|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
История Русской МузыкиТом 1. Второе издание Издательство «Музыка», Москва 1973.
Застольная музыка звучала и в домах богатых киевских бояр. В произведении религиозно-нравоучительной литературы XII века «Слово о богаче и Лазаре» описан обед богатого человека «с гуслями, всяческим весельем, льстецами, игрецами, празднословцами, смехотворцами». В том же сочинении мы находим характерную картинку отхода богача ко сну: многочисленные слуги гладят ему плечи и ноги, рассказывают сказки и «гудут» (то есть играют на инструментах). Кто были исполнители музыки на весёлых и разгульных пирах, столь излюбленных в быту господствующего класса Киевской Руси? Иногда это могли быть сами участники пиров из числа феодальной знати. В былинах киевского цикла княжеские дружинники и бояре постоянно изображаются как певцы и мастера гусельной игры. В хоромах князя Владимира играет на гуслях один из героев русского эпоса Добрыня Никитич, поражая всех своим искусством. «Горазд играть в гусёлышки яровчаты» был боярин Ставр Годинович. Живую и красочную сценку весёлой дружинной пирушки с песнями, плясками и игрой на гуслях описывает былина о Соловье Будимировиче: Тут-то в терему скачут, пляшут, Песни поют, в гусли наигрывают, Тут-то млад Соловей Будимирович Со своей дружинушкой хороброей; Он сидит, Соловей, на стуле черленоем, На черленоем стуле, золоченоем, Играет молодец, забавляется Со своими дружинушками хоробрыми. Но в Киевской Руси были и профессиональные музыканты, иногда входившие в состав княжеской и боярской челяди, а иногда являвшиеся «вольными» людьми, которые ходили по дворам и выступали за определённую плату. Уже в литературных памятниках XI века встречается упоминание о скоморохах – древнерусских синкретических актёрах, соединявших в себе черты потешника-балагура, драматического «лицедея», музыканта, певца, сказителя, танцора, фокусника, акробата. На большое разнообразие художественных навыков, которыми владели скоморохи, указывает множество их наименований в древнерусской литературе: «глумотворец», «игрец», «гудец», «свирец» («свирельник»), «плясец» и т.п. Разнообразным был музыкальный инструментарий скоморохов. В первой русской летописи – «Повесть временных лет» - под 1068 годом, в связи с упоминанием об участии скоморохов в языческих «русалиях», называются трубы и гусли. В рассказе об искушении преподобного Исаакия бесы, являющиеся ему под видом скоморохов, играют в сопели, гусли и бубны. Гусли являются принадлежностью скомороха и в былинах, и на дошедших до нас изображениях в памятниках древнерусской фресковой живописи и книжной миниатюры. Обычно гуслями называют струнный щипковый инструмент шлемовидной или крыловидной формы, на котором играли пальцами обеих рук, держа его перед собой. Так изображён гусляр-скоморох на одной из миниатюр XII века. Но это название применялось и в более широком, родовом значении по отношению к струнным инструментам вообще. В одном из документов XII века встречается выражение выражение «гудеть лучцем», то есть смычком, изогнутом в виде дуги или лука. Одной из общественных функций музыки было её участие в ратном деле, о чём говорят многочисленные литературные свидетельства и памятники древнерусского изобразительного искусства. Основными военными инструментами были трубы, барабаны и литавры; иногда к ним присоединялся также деревянный духовой инструмент сурна. Труба как символ ратной доблести и славы в произведениях древнерусской литературы противопоставлялась гуслям и другим распространённым в народе инструментам, которые связывались с «греховными» языческими играми и обрядами. В одном христианском поучении XI века мы читаем: «Как труба собирает воинов, молитва же творимая собирает ангелов божиих, так сопели и гусли собирают около себя бесстыдных бесов». Вместе с тем гусли были неотъемлемой принадлежностью эпических певцов, исполнявших под аккомпанемент гуслей свои героические песнопения о ратных подвигах защитников родины. В Киевской Руси получили высокое развитие традиции героического песнетворчества, проникнутого горячим патриотическим чувством, пафосом борьбы за независимость и единство русской земли, истоки которого восходят ещё к периоду родового строя. Яркое и высокохудожественное выражение нашли эти традиции в гениальной патриотической поэме конца XII века «Слово о полку Игореве»… Один из популярнейших героев новгородского эпоса – Садко, бедный гусляр и певец-скоморох, становящийся первым в городе знатнейшим купцом. В образе былинного Садко сказалось высокое воззрение на искусство, которому приписывалась магическая сила воздействия на людей и стихии природы. Садко не единственный скоморох, воспетый в новгородских былинах. Скоморохам отведена большая роль и в других былинных сюжетах, связанных с новгородской традицией. О популярности, которой пользовались скоморохи в Новгороде, говорят и памятники изобразительного искусства. Среди разнообразных сюжетов новгородской книжной миниатюры нередки изображения музыкантов, плясунов и других скоморошьих профессий. Иногда они сопровождались характерными надписями в юмористическом тоне. Так, в новгородском Евангелии 1358 года имеется орнаментированная буква «Р» в виде гусляра, держащего в руках гусли с девятью струнами (свидетельство того, что в XIV веке существовал вид многострунных гуслей). Сверху написано киноварью: «Гуди гораздо». В самом Новгороде и его окресностях существовал ряд скоморошьих поселений. До недавнего времени сохранялись такие названия местностей, как «Скоморохово», «Скоморошья мовница». Ряд данных указывает на то, что у новгородских скоморохов было нечто вроде цеховой организации. Что касается инструментального сопровождения, то, по-видимому, оно сохранялось и в былинах до сравнительно позднего времени. Основание для такого предположения даёт рукописное собрание былин и исторических песен середины XVIII века, известное под названием «Сборник Кирши Данилова». В этом обширном и богатом по материалу собрании к каждому тексту дан напев, выписанный отдельно, без слов, и по изложению предназначенный скорее для инструментального исполнения, чем для пения. Фактура нотных записей напоминает скрипичную. Возможно составитель сборника или певец, от которого были записаны помещённые в нём песни, пользовался при исполнении музыкальным инструментом. Скрипка,известная в русском народном обиходе уже в XVI веке, могла заменить старинные гусли. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |