|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Влияние восточных учений на развитие античной наукиАнтичная цивилизация стала удивительно яркой страницей в истории человечества. Классическая античная культура оказала влияние на все дальнейшее развития духовной культуры. Она дала человечеству первые гражданские институты, выдающихся мыслителей, исследователей, удивительные произведения литературы, искусства, технические изобретения, привела к становлению науки как особой сферы деятельности. Античной наукой называется период развития науки с VI в. до н.э. до VI в. н.э. Несмотря на достаточно высокий уровень развития древних цивилизаций Востока, считается, что наука зародилась только в Древней Греции, однако в математике и астрономии греки являются учениками Востока. Потребности народного хозяйства рано побудили финикиян к изобретению арифметики, а египтян к развитию геометрии. Однако математики Востока не проводили различия между точными и приближенными решениями математических задач. Их устраивало любое решение, дававшее практически приемлемые результаты. Наоборот, для греков, подходивших к математике чисто теоретически, имело значение, прежде всего, строгое решение, полученное путем логических рассуждений. Это привело к разработке математической дедукции, определившей характер всей последующей математики. В Вавилоне получила развитие астрономия. Однако ее следует отнести к разряду прикладных дисциплин, поскольку она ставила перед собой чисто практические цели, они не интересовались устройством вселенной, истинным движением планет, причинами солнечных и лунных затмений и т.д. Поэтому, несмотря на наличие огромного количества наблюдений и на весьма сложные математические методы их обработки, вавилонскую астрономию нельзя считать наукой в полном смысле слова. Греческие ученые, сильно отстававшие от вавилонян, с самого начала поставили вопрос об устройстве мира в целом. Этот вопрос интересовал греков не ради каких-либо практических целей, а сам по себе; его постановка определялась чистой любознательностью. Как бы ни были фантастичны модели космоса, они предвосхитили важнейшую черту всего позднейшего естествознания – моделирование механизма природных явлений. Таким образом, отличительной чертой греческой науки с момента ее зарождения была ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания, а не ради тех практических применений, которые могли из него проистечь. На первых этапах существования науки эта черта сыграла, бесспорно, прогрессивную роль и оказала большое стимулирующее воздействие на развитие научного мышления. Древняя Греция является прародительницей науки еще и потому, что там впервые появляются научные школы (милетская, пифагорейский союз и др.). Ученые были одновременно и философами. Возникшая наука о природе была натурфилософией, исполняя роль «науки наук». Она была вместилищем всех человеческих знаний об окружающем мире, а естественные науки были только ее составной частью. Знания носят умозрительный (рациональный) и теоретический характер. Развитие науки в античном мире, как обособленной сферы духовной культуры было связано с появлением людей, которые специализировались на получении новых знаний. Экспериментальная база наук в этом периоде практически отсутствует. Методологической основой античной науки стали дедуктивный метод исследований («Логика» Аристотеля) и аксиоматический метод изложения научных теорий («Начала» Евклида). В античной науке формируются умозрительные догадки, обоснованные в более поздние времена: атомизм, гелиоцентрическое устройство мира и др. Формируются традиции научных школ, из которых больше всех существовали Академия Платона и Ликей Аристотеля. Огромное значение для развития науки имело возникновение письменности и применение более совершенного, нежели древневосточный папирус, писчий материала – пергамента. Возникают библиотеки, крупнейшей из которых была Александрийская. Письменность входит в повседневный быт и процесс обучения. Научные труды античности были оформлены в форме литературных произведений, то есть имели гуманитарную составляющую. Основными заказчиками научных исследований являются правители, а основной областью применения – военное дело. На этой основе развивается механика. Промышленное производство металлов способствовало изготовлению инструментов и оружия. На этой основе формируются первые знания в области химии. Зарождается техника строительного дела – благоустройство городов требовало создание системы водоснабжения и канализации, строительства храмов, цирков, театров, бань. Античная натурфилософия прошла несколько этапов в своем развитии: ионический, афинский, александрийский (эллинистический) и римский. I этап развития античной науки ионический охватывает VI в. до н.э. К этому времени древнегреческая цивилизация занимала обширный район Средиземноморья, Малую Азию и черноморское побережье, сформировались города-государства (полисы). Среди них выделялся Милет – главный город ионической колонии, расположенный на побережье Эгейского моря. Ионический этап развития древнегреческой натурфилософии связан с именами Фалеса (625 – 547 гг. до н.э.), Гераклита (544 – 483 гг. до н.э.), Анаксимена (585 – 524 гг. до н.э.), Анаксимандра (610 – 546 гг. до н.э.), Пифагора (582 – 500 гг. до н.э.), Эмпедокла (490 – 430 гг. до н.э.). Основателем Милетской школы и первым представителем» греческой натурфилософии, был Фалес. Занимаясь торговлей, Фалес много путешествовал. В зрелые годы он познакомился с достижениями Египетской и Вавилонской школ математики и астрономии и бросил торговать, посвятив себя наукам, прежде всего астрономии и математике. Сочинения Фалеса не сохранились, однако известны его философские воззрения и научные достижения. Он открыл ряд теорем о свойствах углов треугольников, окружности. Им предложен способ определения расстояния до корабля в море, основанный на подобии треугольников, а также аналогичный способ определения высоты египетских пирамид. Фалес впервые определил, что янтарь, натертый материей, притягивает предметы, обнаружил притягивание железных опилок некоторыми рудами. Фалес сумел предсказать солнечное затмение в 585 г. до н.э. в Ионии, считал, что Луна светит не собственным, а отраженным светом. Фалес указал на Полярную звезду и созвездия, важные для мореплавания. Он считал, что Земля – остров, плавающий в океане воды, и имеет форму цилиндра, вокруг которого вращаются три небесных сферы. Вода, по Фалесу, является началом всего сущего. У Фалеса было много учеников. Один из них Анаксимандр – автор первого в Греции научного сочинения «О природе». Он считал первоначалом не воду, как Фалес, а качественно неопределенное вещество «апейрон» – туманную массу, из которой все произошло. Анаксимандр впервые высказал идею о сохранении материи. Он считал развитие живого мира эволюционным процессом и полагал, что человек в результате эволюции произошел от рыбы. Космологические идеи Анаксимандра близки к идеям Фалеса: Земля имеет форму плоского цилиндра, вокруг Земли вращаются небесные кольца – солнечное, лунное и звездное. Однако по Анаксимандру, Земля ни на что не опирается в мировом пространстве. Это заключение является важнейшим достижением Милетской школы. Анаксимандр изобрел достаточно сложный астрономический инструмент – квадрант, способствовавший развитию астрономии и методов навигации, создал первую географическую карту в виде медной доски с нанесенными на нее очертаниями материков, островов и рек, изготовил первые солнечные часы. Учеником Анаксимандра был Анаксимен. По его учению все сущее происходит из воздуха и обратно возвращается в воздух. Воздух бесконечен и вечен. Сгущаясь, он образует облака, воду и землю. Человеческая душа также состоит из воздуха. Разрежаясь, воздух превращается в огонь. Анаксимен считал, что звезды дальше планет (Анаксимандр считал, что звезды ближе), состоят из огня, но мы не ощущаем его тепла из-за большого удаления от звезд. Гераклит – уроженец Эфеса в Малой Азии, был аристократом по происхождению. Его сочинение «О природе» дошло до нас в отрывках. Первоначалом всего сущего Гераклит считал огонь. Из огня произошли мир в целом, все вещи и даже человеческие души. Под огнем Гераклит понимал не обычное пламя, но вечно существующий космос, который не создан Богом, а существует всегда. Вещи возникают из огня не произвольно, а в соответствии с необходимостью, которую Гераклит назвал «логосом». Жизнь природы – непрерывное движение огня. По Гераклиту нет ничего неизменного. Гераклит считал любое знание относительным, требующим дополнительного определения. Имя Пифагора известно, прежде всего, в связи с теоремой, носящей его имя. Пифагор родился на острове Самос у берегов Малой Азии. Еще в юном возрасте он покинул родину и отправился путешествовать в Египет. Там он попал в плен к персам, и его увезли в Вавилон, поразивший Пифагора своим великолепием и красотой. В Вавилоне он учился у халдейских мудрецов, изучал математику, астрономию. Позже Пифагор создает в греческой колонии Кротон (Южная Италия) свою философскую школу. Школа являлась, по сути дела, аристократическим союзом, имевшим целью нравственное преобразование жизни. Школа Пифагора положила начало идеалистическому направлению в античной науке. Оно было воспринято Парменидом, Зеноном и развито в наиболее логичной форме Платоном. Одним из основных научных положений, выдвигаемых пифагорейцами, является учение о числе как об основе Вселенной. По этой теории все в мире может быть определено числами, сведено к правильным геометрическим фигурам – многогранникам. Даже звук может быть выражен числом, поскольку, например, удары молотков различного веса по наковальне дают различную высоту тона, а вес молотков можно измерить. Пифагор отстаивал идею о переселении душ – «метемпсихоз». Он утверждал, что помнит три переселения своей души за период 206 лет, факты из предыдущих жизней. Пифагор считал, что человеческая душа, заключенная в темницу тела, путем аскетики и самоусовершенствования возвышается к Богу. Пифагор считал, что нет большего преступления, чем анархия и хаос. Пифагореизм как течение в античной науке просуществовал до конца древнеримского этапа и продолжался в форме неопифагореизма до III в. Афинский этап охватывает 480–330 гг. до н.э., от окончания персидских войн до подчинения Александром Македонским греческих городов-полисов. В этот период возвышаются Афины. В Афинский этап окончательно выделились две линии античной философии. Первую из них представляет великая троица античных философов: Сократ (469–399 гг. до н.э.), Платон (427– 347 гг. до н.э.) и Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Вторую – Демокрит (460–370 гг. до н.э.) и Левкипп (500–440 гг. до н.э.). Сократ (ок. 469 г. до н. э. – 399 г. до н. э.) древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии – от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность стала поворотным моментом в античной философии. Строго говоря, Сократ не занимался натурфилософией, но его философские взгляды оказали на развитие науки существенное влияние. Его философские воззрения дошли до нас в форме бесед, диалогов, переданных учениками – Ксенофонтом и Платоном. Сократ был казнен по приговору суда. Обвинение содержало три пункта: безбожие, введение новых божеств (имелся ввиду его «внутренний голос», «демон Сократа») и развращение юношества. Приговор он привел в исполнение сам, как того требовали законы: спокойно выпил бокал с ядом. Платон принадлежал к знатной аристократической семье и в молодые годы попал под философское влияние Сократа, стал его виднейшим учеником и последователем. В своей философии Платон опирался также на учение пифагорейцев, Парменида, Гераклита. Платон излагал свои взгляды в форме философских диалогов. Известно около тридцати таких сочинений. Платон выдвинул теорию существования бестелесных форм вещей, называемых «видами» или «идеями». Идеи вечны и являются бытием, а материя и пространство по Платону – небытие. В течение сорока лет Платон излагал свое учение в созданной им Академии. Платон был прекрасным оратором, что немало содействовало успеху его школы. Академия просуществовала почти 1000 лет и была закрыта Юстинианом в 525г. Мировоззрение Платона оказало существенное значение на становление и развитие естественных наук. Платону не была чужда и изобретательская деятельность. Творческий гений Аристотеля сочетался с великим даром организатора науки, позволившим свести разрозненные сведения, обширный научный материал, накопившийся к тому времени, в единое целое, в стройную научную систему. Сочинения Аристотеля, дошедшие до нас, представляют собой энциклопедию научных знаний античности, включающую и естественные науки (физику, механику, математику, астрономию, биологию), и гуманитарные науки (психологию, историю, экономику), и философию. Система знаний, собранных и систематизированных Аристотелем, служила почти две тысячи лет остовом, каркасом науки. Аристотель родился в Стагире (греческая колония во Фракии). Отец его был врачом. Аристотель учился в Академии Платона, пробыв в ней в общей сложности около 20 лет. После смерти учителя он отправился путешествовать по Греции. С 343 по 340 г. до н.э. Аристотель был воспитателем Александра Македонского. Вернувшись в Афины в 335г., Аристотель основал свою философскую школу – Ликей, которым руководил 13 лет. По Аристотелю, физика является ключом к пониманию мира. Под физикой он понимал природу, поведение тел в естественном состоянии. Заслугами Аристотеля в области естествознания являются также формулировка правила сложения перемещений (для частного случая перпендикулярности перемещений), правил равновесия рычага, описание действия блоков и весов. Вклад Аристотеля в биологию считается даже большим, чем в физику. Он собрал и классифицировал огромный материал по анатомии животных. Выдающимся достижением Аристотеля является создание им формальной логики. На развитие естественных наук оказало существенное влияние идея атомистического строения материи, выдвинутая и развитая Демокритом. АРХИ́Т Тарентский (ок. 428–365 до н.э.), древнегреческий философ, математик и астроном, государственный деятель и полководец. Семь раз избирался стратегом Тарента, установил демократическую конституцию. Последователь пифагорейской школы. Архиту приписывается установление первых принципов механики, а также изобретение блока и винта. Александрийский ( эллинистически ) этап (примерно 330 г. до н.э.) начался с подчинения Александром Македонским греческих полисов. Научным центром становится новая столица Египта – Александрия, основанная Александром в 332 г. до н.э. Александр Великий и его преемники Птолемеи первыми осуществили попытку государственной организации и финансирования науки. В Александрии в начале III в до н.э. был организован Александрийский мусейон. В мире не было более или менее ценного произведения, оригинал или копия которого не хранились бы в Александрийской библиотеке. По различным оценкам число книг в Александрийской библиотеке доходило до 700 000. Сотни грамотных рабов ежедневно трудились над переписыванием свитков. Наибольший вклад эллинистический век внес в математику и механику, в развитие письменности. К концу эллинского этапа античной науки письменность входит в обыденную повседневную жизнь античного мира. С Александрийским этапом античной науки связаны, прежде всего, имена Евклида, Эпикура и Архимеда. Евклид (IV – нач. III в. до н.э.) был крупнейшим математиком своего времени. О его жизни известно мало, но до нас дошло его бессмертное творение – «Начала», в котором геометрия впервые изложена как единое целое учение. В Александрии Евклид работал с 310 г. по 280 г. до н.э. Здесь он создал математическую школу и написал для учеников свой великий труд. Вся математическая система Евклида основана на пяти аксиомах и пяти постулатах, принимаемых без доказательств. В «Началах» обобщены и отражены достижения всей математики того времени. Влияние «Начал» испытали на себе практически все крупнейшие ученые мира. Последним крупным философом эпохи эллинизма считается Эпикур (341–270 гг. до н.э.). В своем учении он на новом уровне возрождает идеи атомизма Демокрита. По его представлению возможна случайность движения атомов, отклонение их траектории от прямой линии. На основе атомизма Эпикур пытался объяснить не только природные явления, но и явления социальные и психические. По Эпикуру, ощущения возникают вследствие потока частиц, проникающих в органы чувств. Атомы, находясь в беспрерывном движении, образуют все сущее. Так возникла и Земля, затем от нее отделилось небо, Земля породила жизнь, а все, что не могло приспособиться к жизни на Земле, умирало. Естественным путем на Земле возник животный и растительный мир, а также человек. Эпикур, как мы видим, не находил места божественному началу земной жизни. Он считал, что боги находятся далеко, в межзвездном пространстве, и в жизнь людей не вмешиваются. В последующие столетия понятие «эпикуреец» было аналогично понятию «безбожник». Самым выдающимся ученым Александрийского этапа был Архимед (287–212 гг. до н.э.). Архимед родился в Сиракузах на острове Сицилия, долго учился в Александрии. Архимед прославился как механик и математик, поразивший не только современников, но и потомков оригинальностью мышления, изобретательностью. Вот лишь перечисление важнейших открытий, сделанных Архимедом в области механики и математики. Архимед вывел закон о рычаге, определяющий зависимость между грузами на концах рычага и плечами при равновесии. Архимед изобрел и построил винт для поднятия воды. Архимеду принадлежит и изобретение червячной передачи. Архимед нашел способ вычисления центра тяжести некоторых тел. Архимед установил закон о плавучести тел, носящий его имя. Архимед был величайшим изобретателем-механиком, причем многие его изобретения использовались в военных целях. Отметим, что в трудах Архимеда, может быть, впервые наука использовалась для решения технических задач. Изготовленный Архимедом планетарий считался вершиной точной механики. В качестве трофея он был перенесен в Рим.
Эллинистическая наука начинает активно проникать в Рим во II в. до н.э. Уже во времена Республики римская культура становится двуязычной, а ко времени Империи общепринятым языком науки становится греческий, а международным языком администрации латынь. Философия постоянно оставалась одной из основных наук античного мира. Римляне восприняли от эллинистических теорий лишь то, что отвечало их потребностям и представлениям о внутренне замкнутой структурной целостности. Этим, прежде всего, и объясняется пресловутое «научное» отставание римлян, компилятивный и книжный характер научного знания в Риме. Когда дело касалось жизненных основ их культурной традиции или устоев их общественного устройства, римляне не знали себе равных, например, в области права и администрирования. Уровень развития строительной, военной, сельскохозяйственной техники римлян ни с чем не соизмерим, несмотря на отсутствие собственных оригинальных изобретений.
II период развития науки – средневековый. Античная наука пришла в упадок не только вследствие падения Западной Римской империи в IV веке, но также вследствие распространения в Восточной империи христианства. Несмотря на процветание Византии, наука там оказалась гонимой. В 391 г. фанатики христиане, которых патриарх Александрии призвал уничтожить языческие книги, сожгли Александрийскую библиотеку, много рукописей было безвозвратно утеряно. В VI веке были закрыты все «языческие» школы, в том числе академия Платона и Ликей Аристотеля. Гонения на ученых привело к их массовой эмиграции в Азию, в основном в Иран. VII – VIII века период арабских завоеваний. Огромные территории бывшей Римской империи в Азии, Африке, Пиренейский полуостров были захвачены арабами, объединившимися под знаменем новой религии – ислама. Уничтожению подверглись многие храмы и памятники. Во время взятия в 642 г. Александрии мусульманским халифом Омаром величайшая в мире библиотека была полностью уничтожена. Однако в Сирии, Иране и других местах сохранялась эллинистическая философская и научная традиция. На сирийский язык были переведены Аристотель и другие греческие философы. Однако настоящий прорыв в освоении греческой культуры начался с воцарением в Багдаде династии Аббасидов. Правление Харун ал-Рашида (763/766–809) ознаменовало собой начало первого всестороннего эллинистического ренессанса в арабском мире. Он начался с многочисленных переводов на сирийский язык, большая часть которых на ранней стадии делалась христианами. Аль-Рашид активно поддерживал ученых, которые изучали греческий язык и переводили греческие философские и научные труды. Он также посылал людей на Запад для приобретения греческих манускриптов. Большая работа по переводу иноязычных трудов и их распространению привела к созданию библиотек, которые обычно находились при мечетях и медресе. Уже в конце IX века Багдад стал центром образованности арабского мира. Арабы усваивали не только эллинистическую культуру. Они установили важные контакты с Ираном, Индией и Китаем. Многие знания арабские ученые почерпнули в Индии. Здесь VI веке сложилась десятичная система исчисления (Ариабхата). Через 100 лет Брахмагупта ввел отрицательные числа и число «0». Его современник пророк Мухаммед лично способствовал распространению индийских цифр в арабском миире. Арабские ученые внесли выдающийся вклад во многие области знания. В начале IX века математик Мухаммед бен Муса ал Хорезми (ок. 780–847) заложил основы алгебры. Уникальное в этом отношении место занимает Абу Али Хасан ал Хайсан ал Басри (965–1039). Его главный труд по оптике Сокровище оптики во многих отношениях представлял собой прорыв в этой науке. Ал Басри добился большого успеха в изучении линз, сферических и параболических зеркал. Более того, он был выдающимся представителем экспериментального подхода к изучению оптических явлений и сделал точный для своего времени анализ строения и функционирования глаза. Вопреки Аристотелю он утверждал, что луч света исходит от наблюдаемого объекта, а не из глаза. Сегодня ал Басри рассматривается как крупнейший физик арабского мира. Он оказал сильное влияние на западную науку, в том числе на Роджера Бэкона, Кеплера и Ньютона. Написал комментарии к «Началам» Эвклида. Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмет ал Бируни (973–1048) – хорезмийский ученый. Круг его интересов необычайно широк: математика, хронология, география, геология, геодезия, астрономия, физика, ботаника, минералогия, этнография, история. В астрономии ал Бируни, наряду с геоцентрической системой признавал гелиоцентрическую. Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (980–1037) – представитель восточного аристотелизма. Написал 450 трудов в 29 областях наук, 274 труда дошли до нас. Философ, врач, астроном, математик. Первым в инструментах использовал нониус. Омар Хайям (1048–1131) – астроном, математик, философ и поэт. В математике установил, что π является иррациональным числом. Нашел графический способ решения уравнения 3-й степени. Улугбек Мухаммед Тарагай (1394–1449) – узбекский астроном и математик, один из величайших мыслителей, просветителей, ученых средневековья. Внук Тамерлана, был правителем империи Тимуридов –Хорезма. Его основным интересом в науке была астрономия. В 1428 году Улугбек построил в Самарканде обсерваторию также получившую его имя. В Обсерватория Улугбека был секстант с диаметром 36 метров с делением на 180°. В ней Улугбек к 1437 году закончил Зидж-и Султани – каталог звёздного неба, в котором были описаны 994 звезды. По единогласному признанию историков астрономии, таблицы Улугбека по своей полноте и точности данных были признаны лучшими в мире до изобретения телескопа. В 1437 году Улугбек определил длину астрономического года как 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд (с погрешностью + 58 секунд). Научная и просветительская деятельность Улугбека вызвала недовольство мусульманского духовенства и реакционных феодалов, обвинявших его в ереси и организовавших против него заговор. Улугбек был предательски убит, а его обсерватория варварски разрушена.
Почти во всех областях научного исследования – астрономии, математике, медицине и оптике – арабские ученые занимали ведущее положение. На протяжении более чем шести веков арабы в техническом и научном отношении превосходили Запад. Встает вопрос, почему арабская наука не стала источником современной науки. Почему научная революция произошла в XVI–XVII веках в Европе, а не в арабо-исламском мире? Как можно объяснить упадок арабской науки после XIV века? Почему остановилось развитие арабской философии и науки? На первый взгляд может показаться, что одной из причин застоя и упадка в XIV веке восточной науки являлась арабская попытка "исламизации" греческой науки. Почти без исключения все вышеупомянутые арабские философы зарабатывали себе на жизнь как врачи, правоведы и государственные служащие. Хотя все они были мусульманами, но основывали свою деятельность на греческой философии и науке, не пытаясь "исламизировать" ее проблемы и результаты. С этим мирились, но в то же время эти ученые все больше становились объектами критики со стороны религиозных кругов. В XII–XIII веках возросло давление со стороны специфически исламских наук. Так называемые "иностранные" науки могли рассчитывать на поддержку только тогда, когда они были обоснованы религиозно или, скажем, выполняли определенную религиозную функцию (астрономия, геометрия и арифметика были среди этих наук, поскольку для совершения молитвы мусульмане должны были знать точное время и направление на Мекку). Однако многие другие научные области критиковались с религиозной точки зрения как "бесполезные" или как подрывающие картину мира, изложенную в Коране. Таким образом, возрастающая исламизация "иностранных наук", по-видимому, вела к ограничению того, что законно могло трактоваться в качестве актуальных исследовательских задач. Возможно, другой большой проблемой было и отсутствие в арабской культуре институциональных оснований науки. Главным арабским центром образования были так называемые медресе. Начавшие расцветать в XI веке, они были главными исламскими культурными учреждениями. Медресе преимущественно предназначались для изучения религиозных (исламских) наук. Вся учеба сосредотачивалась на изучении Корана, жизни Пророка и его последователей, а также мусульманском учении о праве (шариате). Философия и естественные науки не изучались, хотя основные связанные с ними тексты копировались в медресе и передавались в библиотеки. Многие философы и ученые были преподавателями в медресе, но они не читали здесь лекций по "иностранным" наукам. В возрастающей степени занятие "иностранными науками" становилось личным делом или ассоциировалось с мечетью (астрономия) и двором халифа (медицина). Независимая арабская наука никогда не была официально институционализирована и санкционирована арабо-исламской религиозной и политической элитой. Средневековый ислам не признавал гильдий и корпораций. Профессиональные группы студентов и преподавателей не могли быть юридически оформлены, что препятствовало их самостоятельному внутреннему развитию. Соответственно, было почти невозможным создание автономных академических институтов с внутренним самоуправлением, как это было в европейских университетах позднего Средневековья. Поэтому, очевидно, наиболее важной причиной стагнации арабской науки в XIV в. является то, что арабский мир так и не смог создать независимые университеты, к которым относились бы с терпимостью и которые могли бы рассчитывать на поддержку как светской, так и религиозной властей.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.) |