|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ограниченные и неограниченные пространства
Представление о модели пространства. Организация пространства и виды пространственной композиции. Ограниченные и неограниченные пространства.
Введение. "Пространство, а не камень — материал архитектуры..." — говорил один из основоположников преподавания композиции Н.А.Ладовский Осмысление пространства, данного человеку в ощущениях, феноменально, началось много тысячелетий назад. Результаты этого осмысления известны нам в двух автономных формах: литературная запись космогонических мифов и предметно-образная запись, представленная как в материале мегалетических сооружений, так и в наскальных рисунках неолита. Вырастающие из вербальных рассуждения, опиравшиеся на литературную запись, науки постепенно вырабатывают свои представления о пространстве уже в виде определенных моделей (Евклид, Лобачевский, Риман, Гаус, Эйнштейн, Минковский и пр.). Принципиально дистанцируясь от «техне» пластические искусства замыкаются в границах собственных способов представления пространства (центральная и обратная перспектива, различные системы в иконописи и т.д.) Преодоление разрыва между обособившимися способами представления пространства, поиск путей синтеза разных знаний о нем – особая теоретическая проблема. Эта проблема актуальна для архитектуры, которая не только исследует, осмысляет и описывает пространство, но, что самое главное, создает его для жизнедеятельности человека. Культура пространственных представлений, богатство средств именно пространственных преобразований определяют специфику профессиональной деятельности архитектора.
1.Пространство «реальное», «перцептуальное» и «концептуальное». В рассуждениях о пространстве необходимо четко различать: - пространство «реальное», как объективную действительность существующую, так сказать «на самом деле»; - пространство «перцептуальное», т.е. то, каким его воспринимает человек при помощи органов чувств, прежде всего зрения и осязания. Это всегда индивидуальный образ пространства, который может быть только статически обобщенным. (лат.perceptio – восприятие); - пространство «концептуальное», т.е. некоторое научное идеальное представление о реальном пространстве (лат.conception – совокупное принятие идеи). Строго говоря, общее между этими видами пространств в их соответствии, так как последние два, отражая моделируют первое. Концептуальных пространств может быть сколь угодно много, в зависимости от того какие задачи решаются с помощью конкретной модели. Скорее всего, первой научной концепцией пространства является представление Евклида, известное нам в форме евклидовой геометрии. Геометрия складывалась как наука о непосредственно наблюдаемом пространстве. Первые геометрические понятия формировались на основе удовлетворения практических потребностей – определить объем сосуда или измерить величину земельного участка. Поскольку характеристики объемов и площадей не зависят от материала из которого состоит объект (его физических, химических и прочих свойств), то абстрагируясь, учитываются лишь пространственные свойства. В III веке до нашей эры Евклид завершил создание своей геометрии, которая в практически неизменной форме дошла до нашего времени.
2. Композиционное моделирование. Ограничение пространства в моделях. В реальном пространстве архитектура выступает в виде материального тела, в перцептуальном в форме чувственного (феноменологического) описания, в концептуальном она выступает как некая модель реальной или вероятностной пространственной ситуации. В предшествующей лекции было отмечено, что в границах дисциплины ОПК мы имеем дело, во-первых, с определенной профессиональной концепцией пространства, во вторых, с идеальными знаковыми моделями, обеспечивающие «преобразования» формы. Средства архитектурной композиции «обслуживающие» эти преобразования направлены, с одной стороны, на достижение целостной и гармоничной организации архитектурной формы, с другой стороны, на достижение ее выразительности (экспрессивности). В процессах композиционного моделирования знаковые модели выступают в роли заместителей реальных объектов. Преобразования, которые осуществляются при помощи знаков (оперантов) в идеальной действительности, для которой они, собственно, и были созданы, невозможно осуществить с реальными объектами. В этом заключается операционная функция знаковых моделей и суть композиционной деятельности, как процесса моделирования.
Пространство модели (пространство представления), согласно принятым нормам, рассматривается как параллелепипед или его проекция. Параллелепипед задается системой прямоугольных координат, предложенной в свое время Декартом. Стороны параллелепипеда (границы модели) принято ориентировать по сторонам света, если это чертеж, то север обычно на верху листа. В архитектурную задачу входит установка на проектирование не одного изолированного объекта, а системы объектов, связанных между собой некими композиционными принципами, поэтому в модели определяются как границы объектов, так и пространственные границы систем. Изобразительным воплощением (знаком) пространства представления выступает ритмическая решетка. Изображение в виде решетки не означает, что архитектурный объект представляет собой некую систему повторяющихся простейших элементов (модулей), но означает что, пространство модели в котором осуществляется композиционное преобразование имеет такую структуру. Линии решетки устанавливают всеобщие связи объекта в пространстве, задают ритмическую тему его возможного преобразования и шаг метрических изменений. С этими линиями связывают возможность моделирования в «прозрачном рисунке» - как способ моделирования объекта одновременно изнутри и снаружи, что есть характерной особеностью именно архитектурного моделирования.
3. Пространство и масса. Свойства архитектурного пространства. Согласно концепции принятой в формальной теории композиции, «...элементы пространства присутствуют там, где промежутки между границами масс приобретают характер той или иной геометрической фигуры». В первом приближении можно было бы рассматривать элементы пространства как «негативы» элементов массы. Пространство в этом случае выступает как результат «наполнения» модели, отражая геометрическую связь «объемов и пустот». Как отмечает профессор искусствоведения, академик Б.Р.Виппер – «...в способности воспринимать и формировать пространство в виде позитива и негатива проявляется главное своеобразие архитектурной концепции, столь отличной от концепции и скульптора, и живописца, и графика. При этом нужно иметь в виду, что главный стержень архитектурной концепции – ритмическое отношение между позитивом и негативом, между массой и пространством – графически, на бумаге может быть зафиксирован только в виде отвлеченных геометрических форм. Самая сложная ступень ритмического чутья проявляется в организации нескольких пространств, в ансамбле целого ряда зданий, когда в распоряжении архитектора оказывается тройственный контраст элементов – ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО, КУБИЧЕСКАЯ МАССА и НАРУЖНОЕ ПРОСТРАНСТВО».
Элементарные, или как их еще называют – «объективные свойства» пространства, при такой геометрической интерпретации, будут следующие: - величина; - пропорции; -очертание; - положение; -ориентация.
Определение и преобразование пространственных отношений производится на моделях путем соответствующего преобразования геометрических характеристик элементов ограничивающих пространство. Однако, простого наличия элементов, фиксирующих границы и форму пространства, недостаточно для того что бы оно приобрело качества организованного архитектурного пространства. Необходимым условием художественной организации пространства является взаимодействие пространства и формирующих его элементов. Это взаимодействие возникает на основе определенных пластических качеств самих элементов (их величины и пропорций, масштаба, очертания, фактуры и членений, цвета и тона, и т.д).
4. Организация пространства. Виды пространственной композиции. Основными элементами определяющими границы и характер архитектурного пространства выступают: - отдельные объемы (тела); - поверхности; - линейные элементы. Используя в большой или меньшей степени эти элементы формируется полный спектр пространств от замкнутого (закрытого) до свободного (открытого). В своих крайних проявлениях пространственные отношения колеблются от абсолютно замкнутого внутри объема пространства до условно ограниченной лишь базовой плоскостью формы, и в одном и в другом случае следует отметить потерю пространственных отношений. Архитектурные пространства можно разделить по принципу их организации на два основных вида: - пространства организованные вокруг одного или группы элементов, и этот вид принято именовать открытыми или неограниченными пространствами, так как этот вид не имеет четких материальных границ (1, 2); - пространства ограниченные по периметру (полностью или частично), их замкнутось определяется от того насколько оно имеет определенные материально выраженные границы как плоскости застройки площади Вогезов в Париже (3, 4).
4.1 Неограниченные пространства. В организации неограниченного архитектурного пространства учавствуют: основной (главный) архитектурный объем или группа объемов, вокруг которых организуется пространство и поверхность основания, на которой находится пространственная композиция. Характер композиционного решения определяет положение основного элемента по отношению к осям координат (наклон или вертикаль) и преобладающий характер одной из осей (5). То, что принято именовать динамичными (статичными) качествами формы, а также ощущением равновесия берет начало в выборе положения в пространстве основного объема. Поверхность основания в неограниченном пространстве является важнейшим элементом, в зависимости от характера поверхности и взаимодействия с основным элементом. При плоской горизонтальной поверхности основания наиболее распространенные решения основных элементов от развитых по вертикале (церковь Успения в Кондопоге) (7) до равновеликой формы (куба или полусферы) церковь Покрова на Нерли (8). Превалирование глубинной или фронтальной координаты нивелирует значимость основного объема по отношению к плоскости и ведет к разрушению пространственной организации. Поверхность имеющая сложный характер (условно выпуклый), как в случае с островом Сен Мишель (2), может «подхватить» основную ось объема и усилить динамичные качества пространства. Важным элементом может выступить условная граница этой поверхности, как в нашем случае эту роль выполняет нижний ярус крепостных укреплений. Поверхность имеющая явно выраженный наклон акцентирует такие качества основного объема как неустойчивое равновесие или динамичное напряжение (музей в Каракасе 6). 4.2 Ограниченные пространства. В определении характера ограниченного пространства участвуют: -поверхность основания; - элементы, ограничивающие по периметру; - поверхности перекрытия (интерьер).
По пропорциям и доминирующим ортогональным осям различают следующие группы пространств: - равно-размерные; - глубинные; -фронтальные; - вертикальные.
Пространство двора палаццо Боргезе (9) имеет почти квадратный план и близкую к стороне квадрата высоту, можно утверждать, что подобное решение будет иметь равно-размерный характер. Пространство галереи Уффици во Флоренции (10) при незначительном преобладании высоты имеет основную горизонтальную ось и выраженное развитие пространства в глубину. Фронтальное пространство имеет основное развитие «по фронту» (по фасаду). Глубинная и вертикальная координаты имеют подчиненное значение и могут быть близки по величине. Отсутствие глубинной координаты приводит к исчезновению пространства, превращая форму в плоскостную. Примером «взвешенного» решения может служить входное пространство Казанского собора (11). Здесь пространство развивается по фронту – наибольшей своей координаты, две иных величины имеют подчиненное значение. Пространства где преобладает вертикаль, где вертикальное направление контрастно противопоставляется двум иным именуется вертикальным. Такое решение демонстрирует большинство крестово-купольных сооружений или застройка на Манхеттене (12).
Форма плана. Расположение в плане элементов, ограничивающих пространство, является важным фактором организации пространства. План дает главную характеристику формы пространства (простой-сложный, криволинейный-прямолинейный). Планы площади Аннунциаты во Флоренции (13,14), площадь Дофина в Париже (15,16), Капитолия в Риме (17), объединяет простая геометрия (квадрата, круга, треугольника, трапеции, круга). Группа планов сложной геометрической конфигурации разделяется на планы сложной симметрической и асимметрической формы. К первым можно отнести сложную геометрию площади Дель Пополо (18,19), в качестве второго примера привести площадь Синьории во Флоренции (20,21), геометрия которой носит абсолютно случайный характер.
Степень замкнутости. Степень замкнутости пространств определяется величиной, массивностью интервалов между элементами, ограничивающими пространство. Чем более массивны элементы, чем плотнее они друг к другу расположены, тем более они его замыкают, отделяя от иных пространств. Подобным примером служит площадь Дель-Кампо в Сиене (22). Массивные элементы полность заключили в себе пространство площади, превратив его в интерьерное (внутрение) решение. В противоположность названому пространство Стрелки Васильевского острова в Санкт-Питербурге (23). Оно лишь условно ограничено зданием Биржи и двумя Ростральными колоннами, создавая свободность перехода пространства площади в пространство города.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |