|
|||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КУЛЬТУРФИЛОСОФИЯ
Проблематика КУЛЬТУРФИЛОСОФИИ впервые осознаётся софистами, сформулировавшими антиномию природного и нравственного (отождествляемого с культурой): так, согласно Гиппию, человеческие установления (обычаи, законы)... насилуют нас часто вопреки природе. Киники (Антисфен, Диоген Синопский) развили это противопоставление до вывода о необходимости возврата к природе, к простоте первобытночеловеческого существования, выступив одними из первых критиков культуры. Киническая критика искусственности и испорченности общественного состояния, воспринятая в ослабленном виде Стоицизмом, составила неотъемлемый элемент той духовной атмосферы, в которой развивалась общественная мысль раннего христианства и его «теология культуры». В новое время проблематика философии и критики культуры получает особое развитие у Дж. Вико, Ж. Ж. Руссо, Ф. Шиллера (учение о «наивной» и «сентиментальной» поэзии как двух фазах в развитии культуры), И. Г. Гердера и йенских романтиков (идея индивидуального своеобразия национальных культур и отдельных исторических ступеней культурного развития). От Ф. Ницше и отчасти от рус. славянофилов можно датировать существование КУЛЬТУРФИЛОСОФИИ в узком смысле – как философское осмысления разных стадий эволюции человеческой культуры. Центр тяжести сосредоточивается теперь на противопоставлении культуры как органической целостности – цивилизации как проявлению механического и утилитарного отношения к жизни (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Л. Клагес, Г. Кайзерлинг, Х. Ортега-и-Гасет и др. представители философии жизни, в России – К. Н. Леонтьев, Н. Я. Данилевский, Н. А. Бердяев и др.). У Данилевского и Шпенглера эта идея сочетается с постулатом об абсолютной замкнутости и взаимной непроницаемости различных (национальных или исторических) культур, что сопровождалось отрицанием общечеловеческого значения культуры. Стремление избавиться от релятивизма и скептицизма в осмыслении культуры привело А. Тойнби к возрождению религиозно-философских идей Августина. С. Л. Франк попытался представить культуру и цивилизацию в качестве различных, одновременно присутствующих необходимых уровней в развитии культуры. Марксизм рассматривает все проблемы, связанные с осмыслением культуры (взаимоотношение общества и природы, преемственность в развитии форм общественного сознания, соотношение между развитием духовного и материального производства и др.), в составе исторического материализма, понимая культуру как исторически определённый уровень развития общества и человека, как явление общечеловеческое и классовое, обусловленное общественно-экономическими формациями, со сменой которых происходит изменение типов культуры; при этом новая культура усваивает и перерабатывает достижения предшествующей.
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ: ü АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ Культура как выражение сущности человека
ü СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ Культура как фактор организации общества
ü ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ Культура как деятельность человека и ее результаты
ü АКСЕОЛОГИЧЕСКИЙ Учение о ценностях. Культура как система ценностей, которая придает различным явлениям определенный смысл
ü НОРМАТИВНЫЙ Культура, как совокупность норм и правил, которые регламентируют жизнь общества
ü ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ Культуру характеризуют через функции
ü ИСТОРИЧЕСКИЙ Культура как этап исторического развития
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ: 1. АДАПТИВНАЯ ФУНКЦИЯ Функция адаптации. Холодно – оделся; информация- письменность;
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ Мы познаем этот мир при помощи культуры
3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ Культура- механизм социальной памяти
4. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ Культура как способ взаимодействия людей. (Интегративная функция) 5. РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ Природа регулирует поведение человека
6. РЕЛАКСАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ 7. ИНТЕГРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ 8. АКСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ Создание определенных ценностей и ориентаций
9. ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ Человек также и объект этой культуры
10. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ 11. ФУНКЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – инкультурация (во внутренний план переводятся все социальные нормы); - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.)
Агенты социализации: o Семья o Школа, окружение o Общественные структуры o СМИ
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ – пересоциализация; ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. Культурный шок – реакция на новую культуру (Бок) Виды культурного шока (Бок): ü Геттоизация – не пытаются приспосабливаться (эмигранты в Америке) ü Ассимиляция – принимают чужую, отказываются от своей культуры. ü Промежуточная стратегия – взаимообогащение ü Частичная ассимиляция – только в отдельных областях отказываются от своей культуры ü Колонизация – навязывание своей культуры
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУР I. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Задача: приспособление к окружающей среде. Характеристики: первые искусственные орудия труда Форма: родовая община. Коллективизм и в производстве и в потреблении. Ø Первый вид собственности на землю. Ø Экономика развивается, появляется собственность, производственные отношения с соседской общиной. Ø Аграрная революция (земледелие и скотоводство) => Форма передачи – наглядный пример и устная => формирование речи => развитие, формирование сознания и разума => зарождения искусства (синкретичный характер): вид искусства – живопись, роспись, скульптура, танец, музыка… => Религиозная составляющая – магия => мифология (обряды, сотворение мира) => календарные мифы => моральные нормы, героические мифы
II. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Китай (этико-политическая проблематика; патерналистская теория государства – государство как семья) Ø Нравственные ценности Ø Умеренность во всем Ø Принцип гуманизма Ø Изобретение бумаги Ø Прикладное искусство Ø Активно развивающаяся наука: астрономия, медицина Ø Отрицательные числа (математика) Ø Даосизм: дао – путь, закон, все подчиняется ему Ø Буддизм (личное спасение)
III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ Ø Культ красоты Ø Принцип агонистики (созтязательности) Ø Принцип калокагатии (единство физического и духовного (нравственного)) Ø Космоцентризм (огонь, вода, воздух, субстанция) Ø Искусство (театр) Ø Юриспруденция Ø Религия выходит на первый план: монотеизм (1 бог) Ø Прямолинейный процесс. История возникает от сотворения мира до страшного суда, управляется божественным нечто. Ø Провиденциализм (миром управляет Бог, у человека есть выбор) Ø Грех, который теперь наследуется Ø Главное: духовная красота. Ø Строятся храмы… Ø Появляется система орденов.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
I. ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ КУЛЬТУРЫ II. СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА III. МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |