|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Cives non optimo iure
В это подразделение юридически свободного населения прежде всего входили такие его разряды, как вольноотпущенники (libertini). В эпоху республики право еще терминологически различало liberti, собственно отпущенных на свободу рабов, и libertini – их потомство. Отпуск рабов на волю осуществлялся посредством нескольких видов манумиссий. Различали манумиссию посредством виндикации или по[370]средством завещания (manumissio testamento). Последняя, как известно, была ограничена по lex Fufia Caninia. В последующую эпоху появились манумиссии путем занесения в списки граждан (manumissio censu) и посредством объявления отпуска раба на волю перед епископом и церковной общиной (manumissio in ecclesia). Особенностью манумиссии в качестве юридического средства было то, что она была срочной, во всяком случае в позднюю эпоху появилась норма об обращении либертина в прежнее состояние, если он не соблюдал верности клиентским отношениям со своим бывшим господином. Либертин не имел полной правоспособности. У него не было ius honorum, хотя правом голоса он обладал, для чего его вписывали в особую tribus urbanaе; до этого (218 г. до Р.Х.), согласно Ливию, он вписывался в трибу своего патрона. У него были ius commercii и ius conubii, последнее, правда, ограничивалось для него по lex Iulia и lex Papia Poppaea запрещением вступать в брак с представителями сенаторского сословия. Только специальным императорским эдиктом либертин мог освободиться от опеки своего патрона, стать ingenuus. Другими законами, например, lex Aelia Sentia вольноотпущенники переводились в положение peregrini dediticii – подвластных Риму перегринов, если их не хотели иметь рабами из-за дурного нрава, преступлений, ими совершенных, и т.п. Следующими группами населения, ограниченными в их status civitatis, были: latini, peregrini, aerarii, dediticii, barbari. Некоторые из них, такие, как латины и перегрины, в качестве отдельной группы существовали только до эдикта Каракаллы, другие просто исчезли ввиду отпадения основания их появления – например, aerarii. Servii Рабы составляли значительную по количеству прослойку населения древнего Рима. Общее их положение определялось римскими юристами как статус вещей: servi sunt res. Различали следующие источники рабства: 1) плен; 2) рождение; 3) продажа; 4) наказание за уголовное преступление. В последнем случае преступники становились государственными рабами. Раб не совсем был лишен правоспособности. Прежде всего, он обладал правами в области культа, он рассматри-[371]вался в качестве младшего члена семьи своего господина, могила раба охранялась так же, как и могила свободного, она была locus religiosus. Раб обладал некоторыми правами в области брака, нельзя было, например, заставить их вступить в брак с близким родственником, правила об incesta распространялись и на них. Согласно lex Petronia запрещалось отдавать рабов на гладиаторские бои, согласно конституции императора Антонина Пия господин, убивший своего раба, наказывался как за убийство чужого, при истязаниях раба последнего полагалось продавать в другие руки. Самое сильное облегчение в положении рабов наступило в эпоху христианства, хотя само рабство не было уничтожено. В области имущественных отношений выделяют институт пекулия (от лат. pecus – «скот»). Peculium – та часть имущества, которая передается в управление рабу. Фактическим собственником этого имущества продолжал оставаться господин. Наличие у раба пекулия позволяло ему выступать стороной в обязательствах. Во всяком случае претор выдавал кредиторам раба специальный иск – actio de peculio, цена которого ограничивалась размерами пекулированного имущества. Развитие товарных отношений требовало увеличения правоспособности рабов, что не замедлило своим появлением. Рабы часто назначались управляющими хозяйства своих господ, в этом случае кредиторы раба обращали свои претензии на все имущество рабовладельца без каких-либо ограничений. В этой связи появились даже специальные иски: actio institoria, actio exercitoria и др. Государственные рабы (servi publici) имели право распоряжаться своим пекулием по завещанию. Несмотря на важность рабского труда в хозяйстве римлян, он никогда не смог вытеснить свободный, наемный труд. Собственно, главным видом он так и не стал. [372] Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |