|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Итоги белорусизации:1. с оздалась нац. научная школа; 2. с оздалась нац. художеств. школа; 3. с обств. система образования; 4. открылись многие учебные заведения, особенно Академия наук (1 президент Игнатовский); 5. Появилось нац. кино, театр (источник театра к. 19-нач 20 века).
КИНО В 1926 г. реж. Ю. Таричем - 1ый художеств. фильм «Лесная быль» (п о повести Чарота «Свинопас). Лучшими фильмами 30-х гг. этой студии считаются «Первый взвод», «Золотые огни», «Искатели счастья» В. Корш-Саблина, «Балтийцы» А. Файнциммера, «Полесские Робинзоны» И. Бахара и Л. Молчанова и др. В 1928 в ленинграде открылась киностудия худ фильмов «Совецкая Беларусь» (с 1939-в минске, с 1946- Беларусьфильм). ЛИТ-РА. На развитии лит-ры и ис-ва в Беларуси в 20-е гг. сказывалась идейная борьба различных партий, обществ. организаций и группировок. К. 1923 г. – лит. объединение «Маладняк», в 1926 г. — «Узвышша», в феврале 1927 г. — «Полымя ». В 20-е гг. во всю - Я. Коласа, Я. Купалы, Т. Гартного, 3. Бядули, раскрывался литературно-публицист. талант А. Гурло. М. Чарота, А. Александровича, К. Крапивы, В. Дубовки, Я. Пущи, П. Труса. Выход в свет поэм Я. Коласа «Новая земля» и «Сымон-музыка», романов Т. Гартного «Соки целины», М. Зарецкого «Стежки-дорожки», К. Чорного «Сестра». С книгами рассказов времени — события революции и гражданской войны. В ноябре 1928 г. – Белор. ассоциация пролет. писателей (БелАПП) - она не смогла объединить и сплотить писат. силы. В июне 1934 г. в Минске - 1ый съезд писателей Беларуси - основным методом лит-ры - социалист. реализм. Ис-во должно отражать интересы и понимание простых людей, трудящихся. Отражать темы, близкие трудящимся: труда, созидания, семьи, потом темы войны. Фигуративность рассм. как объективность. В 30-е гг. в белор. лит-ре: общ. жизнь, место чел-ка в ней стали отражаться без излишнего романтич. налета, свойственного лит-ре 20-х гг, стала показываться более глубоко, психологически достоверно. Строительство новой жизни, коллект. труд, защита Родины, дружба народов стали проблемами, кот. находили отражение в произведениях писателей. Появляются «Над рекой Орессой» Я. Купалы, повести «Отщепенец» и «Трясина» Я. Коласа, «Переполох на загонах» П. Головача, повесть «Весна» и роман «Третье поколение» К. Чорного, пьеса «Партизаны» К. Крапивы, поэма «Через горы и степь» П. Бровки, повесть «Теория Каленбрун» Э. Самуйленка, поэма «Баранов Василий» А. Кулешова и др. 1939 г. - комедия К. Крапивы «Кто смеется последним», в кот. беспощадно бичевались авантюристы, клеветники, лжеученые. Появление детской литературы – Миколка Паравоз – Лыньков. Палесские рабинзоны – Мавр. Драматургия: Мирович, Самуиленок — темы врагов народа ТЕАТР. 1914 – И.Буйницкий организовал професс.театр. Созданы театры: БГТ1 в Минске (потом купаловский), БГТ2 в Витебске (колосовский), еврейский театры. 1921 г - 1ый Бел. драм. театр - работали известные актеры В. Крылович, В. Владомирский, Г. Глебов, Б. Платонов, Л. Ржецкая, В. Полло, М. Зорев, Л. Рахленко и др. Спектакль по пьесе М. Горького «Последние», показанный во время гастролей в Москве в 1937 г., критика назвала одним из самых выдающихся достижений советского театр. искусства. 1926 г - Белор. передвижной театр под рук. В. Голубка ( В 1932 г. он был реорганизован в 3ий Бел. гос. театр в Гомеле. ); в Витебске - Второй Белорусский гос.й театр - работали актеры П. Молчанов. А. Ильинский, Р. Кошельникова. Н. Звездочетов и др. Лучшими спектаклями коллектива - «Рельсы гудят» В. Киршона, «Разлом» Б. Лавренева, «Первая конная» В. Вишневского, «В пущах Полесья» Я. Коласа и др. В 30-е гг. стали работать Русский драм. театр в Минске, театры рабочей молодежи в Минске, Гомеле и Витебске, театр юного зрителя в Минске, колхозно-совхозные театры в Борисове, Мозыре, Слуцке, Бобруйске, Речице, Дзержинске. МУЗЫКА. 1932 г. – Бел. гос. консерватории, 1933 г. — Бел. театр оперы и балета, 1937 г. — Бел. гос. филармонии. Бел. композиторы Н. Чуркин, В. Золотарев, А. Туренков. Н. Аладов, С. Полонский, П. Подковыров, Е. Тикоц-кий, Г. Пукст, А. Клумов и др. В 1936—1938 гг. написаны оперы А. Туренко-ва «Цветок счастья», А. Богатырева «В пущах Полесья», Е. Тикоцкого «Михась Подгорный». В конце 30-х гг. был поставлен первый бел. балет «Соловей» М. Крошнера. ЖИВ-СЬ. В 1925 и 1927 гг. в Минске выставки произведений бел. художников. Картины В. Волкова «К. Калиновский». Б. Владимирского «Кросна», М. Филлиповича «Баррикады. Из событий 1905 г. в Москве» и «Расстрел в Минске». Волков, Зайцев, Филипович, Охремчик.. В 30-е гг. В. Волков написал картину «Партизаны», И. Ахремчик — «Торф для Осинстроя», «Вступление Красной Армии в Минск», К. Космачев — «В подпольной типографии», И. Давидович — «Курловский расстрел» и др. 28-30гг Белуницкий-Бируля, Дроздович, Карусь-Коганец (график). Развитие модернистско-авангар. направление, центром - Витебская школа. АРХ-РА. конструктивизм. Поздний конструктивизм напоминает вариацию ар-деко. По проектам И. Лангбарда в 1930—1934 гг. в Минске построены Дом Правительства, Дом Красной Армии, Большой театр оперы и балета, по проектам А. Воинова — гостиница «Беларусь». Большой популярностью - работы А. Грубе, 3. Азгура, А. Бембеля„ А. Глебова. 40-е гг: К.Крапива – «Милый человек». В н40 – дух. репрессии. Деятельность писателей: Брыль, Мележ, Шамякин, Гилевич, Макаёнок, Василевич. В литературу - В. Быков. Создаёт лейтенантскую прозу. Интересовало как чел в таких страшных условиях умеет или не умеет оставаться чел. Экзистенциал. мотивы. Мележ «Минское направление». Шамякин «Глубокая плынь». Колас – «Рыбакова хата» - эпич.поэма, события жизни Зап. Бел. Монумент. полотна в войну - соц. реализм. Зайцев, Волков, Ахремчик.
6. 7. соц.-полит. контекст развития бел. кул-ры 1950-1960-хгг: «хрущ. оттепель». Тема: Это общее духовное обновление, особое явление оттепели которая задала определённый тон в ис-ве 60-70ые. Оттепель – относительная либерализация всех сторон общественной жизни, кот. связана с историч. событиями и личностями во главе со Сталином. Перед нами пафос обновления. Период оттепели – сер 50 – сер 60ых. В 53 г умирает Сталин, возникает ситуация кризиса власти.т.к. механизма передачи власти нет. Началась борьба вокруг трона. Угроза власти Берии, которому приписывается осуществление многих репрессий. Необходимость лишения его власти, т.к. все внутренние войска находились под его властью. Маршал Жуков – на которого мог положится Хрущёв. Без его помощи он бы не смог арестовать Берию и расстрелять его. С сер 60ых – ген сек Брежнев. Хрущёв, придя к власти, понимает, что радикальные изменения нелогичны. Обновление и развенчание культу личности Сталина – основное направление политики. Хрущёв лелеял мечту о возвращении сельского хозяйства. Решает о необходимости выдачи паспортов крестьянам и усадебный участок. Отток сельского населения в города. Поднятие целины, мелиорация бел болот. Главное достижение Хрущёва – развенчание культа личности сталина на 20ом съезде в 1956году.Доклад с которым он выступил был тайным – ходил в списках – «О преодалении культа личности и его результатах». Был ликвидирован ГУЛАГ. Начинается процесс реабилитации – 22ой съезд КПСС – в 61ом году. На нём было констатировано, что репрессии осуществлялись не только против партийных органов но и против всех советских граждан. Началась реабилитация, поступило предложение от творч элиты сделать памятник жертвам сталинизма. Реабилитации подвергалась худ творч элита. Реабилитирован Голубок, Михась Чарот, стали выходить в свет произведения М Горецкого, Цишки Гартного. Реабилитация возобновлена во 2ой пол 80ых – 90е годы. В худ отношении пафос обновления тоже чувствовался, появились новые темы и сюжеты. Основной чертой лит-ры стал психологизм. У Быкова – ситуация выбора, человека в нечеловеч условиях. Новаторством отличаются произведения И Науменко «Сосна пры дарозе», «Вецер у соснах», 43-ци, появляется тема выбора, образ полицая, проблема предательства, верности родине и себе – в ситуации абсурда. ёЭто период, связаный с началом деятельности Быкова, в 60ом выходит его «Журавлиный крык», в 65ом – «Мёртвым не балиць» – вызвали противоречивые мнения официальных властей, напечатана в «Маладости» и «Новом мире», вышла благодаря усилиям Твардовского, благодаря редактору Пимену Панчанке. Писателя обвинили в искажении правды об войне и поклёпе на сов армию. В 69г – повесть «Круглянский мост. Часто прозу Быкова называют лейтенантской – т.к. повествование идёт от имени обычного солдата, который помещается в пространство войны без прикрас, излишней героизации. Получает развитие драматургия, в к 40-50е заявляет о себе А Макаёнак – «Лявониха на Арбите» 61г, пьеса «Зацюканы апостал» 69г. Развивается кинематограф – в русле отображения подвига в войну, экранизируется Быков, в 63ем – «Третья ракета», в 66 – «Альпийская баллада», в 70е – целая серия экранизаций. Намечается поворот в иную сторону освещения войны, эта тема становится ведущей темой в бел кинематографе и лит-ре. В сер 50-сер 60ых приходит новая плеяда новых художников: Щемелёв, Данциг, Ващенко, Савицкий!!! – известны как представители сурового стиля. С 60 по 80е этот стиль является ведущим направлением в бел искусстве. Суровый стиль передает сдержанный оптимизм по поводу трудовых будней народа, несёт образ героизации людей, жизни, их деятельности. Героизация касается тем войны, тем партизанского движения, мучение и горе бел народа, с витальными ценностями, которые ставятся под сомнение фашисткой машины. Серия работ «Личбы на Сэрцы» М Савицкого!!!. В 60е годы – более оптимистичное состояние уха, много светлых красок, каждый худ создает свои творч измерения. Данциг вошёл в историю своими изображениями Минска. В 61ом году пишет работу «Руины Минска», в этом же – «Мой Минск», «Стары и новый Минск». Любовь к городу сохранил в сердце всю жизнь. Работа «Бэз» (сирень) – яркое сочное полотно с нотами импрессионизма. Обращается к теме труда и трудового образа. Отражение в кинематографе пафоса пролетарского труда –«Весна на заречной улице», «Высота». Работы Щемелёва разнообразны, прошли длительный путь. Рубеж 60-70 – актуальная богемная беларусскоязычная среда, творческая атмосфера поиска, дискуссий. Работа Щемелёва «Эстонские рыбаки». «Песня Хлеб» Савицкого, «Личбы на сэрцы». Хрущёв принялся за строительство жилья. В 60егг строится массовое жильё, строятся новые микрорайоны – Зелёный луг, Чижовки, Серебрянки, Курасовщины, появляются новые города – Солигорск, Новополоцк,Болоазёрск (Брестская область) – строятся ГЭС. Решение о возведении монументальных комплексов, которые должны были увековечить победу сов народа над фашизмом. Вопрос о возведении монумента победы. Монумент возводится Азгуром, Бембелем, Глебов, Силиханов, Король, Заборский. В каждом барельефе отражается какая либо сторона войны. Центр был разрушен, Минск застраивался практически заново. 50е годы - продолжается традиция сталинского неокласицызма (ампира). В культуры вошли 60десятники, которые отличались иным мышлением. Их мышление, взгляды относительно независимости отличались критикой в адрес белорусской культуры. В этот период в литературы входят: Барадули, Буравкин (их взгляды отличались независимостью и были против стирания границ между нациями и необходимости возрождения родного языка). Ратовали за пересмотр позиции «Нашей нивы», «Нашей доли», «Узвышша и полымя». В общем, хрущевская оттепель: 1) появляются новые сюжеты, 2) новые имена, 3) приход в литературу, искусство женщин: Матяш, Г. Корженеская, В. Ковтун. 4) На советской почве зарождался соц-арт (И. Кабаков.) 5) Политическая ситуация в Беларуси была неплохая. С 50-60 возглавляли Мазуров и Машеров В 60-е гг появляются неформальные творческие объединения: «Немига №1» - это некий переход в русло эксперементального творчества. Отход от «классический» требований соцреализма. Творчество Э. Басова. (у него нет ничего от соцреализма. Это абстрактный экспрессионизм. Ему присуща знаковость). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |