|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция 15.ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ1.Философия истории и ее проблемы. 2.Смысл истории. 3.Проблемы детерминизма в философии истории. 4.Периодизация исторического процесса.
“История - это философия в примерах“. Фукидид. 1) Философско-исторические проблемы волновали многих мыслителей, начиная с античности. Лукрецкий, Августин Блаженный и другие пытались осмыслить исторический процесс, найти движущие силы его развития и изменения. Но сам термин "философия истории" был впервые употреблен в 18 веке французским просветителем Вольтером, пытавшимся в противовес религиозно-христианской создать светскую концепцию истории. Он считал, что исследователь истории должен не просто описывать события, излагать их в хронологической последовательности, а философски истолковывать исторический процесс. Особый вклад в философию истории внес Гегель, считавший, что ее задача - поиск общих принципов, присущих всей мировой истории. Главные из них - разум ("все действительное разумно, все разумное действительно''') и свобода как цель истории ("всемирная история есть прогресс в сознании свободы"). Дальнейшую разработку философия истории получила у К.Маркса и Ф.Энгельса, которые пытались дать не идеалистическое, а объективно-материалистическое понимание истории, ее общих законов и движущих сил. В России проблемы истории философии разрабатывали такие крупные философы как Н.И.Кареев, В.М.Хвостов, Л.П.Карсавин и др. Так, Н.И.Кареев писал, что философия истории должна заниматься не только антологическими проблемами (смысл истории, направленность исторического процесса), но и гносеологическими (создание теории исторического знания, методы исследования прошлого). В современной западной философии истории можно выделить два направления - антологическое и гносеологическое. Сторонники первого направления (Шпенглер, Тойнби и др.) главное внимание обращают на исследование бытия, исторического процесса, как сложного комплекса различных элементов, находящихся в постоянном взаимодействии (социальный прогресс, социальный детерминизм, историческое время, смысл истории). Гносеологическое направление на первый план выдвигает проблемы познания исторических фактов и событий (Дильтей, Зиммель, Арон, Кроче и т.д.). К гносеологическому направлению относится "критическая философия истории", его исходная точка - категория "понимание". "Труд историка заключается не только в том, чтобы понять события, но и в том, чтобы понять людей, а так же в том, что люди прошлого отличаются от нас "(Р.Арон). В современной отечественной исследовательской литературе подчеркивается то, что антологические и гносеологические проблемы философии истории нельзя отрывать друг от друга, и те и другие являются ее предметом. Таким образом философия истории - это общая теория и методология исторического процесса, изучающая внутреннюю логику развития человеческого общества, его законы, единство и многообразие исторического процесса, проблемы смысла истории, социального детерминизма и социального прогресса, исторического времени и исторического пространства, исторического познания. 2) Первой по времени появления и одной из центральных среди других проблем философии истории является проблема смысла ис тории. Особенно остро она встала сейчас, когда человечество подошло к тому рубежу, за которым угроза самоуничтожения стала как никогда реальной. Она важна и для отдельного человека, т.к. смысл истории позволяет каждому понять м смысл собственной жизни. Первая, наиболее яркая попытка раскрытия смысла мировой истории, относится к религиозной средневековой философии. Августин Блаженый исходит из того, что "провидение" управляет нашей исторической судьбой по разумным, хотя и не всегда нам известным и понятным законам. Данная точка зрения получила название провиденциализм. В различных концепциях, относящихся к данному направления, можно выцедить две основные идеи: 1) развертывание человеческой истории - осуществление божественного замысла; 2) есть некое особое, совершенное состояние общества, к которому идет история и которое является целью общественного развития. С позиций этого состояния оценивается вся история. Провиденциализм как бы не признает смысла в настоящей истории, перенося его в будущее. В этом его слабость. Как писал русский философ С.Л.Франк: "Если история вообще имеет смысл, то он возможен лишь, если каждая эпоха и каждое поколение имеют своеобразное собственное значение в ней, являются творцом и соучастником этого смысла. Этот смысл должен, поэтому, лежать не в будущем, а сверхвременно охватывать мировую историю в целом (С.Л.Франк. Духовные основы общества). Даже с позиций христианства провиденциализм несостоятелен - ведь он берется за решение задач, которые неразрешимы по своей природе - открыть божественный замысел в человеческой истории, конечным человеческим умом постичь намерения высшего бесконечного разума - бога. Другое направление в решении данной проблемы - идеалистическое. - рассматривает историю как осуществление неких высших идей или принципов, причем таких, которые не являются человеческими, земного происхождения, а принадлежат к особому миру, независимому от человека, природы и т.д. Для Гегеля история человечества - завершающее звено в развитии ''абсолютного духа", цель этого развития - познание духом самого себя. Именно в истории и через нее дух приходит к своей вершине - самопознанию. Это как бы один смысловой пласт истории. Другой пласт заключается в том, что самопознание духа есть одновременно путь к его свободе. Свобода - это сущность духа, а история, соответственно, есть прогресс в сознании свободы. Основной недостаток этой концепции тот же, что у предыдущей: оба навязывают истории априорные суждения излагаются ее строить сверху вниз, исторические события подгоняются под общие теории. В XX веке проблема смысла истории волновала прежде всего философов религиозной ориентации. В философско-исторической концепции К.Ясперса центральной является идея "осевого времени истории "'(УШ-П вв. до н.э.). Это как бы решающий поворот, определивший судьбу человечества. Рассвет в это время античной и восточной культур определил на вечные времена общечеловеческие ценности и нормы - осознание ^ человеком собственного "Я", своей неповторимой индивидуальности, достоинства и самоценности отдельной личности, связанную т с ними вдета ответственности. Все эти ценности существуют и в наши дни. На этом этапе происходит становление истории как мировой истории, тогда как до осевого времени были лишь истории отдельных народов. В современных отечественных исследованиях, продолжающих марксистскую традицию материалистического понимания истории, смысл истории видится в том, что "от эпохи к эпохе, от одного общественного устройства к другому, более высокому растет и развивается человек " (В.С.Барулин, Социальная философия. М.,1993.), т.е. смысл истории - развитие человека, его сущностных сил. История не может не развиваться так, чтобы все больше и больше служить человеку, чтобы все больше и больше превращать его в самоцель общественной жизни. С проблемой смысла теснейшим образом связана проблема направленности человеческой истории. В истории философии сложилось два варианта решения этой проблемы: пессимистический и оптимистический. Представители первого утверждают, что человеческая история движется по пути регресса, т.е. деградирует, переходит от высшего к низшему (Гесиод, Ницше, Шпенглер и др.). Современный христианский философ Ю.Бохеньский пишет: "Какой-то прогресс происходит - и на уровне отдельной личности и на уровне целого народа и к нему необходимо стремиться, но вера в постоянный прогресс человечества идущего к раю на земле - одно из самых вредных заблуждений ". Представители оптимистического варианта исходят из того, что в истории господствует прогресс, т.е. такой тип развития, который означает переход от высшего к низшему, от менее совершенному к более совершенному состоянию (Кондорсе, Конт, Гегель, Маркс). Сторонники этой точки зрения указывают, что есть объективные критерии, позволяющие утверждать, что общество развивается прогрессивно. Разные мыслители называют различные критерии прогресса: I) развитие производительных сил; 2) возвышение общественных потребностей их удовлетворения; 3) все большее овладение силамиприроды; 4) постепенное превращение человечества в единое целое; 5) расширение человеческой свободы. Есть и третья точка зрения, которой придерживаются многие современные западные философы. Ее суть в следующем: единого общечеловеческого прогресса нет; существует множество субъектов развития - отдельные страны, народы, конкретные индивиды, различные стороны человеческой деятельности (наука, нравственность, техника, экология и т.д.). Говорить о прогрессе даже одного государства нельзя (индейцы в США), так же как нельзя однозначно считать прогрессивным развитие, например, техники (экология, массовое общество) и т.д.. В социальной жизни может быть множество - в соответствии с множеством субъектов – прогрессов и регрессов, причем даже явный прогресс одного из субъектов может оказывать регрессивное воздействие на другие. 3) История представляет собой сложный и многогранный процесс, в котором воедино связаны географические, материальные, духовные и другие факторы. Поэтому очень сложно найти среди них такой фактор, который играл бы решающую роль в развитии общества, с помощью которого можно было бы понять внутреннюю логику истории, объяснить мотивы и поступки людей в ходе их деятельности. Мыслители всех времен пытались найти социальные детерминанты. Начиная с Возрождения и особенно в эпоху Просвещения, развивается рационалистический _взгляд на истории. Так, французские просветители ХУШ века утверждали, что ход истории определяется идеями. Кондорсе считал, что развитие человеческого разума, обладающего неограниченными возможностями, обусловливает прогресс истории общества, определенные исторические эпохи соответствуют этапам развития человеческого разума. Сен-Симон утверждал, что эволюция общества объясняется сменой господствующих в нем философско-религиозных и научных идей, выделяя в общественном развитии стадии религиозного, метафизического и научного (позитивного) мышления. Сторонники географического детерминизма в своем объяснении исторического процесса исходят из внешней природы. "Дайте мне карту страны, ее очертания, климат, воды, ветры, всю ее физическую географию, флору, зоологию, - и я берусь наперед сказать, каков человек этой страны, какую роль будет играть эта страна в истории, и не случайно, а в силу необходимости и не в одну эпоху, но во все эпохи " (В.Кузен).Монтескье считал, что именно природа определяет нравственность, психологические особенности, характер того или иного народа. Жаркий климат расслабляет людей, обусловливает неподвижность религиозных верований, он же активизирует их семейную жизнь, стимулирует лень, на основе чего появляется рабство. Л.И.Мечников видел основу исторического развития прежде всего в гидросфере. В соответствии с тем, что составляет основу цивилизации - река, море или океан - он делил историю человечества на три периода: 1) Речной (Египет на Ниле, Месопотамия на Тигре и Евфрате и т.д.); 2) Средиземноморский (от основания Карфагена до Карла Великого); 3) Океанический (с открытия Америки). Принцип рационализма лежит в философии истории Гегеля. Согласно ему, в истории общества реализуется развитие Мирового Духа. Ступенями этого развития являются деяния отдельных народов. Дух не только витает над историей, как над водами, но действует в ней и составляет ее единственный двигатель. Разумностьвсемирно-исторического процесса проявляется в том, что бессознательно для людей оказывается исторически существенным, грандиозным, даже если в его порождении участвовали малые силы. Доказательством этой разумности является то, что хотя основная масса людей руководствуется в своих действиях сугубо личными интересами и страстями и в известной мере, осуществляет их, все же в результате получается нечто отличное от их намерений. Согласно Гегелю, Мировой Дух (Разум) дает людям действовать как им угодно, не стесняет игру их страстей и интересов, а получает то, что именно он желает. В отличие от Гегеля, Маркс считал, что следует исходить не из духовного фактора, а из материальных жизненных предпосылок. Это действительные индивиды, их действительность и материальные условия их жизни. Люди в процессе совместной деятельности производят необходимые им жизненные средства, но тем самым они производят свою материальную жизнь, которая является фундаментом общества. Материальная жизнь, материальные общественные отношения, формирующиеся в процессе производства материальных благ, детерминируют все другие формы деятельности людей - политическую, духовную, социальную и т.д. Мораль, религия, философия и другие формы общественного сознания отражают материальную жизнь общества. Анализируя практическую деятельность субъектов истории, Парке отмечает, что они должны в первую очередь, есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой. Вот почему первым историческим актом следует считать производство самой материальной жизни. В марксизме оно характеризуется понятием "способ производства''. Он состоит из двух взаимосвязанных элементов - производительных сил и производственных отношений. В их единстве главной стороной являются производительные силы, с их изменением меняются производственные отношения. По закону соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил, если этого не происходит, между ними возникает конфликт разрешающийся или революционным путем или путем реформ, заменяющим старые производственные отношения принципиально новыми. В современной западной общественной науке, наиболее популярным подходом к проблеме исторического детерминизма является многофакторный подход ("теория факторов"). Суть ее состоит в том, что исторический процесс объявляется результатом параллельного и равнозначного воздействия многих факторов: экономического, политического, идейного, психологического, биологического и т.д., из которых ни один не является определяющим, хотя в зависимости от исторических условий один из них может времен но выйти на передний план, потеснив другие. Так, например, в становлении капиталистических отношений в Германии, доминирующую роль играла протестантская религия (М.Вебер), многие современные исследователи подчеркивают усиление политического фактора в функционировании современных западных обществ; различные концепции информационного общества весьма аргументировано доказывают, что определяющим фактором ближайшего развития человечества является наука, технологии и т.д. Другой подход, популярный в западном общесознании - технологический детерминизм. В соответствии с ним, любое крупное изменение технико-технологического порядка влечет за собой изменение общественных структур и отношений. "История - это реакция культуры на технику". В конечном счете, техника выступает как особый, независимый от человека мир, она беспредельно развивается по своим законам и, что особенно важно, господствует над человеком и обществом, диктуя им свою волю и определяя их перспективы. 4) Одной из основных в философии истории является проблема периодов (стадий, ступеней) человеческой истории. В соответствии с критерием, лежащим в основе периодизации, выделяется ряд подходов к решению данной проблемы: хозяйственно-экономический, временный, духовно-культурный, религиозный, индустриально-научный, личностный и т.д. Первый известный вариант был предложен еще в 1У веке до н.э. древнегреческим философом Дексархом Мессинским: история включает первобытный охотничье-собирательский, скотоводческий и земледельческий этапы. В ХУ-ХУ1 вв. распространение получила концепция выделения (Л.Бируни, Н.Макиавелли, К.Келлер) античной, Средневековой и Новой истории. Позже Сен-Симон связал каждую из названных эпох с определенной социальной системой: с рабовладельческой, феодально-крепостнической и промышленной. Кондорсе разделил историю на десять эпох, которые сменяют друг друга на основе совершенствования разума. Большинство упомянутых философов придерживались идеи поступательного развития общества или идеи прогресса. В современной философии истории этот подход называют линейным, унитаристским или унитарно-стадиальным. Но наиболее ярко эти идеи проявились в философии Гегеля и Маркса. Как уже отмечалось, всемирная история по Гегелю, есть ни что иное, как развернутый в социальном пространстве и историческом времени, процесс самопознания абсолютного духа и одновременно, прогресс в сознании свободы. Соответственно, Гегель выделяет три эпохи всемирной истории: Древний Восток, где свободен только один, а остальные не сознают своей свободы; античный мир, где свободны лишь некоторые; германские народы, которые пришли в христианстве к сознанию, что человек как человек свободен, что свобода составляет сущность духа, т.е., где свободны все. В основе периодизации всемирной истории К.Маркса - принцип материалистического понимания истории, о котором уже шла речь при рассмотрении проблем смысла истории. Исходное понятие материалистического понимания истории - общественно-экономическая формация. Это определенный исторический тип общества, особый социальный организм, который развивается и функционирует по законам господствующих в обществе производственных отношений. В структуре формации выделяют два основных элемента - экономический базис -господствующие в обществе производственные отношения, и соответствующая им политико-правовая и идеологическая надстройка. Базис, образно говоря, образует скелет формации, надстройка - то, что наполняет этот скелет плотню и кровью. Общественно-экономическая формация - это не только тип общества, но и, одновременно, стадия всемирно-исторического развития. Маркс выделяет пять таких стадий, последовательно сменяющих друг друга по закону соответствия производственных отношений, уровню и характеру развития производительных сил: первобытная, античная (рабовладельческая), феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Концепция общественно-экономических формаций является далеко не идеальной. Отметим лишь один из присущих ей недостатков: здесь отсутствует четкое различение между внутрисистемными (структурными, функциональными) закономерностями и законами Не собственно историческими (описывающими сам процесс развития). Маркс попытался описать исторические последовательности на основании функциональных зависимостей. К тому же, в предложенную Марксом схему, совершенно не вписывается Восток, а это подавляющая часть человечества. Рассмотренным выше концепциям, особенно активно противопоставляется иное понимание истории, которое обычно именуют цивилизационным (плюралистским, циклическим). Его суть состоит в том, что человечество подразделяется на несколько совершенно самостоятельных образований (цивилизаций, культур, этносов и т.п.), каждое из которых имеет свою собственную совершенно самостоятельную историю. Каждое из таких образований возникает, развивается играно или поздно, с неизбежностью гибнет. Таким образом, история человечества раздроблена и в пространстве и во времени Соответственно многим цивилизациям существует множество историй, а история человечества есть бесконечное повторение множества одних и тех же процессов. Остановимся на нескольких концепциях соответствующих описанному выше подходу. Я.Д. Данилевский разработал теории "культурно-исторических типов", согласно которой общечеловеческая цивилизация - абстрактная иллюзия. Подобно тому, как в природе существуют различные виды животных и растений, так и история - это совокупность различных типов человеческих сообществ, каждое из которых имеет свой ритм, возраст, путь, идеалы и назначение. Данилевский выделил следующие культурно-исторические типы: египетский, китайский, древнесемитский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, европейский и славянский. Наряду с ними, в истории действуют отрицательные деятели человечества,"бичи Божьи", помогающие испустить дух умирающим цивилизациям (монголы, гунны). Оригинальность культурно-исторических типов связана с тем, какой из четырех основополагающих видов духовного творчества в них преобладает - религиозное, художественное, политическое, экономическое и различные их комбинации. Каждая цивилизация по своему прекрасна, у каждой свой цикл бытия, свой смысл и предназначение, которые она призвана внести в мир. О. Шпенглер считал, что история - это совокупность замкнутых в себе локальных культур. Их восемь - египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, арабская, западная и культура майя. Каждая культура подчинена жесткому процессу эволюции, фазы которой - рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат. На этой основе в каждой культуре выделяется два главных этапа: этап восхождения культуры, органическое развитие общества во всех сферах, и этап нисхождения культуры - механический тип эволюции. На втором этапе окостеневают творческие начала культуры, происходит ее омассовление - глобализация, мегаполисы и т.д.. Период жизни каждой культуры - 1000 лет. Английский историк А.Тойнби объясняет историю на основе признания замкнутых дискретных единиц, "цивилизаций", на которые распадается история, цивилизация по Тойнби - это конкретное общество, локализованное во времени и пространстве. Каждая цивилизация включает в себя возникновение, рост, надлом, упадок и разложение. Динамика цивилизаций определяется законом "вызова и ответа". Со стороны окружающих цивилизацию обществ, идут "вызовы", угрожающие ее существованию, и она должна мобилизовать ресурсы для нахождения адекватных ответов на вызовы. Заслуга адекватного ответа принадлежит творческому меньшинству общества, которое властвует. Затем это меньшинство консервирует власть, теряет творческие способности к адекватному ответу, что привадит к надлому, а затем - при определенных условиях и к гибели цивилизации. Относительную правоту каждого из этих двух подходов вряд ли можно оспаривать. Поэтому актуальной задачей является их объединение, если не конечный синтез, то по крайней мере, соединение в духе предложенного Нильсом Бором для решения проблем квантовой механики принципа дополнительности.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |