АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социологические концепции семьи

Читайте также:
  1. III. Функции семьи
  2. XIV. ВНЕ СЕМЬИ — ЯЗЫК БУРУШАСКИ (ВЕРШИКСКИЙ)
  3. Анализ воспитательного потенциала семьи. Методы изучения семьи.
  4. Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов семьи.
  5. Анализ эволюционных процессов семейной системы (семейная история, семейный мир, семейная легенда, семейный сценарий, жизненный цикл семьи).
  6. Ананиз семьи как института и малой группы.
  7. Базовые концепции финансового менеджмента.
  8. Био- и социогенетические концепции развития психики
  9. Взаимовлияние семьи и других институтов общества
  10. Виды маркетинга в зависимости от структуры маркетинговой концепции
  11. Вопрос 16. Учение о человеке в концепции К. Ясперса
  12. Вопрос №19 Экономическая система: сущность, элементы, теоретические концепции.

Предмет, методы и основные проблемы антропологии семьи

Предмет – социальные и культурные факторы, механизмы и закономерности возникновения, функционирования и развития малой социальной группы, члены которой связаны общностью быта, моральной общностью быта и взаимопомощью.

Сложность феномена семьи – делать сочетания различных подходов для её исследования.

Основные проблемы:

1) Культурная обусловленность родственных отношений.

2) Взаимовлияние семьи и других социальных институтов.

3) Специфика конкретно исторического характера семьи, его постоянное изменение и развитие в связи с развитием и потребностями общества.

4) Персональная значимость семьи.

Философские концепции семьи

Платон: “Каждый брак должен быть полезен для государства” – каждый человек должен обзавестись семьей до 35 лет, иначе он считается чужеземцем, не желающим блага государству.

Аристотель: воспитание детей – обязанность государства, и государство должно поддерживать общение с ними. 3 вида общения:

1) Власть мужа над женой

2) Власть отца над детьми

3) Власть домовладельца над рабами

Кант и Фихте рассматривали брак, исходя из теории естественного права, которое являлось нравственным правом и институтом. Фихте: “мужчины – пол деятельный, а женщины - страдательный”. Он считал брачный союз мужчины и женщины союзом сердца и воли.

Кант: любовь моральная и половое влечение. Дружба выше любви и брак должен быть построен на ней.

Гегель: диалектика в основе. Семья представляет нравственную субстанцию, к которой человек идет всю жизнь. Семья – ступень к высшей нравственности. В семье личность отказывается от своих особенностей и входит внутрь некого целого. Гегель признавал юридические отношения в семье, в то время как правовые отношения чужды семейному союзу.

 

Социологические концепции семьи

Специфика социологического подхода к изучению семьи заключается в особом внимании к фундаментальному изучению посредничества семьи во взаимодействии личности и общества, к гармонизации взаимоотношений личности и государства через интересы семьи.

Льюис Морган, 5 последовательных форм семьи, каждый из которых соответствовал порядку брака:

1. Кровнородственная семья основана на групповом браке между братьями и сестрами, родными и коллатеральными (дословно с лат. – боковой, т. е. двоюродные).
2. Пуналуальная семья (гавайское слово, дословно – интимные друзья) – группа женщин и группа мужчин (происхождение ведется по материнской линии).
3. Синдиасмическая, или парная, семья возникает на основе брака отдельных пар, но без сожительства. Продолжительность союза зависела от воли сторон.
4. Патриархальная семья – брак одного мужчины с несколькими женщинами, которые, как правило, вели затворнический образ жизни. Главная цель создания такого вида семьи – установление отцовской власти над группой лиц для обработки земли и охраны домашних животных.
5. Моногамная семья. В брак вступает отдельная пара один раз и на всю жизнь. История такой формы семьи насчитывает около трех тысячелетий. Она постепенно будет усовершенствоваться и существовать до тех пор, пока не наступит равенство полов и равноправие брачных отношений.

Ф. Энгельс считает, что периоду дикости соответствовал групповой брак. Это значит, что происходило непрерывное сужение лиц, имевших право на сексуальные контакты. Таким образом, варварству – парный брак; цивилизации – моногамия. Моногамия, по мнению Ф. Энгельса, первый тип семьи, в основе которого лежали не естественные, а экономические факторы. Господство мужа в семье, рождение детей от достоверно известного отца и передача им наследства – такова единственная цель пожизненного единобрачия.

Французский социолог Ф. Ле Пле, используя собственную методику, сконструировал три базовых типа семьи. В основу классификации был положен принцип передачи имущества по наследству молодому поколению:
патриархальный: живут расширенной семьей, включая детей, имеющих собственные семьи, вся власть безраздельно принадлежит отцу, которая после его смерти переходит к сыну согласно завещанию (русские, южные славяне, башкиры и др.);
неустойчивый: дети обосновываются вне родительского дома, при этом каждый получает равную долю наследства; по мнению исследователей, такой порядок приводил к социальной неустойчивости (Западная Европа, преимущественно Франция);
устойчивый, или коренной: наследство переходит к одному из сыновей, который наследует профессию отца (англичане, американцы, скандинавы).

Суть теории Ле Пле заключена в следующем: «чтобы понять общество, необходимо понять семью». Внешняя среда определяет экономическую жизнь людей, а значит, и формирует тип семьи, который в свою очередь влияет на общественные процессы.

Большой вклад в социологию семьи внес Э. Дюркгейм – родоначальник «функционализма». Он рассматривал роль каждого члена семьи в семейной жизни и обратил внимание на то, что семья под влиянием урбанизации теряет ряд своих важных функций (добровольность брака, уменьшение хозяйственных дел, малодетность и т. д.)


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)