|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
III. МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА1. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА. Массовой культурой называют культуру, которая каждодневно выпускает свою продукцию в больших объемах и имеет широкую аудиторию потребления. [Рубеж 19 - 20 веков.] Для массовой культуры характерно появление человекомассы. Это характеристика надсоциальная, главным определением человекомассы служит усредненность. Появление усредненного человека – результат социально-культурных сдвигов, которые произошли на рубеже 19- 20 столетий. Наряду с положительными сторонами исторического процесса: o Подъема техники o Создания новых потребительских благ o Более комфортные формы жизни Появились и негативные стороны: o У людей стала наблюдаться врожденная неблагодарность ко всему, что облегчило жизнь o Эгоистичность o Нежелание трудиться o Забота о собственном благополучии o Отсутствие мысли об истоках этого благополучия
Подобный психологический тип желателен, он удобен для всякой власти. Выдающимся человеком гораздо труднее управлять. Сверхзадача массовой культуры – отвлечение масс от многомиллионных выступлений. Массовая культура отслеживает каждый шаг человека, подсказывает решения, поступки, мысли. Массовая культура моделирует ситуации – ведет человека по жизни и тем самым выступает гарантом его социального спокойствия.
Массовая культура формирует у потребителей пассивные восприятия действительности. Она притягивает к себе массы, не умеющие использовать свое свободное время. У массовой культуры есть будущее, так как усредненный человек пытается уйти от обыденности, не участвовать в социальных процессах. Массовая культура укрепилась в современном обществе и в ближайшее время надеяться на ее исчезновение не приходится.
2. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА - антипод массовой культуры. от франц. elite – отборное, выбранное, лучшее высокая культура, потребителями которой являются образованные люди, отличается очень высокой степенью специализации, рассчитанная, так сказать, на «внутреннее употребление» и часто стремящаяся усложнить свой язык, то есть сделать его недоступным для большинства людей. Элита есть в каждом обществе, являясь его частью, которая более способна к духовной деятельности и одаренная нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс. Искусство должно ориентироваться на Элиту.
Теоретики Э.к. — Платон и Августин, Шопенгауэр и Ницше, Вл. Соловьев и Леонтьев, Бердяев и А.Белый, Ортега-и-Гассет и Беньямин, Гуссерль и Хайдеггер, Мангейм и Эллюль — различно варьировали тезис о враждебности демократизации и омассовления культуры ее качеств. уровню, ее содержательности и формальному совершенству, творческому поиску и интеллектуальной, эстетической, религиозной и иной новизне, о неизбежно сопровождающей массовую культуру шаблонности и тривиальности (идей, образов, теорий, сюжетов), бездуховности, об ущемлении творческой личности и подавлении ее свободы в условиях массового общества и механического тиражирования духовных ценностей, расширения индустриального производства культуры.
В 19 веке Ницше и Шопенгауэр, к примеру, рассматривали «мир, как волю и представление». Шопенгауэр разделял человечество на две части: людей-гениев, т.е. способных к эстетическому созерцанию и людей пользы, ориентированных на практическую утилитарную деятельность. В культурологической концепции Ницше утверждается в адекватности идеи о сверхчеловеке, который имеет привилегированное положение в обществе и наделен уникальными способностями. Эти идеи Шопенгауэра и Ницше развил в своей культурной концепции Ортега-и-Гассет. Он утверждал: «Новое в искусстве обращено к элите общества, а не к массе». «Новое искусство совсем не обязательно должно быть общепонятным, отсюда общее искусство и разделяет людей на понимающих и непонимающих новое чисто художественное искусство». Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика чистого искусства, которая нашла свое проявление в ряде отечественных и западных культурах. В России на рубеже 19 – 20 веков идея элитарной культуры активно развивалась и внедряла художественные обновления в мир искусства, лидерами которых были Дягилев и художник А. Н. Бенуа.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |