|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
VII. Человеческое развитие и массажЛ.М. Ганелин Восток-Запад. Феномены развития. VII. Человеческое развитие и массаж
За тысячи лет человек накопил множество различных методик использования массажа. Но чтобы сказать какие из них лучше и более всего нам сегодня подойдут, необходим небольшой экскурс в прошлое, с целью понять роль и предназначение массажа в различные периоды развития человека. Если говорить о смысле массажа, то он в том, чтобы восстановить здоровье. В этом восстановлении смысл не только массажа, но и всей медицины. Во времена Древнеегипетской Культурной Эпохи восстановление проводилось в Мистериях, в которых больного сначала погружали в особое состояние, подобное сну. Затем жрецы искусно подводили душу заболевшего к прообразу человека. Он почитался у египтян как Изида, как чистый прообраз Мировой Души до грехопадения. Душа запечатлевала в себе этот идеальный образ и при пробуждении вносила коррективы в физическое тело. Больной быстро поправлялся. Можно сказать, что «массаж» происходил как бы изнутри, со стороны духа. Возникает вопрос: почему тогда это было возможно, а нынче – нет? Дело в том, что в то время физическое тело ещё не было таким плотным как сегодня, и душа имела над ним больше власти. Тогда тело для человека ещё было иллюзией, а душа – реальностью. Позже, во времена Древнегреческой Культурной Эпохи, физическое тело уплотнилось настолько, что его значимость сравнялась с душой. Его хотелось всё больше чувствовать и более виртуозно владеть им в пространстве. Вот тогда-то и возникают массаж и гимнастика, позволяющие лучше себя ощущать и влиять на равновесие тела и души. Вспомним, что с этой целью борцы добавляли к маслу, которым обмазывались, даже песок. Да, физическое тело было для грека открытием! Этому открытию, собственно, и были посвящены Олимпийские игры! (Неужели мы настолько отстали, что только нынче сделали это открытие?) О том, что на тело можно влиять изнутри – со стороны души, – и снаружи, прекрасно знал Гиппократ, когда говорил о натираниях, ибо он был учеником Мистерий и впитал в себя духовную мудрость. Восток, находящийся более в своём внутреннем, не использовал «прообраз» человека, но зато узрел каналы и меридианы, по которым струится жизненная сила и точки выхода всех этих каналов изнутри наружу, и научился через них воздействовать на все внутренние органы, приводя их к гармонии. Это тоже был своеобразный массаж, в котором использовались сначала заострённые камни. В дальнейшем их вытеснили металлические иглы, позволявшие «дотянуться» до глубинных точек и добавились другие способы влияния на тело, к примеру, тепловые воздействия и надавливания. Отдавая должное Востоку, мы не должны забывать, что Восток, внеся свою лепту в мировое развитие, как бы отошёл в сторону, а вернее – в себя, и законсервировался. Великая Китайская Стена – своего рода символ этого ухода. По этой причине мы продолжим экскурс по Европе. Поскольку человек продолжал развиваться, к его душевному стремлению ощущать добавилось желание выражать вслух результаты своего опыта. Это желание рассуждать, и породило в дальнейшем ораторское искусство. Стали ценить людей, умеющих красиво говорить. Массаж и гимнастика ушли на второй план. На первом в Европе оказался церковный пастор, заменивший своими речами не только массаж, но и все другие виды терапии. Но развитие человека продолжалось и к желанию души рассуждать добавилось желание познавать. Это стало возможным, благодаря всё большему уплотнению (пик уплотнения падает на XIII-XIV века), обеспечившему мозгу возможность мышления. К этому времени человек в своей деятельности опирался на чувства, традиции и религию. Развивающееся сознание ставило перед церковью вопросы. Церковь же, игнорируя Новое Время и продолжая только красиво говорить, побудила человека искать ответы в другом месте, – в набирающем силу материализме. Ему церковь стала, можно сказать, крёстной матерью. Душу и дух в результате неуместного догматизма церкви успешно похоронили, и стали ценить только «знающих» людей – докторов. Тем не менее, человек продолжал развиваться и пройденный им пик уплотнения стал поворотным пунктом его Космической Одиссеи. Теперь он не воплощается (уплотняется), а развоплощается. То есть, осознав "Я – есмь", и став индивидуальностью, человек в другом качестве возвращается на свою духовную родину. Теперь человек осознав окружающий мир явлений, ставит перед душой вопрос о том, как этот мир явлений мог возникнуть, и что за явление сам человек? Симптоматичным является в связи с этим то, что вдруг "вспомнили" о массаже и гимнастике. Это произошло благодаря шведу Генриху Лингу в начале XIX века. Получив тяжёлую форму ревматизма после военной компании, он был вынужден сам поставить себя на ноги упражнениями по фехтованию. Будучи теологом, учителем и при этом наблюдательным человеком, Линг обращается к гимнастике и массажу, прежде всего как к воспитательным средствам, затем – профилактическим, и в последнюю очередь – терапевтическим. По его воззрению жизнь состоит из взаимодействия трёх основных форм – динамической, химической и механической. Их взаимопроникновения и вызывают явления жизни. Это воззрение как эхо перекликается с Древнеегипетской мудростью, когда жрецы ещё знали, что за любым жизненным явлением скрыты взаимодействия духовных сил. Действительно, за динамическим скрыты астральные силы; за химико-биологическим – эфирные или жизненные силы; за механическим – физические силы. Линг основал в 1813 году государственный институт в Стокгольме, где 26 лет обучал лечебной гимнастике и массажу. На сегодняшний день шведский массаж состоит из элементов методов Линга и Мецгера. Мецгер, – это голландский врач из Амстердама, который с конца XIX века и открыл медицине массаж. Но современная медицина, к сожалению, односторонно-материалистична и исходит лишь из анатомо-физиологических представлений о человеке. Поэтому над важным начинанием Линга нависла опасность. Оно могло быть также похоронено "знающими". Спасительницей начинания оказалась в XX веке Ита Вегман. В швейцарском клинико-терапевтическом институте Арлесхайма она заложила в 20-х годах основы нового вида массажа. В дальнейшем он стал называться "Ритмический массаж по доктору Ите Вегман". Хотя в основу этого массажа вошёл шведский классический массаж, основные его приёмы были преобразованы исходя из более глубокого познания существа человека. Принципиально новым основанием для ритмического массажа является взгляд на человека, как на существо, объединяющее в себе три системы. 1. Нервно-чувственная система. Свой "пульт управления", свой центр имеет в голове, но присутствует во всём теле. Это как бы верхний полюс, верхний человек; здесь мышление как сознательная жизнь представлений; здесь центростремительный процесс; здесь уплотнение, замедление, холод; алхимический принцип – соль1здесь доминируют силы Я и силы Астрального тела. 2. Полярным полюсом является система обмена веществ. Её центр в нижнем человеке; к ней относятся и конечности, ибо в них продолжается жизнь обмена веществ; здесь, в нижнем полюсе телесный волевой центр. Обмен веществ, – это всегда движение, растворение, выведение; здесь центробежный процесс, ускорение, тепло; алхимический принцип – сульфур; здесь доминируют силы эфирного тела и физического тела, образуя единство. 3. Эти два полярных центра имеют координатора – ритмическую систему с центром в груди. Здесь через дыхание и кровообращение сердцем осуществляется гармонизация процессов. Мельчайшие изменения в организме сердце тонко воспринимает и мгновенно реагирует, ему как бы свойственно чувство такта; алхимический принцип – Меркурий. Болезнь возникает тогда, когда один из полюсов начинает преобладать над другим, нарушая установленный ритм. Вот, к примеру, два полярных заболевания: туберкулёз и астма. Как они возникают? Оба заболевания проявляют себя в лёгких, но по-разному. Лёгкие – орган земли, принадлежит ритмической системе. При астме структурирующие силы верхнего полюса опускаются в неположенное для них место и сжимают, уплотняют лёгкие. Возникает страх удушья и хочется противостоять ему постоянным вдохом; выделенный секрет в бронхах делается всё более вязким с тенденцией к уплотнению, к кристаллизации. При туберкулёзе происходит полярный процесс. В лёгкие проникают силы нижнего полюса и пытаются растворить, разжижить всё; теряется форма, ткань расплавляется; нарастает процесс жизни там, где он не должен быть. Мы видим, что сердце по определённым причинам не справилось с изменением ритма и допустило разбалансирование полюсов. Можем ли мы ему помочь? Если мы понимаем все эти процессы, то можем помочь восстановить порядок. Каким образом? Необходимо в основу терапии ввести принцип, основанный на ритме. Массируя тот или иной орган определённым образом по методу Иты Вегман, создаётся поддержка сердцу в его стремлении вернуть организму космический ритм. Ведь любая болезнь – это результат относительно длительного нарушения ритма, что в свою очередь есть попрание космического порядка. Нам же этот порядок задан Космосом и чётко выражен в различных процессах организма. Например, на одно дыхание (вдох-выдох) приходится 4 удара пульса, то есть, за минуту, в среднем, мы имеем 18 дыхательных циклов и 72 сердечных сокращения; за сутки дыхательных циклов будет 25920. эта цифра равна числу лет (Платонов год), за которые Солнце проходит весь круг Зодиака. Прохождение одного знака занимает примерно 2160 лет. Каждый новый знак – новая культурная эпоха. (Сейчас идёт Европейская культурная эпоха; Солнце проходит в знаке Рыб и будет в нём ещё примерно 1500 лет. До этого Солнце было в Овне, а культурная эпоха называлась Греко-Римской.) Все наши тела тоже имеют свои ритмы, в которых разыгрываются и повторяются свои циклы. К примеру, Я как тело духа, имеет суточный ритм (24 часа), со своими полярностями: свет-тьма, день-ночь и т.д. Все процессы подчинённые Я, имеют тот же 24-х часовой ритм (печень, желчный пузырь, железы внутренней секреции). От этого ритма полностью зависит наша работоспособность (подъём-спад). Наше душевное тело, или астральное имеет семидневный ритм (7 дней), зависящий от планет. Нетрудно заметить в связи с этим, что кризис при острых заболеваниях, всегда наступает к концу цикла, т. е. происходит перелом в ходе болезни. Он может касаться не только телесного состояния, но и душевного. Наше жизненное тело (эфирное) или тело формообразующих сил имеет 28-дневный ритм, связанный с Луной; полная Луна – максимум воздействия на жидкости в организме, на выработку в ней субстанций; новая Луна – минимум. Наше физическое тело имеет годовой ритм; за это время происходит полное субстанциональное обновление, и врачи это знают по сложным операциям, когда через год организм демонстрирует окончательную победу. Следовательно, нарушая космические правила, по которым мы живём – выходя из ритма – получаем проблемы здоровья. Виднее всего это на примере дыхания. Стоит только его задержать надолго, как возникает неумолимое желание восстановить нормальный ритм. Менее это заметно при вмешательстве в суточный ритм, когда, например, с переходом на летнее или зимнее время ущемляется естественный цикл активности-пассивности. Печень "почему-то" не переходит на новое время, а продолжает включаться и выключаться в точно определённый час, создавая в соответствии с космическим пульсом для нас наиболее благоприятные условия существования. Мы же их, "по экономическим соображениям" (соображением это трудно назвать), избегаем и тем самым ослабляем организм. Человек полностью подчинён ритму, он – средоточие усилий всего Макрокосмоса. Гермес Трисмегист не зря говорил в связи с этим, что "внизу всё так же как наверху". Это значит, что в Человеке мы имеем Микрокосмос, и если воспользоваться плодами духовной науки Антропософии, можно убедиться в этом и узнать, что космические "правила" присутствуют во всех внутренних органах. Каждая планета в них имеет своё особое влияние. На мозг влияет Луна; на лёгкие – Меркурий; на почки – Венера; на сердце – Солнце; на желчный пузырь – Марс; на печень – Юпитер; на селезёнку – Сатурн. Только познав всё многообразие влияний на человека, познав особенности его организации как Микрокосмоса, можно понять заболевание. Но помимо глубоких знаний о человеке нужны знания и о лекарственных средствах, субстанции которых нужно будет использовать в массаже, ибо каждое из средств тоже представляет свой космический ритм. Я не ставил задачу описывать массажные приёмы или сопоставлять массажные школы. Я лишь кратко хотел сказать о значении массажа в прошлом и в настоящем, в связи с развитием человека. Думаю, что вопрос о выборе массажа ясен, его определило само время. Ведь если вспомнить, что во времена Древнеегипетских Мистерий перед душой больного жрецы проводили "прообраз здоровья" и больной бессознательно, через дух и душу получал коррекцию, то сегодня всё изменилось. Сегодня человек взошёл на новую ступень развития. Сегодня мы сами становимся жрецами, и сами имеем возможность созерцать "прообраз", и не во сне, а сознательно, в бодрственном состоянии, и самостоятельно, силами нашего Я решать проблему. Вот для этого-то как раз и необходим " ритмический массаж по доктору Ите Вегман "!
Примечания: 1.Три важнейших системы человеческого организма по-своему, через алхимические принципы выразил в своё время Парацельс. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |