|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общая характеристика европейской культуры Нового времени и ее типологические чертыНовое время это историческая эпоха – с XVII до начала XIX века, в течение которой окончательно оформилась западноевропейская культу-ра. Начавшиеся процессы в эпоху Возрождения изменили духовную атмосферу в обществе. Активизировавшийся рост антифеодальных сил, сопровождался радикальными выступлениями в Нидерландах и Англии и др. государствах, в результате чего в большинстве европейских государ-ствах установилась абсолютная монархия. Ослабло влияние церкви во многих сферах общества. Философия освободилась от схоластики. Получило развитие естествознания. Основ-ой познания стал разум, опирающийся на логику и факты. В это время Р. Декарт создал рационалистическую теорию и критерием истины утвердил разум. Ф. Бэкон провозгласил объектом познания природу, целью познания – господство человека над природой, а методом позна-ния – опыт (индукцию). Все больше получала независимость от религии общественная мысль. Элитарный гуманизм Возрождения приобрел уни-версальный характер. Свобода личности стала основной ценностью. Про-возглашалось право каждого на труд, жизнь, благосостояние, счастье. Английскими просветителями Д. Локком и Д. Гоббсом были раз-работаны теории «общественного договора» и «естественных прав», в которых поднимались вопросы, связанные с наилучшим обустройством государства. Впервые Локком была провозглашена идея о принципах раз-деления властей (законодательной, исполнительной и судебной). Большой вклад в развитии точных наук внесли выдающиеся ученые И. Ньютон, Б. Паскаль, Г. Лейбниц, Е. Торричелли и многие другие. Значительных успехов ученые-медики достигли в изучении человеческого организма. Изобретение микроскопа голландским ученым А. Левенгуком позволило исследовать структуру живых организмов, в том числе, человека. Развитие получили национальные языки и культуры. Таким образом, XVII в. можно рассматривать как время кардинальных преобразований, поэтому эту эпоху называют «веком гениев» и первой НТР.
5.2. Социально-типологические особенности развития украин- ской культуры во вт. пол. ХVII-ХVIII ст. В XVII в. на европейских территориях происходят грандиозные соци-альные сдвиги, связанные сначала с религиозными противоречиям, но в ходе развития приобрели и национальный характер. Это, в частности, Тридцатилетняя война (1618 ─ 1648 гг.). Ее ко-нец не случайно совпадает с началом освободительной войны украинско-го народа под предводительством Богдана Хмельницкого: в сущности, украинские события были последней, самой далекой волной общеевро-пейского национального движения. Первая половина века в истории Украины была временем кровавой вооруженной борьбы с внешними врагами (Крымским ханством, Турцией) и внутренним врагом ─ шляхетской Польшей, против которой были направлены многочисленные крестьянские восстания. Украина XVII в. была непосредственно причастна к европейскому миру и в социально-политическом, и в культурном отношении. В результате столкновения на украинской территории интересов католического Запада и местных национально-православных традиций в XVI в. произошли события, чьи масштаб и последствия проявятся лишь в следующем веке. Речь идет о соглашениях между украинской церковью (точнее, ее частью) и католической: унии Люблинскую 1569 г. и Брестскую 1596 г., по которой украинская церковь признавала главенство над собой папы римского. Вследствие Берестской унии, украинская церковь разде-лилась на две: традиционную православную и униатскую (позже за ней закрепится название «греко-католическая»). Этот факт религиозного сознания украинского народа вплоть до наших дней является одним из существенных факторов национального культурного процесса. Таким образом, в ХVI-ХVII вв. борьба за национальную культуру тесно переплелась с борьбой за православную христианскую веру и одновременно с борьбой против захватнической политики поляков и татар. Национальное самосознание в основном выступало как религиозное (по принципу: если ты сохранил верность православной вере, значит ты истинный украинец, а принятие католичества воспринималось как отречение от своей культуры и народа). Поскольку ни литовская, ни польская власть не смогли защитить украинские земли от татарских набегов, эту функцию на себя взяло украинское казачество. 5.3Казачество и его роль в формировании национального самоопределения украинской культуры В это время формируется казачество как военная сила, которое взя-ло на себя функцию отстоять православную веру. Главным историческим условием возникновения украинского казачества как общественного сословия и вооружённой силы было отсутствие собственной этнической государственности, социальное угнетение, национальные и религиозные притеснения. Все это способствовало массовому переселению и активному освоению территорий за днепровскими порогами. В результате сформировался особый тип человека – «воина-хозяина», который в любой момент мог оставить свой промысел и с оружием в руках отразить нападение врага. Легендарный гетман П. Сагайдачный провел реформу, превратив-шая казачество из бывших отрядов ─ старшин фактически в регулярную армию, чьи мощь и отвага были известны всей Европе. В религиозном отношении казачество однозначно заявило о себе как о бескомпромиссного защитника православной веры. Сам гетман вместе со всем запорожским казачеством вписался 1616 г. в Киевское Богоявленское братство, которому оказывал постоянную поддержку. Таким образом, за время своего существования, казачество стало той силой, которая защищала православные и культурные традиции украинского народа; способствовала формированию украинской госу-дарственности; освоило пустынные степные земли; внесло главный вклад в освобождении Украины от власти Речи Посполитой. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |