|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общая характеристика, идейные и эстетические основы Ренессанса в европейской культуреТема 4. Культурные процессы в литовско-польский и польско-казацкий период 4.1. Общая характеристика, идейные и эстетические основы ренес- санса в европейской культуре. Реформация и специфика Северного Возрождения. 4.3. Исторические условия и социально-политические причины формирования ренессансной культуры Украины. 4.4. Братства и их просветительская деятельность. 4.5. Образование и культура Украины во времена Литовского кня- жества и Речи Посполитой.
Общая характеристика, идейные и эстетические основы Ренессанса в европейской культуре. Возрождение, или Ренессанс ─ эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая куль-туре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи ─ XIV-XVI века. Это было время больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Искусствоведом Джорджи Вазари был предложен термин «Возрождение» или Ренессанс, который подчер-кивал связь новой культуры с античностью. Возрождение началось в Италии, которая являлась преемницей античной культуры. Она получила в наследство города, остатки системы образования, научные труды и произведения искусства. Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры: 1. Происходило становление нового типа городов-коммун, ставших центрами антифеодальной борьбы. 2. Появлялись первые мануфактуры, формировались социальные слои буржуазии и наемных рабочих. 3. Великие географические открытия (Колумбом, Магелланом, Мар-ко Поло, Америго Веспуччи и др.) способствовали активной колонизации коренного населения. 4. Расширилась торговая деятельность, складывалась развитая банковская система. 5. Начавшийся процесс секуляризации (ослабление роли церковного влияния) в науке, искусстве, образовании, государственном управлении привел к усилению монархической власти и формированию централи-зованных государств. 6). Активизировался интерес к опытному знанию, точным и естест-венным наукам, развивалась литература на национальных языках; Исследования Н. Коперника, Г. Галилея, Дж. Бруно в области астрономии позволили утвердить гелиоцентрическую систему, доказавшую ложность геоцентрического учения. 7). Изобретение книгопечатания (Й. Гуттенбергом в 1445 г.) способ-ствовало распространению литературных и научных произведений. 8). Появился спрос на людей творческой деятельности – музыкан-тов, архитекторов, скульпторов, художников, ювелиров, поэтов. Также требовались образованные специалисты – бухгалтера, инженеры, юрис-ты, врачи. Эти люди составили особый слой общества – интеллигенцию. В их среде и зародилось художественно-литературное движение – гумма-низм. Его главной идеей была борьба за права и свободу личности. Творцы новой культуры ─ гуманисты прославляли любовь к чело-веку, восхищались его духовной и телесной красотой, отрицали культ аскетизма. Презирали невежественных людей. Утверждали, что достоин-ство, благородство может определяться не происхождением, богатством или властью, а энциклопедической ученостью. Гуманисты выступали про-тив феодальных привилегий и господства католической церкви, способ-ствовали распространению идей либерализма. Созданная гуманистами культура разрушила господствующую в обществе строгую аскетическую мораль Средневековья. Интеллектуалы Возрождения стремились дока-зать, что корни европейской цивилизации уходят в античность. Благодаря их деятельности, разыскивались произведения искусства древних масте-ров, научные рукописи греческих и римских философов, изучались языки. Все это создало основу для формирования нового мировоззрения – антропоцентризма. Культивировалось чувство собственного достоин-ства человека, его индивидуализм, стремление к знаниям. Эталоном времени стал человек-творец, гений, универсал. Одновременно с гуманизмом в это время получило распростра-нение философское учение пантеизм, в соответствии с которым Бог отождествлялся с природой, следовательно, человек, созданный «по его образу и подобию», становился ему равным. Гуманизм не был народным движением, так как его идеи были доступны только узкому кругу образованных людей (ученым, художникам, политикам). Поэтому он характеризуется как элитарный. Основная масса сохраняла приверженность христианской вере и католической церкви.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |