АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глоссарий по курсу «Философия»

Читайте также:
  1. II. Глоссарий
  2. V курсу (5 ТОМ)
  3. V курсу (5 ТОС)
  4. АЛГОРИТМ РОБОТИ НАД ПРОФЕСІЙНО-ОРІЄНТОВАНИМИ ЗАВДАННЯМИ З КУРСУ «ОСНОВИ ПСИХОЛОГІЧНОГО ТРЕНІНГУ»
  5. АНОТАЦІЇ ДО ОСНОВНИХ ТЕМ КУРСУ «ПСИХОЛОГІЯ»
  6. Види валютних котирувань, порядок розрахунку крос – курсу
  7. вопросов для подготовки к экзамену по курсу
  8. Вступ до курсу “Історія України”. Витоки українського народу та його державності.
  9. Глоссарий
  10. ГЛОССАРИЙ
  11. ГЛОССАРИЙ
  12. ГЛОССАРИЙ

ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Пермский филиал РАНХ и ГС

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

Глоссарий по дисциплине:

Философия

Ф.и.о. автора

Краузе Александра Анатольевна

 

Направления: «Государственное и муниципальное управление»

«Менеджмент»

«Экономика»

«Юриспруденция».

 

Пермь 2011

 

Глоссарий по курсу «Философия»

 

Агностицизм (греч. a – отрицание и gnosis – знание) – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира.

Анархизм (греч. anarchia – безначалие, безвластие) – мелкобуржуазное общественно-политическое течение, враждебно относящееся ко всякой власти и государству, противопоставляющее интересы мелкой частной собственности и мелкое крестьянское хозяйство прогрессу общества, основанному на крупном производстве.

Антропогенез (греч. anthropos – человек и genesis – происхождение) – процесс возникновения и развития человека как общественного существа, движущей силой которого, по мнению Энгельса, была общественно-трудовая деятельность.

Архетип (греч. arche – начало и typos – форма, образец), обозначает некие первичные врожденные структуры «коллективного бессознательного» (по Юнгу), «архаический», психический «осадок» повторяющихся жизненных ситуаций, задач и переживаний человека.

Атрибут (лат. attribuo – придаю, наделяю) – неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться.

Базис и надстройка – категории исторического материализма, выработанные для характеристики основных структурных элементов каждой общественно-экономической формации. Базис - присущая обществу совокупность производственных отношений, необходимо складывающихся в соответствии с определенным уровнем развития производительных сил. Надстройка – это взаимосвязанная система общественных явлений, порожденных экономическим базисом и активно влияющих на него (к таковым относятся: политика, право, нравственность, религия, эстетика, идеология)

Биосфера (греч. bios – жизнь и sphaira – сфера, область) – земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая в связи с этим своеобразной геологической и физико-химической организованностью.

Бытие - философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.

Верификация (лат. verificare – доказывать истину) – исходный принцип в позитивизме, согласно которому истинность всякого утверждения в мире должна быть в конечном счете установлена путем его сопоставления с чувственными данными.

«Вещь в себе» и «вещь для нас» - философские термины, означающие: первый – вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего познания; второй – вещи как они раскрываются человеком в процессе познания.

Волюнтаризм (лат. voluntas – воля) – направление идеалистической философии, признающее волю как первооснову всего сущего. Так, А. Шопенгауэр, утверждал, что движущей силой всех живых существ является «воля к жизни», носящая стихийный, инстинктивный характер.

Время и пространство: время – выражает последовательность существования сменяющих друг друга явлении; пространство – выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов.

Гипотеза ( греч. hypothesis – основа, предположение) – система умозаключений, посредством которой на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать абсолютно достоверным.

Гилозоизм (греч. hyle – вещество, zoe – жизнь) – учение, приписывающее способность ощущения и мышления всем формам мышления.

Движение – это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний.

Дедукция (лат. deduction – выведение) – доказательство из одного или нескольких утверждений, носящее достоверный характер.

Деизм ( лат. deus – бог) – учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам.

Деятельность. 1. В философии – специфически человеческий способ отношения к миру – «предметная деятельность» (Маркс); представляет собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы – объектом своей деятельности. 2. В психологии – понятие, характеризующее функцию индивида в процессе его взаимодействия с окружающим миром.

Диалектика (греч. dialegomai – веду беседу, рассуждаю) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Догматизм (греч. dogma – мнение, учение, решение) – способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новых данных практики и науки, конкретных условий места и времени, т.е. игнорирующий принцип творческого развития и конкретности истины.

Дуализм (лат.duo – два) – философское учение, считающее, в противоположность монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами.

Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение.

Идеализм объективный – принимает за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание.

Идеализм субъективный – сводит знания о мире к содержанию индивидуального сознания.

Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека. «…Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

Индивид ( лат. individuum – неделимый) – единичный представитель человеческого рода.

Индивидуальность – неповторимость, самобытность конкретного индивида, его способность быть самим собой в рамках социальной системы.

Индукция (лат. induction – наведение) – переход от единичных фактов к общим положениям.

Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого, в конечном счете, является практика.

Исторический материализм – составная часть марксистско-ленинской философии, философская наука об обществе, вскрывающая материальную обусловленность общественно – исторического процесса.

Категории (греч. kategoria – высказывание, свидетельство) – формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

Либидо (от лат. libido – влечение, желание) – понятие, введенное в философскую, психологическую и психоаналитическую литературу Фрейдом (фрейдизм) и обозначающее сексуальное влечение, силу сексуального возбуждения, инстинкт любви, психическую энергию.

Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.

Материализм (лат. materialis – вещественный) – научное философское направление, противоположное идеализму. Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве.

Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им.

Метафизика термин возник в 1 в. до н.э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает «то, что следует после физики». Способ мышления, рассматривающий вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе.

Метод (греч. methodos – буквально «путь к чему-либо») – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Механицизм – мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения.

Мировоззрение система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса и общества в целом.

Мифология (греч.mythos – повествование, сказание и logos – учение, слово). 1. Фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. 2. Наука, изучающая мифы, их происхождение и отражение в них действительности.

Модус (лат. modus – мера, способ) – философский термин, обозначавший свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута. В философии Спинозы называется все переходящие состояния субстанции, имеющие причину своего бытия не в себе самих, а в субстанции и ее атрибутах.

Монизм (греч. monos – один, единственный) – философское учение, которое принимает за осноау всего существующего одно начало.

Номинализм (лат. nomen – имя, название) – направление в средневековой философии, считавшее понятие лишь именами.

Ноосфера (греч. nous – разум и sphaira – сфера, область; сфера разума) – область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью.

Общественное бытие и общественное сознание: общественное бытие – материальные отношения людей к природе в процессе производства материальных благ; общественное сознание – отражение в духовной жизни людей их общественного бытия.

Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Отчуждение – понятие, характеризующее, во-первых, процесс и результаты превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над ними; во-вторых, превращение каких-либо явлений и отношений в нечто иное, чем они являются сами по себе, искажение и извращение в сознании людей их реальных жизненных отношений.

Пантеизм (греч. pan – все и theos – бог) – философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению.

Позитивизм (лат. positivus – положительный) – направление буржуазной философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Принцип (лат. principium – основа, первоначало) – первоначало, руководящая идея, основное правило поведения.

Природа – окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. Объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания.

Производительные силы – есть органическое единство накопленного и живого труда, т.е. совокупности вещественных и личных элементов производства. К вещественным относятся орудия труда, к личным – люди, которые производят средства труда и приводят их в движение, обладая для этого производственными навыками, опытом и знаниями.

Производственные отношения – понятие, отражающее материальные отношения, не зависящие от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства и которые являются основой существования объективных экономических и социальных законов.

Развитие – закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и направленное.

Рационализм (лат. rationalis – разумный) - учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения, либо понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума.

Реализм (лат. realis – действительный, вещественный) – направление в средневековой схоластике, утверждавщее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей.

Религия (лат. religio – благочестие, святость) – специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид неземных.

Свобода и необходимость: научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека как вторичного, производного. Необходимость существует в природе и обществе в форме объективных законов. Сознание выражено деятельностью. Чем глубже человек постигает объективные законы, тем более осознанной и свободной становится его деятельность

Скептицизм (греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий, критикующий) – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.

Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе. Представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.

Софистика – сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, так называемых софизмов, т.е. всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью.

Структура ( лат. structura – строение) – строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей.

Сублимация (лат. sublimo – возвышаю) – переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные).

Субстанция (лат. substantia – сущность) – объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории.

Существование – все многообразие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии.

Сущность – смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех др. вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств.

Схоластика (греч. scholasticos – школьный) – средневековая «школьная философия», представители которой – схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.

Сциентизм (сайентизм, лат. scientia и англ. science – знание, наука) – концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. В качестве образца науки сциентизм обычно рассматривает естественные и точные науки.

Теория (греч. theoria – наблюдение, рассматривание, исследование) – система обобщенного достоверного знания о том или ином «фрагменте» действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов.

Универсалии (лат. universalis – общий) – так в средневековой философии обозначались общие идеи.

Философия (греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) – наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания.

Цивилизация (лат. civilis – гражданский, государственный) – совокупность материальных и духовных достижений общества. В немарксистских философских концепциях цивилизация понимается в контексте анализа всемирно-исторического процесса и связывается с разумом, техникой. В марксизме становление цивилизации связывается с процессом разделения труда, появлением классового общества.

Человек – субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homo sapiens), генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием.

Экзистенция (лат. exsistentia – существование) – одно из основных понятий экзистенциализма, представляет собой центральное ядро человеческого «Я», благодаря которому «Я» выступает как конкретная неповторимая личность.

Эклектика (греч. eklego – выбираю) – смешение различных, зачастую противоположных точек зрения философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок и т.п.

Эмпиризм (греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знания, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.

Составлен по философскому словарю под редакцией И.Т. Фролова. М., 1991. и по новейшему философскому словарю под редакцией В.А. Кондрашова. – Ростов н / Дону.: Феникс, 2005.

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)