АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

пропустившие занятия по основным темам курса «Семиотика культуры»

Читайте также:
  1. II. Тематика курса
  2. IV. Условия проведения Конкурса
  3. V. Подведение итогов Творческого конкурса
  4. V. Условия конкурса.
  5. V. Условия проведения конкурса концертных направлений.
  6. V. Условия участия в фестивале и конкурсах
  7. VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
  8. А/ основным б/ промежуточным
  9. Актуальность изучения данного курса
  10. Анализ дискурса (discourse analysis)
  11. Аннотация по теме занятия.
  12. В 11-50 экскурсанты садятся автобус и едут к Трифонову монастырю. Время в пути составляет 10-15 минут.

Индивидуальные задания для студентов,

Студент _______________

 

№ п/п Тема Форма отчетности Отметка о вып. Примеч.
  Тема 1. Предмет семиотики культуры 1. Специфика семиотического анализа культуры. 2. Понятие семиосферы культуры. 3. Объект изучения семиотики культуры и ее предмет. Семиотика как наука о знаковых формах. Оформление идей и извлечение смысла как. предмет семиотики. 4. Основные семиотические категории и понятия. 5. Семиозис и его уровни: синтактика, семантика и прагматика. 6. Дисциплинарные направления семиотики: биосемиотика, этносемиотика, лингвосемиотика, кибернетическая семиотика, общая семиотика.   Реферат. Собеседование по реферату.    
  Тема 2. Понятие знака. Знак и символ 1. Первичные и вторичные моделирующие системы. 2. Знак как наименьшая единица-носитель смысла. Понятия означающего и означаемого, их функциональная связь в знаке. 3. Значащая форма. 4. Знак и значение. Знаковый треугольник: материальная форма, предметное значение, смысл. Двоичная структура плана содержания: значение и смысл (показать на примерах анализа произведений искусства). 5. Конвенция и интеракция как источники значения и смысла. Понятия коннотации и денотации. 6. Типология знаков. Иконический знак. Знак-индекс. Знак-символ. (Показать на примерах). 7. Понятие символа и его виды. Конвенциональный характер символа. 8. Уровни семиозиса знака: субстанция выражения, форма выражения, субстанция содержания, форма содержания. 9. Символическая и эмотивная функции знака. 10 Знаковые отношения: парадигматические и синтагматические. 11. Функции знаков в культуре. 12. Понятие кодирования. Код как система знаков и код как система правил. Парадигма и синтагма способы организации знаков в коды. Монокод и дуакод. Декодирование как извлечение смысла. 13. Семиотика видов искусств. Знак и художественный образ.. Этно- и национальнокультурная специфика знака. Белорусская этносимволика. 14. Феномен симулякра.   Реферат. Собеседование по реферату.    
  Тема 3. Понятие текста. 1. Понятие текста. Культурный текст как логико-семантическая и языковая структура. Кодирование сообщения и моделирование смысла в тексте. 2. Семиотико-семантические уровни текста. Подтекст. 3. Виды текстов. Специфика художественного текста. Художественное произведение как текст. (Привести примерны) 4. Построение текста. Сюжетность. Рождение автора в тексте.   Развернутый план ответа по каждому пункту. Определение основных понятий при собеседовании.    
  Тема 4. Текст и контекст 1. Понятие контекста и его виды: внутренний и внешний контексты; микроконтекст, социокультурный контекст, макроконтекст; контексты исторический, культурной традиции, культурной однородности, культурной инновации, культурной контрастности; субъективный и объективный контексты. 2. Контекстуальная верификация культурных феноменов. Контекстуальный анализ предметной формы культур (например, произведения искусства – показать на примере). Внутренний контекст произведения. Интегральная функция предметной формы культуры объекта и ее влияние на внутренний контекст. Художественное произведение в контексте самого себя. Культурные ассоциации и контекст. 3. Культура как совместное владение текстом.   Реферат. Собеседование по реферату.    
  Тема 5. Культура как коммуникативная система. 1. Информация и коммуникация.Модели коммуникации. 2. Коммуникация как межсубъектное взаимодействие. Адресант и адресат. Культурное сообщение. Кодирование-декодирование в коммуникации. 3. Формы коммуникации и их специфика в культуре: вербальная и невербальная коммуникация, аудио-и видеокоммуникация, их типологическое своеобразие. 4. Специфика художественной коммуникации. 1 Диалог как вид коммуникации. Структура диалога. Противоречие в диалоге как источник его развития. 2. Диалог и способы его конструирования. Вопрос-ответ в диалоге. 3. Коммуникативные навыки субъектов (партнеров). Коммуникативная культура субъектов: «слышать» и «слушать».     Собеседование. Реферат по п. 4.   Реферат. Развернутый план ответа    
  Тема 6. Герменевтические процедуры в семиотике 1. Предмет герменевтики. 2. Понимание и интерпретация. Интерпретация и ее типы (исторический, эволюционный и функциональный). Понимание как реконструкция смысла и смыслообразование. 3. Структуры понимания: область текста и контекста. 4. Диалог в понимании. Проблема понимания, его особенности в искусстве.   Развернутый план ответа      

 

Примечания:

1) в соответствии с учебным планом и в зависимости от посещаемости занятий студенту дается дополнительная тема для самостоятельной работы;

2) реферат выполняется в соответствии с планом темы;

3) о выполнении задания студент отчитывается до сдачи экзамена(зачета).

 

Литература

1. Барт Р. Мифологии. – М., 1995.

2. Барт Р. Основы Семиологии // Структурализм: „за“ и „против“. – М., 1975.

3. Барт Р. Семиология и пространство // Современная архитектура. - 1971. – № 1. – с. 7-10.

4. Барт Р. Семиотика. Поэтика. Избранные работы. М., 1989.

5. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1989.

6. Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы. – М., 1968.

7. Даниэль С.М. Искусство видеть. – Л.: Искусство, 1990.

8. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. – М., 1985.

9. Домашнев А.И., Шишкина И.П., Гончарова Е.А. Интерпретация художественного текста. – М.: Просвещение, 1989.

10. Зарубежные исследования по семиотике фольклора. – М., 1986.

11. Крейдлин Г. Невербальная семиотика. – М.: «Новое литературное обозрение», 2004.

12. Лихачев Д.С. Избранные тексты по русской и мировой культуре. – СПб: Изд-во СПб ГУП, 2006.

13. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. – М., 1982.

14. Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб: «Искусство – СПБ», 2004.

15. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.

16. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1-3. – Таллин: Александра, 1992.

17. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб, 1994.

18. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1972.

19. Мечковская Н.Б.Семиотика. язык. Природа. Культура: курс лекций. – М.: «Академия», 2004.

20. Мирошниченко И.В. Семиотика. Конспект лекций. – М.: А – Приор, 2007.

21. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. – М., 1994.

22. Никитина Е.С. семиотика. Курс лекций. Уч. Пос. для вузов. – М.: Академический проект, 2006.

23. Пави П. Словарь театра. – М., 1991.

24. Петров В.М., Грибков В.С. Семиотический анализ некоторых аспектов цветового языка. М., 1976.

25. Работа с текстом. Сб. статей. – Минск: БГУ, 2003.

26. Сартр Ж.- П. Что такое литература? – СПБ: «Алетейя», 2000.

27. Семиотика Антология./Сост Ю.С. Степанов. Изд. 2-е испр. и доп. – М.: Академический проект, 2001.

28. Семиотика и Авангард: Антология / Ред. Сост. Ю.С. Степанов и др. – М.: Академический проект; Культура, 2006.

29. Семиотика. Под ред. Ю. Степанова. – М., 1983.

30. Семиотика и искусствометрия. – М., 1972.

31. Семиотика и художественное творчество. – М., 1977.

32. Семиотика культуры. – Архангельск, 1988.

33. Силичев Д.А. Семиотика и искусство: анализ западных концепций. -–М.: Знание, 1991.

34. Соломоник А. Философия знаковых систем и язык. – Минск, 2002.

35. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. – М., 1985.

36. Строение фильма. – М., 1984.

37. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб, 1998.

 

 

Доктор. филос. наук, профессор В.В. Позняков

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)