АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 9. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКОГО

Читайте также:
  1. D. Физиологическое состояние организма, которое обусловлено характером питания
  2. III. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ.
  3. Агрегатное состояние хлора в очаге химического поражения
  4. Велосипедный транспорт г. Твери: состояние и потенциальное влияние на различные сферы жизни города
  5. Велосипедный транспорт г. Твери: состояние и потенциальное влияние на различные сферы жизни города
  6. Глава 2. Современное состояние международного рынка рабочей силы
  7. Глава 2. Состояние предпринимательства в экономике Российской Федерации.
  8. Демографическое состояние России
  9. Занятие № (Лекция)
  10. Иллюстрированная семейная энциклопедия. Коллекция Аргументы и Факты. Том 1. М. Астрель 2008г. 62 с.ил. твердый переплет, энциклопедический формат.
  11. История и современное состояние службы практической психологии в России
  12. Классическая евгеника как селекция человека. Ее история, принципы, достижения, недостатки.

ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (СОЮЗ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ)

На территории Беларуси в дан­ный момент официально действует 12 раз­новидностей христианских деноминаций неопротестантского направления, наиболее влиятельными из которых являются пятидесятнические церкви. Пятидесятническое движение в Беларуси характеризуется неоднородностью состава, подвижностью и чрезвычайной активностью, что вызывает настороженное отношение со стороны общественности. Пятидесятническое направ­ление представлено в Беларуси несколькими движениями: Союз христиан веры еван­гельской в Республике Беларусь (ХВЕ), Христиане полного Евангелия, Христиане веры апостольской и мессианские общины. Самое многочисленное из них - ХВЕ.

Союз христиан веры евангельской пред­ставляет собой религиозную организацию, зарегистрированную в Комитете по делам религий и национальностей 03.12.1991 г. Он образовался в основном на базе пятиде-сятнических общин, вышедших из состава Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов СССР на территории современной Беларуси в течение 1989-1991 гг. В Совет ХВЕ входят также две мессианские общины, представляющие собой конгломерат иудео - христианства с элементами пятидесятничества. Президентом Союза ХВЕ в РБ второй срок является епископ С.С. Хомич, избранный на третьем съезде Союза ХВЕ в октябре 1997 г. и переизбранный на четвертом съезде в декабре 2001 г.

Союз ХВЕ в РБ, согласно Уставу Союза ХВЕ в РБ, является религиозным объеди­нением, образованным съездом предста­вителей поместных «свободных церквей» для совместного вероисповедания и духовного труда. Союз ХВЕ в РБ состоит из областных и региональных (районных) объединений ХВЕ, духовных учебных заведений, миссий и других религиозных организаций. В Союзе ХВЕ насчитывается шесть областных объеди­нений по числу областей Беларуси. Поместные церкви Союза ХВЕ в РБ руководствуются в своей деятельности Уставом областного объединения ХВЕ, основанном на Уставе Союза ХВЕ в РБ.

Высшим органом управ­ления объединения является пасторская конференция, созываемая не реже 1 раза в четыре года. В период между съездами руководит Союзом Совет епископов, засе­дающий не реже 1 раза в квартал. Возглав­ляет Совет епископ Союза ХВЕ в РБ. Епископ и его заместители избираются на 4 года, могут переизбираться на последующих съездах и нести служение до достижения возраста 65 лет. Республиканский Совет Союза ХВЕ созы­вается не реже 1 раза в год. Органом управ­ления общины церкви является общее собрание членов церкви, которое проводится не реже одного раза в год. Церковный совет во главе с пастором является исполнительным и распорядительным органом церкви, изби­рается в составе не менее 3 человек сроком на 4 года. Пастор церкви рукополагается в сан пастора служителями областного совета объединения или Совета епископов союза после испытательного срока и прохождения аттестации комиссией областного Совета.

На 1 января 2003 г. Союз ХВЕ насчитывал 494 зарегистрированную общину (из них в Брестской обл. –156; Минской обл.-138), 332 построен­ных молитвенных домов, 24 строящийся молитвенный дом, около 55.000 верующих, более 330 дейст­вующих воскресных школ, в которых обуча­лось более 13304 ребенка, 92 библейские школы и другие духовно-образовательные органи­зации (по данным пресс-службы Союза ХВЕ в РБ), а также шесть миссий: «Светло истины», «Иисус Христос», «Голос правди­вости», «Возрождение» (Брестская область), «Надежда» (Витебская область), «Добрая весть» (Минская область).

На1 января 2010 г. в РБ имеется ХВЕ– 501 община (из них Брестская обл.-155; Витебская обл.-51; Гомельская обл.-69; Гродненская обл.-40; Минская обл. -133; Минск -21). В них слыжит 483 священнослужителя» 226 молитвенных домов, строятся -7.

Союз ХВЕ Республики Беларусь для различения служителей имеет следующие определения: духовный сан служителя, ду­ховное служение (занимаемая должность).

 

Современное состояние пятидесятнического движения в Республике Беларусь

 

Иерархия духовных санов священнослу­жителей включает в себя сан епископа, пастора (пресвитера) и диакона. В церкви ХВЕ существуют следующие должности (служе­ния): епископ ХВЕ в РБ (духовный руково­дитель всех поместных церквей, входящих в Союз); заместители епископа ХВЕ РБ; епископ областного объединения церквей (духовный руководитель всех поместных церквей, входящих в областное объединение); замес­тители епископа областного объединения; пастор поместной церкви (духовный руково­дитель конкретной церкви); пресвитер (ближайший помощник пастора); евангелист (проповедник или проповедница, направ­ляемые церковью для проповеди Евангелия и открытия новой церкви); диакон/диаконисса (помощник пастора, посвященный для совершения хлебопреломления; над диакониссами совершается молитва благосло­вения); руководитель домашней группы (домашней церкви); учитель (проповедник, излагающий библейское учение в церкви, учебных заведениях).

Согласно Уставу Союза ХВЕ в РБ членом церкви ХВЕ может стать любой человек, «уверовавший в Иисуса Христа как своего личного спасителя, переживший рождение свыше, соблюдающий основы вероучения церкви и ее устав, живущий в соответствии с заповедями Иисуса Христа». При этом члены церкви «обязаны принимать активное участие в работе церкви, строго и бескомпромиссно следовать заповедям Христа, подчиняться руководству церкви в духовной жизни, вести христианский образ жизни». За грубые нарушения библейских заповедей (среди них в первую очередь называются жизнь в грехе, распространение ложных доктрин, противо­действие и духовное неподчинение руко­водству церкви и т.д.) член церкви ХВЕ «после неоднократных предупреждений и нежелания раскаяться может быть взят на замечание на срок до 6 месяцев или исключен из ее рядов».

Финансирование общин Союза ХВЕ осуществляется за счет внутренних средств и в основном за счет пожертвований спон­соров из-за рубежа. По мнению лидеров Союза, в финансировании церквей Союза ХВЕ государство не принимает никакого участия, а, наоборот, в лице отдельных чиновников чинит всяческие препятствия и практикует бюрократическую волокиту при оформлении документов на получение земли для постройки церквей. В статье «Церковь в XXI веке: с чем входим в новое столетие?» о результатах проведения 21-23 мая 2001 г. в Минской церкви «Благодать» Союза ХВЕ между­народной конференции «Роль и авторитет церкви в XXI столетии» епископ Союза Сергей Хомич сказал, что «в настоящее время верующие не могут открывать церкви, арендовать помещения, в Беларуси у них нет возможности открыто проповедовать».

На сегодняшний день не существует строго определенного или среднего взноса члена в общину. Однако есть такое понятие, как «десятина», которую, как предполагается, верующие должны жертвовать в казну церкви ХВЕ. Руководство Союза ХВЕ отрицает наличие иностранной денежной поддержки поместным церквам, настаивая на том, что воочию можно убедиться в недостатке средств даже для постройки зданий, не говоря уже о постоянном финансировании. Однако при этом подчеркивается незави­симость поместных церквей ХВЕ в заклю­чении каких-либо соглашений с другими церквами, религиозными организациями (в т.ч. зарубежными) и самостоятельность в получе­нии от них денежных средств.

Несмотря на то, что в Беларуси запрещена официальная религиозная пропаганда в государственных учебных заведениях, в свя­зи с чем Союз ХВЕ официально не работает в государственных школах, он в своей миссио­нерской деятельности в большинстве случаев действует через педагогов-пятидесятников, которые пропагандируют изучение Библии в государственных школах.

Активно ведется работа по открытию воскресных школ в Союзе ХВЕ. Так, в 1992 г. Союз ХВЕ открыл 84 воскресные школы при общинах и церквах, в которых преподавали 360 учителей. В конце 1999 г. в Союзе ХВЕ уже насчитывалось 232 воскресные школы, в которых обучались 10113 детей, занятия проводили 895 учителей (для сравнения: в начале 1999 г. действовало 210 воскресных школ, а в начале 2002 г. - уже 330, где обучается 13304 ребенка).

В Союзе не существует аккредитованных государством высших учебных заведений. Тем не менее, Союзу ХВЕ официально принадлежат два богословских высших учебных заведения в г. Минске - Теоло­гический институт Союза ХВЕ в РБ (регистра­ция от 24.04.1996 г.) и Библейский колледж «Христос для народов». Теологический институт ставит своей целью подготовку духовных работников из числа верующих церкви Союза ХВЕ: пасторов, проповедников, евангелистов, преподавателей воскресных школ, миссио­неров, преподавателей богословских дисцип­лин для библейских институтов, колледжей, школ и других работников в сфере духовного труда. Примечательно, что большинство изу­чаемых в институте предметов преподают иностранные граждане, обладающие научны­ми степенями в области богословия, в то время как представители местного руковод­ства Союза не имеют зачастую даже высшего образования (в основном это люди со средним техническим образованием). Библей­ский колледж «Христос для народов» прини­мает верующих из среды Союза ХВЕ и других пятидесятнических общин на вечернее обучение, длящееся 2,5 года, после оконча­ния которого студенты получают диплом. Получить среднее специальное духовное образование для пятидесятников из Беларуси стало также возможным при поддержке московского Библейского колледжа «Благо­дать» Союза ХВЕ в России, в котором будущие служители Союза ХВЕ могут учиться в течение года. В колледж принимаются верующие мужского пола с законченным средним образованием в возрасте 20—45 лет, женщины же принимаются в виде исклю­чения. Верующие из РБ имеют также возможность получать высшее духовное образование в Московской христианской семинарии «Благодать», открытой в 1993 г. с помощью усилий международной лос-анджелесской корейской пятидесятнической миссии «Грэйс» («Благодать»), Интересно, что среди преподавателей Московской семи­нарии на начальном этапе были бывший епископ Союза ХВЕ в РБ Марчук Ф.К. и нынешний епископ Хомич С.С., тогда еще пасторы, а среди выпускников - многие сотни проповедников, направленных на учебу из минских общин, большинство из которых по возвращении в РБ открыли свои общины.

Активна роль Союза ХВЕ в проведении ежегодных конференций, направленных на активизацию участия представителей Союза в религиозной и общественной жизни Бела­руси. Проводятся региональные конференции различной направленности: пасторские, служителей церквей ХВЕ, пророков, лидеров домашних групп областей, женские, регио­нальные по областям Беларуси, конференции для учителей воскресных школ, молодежные, для слабослышащих и глухонемых Христиан веры евангельской и т.д. Ежегодно Союз ХВЕ в РБ принимает участие в заседаниях съезда Союза ХВЕ России, проводит и принимает участие в международных конференциях на темы, связанные с отношениями церкви и государства, ролью церкви в современном мире (21-23 мая 2001 г. на тему «Роль и авторитет церкви в XXI столетии», г. Минск, община «Благодать»), демографическими проблемами государства (участие в первом международном научно-практическом кон­грессе «Демографические проблемы Бела­руси», 17-20 марта 1999 г., г. Минск), всемирными евангелизационными конферен­циями (г. Сеул, 1995 г. и т.д.), межконфес­сиональной тематикой (22-25 ноября 1999 г., г. Москва), участие в Международной межконфессиональной юбилейной конферен­ции, посвященной 2000-летию христианства на тему «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Христианство на пороге третьего тысячелетия!» и др.).

Однако несмотря на официально прокла­мируемую открытость по отношению к другим христианским конфессиям, отношения Союза ХВЕ в РБ с другими зарубежными религиоз­ными организациями характеризуются изби­рательностью и консерватизмом. В январе 1992 г. между Союзом ХВЕ Беларуси и церковью «Грейс» было достигнуто согла­шение об объединении, после чего одна из общин ХВЕ г. Минска была переименована в «Благодать».

В марте 1997 г. Союз ХВЕ Беларуси вступил во Всемирный союз ассамблей Божиих (ВСАБ), генеральным суперинтендантом которого является южноко­рейский пятидесятнический пастор Йонги Чо. Таким образом, Союз ХВЕ в РБ является главным образом членом пятидесятнических международных органи­заций: Всемирного союза Ассамблей Божиих (ВСАБ), Союза ХВЕ России, Международной ассамблеи ХВЕ стран СНГ и Балтии, Евро­пейского комитета ассамблей Божиих. Основными зарубежными миссиями-партне­рами являются международная американо-корейская пресвитерианская церковь «Грэйс» («Благодать»), пятидесятническая церковь «Ассамблея Бога» из США, американская организация «Христос для народов», немец­кая миссия «Неемия», «Гедеоновы братья» и т.д. Однако наряду с тем, что Союз ХВЕ активно сотрудничает с различными общественно-христианскими социальными организациями, такими как Библейское общество в РБ, Международная христианская торгово-промышленная палата, Всемирная ассоциация Военно-христианского союза, Международная организация «Христос для народов», Международная Ассоциация христиан-репортеров, Международное служе­ние Джоша Макдауэлла, «Кампус Крусайд фор Крайст» и др., он намеренно сторонится и избегает сотрудничества с какими-либо экуменическими организациями, ставящими своей целью способствовать распростра­нению экуменического движения, заключаю­щегося в поиске путей восстановления христианского единства.

Ввиду того, что в Союз ХВЕ входят мессианские общины РБ, Союз ХВЕ активно поддерживает инициативу мессианских евреев по проповеди Евангелия среди иудеев диаспоры, по «возвращению каждому еврею Священных Писаний на языке оригинала и диаспоры» и «усилению деятельности по пробуждению интереса к собственному положению Израиля в прекрасном Божьем Плане Спасения посредством проповедова­ния и распространения пророческого слова». Так, некоторые евреи-пятидесятники являются одновременно прихожанами мес­сианских общин. Мессианская община «Звез­да Вифлеема» в здании минской общины Союза ХВЕ «Благодать» периодически проводит праздничные богослужения, пригла­шая на празднование как евреев, так и не евреев, проповедуя перед всеми присут­ствующими о важной миссии евреев-христиан в спасении всех верующих.

Союз ХВЕ играет активную роль в музы­кальной среде республики - организации всевозможных групп прославления и музы­кальных групп при своих общинах, музы­кальных региональных и международных конференциях, способствуя тем самым возникновению жанра христианской пятидесятнической «хвалы Бога». Так, в числе организаторов ставшего с 2001 г. ежегодным симпозиума Хвалы и Поклонения в Санкт-Петербурге, на который съезжаются предста­вители различных протестантских направ­лений со свои­ми музыкальными группами, выступает минс­кая Международная организация «Христос для народов», усилиями которой 24-27 апре­ля 2002 г. в Санкт-Петербурге был проведен второй симпозиум Хвалы и Поклонения.

Союз ХВЕ имеет свое собственное изда­тельство в г. Минске, в котором с 1996 г. выходит в свет газета (с 2001 г. - журнал) «Благодать» Союза ХВЕ в РБ, зарегистриро­ванная Госкомитетом РБ по печати. Тираж газеты с момента основания вырос более чем в три раза (для сравнения, в начале 1999 г. тираж составлял 3000 экземпляров, в конце 2001 г. - 6500 экземпляров, в начале 2002 г. -7000 экземпляров). Периодически издается также информационно-аналитическое прило­жение к журналу в виде бюллетеня «Бытие», в котором на двух страничках освещаются вопросы современного христианства. В янва­ре 2002 г. усилиями Союза ХВЕ и лидерами женского служения в Союзе был издан первый номер женского христианского журнала «Надежда для тебя» под редакцией Л. Жибрик. Предполагается выпуск четырех номеров в год тиражом 4000 экземпляров. Данный журнал не зарегистрирован в Госко­митете РБ по печати. Другие белорусские пятидесятнические общины также собст­венными усилиями издают несколько перио­дических информационных бюллетеней, пользуясь услугами частных издательств и типографий. В большинстве случаев инфор­мация, предлагаемая этими изданиями, касается христианских новостей в Беларуси, мире, пятидесятнических общинах Союза ХВЕ в РБ и России, мессианских общин, общеобразовательно-исторических вопросов по христианской тематике и т.д. Необходимо отметить, что, несмотря на расширение изда­ния собственной периодической литературы, у Союза ХВЕ был и негативный опыт издания журнала «Христианская жизнь», выходившего с июля 1993 г. тиражом 5000 экземпляров и прекратившего свое существование по финансовым причинам.

Союз ХВЕ в РБ проводит большую социальную работу в Беларуси. Его социаль­ная деятельность началась почти одновре­менно с появлением общин, вошедших в Союз, и особенно расцвела со времен перестройки, открывшей возможность полу­чения общинами гуманитарной помощи из-за рубежа. Так, при общине «Благодать» - главной в Беларуси - имеется пункт обмена одежды, отделение посещения больных, отделение заботы о новорожденных. В глав­ном офисе Союза действуют отделы центра­лизованного руководства социальной и душепопечительской работой в общинах: учебно-методический центр воскресных школ Союза ХВЕ, центр тюремного служения, центр социальной работы, центр реабилитационной работы, центры женского, молодежного и семейного служения. Усилиями Союза в Минске было организовано специализиро­ванное кафе, питание в котором предостав­ляется малообеспеченным гражданам в течение пяти дней в неделю. Данную инициа­тиву поддержал отдел социальной защиты Московского района г. Минска, прикрепив к этому кафе малоимущих граждан Москов­ского района. Союз также оказывает постоян­ную гуманитарную поддержку отдельным людям (инвалидам, сиротам, жертвам политических репрессий) и общественным организациям: Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников, организации «Дети Чернобыля», Ассоциации многодетных родителей, родителям детей-инвалидов, больницам, поликлиникам, школам, детским садам, домам ребенка и др. Представители ХВЕ регулярно проводят беседы по вопросам нравственности в школе, где обучаются судимые подростки, находящиеся на времен­ном поселении. Пятидесятники регулярно орга­низуют различные социальные акции с целью привлечения детей к своему движению.

В 1993 г. на базе Союза ХВЕ было офи­циально организовано женское служение Союза ХВЕ, директором которого стала Лариса Жибрик. На данный момент в каждом областном отделении есть женщина, ответст­венная за женское служение. Раз в год в каждой области проводятся областная и несколько региональных конференций. Женский отдел при Союзе ХВЕ 2-3 раза в год организует двухдневные обучающие семинары для лидеров женского служения, для педагогов и врачей, сотрудничает с медперсоналом женских консультаций. В 1998 г. в рамках женского служения началось движение усыновления, организация детских домов семейного типа. Выпущен учебник «Лидер женского служения», на страницах которого говорится о том, как организовать женское служение в областном отделении Союза. В 1998-2002 гг. женское служение Союза ХВЕ вышло за пределы Беларуси, привлекая в качестве участниц конференций представительниц из Украины, России, Молдовы, Литвы.

Особое место в женском служении в Союзе ХВЕ занимает работа по социальным проектам. С 1996 г. женское служение начало сотрудничать с общественной благотворительной организацией «Спасение мла­денцев», соучредителем которой является Союз ХВЕ. Три раза в год проводятся семи­нары для добровольцев, которые после обучения могут работать в учебных заведе­ниях, роддомах, гинекологических отде­лениях больниц и женских консультациях. В 1998 г. эта организация выпустила серию плакатов о ценности и святости семейной жизни. В учебных заведениях, школах, тюрь­мах (например, в женской тюрьме в Гомеле) сотрудники данного центра регулярно прово­дят беседы о нравственности. На обучающие семинары приглашаются и представители других протестантских деноминаций. Руко­водство центра планирует в ближайшем будущем создание центра кризисных ситуа­ций для женщин. Сотрудниками центра будут христианские психологи, врачи, душепопечители. При центре планируется открыть «телефон доверия», с января 2002 г. издается женский христианский журнал «Надежда для тебя».

В рамках реабилитационной деятельности Союз ХВЕ с середины 90-х годов ведет социальную работу в тюрьмах. Это, прежде всего, духовная поддержка заключенных: беседы с верующими, проведение богослу­жений. Такая работа существует в 41 испра­вительном заведении Республики Беларусь, 750 заключенных из которых приняли водное крещение и стали членами пятидесятнических общин. В будущем Союзом ХВЕ в Минске планируется создание реабилитационного центра для вышедших из заключения людей.

Большая работа проводится и с людьми, страдающими от наркологической и алко­гольной зависимостей. В рамках миссии «Возвращение» существует три специализи­рованных реабилитационных центра: в по­селке Стреличево (Гомельская область), Светлогорске и Барановичах. В них практи­куется прежде всего духовная реабилитация больных и безмедикаментозное лечение от зависимостей. В центре наряду с волонтера­ми-верующими работают сотрудники, ранее страдавшие от зависимостей.

С начала 90-х гг. Союз ХВЕ ведет активную работу в армейских подразделениях, дисци­плинарных батальонах, учреждениях связи. Духовные беседы о нравственности прово­дятся один-два раза в неделю капелланами, прошедшими специальную подготовку.

Однако, несмотря на видимое благополучие взаимоотношений Союза ХВЕ и государства, на данный момент существует одна большая претензия со стороны пятидесятнических церквей Союза по отношению к государству. Проблема связана с критическим отношением к пятидесятническим общинам в государст­венных средствах массовой информации. Стандартными обвинениями в адрес общин являются: ведение изуверской богослужеб­ной практики, экспансионная миссионерская деятельность, подрыв устоев традиционной веры в Республике Беларусь. Пятидесятники, в свою очередь, обвиняют государственные СМИ в нарушении закона РБ о свободе вероисповедания и религиоз­ных организациях, клевете и извращении пятидесятнического вероучения, когда в их адрес идут обвинения в пособничестве оккупационным войскам в годы Второй мировой войны, пропаганде контрацепции и абортов через сеть женских консультаций в РБ. Причем Союз ХВЕ подчеркивает, что подобные статьи и видеоматериалы разжи­гают межнациональную и межконфессио­нальную рознь в РБ и содержат ложные факты (в первую очередь речь идет о статье Н. Янович «Беларуси угрожает перспектива превратиться в протестантскую республику, или Нас настойчиво толкают к предательству веры наших предков» в «Народной газете» от 19, 20 апреля 2000 г., письме В.Н. Орлов­ской «Крик души» с обвинениями пятидесят­ников о принесении в жертву ее сына - члена общины, статье «По законам Божиим или человеческим» в газете «Мінская праўда» от 13 февраля 2001 г., показе видеофильма «Экспансия» по белорусскому телеканалу 26 октября и 2 ноября 2000 г. и др.). Как указывает еп. С. Хомич в своей статье-опровержении, подобные публикации оказы­вают медвежью услугу православным, так как формируют у читателей ложную картину неприязни и противостояния православного и протестантского населения, что на самом деле не так, т.к. православные и пятидесятники поддерживают контакты, принимают участие в совместных конференциях, иерархи обмени­ваются праздничными приветствиями и т.д.

Годом позже на страницах журнала «Благодать» было опубликовано «Обращение Христиан веры евангельской (пятидесятников) к белорусскому народу», в котором Совет епископов Союза ХВЕ РБ сделал официаль­ное заявление по поводу «кампании лжи и клеветы по отношению к людям, верующим в Единого Творца мироздания». Среди фактов, которые, по мнению Совета епископов ХВЕ, содержат клевету на Союз ХВЕ, указывается на «имеющиеся факты разжигания межконфессиональной розни» и на то, что «богопротивники не желают межконфессионального диалога как одного из факторов стабилизации нашего общества, и потому их усилия направлены на разрушение, а не на созидание». В данном заявлении подчеркивается факт обращения 1907 верующих Союза ХВЕ с письмом к пре­зиденту Беларуси 16 ноября 2000 г. и к пред­седателю Национальной государственной телерадиокомпании РБ (тогда В.В. Чикину), в котором верующие «выражали надежду и уверенность в том, что президент выступит гарантом соблюдения их конституционных прав».

На начало 2002 г. динамика роста числа общин Союза ХВЕ значительно опережает рост количества служителей. В связи с этим, как считает руководство Союза, подготовка пасторов является одной из приоритетных задач Союза ХВЕ в РБ в дальнейшем. Судя по внешним показателям роста деноминации, Союз ХВЕ в РБ является второй по величине быстро растущей религиозной организацией в Беларуси.

Однако в свете вышесказанного Союз ХВЕ активно развивается скорее вопреки все более усложняющимся отношениям с госу­дарственными органами.

Понимая всю сложность и многообразие межконфессиональной ситуации в РБ, представители Союза ХВЕ в связи с неста­бильными отношениями с государственными органами власти высказывают пожелание видеть Беларусь светским государством, уважающим все существующие в нем конфессии. По учению пятидесятников, государство является Божиим установ­лением, поэтому лидеры Союза ХВЕ считают, что нельзя проклинать безбожные власти. По их мнению, человек не может жить без религии, поэтому государство должно предо­ставить право верующим получать начальное библейское образование в государственных школах на уроках закона Божия (конфес­сиональные уроки по выбору учащихся).

Представители Союза ХВЕ в РБ в целом положительно оценивают общее стремление государства упорядочить религиозную ситуацию в Беларуси. Однако у руководства Союза отношение к методам ведения госу­дарственной конфессиональной политики неоднозначное. К положительным явлениям они относят взаимодействие Министерства образования с религиозными организациями по вопросу введения религиозных дисциплин в общую школьную и вузовскую программу обучения, а также в социальной работе.

В беседах с лидерами ХВЕ в РБ выясняется, что они относят к отрицательным тенденциям несоблюдение со стороны государства закона о свободе совести, что выражается, по их мнению, во всякого рода «притеснениях» в отношении, прежде всего, пятидесятнических общин и «возвышении роли» Православной церкви в общественно-политической жизни госу­дарства. У лидеров пятидесятников возникают вопросы относительно предписаний нового закона о религиозных организациях и способе регистрации религиозных общин, так как под предписания необходимого количества верующих (не менее 20) и количества лет существования общин (не менее 15 лет) подпадают далеко не все общины зарегистри­рованного Союза ХВЕ в РБ. По мнению пятидесятников, таких вопросов можно было бы избежать, введя в юридическую практику новое понятие - «религиозная группа». Как они считают, в связи с протекционистским подходом государства к существующим религиозным организациям (привилегиро­ванное положение одних по отношению к другим) вполне закономерно ухудшение официальных отношений между Союзом ХВЕ и Белорусским Экзархатом РПЦ и Римско-католической церковью. Отсюда следует невольное улучшение отношений Союза с другими христианскими деноминациями.

Выводы

1. Продолжается активный рост Союза ХВЕ, сопровождающийся как быстрым воз­никновением новых общин, так и увеличением количества членов ХВЕ. Это единственное в Беларуси религиозное объединение, в кото­ром наблюдается такой мощный и стабильный прирост.

2. Рекрутирование новых адептов Союза ХВЕ ведется в основном извне. Это означает активную миссионерскую пропаганду пред­ставителей ХВЕ в Беларуси.

3. Внутренняя структура Союза ХВЕ уже на начало 2002 г. практически завершила свое формирование: Союз ХВЕ восстановил епископат, сложились местные кадры священ­ноначалия, структуры подготовки руково­дящих кадров.

4. Данная ситуация позволяет прогнози­ровать предстоящие структурные транс­формации в Союзе ХВЕ и нарастающее напряжение между сегодняшними лидерами (традиционалистами), как правило, не имею­щими специального религиозного образо­вания, и молодыми лидерами (либералами), получающими хорошую подготовку в высших духовных образовательных центрах ХВЕ в РБ и за рубежом.

5. В РБ открылись среднее и высшее спе­циальные учебные заведения Союза ХВЕ, занимающиеся подготовкой местных кадров.

6. Осуществляется тесное сотрудничество Союза ХВЕ в РБ с различными междуна­родными пятидесятническими организа­циями.

7. Приветствуя межхристианский диалог, пятидесятники Беларуси отказываются участвовать в экуменических христианских организациях, таких как, например, Всемир­ный Совет Церквей и Европейская Конфе­ренция Церквей.

8. Союз ХВЕ активно поддерживает другие христианские харизматические движения, например, мессианских евреев.

9. Расширилась инфраструктура Союза ХВЕ, появились многосторонне социальное служение, женское служение, тюремное служение, реабилитационные центры (лечение наркомании, алкоголизма).

10. Продолжает расширяться гуманитар­ная помощь больницам, детским домам, инвалидам, малоимущим. Это означает, что Союз ведет активную миссионерскую дея­тельность среди социально наиболее уязви­мой части общества, которое как раз и является «плодородным полем» для рекрути­рования новых членов религиозных общин.

11. Взаимоотношения союза ХВЕ и госу­дарства изданный момент являются доволь­но напряженными ввиду неприязненного отношения государственных СМИ к пятиде-сятническому движению и усложняются взаимными обвинениями в нарушении прав человека.

12. Так как в условиях экономической нестабильности посткоммунистического общества будет увеличиваться количество социально не защищенных людей, то наибо­лее вероятным представляется значительный рост общин Христиан веры евангельской.

Литература

1. Дьяченко О.В. Миссионерская деятельность пятидесятнической церкви в Беларуси. Могилев, 1999.

2. Левитин А. Израиль: пророческие часы Бога снова показывают время // Благодать. 2001. № 4. С. 6-7.

3. Новикова Л.Г. Религиозность в Беларуси на рубеже веков: тенденции и особенности проявления (социологический аспект). Мн., 2001.

4. Обращение Христиан веры евангельской (пятиде­сятников) к белорусскому народу // Благодать. 2001. № 5. С. 2-3.

5. Основы вероучения Церкви Христиан Веры Евангельской в Республике Беларусь. Принято на III съезде Союза ХВЕ в РБ 3-4 октября 1997 г. Мн., 1997.

6. Устав Союза ХВЕ в РБ. Изменения и дополнения к Уставу, принятому I съездом ХВЕ 8 февраля 1991 г., утвержденные III съездом представителей помест­ных церквей ХВЕ 4 октября 1997 г. Мн., 1997.

7.Янович Н. Беларуси угрожает перспектива превратиться в протестантскую республику, или Нас настойчиво толкают к предательству веры наших предков // Народная газета. 2000. 19, 20 апреля.

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)