|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Соцреализм в белорусской культуреСоцреализм был единственно верным стилем в 30е годы (это Период Сталинской модели развития ). Он отражал принципы партийности и народности. Соцреализм и советское искусство должно придерживаться догмата о нац. по форме и социалист. по содержанию культуре. Ис-во должно отражать интересы и понимание простых людей, трудящихся. Отражать темы, близкие трудящимся: труда, созидания, семьи, потом темы войны. В основе метод соц. реализма. В соответствии с ним происходила идеализация революционных событий и существующего в стране обществ. строя. Советский человек - творец и хозяин новой жизни. Отображались преимущественно события социалистич. строительства. Творчество тех деятелей, кот. не придерживались этого принципа, не приветствовалось. Фигуративность рассматривалась как объективность. Живопись: Волков, Зайцев, Филипович, Охремчик.Волков, Зайцев – писали картины, посвящённые в основном революционным событиям и установлению советской власти, героике гражд. войны и мирного строительства. Ахремчик «Вступление Красной армии в Минск», «Подписание манифеста о создании СССР». Лит-ра: В послевоенные годы развитие лит связано с освещением темы минувшей войны, героизма советских людей, преданности их социалист. строю и Компартии. – Шамякин «Глыбокая плынь». Мирная жизнь освещалась через показ борьбы белор. крестьянства за возрождение колхозов и героич. труда рабочих. Запрещалось всё, что не вписывалось в худ. метод соц реализма. – К. Чёрный «Млечный путь», А. Кучер «Заложники». 1954-1964 – развитие культуры происходило под воздействием Хрущёвской оттепели. Метод соц. реализма, кот. требовал отражения в лит-ре и иск-ве только тех реальностей жизни, кот. были связаны с достижениями советского соц. строя, стал подвергаться критике в связи с курсом на демократизацию общества, дискуссий о роли и месте интеллигенции, преодолением отрицательного влияния культа личности. Деятельность писателей: Брыль, Мележ, Шамякин, Гилевич, Макаёнок, Василевич. В литературу приходит В. Быков. Создаёт лейтенантскую прозу. Развитие получает драматургия. В конце 40 – 50е – заявляет Макаёнок. «Лявониха на Орбите». «Затюканый апостал» - 1969. Живопись. С сер50-сер60 – новая плеяда художников. Щемелёв, Дациг, Ващеко, Савицкий. Известны, как представители сурового стиля. с 60 до 80 – ведущее направление. Героизация людей, жизни, деятельности. Особенно тема войны. Данциг – изображение Минска. Пишет работу в 1961 - «Руины Минска», «Мой Минск», «Старый и новый Минск», «Сирень». У него и тема труда. Щемелёв «Эстонские рыбаки». Савицкий – первые работы лирические «Песня», «Хлеб». «Числа на сердце» - серия. Во время хрущ. оттепели зарождался концептуализм и соцарт. В 60е –неформальные творч. объединения – Немига 1. Это отход от класс. требований соц реализма. 1964 – 1982 – усилилась идеологизация культур. жизни, ориентированная на идейные ценности социализма. Течения в живописи: соцреализм и альтернативное ис-во. Новые сюжеты – тема войны, современная жизнь. Проза, посвящённая жизни простого человека, крестьянина. Одна из любимых тем – быт деревни. Осмысление войны через документальную прозу – в тв-ве А. Адамовича. Дударев: сценарист – «Белые росы», «Новоселье», «Брестская крепость». Кино: Ведущая тема – война, но экранизации и классических бел произведений. Туров в 1981 – Люди на болоте. Основные тематика и сюжеты сосредоточены на проблемах осмысления прошлого и осознанием понимания настоящего и будущего. Поиск нац. идеи. Переосмысление прошлого в разных ракурсах и с разных точек зрения. Пискун, Е. Юрьева, Сухомлин, Гомонов. Далидович. Фигуративность и предметность остались ведущим принципом живописи. Традиции класс. плана, в некотором смысле переосмысление соц реализма. 2я пол 80-90е. В центре внимания проблема переосмысления прошлого. Тема войны не исчезла, но переосмысливалась. В этом плане примечательно: «Сцюжа», «Жоуты пясочак» Быкава. Т ема афганской войны. Чернобыльская трагедия. Тема – переосмысление истор. прошлого, связан с реставрацией культурно-истор. памяти. Возникла ещё проблема – осознание тоталитарного периода правления. Рассм. с позиции репрессий, контрбелорусизации. Лариса Гению ш «Исповедь», Сергей Граховский «Зона Молчания», Алехнович «В когтях ГПУ». Проблематика семейной жизни. Новые темы, новые проблемы, новые подходы. Лит рубежа 20-21. Направления: 1. Те, кто придерживаются традиц. жанров и моделей – продолжение традиций соцреализма, классической лит, лит реализма. Есть сейчас термин постреализм. 2. Авангардная постмодернист. лит. Часто говорят о себе как о поставангардистах или авангардистах. Дублируют постмодернист. идеи, но с опозданием. 1е направление: Рыгор Барадулин сборник «Міласэрднасць плахі», “КСТЫ”. Это название означает и крещение, и кресты, и т.д. затрагивает вечные темы – выбор жизненного пути, жизнь, много библейских аллюзий, всё, то связано с покаянием, осмыслением жизни. Василь Быков. Проза, связанная с осмыслением жизни чел. Важная роль – осмысление истории, реставрация культ-историч. памяти – Владимир Орлов, Константин Тарасов, Адам Глобус и т.д. Тема войны актуальна: · Адамович «Апошняя пастараль», · Чигринов “Вяртанне да вайны”. · Ніл Гілевіч “Незалежнасць”, · Някляеў, · Законнікаў і т.д.
Классическая фигуративная живопись существует. Относятся: Май Дайцинг, Александр Кищенко – «Гобелен века». Михаил Савицкий, Леонид Щемелёв – образ женщины, материнства. Владимир Стельмашонок.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |