностно-мировоззренческого комплекса на решение социально-эконом проблем, то 2000гг — этап стабилизации и кристализации приоритетов нац развития Беларуси. Национальная культурная модель не тяготела к отказу от достижений советской эпохи. Постиндустриальный тип общества, по кот живет Беларусь, явления глобализции обуславливают необходимость втягивание бел к-ры в мировое культ пространство, заимствование культ достижений. К сожалению, для многих само явление белорус идентичности ставится под вопрос, что связано с принципами западнорусизма, идеологемой единого русского и белорусского народа + в Беларуси не разговаривают на родном языке, многие думают,что бел нация еще не сложилась и являетмся на стадии развития. Одной из попыток анализа и обобщения точек зрения о путях развития бел к-ры стала книга «Беларусь: ни Европа, ни Россия. Мнение белорусских элит», в кот Бабосов говорит, что идентичность есть — это оставаться самим собой, это язык, Родина, государство, самостоятельность, самобытность, независимость, культура, образование. Бугрова говорит, что Бел еще проходит некоторые стадии своего образования и не может пока отнести нас к сформировавшейся нации. Монография Науменко «Белорусская идентичность».в кот исследования вопросов эдентичности, территориальной, культ. национал идентичности, ее динамики. В 2009г — исследование «Национальня эдентичность глазами белоруссов:кто мы и какими мы будем?» + проект «Будзьма разам». ПРИЧИНЫ неоднозначного понимания феномена белорус идентичности: 1) объективность существвания нации, расцвет которой — рубеж 19-20вв, новый виток развития — 20-21вв (приобретение независимости). Факторы: 1) фактор фронтира, 2) русофикация и полонизация. 3)религиозный фактор. Подвижность границ способствовало подвижности этнического самосознания, кот выражалась в идентификации бел к-ры и этноса с часть др культур (польской, русской). Носителем бел кул-ры стала крестьянство, мелкая шляхта. Русофикация и усугубило положение, и стала католизатором роста нац самосознания. Прорыв был на протяжении 19-20в, когда произошел поворот от польско-русского варианта идентичности к собственно белорусскому. 19 Всесоюзной конференцией КПСС были рассмотрены проблемы национально-культурного развития. Такая постановка вопроса содействовала дальнейшей активизации деятельности общества по расширению сферы употребления белорусского языка. Активную деятельность в этом направлении принимала газета «Литература и искусство». В 1989 появилась рубрика «Белорусскому языку—статус государственного». За возрождение национальной культуры выступил организационный комитет по образованию Белорусского народного фронта. Важное место в развитии национальной культуры, расширении употребления белорусского языка имело образование Общество белорусского языка. Этому способствовали: 19в: Среди изучающих проблемы бел культуры – польский учённый Федоровский – собрал 5 тыс бел нар песен, загадок,пословиц, опубликовал в восьмитомном сборнике «Люд беларусский». Носович – за 16 лет издал Словарь беларусского наречия. Доказал на примере собраного материала самостоятельность бел этноса и языка. Иархим Карский, издал многотомное исследование «Беларусы». Выпуски томов: 1903-1922гг. Учённые: Игнат Домейко. Важную роль сыграл Ян Чечот - фольклорный матери ал, Александр Рыпинский издал этнографическо-фольклорную работу «Беларусь» на польском языке в Париже. Один из основателей современной белорусской литературы Ян Барщевский написал «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических повествованиях», а также оставил ряд стихотворений, написанных по-белорусски. Викентий Равинский «Энеида на выварат». П оэма «Тарас на Парнасе» — Константин Вереницын. Винцент Дунин-Марцинкевич, Кастусь Калиновски, Фр. Богушевич «Дудка беларусская»; поэмма «Кепска будзе», «У астрозе». Сборник «Смык беларуски», «Скрыпачка беларусская» Янка Лучина, Адам Гуринович, Максим Багданович. «Минский листок», Быков.
Литература начала эстетическую разработку новых тем, таких, как нацио нальная проблематика, чернобыльская катастроф а, судьба белорусского народа в связи с радиационной опасностью. Важную роль приобрела историческая тематика, тема культурного наследия в жизни народа.
Театр. несмотря на сложности экономического развития, наблюдается тенденция увеличения театральной сетки. Профессиональные драматические театры начали деятельность в Молодечне, Слониме, Мозыре. Новой чертой театральной жизни стало образование частных театров. С каждым годом в творческих коллективах проявляется поворот к национальной идее. Деятельность театров отмечена широким обращением к национальной культуре, поискам и разработкам оригинального репертуара. Идея национально-культурного возрождения стала содержанием работы белорусского театра имени Я. Купалы. Белорусский государственный академический театр имени Я. Колоса ставил пьесы классиков русской и зарубежной драматургии. Важна роль минского Альтернативного театра. Его репертуар включает в себя драматургию абсурда. Под знаком национального возрождения развивается деятельность областных театров. Имена: Н. Араховский, В. Маслюк, М. Пинигин, Р. Тапилова. Музыка. Ведущим жанром в белорусской музыке остается симфония. Важное место занимают 8-я симфония Д. Смольского и камерная симфония В. Войтика. Развивались вокально-симфонические жанры и в первую очередь кантата. Продолжала развитие белорусская песня. В это время развиваются музыкальные театры.классический авангард Витебска имеет много общего с футуризмом, творчество Марка Шагала больше связано с парижской атмосферой начала века, а не с советским планом монументальной пропаганды. Творчество Фердинанда Рущица и Язепа Дроздовичультурное поле ХХ века включает в себя такие имена, как Казимир Малевич, Владислав Стшеминьский, Юдель Пэн, Марк Шагал, Михаил Филиппович, Роман Семашкевич и др.
Сейчас: Уверенно утверждают себя фотоискусство, арт-дизайн, искусство акций, компьютерная графика и т.д., расширяется жанрово-видовой спектр изобразительного искусства.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |