|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социокультурная ситуация в Беларуси 1980-1990Социально-экономическая ситуация. 1985 – Горбачёв у власти – перестройка начинается. Не предусматривала радикального изменения, но многое изменилось. Этот период часто называют перестроечным и в таком случае продолжается он до 90-91 гг. Постепенное уничтожение социалист. системы. Перестройка: · экономич и соц планы: период радикальной трансформации, · соц. план: период кризиса. В то же время к. 80-90 – период обновления и поиска пути развития, нац. пути развития. 1989 – состоялись выборы народных депутатов СССР, кот. впервые проходили как свободные и альтернативные. Наиболее реальным достижением перестройки - гласность. Так начался новый этап модернизации общества, связанный с частичным реформированием советской политической системы и её демократизацией. Процесс зарождения и формирования новых партий в Беларуси - к. 80 – нач 90. Рост общест. и полит. сознания населения привёл к возникновению в 1989 оппозиционного в отношении к КПБ общественно-политич. движения - БНФ. Кризисные явления в экономике означали, что централизованная плановая гос. экономика исчерпала возможности дальнейшего развития. Необходимо было её коренное преобразование. Выход - через сочетание администрат. методов управления экономикой сверху с самоуправлением снизу. Начался перевод отраслей народ. хоз-ва, предприятий и объединений на полный хоз. расчёт и самофинансирование. Результатов реформа не дала, состояние с/х продолжало ухудшаться. введена сис-ма талонов. Эконом. положение сильно ухудшилось в связи с аварией на ЧАЭС. – 26 апреля 1986. 1989 - долгосрочная гос. программа ликвидации последствий ЧАЭС. 27.07.1990 – декларация о гос. суверенитете. Март 1991 – референдум по вопросу сохранения СССР. 25.08 – придание декларации конституц. статуса. Культура: Осознание прошлого охарактеризовалось появлением новых тем. 2я пол 80-90 –поиск нац. форм, сюжетов в культуре. Связаны с историей и культурой. Основные тематика и сюжеты - проблемы осмысления прошлого и осознанием понимания настоящего и будущего. Поиск нац. идеи. Представители: Пискун, Елена Юрьева, Сухомлин, Гомонов.Далидович. Фигуративность и предметность - ведущие перинципы живописи. Традиции класс. плана, переосмысление соц реализма. Продолжается альтерн. иск-во (андеграунд). Темы: · война переосмысливалась: «Сцюжа», «Жоуты пясочак» Быкава. · афганской войны. Она новая, т.к. войска в 1989 выведены из Афганистана. Острая тема с драмат. мироощущением. · Чернобыл. трагедия. «Чернобыльская молитва» - Светлана Алексиевич. Шамякинн «Злая зорка», Адамович – «Апокалипсис по графику». В живописи эта тема: Шматов – цикл, посвящ. чернобыльской трагедии. Вл. Слабодчиков – образ ангела с обожжёнными крыльями – эмблемой стал чернобыльской трагедии. – скульптура. · переосмысление историч. прошлого, связан с реставрацией культурно-истор. памяти. Плеяда художников, литераторов, документалистов. – Дайнеко «Меч князя Вячки» 1987 роман, «След ваукалака». Адам Глобус, Орлов, Константин Тарасов. Скульптура. Эта тема историч. прошлого широко. Бум городской скульптуры. Памятник Полоцкой, Гусовскому, Студенческий дворик, Памятник Я. Дроздовичу. · тоталитарн. период правления. Рассм. с позиции репрессий, контрбелорусизации. Л. Гениюш «Исповедь», С. Граховский «Зона Молчания», Алехнович «В когтях ГПУ». · Проблематика семейной жизни. Большинство исследований - присутствовал феномен 2ой волны возрождения (70-90гг т.к. рост национального самосознания, связана с желанием приобретения суверенитета. Эта проблема остается и сейчас), потому есть понятие нац. возрождение или бел. возрождение 2ой волны. котрбелорусизация привела к потере языка на кот. общаются. Продолжается задача возрождения бел. языка. Начало 90х поток белорусизации на высоком уровне, во 2ой половине 90х – схлынул. Особенно после утверждения 2ух гос языков. Июль 1990 - декларации о независимости БССР август 1991 – решение о придании этому решению законный констит. характер. 1991 - Беловежские соглашения. 1о из объединений – Толока, из кот. вырастал Народный Фронт. БНФ распался, он объединял различные соц группы. Задача – возрождение культуры, гос-ва, языка. Как только провозглашён суверенитет - БНФ - в оппозиц. партию. Активность стали проявлять организации, кот. занимались выставочной деятельностью. Многие позиционируют себя против тоталитаризма сознания. Галереи: 6я линия – отличалась новизной (А. Клинов, Борозна, Рылькевич, Шлегель). сторонники абстрактного ис-ва. В скульптуре 6я линия – Т. Радзивилка – абстрактность. Галерея «Пагоня» - благодаря усилиям была показана в 1990 выставка соврем. ис-ва. Вызвала широкий обществ. резонанс. 1996 – посмертная выставка Израиля Басова. – у него нотки экспрессионизма. В галерею входили Марочкин, Пушкин – радикальный. Соответствуют руслу актуального ис-ва. Разнообразное творчество. «Витта нова» - галерея. «Верхний город» - это всё в Минске. Витебск «Квадрат». Полоцк «4-63» Чётко оформилось направление, выходящее за рамки традиц. метода – альтернат. или андеграундное ис-во. Представители: Л. Русова, И. Тишин, Н. Залозная, В. Цеслер, Войченко, Клинов, Кашкуревич, Руслан Вашкевич. Тенденции: 1. подражание всему западному. Представители – конформисты 2. связано с принципом следования, узнаваемости, фигуративности, отражению объективной реальности. К западному относилась резко негативно. 3. Ставило целью соединение традиций собств. культуры с соврем. мировым сознанием вообще и худ сознанием в частности. В худ пространстве - особенность изоляционизма. Доминировал образ периферии. Ретроспекция охватила бел культуры. 80-90- стремление к исповедальности, лиризму. Дифференциация живописи 90гг можно осуществить — это направления трансавангарда, метафизическая и психологическая живопись, гиперреализм, сюрреализм и т. д. В художественном пространстве все равно ощущался изоляционизм, доминировал образ периферии (связан в общем с культурой). В образах искусства того времени чувствуется желание осознать себя, что отражается в ретроспекции (80гг), которая продолжала традиции 70 гг и связана с творчеством «Песняров». Огромное внимание уделялось исследования этнографических мотивов (Товстик, Марочкин), издавались этнографические альбомы - «фотоальбом народной одежды этнографа Раманюка». Ощущается боязнь индивидуализма в выступлениях. Это связано с созданием групп, объединений. (в 2000 гг — перераспеределение к индивидуальному творчеству). 80-90гг — склонность художников к исповедальности, лиризма, связанных с грустью. Смоляк — портретист, мастер женского портрета. 80-90гг — формирование актуального искусств а/постмодернистское искусство/ искусство поставангардное.
11. Национ. возрождение «2ой волны» (рубеж 20-21): общая характеристика. Важнейшие даты нового белорусского возрождения таковы: 1989, 25 июня: создание Белорусского народного фронта (БНФ). 1990, 26 января: принят закон “О языках в Белорусской ССР”, придавший бел.яз. статус государ.. 1990, 20 сентября: Совет Министров БССР принял Государственную программу развития белорусского языка и других национальных языков. 1991, 25 августа: Декларации о суверенитете Беларуси (принятой 27.07.1990) придана сила конституционного закона; провозглашение РБ. Белорусское возрождение 2-ой волны: - решается вопрос о признании бел.языка умирающим (оон); - рост национального самосознания – реставрация культурно-ист памяти; - создание БНФ, независимой молодежной организации Талака (1985-1990 гг – создавалась как клуб защиты памятников культуры) 2ая волна Возрождения: т.к. рост национального самосознания, связана с желанием приобретения суверенитета. Эта проблема остается и сейчас. Национальное возрождение не смогло решить свои задачи, они актуальны и сегодня. В опрос о государстве — до сих пор открыт: выбор пути своего экономического развития, как в экономическом, социальной, культурной. Проект национального возрождения на уровне радикального переосмысления белорусской нации как независимой — не закончен. Вопрос о языке — до сих пор открыт. О возрождении свидетельствует взлет искускусства, активность т=стали проявлять организации, АРТ-галлереи, которые решают не только художественные задачи и проблемы, а проблемы прошлого, ситории, настоящего. Многие позиционирующий себя против тоталитаристского мышления, сознания. В целом на рубеже ХХ–ХХІ в. в жизни литерат. белор. языка первенствует не естественная коммуникация, но его професс., символ. и идеол. употребление. Приверженцы белор., демонстративно разговаривая по-белорусски, нередко используют такое общение как акт защиты и пропаганды языка. В идеологии Второго возрождения, преувеличивают этноконсолидирующую значимость языка, видя в языке не средство общения, но главный символ нац. достоинства и условие суверенитета. В политике публичный выбор белорусского языка - это опознавательный знак национальной оппозиции. Статус языка: очень важно и для понимания факторов самоэдентичности: 1) фактор фронтира, 2) русофикация и полонизация. 3)религиозный фактор. Подвижность границ способствовало подвижности этнического самосознания, кот выражалась в идентификации ел к-ры и этноса с часть др культур (польской, русской). Носителем бел кул-ры стала крестьянство, мелкая шляхта. Русофикация и усугубило положение, и стала католизатором раоста нац самосознания. Прорыв был на протяжении 19-20в, когда произошел поворот от польско-русского варианта эдентичности к собственно белорусскому. Этому содействовали: АРТ- Галереи: 1. «6 линия», которая отличалась новизной. Это абстрактное искусство. Предствители: Клинов, Борозн а, Рынкевич, Шлегель. Скульптура: Т. Раздивилка. 2. «Погоня». В 90 — выставка современного искусства. 96 г — посмертная выставка И. Басова. Представители: Марочкин, Пушкин. 3. «Vita nova/ новая жизнь» - Минск, 4.«Верхний город» - Минск 5. «Жильбел» - Минск 6. «4.63» - Витебск, 7. «Квадрат» - Витебск В это время — расцвет альтернативного искусства (андеграундное ис-во), которое включало традиции соц. реализма в разных вариациях: фотореализм, экспрессионизм. Представители: Л. Русова, И. Тишин, Н. Залозная, В. Цеслер, Двойченко, Клинов, Кашкуревич, Вашкевич. За короткий срок был впитан опыт мировой культуры, но переработан в призме национального калорита. Художественная ситуация на рубеже 80-90гг — была противоречивая. Было проведено исследования, где проведен культурологический анализ. После чего исследователи показали, что в 90годы образовались различные направления/тенденции белорусской культуры: 1 тенденция: подражание всему западному и подражание конформистам. 2 тенденция: принцип следования узнаваемости, фигуральности отражению объективной реальности. Резко негативно относится к западному. 3 тенденция: соединение традиций собственной культуры с мировом сознанием вообще и художественным сознанием в частности. Дифференциация живописи 90гг можно осуществить — это направления трансавангарда, метафизическая и психологическая живопись, гиперреализм, сюрреализм и т. д. В художественном пространстве все равно ощущался изоляционизм, доминировал образ периферии (связан в общем с культурой). В образах искусства того времени чувствуется желание осознать себя, что отражается в ретроспекции (80гг), которая продолжала традиции 70 гг и связана с творчеством «Песняров». Огромное внимание уделялось исследования этнографических мотивов (Товстик, Марочкин), издавались этнографические альбомы - «фотоальбом народной одежды этнографа Раманюка». Ощущается боязнь индивидуализма в выступлениях. Это связано с созданием групп, объединений. (в 2000 гг — перераспеределение к индивидуальному творчеству). 80-90гг — склонность художников к исповедальности, лиризма, связанных с грустью. Смоляк — портретист, мастер женского портрета. 80-90гг — формирование актуального искусств а/постмодернистское искусство/ искусство поставангардное.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |