АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Образование и культура Украины во времена Литовского княжества и Речи Посполитой. (XIV-XVI вв.)

Читайте также:
  1. I. Образование причастий
  2. III. МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
  3. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
  4. Античні міста – поліси, їх культура в українських землях.
  5. Белорусская культура периода «застоя».
  6. БЛОК №1.2. Образование Древнерусского государства и его первые князья
  7. В 20-30-е гг. появляются новые типы школ, дающие учащимся общее и политехничекое образование. Назовите этот тип школ.
  8. В первичных культурах клеток
  9. В ____________ обществах массовая политическая культура носит обычно фрагментированный, а не гомогенный характер.
  10. В. Скіфо-сарматська культура.
  11. ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ УКРАИНЫ
  12. Виды культуры (доминирующая, субкультура, контр культура).

Созданием высшей школы первым занялся князь Константин Острожский ─ волынский магнат, занимавший высокие правительствен-ные должности. Понимая значение образования, он основал в своем имении в 1576 г. школу, известную под названием Острожской акаде-мии. Чтобы обеспечить школе высокий статус, К. Острожский пригласил преподавать в ней выдающихся украинских и иностранных ученых. Возглавил Академию Г. Смотрицкий. В Острожском культурно-образова-тельном центре преподавания сочеталось с научной, переводческой и издательской деятельностью. Обучение осуществлялось по распростра-ненной в Европе системе «семи свободных искусств». Здесь изучались богословие и философия, математика и астрономия, диалектика и логика, старославянский, польский, греческий и латинский языки. С 1576 г. Нача-ла действовать типография Ивана Федорова, в которой издали более 30 наименований книг. В академии учились будущий гетман Петр Кона-шевич-Сагайдачный и ученый писатель Мелетий Смотрицкий.

Острожская академия оставила значительный след в истории образования и духовной жизни Украины. Ее весомой культурной досто-примечательностью было издание в 1581 году на славянском языке полной художественно иллюстрированной Библии, текст которой употре-блялся при богослужении в православных церквях. Острожская академия, давая образование местной молодежи, стала образцом для других школ. В ней подготовили целую плеяду известных культурных и церковных деятелей, писателей-полемистов и переводчиков

Уже с середины XIV в. много украинцев ездили на обучение в евро-пейские университеты, а также принимали активное участие в тогдашних культурных процессах. В 1483 г., в Риме вышла в свет первая (из известных до сих пор) печатная книга, автором которой был украинец ─ Юрий Дрогобыч-Котермак (1450 ─ 1494 гг.). Он получил начальное образование в Дрогобыче, среднее ─ во Львове, а степень бакалавра и магистра в Краковском университете. В Болонском университете он стал первым украинским доктором искусств и доктором медицины, препо-давал медицину и астрономию. В 1481 ─ 1482 годах был ректором Болон-ского университета ─ в то время центра передовых гуманистических течений, прежде всего в естествознании и философии. Юрий Дрогобычпервый отечественный автор печатной книги. Его научная деятельность была известна во многих странах Европы, его труды хранятся в библиотеках и архивах Франции, Германии, Италии, Польши.

Другой знаменитый украинский поэт-гуманист, педагог ─ Павел Процелер (Русин) (1470 ─ 1517) происходит из города Кросно (ныне воеводство Польши). Он учился и преподавал в Краковском универси-тете, имел ученую степень магистра, которая давал ему право возглав-лять кафедру римской литературы. Павла Русина считают первым поэтом-гуманистом Украины, хотя писал он на латыни. Парадокс древнеукраинской литературной жизни состоял в том, что православное духовенство (немало поэтов тех времен были священниками), которое сопротивлялось католицизму, было обучено и учило своих воспитанников в латинском духе. Латинским языком написаны едва ли не все лучшие произведения древнеукраинской поэзии под влиянием идей Возрождения, которые приходили в украинскую культуру вместе с латынью.

К выдающимся украинским гуманистам относится и Станислав Ореховский-Роксолан (1513 ─ 1566 гг.). Начальное образование он получил в Перемышле, а дальше учился в Краковском, Венском, Виттен-бергском, Падуанском, Болонском университетах. Во время учебы в Виттенбергском университете С. Ореховский познакомился с основате-лем реформационного движения в Европе М. Лютером. Подавляющее большинство ученых считает именно Станислава Ореховского основа-телем полемической литературы. Он был талантливым оратором, публицистом, историком, философом. Центральным принципом гуманиз-ма Ореховского была идея общего блага, основу которой состав-ляяют патриотизм, служение государству, общественная активность. Наиболь-шее значение он отдавал патриотизму, который возводился в ранг выс-шей добродетели.

Наряду со Станиславом Ореховский работала целая плеяда блестя-ще образованных украинских гуманистов. Иван Туробинський-Рутенец внес значительный вклад в развитие науки правоведения. Получив образование в Краковском университете, впоследствии стал профес-сором и ректором этого университета. Григорий Чуй-Русин также получил образование в Краковском университете. В течение жизни рабо-тал ректором коллегии в Перемышле, преподавал поэтику и риторику, был профессором Краковского университета. Стихи Григория Чуй-Русина приобрели европейскую известность.

Основатели украинской гуманистической культуры Юрий Дрогобыч, Павел Русин из Кросна, Станислав Ореховский, Григорий Чуй-Русин и другие внесли весомый вклад в развитие правоведческой науки. В числе первых в европейской философской мысли они отрицали божественное происхождение власти, высказывали идеи просвещенной монархии, ограничения ее власти законом, выступали против подчинения светской власти духовной. Деятельность украинских гуманистов оставила заметный след в истории украинской культуры, способствовала развитию и распространению патриотических чувств, пробуждению национального сознания, распространению просвещения и научных знаний в Украине.

Идеи Возрождения и Реформации нашли отражение в украинской полемической литературе конца XVI ─ начала XVII в. В это время было создано около 140 крупных полемических сочинений, из которых около 80 написано католиками и униатами, около 60 - православными. Среди наиболее известных полемистов выделяют творчество Христо-фора Филалета, Стефана Зизания, Ивана Вышенского, Мелетия Смо-трицкого и др. Полемисты разделяли реформационные идеи о демократиизации церкви. Они исповедовали идеалы добра, справедли-вости, честности, свободы совести, были настоящими патриотами своего народа.

Развитие образования стимулировал появление первых учебников, которые показали достаточно высокий уровень учебно-методической работы в украинских учебных заведениях. В 1591 г. во Львовской брат-ской школе на двух языках (украинском и греческом) была издана греко-славянская грамматика «Адельфотес» («Братство»), по которой ученики учились греческому и старославянскому языкам. В 1596 г. в Вильне напечатана «Грамматика словенская», автором которой был препода-ватель Львовской братской школы Лаврентий Зизаний. Там же в 1619 г. вышла «Грамматика словенская» Мелетия Смотрицкого. По этому учебнику, который М. В. Ломоносов называл «вратами учености», около 150 лет (до конца XVIII в.) обучались языку учащиеся православных школ. Большое значение имела книга ученого-лингвиста П. Беринды «Лексикон словено-российский и имен толкования» (Киев, 1627 г.). В этой книге были переведены со славянского на украинский язык около 7 тыс. существи-тельных с толкованиями.

Важнейшим событием середины XVI в. стало создание «Пересопницкого Евангелия» ― выдающейся рукописной памятки украинской духовной культуры. Эта книга, прежде всего, прорыв в средневековом сознании. И, одновременно, адаптация книжного церковнославянского языка к живому народному украинскому языку.

Весомая роль в развитии образования принадлежиткнигопечатанию. Появление книгопечатания ─ значительная веха в развитии культуры украинского народа, серьезный фактор в формиро-вании национального сознания. Печатная книга, кроме своего функцио-нального назначения, основала и новый этап в истории культуры – искус-ство книгопечатания. Собственно, книгопечатание стало одновременно и проявлением гуманистических тенденций в украинской истории и оружием представителей отечественного гуманизма в борьбе за независимость. Печатная книга составляла синтез графического искусства и полиграфической техники. Первые книги, печатные кириллицей, появились в 1491г. в Краковской типографии, просуществовавшая недолго, поскольку сразу возникли трения с католической церковью. Однако книги из этой типографии успели распространиться на Украине. В начале XVI в. (1517 ─ 1518 гг.) печатание книг кириллическим шрифтом стал издавать белорусский ученый Франциск Скорина. В 1572 г. русский первопечатник Иван Федоров прибыл во Львов и при поддержке граждан организовал типографию, в которой в 1574 г. напечатал «Апостол» и тем самым положил начало развитию книгопечатания в Украине. Одновременно с «Апостолом» И. Федоров издал учебные книги – буквари. Переехав в Острог, И. Федоров воплотил мечту князя Константина Острожского, решившего издать полный текст Библии. Тогда же были напечатаны «Букварь», «Новый Завет» и «Псалтырь», «Хронология» Андрея Римши.

Следующим этапом в развитии книгопечатания является деятель-ность Львовской братской типографии. Львовская типография продол-жала традиции отечественной печати, но ее деятельность не является формальным подражанием печатной практики. В первых своих изданиях типография Львовского братства попыталась реформировать церковно-славянский кириллический шрифт. И хотя изменения касались лишь прописных букв, значение этого события было весомое.

С 1615 г. развернула свою деятельность типография Киево-Печер-ской лавры, основанная архимандритом Елисеем Плетенецким. За несколько лет она стала самой мощной в Украине, отличалась разнообразием тематики и высокохудожественным уровнем изданий. Здесь печатались П. Конашевич-Сагайдачный, К. Сакович, З. Копыстен-ский П. Беринда. Таким образом, наряду с усвоением и развитием тради-ций книгопечатания Ивана Федорова, в конце XVI ─ начале XVII в. Украин-ские мастера вели поиски новых средств и элементов как в организации печати, так и в оформлении книг. Попытка реформировать церковнославянский кириллический шрифт, обогащение книги новыми высокохудожественными украшениями, в которых сочетались элементы искусства Возрождения с творчеством украинских народных мастеров, свидетельствуют о плодотворном развитие книгопечатания в данный период.

Идеи Ренессанса постепенно нашли воплощение в украинской художественной культуре. Произошло разделение искусства на профессиональное и народное. Появление профессионального искусства обусловило потребность в квалифицированных специалистах, широкому применению европейского эстетического опыта. Новый взгляд на искус-ство сопровождался особым вниманием к человеку, его индивидуальным способностям и душевному состоянию.

Архитектура и строительство XIV-XVI вв. подчинялись задаче оборонной политики и были связаны с характером укрепления городов. В этот период активно развивались города, что стимулировало инженерно-архитектурную мысль. Второй причиной, ускорившей градостроительство, было введение магдебургского права, которое укрепляло самоуправление и открывало простор для цеховой организации ремесленничества.

Велось строительство замков, монастырей, которые напоминали крепость; каменных костелов, коллегиумов. Одним из красивейших зданий этого времени является кафедральный Собор Св. Юра (Львов, готика), костел бернардинцев. Особое развитие получила скульптура, которая широко применялась при оформлении фасадов жилых домов и надгробиях.

Расцвет украинской архитектуры приходится на XVI – XVII вв., когда утверждались новые идеалы красоты. Построенные в это время роскошные дома и церкви в Львове стали не только великолепными образцами искусства, но и позволили назвать этот период «золотым веком» львовского Ренессанса.

Таким образом, архитектура в Украине приобрела национальные черты и была неотъемлемым достижением общественного быта украинцев.

В XI-XVI вв. традиционная иконопись постепенно отходила от византийских канонов. Наиболее популярными сюжетами становятся изображения воинственных святых, в частности Юрия Победоносца и сцен «Страшного суда». Композиции дополняются новыми сюжетными элементами, детализацией обстановки реальных и мифических событий, новыми цветовыми решениями, усиленным акцентированием декоратив-ных элементов и выразительностью рисунка. Влияние ренессансных идей особенно заметно в иконе «Пантократор с апостолами» мастера XV в. Димитрия, изобразившего физически сильного человека.

Со второй половины XVI в. в изобразительном искусстве прослеживается отход от религиозной тематики, появляются сюжеты, заимствованные из реальной жизни. Новыми жанрами стали пейзаж, портрет, батальная живопись. Художники больше обращались к реальной жизни, природе, писали бытовые сцены и портреты.

В конце XVI ст. во Львове появились цеховые организации худож-ников, что содействовало развитию светских жанров, подготовке высокопрофессиональных мастеров изобразительного искусства. Выдаю-щимися художниками XVI ─ первой половины XVII ст. были В. Стефано-вич, Ф. Сенькович, Л. Пилипович, С. Корунка.

В XVI в. зарождается театральное искусство. Оно связано с появлением настоящих стихотворных школьных драм с режиссурой, декорациями и костюмами, где преобладали религиозные и мифоло-гические сюжеты. Актерами были ученики братских школ и студенты коллегий. Одновременно со школьным, получили развитие кукольный и драматический театры.

Определенный качественный скачок развития переживала в Украине музыкальная культура, основой которой оставалась устное народное песенное творчество. Тексты и мелодии песен и дум составля-ли народные поэты и композиторы ─ кобзари и бандуристы, которые сами же и исполняли эти произведения. Самыми распространен-ными народными инструментами были бандура, кобза, цимбалы, скрипка, свирель, дудка. В Карпатах ─ трембита. При церквях и монастырях, в братских школах и поместьях магнатов существовали хоровые капеллы. Популярными стали хвалебная торжественная песня и трехголосная хоровая без инструментального сопровождения – кант.

Подводя итог развития культурной жизни в Украине в конце XIV ─ начале XVII в., следует отметить, что в украинской культуре перекре-щивались влияния культур Востока и Запада, идеи Возрождения, гумма-низма и Реформации. Они нашли в Украине благоприятную почву в условиях жесткой борьбы за национальную государственность и дали прекрасные всходы в виде возрождения национальной культуры конца XVIII – начала XIX вв.

 

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте основные черты культуры Возрождения.

2. В чем особенности гуманизма Возрождения?

3. Каковы результаты реформационной борьбы?

4. Сравните искусство итальянского Возрождения и Северного Ренессанса. В чем заключается их специфика?

5. Охарактеризуйте социально-политическую ситуацию, которая сложилась в XIV ─ начале XVII в. в украинской культуре.

6. Какие социальные слои украинского общества принимали актив- ное участие в национально-освободительном движении в литовско- польский период?

6. Охарактеризуйте деятельность братских школ. Каково историчес- кое и культурное значение их деятельности?

7. С формированием каких высших учебных заведений связан про- цесс становления украинского образования в XV – начале XVII вв.

8. Какие изменения под влиянием идей гуманизма происходили в украинской художественной культуре в литовско-польский период?

Литература: основная [1, с. 56–66, 106–123; 4, с. 83–91, 137–144];

дополнительная [22, с. 99–117, 292–310; 11, с. 125–150; 7, с.89–100, 185–200; 21, с. 96–145].

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)